Чаще всего люди испытывают по отношению к нищим чувство жалости и сострадания. Желание оказать посильную помощь выражают примерно 1/з опрошенных, и это желание мало зависит'от уровня обеспеченности человека. Примерно каждый пятый испытывает при виде нищих раздражение, отвращение и презрение и еще каждый пятый — стыд за состояние нищеты..Примерно каждый седьмой равнодушен к проявлениям нищенства, причем чаще это наблюдается среди представителей обеспеченных семей (очевидно, по принципу "Сытый голодного не разумеет"):
При разработке различных методик опроса респондент рассматривается в основном как объект манипуляции исследователей. Цроблема, стоящая перед социологом, в какой-то степени заслоняет проблему, стоящую перед респондентом. Человек слишком сложен даже для самой изощренной системы тестов и вопросов, и его реакция на тот или иной исследовательский прием не всегда является линейной и адекватной ожиданиям социолога: Однако прагматический подход, при котором полученные знания о социальной реальности укладываются в простую схему предписаний и правил, по-прежнему доминирует в логике социологического исследования*.
Вне поля зрения социолога остается сам источник информации — респондент, его восприятие опроса, отношение к нему, мотивы согласия или отказа отвечать. Пренебрежение подобной информацией чревато искажением результатов социологического исследования.
В отечественной литературе не раз поднимался вопрос о причинах отказа респондента от участия в опросе**. С нашей точки зрения, правомерно рассмотреть вопрос о готовности респондента принять участие в опросе в зависимости от метода опроса.
Любой опрос (независимо от методики его проведения) воспринимается респондентом как особый вид коммуникации. Реакция респондента может быть направлена не только и не. столько на смысловое содержание вопроса, сколько на саму ситуацию опроса. Однако каждый способ коммуникации разными группами респондентов может восприниматься по-разному. Следовательно,' необходимо изучить значимые аспекты восприятия респондентом самого факта опроса и предложенного интервьюером способа коммуникации. По способу коммуникации опрос-ан-кетирование подразделяют на прессовый, почтовый и групповой, интервью :— на личное и телефонное.
Методы опроса не являются нейтральными по отношению к получаемой информации; их воздействие на качество информации может быть заметным или незначительным, но оно существует всегда***. Этот взгляд сегодня разделяют практически все профессиональные социологи. Но, подчеркнем, эта проблема изучалась в основном с
»
* Сагоненко Г.И. Надежность результатов социологического исследования. Л., 1983. С. 11—16. г.
** Паниотто В.И. Качество социологической информации. Киев, 1986. С. 168; Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. С. 37; Докторов Б.З. Повышение возврата анкет при почтовом опросе // Социологические исследования. 1981. № 3. С. 127—133;; Ильясов Ф.Н. Квэсторфобия как форма социогенной патологии // Социологический журнал. 1995. № 16. С. 83—91.
*** Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения. М., 1984. С. 84. !
позиции социолога, и мало кто пытался взглянуть на нее с позиции респондента.
Центрально-Черноземное отделение ВЦИОМ провело в Воронежской области" самостоятельный": социологический опрос методического характера (февраль—март 1996 г.). Методом личного интервью были опрошены свыше 1600 представителей различных социальных и профессиональных групп. Выборка репрезентативна для Воронежской области: Один из вопросов, обращенных к респонденту, выявлял первую реакцию на просьбу интервьюера принять участие в опросе. Первые мысли, которые пришли в голову респонденту, можно разделить на положительные, стимулирующие участие в опросе, и отрицательные, склоняющие респондента к отказу от интервью.
Приведем типичные обоснования негативных реакций респондентов, сформулированные ими самими:
1. "Вдруг скажу что-нибудь не так" (неуверенность) —
19%; п
2. "Жалко тратить время" (занятость или отсутствие интереса) — 15%;
.3. "Отвечать откровенно опасно, неизвестно последствия" (страх) — 14%.
Ссылка респондента на недостаток времени часто бывает отговоркой, скрывающей истинные причины отказа. Всевозможные страхи, начиная от нежелания выставлять себя перед собеседником в неблагоприятном свете и до опасения расплаты за собственную откровенность, уже являются определенной информацией для социолога. Опрашиваемый является ведомым и боится попасть впросак. Чувство тревоги, неуверенности в себе возникает у каждого пятого человека, к которому обращается интервьюер. Такого рода страхи тесно связаны с неопределенностью ситуации для респондента, так как он не знает правил игры, которые исходят из анкеты и интервьюера. Растерянность респондента от непонимания, что именно от него хотят, и боязнь попасть в неловкую ситуацию, становятся наиболее частыми причинами отказов.
