Научная статья на тему 'Открытое образование как условие самореализации личности: социально-психологический аспект'

Открытое образование как условие самореализации личности: социально-психологический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТКРЫТОСТЬ / ОТКРЫТОСТЬ КАК НАУЧНАЯ КАТЕГОРИЯ / ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / OPENNESS / OPENNESS AS A SCIENTIFIC CATEGORY / OPEN SOCIETY / OPEN EDUCATION / INFORMATION SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Елена Геннадьевна

В статье рассматривается понятие «открытость» с точки зрения различных наук, генезис и научный смысл понятия «открытое образование», подходы к определению понятия «открытое образование», используемые в педагогической теории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open education as a condition of self-realization: socio-psychological aspect

The article discusses the concept of "openness" in terms of different sciences, genesis and the scientific meaning of the "open education" concept, approaches to the definition of "open education" used in pedagogical theory

Текст научной работы на тему «Открытое образование как условие самореализации личности: социально-психологический аспект»

Е. Г. Королёва

(Санкт-Петербург)

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается понятие «открытость» с точки зрения различных наук, генезис и научный смысл понятия «открытое образование», подходы к определению понятия «открытое образование», используемые в педагогической теории

Открытость как научная категория активно используется в понятийном аппарате различных наук. Открытость как социологическая категория характеризует активное взаимодействием социальных институтов и субъектов с социумом через механизм социального партнерства, способность адекватно реагировать на социальную ситуацию (динамику развития рынка труда, на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты и т.д.].

Этико-психологический контекст открытости связан с пониманием, способностью к диалогу, эмпатии, готовностью пустить партнера в свой внутренний мир. Психологическая открытость позволяет человеку легко общаться, открыто и искренне выражать свое личное отношение, мнение и оценки. Открытые люди, как правило, более коммуникабельны, эффективны в общении, способны к пониманию, поддержке и другим позитивным формах взаимодействия. «Понимание -это открытость», - отмечал М. Хайдеггер [8].

Понятие открытость активно используется в категориальном аппарате естественных наук и понимается как основополагающее свойство системы, при котором она имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой, окружающим миром.

Развитие термина «открытость» в социально-политическом контексте существенным образом связано с концепцией Анри Бергсона, который впервые ввел в научный оборот понятие «открытое общество» в 1932 году и теорией открытого общества Карла Поппера.

Оба мыслителя, описывая общество, использовали социальные и биологические метафоры, сравнивая его одновременно и с живым организмом, и с особым типом социаль-

ной системы. Закрытое общество, по А. Бергсону, это такая социальная система, члены которой живут в соответствии с навязываемыми сверху моральными нормами и религиозными табу. Они закрепляются из поколения в поколение механизмом обычаев и традиций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционирует по непреложным социобиологическим законам. Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу сравниваются с биологическими импульсами в организме.

В своей работе «Два источника морали и религии» А. Бергсон противопоставил два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, «воплощенное в великих личностях - моральных героях и христианских мистиках». Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре. [2].

Открытость рассматривалась К. Поппером в политическом и идеологическом аспектах, как альтернатива понятию тоталитарного общества, и впоследствии употреблялось в западных социально-философских течениях для обозначения общественных условий для достижения политической свободы [4]. «Оно наделяется набором черт, характерных для современной западной демократии, основано на инструментальной рациональности, десакрализации социальных и политических норм и процедур, возможности изменения социального статуса его членов» [3].

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27) 2011

27

Первые социально-педагогические трактовки понятия «открытость» в странах Западной Европы относятся к началу XIX столетия. Они были связаны с усилением политического, экономического и социального влияния буржуазии, противопоставившей аристократии новые, альтернативные морально-этические нормы и принципы. «Открытость провозглашалась этической нормой и тем самым целью воспитания, в основе которой лежит позиция доверия по отношению к другим людям, критическая оценка ситуации» [5].

