УДК 070:654.197(470) DOI 10.17150/2308-6203.2015.4(1).60-69
Лебедев Алексей Алексеевич
кандидат философских наук, докторант, Академия медиаиндустрии, 127521, Российская Федерация, г. Москва, ул. Октябрьская, 105, корп. 2, e-mail: captlebedev@rambler.ru
Aleksey A. Lebedev
Academy of Media Industry,
105-2 Oktyabrskaya, 127521, Moscow, Russian Federation, e-mail: captlebedev@rambler.ru
ФОРМАТ НОВОСТНЫХ ПРОГРАММ ТЕЛЕКАНАЛА «ЗВЕЗДА»
Аннотация. В статье представлен анализ формата новостных программ телеканала «Звезда». Показано, что канал, даже увеличив информационную часть своего контента, остался в рамках заявленных в своей концепции параметров военно-патриотической направленности. Значительная роль отводится ведущим на телеканале и степени их профессионализма, от которого зависит состояние и функционирование информационных программ, а также привлечению широкой аудитории телезрителей к вещанию на канале. Проведен анализ ряда телевизионных программ канала.
Ключевые слова. Патриотизм, телеканалы, формат телеканала.
Информация о статье. Дата поступления 2 декабря 2014 г.; дата принятия к печати 22 декабря 2014 г.; дата онлайн-размещения 30 января 2015 г.
FORMAT TELEVISION NEWS OF THE PROGRAM «STAR»
Abstract. This paper presents an analysis of television news programs format «Star». It is shown that the channel even increase the data part of its content has remained within the limits stated in his concept of the parameters of military-patriotic, a significant role plays TV presenters and their degree of professionalism, on which depends the condition and operation of information programs, as well as attracting a wide audience of viewers to the broadcast on the channel. Analyzed a number of television programs of the channel.
Keywords. Patriotism, TV, channel format.
Article info. Received December 2, 2014; accepted December 22, 2014; available online January 30, 2014.
Практически со дня своего зарождения телевидение выступает как некая самостоятельная, значительная сила, выражающая общесоциальные тенденции. Эта сила и сегодня становится заметным социокультурным явлением, благодаря
которому миллионы людей приобщаются к культурным ценностям. Многочисленные социологические и социопсихологические исследования убедительно доказывают притягательную силу телевизионного экранного искусства для заимство-
60
© А.В. Лебедев, 2015
вания и подражания, формирования моделей поведения человека. Этот механизм позволяет констатировать, что удачная информационная и коммуникативная организация телевизионного вещания способна быть успешной и эффективной в создании условий для перехода к новому качеству ответственного государственного управления, к демократизации и развитию гражданского общества.
В рамках этого механизма речь, прежде всего, идет о такой категории как «формат телеканала».
Хотя понятие «формат» часто используется в СМИ в качестве характеристики того или иного телеканала, оно еще не получило четкого определения. Изначально понятие «формат» затрагивало только технические параметры: хронометраж и способ передачи сигнала, (HDTV, DVB-T, HD DVD). Однако вскоре слово «формат» стало обретать новый, более расширенный смысл. В это понятие начинают вкладывать не только технические параметры, но и смысловые свойства. При всем разнообразии трактовок на данный момент уже можно говорит о каких-то конкретных характеристиках этого понятия, как это обусловливается современными потребностями меди-асферы:
— для понимания механизма функционирования форматного телевидения, осуществления эффективного управления каналом, выстраивания конкурентоспособных стратегий;
- для четкого юридического оформления авторских прав на данный формат.
Смысловые же свойства «формата», если принять во внимание международные исследования телепрограмм, близки к «критериям многоаспектной классификации: информационные, новостные передачи, художественное вещание, те-
матика, форма, язык вещания, учет аудитории и др.»1 [5]. То есть, «соотношение видов и форм дает представление о структуре и направленности телевизионного вещания. Так, в сбалансированном типе вещания равномерно представлены передачи от информационных до научно-образовательных и художественных форм» [1].
