DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-127
УДК 378.016
ОТКРЫТЫЕ ОНЛАЙН-КУРСЫ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Е.А. Дергач (Красноярск, Россия) О.Б. Завьялова (Красноярск, Россия) Н.А. Брюханова (Красноярск, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В статье проведен анализ развития массовых открытых онлайн-курсов (МООС), рассмотрены их структура и применение в практике высшего образования, внедрение нового опыта и стратегия развития дистанционного обучения на кафедре физической культуры в Сибирском федеральном университете.
Цель статьи - изучить специфику этапов возникновения и развития одного из направлений дистанционного обучения - массовых открытых онлайн-курсов и их применения в обучении студентов дисциплине «Физическая культура».
Методологию исследования составляет анализ научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых по вопросам развития массовых открытых онлайн-курсов и опыта их реализации.
Постановка проблемы. На сегодняшний день, как правило, высшее образование получают в традиционной форме (очная / заочная), но становятся все более востребованными формы обучения с применением дистанционных образовательных технологий, или интернет-обучения. Один из самых прогрессивных трендов в современном образовании - это массовые открытые онлайн-курсы (MOOC, от англ. massive open online course) [Конанчук, Волков, 2013]. МООС в педагогике являются недостаточно изученным феноменом, хотя, конечно, базируются на теоретических основах электронного обучения и дистанционного образования [Вьюшкина, 2015].
Методологию исследования составляют анализ научно-исследовательских работ зару-
Результаты. Статья посвящена изучению теории и практики использования МООС в образовательном процессе университета. Авторами сформулированы основные промежуточные результаты внедрения массовых открытых онлайн-курсов в образовательный процесс на кафедре физической культуры в Сибирском федеральном университете. Проанализированы проблемы, ошибки работы с МООС и аспекты их дальнейшего совершенствования.
Заключение. Полученные на текущий момент результаты позволяют сделать вывод о том, что использование дистанционных образовательных технологий в виде МООС по дисциплине «Физическая культура» эффективно, но требует дополнительных исследований и разработок.
Ключевые слова: массовые открытые онлайн-курсы, студенты, дистанционные образовательные технологии, физическая культура.
бежных и отечественных ученых по вопросу развития массовых открытых онлайн-курсов и опыта реализации массовых открытых онлайн-курсов по дисциплине «Физическая культура».
Обзор научной литературы проведен на основе работ [Чубаров, 2012; Колокатова, Ал-тынбаева, 2013; Мишнев и др., 2013; Можаева, 2015; Чичиланова и др., 2015; Золотухин, 2015; 2016; Иванова, Крылова, 2016].
Впервые в 2008 году в Стэнфордском университете авторы С. Трун и П. Норвиг разработали и провели в сети Интернет бесплатный курс по теме «Искусственный интеллект» для 160 тысяч слушателей из 190 стран [Норвиг, 2019]. Считается, что возникновение термина, как и самой философии МООС, впервые
<
и Я
а
4
с
PQ
5 s
ES
W H
S
и ^
д и s
0
1
к
W PQ H
и ft с
и
о
[-4
0
ё и ft
s
1
>>
0
1
и w tr
s
Ь
1-й <
G
«
s к
H
и
W PQ
введено канадскими когнитивистами под руководством Джорджа Сименса [Cormier, Siemens, 2010]. Первоначальная цель онлайн-курсов -получение обучающимися всех учебных материалов без обязательного поступления в университет [Liyanagunawardena, Adams, Williams, 2013]. Как отмечает Г.В. Можаева [Можае-ва, 2015], в 2011 году в том же университете в Стэнфорде было дано начало МООС как одному из направлений в образовании в виде проекта Coursera, объединившего три крупнейших университета США для разработки открытых ресурсов, ставших популярными в течение следующего года и получивших, по версии журнала Time в 2012 году, звание «лучший образовательный сайт» [Meyer, 2012].
В следующем году были выведены на новый уровень интернет-платформы, что выразилось в большом количестве различных публикаций. Учеными в 2013 году уже был сделан первый систематический обзор литературы по тематике массовых открытых онлайн-курсов [Liyanagunawardena, Adams, Williams, 2013; Adams, 2015; Ebben, Julien, Unpacking, 2014].
По мнению С.А. Золотухина, массовые открытые онлайн-курсы - это перспективный вид интернет-обучения, строящийся по принципам открытого обучения, который предполагает не только свободу выбора при поступлении либо зачислении на MOOC, но и свободное освоение наук с учетом уровня и выбора условий обучения, направленных на самостоятельное развитие обучающегося [Золотухин, 2016]. Главная причина, способствующая тому, чтобы студенты выбирали онлайн-обучение, - это возможность «посещения занятий» в удобное время [Иванова, Крылова, 2016].