Обтекаемая и вежливая форма отказа — "жалко тратить время", — безусловно, содержит и прямую информацию, но, как бы ни был занят респондент, такой ответ косвенно свидетельствует об отсутствии интереса к опросу как таковому. :
Другой вопрос: "В каких случаях Вы скорее согласитесь участвовать в опросе?", обращенный к респонденту, был направлен на выявление предпочтения того или иного метода (сумма превышает 100%, так как респондент Мог дать несколько ответов).
Варианты ответов В%
Когда человек придет к Вам домой для личной беседы 73
Когда Вас попросят заполнить анкету, розданную на месте работы или учебы 27
Когда Вам пришлют анкету по почте 18
Когда к Вам обратятся с вопросами г)о телефону 16
Когда человек с анкетой подойдет к Вам на улице 11
Когда Вы увидете анкету, напечатанную в газете 10
Не хочу участвовать в опросах 9
Затрудняюсь с ответом .3 -
Ссылка на занятость — основная причина отказа, участвовать в опросе. Нежелание участвовать в опросе среди тех, кому "жалко тратить время", в 3 раза превышает средний показатель (28 и 9% соответственно). За ним следуют такие мотивы, как "страх" и "неуверенность в себе". Среди людей, которыми владеют подобные чувства, в 2 раза больше "отказников", чем в среднем по массиву.
Н.А. РОМАНОВИЧ
Отказы респондентов в зависимости от восцриятия ими опроса и его методов
Среди тех, кем владеет чувство страха, почти в 2 раза больше предпочитающих прессовый опрос; чём в среднем' по массиву. Впрочем, они готовы отвечать и на улице, по почте и по телефону.
Неуверенные в себе респонденты предпочитают заочные методы опроса — телефон, почта, газета.. ■
В целом же готовность участвовать в опросе в зависимости от первых реакций респондента выглядит следующим образом (в %):
Не хочу
п . ■ участвовать.
I юрвые мысли .
, . . , в опросах
в-момент обращения интервьюера . (00/
" (У /о — В
среднем)
Опрос — это интересно! 4
Приятно, что моим мнением интересуются 5
Отвечу из вежливости , ■ . ’ 14
Вдруг скажу что-нибудь не так 16
Мои ответы наверняка произведут хорошее впечатле-
ние 4
Мое мнение может на что-то повлиять, оказаться пот. лезным 3
Отвечать откровенно опасно, неизвестны последствия ; 17
Жалко тратить время ' 28
Человек, который ко мне обратился, произвел хоро- ‘
шее впечатление 9
При всей значимости такого элемента, как "занятость", главное, что определяет позицию респондента в выборе участвовать в опросе или нет, — это наличие.или отсутствие интереса к нему, восприятие его как важного или ненужного дела, на которое жалко тратить время. Мысль, о том, что "мое мнение может на что-то повлиять,, оказаться полезным"-, становится лейтмотивом готовности участия во всех видах опроса (табл. 1). Среди людей, которые считают опросы полезным делом, меньше всего "отказников" (3%; в среднем их 9%).
Зависимость негативного восприятия опроса от возраста. Меньше всего неуверенность присуща молодым людям — только 13% из них испытывали страх попасть впросак, когда к ним обращался интервьюер. С возрастом неуверенность возрастает и наибольшего своего1 значения достигает у пенсионеров (31%).
Ссылка на то, что "жалко тратить время", чаще всего встречается среди людей в возрасте 45—59 лет (16%), хотя сами различия между возрастными'группами не очень весомы. Реже всего такая мысль приходит в голову молодежи (14%). В средней и старшей возрастных группах этот показатель немного увеличивается и затем опять падает среди пенсионеров.
Чувство страха последствий от участия в опросе знакомо, прежде всего, самым пожилым людям — от- 60 лет и старше (21%), с уменьшением возраста оно слабеет и достигает своего минимума у молодежи (9%). Таким образом, можно проранжировать мотивы отказов участвовать в опросе для разных возрастных групп (табл. 2).
Как видим, хотя молодежи реже всего приходит в голову мысль о том, что "жалко тратить время", именно "зат нятость" может служить основным мотивом ее отказа участвовать в опросе.
"Неуверенность в себе" — основная причина отказа от опроса во всех остальных возрастных группах.. По мере увеличения возраста респондентов она возрастает вдвое. "Занятость" же, несмотря на самый высокий показатель среди людей 46—59 лет, занимает последнее, место среди значимых мотивов отказа у старшего поколения.
