Научная статья на тему 'Открытие первого университета в Челябинске'

Открытие первого университета в Челябинске Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
240
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытие первого университета в Челябинске»

Г.В.форстман

ОТКРЫТИЕ ПЕРВОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЧЕЛЯБИНСКЕ

Университет выражает современное общество более, чем другие учреждения.

Н.И. Пирогов

Классические университеты воплощают в себе наиболее совершенные образовательные формы. В переводе с латинского слово «университет» означает совокупность, то есть общность людей, духовно связанных и осознающих своё особое предназначение в обществе. Это возможно благодаря тому, что в университете в единстве функционируют три социальных системы: образование, наука и культура. Такой сплав превращает университет в мощное средство достижения устойчивого развития общества.

Уже первые европейские университеты выявили тенденции либетапьного и утилитарного образования. Вторая тенденция выражала стремление к профессиональному образованию. Она отвечала потребности общества в хорошо подготовленных специалистах и имела вполне очевидную социальную значимость. Либеральная тенденция - это более сложное явление. Она исходит из признания ценности знания безотносительно его практической пользы, четко различает обучение и образование, В связи с этим университет призван не просто приращивать знания, а обеспечивать интеллектуальное развитие своих питомцев посредством универсального обучения, свободного движения мысли и личного общения. Особое значение придаётся проблеме гуманистического воспитания студентов. По методам образования, структуре изучаемых дисциплин либеральное направление характеризуется как классическое, фундаментальное образование.

Обе тенденции находятся во взаимодействии, взаимовлиянии и противоречии. Их сочетание на практике проявляется в многофункциональности университета, которая выражается в том, что здесь осуществляется подготовка специалистов для всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для высшей школы. Отсюда широкий набор специальностей, количество и характер специализаций. В университете преобладают фундаментальные научные исследования и в основе образования лежит соединение обучения и выработки навыков научных исследований, органическое сочетание естественного и гуманитарного образования. Выступая центром культуры, университет обеспечивает всестороннее развитие личности. Осуществляя разнообразную издательскую деятельность, университет становится центром сохранения, накопления и развития научных, культурных и нравственных ценностей. Расширение и совершенствование образовательной деятельности осуществляется путем создания филиалов, организации непрерывного и дистантного образования. Для университета характерно установление международных связей с научными и образовательными учреждениями и организациями.

Университетский уровень качества образовательных и исследовательских программ могут обеспечить лишь мощные высшие учебные заведения, которые способны самостоятельно выработать внутреннюю стратегию университетского уровня. Как показывает опыт российских университетов, здесь имеет место тесная связь между позицией, которую занимает ректор, и основными характеристиками возглавляемого им вуза. Эти новые явления в высшей школе обусловлены процессами демократизации и децентрализации, расширением автономии, самостоятельности университетов.

В СССР преобладало узкопрофильное образование. И по мере развертывания научно-технической революции все ясней ощущалась потребность в специалистах с фундаментальной подготовкой. На фоне роста специализированных институтов явно ощущалась недостаточная численность университетов. Как попытку ответить на требования времени можно оценить открытие 8 70-е годы целого ряда университетов в столицах автономных республик и областных центрах. В числе этих университетов был и Челябинский. В отличие от многих других, возникших на базе бывших педагогических или политехнических институтов, университет в Челябинске создавали на собственной базе. Это породило дополнительные трудности, но вместе с тем позволило при правильной стратегии университетского руководства избежать ориентации только на возможности и потребности региона. Хотя потребности региона учитывались в полной мере.

Создание государственного университета в Челябинске определялось объективными потребностями.

К середине 70-х годов Челябинская область представляла собой регион, располагавший мощной экономической базой и значительным культурным потенциалом. Она являлась одним из крупнейших индустриальных центров страны с высокоразвитой и многоотраслевой промышленностью, растущим механизированным сельским хозяйством.

По объёму промышленного производства область занимала пятое место в России и шестое - в СССР. Годовой объем валовой промышленной продукции области превышал 10 миллиардов рублей1. Область занимала в стране ведущее место по производству черных металлов, качественных сталей, ферросплавов, тракторов, грузовых автомобилей, цемента, приборов и средств автоматизации. Металлурги давали около 20 процентов общесоюзного производства чугуна, стали и проката.

В Челябинской области действовало свыше 3 тысяч предприятий и производств, в том числе почти 600 крупных промышленных предприятий. Среди них такие крупнейшие в стране, как Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Уральский автомобильный завод, Саткинский завод «Магнезит»; челябинские заводы: металлургический, трубопрокатный, ферросплавный, металлоконструкций, станкостроительный, дорожных машин, кузнечно-прессовый, мерительных инструментов, электролитно-цинковый, лакокрасочный; в Златоусте - металлургический и машиностроительный, Уфалейский никелевый комбинат и другие. Продукция черной металлургии, машиностроения и металлообработки составляла 70 процентов в общем объеме промышленной продукции в области. Кроме того, широкое развитие в области получили горнодобывающая, химическая, энергетическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов, легкая, пищевая и другие отрасли промышленности.

В области имелось высокоразвитое сельскохозяйственное производство. Действовали 160 совхозов, 65 колхозов, крупные агропромышленные комплексы по производству говядины, свинины, птицы. Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства составлял около 900 миллионов рублей.

Челябинская область располагала значительным отрядом рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции. Из 3,4 миллионов населения более 80 процентов составляло городское население. Общая численность промышленно-производственного персонала на предприятиях области превышала 1,6 миллиона человек. В их числе было 270,5 тысяч дипломированных специалистов, из которых 33 процента имели высшее и 67 процентов среднее специальное образование. В области функционировали 34 научно-исследовательских института и проектно-конструкторских организации, 11 высших учебных заведений, 71 техникум, 120 профессионально-технических училищ, около 1500 общеобразовательных школ. Во всех учебных заведениях области обучалось более 760 тысяч человек. С учащимися и студентами занятия проводили около 40 тысяч преподавателей, в том числе 90 докторов и более 1300 кандидатов наук2.

Высокие темпы развития народного хозяйства области, осуществлявшаяся реконструкция и техническое перевооружение крупнейших промышленных предприятий, расширение системы народного и профессионального образования, рост уровня образования и культуры населения настоятельно требовали специалистов с высокой научно-теоретической подготовкой, которую даёт университетское образование. Среди специалистов с высшим образованием, занятых на предприятиях, в научных учреждениях и учебных заведениях Челябинской области такие специалисты составляли незначительную часть, менее 5 процентов3.

По удельному весу специалистов с высшим образованием в общей численности специалистов область отставала как от других промышленных областей, так и от среднего уровня по Российской Федерации. В Челябинской области этот показатель составлял 33 процента, а в Пермской - 34 процента, Свердловской - 35, Горьковской - 37, по РСФСР - 40 процентов. В расчете на тысячу жителей количество специалистов, окончивших университеты, педагогические, библиотечные и культурно-просветительные вузы в Челябинской области составляло 8,3 человека, в Свердловской 9,5, в Горьковской - 10,4, в РСФСР - 11 человек. Особенно ощущалась потребность в высококвалифицированных кадрах историков, математиков, физиков, химиков, специалистов по организации управленческого труда и делопроизводства, прикладной математике, биохимии, прикладной социологии, экономике.

