Научная статья на тему 'Отклик на тему Первой мировой войны в миниатюре «Солдатка Хамида» М. Гафури'

Отклик на тему Первой мировой войны в миниатюре «Солдатка Хамида» М. Гафури Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЗА / ПОЭТИКА / МИНИАТЮРА / ГЕРОЙ / КОНФЛИКТ / ПЕРСОНАЖ / МОТИВ / СТРУКТУРА / PROSE / POETIC / MINIATURE / CHARACTER / CONFLICT / MOTIVE / STRUCTURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хужахметов А. О.

Многие литераторы смотрели на Первую мировую войну как на божье наказание за грехи людей, растоптавшее все их светлые надежды и чувства, и, не находя ответов на волнующие их вопросы, растерявшись, начинали апеллировать к Богу. К 1915 г., оправившись от потери художественного ориентира, всплеска чувств и внешнего риторического взрыва, М. Гафури, как и другие писатели, стал искать причины войны в сущности общественно-политических и социально-экономических реалий России. Миниатюра «Солдатка Хамида» М. Гафури отличается от многих произведений военной поры не только изменением отношения к войне, но и опорой на своеобразный в то время образ деревенской женщины. Писатель как тонкий летописец эпохи, не мог пропустить явную трансформацию женщины. Происходит преобразование женщины в главу семьи, она постепенно привыкает к ситуации. Образ Хамиды можно назвать наиболее реалистичным, естественным в творчестве Гафури. Автор раскрывает перед читателем картину жизни семьи башкирского крестьянина Гарифуллы, трудолюбивого и достаточно обеспеченного. Произведение является образцом описания дореволюционных проводов солдата в армию, автор тонко подлавливает настроения и отношение к войне в сельской общине. Однако он не делит людей села на два ненавидящие друг друга, классово полярных лагеря. Все вдруг объединяются перед надвигающейся бедой, которая не отвечает их интересам, а несет с собой лишь в каждую семью смерть и горе. Война в рассказе приходит на смену популярному в творчестве М. Гафури неосязаемому, но действенному образу Смерти, а точнее, сливается с ней. По идее произведения смерть в этом случае становится одним из вариантов предполагаемого продолжения истории с Гарифом, одной из прислужниц Войны, во многом более милосердной, так как не рождает иллюзию надежды, не заставляет страдать от вечного ожидания. Созданием сильного образа женщины в произведении «Солдатка Хамида» М. Гафури положил начало для создания поэтики прозы нового времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESPONSE TO THE FIRST WORLD WAR IN MINIATURE “SOLDIER KHAMIDA” BY M. GAFURI

Many writers have looked on the First World War as on God’s punishment for the sins of the people that trampled all their bright hopes and feelings; unable to find answers to their questions, puzzled, they began to appeal to God. By 1915, recovering from a loss of artistic landmark surge of feelings and external rhetorical blast M. Gafuri, like other writers, began to look for the causes of war in effect socio-political and socio-economic realities of Russia. The story “Soldier Khamida” by M. Gafuri is different from many works of wartime not only in attitude to the war, but it is also based on an original image of the time the village women. Writer as a subtle chronicler of the era could not miss woman transformation with his clear gaze. There is a transformation in the women, becoming a head of the family, she gradually gets used to the situation. Khamida image can be called the most realistic, natural in Gafuri’s works. The author reveals to the reader a picture of the life of the family of Bashkir peasant Garifulla, hardworking and prosperous. The story is a perfect description of pre-revolutionary seeing off ceremony for recruited soldier, the author subtly catch the mood and attitude towards the war in the rural community. However, it does not divide the people of the village into two class polar camps hating each other. All of a sudden, everyone unite in front of impending disaster, which does not meet interests of any villager and carries only death and grief to each family. The war in the story comes to replace the popular in the work of M. Gafuri intangible but powerful image of death, but rather merges with it. The death in this case becomes one of the options intended to continue the story of the Garifuna; death here is seen as one of the maids of war, more merciful than the war itself, because it does not give a rise to the illusion of hope and bring salvation from the suffering of eternal waiting. By creating a strong image of women in the work “Soldier Khamida”, M. Gafuri laid the foundation for the creation of poetic prose of modern times.