Таблица 1
Готовность участия в различных опросах
Методы опроса ’ Жалко тратить время Мое мнение может на что-то повлиять, оказаться полезным Средний процент
Личное интервью дома 73 48 ' 83
Телефонный 16 10 20
Почтовый 18 8 22
Групповой 27 21 30
Прессовый 10 6 5
Уличный 11 5 — 14
Таблица 2
Мотивы отказов участвовать в опросе (в %)
Возрастная группа Причины отказа Доля отказавшихся участвовать в опросе
Молодежь (15—29 лет) Занятость . 14
Неуверенность 13
Строх 9
Средняя группа (30—45 лет) Неуверенность -• 16
, Занятость 15
г Страх 12 •
Старшая группа (46—59 лет) ■ Неуверенность 20
Страх - 19
' Занятость . 16 -
Пожилые (60 лет и старше) Неуверенность 31
’ Страх ^ 21
1 • Занятость - 14
Общий вывод: чем старше респондент, тем больше сумма негативных эмоций, возникающих у него при обращении к нему интервьюера.
Возраст и метод опроса. Возраст — одна из самых существенных характеристик респондента, поскольку .она коррелирует с другими важными-признаками — образованием, социальным статусом и т.п. Поэтому не. удивительно, что склонность респондента к тому или иному методу опроса зависит от, возраста (табл. 3).
Личное, интервью на дому выглядит более привлека--тельным для пожилых людей пенсионного возраста. В остальных возрастных группах к нему сложилось ровное, одинаковое отношение.
Телефонный опрос привлекает, в первую очередь,-людей старшего возраста (46—59 лет) и молодежь. Пенсионеры склонны избегать телефонных .опросов. -
Почтовый опрос более приемлем для старшей и средней возрастных групп. Молодежь не выделяется на общем фоне особым, отношением к почтовому опросу. Людям пен-сионного возраста этот вид опроса кажется мало привлекательным. -} - :
Групповой опрос -привлекает респондентов -обратно -пропорционально возрасту. Среди молодежи в 1,5 раза ■ больше выбравших этот вид опроса, чем в среднем по массиву (соответственно 38 и 27%). В средней и старшей группах его привлекательность падает. Для-пенсионеров в силу естественных причин он просто неприемлем. . . .
Прессовый опрос чуть в большей степени может привлечь молодое поколение (15—29 лет), хотя в целом склонность к участию в прессовом опросе почти не зависит от возраста.
Таблица 3
Зависимость выбора метода опроса от возраста респондента (в % к числу опрошенных).
Возрастные группы Методы опроса
Личное интервью на дому Телефонный опрос Почтовый опрос Групповой опрос Прессовый опрос Уличный опрос Не хочу участвовать в опросе
15-29 лет 73 17 1.7 38 11 11 5 .
/ 30—45 лет 72 15 19 27 9 12 8
46—59 лет 73 . 18 20 22 10 9 9
60 лет и старше .■ 77 12 16 10 9 9 14
Средний % . 73 16 18 ■ 27 . 10 • • 11 . 9
Уличный опрос интересен для средней возрастной и молодежной групп. Только 9% старшей (46—59 лет) и 9% группы пожилых людей высказались в его пользу. Среди людей старше 46 лет число его сторонников меньше, чем в среднем по массиву.
Нежелание участвовать в опросах оказалось прямо пропорционально возрасту. В среднем процент отказа-равен 9% (согласно данным других опросов, в Воронеже он колеблется от 8 до 12%). Такова принципиальная позиция, занимаемая респондентами, по отношению к опросам общественного мнения независимо от содержания анкеты, методов, опроса и прочих сопутствующих процессу'; исследования моментов. Уклоняться от участия в опросах будут, в первую очередь, пожилые люди (14%), затем представители старшей возрастной группы (9%), за ними следует средняя группа (8%) и, наконец^ молодежь. Среди молодежи самый низкий процент отвергающих опрос (5%).
Социальный статус респондента и метод опроса. Учащиеся средней школыпочти в 2,5 раза чаще выбирают групповой опрос, чем все остальные. Очевидно, школьный класс — наиболее приемлемое место для группового опроса, где последний будет воспринят как адекватный способ контакта с интервьюером. Школьники в 1,8 раза чаще остальных готовы принимать участие в прессовом опросе. Наименее желательны для них — телефонный и домашний опросы (среди школьников в этом случае можно встретить отказ в 2 раза чаще, чем у прочих).
Учащиеся техникумов и училищ, напротив, с удовольствием говорят с интервьюером по телефону или в домашних условиях, отвечают на его вопросы. Групповой и уличный опросы для них в' равной степени приемлемы, но популярность группового опроса среди них в 2 раза меньше, чем среди школьников, и в 1,4 раза меньше, чем среди студентов вузов.-Неохотнее всего они будут участвовать в прессовом опросе.