Следует отметить и то, что в Челябинской области из общего числа специалистов с высшим образованием наибольший процент составляли инженеры - 49 процентов. Для сравнения, в Свердловской области этот процент равнялся 44, Горьковской - 42, по РСФСР - 42 процентам. Доля экономистов была в 1,5 раза меньше, чем в Горьковской и в 1,9 раза меньше, чем в Свердловской области. Среди экономистов и плановиков в Челя-

бинской области специалисты со средним образованием составляли 76 процентов (в Свердловской - 67, по РСФСР - 66 процентов). Доля же специалистов с университетским образованием в общем количестве специалистов Челябинской области была в 7-8 раз меньше, чем в вышеназванных областях".

Большую потребность испытывали промышленные предприятия и научно-исследовательские институты в математиках и программистах. Поступление их из-за пределов области практически отсутствовало. И в то же время в области действовало 40 вычислительных центров с числом сотрудников около 3 тысяч человек. Помимо этого имелось 54 машиносчетных станции и свыше 80 машиносчетных бюро. Уже в тот период потребность в математиках-программистах составляла почти 800 человек5. В перспективе такая потребность быстро нарастала.

Создание университета в Челябинске диктовалось и настоятельной потребностью иметь в регионе учебно-методический и научный центр, который бы координировал методическую и исследовательскую работу высших учебных заведений и научных учреждений, обеспечивал подготовку квалифицированных научных кадров. В начале 70-х годов Челябинская область по темпам роста научных работников, особенно высшей квалификации, значительно отставала от многих других областей Урала и Российской Федерации. Так, только 22 процента кафедр челябинских вузов возглавлялись докторами наук. В то же время свыше 30 кафедр возглавляли работники, не имевшие ученой степени и звания. Особенно низкий процент дипломированных ученых имели кафедры математики, физики, химии. Здесь только 6-Ю процентов преподавателей имели ученые степени и звания. Среди преподавателей многих кафедр было мало лиц с университетским образованием. И при этом за 10 лет из области выбыло более 20 докторов и 250 кандидатов наук6. Наличие университета способствовало бы не только закреплению имеющихся работников, но и привлечению научных кадров из других регионов. Работа в классическом университете для ученых является весьма привлекательной и престижной.

В области сложились относительно благоприятные условия для открытия в г. Челябинске государственного университета. Руководство области накопило необходимый опыт организации высшего образования. В 60-е годы была проведена большая работа по открытию и организации деятельности институтов искусства и культуры, физической культуры, факультета Всесоюзного заочного финансово-экономического института, по развитию старых вузов, выдвигались предложения по открытию новых учебных заведений. В действующих девяти вузах и трех филиалах обучалось почти 58 тысяч студентов. Подготовка велась более чем по 120 специальностям. Изучение состояния высшей школы в области показывало, что Челябинская область по всем предполагаемым в университете специальностям располагала профессорско-преподавательскими кадрами. При высокой заинтересованности промышленных предприятий, вузов и научно-исследовательских институтов в специалистах с университетской подготовкой можно было с достаточным основанием надеяться на их активное участие в создании и развитии материальной и современной учебно-лабораторной базы, библиотеки и других условий для успешного функционирования государственного университета.

Учитывая наиболее острые потребности в специалистах высшей квалификации и имеющиеся возможности, руководство области предлагало открыть государственный университет в Челябинске в составе которого находились бы пять факультетов: исторический со специальностями история, документоведение и организация управленческого труда и делопроизводства государственных учреждений; механико-математический со специальностями механика, математика, прикладная математика; физический со специальностями физика, физика твердого тела, ядерная физика; химико-биологический со специальностями химия, физическая химия, биохимия и радиобиология; экономический со специальностями политическая экономия, экономическая кибернетика, планирование промышленности, планирование и организация материально-технического снабжения, экономика труда, бухгалтерский учет и прикладная социология. Таким образом, предполагалось начать подготовку студентов по 19 специальностям. Работу должны были проводить 25 специальных и 9 общеобразовательных кафедр, а обучение должно вестись на очном, вечернем и заочном отделениях. Для удовлетворения потребностей народного хозяйства области в высококвалифицированных специалистах рассматривался как возможный ежегодный набор в количестве не менее двух тысяч человек, в том числе 1200-1300 студентов на дневное отделение. Таким образом, контингент студентов первого приема мог превысить 10 тысяч человек. А это позволяло университету стать вузом первой категории. Предлагаемая струк-

тура в полной мере учитывала специфику Челябинской области, первоочередные потребности в кадрах ее народного хозяйства, науки и культуры.

Открытие университета в Челябинске потребовало больших усилий, настойчивости, кропотливой работы. Работавший в те годы секретарем Челябинского обкома КПСС Михаил Федорович Ненашев в книге «Заложник времени. Заметки. Размышления. Свидетельства» вспоминает. «Челябинскому обкому в то время, как я начал там работать, действительно повезло, что первым секретарем был рекомендован H.H. Родионов. Будучи человеком организованным, сведущим в производственных и социальных проблемах области, он настойчиво ставил их в ЦК КПСС, в Совете Министров СССР, больше, чем кто-либо другой до него, серьезно заботился о решении таких вопросов, по которым область значительно отставала от других, - в сфере науки, образования, культуры. Терпеливо учил он и нас, молодых соратников-секретарей обкома, отстаивать интересы области в Москве, посылая стучаться в двери ЦК КПСС, Госплана, центральных министерств. Помню свои многократные поездки для того, чтобы «пробивать» в высоких инстанциях открытие в Челябинске университета, новых институтов, строительство театра, студенческих общежитий.

При участии H.H. Родионова нам удалось в то время открыть в Челябинске университет, два новых института: культуры, физической культуры и спорта, завершить строительство зимнего Дворца спорта, начать строительство нового драматического театра»7.

Работа по открытию университета в Челябинске потребовала несколько лет. В марте 1974 года обком КПСС отправил письма в ЦК КПСС и в Министерство высшего и среднего специального образования СССР с просьбой рассмотреть вопрос об открытии в Челябинске в 1974 году государственного университета8. В документах обосновывались объективная необходимость создания университета, раскрывались возможности реализации такой программы. В письме в Министерство излагались предложения о развитии материальной базы и структуре нового высшего учебного заведения.

В ответе, подписанном министром СССР В.П. Елютиным в июне 1974 года в адрес первого секретаря Челябинского обкома КПСС М.Г.Воропаева говорилось: «Министерство высшего и среднего специального образования СССР рассмотрело Ваше предложение об организации в 1974 году Челябинского государственного университета и сообщило в ЦК КПСС, что Министерство высшего и среднего специального образования СССР в принципе поддерживает Ваше предложение, но считает целесообразным решить его после создания необходимой учебно-материальной и лабораторной базы, отвечающей современным требованиям подготовки кадров с университетским образованием»9. 3 сентября 1974 года было принято постановление Совета Министров СССР за №690, в котором был принципиально решён вопрос об организации в Челябинске государственного университета. В документе говорилось: «Принять предложение Совета Министров РСФСР и Министерства высшего и среднего специального образования СССР об организации в 1976 году в г. Челябинске государственного университета Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР». Постановление подписал заместитель председателя Совета Министров СССР К. Мазуров10.

В соответствии с данным постановлением 4 октября 1974 года Совет Министров РСФСР своим постановлением №536 обязал Министерство высшего и среднего специального образования республики организовать в 1976 году в Челябинске государственный университет, осуществить в 1976-1980 годах проектирование и строительство учебно-лабораторного корпуса площадью 10 тысяч квадратных метров и обеспечить укомплектование университета преподавательскими кадрами, имеющими ученые степени и звания. При этом было принято к сведению сообщение Челябинского облисполкома о том, что Минвузу РСФСР для размещения университета будут переданы учебный корпус площадью 5,6 тысяч квадратных метров со спортивным залом и столовой, студенческое общежитие на 600 мест и 20 квартир для преподавателей, а также к 1 сентября 1975 года будут введены в эксплуатацию учебный корпус площадью 5 тысяч квадратных метров, в 1976 году студенческое общежитие на 1100 мест и жилой дом для профессорско-преподавательского состава на 60 квартир. Постановление было подписано заместителем председателя Совета Министров РСФСР Н. Васильевым11.