Текст научной работы на тему «Отклик на тему Первой мировой войны в миниатюре «Солдатка Хамида» М. Гафури»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №3

1039

УДК 82.09

ОТКЛИК НА ТЕМУ ПЕРВОЙ МИРОВОИ ВОИНЫ В МИНИАТЮРЕ «СОЛДАТКА ХАМИДА» М. ГАФУРИ

© А. О. Хужахметов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. З. Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (34 72) 73 82 72.

Email: [email protected]

Многие литераторы смотрели на Первую мировую войну как на божье наказание за грехи людей, растоптавшее все их светлые надежды и чувства, и, не находя ответов на волнующие их вопросы, растерявшись, начинали апеллировать к Богу. К 1915 г., оправившись от потери художественного ориентира, всплеска чувств и внешнего риторического взрыва, М. Гафури, как и другие писатели, стал искать причины войны в сущности общественно-политических и социально-экономических реалий России.

Миниатюра «Солдатка Хамида» М. Гафури отличается от многих произведений военной поры не только изменением отношения к войне, но и опорой на своеобразный в то время образ - деревенской женщины. Писатель как тонкий летописец эпохи, не мог пропустить явную трансформацию женщины. Происходит преобразование женщины в главу семьи, она постепенно привыкает к ситуации. Образ Хамиды можно назвать наиболее реалистичным, естественным в творчестве Гафури.

Автор раскрывает перед читателем картину жизни семьи башкирского крестьянина Гарифуллы, трудолюбивого и достаточно обеспеченного. Произведение является образцом описания дореволюционных проводов солдата в армию, автор тонко подлавливает настроения и отношение к войне в сельской общине. Однако он не делит людей села на два ненавидящие друг друга, классово полярных лагеря. Все вдруг объединяются перед надвигающейся бедой, которая не отвечает их интересам, а несет с собой лишь в каждую семью смерть и горе.

Война в рассказе приходит на смену популярному в творчестве М. Гафури неосязаемому, но действенному образу Смерти, а точнее, сливается с ней. По идее произведения смерть в этом случае становится одним из вариантов предполагаемого продолжения истории с Гари-фом, одной из прислужниц Войны, во многом более милосердной, так как не рождает иллюзию надежды, не заставляет страдать от вечного ожидания.

Созданием сильного образа женщины в произведении «Солдатка Хамида» М. Гафури положил начало для создания поэтики прозы нового времени.

Ключевые слова: проза, поэтика, миниатюра, герой, конфликт, персонаж, мотив, структура.

«Следует сказать, что, в отличие от предыдущих войн, нашедших отражение в основном в фольклоре и изустной литературе, события Первой мировой войны были объектом довольно широкого художественного освещения не только фольклора, но и литературы ... многие поэты смотрели на эту войну, как на божье наказание за грехи людей, растоптавшее все их светлые надежды и чувства, и, не находя ответов на волнующие их вопросы, растерявшись, начинали апеллировать к Богу, призывать людей совершать «благие дела». В стихотворении «Возмездие» М. Гафури уже не говорит о сплошной порочности людей, а начинает выделять злодеев, заслуживающих посланную Богом кару. По его мнению, это трагическое событие, посланное Богом на землю, когда-нибудь «поставит заслон злодеяниям» тех, кто заставляет народ проливать слезы и кровь.» [1].

«К 1915 г., оправившись от потери художественного ориентира, всплеска чувств и внешнего риторического взрыва, М. Гафури, как и многие другие. писатели, стал искать причины войны в сущности общественно-политических и социально-экономических реалий России» [2, с. 40].