Студенты вузов предпочтут групповой-и прессовый опросы.Менее охотно они будут участвовать в интервью на улице и дома. Отказы от почтового опроса среди них будут встречаться в' 2 раза чаще, чем среди остальных респондентов. ■
Рабочие соглашаются на личное интервью у себя дома, а к остальным видам опроса относятся очень настороженно. Особый скептицизм у них вызывает прессовый опрос.
Служащие без специального образования в 1,5 раза чаще, чем остальные, согласны участвовать в групповом опросе. Они*, не возражают против почтового и уличного опросов. В целом к опросам относятся благосклонно.
■Военнослужащие и работники милиции согласны участвовать в личном интервью на дому и в групповом опросе. Почтовый й уличный опросы вдохновляют их меньше всего. Среди них отказы встречаются крайне редко (в 5 раз реже, чем, например, среди рабочих).
Интеллигенция в 1,5 раза чаще по сравнению с другими, соглашается принять участие в групповом опросе.
Телефонный, уличный и прессовый опросы также встречаются в этой группе с большим пониманием, чем опросы по почте или на дому. Интеллигенция охотнее других соглашается на участие в опросах.
В среде руководителей и управленческих работников приемлемы групповой и уличный опросы. Менее всего они готовы к участию в прессовом опросе. Отказывают в ответах интервьюеру в 2 раза чаще, чем специалисты с высшим образованием, не занятые на руководящих должностях.
Предприниматели более охотно соглашаются быть опрошенными на улице. Склонны к заочным видам опроса — телефонному и прессовому. Не желают участвовать в групповом опросе.
Пенсионеры и домохозяйки отвергают групповой опрос, как неадекватный для них, и уличный, как неудобный. Отказ от опроса здесь встречается в 1,5 раза чаще, чем в среднем по массиву.
Безработные, напротив, готовы участвовать в опросах. Почтовый опрос они выбирают в 1,3 раза чаще, чем другие респонденты.
Уличные торговцы и работники по найму в частном бизнесе будут использовать все возможности, чтобы уклониться от опросов любого вида. Крайне нежелателен для них интервьюер, приходящий к ним домой с анкетой.
' Таблица 4
Зависимость отказов от участия в опросе от пола, образования и семейного положения респондентов (в %)
Характеристики респондентов Доля респондентов в массиве, Не хочу участвовать ,. в опросах
Пол:
мужчины . 46 41
женщины 54 59
Образование: ■-
ниже среднего ■ 17 • 38
среднее 46 ' 33
незаконченное высшее 23 ‘ 24
высшее ' - 14' 5
Семейное положение.
женат 63 . 64
холост •’ 24 ' 16 '
разведен 7 5 ‘ ...
вдовец 6 . . 15
Наличие детей:
есть 71 80
-1 нет 29 ' 20
' : Таблица 5
I 1;; ■ Причины7 отказов, Названные самими респондентами (в % к числу опрошенных)1
' " -г Суждение0 Опросы не приносят _.. . пользы ' Нет времени- Опросы слишком. Трудны - Нет ответа
Не хочу участвовать в опросах - ' 23 7 ■■ .. . .. :. 7 63 ,
Отказы среди них встречаются в 4 раза чаще, чем в среднем по массиву.
Как видно из табл.- 4, -в целом мужчины готовы-участвовать в опросах охотнее, чем женщины. Если говорить о разных методах опроса, то мужчины'чаще, чемженщины, выбирают личное'интервью, почтовый и групповой опросы. Женщины более, чем мужчины, склонны к телефонным и прессовым опросам. Особенно не расположены женщины к уличному опросу;*и, напротив,' Мужчины к нему благоволят. »" ■ •
Респонденты с образованием ниже' среднего* будут отказываться от опросов в 6 раз чаще, чем с высшим образованием. Среди тех, кто отказался участвовать в дальнейших опросах, только 5% составляют респонденты с высшим образованием, тогда как в ближайшей' группе респондентов’ со среднеспёцйальным и незаконченным высшим образованием не хотят" участвовать в опросах уже 24%. С каждой .новой ступенью понижения уровня образования желание участвовать в опросах' падает. Минимальное желание, как уже было'сказано, в группе респондентов с образованием ниже среднего. Около 40% респондентов' этой группы отказываются от участия в опросах. ;
Респонденты с высшим образованиёМ выбирают все методы опроса с большей актйвностью, чем остальные. Если выбор респондентами личного интервью на дому практически не зависит от уровня образования, то предпочтения других методов опроса резко различаются в разных по уровню образования группах. Выбор телефонного опроса прямо пропорционален уровню образования. Люди с высшим образованием склонны общаться с интервьюером по телефону в^2,5 раза чаще, ^ем люди с .образованием ниже среднего. Специалисты с высшим образованием почти в 2 раза чаще, чем остальные, выбирают групповой метод опроса на рабочем^ месте. Уличный опрос1 тоже в 1,5 раза чаще, чем в среднем по массиву, привлекает респондентов с высшим образованием. Они же, в первую очередь, откликаются на прессовый и почтовый опросы.