Выполняя постановление Совета Министров, министр высшего и среднего специального образования РСФСР издал 16 октября 1974 года приказ за № 438, в соответствии с которым прилагалось организовать в 1976 году в Челябинске государственный университет, а управлениям министерства поручалось осуществить меры по подготовке открытия нового вуза. Для этого было необходимо определить перечень специальностей, по кото-

рым должна осуществляться подготовка кадров в Челябинском госуниверситете, а также его структура, установить университету категории по оплате труда руководящих работников, определить к какой группе типовых штатов административно-управленческого и обслуживающего персонала отнести университет, составить смету расходов на содержание университета и план по труду на 1976 год Важно было определиться с кандидатурой ректора университета и выработать меры по укомплектованию преподавательскими кадрами, имеющими ученые степени и звания Управлению капитального строительства было предложено обеспечить в 1976-1980 годах проектирование и строительство учебно-лабораторного корпуса ЧелГУ площадью 10 тысяч квадратных метров12

Основная тяжесть работы по открытию университета легла на местные советские, партийные и хозяйственные органы Первоочередные меры по подготовке к открытию университета были определены в совместном постановлении бюро Челябинского обкома КПСС и исполкома областного Совета депутатов трудящихся, принятом 25 октября 1974 года13 Основное внимание уделялось формированию материальной базы будущего университета Для его размещения передавался учебный корпус по проспекту Победы площадью 5,6 тысячи квадратных метров со спортивным залом и столовой на 120 посадочных мест Исполкому Челябинского городского Совета депутатов трудящихся поручалось в течение месяца решить вопрос об отводе земельного участка под застройку комплекса университетского городка Функции заказчика по строительству объектов государственного университета возлагались на УКС горисполкома Отделу главного архитектора Челябинска, институту «Челябгражданпроект» предлагалось своевременно выдать проектную документацию на строительство объектов университета Решение вопросов проектирования и строительства главного учебного корпуса площадью 10 тысяч квадратных метров, по линии Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, поручалось ректорату Челябинского политехнического института, ректор которого В В Мельников является председателем совета ректоров Облплану было предложено обеспечить проектирование и строительство в 1975 году второго учебного здания для университета на 5 тысяч квадратных метров, а в 1976 году - строительство студенческого общежития на 1100 мест и жилого дома для профессорско-преподавательского состава на 60 квартир с улучшенной планировкой, с привлечением средств промышленных предприятий На первых порах горисполком должен был передать в первом квартале 1976 года общежитие на 600 мест

Бюро обкома партии и облисполком поддержали инициативу ряда предприятий и научно-исследовательских институтов Челябинска по оказанию помощи госуниверситету в оснащении его лабораторным оборудованием, библиотечным фондом, культурно-бытовым и спортивным инвентарем Отделу науки и учебных заведений обкома КПСС поручалось подготовить предложения по структуре университета и по укомплектованию его высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами

Начался новый этап работы - этап непосредственной подготовки к открытию Челябинского государственного университета Для этого пришлось разработать и осуществить целый комплекс мероприятий

2 июля 1975 года Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР утвердило проректором вновь создаваемого университета Александра Арсентье-вича Голикова Надо полагать, судьба не случайно возложила миссию первопроходца Чел-ГУ на плечи этого человека Весь предшествующий жизненный путь подготовил А А Голикова к выполнению такой ответственной миссии Родился он 7 ноября 1924 года в селе На-следницкое Брединского района Челябинской области в крестьянской семье Окончил среднюю школу в Златоусте, где и приобщился впервые к общественной работе - избирался секретарем комитета ВЛКСМ школы № 14 С 1942-го года по 1947-й год находился в рядах Советской армии Активный участник Великой Отечественной войны Его боевой путь пролег от защиты Ленинграда, через освобождение Пскова, Эстонии, Литвы и до взятия многих крупных городов Германии Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, 14 боевыми медалями

С особой страстью, которая присуща была фронтовикам, набросился Александр Ар-сентьевич на учебу в Челябинском политехническом институте, окунулся в общественную жизнь В студенческие годы он бессменный член комитета ВЛКСМ института, а в 1950-1952 годах - его секретарь С отличием закончив институт, он остается работать в нем, где проходит все преподавательские ступени от ассистента до доцента, заведующего кафедрой экономики промышленности, декана вечернего факультета при ЧТЗ В 1962 году становится кандидатом наук Преподавательская работа по-прежнему сочетает-

ся с активным участием в общественной жизни от председателя объединенного профкома, члена парткома ЧПИ до председателя экономической комиссии Челябинского горкома партии и председателя областного правления НТО Одновременно А А Голиков ведет серьезную научную работу Большой резонанс получила его монография «Резервы снижения трудоемкости и металлоемкости машин», опубликованная в 1962 году Рекомендации книги легли в основу программ экономии металла, разработанных на основных предприятиях области Научные достижения автора были отмечены серебряной медалью ВДНХ СССР В мае 1975 года А А Голиков успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук

Все это свидетельствовало, что первым на работу в университет пришел человек с большим жизненным опытом, вполне сложившийся ученый и квалифицированный педагог, хороший организатор, имеющий разнообразные навыки работы с людьми И если добавить, что А А Голиков человек добрый и разносторонний, внимательный к людям и умеющий четко организовать свой труд и труд окружающих, человек влюбленный в свою профессию и умеющий увлечь своим делом других, то станет ясно, что выбор при назначении первого проректора университета не был случайным Вся дальнейшая, теперь уже почти 25-летняя деятельность А А Голикова в Челябинском государственном университете полностью подтверждает это Проректором по учебной части он проработал до декабря 1987 года и заслужил в коллективе глубокое уважение и авторитет Затем он переходит на работу заведующего кафедрой экономики, возглавляет первый диссертационный совет по экономическим дисциплинам, а в 1994 году становится организатором и директором первого в структуре ЧелГУ института экономики За вклад в открытие университета и подготовку первого выпуска специалистов А А Голиков был награжден орденом Знак почета А А Голиков был консультантом при подготовке 5 успешно защищенных докторских диссертаций и научным руководителем 22 соискателей на звание кандидатов наук Его перу принадлежат 170 научных трудов, в их числе раздел по организации труда инженеров в книге «Инженерный труд в социалистическом обществе» отмечен бронзовой медалью ВДНХ СССР Книга выдержала 7 изданий, каждое тиражом 1,1 миллионов экземпляров Издавалась и за рубежом В университетский же период вышла в свет монография «Комплекс методических разработок по сокращению ручного труда», рекомендованная ВЦСПС и ВСНТО для широкого использования по всей стране Книга использовалась и в зарубежных странах Была отмечена золотой медалью ВДНХ СССР

Научную, административную и педагогическую работу А А Голиков сочетал с активным участием в общественной жизни В университете он возглавлял многочисленные комиссии и советы, был бессменным членом местного комитета профсоюза Вне университета он 13 лет являлся членом президиума Областного совета профсоюзов, 17 лет членом - ВСНТО, 12 лет - членом горкома партии и депутатом Челябинского городского Совета, где длительное время возглавлял планово-бюджетную комиссию Одновременно входил в состав областной плановой комиссии И всюду он не «числился», а активно, плодотворно работал

