Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС: ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОЕКТА «ПОЛИГОН»)'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС: ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОЕКТА «ПОЛИГОН») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
302
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННЫЙ ДИСКУРС / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шашкова Е. В.

В нашей стране традиционно лидирующую роль в воспитании патриотических взглядов играло телевидение. Сегодня в СМИ превалирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, ответственности, поклонению героям, гордости за свой народ и Отечество. СМИ отведена важнейшая воспитательная функция. Данным фактом обусловлена актуальность представленного исследования. Цель исследования: выявить проблемно-тематическое своеобразие военно-патриотических передач современного отечественного телевидения на примере программы «Полигон» (телеканалы «Россия-1», «Техно24»). Задачи исследования: обозначить место понятия «патриотизм» в отечественном медийном пространстве, изучить историю отечественного военно-патриотического телевидения, определить роль СМИ в патриотическом воспитании общества, в ходе контент-анализа выделить тематические блоки военно-патриотической журналистики. Объект исследования - телевизионная передача «Полигон» («Россия-1», Техно24»). Эмпирическим материалом стали выпуски программы с 2012 г. по 2019 г. Теоретическая база работы - труды Н.Р.Ахвледиани, А.Н.Осянина, А.М.Рюмина. Методы исследования: описания и наблюдения, исторический, типологический, сравнительный методы, метод контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шашкова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MILITARY-PATRIOTIC TELEVISION DISCOURSE: ISSUES AND TOPICS

In our country, television has traditionally played a leading role in patriotic upbringing. Today, the media tends to highlight patriotism as memory, responsibility, worship of heroes, pride in our people and Fatherland. The most important educational function is assigned to the media. This fact determines the relevance of the presented study. Purpose of the study: to reveal the problem-related and thematic originality of military-patriotic programs of Russian television using the example of the Polygon program (TV channels “Russia-1”, “Techno24”). Research objectives: to identify the place of the concept of “patriotism” in the Russian media space, to study the history of Russian military-patriotic television, to determine the role of the media in the patriotic education of society, to highlight thematic blocks of military-patriotic journalism in the course of content analysis. The object of the research is the television program “Polygon” (“Russia-1”, “Techno24) broadcast in 2012-2019. Theoretically, the research is based on the works by N.R.Akhvlediani, A.N.Osyanina, and A.M.Ryumin. Research methods: methods of description and observation, historical, typological, comparative methods, content analysis.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС: ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОЕКТА «ПОЛИГОН»)»

УДК 070 https://doi.org/10.34680/2411-7951.2021.4(37).362-366

Е.В.Шашкова

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ДИСКУРС: ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО ПРОЕКТА «ПОЛИГОН»)

В нашей стране традиционно лидирующую роль в воспитании патриотических взглядов играло телевидение. Сегодня в СМИ превалирует тенденция к освещению патриотизма как памяти, ответственности, поклонению героям, гордости за свой народ и Отечество. СМИ отведена важнейшая воспитательная функция. Данным фактом обусловлена актуальность представленного исследования. Цель исследования: выявить проблемно-тематическое своеобразие военно-патриотических передач современного отечественного телевидения на примере программы «Полигон» (телеканалы «Россия-1», «Техно24»). Задачи исследования: обозначить место понятия «патриотизм» в отечественном медийном пространстве, изучить историю отечественного военно-патриотического телевидения, определить роль СМИ в патриотическом воспитании общества, в ходе контент-анализа выделить тематические блоки военно-патриотической журналистики. Объект исследования — телевизионная передача «Полигон» («Россия-1», Техно24»). Эмпирическим материалом стали выпуски программы с 2012 г. по 2019 г. Теоретическая база работы — труды Н.Р.Ахвледиани, А.Н.Осянина, А.М.Рюмина. Методы исследования: описания и наблюдения, исторический, типологический, сравнительный методы, метод контент-анализа.

Ключевые слова: патриотизм, военный дискурс, военно-патриотическая телевизионная журналистика

В сегодняшнем многополярном мире с углубившимися геополитическими, межнациональными

конфликтами чрезвычайно остро осознаётся необходимость воспитания российской гражданской идентичности, проявления уважения к историческому прошлому Отечества, накопления знаний основ культуры и традиций своего народа, бережного отношения к национальному языку. Особенно это актуально для молодого поколения. Патриотизм в обществе выполняет первостепенные функции: воспитательную, консолидирующую, охранительную. В России патриотизм — объединяющее начало, национальная идея. Это одна из тех духовных «скреп», на которой держится наше национальное самосознание.