Начиная с середины 70-х годов прошлого столетия термин «открытость» приобретает новое значение и выступает одним из показателей многочисленных гуманистически ориентированных педагогических концепций, направленных на гуманизацию образования, приближение его содержания к реальной жизни, гибкость образовательных программ (особенно для повышения квалификации и переобучения взрослых], преодоление замкнутости школы как социального института и т.д.

Следующий этап развития термина «открытое образование» был связан со становлением информационного общества, формированием новой парадигмы образования, возникновением массовых потребностей в непрерывном образовании на протяжении всей жизни. Ведущим фактором открытости современного образования выступает его технологичность, основанная на использовании сетевых информационных технологий, электронных источников информации (в особенности ресурсов сети Интернет], дистанционных форм обучения, гибких учебных модулей, которые обеспечат интенсификацию, индивидуализацию и непрерывность обучения.

Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе.

В настоящее время толкование термина «открытость», «открытое образование» в педагогической теории отличается разнообразием подходов к раскрытию его сущности. В их числе называют синергетический, системный, антропологический. Именно под влиянием синергетических исследований впервые появляется понятие «открытость образования».

Согласно синергетическому подходу открытость образования предполагает преодоление институциональных рамок образовательной деятельности. Образование в этом случае рассматривается как одна из подсистем общества, как открытая система.

Согласно синергетической концепции «открытая модель» образования предполагает открытость образования будущему, развитие и включение в процессы образования представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества.

В концепции синергетического подхода основным показателем «открытой модели» образования является новый тип социальных отношений, предполагающий взаимную помощь, взаимокоординацию, сотрудничество и сотворчество.

Открытость выступает как ключевая характеристика образовательного процесса. Реализация принципа открытости в первую очередь подразумевает ориентацию на ученика как субъекта образовательной деятельности. Другим показателем является максимальный учет современных тенденций развития культуры общества, целенаправленная интеграция образования в общественные процессы. «Представляется, что современное образование предполагает открытость будущему, а его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера. Это требует принципиальных корректировок в организации действующей системы образования», - отмечает представитель данного подхода С. С. Шевелева [9]. Идеи «открытости» связаны в данном направлении с именами И. Пригожина, Е. И. Козаковой, С. С. Шевелевой и др.

В рамках системного подхода открытость образования определяется как способность системы воспринимать и учитывать изменения среды в целях собственного развития и находится со средой в процессе саморазвития.

Результат саморазвития состоит в изменении структуры и состояния системы и среды, в последовательном разблокировании границ системы, обеспечении больших связей с другими системам (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, В. А. Кутырев].

Антропологический подход, разработанный отечественным педагогом Б. М. Бим-Бадом, отражает тенденцию интеграции раз-

личных наук о человеке в теории и практике образования. Одним из течений, в рамках которого развивалось особое понимание открытости человека, явилась философская антропология.

Идеи открытости образования, как правило, фигурируют на трех основных уровнях: системы образования, образовательного учреждения, образовательного процесса.

В современном понимании система образования является открытой, когда она представляет собой универсальную форму обучения (в том числе на расстоянии] с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые создают обучаемому условия для свободного выбора образовательных маршрутов. Целью такой системы является содействие личности в непрерывном получении профессионально значимых знаний и навыков через использование широкого спектра современных образовательных и информационных технологий, подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. В докладе министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко о реализации приоритетных национальных проектов в числе основных их эффектов названо «повышение открытости системы образования»

[7].

Открытость на уровне образовательного учреждения основывается на принципах правовой и финансовой самостоятельности возрастания роли самоуправления (предоставление учащимся возможности влиять на социально-образовательную среду образовательного учреждения, формировать и изменять ее]; расширения социального партнерства (активное включение в образовательный процесс общественности, сотрудничество с другими социальными институтами включение учащихся во внешнюю деятельность и осуществление общественно значимых проектов].

Открытость образовательного процесса можно определить как особую характеристику этого процесса, отражающую его способность максимально полно воспринимать и учитывать актуальные изменения индивида и окружающей его действительности с целью дальнейшего саморазвития [9]. К числу показателей открытости образовательного про-

цесса относят: нормативную дидактическую, тематическую открытость, открытость планирования и т.д.