После того как вопрос об открытии университета в Челябинске был решен принципиально, на повестку дня выдвинулась задача практической подготовки к его открытию Развитие университета зависело в первую очередь от набора специальностей, по которым будет осуществляться обучение студентов

Руководство области стремилось получить разрешение на открытие большего числа специальностей Дело было не только в том, что за этим стояла численность контингента студентов и, следовательно, более быстрое развитие учебного заведения, но и в стремлении сразу заложить более прочные основы для формирования университета классического типа, обеспечив соответствующий набор специальностей и структуру факультетов

Первоначальные предложения руководства Челябинской области не получали поддержки в Минвузе РСФСР 7 марта 1975 года обком КПСС направляет новое письмо в республиканское министерство, где, отмечая первоочередную потребность в кадрах с университетским образованием и имеющиеся возможности приступить к их подготовке, просит открыть в 1976 году в ЧелГУ обучение студентов по 13 специальностям история, математика прикладная математика, механика, физика, химия, биохимия, радиобиология и биофизика, планирование промышленности, экономика труда, бухгалтерский учет, планирование и организация материально-технического снабжения, финансы и кредит Однако Минвуз РСФСР согласился поддержать только 10 специальностей с общим приемом на первый курс 475 студентов Согласованные предложения по специальностям (русский язык и лите-

ратура, история, математика, механика, физика, биофизика, химия, экономика труда, финансы и кредит, бухгалтерский учет) были направлены 14 марта 1975 года в Минвуз СССР для окончательного утверждения14

К сожалению, Минвуз СССР не поддержал в полной мере внесенные предложения, настаивая на первоначальном открытии только нескольких основных специальностей университетского профиля В этих условиях была предпринята попытка все же получить разрешение на открытие экономического факультета 25 сентября эта просьба была изложена в письме первого секретаря Челябинского обкома партии Министру высшего и среднего специального образования СССР В П Елютину15 Но поддержку это обращение в Минвузе СССР не получило Ответ от 28 ноября 1975 года за подписью заместителя министра Н Ф Краснова гласил «По мнению Минвуза СССР, в новом университете предстоит большая работа по организации учебного процесса, созданию учебной базы и подбору преподавательских кадров по основным специальностям университетского профиля

Экономисты данного профиля готовятся в Свердловском институте народного хозяйства Открывать подготовку этих специалистов в настоящее время в Челябинском университете не вызывается необходимостью»16

Руководство Челябинской области не было удовлетворено ответом 18 февраля 1976 года было направлено новое письмо уже в Совет Министров РСФСР, где приводились данные, свидетельствующие об острой потребности области в экономистах с высшим образованием Из 25 тысяч работников экономических служб специальное экономическое образование имели лишь 5,5 тысяч человек, или 21 процент При этом среди экономистов и плановиков 76 процентов имели только общее среднее образование Удельный вес экономистов в общей численности специалистов с высшим образованием составлял 5 процентов (по РСФСР - 8 процентов) В городе работали 3 доктора и свыше 30 кандидатов экономических наук, что вполне обеспечивало работу факультета Обком партии и Облисполком просили Совет Министров РСФСР поддержать перед Минвузом СССР предложение о включении в структуру ЧелГУ экономического факультета со специальностями экономическая кибернетика, планирование промышленности, экономика и планирование материально-технического снабжения, финансы и кредит, бухгалтерский учет17

Окончательно структура Челябинского государственного университета на 1976 год была определена приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 7 июля 1976 года В университете открывались два факультета историко-филологический со специальностями история и русский язык и литература и физико-математический со специальностями физика, математика, химия Организовывались первые кафедры марксизма-ленинизма, иностранных языков, русского языка и литературы, высшей математики физики и химии18 Прием был определен в 275 человек история - 50, филология - 50, математика - 75, физика - 75 и химия - 25 человек Но уже 3 сентября 1976 года ректор университета С Е Матушкин направляет письмо министру образования Российской Федерации «Учитывая план развития производительных сил Южного Урала на ближайшие 15 лет, потребности в специалистах с высшим образованием и возможности университета, просим Вас к имеющимся специальностям запланировать в 1977 году прием студентов на психологию - 50 человек, бухгалтерский учет или экономику и планирование материально-технического снабжения - 50 человек, механику - 50 человек»19

Подготовка к открытию университета потребовала решения широкого круга проблем Важнейшие из них были отражены в специальном плане организационных мероприятий, подготовленном проректором А А Голиковым и утвержденном в обкоме партии и облисполкоме План предусматривал не столько решение вопроса о структуре университета, о чем речь шла выше, но и определение категории университета, составление штатного расписания административно-хозяйственного персонала, выработку предложений по приему студентов В Министерстве республики надо было согласовать штаты профессорско-преподавательского состава, получить учебные планы по всем специальностям Следовало своевременно рассчитать потребность в лабораторно-учебном оборудовании на первый учебный год и перспективу, определить источники финансирования, подобрать кандидатуры на руководящие должности, на преподавательскую и административно-хозяйственную работу Много времени требовалось на составление и утверждение в Министерстве бюджета университета Нужна была помощь преподавателями для проведения конкурсных вступительных экзаменов Нужно было создать библиотечный фонд для абитуриентов и одновременно развернуть комплектование университетской библиотеки Для этого потребовалось установить деловые связи с вузами Челябинска и многих других городов страны

Нельзя было упустить и таких вопросов, как составление и печатание различных форм документации университета, решение вопросов оплаты труда административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала. Изучение опыта создания Алтайского, Кемеровского, Омского университетов свидетельствовало, что большую помощь могут оказать шефствующие предприятия и организации. Надо было определить характер этой помощи, составить и согласовать планы работы. Для привлечения преподавателей большое значение имела возможность издания их трудов. Надо было внести предложения о порядке издания научных и научно-методических трудов.

Особого внимания требовали вопросы материально-производственной базы и создания социально-бытовых условий для профессорско-преподавательского состава и других работников, а также студентов университета. Предварительные расчеты показывали, что уже в первые два года потребуется для обучения студентов 10-12 тысяч квадратных метров учебно-лабораторных производственных площадей. Необходимо было изыскать дополнительные лимиты на приобретение мебели, оборудования для столовых и спортзала, хозяйственного инвентаря, своевременно заказать все это и найти места временного хранения.

Для размещения абитуриентов, а затем студентов требовалось общежитие. До мая 1976 года следовало определить, какое общежитие будет выделено университету. Без этого нельзя было провести подготовительные курсы, а затем и вступительные конкурсные экзамены. Для приглашаемых на работу в университет высококвалифицированных кадров требовалось создать нормальные социально-бытовые условия, то есть обеспечить по возможности близость жилья к зданию университета, качество жилья (улучшенная планировка), удовлетворение потребностей в детских дошкольных учреждениях, в приобретении личного транспорта, в организации отдыха и лечения и другие20.