Главная задача современных СМИ — формирование патриотических идеалов. Цель военно-патриотических СМИ — воплощение в жизнь государственной информационной политики, воспитание демократических ценностей. К подобным специализированным СМИ относятся: газеты («Красная звезда»), журналы («Воин России»), центральный общероссийский телеканал «Звезда», в Вооруженных силах России издаются специализированные газеты и журналы (флотские, армейские).

Вопрос патриотизма в СМИ оказался актуален для России с момента их появления. Среди основных функций советских средств массовой информации особенно выделялись: информационная, агитационная, пропагандистская. В советский период нашей истории возникают первые военно-патриотические телевизионные передачи («Подвиг», «Служу Советскому Союзу»). В них армия демонстрировалась образцовой, такой, какой она должна быть. На Центральном телевидении был специальный патриотический отдел. Всё изменилось в 1990-е годы в связи с кардинальной перестройкой телевизионного рынка: патриотическая тема практически исчезла из передач федеральных каналов. Лишь после 1991 года Министерство обороны приняло решение о возрождении военно-патриотического воспитания молодёжи посредством центральной телевизионной студии. В это время появляется передача «Армейский магазин» (ОРТ / Первый канал), а следом «Служу России» (1995—2003, ОРТ / Первый канал), «Присяга» (1996—1998, РТР), «На караул!» (1997—1999, ТВ Центр), «Служу Отечеству» (1998—2000, РТР), «Вижу цель» (1998—2001, Культура), «Забытый полк» (2000—2002, НТВ). На сегодняшний день на отечественном телевидении представлен достаточно широкий спектр военно-патриотических передач: «Служу Отчизне» (Первый канал), «Военная программа Александра Сладкова» (Россия 1), «Служу России» (Звезда), «Марш-бросок» (ТВ Центр), «Военная тайна с Игорем Прокопенко» (РенТВ) и др. Кроме того, специально для формирования патриотического духа в населении РФ, прежде всего в подрастающем поколении, был создан телеканал военно-патриотической направленности «Звезда».

А.Н.Осянин и А.М.Рюмин провели мониторинг современного отечественного информационного пространства на наличие в нём патриотической идеи. В ходе контент-анализа центральных российских СМИ они выделили доминантные темы: формирование чувства патриотизма и национального самосознания, военный патриотизм, финансовый и политико-правовой аспекты патриотизма и пр. [1, с. 157].

Н.Р.Ахвледиани, анализируя современную военно-патриотическую журналистику, выделяет следующие преобладающие темы: подвиг советского народа и Красной армии во время Великой Отечественной войны; увековечивание памяти защитников Отечества; повышение мотивации молодежи к прохождению военной службы; жизнь, учеба и боевая служба в современной армии и на флоте; деятельность предприятий военно-промышленного комплекса и др. [2, с. 146-149].

Наличие такой содержательной системы в военно-патриотическом направлении журналистики предоставило бы возможность искать пути решения по внушению молодому поколению ответственности в

Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4 (37). С. 362-366. ' '

вопросе выполнения конституционного долга, вырабатыванию патриотических ценностей, воспитанию национальной гордости.

Военный дискурс относится к институциональному типу дискурса. Его специфическими чертами являются: гендероцентрический (маскулинный) характер; иерархичность и номенклатурность, авторитетность источников, централизация и ответственность всех структур [3, с. 5-6]. Жанровая система медиатекстов военно-патриотической журналистики характеризуется строгой иерархической структурой, в которой выделяются, прежде всего, материалы информационного и аналитического характера. Среди основных информационных жанров военного дискурса выделим отчёт и репортаж. К наиболее распространённым аналитическим жанрам военно-публицистического дискурса относятся интервью и обозрение.

Среди современных отечественных телевизионных проектов нам хотелось бы особенно выделить программу «Полигон». Эта программа с 2012 года выходила на телеканале «Россия-1», а в 2019 году перешла на телеканал «Техно24». На телеканале «Россия-1» вышел 31 выпуск передачи. Хронометраж одной передачи — 26 минут 50 секунд. Это отечественный телевизионный проект о новейших военных разработках и вооружении. Команда программы не просто тестирует боевую технику, но, в буквальном смысле, погружает аудиторию в будни военных специалистов, в боевые условия, демонстрируют, как устроены современные танки и снайперские винтовки, выполняет рискованные эксперименты. Ведущие — Алексей Громыко, Дмитрий Задорожный и Иван Лебедев.

