Е. Г. Королёва
(Санкт-Петербург)
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье рассматривается понятие «открытость» с точки зрения различных наук, генезис и научный смысл понятия «открытое образование», подходы к определению понятия «открытое образование», используемые в педагогической теории
Открытость как научная категория активно используется в понятийном аппарате различных наук. Открытость как социологическая категория характеризует активное взаимодействием социальных институтов и субъектов с социумом через механизм социального партнерства, способность адекватно реагировать на социальную ситуацию (динамику развития рынка труда, на диктуемые обществом экономические и социально-культурные приоритеты и т.д.].
Этико-психологический контекст открытости связан с пониманием, способностью к диалогу, эмпатии, готовностью пустить партнера в свой внутренний мир. Психологическая открытость позволяет человеку легко общаться, открыто и искренне выражать свое личное отношение, мнение и оценки. Открытые люди, как правило, более коммуникабельны, эффективны в общении, способны к пониманию, поддержке и другим позитивным формах взаимодействия. «Понимание -это открытость», - отмечал М. Хайдеггер [8].
Понятие открытость активно используется в категориальном аппарате естественных наук и понимается как основополагающее свойство системы, при котором она имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой, окружающим миром.
Развитие термина «открытость» в социально-политическом контексте существенным образом связано с концепцией Анри Бергсона, который впервые ввел в научный оборот понятие «открытое общество» в 1932 году и теорией открытого общества Карла Поппера.
Оба мыслителя, описывая общество, использовали социальные и биологические метафоры, сравнивая его одновременно и с живым организмом, и с особым типом социаль-
ной системы. Закрытое общество, по А. Бергсону, это такая социальная система, члены которой живут в соответствии с навязываемыми сверху моральными нормами и религиозными табу. Они закрепляются из поколения в поколение механизмом обычаев и традиций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционирует по непреложным социобиологическим законам. Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу сравниваются с биологическими импульсами в организме.
В своей работе «Два источника морали и религии» А. Бергсон противопоставил два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, «воплощенное в великих личностях - моральных героях и христианских мистиках». Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре. [2].
Открытость рассматривалась К. Поппером в политическом и идеологическом аспектах, как альтернатива понятию тоталитарного общества, и впоследствии употреблялось в западных социально-философских течениях для обозначения общественных условий для достижения политической свободы [4]. «Оно наделяется набором черт, характерных для современной западной демократии, основано на инструментальной рациональности, десакрализации социальных и политических норм и процедур, возможности изменения социального статуса его членов» [3].
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27) 2011
27
Первые социально-педагогические трактовки понятия «открытость» в странах Западной Европы относятся к началу XIX столетия. Они были связаны с усилением политического, экономического и социального влияния буржуазии, противопоставившей аристократии новые, альтернативные морально-этические нормы и принципы. «Открытость провозглашалась этической нормой и тем самым целью воспитания, в основе которой лежит позиция доверия по отношению к другим людям, критическая оценка ситуации» [5].
Начиная с середины 70-х годов прошлого столетия термин «открытость» приобретает новое значение и выступает одним из показателей многочисленных гуманистически ориентированных педагогических концепций, направленных на гуманизацию образования, приближение его содержания к реальной жизни, гибкость образовательных программ (особенно для повышения квалификации и переобучения взрослых], преодоление замкнутости школы как социального института и т.д.
Следующий этап развития термина «открытое образование» был связан со становлением информационного общества, формированием новой парадигмы образования, возникновением массовых потребностей в непрерывном образовании на протяжении всей жизни. Ведущим фактором открытости современного образования выступает его технологичность, основанная на использовании сетевых информационных технологий, электронных источников информации (в особенности ресурсов сети Интернет], дистанционных форм обучения, гибких учебных модулей, которые обеспечат интенсификацию, индивидуализацию и непрерывность обучения.
Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе.