Анализ отказов от участия в опросах в зависимости от семейнЬго положения (см. табл. 4) показывает, что больше всего желающих принять участие в опросах среди холостых (в 1,5 раза больше, чем в среднем по массиву). Достаточно высок уровень готовности участвовать в опросах и среди разведенных. Умеренную позицию по отношению к опросам занимают женатые и резко негативную — овдовевшие. Последние в 2,5 раза-чаще, чем другие респонденты, будут отказываться от участия в опросах. Из сказанного выше понятно, что желание принимать участие в опросах выше у' бездетных респондентов-. Респонденты,имеющие детей, более чем в 1,5 раза чаще будут отказываться от опросов, чем бездетные.- • ! ' •
Женатые и имеющие детей респонденты чаще других склонны участвовать' в интервью па дому, в почтовом и уличном опросах. :Холостые и бездетные по возможности будут избегать личных контактов в- домашнем й уличном интервью. Они групповой опрос1 предпочитают в 1,5 раза чаще, а прессовый —в 1,2 раза чаще, чем женатые. Единственный вид опроса, который-не устраивает разведенных, — это уличный опрос.-Наиболее привлекательны для них групповой й, особенно, прессовый методы опроса. На анкету, напечатанную в газете, разведенные 'откликаются в 1,5 раза чаще, чем остальные. ■" 1 1
Для проверки основных гипотез, о причинах отказов респондентам было предложено в открытом вопросе самим сформулировать причины нежелания участвовать в опросах. Их ответы сведены в табл. 5.
■ Мнение, что "опросы бесполезны", является принципиальной позицией, отвращающей респондентов от участия в них. В отличие от него ссылка на занятость не является основной причиной отказа, а скорее указывает на отсутствие живого интереса к опросу у респондента. Еще одна причина отказов от участия в опросах, указанная самими респондентами, — это страх не справиться с поставленной задачей: "Опросы слишком трудны для меня". Восприятие опроса как работы, как задачи, требующей усилий со стороны респондента, не всегда учитывается социологом (принято считать, что опрос использует временные ресурсы респондента, а не энергетические). Иными словами, человек взвешивает свои потери во'времени и в энергий, которые Он понесет, участвуя в опросе. Если они компенсируются чем-то — любопытством, удовольствием от общения или даже материальной заинтересованностью (в случае получения респондентом подарка), то он готов пойти на эти потери. В противном случае, участие в опросе для респондента бессмысленно. В этом случае- к опросу его можно только'принудить. . - ;
Таким образом, выделяются две основные Причины отказов от опроса: "отсутствие пользы" и "отсутствие интереса". Метод опроса при этом . не имеет принципиального значения. Альтернативная позиция'— это установка на участие во всех видах опроса независимо от метода. Такие активные респонденты объяснили причины своей суперактивности с Помощью двух формулировок: "Хочу; чтобы знали мое мнение и считались с ним" и "интересно, когда тебя опрашивают". Иными словами — польза и интерес. Эти расходящиеся позиции проявляются сразу же в виде реак-ций-на просьбу интервьюера принять участие в опросе.
Л.Д.ГУДКОВ /
Характеристики респондентов, отказывающихся от контактов с интервьюерами
.. Доля отказов от дачи интервью, первоначально бывшая не слишком значительной для массовых опросов ВЦИОМ, в последние годы. существенно увеличилась. Если в конце 1989—1990 гг., на волне социально-политического мобилизационного подъема, она не превышала в отдельных исследованиях максимума 10—12%, то после октября 1993 г. этот показатель стал быстро расти и сегодня достигает 30% и более, что ставит под сомнения надежность всех получаемых данных. Столь малый процент отказывающихся отвечать на вопросы интервьюера, в годы перестройки был, очевидно, связан с явным желанием высказать "обществу" (властям в лице интервьюера) свое мнение, свое отношение к текущим проблемам социальной и, политической жизни страны, которые ранее мало кому были важны.. Как показал опыт первых массовых опросов*, респонденты, рассматривали свое участие в исследовании как эквивалент до того не проводившихся
* См.: Есть мнение! Итоги социологического опроса. М., 1990. С. 11—24. '