Отметим, что переход программы на телеканал «Техно24» является вполне закономерным явлением. «Т24» позиционирует себя как научно-познавательный канал о мужских хобби (техника, спорт, оружие, путешествия). «Техно24» знакомит своего заинтересованного зрителя с культурой обращения с гражданским оружием, оборонно-промышленным комплексом нашей страны и пр. Все телевизионные проекты «Т24» связаны с идеей мужского труда, военного братства («Авиапром», «Русское оружие», «Гражданское оружие», «Реставраторы», «Танковый биатлон», «Неудержимый Макс»).

Телевизионная программа «Полигон» в 2012 году была пионером среди существующих на сегодняшний день подобных проектов. Её создатели поставили перед собой конкретные цели: увиденное должно быть близко зрителю, он должен отождествить себя с ведущим проекта и неискушённым взглядом увидеть всю сложность и романтику армии и военного дела. Изначально команда энтузиастов представляла передачу в виде военного TopGear, которую будет увлекательно смотреть, простому обывателю будет понятно всё увиденное, но при этом говорить будут об очень серьёзных вещах. Но постепенно от первоначального замысла программа заметно эволюционировала. Сегодня «Полигон» соединяет в себе и художественный элемент (качество съёмки иногда напоминает блокбастер), и документальный компонент (погружение в исторический контекст), и развлекательный компонент (например, музыкальное сопровождение казачьего хора в выпуске «Дикая кошка»). Это своеобразный симбиоз научно-популярного, очень кропотливого разбора военной техники и человеческого капитала — военного контингента, но без официальной военщины. Отметим, что сами военные оказываются активными участниками всего творческого процесса создания телевизионной передачи.

Интересна концепция ведущего программы «Полигон». Это не потомственные военные, не универсальные солдаты. Это обыкновенный зритель, вставший с дивана и оказавшийся в военной среде, вынужденный в ней органично существовать. Он существует в двух режимах — гражданском и военном. Не случайно один из выпусков программы носит название «Проверено на себе». Ведущие не просто ведут репортаж, берут интервью, они принимают активное участие во всех процессах: нажимают кнопки, открывают люки, дают команду на открытие огня, входят в штопор, выполняют перевороты и фигуры сложного пилотажа. Это новое видение армии со стороны гражданских людей. Команде программы «Полигон» удаётся проникнуть в самые закрытые и секретные уголки военной отрасли. Так, например, в выпуске «Корд» ведущий попадает в закрытый цех № 130 УралВагонзавода, где рождаются российские танки. Весь процесс создания танка от захода бронированного кузова до вкатки ствола в башню и даже тестовый запуск двигателя проходит перед глазами зрителя. Кроме того, ведущие знакомятся с традиционными обрядами, сложившимися в военной среде. Они проходят посвящение в моряки, артиллеристы и пр. Вместе с ведущими программы и съёмочной группой зритель оказывается на борту спасательного судна «Георгий Титов» и отправляется в Баренцево море для спасения подводной лодки; а вот он уже на борту авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» следит, как на его палубу садятся российские истребители Миг-29К; или выбирает идеальное оружие для размещения на блокпостах; в следующий раз он уже принимает участие в беспрецедентном походе российско-авианосной группы в Средиземном море или в учениях ВДВ, примеряет парашют, стреляет по танкам, ходит по натянутым тросам и т.п.