В настоящее время толкование термина «открытость», «открытое образование» в педагогической теории отличается разнообразием подходов к раскрытию его сущности. В их числе называют синергетический, системный, антропологический. Именно под влиянием синергетических исследований впервые появляется понятие «открытость образования».
Согласно синергетическому подходу открытость образования предполагает преодоление институциональных рамок образовательной деятельности. Образование в этом случае рассматривается как одна из подсистем общества, как открытая система.
Согласно синергетической концепции «открытая модель» образования предполагает открытость образования будущему, развитие и включение в процессы образования представлений об открытости мира, целостности и взаимосвязанности человека, природы и общества.
В концепции синергетического подхода основным показателем «открытой модели» образования является новый тип социальных отношений, предполагающий взаимную помощь, взаимокоординацию, сотрудничество и сотворчество.
Открытость выступает как ключевая характеристика образовательного процесса. Реализация принципа открытости в первую очередь подразумевает ориентацию на ученика как субъекта образовательной деятельности. Другим показателем является максимальный учет современных тенденций развития культуры общества, целенаправленная интеграция образования в общественные процессы. «Представляется, что современное образование предполагает открытость будущему, а его дальнейшее развитие связано с преодолением закрытости и приданием процессу обучения творческого характера. Это требует принципиальных корректировок в организации действующей системы образования», - отмечает представитель данного подхода С. С. Шевелева [9]. Идеи «открытости» связаны в данном направлении с именами И. Пригожина, Е. И. Козаковой, С. С. Шевелевой и др.
В рамках системного подхода открытость образования определяется как способность системы воспринимать и учитывать изменения среды в целях собственного развития и находится со средой в процессе саморазвития.
Результат саморазвития состоит в изменении структуры и состояния системы и среды, в последовательном разблокировании границ системы, обеспечении больших связей с другими системам (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, В. А. Кутырев].
Антропологический подход, разработанный отечественным педагогом Б. М. Бим-Бадом, отражает тенденцию интеграции раз-
личных наук о человеке в теории и практике образования. Одним из течений, в рамках которого развивалось особое понимание открытости человека, явилась философская антропология.
Идеи открытости образования, как правило, фигурируют на трех основных уровнях: системы образования, образовательного учреждения, образовательного процесса.
В современном понимании система образования является открытой, когда она представляет собой универсальную форму обучения (в том числе на расстоянии] с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий и средств, которые создают обучаемому условия для свободного выбора образовательных маршрутов. Целью такой системы является содействие личности в непрерывном получении профессионально значимых знаний и навыков через использование широкого спектра современных образовательных и информационных технологий, подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в социальной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. В докладе министра образования и науки РФ А. А. Фурсенко о реализации приоритетных национальных проектов в числе основных их эффектов названо «повышение открытости системы образования»
[7].
Открытость на уровне образовательного учреждения основывается на принципах правовой и финансовой самостоятельности возрастания роли самоуправления (предоставление учащимся возможности влиять на социально-образовательную среду образовательного учреждения, формировать и изменять ее]; расширения социального партнерства (активное включение в образовательный процесс общественности, сотрудничество с другими социальными институтами включение учащихся во внешнюю деятельность и осуществление общественно значимых проектов].
Открытость образовательного процесса можно определить как особую характеристику этого процесса, отражающую его способность максимально полно воспринимать и учитывать актуальные изменения индивида и окружающей его действительности с целью дальнейшего саморазвития [9]. К числу показателей открытости образовательного про-
цесса относят: нормативную дидактическую, тематическую открытость, открытость планирования и т.д.
Следует отметить, что концепция открытого образования находится еще на стадии формирования, поскольку в большей степени она описывает основные ориентиры развития, и в меньшей степени реальную практику образования, но вместе с тем выступает как фундаментальная стратегия современного образования.