С другой стороны, обилие терминологических неопределенностей в научной и научно-популярной литературе исследователи, например, А.В. Западов, Е.П. Соколова и Е.А. Корнилов связывают прежде всего с тем, что в журналистской науке не в полной мере осознано определение объема понятий «тип», «типология», «типоформирующий фактор», «типологическая характеристика», «типологизация» и «типизация» [2, с. 36; 3, с. 59]. «Нет общепризнанного теоретического обоснования категорий, определяющих типы, закономерности и методологию типологии. А существующие в научной литературе воззрения, касающиеся типологии, направлены, в основном, на выяснение типо-формирующих признаков, которые одновременно рассматриваются и как основа типологических классификаций», — добавляет в уже более поздних исследованиях Е.Е. Корнилова [4]. И далее: ««типоформирующи-ми факторами, соответствующими родовым элементам журналистики, могут быть три: издатель, целевое назначение (функция) издания, аудиторная группа... Применительно к телевидению приведенная выше формула выглядит следующим образом: «субъект управления — ТВ — объект управления» [4]. Таким
1 ESCORT 2007. Система классификации радио и телевизионных программ Европейского вещательного союза (EBU).
образом, типоформирующими факторами, соответствующими родовым элементам телевидения, будут являться следующие: «учредитель-телеканал-зритель».
Все три составляющие взаимосвязаны и дают представление друг о друге. Из совокупности типообразу-ющих факторов следуют типологические признаки. Для анализа телеканала важнейшими являются такие типологические признаки как «сфера отображения действительности», «программирование», включающее, прежде всего, концепцию канала, его специфику и особенности, «периодичность».
Что заставило нас еще раз обратиться к теории типологического анализа и, соответственно, методике исследования телевизионных каналов? И далее, к анализу сегодняшнего формата телеканала «Звезда»?
Прежде всего, изменчивость медийной сферы на протяжении десятилетнего функционирования канала, отражавшаяся на количественном и качественном изменениях в потреблении телекоммуникационных услуг, постоянные процессы реорганизации медиагруппы «Звезда» вплоть до закрытия канала и создания на его базе Общественное телевидение (ОТ) и далее до создания медихолдинга.
Вот отдельные и короткие выдержки из подборки «Форум Tele Saninfo.ru»1:
1. Президент РФ Дмитрий Медведев одобрил развитие эфирного вещания телеканала «Звезда» по всей стране и заявил, что он будет включен в перечень федеральных каналов общего доступа будущего цифрового телевидения2.
1 URL: http://forumru.telesatinfo.ru/ index.php?action=printpage;topic=37917.
2 РИА Новости, 18 июня 2009 г.
2. Медиагруппа «Звезда» прошла реорганизацию. Новое юридическое название предприятия — Открытое акционерное общество «Телерадиокомпания Вооруженных сил Российской Федерации «Звезда»3.
3. Телеканал «Звезда» запускает информационный канал «Служу России» Информационный канал «Служу России» будет выходить на телеканале Звезда каждое воскресенье в 10:004.
4. Минобороны предложило возглавить медиагруппу «Звезда» Владимиру Желонкину, который руководит управлением министерства по работе с верующими военнослужащими. Об этом пишет газета «Коммерсант». В медиагруппу «Звезда» входят одноименный телеканал, радиостанция и интернет-сайт5.
5. Телеканал «Звезда» пригрозили выселить из «Останкино»6.
6. Национальная телевизионная компания «Звезда», принадлежащая Министерству обороны, остается без частот вещания на территории России, пишут «Известия»7.
7. Телеканал «Звезда» больше не рассматривается как платформа для начала вещания ОТ в России. Об этом «Ъ» заявил вчера его руководитель Анатолий Лысенко. Подтверждает это и замминистра обороны, председатель совета директоров «Звезды» Николай Панков. Впрочем, в судьбе ОТ уже наметился новый этап развития: по информации «Ъ», вчера в Минюсте было зарегистрировано
3 Media Guide.
4 URL: http://www.vsetv.com/tvevent_ 3501.html.
5 URL: http://lenta.ru/news/2010/11/ 24/zvezda/.
6 URL: http://marker.ru/news/3572.
7 URL: http://www.televesti.ru/tvnews/ 21046-licenzii-na-veshhanie-kanala-zvezda-annuliruyut.html.
юридическое лицо телекомпании — автономная некоммерческая организация «Общественное телевидение России»1.