Миниатюра «Солдатка Хамида» раскрывает перед читателем картину жизни семьи башкирского крестьянина Гарифуллы, трудолюбивого и достаточно обеспеченного. Произведение является образцом описания дореволюционных проводов солдата в армию, автор тонко подлавливает настроения и отношение к войне в сельской общине. Однако он не делит людей села на два ненавидящие друг друга классово полярные лагеря. Все вдруг объединяются перед надвигающейся бедой, которая не отвечает их интересам, а несет с собой лишь в каждую семью смерть и горе. О призыве Гарифу сообщают во время уборки урожая - проса. Факт того,

что крестьян, обеспечивающих страну хлебом, отрывают от более важного, созидательного дела и отправляют простым «пушечным мясом» на фронты одной из самых кровопролитных войн человечества, является для писателя неестественным, а оставление хозяйства на плечах хрупкой женщины с малюткой в руках - чудовищным. «Гафури своим реализмом ярко показал всю противоестественность, нелепость войны для простых людей труда - крестьян. Его герои вовсе не борцы, бросающие вызов несправедливости. Однако само произведение с его реалистическими картинами, жизненными образами стоит на уровне протеста против войны» [3, с. 87].

Архитектоника выстроена в виде цепи последовательных рассказов внутри произведения, поэтапно описывающих подготовку вчерашнего крестьянина к уходу на фронт, превращения в другую ипостась - солдата. Предчувствие отбора Гарифа на войну тревожит его жену Хамиду, она печальна, не отбрасывает надежду, что мужа может не возьмут. Когда Гарифу все-таки говорят, что берут солдатом, Хамида, по сложившейся традиции, тихо и безропотно начинает собирать своего мужа на войну. Вот эта внешняя тишина и безропотность, будничность происходящего, как будто ничего такого не произошло, в контрасте с той бурей эмоций, которая творится в душе у ставшей солдаткой Хамиды, внутренним протестом войне создается психологизм произведения.

Происходит преобразование женщины в главу семьи, на которой зиждется благополучие и будущее всех, она уже привыкает вести хозяйство одна - без помощи мужских рук. Она постепенно привыкает к ситуации. Письма становятся единственными свидетельствами, что муж пока жив и здоров и может вер-

1040

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

нуться. Г. Н. Гареева замечает: «Хамида после того как провожает Гарифа на империалистическую войну 1914 г., очень сильно тоскует по мужу, предается воспоминаниям о прошедших, счастливых днях с мужем. За что бы она ни взялась, что бы ни делала, все напоминает ей о Гарифе. Женщине кажется, что природа, ржаное поле, где они работали и днем, и ночью, вся окружающая среда также пребывают в печали, и конь Гнедой в хлеву тоскует по хозяину, и корова Чернушка мычит не так, как при хозяине, и гуси вокруг гогочут тоскливо. Таким образом, пейзажная картина, окружающая среда гармонируют с унылым душевным состоянием персонажа» [4, с. 43].

Война в рассказе приходит на смену популярному в творчестве М. Гафури неосязаемому, но действенному образу Смерти, а точнее, сливается с ней. Автор не случайно не опускает упоминания о том, спустя сколько дней и месяцев не идут письма с фронта. Он указывает на кровопролитность современной войны, на то, что плохо вооруженные, неподготовленные новобранцы гибли иногда в первый же день вступления в бой. В последнем рассказе «Письма перестали приходить» автор использует элемент вещего сна: солдатке снится ее муж то в белом одеянии, то рядом с детьми. А потом приходит письмо сослуживца, что Гариф пропал без вести. Война, таким образом, прячет от родных солдата, где он и что с ним приключилось, рождая массу слухов и предположений. Дает бессмысленную, в большинстве случаев, надежду. По идее произведения смерть в этом случае становится одним из вариантов предполагаемого продолжения истории с Гарифом, одной из прислужниц Войны, во многом более милосердной, т. к. не рождает иллюзию надежды, не заставляет страдать от вечного ожидания.

Образ Хамиды можно назвать наиболее реалистичным, естественным в творчестве Гафури: в отли-