Современное понимание образования как открытой системы связано прежде всего с его технологической и информационной составляющей. Открытому образованию как новой модели должны соответствовать инновационные формы обучения, основанные на использовании электронных источников, ориентированные на особенности и проблемы информационного общества, его культуру и потребности. В этом аспекте создание единой образовательной информационной среды является стратегическим направлением развития системы открытого и дистанционного образования.
Социальная составляющая открытого образования включает в себя новое качество образования, для которого характерны следующие ценностные доминанты: ориентация на жизнь в открытом и меняющемся мире; диалог как ценность демократического сознания; образование как средство созидания и результат созидательной деятельности; как средство личностной самореализации и достижения социального успеха и благополучия. Социальный смысл открытого образования выражается в том, что образование должно быть свободно от давления системных механизмов современного общества - власти, политики, экономики, бюрократии и т.д., когда функционирование системы образования определяется социально значимыми целями. Социальный смысл открытости современного образования предполагает реализацию таких демократических принципов, как доступность знания, свобода перемещения, возможность самообразования, условия для развития и т.д.
Следует отметить, что технологическая и социальная составляющие открытого образования находятся во взаимосвязи и взаимодо-полняют друг друга. Подлинная открытость образования достигается посредством преодоления различных барьеров - институцио-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (27] 2011
29
нальных, территориальных и т.д. Поэтому информатизация является необходимой предпосылкой для развития открытого образования. Механизмы коммуникации, которые внедряются в процесс образования через информационные технологии, способствуют реализации демократических принципов системы образования.
Современное образование характеризуется как пространство открытости, а технологичность образования выступает как фактор открытости. Развитие системы образования определяется развитием технического потенциала общества, поскольку оптимизация технического потенциала общества предполагает непрерывное образование. Образование интегрировано в социальную систему общества и представляет собой открытую систему.
Открытость как принцип развития информационного общества предполагает реализацию демократических начал в системе образования. Концепция открытого образования актуализируется в информационном обществе, когда меняется статус и место образования в обществе в целом. Поскольку знание в виде информации становится главной ценностью, то образование как сфера воспроизвод-
ства знания превращается в основную сферу жизнедеятельности информационного общества.
Открытое образование, кроме того, есть образование, готовящее к жизни в открытом обществе, то есть создающее условия для принятия решений, формирования личной и профессиональной компетентности. В системе открытого образования ослабевает селективная функция, так как отсутствует конкурсный отбор при поступлении в открытое учебное заведение, а также теряет прежнее значение и функция социального контроля, которая при дистанционном обучении осуществляется лишь частично, в рамках контрольных мероприятий. В то же время наиболее полной реализации достигают эгалитарная функция образования, обусловленная доступностью открытого образования, и функция социальной мобильности путем создания в открытом образовании благоприятных условий для вертикальной и горизонтальной мобильности. Значительное расширение этих функций позволяет создать наиболее благоприятные условия для самореализации и профессиональной самоидентификации личности в современном обществе.
Литература
1. Педагогическая антропология : учеб. пособие / авт.-сост. Б. М. Бим-Бад. - М.: Ун-т РАО, 1998. - 575 с.
2. Бергсон А. Два источника морали и религии : пер. с фр. - М.: Канон, 1994. - 382 с.
3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. История зарубежной социологии. - М.: ИНФРА-М, 2004.
4. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. В 2 т. : пер. с англ. - М. Междунар. фонд «Культ. инициатива», 1992.
5. Рахкошкин А. А. Открытость образовательного процесса (на примере западноевропейской педагогики] : моногр. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005. - 139 с.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика / под ред. В. А. Сластенина : В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002.
7. Фурсенко А. Материалы к выступлению на Президиуме Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов 26 февраля 2010 «Об использовании результатов комплексных проектов модернизации образования при реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // Сайт Министерства образования и науки РФ. -URL: http://mon.gov.ru/ruk/mmistr/dok/6739,prmt/
8. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - М.: Республика, 1993. - 445 с.
9. Шевелева С. С. Открытая модель образования (синергетический подход]. М.: Магистр, 1997. - 47 с.