8. Крупный медиахолдинг, который объединит все СМИ, подконтрольные Минобороны, может быть создан на базе медиагруппы «Звезда», сообщает со ссылкой на информированный источник РИА Новости. Одним из претендентов на место руководителя холдинга является телеведущий и продюсер Игорь Угольников.
9. Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу посетил телекомпанию «Звезда», где изучил вопросы, связанные с организацией ее деятельности и взаимодействия с информационными структурами военного ведомства. Об этом корр. ИТАР-ТАСС сообщили сегодня в Управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ2.
10. Автор программы «Человек и закон» Алексей Пиманов в конце месяца возглавит ОАО «Творческое объединение «Красная звезда». На этом посту он сменит недавно перешедшего с НТВ Юрия Шалимова. Об этом «Известиям» рассказали несколько источников в Министерстве обороны. По их словам, А. Пиманов возглавит весь медиахолдинг, куда входят телеканал «Звезда», газета, радио и издательство «Красная звезда»3.
Итак, при исследовании формата телеканала «Звезда» нами были проанализированы конкретные факторы, определяющие контент канала и особенности донесения его до конкретной аудитории: концепция канала; общая тематика выпускаемых
1 URL: www.kommersant.ru.
2 URL: http://www.tasstelecom.ru/ news/one/23662; http://izvestia.ru/ news/559556.
3 URL: http://izvestia.ru/news/559556.
программ; нацеленность на конкретную аудиторию; формы подачи материала; стилистика транслируемой информации; имидж ведущих; дизайн канала; режим вещания.
Результат в который раз подтверждает — формат телеканала «Звезда» познавательно-развлекательный военно-патриотической направленности. Его «изюминкой» является сочетание документалистики и художественного кинопоказа с качественным информационным вещанием. Именно характер этого смешения и определяет особенности канала, делает его уникальным.
Ограниченные рамки статьи не позволяют подробно представить результаты проведенного анализа. Часть отражена нами в других публикациях. В рамках статьи мы подробно рассмотрим, по крайней мере, две из программ телеканала «Звезда» по их формату (название, краткая характеристика целевой аудитории, краткое описание, основные формы подачи материала; стилистика транслируемой информации и др.), определим, насколько они соответствуют сегодняшнему формату канала.
Анализируя выпуски «Новостей» можно отметить, что именно они создают у зрителя «нужное» понимание происходящих событий в России и в мире.
Как правило, отбор новостей — важный вопрос редакционной политики. По мере необходимости присутствует «негатив» — как красная лампочка на пульте управления жизнью. Но баланс «негатива» и «позитива» не оставляет ощущения безысходности.
На современном этапе развития человечества неуклонно возрастает роль медиакоммуникаций в познании все более усложняющейся реальности. В связи с этим наблюдается на-
растание масштабности информационных процессов, сопровождаемое усложнением их инфраструктуры. Масс-медиа находятся в постоянном движении и развитии, в результате чего деятельность СМИ становится приоритетной в обществе. Средства массовой информации стали главным инструментом для распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание.
Новостные информационные программы в системе телеканала «Звезда» занимают в среднем 7—8 % эфирного времени, выходя с периодичностью от 5 раз по будням и 2 раза в праздничные или выходные дни. В 2014 г. картина меняется, эфирное время новостей резко увеличивается, зато уменьшается время телесериалов и художественных фильмов. Канал, увеличив информационную часть своего контента, остался в рамках, заявленных в своей концепции параметров.
Структурно-содержательный диапазон информационной программы носит когнитивный характер, так как освещение новостей осуществляется по принципу — от более значительного к менее значительному. В среднем (не учитывая специальные выпуски и выпуски, связанные с катастрофами и военными конфликтами) на выпуск приходится одна «жесткая» новость на 6—8 «мягких».
Ведущий новостных программ и корреспонденты — высокопрофессиональные специалисты, среди них:
1. Ольга Волкова — ведущая новостей, диплом факультета журналистики МГУ. Работала на Русском радио и НТВ.