чие от ранее созданных архетипичных персонажей -Марьям, Фатимы, Зайнаб, не является исключением, из ряда вон выходящим. В образ солдатки автор уже не вплетает какие-либо миссионерские, нравоучительные цели, романтические и мистические начала, не добавляет пессимизма и беспомощности. Эпоха Первой мировой войны, забирая мужчин на фронт, вывела в обществе на первый план женщину, хрупкую, но в то же время сильную, заменявшую мужчин во многих сферах жизнедеятельности. Эти изменения особенно шокировали мусульманскую общность России. Поэтому М. Гафури как тонкий летописец эпохи не мог пропустить явную трансформацию женщины. Хамида в миниатюре такая, какая и многие в реальности башкирки-крестьянки, оставшиеся одни и взявшие на себя все тяготы домашнего хозяйства. Она терпелива, крепка физически и духовно, затем читатель узнает, что и смела, предельно независима в ведении хозяйственных работ и семейных дел. Если страдает и плачет, то делает это, пряча от посторонних людей, забывается работой. Созданием сильного образа женщины в произведении «Солдатка Хамида» М. Гафури положил начало для создания поэтики прозы нового времени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кунафин Г. С. Особенности отражения темы войн 18121814 и 1914-1917 гг. в башкирской словесности XIX -начала ХХ в. // Ватандаш, 2015. №2. URL: http://www. vatandash.ru/index.php?article=2515

2. Гали Б. Т. Татарская общественно-политическая мысль в литературе и публицистике: конца XIX - начала XX в.: дис. ... д-ра истор. наук. Казань, 2009. 289 с.

3. Рамазанов Г. Мажит Гафури. Очерк жизни и творчества. М.: Сов. Россия, 1980. 160 с.

4. Гареева Г. Н. Внесюжетные элементы композиции в произведениях башкирских писателей // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. .№11 (192). Филология. Искусствоведение. Вып. 42. С. 42-48.

Поступила в редакцию 21.09.2015 г.

ISSN 1998-4812

BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №3

1041

THE RESPONSE TO THE FIRST WORLD WAR IN MINIATURE "SOLDIER KHAMIDA" BY M. GAFURI

© A. O. Khuzhakhmetov

Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: +7 (3472) 73 82 72.

Email: [email protected]

Many writers have looked on the First World War as on God's punishment for the sins of the people that trampled all their bright hopes and feelings; unable to find answers to their questions, puzzled, they began to appeal to God. By 1915, recovering from a loss of artistic landmark surge of feelings and external rhetorical blast M. Gafuri, like other writers, began to look for the causes of war in effect socio-political and socio-economic realities of Russia. The story "Soldier Khamida" by M. Gafuri is different from many works of wartime not only in attitude to the war, but it is also based on an original image of the time - the village women. Writer as a subtle chronicler of the era could not miss woman transformation with his clear gaze. There is a transformation in the women, becoming a head of the family, she gradually gets used to the situation. Khamida image can be called the most realistic, natural in Gafuri's works. The author reveals to the reader a picture of the life of the family of Bashkir peasant Garifulla, hardworking and prosperous. The story is a perfect description of pre-revolutionary seeing off ceremony for recruited soldier, the author subtly catch the mood and attitude towards the war in the rural community. However, it does not divide the people of the village into two class polar camps hating each other. All of a sudden, everyone unite in front of impending disaster, which does not meet interests of any villager and carries only death and grief to each family. The war in the story comes to replace the popular in the work of M. Gafuri intangible but powerful image of death, but rather merges with it. The death in this case becomes one of the options intended to continue the story of the Gari-funa; death here is seen as one of the maids of war, more merciful than the war itself, because it does not give a rise to the illusion of hope and bring salvation from the suffering of eternal waiting. By creating a strong image of women in the work "Soldier Khamida", M. Gafuri laid the foundation for the creation of poetic prose of modern times.

Keywords: prose, poetic, miniature, character, conflict, character, motive, structure.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Kunafin G. S. Osobennosti otrazheniya temy voin 1812-1814 i 1914-1917 gg. v bashkirskoi slovesnosti XIX - nachala XX v. Vatandash, 2015. No. 2. URL: http://www.vatandash.ru/index.php?article=2515

2. Gali B. T. Tatarskaya obshchestvenno-politicheskaya mysl' v literature i publitsistike: kontsa XIX - nachala XX v.: dis. ... d-ra istor. nauk. Kazan', 2009.

3. Ramazanov G. Mazhit Gafuri. Ocherk zhizni i tvorchestva. Moscow: Sov. Rossiya, 1980.

4. Gareeva G. N. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. No. 11 (192). Filologiya. Iskusstvovedenie. No. 42. Pp. 42-48.

Received 21.09.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.