Отметим также специфику хронотопа исследуемой телевизионной передачи. Местом действия чаще всего становятся военные полигоны России (отсюда и название передачи). В нашей стране есть десятки уникальных военных полигонов, которые в рамках данной программы становятся своеобразной учебной и экспериментальной площадкой. Назовём некоторые из них: прикаспийский военный полигон Ашулук, который был создан в 1960 году как испытательный центр зенитных ракетных войск противовоздушной обороны. Именно здесь снимался один из выпусков программы «Полигон», посвящённый ПВО. Ашулук — уникальный межвидовой полигон, на котором проводятся учения с применением авиации, ракетных войск, сухопутной группировки, испытания новейшего вооружения; полигон Капустин Яр в Астраханской области, с которого произошёл запуск первой баллистической ракеты СССР, спутник «Космос-1». Съёмочная группа программы

«Полигон» испытывала здесь ракеты малой и средней дальности. Уникальность хронотопа телевизионной программы «Полигон» состоит в том, что съёмки ведутся буквально из самой глубины всех 4 стихий: ведущие взмывают в небо на самых скоростных российских истребителях, спускаются в глубины моря на подводной лодке, изучают искусство минной войны. И всё это происходит в реальном времени перед глазами зрителя.

В ходе проведённого контент-анализа телевизионной программы «Полигон» с 2012 по 2019 гг. были выявлены следующие тематические доминанты: повышение уровня мотивации молодежи к прохождению военной службы; специфика воинской службы в разных родах войск; уникальное своеобразие отечественной военной техники; новинки боевой техники и вооружения, созданные в нашей стране, и легендарное оружие; деятельность предприятий военно-промышленного комплекса; функционирование и использование военных баз и стратегических объектов в РФ.

В результате проведённого контент-анализа мы раскрыли специфику освещения доминантных тем. Повышение уровня мотивации молодежи к прохождению военной службы: в выпусках дано описание жизни, учёбы и боевой службы в армии будущего солдата, его права и обязанности, вопросы экипировки и пр. Так, например, в выпуске «Универсальный солдат» представлен подробный рассказ об экипировке солдата будущего, а в «Дневниках танкиста» команда проекта находится в Волгоградских степях полигона «Прудбой», чтобы узнать, как готовят настоящих танкистов. Специфика воинской службы в разных родах войск: от учебно-боевой подготовки и служебно-боевой деятельности до реальных баталий. Аудитория узнаёт о специфике службы в сухопутных войсках: мотострелковых, танковых, ракетных, артиллерийских, противовоздушной обороны, инженерных, разведывательных, радиационной, химической, биологической защиты. Например, в выпуске «Панцирь» представлен полигон ракетных войск «Капустин Яр», на котором расположен новейший комплекс ПВО ближнего действия «Панцирь-С». А вот уже ведущий направляется на полигон «Шиханы», чтобы узнать всё о деятельности войск радиационной, химической и биологической защиты, проверить на себе средства защиты и дезактивации, научиться ставить дымовую завесу («РХБЗ»); или в глухие леса, где пытается постигнуть азы подготовки военных разведчиков: обучается стрельбе из различных видов специального вооружения, нападает на колонну и принимает участие в захвате объекта («Разведка»). В выпуске «Служебные собаки» продемонстрирован всемирно известный 470-й учебный центр служебного собаководства ВС России. В находящемся здесь питомнике «Красная Звезда» разводят уникальные породы собак, участвующие в минно-розыскной, караульной и поисково-спасательной службах. Представлены в передаче и воздушно-космические силы, куда входят: дальняя, фронтовая, армейская, военно-транспортная авиация, зенитные ракетные, космические и десантные войска. В эфире от 11 марта 2015 года ведущий вместе со своей командой, знакомясь со всем самолётным парком дальней авиации (Ту-95МС, Ту-160, Ту-22М3), пытаются ответить на вопрос, какие стратегически важные задачи стоят сегодня перед российской дальней авиацией. В выпуске «Военная база в Армении» показана боевая операция лётчиков армейской авиации. А в выпуске «Вертолёт К-27» представлена уникальная техника - поисково-спасательный и противолодочный вертолет Ка-27, расположенные в поселке Донское под Калининградом в 396 отдельной корабельной противолодочная эскадрилье. В выпуске «Комплекс ПВО-С400» действие разворачивается на полигоне Ашулук, находящемся в Астраханской области. Здесь расположена база 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения ВКС. В цикле передач представлен и Военно-морской флот, куда входят: подводные и надводные силы, морская пехота и авиация, береговые ракетно-артиллерийские войска. Из выпусков телевизионной программы «Полигон» зритель может узнать, кто охраняет покой Балтики. Ведущий знакомит нас с «морскими солдатами» - гвардейской бригадой морской пехоты. В выпуске «Малые ракетные корабли» зрители смогли побывать на Балтийском флоте и проследить за масштабными манёврами воздушно-морского десанта. Здесь же широкой публике был представлен малый ракетный корабль «Зелёный Дол».