2. Ирина Люсик — ведущая новостей, выпускница факультета иностранных языков МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессиональный переводчик. Владеет английским и
испанским языками. На телевидении с 2003 г. На канале «Звезда» с 2006 г., с самого первого дня образования службы новостей.
3. Максим Додонов — обозреватель. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналист-международник. Учился на педагогическом факультете Богемского университета г. Пльзни (Чехия). Владеет английским, французским и чешским языками. Свою телевизионную карьеру начал в 2002 г. на телеканале ТВЦ. Позже работал на ВГТРК редактором и корреспондентом. С 2007 г. — на телеканале «Звезда». Автор ряда документальных фильмов. Среди них — спецрепортаж из Афганистана («Афганский синдром»), фильм о смерти Адольфа Гитлера («Прах Третьего рейха»), первое в России телеинтервью с Джулианом Ассанжем («Джулиан Ассанж: История большого слива»), двухсерийный фильм о Наполеоне («Гробница Бонапарта. Из России с любовью»).
4. Федор Иваница — специальный корреспондент. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, по специальности журналист-международник. Владеет английским и сербохорватским языками. Свою карьеру на телевидении начал на канале ВГТРК в качестве редактора международной информации. С августа 2008 г. работает на телеканале «Звезда».
Состояние и функционирование информационных программ обусловлено формой собственности канала, на котором они выходят. Учитывая специфику направленности, канал имеет свои особенности: жанровые и тематические предпочтения, специфические приемы привлечения и удержания внимания аудитории и с точки зрения жанровой специфики представляют собой синтез.
Для примера рассмотрим новостную программу от 14 января 2014 г. Хронометраж 25 минут 44 секунд.
Атомный ракетный крейсер «Петр Великий» обеспечивает безопасность перевозки сирийского химоружия — комментированный видеорепортаж. Специальный респондент — Олег Кормачев.
В сюжете рассказывается о точном и своевременном выполнении приказа о совместной работе российских и японских моряков командой ракетного крейсера «Петр Великий». Сообщение в конце репортажа о скором прибытии еще нескольких российских кораблей вызывает у зрителя чувство удовлетворения и гордости за свою страну. Общее впечатление от сюжета: спокойствие, уверенность, позитив.
Сергей Шойгу провел первое в новом году селекторное совещание — отчет — репортаж. Корреспондент — Алексей Главко.
В репортаже показано, что министр обороны, выслушав все доклады подчиненных, отметил их хорошую работу. Однако комментарий о госпитале, не прошедшем повторную проверку, выявил недостаток, который необходимо устранить. Несмотря на это общее впечатление — позитивное. Посыл зрителю: министр все держит на контроле, ничего не забывает. Все будет хорошо.
Взятка должностных лиц — видеосюжет — комментарий. Ведущая — Ольга Волкова, Владимир Маркин — официальный представитель следственного комитета России.
В сюжете сделан акцент на то, что злоумышленников задержали. И позиция сообщающих о правонарушении осудительно-негативная. Общее впечатление от сюжета: удовлетворение.
Ущерб от поломки видеофиксаторов в Подмосковье составил более полутора миллиона рублей — репортаж — комментарий. Корреспондент — Игорь Балдин, руководитель исследовательского центра «Лаборатория Касперского».
Общее впечатление: досада, но проблема решается, значит, все будет нормально.
Невидимые препятствия на МКАДе унесли жизни нескольких водителей — комментированный видеорепортаж — интервью. Корреспондент — Андреей Гордеев.
Общее впечатление: негатив, сожаление, досада. (Вот она «жесткая» новость, как и положена, одна на весь репортаж).
Встреча Владимира Путина и премьер-министра Венгрии. Ведущая Ольга Волкова — видеосюжет — отчет.
Общее впечатление: гордость за страну, удовлетворение.
В Госдуме стартовала весенняя сессия — репортаж — отчет. Корреспондент — Константин Худо-лиев.
Общее впечатление: удовлетворение. Рассказ об инициативе Жириновского, добавляет позитива.
О зимнем времени. Наталья Ти-макова — заявление.
Церемония вручения Золотого мяча — видеосюжет. Ведущая — Ольга Волкова.
Общее впечатление: позитив.
В целом впечатление от новостей: позитив, удовлетворение, гордость.