Немаловажное значение имело создание необходимой лабораторно-учебной базы и дальнейшее ее расширение. Для открытия университета были использованы местные возможности. Но одновременно шла работа по проектированию новых корпусов.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 октября 1974 года №536 и Приказом министра высшего и среднего специального образования РСФСР от 16 октября 1974 года предусматривалось в 1976-1980 годах проектирование и строительство учебно-лабораторного корпуса площадью 10 тысяч квадратных метров для Челябинского государственного университета. 23 декабря 1974 года Челябинский обком КПСС обратился с письмом к министру высшего и среднего специального образования РСФСР Образцову И.Ф. В нем сообщалось, что Челябинский горисполком осуществил отвод для университетского комплекса земельного участка, на котором предусматривается размещение вновь строящихся объектов, в том числе и главного учебного корпуса площадью 10 тысяч квадратных метров за счет Минвуза РСФСР. Однако решение многих вопросов по строительству объектов для университета сдерживалось тем, что отсутствовал генеральный план университетского комплекса21. В письме излагалась просьба определить головную организацию по проектированию университета и одновременно ускорить выдачу планового задания на проектирование всего университетского комплекса.

В марте 1975 года второй секретарь обкома партии Л.А.Ильичев провел совещание о ходе выполнения постановлений об организации в г. Челябинске государственного университета. Были заслушаны сообщения начальника облплана С.Б.Емельянова , заместителя председателя Челябинского горисполкома А.Е.Бобышева и ректора ЧПИ В.В.Мельникова. В обсуждении участвовали главный архитектор города В.Л.Глазырин, директор Челябграж-данпроекта В.П.Туркин, заведующий отделом обкома КПСС А.И.Голышев и секретарь горкома партии А.П.Грай 22.

Вскоре после этого по приглашению приезжал в Челябинск директор Гипровуза А.А.Потокин. Были обсуждены вопросы проектирования университетского комплекса. 8 июля 1975 года Гипровуз письмом в обком партии Л.А.Ильичеву, главному архитектору Челябинска В.Л. Глазырину и ректору ЧПИ В.В.Мельникову сообщил, что разработана схема генплана Челябинского госуниверситета на отведенном участке23. Дальнейшая работа сдерживалась отсутствием задания, сметы и договора на проектирование первого корпуса ЧелГУ со стороны Челябинского горисполкома. Задержка объяснялась отсутствием проекта детальной планировки центра города. Для уточнения схем планировки и места первой очереди строительства в Челябинск приезжал автор проекта. А 14 августа 1975 года главный архитектор сообщил в Гипровуз, что проект детальной планировки центра города Челябинска разработан. Решение этих вопросов позволило в дальнейшем осуществить проектирование университетского учебно-лабораторного корпуса.

В завершающий этап подготовка к открытию университета в Челябинске вступила после принятия 13 февраля 1976 года развернутого постановления бюро обкома КПСС «О ходе подготовки к открытию Челябинского государственного университета»24. В нем отмечалось, что партийные, советские и хозяйственные органы Челябинска и области проделали определенную работу по выполнению постановления бюро обкома КПСС и облисполкома от 25 октября 1974 года «Об организации в г. Челябинске государственного университета». Построен учебный корпус по проспекту Победы площадью 5,6 тысяч квадратных метров и ведется строительство второго здания площадью 5,1 тысяч квадратных метров по ул. Молодогвардейцев. Институтом «Челябинскгражданпроект» разработана техническая документация для строительства студенческого общежития на 1100 мест. Отведен земельный участок для строительства университетского комплекса, к проектированию которого приступил «Гипровуз». Приобретены технологическое оборудование, мебель и хозяйственный инвентарь на 80 тысяч рублей, с помощью вузов Челябинска начато комплектование университетской библиотеки.

Вместе с тем отмечалось, что университету не переданы учебные корпуса и общежитие, не оказывается должной помощи в оснащении его учебно-лабораторным оборудованием, мебелью, культурно-бытовым и спортивным инвентарем. Не проявляют необходимой инициативы в организации шефства над университетом профсоюзные и комсомольские организации. Не определена окончательно структура университета, задерживается комплектование ректорской группы и подбор научно-преподавательских кадров.

Челябинскому горкому КПСС и горисполкому поручалось осуществлять меры по своевременному решению вопросов, связанных с подготовкой к открытию Челябинского государственного университета и оказанием ему помощи в оснащении учебно-лабораторным оборудованием.

Для руководства и оперативного решения вопросов по подготовке к открытию университета был утвержден организационный комитет в следующем составе: Л.А.Ильичев -второй секретарь обкома КПСС, председатель оргкомитета, Н.И.Соннов - секретарь обкома КПСС, заместитель председателя оргкомитета, В.И.Дмитриев - первый секретарь Челябинского горкома КПСС, заместитель председателя оргкомитета, Ю.М.Александрович - первый секретарь обкома ВЛКСМ, В.И.Антипин - председатель облсовпрофа, Р.С.Алексеева - заместителя председателя облисполкома, Н.И.Булгаков - заведующий отделом науки и учебных заведений обкома КПСС, Д.П.Галкин - директор Магнитогорского металлургического комбината, В.Н.Гинько - начальник Южно-Уральской железной дороги, А.А.Голиков - проректор Челябинского государственного университета, А.П.Грай -секретарь Челябинского горкома КПСС, В.Н.Гусаров - директор Челябинского электрометаллургического комбината, Н.Г.Жугин - генеральный директор объединения «УралАЗ», Г.В.Зайченко - генеральный директор тракторостроительного объединения, О.Л.Лабуно-вич - директор Челябинского металлургического завода, В.П.Лихолетов - начальник об-луправления снабжения и сбыта, Л.Н.Лукашевич - председатель Челябинского горисполкома, Е.В.Мамонтов - начальник управления материально-технического снабжения Южно-Уральского района, В.В.Мельников - ректор Челябинского политехнического института, Н.Г.Огарков - генеральный директор объединения «Челябмебель», Я.П.Осад-чий - директор Челябинского трубопрокатного завода, Л.Д.Семичастный - заместитель начальника Главюжуралстроя, В.П.Туркин - директор института «Челябинскгражданпроект», О.М.Ушкова - первый секретарь Центрального райкома КПСС. Каждый из названных здесь руководящих работников внес значительный вклад в дело открытия университета. По их инициативе свыше тридцати предприятий города Челябинска и области организовали шефство над открывающимся университетом25. Вклад трудовых коллективов трудно переоценить. Это демонстрировало тот факт, что в становлении университета были заинтересованы все труженики области.

Облисполкому, Челябинскому горисполкому в срок до 1 марта 1976 года предлагалось решить вопрос о передаче государственному университету учебного здания по проспекту Победы и общежития на 600 мест, а тресту «Челябгражданстрой» ввести в эксплуатацию учебный корпус по ул. Молодогвардейцев до 1 мая 1976 года. Челябинскому горисполкому поручалось оснастить его оборудованием и инвентарем и передать университету. Было принято к сведению, что Челябинским горисполкомом в 1976 году будет выделено 80 квартир для профессорско-преподавательского состава университета и обеспечено строительство и ввод первой очереди студенческого общежития на 1100 мест. Институту «Челябинскгражданпроект» по заказу «Гипровуза» предстояло провести изыскательские работы

для проектирования учебно-лабораторного корпуса университета площадью 10 тысяч квадратных метров.

Были одобрены предложения предприятий и организаций области по оказанию шефской помощи Челябинскому государственному университету в создании и развитии учебно-лабораторной базы. Облисполкому рекомендовано рассмотреть вопрос о выделении университету в первом квартале 1976 года автомобильного транспорта.

Совету ректоров области было предложено разработать и осуществить мероприятия по оказанию помощи университету в оснащении лабораторий, учебных кабинетов, комплектовании библиотеки, в подборе кадров, проведении вступительных экзаменов и организованном начале учебного года. И действительно, высшие учебные заведения, особенно педагогический и политехнический институты, оказали помощь в решении этих вопросов, а также в комплектовании состава преподавателей.