Следует отметить, что концепция открытого образования находится еще на стадии формирования, поскольку в большей степени она описывает основные ориентиры развития, и в меньшей степени реальную практику образования, но вместе с тем выступает как фундаментальная стратегия современного образования.

Современное понимание образования как открытой системы связано прежде всего с его технологической и информационной составляющей. Открытому образованию как новой модели должны соответствовать инновационные формы обучения, основанные на использовании электронных источников, ориентированные на особенности и проблемы информационного общества, его культуру и потребности. В этом аспекте создание единой образовательной информационной среды является стратегическим направлением развития системы открытого и дистанционного образования.

Социальная составляющая открытого образования включает в себя новое качество образования, для которого характерны следующие ценностные доминанты: ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире; диалог как ценность демократического сознания; образование как средство созидания и результат созидательной деятельности; как средство личностной самореализации и достижения социального успеха и благополучия. Социальный смысл открытого образования выражается в том, что образование должно быть свободно от давления системных механизмов современного общества - власти, политики, экономики, бюрократии и т.д., когда функционирование системы образования определяется социально значимыми целями. Социальный смысл открытости современного образования предполагает реализацию таких демократических принципов, как доступность знания, свобода перемещения, возможность самообразования, условия для развития и т.д.

Следует отметить, что технологическая и социальная составляющие открытого образования находятся во взаимосвязи и взаимодо-полняют друг друга. Подлинная открытость образования достигается посредством преодоления различных барьеров - институцио-

ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27] 2011

29

нальных, территориальных и т.д. Поэтому информатизация является необходимой предпосылкой для развития открытого образования. Механизмы коммуникации, которые внедряются в процесс образования через информационные технологии, способствуют реализации демократических принципов системы образования.

Современное образование характеризуется как пространство открытости, а технологичность образования выступает как фактор открытости. Развитие системы образования определяется развитием технического потенциала общества, поскольку оптимизация технического потенциала общества предполагает непрерывное образование. Образование интегрировано в социальную систему общества и представляет собой открытую систему.

Открытость как принцип развития информационного общества предполагает реализацию демократических начал в системе образования. Концепция открытого образования актуализируется в информационном обществе, когда меняется статус и место образования в обществе в целом. Поскольку знание в виде информации становится главной ценностью, то образование как сфера воспроизвод-

ства знания превращается в основную сферу жизнедеятельности информационного общества.

Открытое образование, кроме того, есть образование, готовящее к жизни в открытом обществе, то есть создающее условия для принятия решений, формирования личной и профессиональной компетентности. В системе открытого образования ослабевает селективная функция, так как отсутствует конкурсный отбор при поступлении в открытое учебное заведение, а также теряет прежнее значение и функция социального контроля, которая при дистанционном обучении осуществляется лишь частично, в рамках контрольных мероприятий. В то же время наиболее полной реализации достигают эгалитарная функция образования, обусловленная доступностью открытого образования, и функция социальной мобильности путем создания в открытом образовании благоприятных условий для вертикальной и горизонтальной мобильности. Значительное расширение этих функций позволяет создать наиболее благоприятные условия для самореализации и профессиональной самоидентификации личности в современном обществе.

Литература

1. Педагогическая антропология : учеб. пособие / авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. - М.: Ун-т РАО, 1998. - 575 с.

2. Бергсон А. Два источника морали и религии : пер. с фр. - М.: Канон, 1994. - 382 с.

3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. - М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. : пер. с англ. - М. Междунар. фонд «Культ. инициатива», 1992.

5. Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики] : моногр. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - 139 с.

6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика / под ред. В. А. Сластенина : В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002.

7. Фурсенко А. Материалы к выступлению на Президиуме Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов 26 февраля 2010 «Об использовании результатов комплексных проектов модернизации образования при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Сайт Министерства образования и науки РФ. -URL: http://mon.gov.ru/ruk/mmistr/dok/6739,prmt/

8. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 445 с.

9. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход]. М.: Магистр, 1997. - 47 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.