Данный новостной блок, как в зеркале, отображает формат канала: военно-патриотический. А то, что военный, так это не генерал в форме в кадре, а очаровательная Кристина Шубальская, курсант университета Минобороны, рассказывающая о прогнозе погоды.
Из еженедельных итоговых телепередач телеканала «Звезда» пользуется заслуженной популярностью программа «Служу России!»
Она освещает важнейшие события в сфере национальной безопасности. Это площадка, объединяющая все силовые ведомства при фундаментальной роли Вооруженных сил. Самые актуальные события в жизни ВС, боевая подготовка частей и соединений на суше, на море и в воздухе, очерки о настоящих героях Отечества и лучших военнослужащих. Репортажи с масштабных учений и материалы о новейшем российском оружии и военной технике, рассказ об интересных военных профессиях, а также советы юриста и музыкальные видеопоздравления — для тех, кто служит.
В выпуске программы «Служу России», например, от 2 июня 2013 г. информационным поводом стала внезапная проверка боеготовности войск ВКО, ВВС и частей Западного военного округа. По количественному составу — более 8 700 человек, 185 единиц авиационной техники, 240 боевых машин. После проведения проверки министр обороны Сергей Шойгу доложил о ее результатах главнокомандующему Президенту России Владимиру Путину. Результаты проверки были признаны удовлетворительны. На основе их будет проведен большой анализ и сделаны советующие выводы.
Также в выпуске:
— показ перспективной автомобильной техники военного и специального назначения на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники ВС РФ с участием министра обороны Сергея Шойгу;
— официальный визит Сергея Шойгу в Финляндию;
- 80-летие Северного флота России;
- совещание в МосВВКУ по вопросам контрактной службы с участием заместителя министра обороны Николая Панкова;
- российско-казахстанская граница: новые технологии охраны госграницы. Репортаж из Челябинской области.
Ведущие: Юрий Подкопаев, Анна Вакуленко.
«Служу России» — выпуск от 3 ноября 2013 г. Главная тема выпуска — боевая подготовка разведчиков 4-й Кантемировской танковой дивизии на полигоне под Наро-Фоминском.
В войсках восковой разведки появилась новая должность — оператор беспилотного аппарата. Были продемонстрированы профессиональные навыки разведчиков, которые за последние несколько лет кардинально улучшились в связи с тем, что нынешняя войсковая разведка перенимает тактику бригад специального назначения. Этой тенденции войсковая разведка обязана своему новому начальнику генерал-майору Владимиру Марусину.
Интервью с начальником разведки Сухопутных войск генерал-майором Владимиром Марусиным. По словам генерала в разведку он бы пошел с человеком отважным, здоровым, интеллектуально развитым и патриотом своей Родины.
Также в выпуске:
- подведены итоги внезапной проверки сил ядерного сдерживания и войск ВКО, проведенной по приказу Верховного Главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина.
- посещение 1-м заместителем министра обороны А. Бахиным острова Котельный архипелага Новосибирских островов. Обустройство базы и аэродрома Темп. Десанти-
рование грузов на парашютных платформах П-7 с многокупольной системой МКС-5-128.
Ведущие: Юрий Подкопаев, Анна Вакуленко.
«Служу России» — выпуск от 22 декабря 2013 г. Главная тема выпуска: Особенности службы и боевой подготовки военнослужащих Президентского полка ФСО. Солдат, стоящий в карауле у вечного огня, является символом защитника России. Чистка сапог — тонкое дело. Гусарские игры — спорт или балет.
А также:
— получение многоцелевых фронтовых бомбардировщиков Су-34 на авиабазе Балтимор в Воронеже;
— ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» вышел в дальний поход в Атлантику и Средиземноморье;
— рубрика «Оборонка». Сюжет об Обуховском заводе в Санкт-Петербурге, где производят ЗРК С-300 и С-400 для войск ВКО
Ведущие: Юрий Подкопаев, Анна Вакуленко.