Намечалось решить в установленном порядке вопрос о предоставлении Челябинскому государственному университету права издательской деятельности и организации университетской многотиражной газеты. Южно-Уральскому книжному издательству рекомендовано предусмотреть в годовых планах публикацию на заказных началах трудов Челябинского государственного университета.

Обращалось внимание на важность своевременного укомплектования университета профессорами и преподавателями, состава ректората и заведующих кафедрами.

Облсовпрофу, обкому ВЛКСМ рекомендовано разработать и осуществить мероприятия по оказанию шефской помощи университету. Облисполкому рассмотреть вопрос о выделении земельного участка для строительства спортивно-оздоровительного лагеря для студентов университета.

22 апреля 1976 года ход выполнения постановления бюро обкома КПСС от 13 февраля 1976 года обсудило бюро Челябинского горкома партии. Партийным комитетам и хозяйственным руководителям предприятий, учреждений и организаций предлагалось определить меры по оказанию помощи госуниверситету в оснащении его лабораторий, кабинетов и аудиторий оборудованием и приборами, в приобретении и безвозмездной передачи мебели, культурно-бытового и спортивного инвентаря. Ректорату университета предлагалось вовремя укомплектовать штаты профессорско-преподавательского состава, обеспечить организованный прием на первый курс и начало учебного года26.

При всей важности подготовки материальной базы определяли судьбу университета в первую очередь люди, которые начали работать, формировать лицо учебного заведения и стиль его жизни. Первый штат профессорско-преподавательского состава был утвержден в Министерстве высшего и среднего специального образования РСФСР 20 февраля 1976 года в количестве трех единиц27. Естественно, в дальнейшем штаты университета увеличивались. Первым преподавателем, принятым 29 марта 1976 года на работу в университет был кандидат технических наук Валентин Архипович Маковецкий, впоследствии ставший первым деканом физико-математического факультета. Вторым стала кандидат филологических наук Людмила Александровна Шкатова. Она начала работать в университете 19 апреля. В мае Людмилу Александровну избрали секретарем партийной организации университета. Решение о создании парторганизации Центральный райком КПСС принял 5 мая 1976 года28. Чуть позже Л .А. Шкатова становится первым деканом историко-филологического факультета. В это же время начали работать первые заведующие кафедрами. С 3 мая приступил к формированию кафедры марксизма-ленинизма известный ученый, опытный педагог, доктор исторических наук, профессор Александр Иванович Секерин. 5 мая начал комплектовать кафедру математики молодой талантливый ученый, блестящий лектор, доктор технических наук, профессор Геннадий Алексеевич Завьялов. Первым заведующим кафедрой иностранных языков стала всесторонне подготовленный специалист Нина Ивановна Шелховская. Она была принята на работу 19 июля. С 28 августа приступил к руководству кафедрой физики крупный ученый, высококвалифицированный педагог, доктор физико-математических наук, профессор Георгий Васильевич Клещев. Заведующим кафедрой химии в начале учебного года стал кандидат химических наук Герман Григорьевич Зырянов. С 1 сентября кафедру русского языка и литературы возглавил Александр Иванович Лазарев, доктор филологических наук, профессор, крупнейший ученый-фольклорист, литературовед, популярный педагог и опытный организатор вузовской работы. До начала первого учебного года были зачислены в штат университета на преподавательскую работу: Н.А.Мамаев, В.В.Родионов, А.И.Шейкман, Ю.С.Кирьяков, Х.Р.Низамеев, В.И.Ухоботов, Г.В.Форстман, В.П.Чистяков, В.Г Бондарев, В.А.Тюменцев, Г.Г.Чертилина, В.Г.Трофимов, С.Г.Иванов, Н.С.Ратанов,

В С Политов, Н Б Цибульский, И Н Незнанов, ГБЗданович, ГА Аристова, Н М Сидорова, М ГАхметзянов, ТГУткина, Л В Чурсина Больше половины из них до сих пор успешно трудятся в университете Первый костяк профессорско-преподавательского состава образовали опытные профессора и молодые кандидаты наук Это были люди с интересными перспективными идеями и большой творческой энергией

Одновременно шел процесс формирования других подразделений университета Уже в марте 1976 года заведующей университетской библиотекой стала квалифицированный специалист Любовь Парамоновна Бойко Вместе с ней начинали работать библиотекари ТА Архиповаи Г И Шевченко Первая книга поступила в библиотеку 1 апреля 1976 года Это был седьмой том Большой советской энциклопедии {издание третье) На 1 сентября в фонде библиотеки находилось 50683 экземпляра книг Ее читателями стали 275 студентов, 33 преподавателя и 98 сотрудников Первым главным бухгалтером университета стала Зоя Николаевна Плешкова, начальником учебного отдела Аркадий Иванович Каргаполов, начальником первого отдела Юрий Львович Никольский, заведующей канцелярией была Тамара Ивановна Пушина, секретарями в ректорате - А А Артамонова и С Л Грибенькоаа

Старшими инженерами научно-исследовательских лабораторий, СНС и МНС начинали трудиться в 1976 году В Н Артамонов, А ГГоловин, О Н Дементьев, В Н Ахинько, В Ф Горше-нин, ТВ Борисова, В М Каспирович, В А Климкович, ТС Малютина, В А Михайлов, В А Ушаков, П И Чернецов, В П Шелехов, И А Шереметьев и др И сегодня мы видим, что некоторые из них продолжают работать в университете, защитили докторские и кандидатские диссертации, являются руководителями факультетов, кафедр, ведущими преподавателями

В числе первых были заведующий лабораторией физики А А Бауэр, диспетчер учебного отдела Н В Бондарева, лаборанты кафедр ТА Екимова, Н А Новоселова, Н Ф Устян-цева, С И Зиборов, инспектор первого отдела Л С Леготина, лаборанты М В Лесконог, С Б Ледкова, комендант общежития К Ф Люлюкин, столяр И Г Молоствов, вахтер П Я Москаленко, учебный мастер И В Рязанов, лаборант деканата физико-математического факультета Л М Смирнова , инспектор отдела кадров Е А Ушакова Большинство из них проработали многие годы, и некоторые продолжают трудиться и сейчас Следует заметить, что все они отнеслись к работе в университете не просто добросовестно, но и чувством особой ответственности за то общее дело, в котором участвовали

В течение мая-августа 1976 года был решен вопрос об открытии в университете с 1 сентября многотиражной газеты объемом две полосы, тиражом 500 экземпляров, периодичностью - один раз в неделю29 Редактором газеты был утвержден кандидат исторических наук Николай Борисович Цибульский30

В год открытия университета постоянно происходили важные события, без которых университет просто не состоялся бы Но когда первого ректора университета Семена Егоровича Матушкина спросили, что тогда произвело самое сильное эмоциональное воздействие, он ответил« самым волнующим моментом для нас был прием первых студентов»31 С Е Матушкин начал работать ректором Челябинского государственного университета 8 июля 1976 года Родился он 5 мая 1922 года в селе Тарутино Чесменского района Челябинской области в крестьянской семье Он принадлежал к поколению, которое в полной мере испытало тяготы Великой Отечественной войны После окончания 10-го класса сразу попал в Иркутскую авиатехническую школу После нее прослужил в истребительной авиации на Дальнем Востоке шесть лет Предлагали учиться в Академии имени Н Е Жуковского Отказался Карьера военного не привлекала После демобилизации стал руководителем одной из крупнейших комсомольских организаций - комсоргом Челябинского металлургического завода Но очень привлекала учительская работа Окончил заочно исторический факультет Челябинского педагогического института После этого работал директором школы Затем двадцатилетняя работа в педагогическом институте заместитель директора по заочному обучению, в течение 10 лет - заведующий кафедрой педагогики и психологии