Интегрирование технологий МООС в высшем образовании отмечают многие специалисты, рассматривая и потенциалы, и возможные угрозы для высшей школы. Подробно рассмотрены разные модели МООС [Мишнев и др., 2013]. Как «минус» МООС отмечаются недостаточная разработанность общих педагогических принципов для массового внедрения данной технологии [Clar, Barber, 2013] и низкий про-
цент студентов, завершающих в полном объеме самостоятельное осваивание курса, около 10 % [Meyer, 2012].
В то же время С.А. Чичиланова и ее коллеги считают, что наличие МООС повышает имидж учебного заведения и имеет большой потенциал в обновлении традиционных методов, средств и форм организации учебного процесса, что, безусловно, является очень важным [Чичиланова и др., 2015].
Как отмечает Б.Ф. Мишнев, дистанционное обучение состоит из коммуницировавших между собой четырех составляющих: систем технологий / процессов, позволяющих обеспечивать обучающимся доставку всего необходимого объема изучаемого материала; постоянного взаимодействия преподавателей и обучаемых студентов; необходимости получения индивидуальной консультации преподавателя по непонятным вопросам; предоставления учебного материала обучающимся для выполнения ими самостоятельной работы [Мишнев и др., 2013].
Главными составляющими системы дистанционного обучения являются: средства создания содержания контента, его управления; необходимость своевременно реагировать, наполнять, дополнять, изменять содержание; соответствовать временному календарю курса и следить за предоставлением индивидуальной консультации обучаемому студенту по личному запросу; ведение необходимой отчетности об успеваемости обучающихся, учитывая статистику их образовательных достижений, происходящих в системе, - организация приема экзаменов, проведение тестирования и др.; средства общения между всеми участниками процесса обучения [Мишнев и др., 2013].
С.А. Золотухин отмечает отличительные характеристики MOOC: реализация на базе специально разработанного специалистами или объединенными крупными университетами программного обеспечения; необходимость академического предоставления видеоконтента и положение обучающихся и преподавателей [Золотухин, 2015]. Как отмечает С.В. Нило-ва, немаловажным является творческий стиль
преподавателя, так как тип выбранного обучения задает правила, и МООС не является исключением в этом [Нилова, 2014].
Как обозначается специалистами [Колока-това, Алтынбаева, 2013; Чубаров, 2012], в том числе и по дисциплине «Физическая культура», для получения качественного образования выделяется главная цель интерактивного обучения - организация учебного процесса должна проходить с привлечением и вовлечением в процесс обучения всех студентов, вне зависимости от способов доступа к компьютеру и места проживания обучающихся.
Результаты исследования. Цель электронного обучения в Сибирском федеральном университете - удовлетворить потребности студентов в виртуальной части учебного процесса.
В Сибирском федеральном университете разработано несколько вариантов использования и зачета результатов освоения массовых открытых онлайн-курсов - по инициативе обучающегося, преподавателя, руководителя образовательной программы или заведующего кафедрой. В каждом из вариантов разработаны последовательность и соответствующие инструкции, с применением которых студенты СФУ могут зачесть результаты прохождения массовых открытых онлайн-курсов по дисциплинам учебного плана, изучаемым или планируемым к изучению (рис.).
Для этого необходимо согласовать с преподавателем курс, который прошел, и сроки его прохождения, заполнив соответствующую форму заявления (http://forms.sfu-kras.ru/open-соигее-с^^).
Одной из моделей электронного обучения с использованием массового открытого онлайн-курса, предложенного руководством обсуждаемого университета, является «Открытое образование» - современная образовательная платформа, которая предлагает обучающимся онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах.
Аккредитованный электронный онлайн-курс по дисциплине «Физическая культура» Санкт-Петербургского государственного поли-
технического университета (https://openedu. ru/course/spbstu/PHYSCUL/) был предложен студентам заочной формы обучения института управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета и включал в себя пять модулей, в каждом из которых две лекции, представленные в формате видеолекций. Промежуточные тестовые задания и обязательный экзамен с прокторин-гом - личное присутствие студента. Получение сертификата 56 % обучающихся стало возможным при успешном прохождении контрольных мероприятий онлайн-курса с идентификацией личности студента и контролем условий их прохождения.
Помимо положительных аспектов прохождения студентами МООС, таких как доступность, выполнение всех принципов непрерывного обучения, массовое привлечение студентов, студенты и преподаватели столкнулись с определенными противоречиями: отдельные не вполне корректно составленные задания; присутствие пунктуационных и орфографических недочетов; наличие в тестировании заданий, информации по которым в лекционных занятиях не наблюдалось; нехватка оригинальности в преподнесении лекционного видеоматериала.