Уникальное своеобразие отечественной военной техники, способной прожигать танковую броню, вести одиночный и беглый огонь, уничтожать живую силу и бронетехнику противника — одна из центральных тем проекта. В «Полигоне» представлены ракетная, артиллерийская, противотанковая, авиационная, корабельная техника. А также новинки боевой техники и вооружения, созданные в России («Оружие снайпера», «Самоходное оружие», «БПК Североморск», «Терминатор», «Пулемёты», «Танк Т-80У»). В одном из выпусков Иван Лебедев отправляется в Северную Осетию, где расположен полигон «Тарское». Именно здесь можно познакомиться с самоходной артиллерийской установкой «МСТА-С» главного калибра 152 мм, снайперской винтовкой артиллерии МТ-12 и реактивной системой залпового огня «Торнадо-Г». Зрителя передачи познакомят с новейшей артиллерийской системой — противотанковым самоходным орудием «Спрут-СД» — уникальным лёгким авиадесантируемым плавающим орудием, способным уничтожать танки противника («Спрут-СД»), с Су-34 — фронтовым бомбардировщиком, грозной машиной, многофункциональным авиационным комплексом, тяжелым «бомбером» с маневренностью легкого самолета («Воздушный бой»). В выпусках «Полигона» представлена подробнейшая характеристика различных оружий, танков, летательных аппаратов, автомобилей, боевых машин, военных кораблей. Ведущие демонстрируют снайперский комплекс и пулемет калибра 12,7 мм («Корд»); идеальное оружие для размещения на блокпостах: пулемет, снайперская винтовка «Корд» калибра 12,7 мм, противопехотный гранатомет АГС-30 («Крупный калибр»); обозревают боевые возможности основных пулемётов Российской армии: «Печенег-М» калибра 7,62 мм, НСВ «Утёс» калибра 7,62, НСВ «Утёс» калибра 12,7 мм, КПВТ — 14,5 мм; тестируют в условиях бездорожья на полигоне в Краснодарском крае бронеавтомобиль «Рысь» — новейший броневик, только пришедший в армию («Дикая

кошка»), а также боевую машину — БТР-82А с новой тридцатимиллиметровой пушкой; представляют грозу подводных лодок — большой противолодочный корабль «Североморск» («Североморск»). Особое внимание уделяется и легендарному оружию («Оружие Победы», «Танк Победы», «Возвращение легенды»). Например, выпуск «Оружие Победы» рассказывает о вооружении Великой отечественной войны: пулемёте Дегтярёва, винтовке Мосина и др.

Деятельность предприятий военно-промышленного комплекса также в центре внимания программы, ведь гражданской аудитории об этом мало что известно, в то время как укрепление оборонной мощи страны — приоритет современного мира («Тяжёлый десант», «Ангара», «Спрут»). Например, в выпуске «Тяжёлый десант» съемочная группа программы едет в Иваново, чтобы рассказать, как происходит высадка техники воздушно-десантных войск. В выпуске мы находим все о работе парашютных и амортизирующих систем, порядке действий экипажей БМД и подготовке самолета Ил-76 к десантированию. Функционирование и использование военных баз и стратегических объектов в РФ. В выпуске «База 201» ведущий посещает российскую военную 201-ю базу в Таджикистане, функционирующую в непростых климатических условиях.

Таким образом, освещая успехи мощнейшего оборонно-промышленного комплекса РФ, демонстрируя жизнь и деятельность военнослужащих современных вооружённых сил и войск других силовых структур, положительно оценивая опыт воинской службы, отечественные телевизионные проекты, безусловно, воздействуют на воспитание патриотического чувства у граждан страны, особенного у молодого поколения, формирование положительного отношения к институту военной службы. Влияние таких телевизионных передач во многом обусловливается выбранной структурой, формой и содержанием.