Одновременно Семен Егорович ведет большую научную работу, пишет книги, научные статьи, участвует в научных конференциях В 1961 году он защищает кандидатскую диссертацию, а в 1972 - докторскую В 1974 году научные заслуги С Е Матушкина были оценены избранием его членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР (ныне Российская Академия образования) Под руководством С Е Матушкина вели свои исследования аспиранты, соискатели Работа была интересной, сложился большой дружный коллектив кафедры, много издавалось Но в Челябинске открывался университет и нужен был ректор Выбор пал на С Е Матушкина Рассказывая о своем назначении, Семен Егорович

вспоминал, как его вызвали к первому секретарю обкома партии М Г Воропаеву и тот в ответ на возражения сказал «Ты кто9 Солдат партии Куда тебе скажут - туда и пойдешь Вот тебе пакет Завтра утром - коллегия министерства Ты должен явиться туда»32 Утверждение состоялось

Все свои немалые знания, весь свой организаторский талант, всю свою добрую душу вложил С Е Матушкин в дело строительства первого университета в Челябинске Его кредо состояло в следующем «Можно иметь колонны и хоромы, а вуза не будет А мы должны создать вуз, не имея ни хором, ни колонн» Главное, считал он - определяют люди, которые включились в создание университета Решая сложные проблемы становления и развития нового вуза, С Е Матушкин активно участвует в общественной жизни он бессменный член партбюро (затем - парткома) университета, депутат городского Совета, член обкома партии, председатель правления областной организации общества «Знание», дважды (1980 и 1985 годы) избирался депутатом Верховного Совета Российской Федерации Всюду он поднимает проблемы развития университета Вместе с тем не прекращается научная работа Появляются новые книги статьи Число опубликованных работ переваливает за сотню Ведет аспирантуру Организует и возглавляет работу первого в ЧелГУ диссертационного совета по присуждению ученых степеней кандидата, а затем и доктора педагогических наук В воспоминаниях о более чем 20-летней работе в университете Г Я Шишмаренкова отмечает «Семен Егорович Матушкин - сильная личность Он немало сделал для становления университета, умел заставить уважать ЧелГУ Много внимания Семен Егорович уделял учебному процессу Постоянно проверял состояние дел в первом и втором корпусах университета, в общежитии И еще СЕ Матушкин очень внимательно относился к студентам, справедливо утверждая, что они (студенты) - главная ценность нашего учебного заведения» Справедливости ради, следует отметить, что не обходил вниманием он и преподавателей, и всех остальных работников университета И где бы ни трудился С Е Матушкин, его всегда отличала активная гражданская позиция Ратный труд его отмечен Орденом Отечественной войны II степени многими медалями, гражданский - орденом Трудового Красного знамени, почетным званием «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»

В научных исследованиях С В Матушкина особое место занимает разработка теоретических основ формирования культуры технического труда соотношения общего понятия культуры и понятия культуры труда Им разработана и внедрена система формирования трудовых навыков В 1998 году опубликована монография «Воспитание трудолюбия содержание и поиски» а в 1999 г—монография «Народность в воспитании гражданственности» В книгах исследуются проблемы трудового и нравственного воспитания, их содержание и взаимодействие

Вступление в должность ректора совпало с разгаром работы по подготовке и проведению первых конкурсных вступительных экзаменов Еще 25 мая была создана приемная комиссия Развернулась активная разъяснительная и агитационная работа В центральной и местной печати появились статьи А А Голикова, Л А Шкатовой, А И Секерина, дали интервью на областном радио и телевидении профессора ГА Завьялов и Г В Клещев , все зачисленные в штат преподаватели разъехались по школам Челябинска, Кургана, Оренбурга, Шадринска, Златоуста, Миасса, Катав-Ивановска и многих других мест, где рассказывали о вновь открытом университете Кроме того более 1500 листовок с приглашением учиться в университете разошлись по школам Челябинска и области, других областей Лучшим выпускникам сельских школ направили персональные приглашения В помощь абитуриентам была организована работа месячных подготовительных курсов Буквально ударными темпами шла подготовка общежития к заселению33 Располагалось оно первый год по улице Блюхера (сейчас там гостиница «Центральная»)

Всего подано было свыше тысячи заявлений Конкурс был на все специальности Чрезвычайно важно было на экзаменах установить не только справедливо требовательную, но и доброжелательную обстановку

Активно помогала абитуриентам общественная приемная комиссия, в которую вошли ГА Завьялов, А И Шейкман, Л И Миночкина, Л А Шкатова, Г В Клещев, А И Секерин, Ю С Кирьяков Хорошими организаторами среди абитуриентов зарекомендовали себя староста групп абитуриентов Н Багинская, а также Ю Миловидов, Б Сюртуков, А Кирюш-кин Приведем только один пример проблем, которые решали члены общественной приемной комиссии Доктор физико-математических наук, профессор кафедры алгебры и геометрии Александр Викторович Рожков поступил в университет в 1976 году, после окончания сельской школы в Оренбургской области Он рассказывает «Хорошо помню

профессора Завьялова Мне пришлось обращаться к нему с просьбой Мы в 1976 году сдавали 4 экзамена математика письменно и устно, физика устно, сочинение, плюс средний балл по аттестату Первые три экзамена я сдал на пятерки, аттестат у меня был 4,5, а сочинение я не написал, - перепутал дни и не пошел на экзамен Завьялов, узнав какие у меня оценки, посоветовал принести справку из студенческой поликлиники, что я якобы болел Справку мне дали, и я написал сочинение вместе с физиками, правда, на 3 Но это уже не имело значения, поскольку проходной балл был 20,5 Конкурс, если не изменяет память, был у математиков 2,5 человека на место»

И вот позади экзамены Отошли в прошлое напряженные дни и часы заседаний приемной комиссии, которая в присутствии многочисленных представителей от общественности самым тщательным образом обсуждала каждого претендента в первые студенты ЧелГУ Зачислено было 275 человек, плюс ректору предоставлялось право принять сверх плана трех человек Приемная комиссия воспользовалась этим правом Среди принятых 20 человек окончили школу и средние специальные учебные заведения с золотыми медалями и дипломами с отличием По факультетам и специальностям студенты распределялись следующим образом математика - 75, химия - 25 (всего 175 человек), русский язык и литература - 53, история - 50 (всего 103 человека)34

За большую работу по подготовке к открытию Челябинского государственного университета были награждены Почетной грамотой Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР проректор по учебной и научной работе А А Голиков, заведующий кафедрой математики ГА Завьялов, заведующий лабораторией физики А А Бауэр, старший научный сотрудник В П Шелехов, заведующая библиотекой В П Бойко, старший преподаватель кафедры физики В А Маковецкий, старший библиотекарь ТА Архипова, комендант учебного корпуса №1 Г И Зыкова Объявлена благодарность и выдана денежная премия библиотекарю Л Я Носковой, кладовщику Ю И Шалаевой, плотнику И ГМолосто-вову, слесарю РЗ Мифтахову, лаборанту А А Артамоновой Объявлена благодарность доценту кафедры русского языка и литературы Л А Шкатовой, заведующему кафедрой физики Г В Клещеву, заведующему кафедрой марксизма-ленинизма А И Секерену, старшему преподавателю В В Родионову, инженеру ВЦ Б В Лобанову, библиотекарю ГА Федоровой, сантехнику В П Яркову, ассистенту кафедры марксизма-ленинизма ГП Сусловой, старшему преподавателю той же кафедры Ю С Кирьякову, диспетчеру Л В Байкаловой

