Научная статья на тему 'Отказ сторон от исполнения договора перевозки пассажира в одностороннем порядке'

Отказ сторон от исполнения договора перевозки пассажира в одностороннем порядке Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1568
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ / ПАССАЖИР / ПЕРЕВОЗЧИК / ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗКИ / РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА / ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА / НАРУШЕНИЕ УСЛОВИЙ ДОГОВОРА / CONTRACT OF CARRIAGE / PASSENGER / CARRIER / THE TRANSPORT REGULATIONS / TERMINATION OF THE AGREEMENT / UNILATERAL REFUSAL OF PERFORMANCE OF CONTRACT / BREACH OF CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зарапина Л.В.

Статья посвящена особенностям порядка отказа от исполнения перевозчика или пассажира от исполнения договора в одностороннем порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the peculiarities of the procedure of refusal of the carrier or the passenger from the contract unilaterally.

Текст научной работы на тему «Отказ сторон от исполнения договора перевозки пассажира в одностороннем порядке»

<glb>

УДК 347.463

ОТКАЗ СТОРОН ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ

Л.В. Зарапина

Аннотация. Статья посвящена особенностям порядка отказа от исполнения перевозчика или пассажира от исполнения договора в одностороннем порядке.

Ключевые слова: договор перевозки, пассажир, перевозчик, Правила перевозки, расторжение договора, односторонний отказ от исполнения договора, нарушение условий договора.

Abstract. The article is devoted to the peculiarities of the procedure of refusal of the carrier or the passenger from the contract unilaterally.

Keywords: contract of carriage, the passenger, the carrier, the transport Regulations, the termination of the agreement, unilateral refusal of performance of contract, breach of contract.

Основания и порядок расторжения договора предусмотрены Гражданским кодексом. Среди них есть и такое основание расторжения, как расторжение договора в одностороннем порядке. В некоторых случаях этот порядок называется отказом от исполнения договора.

Законом такая процедура расторжения договора подробно не расписана, поэтому имеет смысл рассмотреть некоторые вопросы более подробно.

Для того чтобы у сторон имелась возможность воспользоваться этим правом, необходимы условия, прямо предусмотренные законом или указанные в договоре. Несоблюдение такого порядка может повлечь признание действий участника договора незаконными, а в том случае, если этими действиями был причинен ущерб другой стороне договора или третьим лицам - возможность взыскания причиненного ущерба с виновного лица.

При этом расторжение договора в одностороннем порядке происходит либо по умолчанию (как, например, в случае подписания договора перевозки на определенный срок, по истечении которого договор прекращается), либо по заявлению одной из сторон сделки (например,

в договор включено условие о том, что он должен считаться расторгнутым в случае невыполнения некоторых его положений одним из участников).

Чаще всего отказ от исполнения договора используется той стороной сделки, которая считает свои права нарушенными.

Вместе с тем, несмотря на то, что такое расторжение договора является внесудебной процедурой, достаточно другому участнику сделки заявить о своем несогласии с отказом от исполнения условий договора, и данный спор может быть разрешен только в суде.

В связи с тем, что право на судебную защиту предусмотрено Гражданским кодексом, какое-либо соглашение сторон об отказе от обращения в суд будет являться незаконным и не может быть применено на практике. То есть, даже несмотря на то, что отказ от судебной процедуры расторжения договора будет подписан участниками сделки, любой из них вправе обратиться в соответствующий суд.

Если в результате отказа одной из сторон договора от его исполнения вторая сторона не возражает против этого, договор считается не заключенным или расторгнутым, и его участники возвращают контрагентам все, полученное по неисполненной сделке. В некоторых случаях закон предусматривает возможность взыскания убытков, возникших в связи с таким отказом от исполнения договора.

Некоторые транспортные уставы и кодексы устанавливают специальные правила, в соответствии с которыми перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки.

КТМ предусматривает специальные основания для досрочного прекращения или изменения договора перевозки перевозчиком в случаях:

1) неблагоприятной эпидемиологической обстановки, угрожающей жизни людей, явлений стихийного характера, а также катастрофы или военных действий;

2) задержания судна по распоряжению властей или привлечения судна для надобностей государства;

3) недоступности места отправления или места назначения (блокада, авария, мелководье и т.п.);

4) гибели судна или его насильственного захвата.

Перечень обстоятельств, по которым воздушный перевозчик в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора перевозки, определен ст. 107 ВК РФ:

<д|Ь>

1) нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;

2) отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;

3) если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;

4) отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;

5) отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребенка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106;

6) нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 ВК РФ;

7) наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

Данный перечень носит исчерпывающий характер, а, следовательно, инициатива перевозчика на одностороннее расторжение договора перевозки ограничивается только этими приведенными условиями.

Статья 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного транспорта» определяет, что при невозможности осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией, аналогичными причинами фрахтовщик по согласованию с фрахтователем обязан предоставить другое транспортное средство или возвратить оплаченную фрахтователем стоимость пользования транспортным средством.

В иных транспортных уставах и кодексах не предусмотрены специальные основания для одностороннего отказа перевозчика от исполнения договора перевозки.

Законом предусмотрено, что в некоторых случаях одностороннего отказа от исполнения договора, такой договор считается расторгнутым с момента получения контрагентом уведомления о прекращении отношений по сделке от инициатора этого отказа.

Отказ перевозчика от исполнения договора перевозки может быть сделан не только в письменном порядке, но и путем конклюдентных действий. Так, в случае нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна пассажир может быть выдворен с судна и отстранен от дальнейшей перевозки даже если для этого необходимо посадить судно в аэропорте, не являющемся местом назначения. Такие случаи регулярно освещаются СМИ.

Однако при этом составляется протокол об административном правонарушении или возбуждается уголовное дело, что и является основанием прекращения перевозки и отказа перевозчика от исполнения договора перевозки.

Что касается возможности пассажира отказаться от договора перевозки на морском транспорте, то ст. 183 КТМ предусмотрено право пассажира до отхода судна, а также после начала рейса в любом порту, в который судно зайдет для посадки или высадки пассажиров, отказаться от договора морской перевозки пассажира.

Другие транспортные уставы и кодексы также особого внимания и основаниям отказа пассажира от договора перевозки не уделяют. Из этого следует, что в соответствии с общими нормами пассажир вправе в любое время отказаться от договора перевозки на любом виде транспорта. Однако некоторые перевозчики удерживают суммы от стоимости билетов, а воздушные перевозчики даже вводят так называемые «невозвратные билеты», чем нарушается право одностороннего отказа пассажира.

Считаем такие Правила, вводимые некоторыми перевозчиками, не соответствующими закону. Законодатель должен четко указать на незаконность этих Правил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.

<glb>

2. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 03.02.2014) // Российская газета, № 85-86, 01-05.05.1999.

3. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.12.2013)// Собрание законодательства РФ, 24.03.1997, № 12, ст. 1383.

4. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // Собрание законодательства РФ, 12.11.2007, № 46, ст. 5555.

Л.В. Зарапина,

канд. юрид. наук, доцент,

Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: zarapinalv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.