Телевизионный проект «Полигон» — это повествование о современной российской армии, о новейших военных разработках и видах вооружения, созданных отечественными конструкторами. «Российская армия сегодня — это не только автомат Калашникова и самолёты Сухого. Инновационные разработки военно-промышленного комплекса открывают практически безграничные возможности. В наших программах нет кирзовых сапог и строевой подготовки. Зато есть всё, о чём каждый мужчина мечтает с раннего детства — много оружия и грозной военной техники» (https://russia.tv/brand/show/brand_id/23245/). Зритель программы «Полигон» погружается в многочисленные эксперименты с оружием и сценарии спасательных операций, наблюдает строительство моста за один час и прохождение полосы препятствий, следит за боевой стрельбой и тест-драйвами военных машин. Содержательная палитра данной телевизионной передачи чрезвычайно обширна: минная война и эволюция танкостроения, новые подразделения инженерных войск и знакомство с универсальными боевыми машинами, исторический путь артиллерии и обряд посвящения в моряки. Военно-патриотические телевизионные проекты призваны формировать у российской аудитории, прежде всего, молодёжной аудитории, чувство гордости за своё Отечество и верности ему, воспитывать в них патриотическое сознание, призывать к исполнению своего гражданского долга. А журналисты, убедительно демонстрируя военные достижения нашей страны, акцентируют внимание на важности той миссии, которая возложена на военный контингент в условиях непрекращающихся мировых геополитических конфликтов.

1. Осянин А.Н., Рюмин А.М. Воспитание чувства патриотизма и национального самосознания в России: опыт контент-анализа центральных СМИ // Вестник Нижегородского университета им. Н.ИЛобачевского. Серия «Социальные науки». 2014. № 2(34). С. 157-161.

2. Ахвледиани Н.Р. Влияние СМИ на патриотическое воспитание современной молодёжи в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и Политические науки». 2009. N° 4. С. 146-149.

3. Уланов А. В. Русский военный дискурс XIX — начала XX века: структура, специфика, эволюция. Омск, 2014. 494 с.

References

1. Osyanin A.N., Ryumin A.M. Vospitaniye chuvstva patriotizma i natsional'nogo samosoznaniya v Rossii: opyt kontent-analiza tsentral'nykh SMI [Fostering a sense of patriotism and national identity in Russia: experience of content-analysis of national mass media]. Vestnik Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series: Social Sciences, 2014. no. 2(34), pp. 157-161.

2. Akhvlediani N.R. Vliyaniye SMI na patrioticheskoye vospitaniye sovremennoy molodozhi v Rossii [Impact of mass media on patriotic education of young people in Russia]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta, Seriya "Istoriya i Politicheskiye nauki", 2009, no. 4, pp. 146-149.

3. Ulanov A.V. Russkiy voyennyy diskurs XIX — nachala XX veka: struktura, spetsifika, evolyutsiya [Russian military discourse of the 19th—early 20th century: structure, specificity, evolution]. Omsk, 2014. 494 p.

Shashkova E.V. Russian military-patriotic television discourse: issues and topics. In our country, television has traditionally played a leading role in patriotic upbringing. Today, the media tends to highlight patriotism as memory, responsibility, worship of heroes, pride in our people and Fatherland. The most important educational function is assigned to the media. This fact determines the relevance of the presented study. Purpose of the study: to reveal the problem-related and thematic originality of military-patriotic programs of Russian television using the example of the Polygon program (TV channels "Russia-1", "Techno24"). Research objectives: to identify the place of the concept of "patriotism" in the Russian media space, to study the history of Russian military-patriotic television, to determine the role of the media in the patriotic education of society, to highlight thematic blocks of military-patriotic journalism in the course of content analysis. The object of the research is the television program "Polygon" ("Russia-1", "Techno24)

i '

broadcast in 2012—2019. Theoretically, the research is based on the works by N.R.Akhvlediani, A.N.Osyanina, and A.M.Ryumin. Research methods: methods of description and observation, historical, typological, comparative methods, content analysis.

Keywords: patriotism, military discourse, military-patriotic television journalism.

Сведения об авторе. Елена Викторовна Шашкова — кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М.Достоевского; ORCID: 0000-0002-8063-7671; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.03.2021. Принята к публикации 10.05.2021.

Ссылка на эту статью: Шашкова Е.В. Отечественный военно-патриотический телевизионный дискурс: проблемно-тематическое своеобразие (на примере телевизионного проекта «Полигон») // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2021. № 4(37). С. 362-366. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).362-366

For citation: Shashkova E.V. Russian military-patriotic television discourse: issues and topics. Memoirs of NovSU, 2021, no. 4(37), pp. 362-366. DOI: 10.34680/2411-7951.2021.4(37).362-366

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.