К началу сентября университет был в основном готов к началу работы В штате было 35 преподавателей, в том числе 4 доктора наук и 15 кандидатов наук Общая площадь учебно-лабораторных помещений составляла чуть более 11 тысяч квадратных метров, в том числе учебная - 8026 квадратных метров Общежитие имело площадь 5188 квадратных метров Там проживал тогда 161 студент В обоих учебных корпусах были столовые Работала библиотека Имелось два спортивных зала Ректор университета С Е Матушкин 30 августа выступил перед коллективом и сформулировал ближайшие и перспективные задачи Речь шла о развитии материальной базы, определении профиля развития факультетов и кафедр с учетом потребностей региона, о сочетании фундаментальных и прикладных исследований, совершенствовании теоретического и методического уровня преподавания Особо обращалось внимание на развитие научно-практических связей с предприятиями, учреждениями культуры и образования, на организацию межвузовских, совместных с НИИ и заводами лабораторий, на развертывание при университете НИИ, а также лабораторий и отделов НИИ АН СССР Одной из важных форм совершенствования подготовки специалистов рассматривалось привлечение студентов к научно-исследовательской работе по хоздоговорам, разработка и внедрение систем УНИРС и НИРС, участие в конкурсах студенческих научных работ Подчеркивалось, что особое внимание требует дальнейшая работа по привлечению кадров высшей квалификации и заботливое использование их потенциала Внимание кафедр обращалось на необходимость использовать ближайшие два года для развертывания материальной базы Предметом особого внимания должны были стать отработка и совершенствование стиля работы во всех звеньях Общественным организациям важно было повести дело так, чтобы забота о перспективах развития университета стала кровным делом каждого студента, чтобы каждый из них внес свой вклад в становление университета, формирование его традиций35

В конце сентября прошла первая студенческая профсоюзная конференция Председателем профкома был избран студент-историк Борис Сюртуков Формировались комсомольские организации на факультетах Прошло и посвящение в студенты, которое еыли-

лось в жизнерадостный праздник молодости Волнующей была ветрена с министром высшего и среднего специального образования РСФСР академиком И Ф Образцовым, который вместе с председателем облисполкома Е Ф Куракиным 4 октября посетил университет, осмотрел учебные корпуса, лаборатории, посетил занятия, встречался со студентами, преподавателями и руководителями

В этот же день, 4 октября 1976 года, вечером в помещении театра оперы и балета состоялось торжественное собрание, посвященное открытию университета В президиуме академик И Ф Образцов, руководители области и города, представители общественности, вузов Собрание открыл первый секретарь Челябинского горкома КПСС В И Дмитриев Выступивший затем председатель облисполкома Е Ф Куракин отметил, что открытие университета - это большое и радостное событие, знаменательный шаг в развитии культуры Отныне Челябинск - университетский город Ректор университета С Е Матушкин сказал, что уже сегодня 60 процентов преподавателей имеют ученые степени и звания что 158 абитуриентов сдали экзамены только на «хорошо» и «отлично», поделился планами на будущее, поблагодарив предприятия, учреждения и высшие учебные заведения за помощь в подготовке к открытию университета

С пожеланиями успехов выступили директор Челябинского станкостроительного завода М Т Самарин, ректор медицинского института Д А Глубокое и ректор Тюменского госуниверситета И А Александров Тепло поздравил челябинцев с большим и знаменательным событием министр высшего и среднего специального образования РСФСР академик И Ф Образцов Он вручил работникам университета приветственные адреса министерств высшего и среднего специального образования СССР и РСФСР и пожелал коллективу больших творческих успехов «Такова традиция, - подчеркнул министр, - что университеты являются крупнейшими научными центрами, научными школами, комплексно разрабатывающими актуальные проблемы Челябинский университет должен сыграть значительную роль в дальнейшем развитии научных успехов, достигнутых учеными области» В приветствии первого секретаря ЦК ВЛКСМ Е М Тяжельникова выражалась уверенность, что новый университет « в короткий срок сумеет завоевать высокий авторитет и заслуженное признание в системе народного образования нашей страны»36

Так случилось, что рождение университета совпало со знаменательным событием в жизни Челябинска - рождением миллионного жителя Росла область рос областной центр развивалась промышленность, экономика культура Университет стал основой развития фундаментального образования на Южном Урале

Университет торжественно открыт Университет начал свой путь в будущее Самое трудное было впереди

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Объединенный государственный архив Челябинской области (в дальнейшем - ОГАЧО) Ф 288 Оп 179 Д 159 Л 253

2 ОГАЧО Ф 288 Оп 179 Д 159 Л 254-255

3 ОГАЧО Ф 288 Оп 179 Д 158 Л 60

4 ОГАЧО Ф 288 Оп 179 Д 159 Л 255

5 Там же Л 256

6 ОГАЧО Ф 288 Оп 179 Д 158 Л 60

7 Ненашев МФ Заложник времени М , 1993 С 57-58

8 ОГАЧО Ф,288 Оп 179 Д 158 Л 59

9 ОГАЧО Ф 288 Оп 179 Д 159 Л 93

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Архив Челябинского государственного университета Совет Министров СССР Постановление от 3 сентября 1974 года № 690

11 Архив ЧелГУ Совет Министров РСФСР Постановление от 4 сентября 1974 года № 536

,2 Архив ЧелГУ Приказ Министра высшего и среднего специального образования РСФСР И Ф Образцова от 16 октября 1974 года № 438

13 ОГАЧО Ф 288 Оп 179 Д 95 Л 22-23

14 ОГАЧО Ф 288 Оп 182 Д 207 Л 112

15 ОГАЧО Ф 288 Оп 182 Д 219 Л 80-81

16 Там же Л 85

17 ОГАЧО Ф 288 Оп 185 Д 202 Л 37-38

16 Архив ЧелГУ Приказ ректора университета от 3 августа 1976 года

,9 Архив ЧелГУ: Письмо ректора университета Министру высшего и среднего специального образования РСФСР тов. И.Ф.Образцову от 3 сентября 1976 года.

20 ОГАЧО Ф.288. Оп.182. Д.207. Л. 126-128.

21 ОГАЧО Ф.288. Оп.179. Д.159. Л.263.

22 ОГАЧО Ф.288. Оп.182. Д.207. Л.111.

23 Там же. Л. 130.

24 ОГАЧО Ф.288. Оп.185. Д.32. Л.6-9.

25 Вечерний Челябинск. 1981.30апр. * ОГАЧО Ф.92. Оп.37. Д.12. Л.2.

27 Архив ЧелГУ Письмо члена коллегии Министерства В и ССО РСФСР Г.В. Трифонова от 20 февраля 1976 года на имя проректора А.А.Голикова.

26 ОГАЧО Ф. 120. Оп.37. Д.5. Л. 133.

29 ОГАЧО Ф.120. Оп.37. Д.5. Л.172; Ф.92. Оп.37. Д.14. Л.122.

30 ОГАЧО Ф.120. Оп.37. Д.9. Л. 150.

31 Вечерний Челябинск. 1981. ЗОапр.

32 Челябинский рабочий. 1997. 5 мая.

33 ОГАЧО Ф.3231. Оп. 1. Д. 1. Л.3.

34 Паспорт ЧелГУ за 1976 г.

35 ОГАЧО Ф.3231 Оп.1. Д.1. Л.8-11.

36 Челябинский рабочий. 1976. 6 окт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.