Заключение. МООС является недостаточно изученным направлением в педагогике, строящимся на теоретических основах электронного обучения и дистанционного образования. На кафедре физической культуры Сибирского федерального университета в экспериментальной работе было проведено внедрение в учебный процесс по дисциплине «Физическая культура» массовых открытых онлайн-курсов, которые требуют дальнейших серьезных теоретических исследований и новых экспериментальных проверок. Возможная организация, дальнейшее изучение и освоение технологии МООС в сотворчестве со студентами и преподавателями, способными к ориентированному творческому сотрудничеству, будут способствовать развитию высшего образования нашего университета и поднимут на новый уровень качество преподавания.
< И
а
с
и'
к
м н К
и ^
д и 8
0
1
к
м 00 н и
Ни
с и
о
[-4
0
ё
и
РМ
1
I
и
>>
0
1
и м V
к
ь
[-4 <
э
с
к
н и
И
Карта электронного обучения в СФУ
Активное участие ректората в развитии электроного обучения
Стратегия ^ и управление { Н
Сопровождающие службы:
- Служба технической поддержки
- Центр обучающих систем Отдел информатизации
Отдел аудиовизуальных технологий
- Ответственные за ЭО и ДОТ в институтах и филиалах
Временное положение об электронном портфолио обучающихся
Студенческие советы
Площадки для обмена опытом:
- Группы и объединения а личном кабинете
- Семинары по электронному обучению
Неограниченный доступ к учебным материалам дисциплины
Международная аккредитация e-learning, с присвоением европейского
знака качества UNIQUE
Курсы повышения квалификации:
- Постоянное обновляемое внутренее ПК Поддержка внешнего ПК
Положение о порядке и формах использования МООК в учебном процессе и зачёте результатов освоения МООК при промежуточной аттестации
Доступ к wi-fi в кампусе
Регламент использования сервиса вобинаров и видеоконференций университета
Положение об электронных образовательных ресурсах
Документы
Положение об электронном обучении и дистанционных образовательных технологий
Положение об электронной информационно-образовательной среде
Обучение по электронным курсам
Зачёт массовых
открытых онлайн-курсов
Обучающиеся
Электронное портфолио
Люди Р
Актив:
■ Ответственные за ЭО и ДОТ • Менторы ЭО
■ Экспертная комиссия проектов
Разнообразие электронных сервисов для поддержки всех видов занятий
Участие в управлении ЭО (студенческие советы)
Сервис для проведения вебинаров webinar.sfukras.ru
Программа развития электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (2016 2021)
Информационная обучающая система e.sfu-fcras.ru
Сервис для управления личной учетной записью user.sfu-kras.ru
Я] Электронные сервисы
Поддержка ЭО:
Эффектиеынй контракт преподавателя - Проекты в области электронного обучения
Личный кабинет Lsfu-kras.ru
Научная библиотека Ii6.sfu-kras.ru
Рис. Карта электронного обучения в СФУ Fig. Map of e-learning in SFU
Библиографический список
1. Вьюшкина Е.Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Философия. Психология. Педагогика. 2015. С. 78-83.
2. Золотухин С.А. Использование массовых открытых онлайн-курсов в образовательном процессе вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2016. № 4 (40). С. 135-141.
3. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайн-курсов // Дискуссия. Екатеринбург: Изд. дом «Ажур», 2015. № 4 (56). С. 97-103.
4. Иванова П.О., Крылова Е.А. Роль мотивации при дистанционном обучении студентов высшей школы // Инновационная наука: международный научный журнал. 2016. № 12-3. С. 57-58.
5. Колокатова Л.Ф., Алтынбаева Н.А. Система технологии дистанционного обучения студентов в высших учебных заведениях по предмету «Физическая Культура» // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 187-189.
6. Конанчук Д., Волков А. Эпоха «Гринфилда» в образовании [Электронный ресурс]. М.: Центр обр. разработок Московской шк. упр. СКОЛКОВО (SEDeC), 2013. 52 с.
7. Мишнев Б.Ф., Филь Н.П. Описание процессов планирования и реализации учебных программ на базе единой информационной модели // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society): международный электронный журнал. 2012. Vol. 15, № 3. C. 545-553. URL: https:// cyberleninka.ru/article/v/opisanie-protsessov-planirovaniya-i-realizatsii-uchebnyh-programm-na-baze-edinoy-informatsionnoy-modeli (дата обращения: 27.02.2019).
8. Мишнев Б.Ф., Филь Н.П., Скворцов А.А. Опыт внедрения и перспективы развития дистанционного обучения в TSI // Образовательные технологии и общество. Казань, 2013. № 4. С. 475-492.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Можаева Г.В. МООК - новые возможности для развития дополнительного профессионального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2015. № 1(15). С. 5-9. Нилова С.В. Массовые открытые онлайн-курсы в образовательном процессе университета // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 2. С. 555-568. Норвиг P. Учебная аудитория на 100 000 студентов. URL: https://www.ted.com/ talks/peter_norvig_the_100_000_student_ classroom?language=ru (дата обращения: 21.03.2019).
Чичиланова С.А., Курзаева Л.В., Григорьев А.Д., Новикова Т.Б. Отечественный опыт реализации массовых открытых онлайн-курсов в формате хМООС // Электротехнические системы и комплексы. 2015. С. 57-62.
Чубаров М.М. Интерактивное онлайн-образование студентов по физической культуре: монография. Bern: Palmarium academic publishing, 2012. 188 с. Adams A.A. Theories and Applications of Massive Online Open Courses (MOOCs): The Case for Hybrid Design // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16, No. 6. URL: http://www.irrodl. org/index.php/irrodl/article/view/2185/3526 (дата обращения: 21.03.2019). Clar М., Barber Е. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cultural psychology // Distance Education. 2013. Vol. 34, No. 1. P. 129-136. URL: http:// dx.doi.org/1 0.1080/01587919.2013.770428 (дата обращения: 15.03.2019). Cormier D., Siemens G. (2010). The Open Course: Through the Open Door -Open Courses as Research, Learning, and Engagement. EDUCAUSE Review. 2010. 45 (4), 30-32. URL: https://www.learntechlib.org/p/110311/ (дата обращения: 15.03.2019). Ebben М., Julien S., Unpacking М. MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship // Learn-
<
PQ £ a
4
с
PQ
s
ES
w
H
5
и ^
д
PQ S
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
и
о
l-ч
о
ë и ft
s
>>
0
1
и w V
s
Ь
1-й <
G
« S
к
H
и
W PQ
ing, Media and Technology. 2014. 1-18. URL: https://usm.maine.edu/sites/de-fault/files/ ctel/Ebben%26Murphy Unpack-ingMoocScholarlyDiscourse2014.pdf (дата обращения: 19.03.2019).
18. Liyanagunawardena T.R., Adams A.A., Williams S.A. MOOCs: A Systematic Study of the Published Literature 2008-2012 // The International Review of Research in Open and Distributed
Learning. 2013. Vol. 14, No. 3. P. 202-227. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/ article/ view/1455/2531. (дата обращения: 21.03.2019).
19. Meyer R. What It's Like to Teach a MOOC (and What the Heck's a MOOC?) The Atlantic. 2012. URL: http://www.theatlantic.com/technol-ogy/ archive/2012/07/what-its-like-to-teach-a-mooc-andwhat-the-hecks-a-mooc/260000/ (дата обращения: 15.03.2019).
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-48-2-127
OPEN ONLINE COURSES IN TEACHING STUDENTS „PHYSICAL CULTURE" DISCIPLINE
Е.А. Dergach (Krasnoyarsk, Russia) О.B. Zavyalova (Krasnoyarsk, Russia) N^. Bryukhanova (Krasnoyarsk, Russia)
Abstract
Problem and purpose. The article analyzes the development of massive open online courses (MOOC), their structure and application in the practice of higher education, the introduction of new experience and strategy of distance learning at the Department of Physical Culture of the Siberian Federal University.
The purpose of the article is to analyze the stages of the emergence and development of one of the areas of distance learning - massive open online courses (MOOC) and to analyze their application in the educational process of the University.
The methodology of the research is based on the analysis of theoretical materials and research works of foreign and domestic scientists on the development of massive open online courses and the experience in the implementation of massive open online courses.
Results. The article is devoted to the theory and experience of using MOOC in the world and in the educational process of the University. The authors describe the main intermediate results of the massive open online courses introduction in the educational process at the Department of Physical Culture of the Siberian Federal University. The problems, errors in the work with the MOOC and the aspects correcting the errors in future are analyzed.
Conclusion. The results obtained so far allow us to conclude that the possible option of using distance learning technologies in the form of MOOC in teaching the discipline of „Physical Culture" is effective but requires additional research and further considerations.
Keywords: massive open online courses, MOstudents, distance learning technology.
References
1. Vyushkina E.G. Massive open online courses: theory, history, prospects for use // News 6. of Saratov University. New series. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy. 2015.
P. 78-83.
2. Zolotukhin S.A. The use of massive open online 7. courses in the educational process of the university // Uchenye zapiski. Electronic scientific journal of Kursk State University. 2016. No. 4 (40). P. 135-141.
3. Zolotukhin S.A. Advantages and disadvantages of massive open online courses // Discussion. Ekaterinburg: Ed. House „Azhur", 2015. No. 4 (56). P. 97-103.
4. Ivanov P.O., Krylov E.A. The role of motivation in distance education of higher school students
// International scientific journal „Innovation 8. Science". 2016. No. 12-3. P. 57-58.
5. Kolokatov L.F., Altynbaeva N.A. The system of distance teaching technology for students in higher education institutions in the subject of
„Physical Culture" // Omsk Scientific Herald. 2013. 5 (122). P. 187-189. Konanchuk D., Volkov A. The Epoch of Greenfield in education [electronic resource]. M.: Center arr. development of Moscow school. ex. SKOLKOVO (SEDeC), 2013. 52 p. Mishnev B.F., Fil N.P. Description of the processes of planning and implementing curricula based on a single information model // International electronic journal «Educational Technologies and Society (Educational Technology & Society)». 2012. Vol. 15. No. 3. P. 545-553. Access mode: https://cyberleninka. ru/article/v/opisanie-protsessov-planirovani-ya-i-realizatsii-uchebnyh-programm-na-baze-edinoy-informatsionnoy-modeli. (access date: 02.27.2019).
Mishnev B.F., Fil N.P, Skvortsov A.A. Implementation experience and prospects for the development of distance learning in TSI // Educational technologies and society. Kazan, 2013. No. 4. P. 475-492.
<
PQ £ a
4
tí PQ
¡5 к
w
H К
и ^
д
PQ
к
о
ü к
w
PQ H
и
ft <
£tí
и
о
l-ч
0
ё и ft
1 I
и
>>
0
1
и w V
к
ь
[-4 <
э
с
S
к
н
U
w
PQ
9. Mozhaeva G.V. MOOK - new opportunities for the development of additional professional education // Additional professional education in the country and the world. 2015. No. 1 (15). P. 5-9.
10. Nilova S.V. Massive open online courses in the educational process of the university // Educational technologies and society. 2014. Vol. 17, No. 2. P. 555-568.
11. Norvig P. The 100,000-students classroom. Access mode: https: //www.ted.com/talks/peter_ norvig_the_100_000_student_classroom? Language = en (access date: 03.21.2019).
12. Chichilanova S.A., Kurzaeva L.V., Grigoriev A.D., Novikova T.B. Domestic experience of implementing massive open online courses in the format xMOOC // Electrical systems and complexes. 2015. P. 57-62.
13. Chubarov M.M. Interactive online education for students in physical culture: monograph. Bern: Palmarium academic publishing. 2012. 188 p.
14. Adams A.A. Theories and Applications of Massive Online Open Courses (MOOCs): The Case for Hybrid Design // The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2015. Vol. 16, No. 6. Access mode: http:// www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/ view/2185/3526 (access date: 03.21.2019).
15. Clar M., Barber E. Learning online: massive open online courses (MOOCs), connectivism, and cul-
tural psychology // Distance Education. 2013. Vol. 34, No. 1. P. 129-136. Access mode: http:// dx.doi.org/1 0.1080 / 01587919.2013.770428 (access date: 03.15.2019).
16. Cormier D. & Siemens G. (2010). The Open Course: Through the Open Door - Open Courses as Research, Learning, and Engagement. EDUCAUSE Review. 2010. 45 (4), 3032. Access mode: https://www.learntechlib. org/p/110311/ (access date: 03.15.2019).
17. Ebben M., Julien S., Unpacking M. MOOC scholarly discourse: a review of nascent MOOC scholarship // Learning, Media and Technology. 2014. P. 1-18. Access mode: https://usm. maine.edu/sites/ default/files/ ctel/Ebben% 26MurphyUnpackingMoocScholarlyDiscour se2014.pdf (access date: 03.19.2019).
18. Liyanagunawardena T.R., Adams A.A., Williams S.A. MOOCs: a Systematic Study of the Published Literature 2008-2012 // the International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2013. Vol. 14, No. 3. P. 202-227. Access mode: http://www.irrodl.org/index.php/ irrodl/ article/view/1455/2531 (access date: 03.21.2019).
19. Meyer R. What It's Like to Teach a MOOC (and What the Heck's a MOOC?) The Atlantic. 2012. Access mode URL: http://www.theatlantic. com/technology/ archive / 2012/07 / what-its-like-teach-a-mooc-and what-the-hecks-a-mooc / 260000 / (access date: 03.15.2019).