«Служу России» — выпуск от 2 февраля 2014 г. Главная тема выпуска: Будущее российской военной медицины, Военно-медицинская академия им. Кирова, подготовка военных врачей и медоборудова-ние. В стенах академии в свое время работали самые выдающиеся врачи: Пирогов, Павлов, Сеченов, Ботник, Бехтеров. Ежедневно в стенах клиники проходит десяток уникальных операция. С увеличением финансирования началась реконструкция старейшего вуза страны, многие здания которого являются архитектурными памятниками.
Первая летная смена истребителей корабельной авиации ТАКР «Адмирал Кузнецов» в Средиземном море;
- внедрение новой системы боевой подготовки десантно-штурмовых подразделений 31-й бригады ВДВ;
- морская ракета Х-35Э корпорации «Тактическое ракетное вооружение»;
- как служил в армии заслуженный артист России Евгений Дятлов.
Ведущие: Юрий Подкопаев, Анна Вакуленко.
На основании анализа данного эмпирического материла можно сделать следующие выводы:
- программа «Служу России» имеет форму телевизионного журнала, и эта форма имеет особую популярность у зрителей в силу своей направленности конкретной аудитории. Постоянно обращаясь к одной и то же аудитории и имея постоянное место в программе, передача устанавливает крепкую связь со своим контингентом зрителей. Эта форма телепередачи позволяет внутри себя использовать все имеющееся разнообразие телевизионных средств. К тому же:
- темы имеют актуальное значение и информационную новизну;
- ведущие и участники видеосюжетов от простого номера стартового расчета Егора Фетисова, до заместителя министра обороны или генерал-майора Владимира Мару-сина имеют положительный имидж и вызывают у зрителя чувство симпатии.
Общее впечатление: «Служу России» — программа, которая максимально отвечает интересам целевой аудитории и полностью отражает формат телеканала.
Телеканал «Звезда» начал свое вешание в 2005 г. В силу своей тематической направленности занимает определенную нишу в системе федеральных каналов. И хотя большую часть телевизионного эфира составляют художественные фильмы и те-
лесериалы военно-патриотической направленности, достаточно времени уделяется информационным и аналитическим программ, посвященным проблемам современной армии России. Не остаются забытыми политика и культурная жизнь страны. Документальные сериалы рассказывают о знаменитых полководцах, истории российского оружия, о современных героях и тайнах прошлого.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что сама возможность существования патриотического телеканала обусловлена потребностью аудитории в том продукте, который этот канал может предложить.
Основной контингент зрителей телеканала «Звезда» — мужчины в возрасте 25-60 лет, занимающие активную жизненную позицию и вовлеченные в деятельность государства. Современная политика канала направлена на привлечение и удовлетворение не только этой части зрителей, но и не оставляет без внимания детей и женщин.
В настоящее время телеканал «Звезда» вещает в 80 субъектах Российской Федерации. Потенциальная аудитория телеканала
103 292 700 человек, что составляет 71,9 % населения России на 2014 г.1
Все годы существования канал демонстрирует уверенный рост своего рейтинга у зрителей. А со сменой руководства ТРК «Звезда» в
2013 г. канал обрел новые возможности и перспективы. Сегодня планируется увеличение его финансирования за счет привлечения инвесторов, углубление и расширение концепция канала. В планах строительство киностудии и информагентства.
Однако и, к сожалению, на данный момент медиахолдинг не входит в первый мультиплекс — перечень федеральных каналов общего доступа будущего цифрового телевидения. В современных условиях, учитывая развитие событий на Украине и развязанную западными СМИ информационную войну против России, важность патриотического воспитания молодого поколения, на что еще раз обратил внимание Президент РФ В.В. Путин в декабрьском
2014 г. «Послании», телеканал «Звезда», в силу своей концептуальной направленности, приобретает особое значение.
1 URL: http://tvzvezda.ru/schedule/.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дугин Е.Я. В стране и мире: тенденции, оценки, прогноз / Е.Я. Дугин. М., 1991.
2. Западов А.В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие / А.В. За-падов, Е.П. Соколова // Вестник Московского государственного университета. Серия 10. Журналистика. — 1976. — № 2. — С. 59.
3. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е.А. Корнилов. — Ростов н/Д, 2000.
4. Корнилова Е.Е. К вопросу о методике исследования телевизионных каналов / Е.Е. Корнилова. — URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/ Main?textid=2437&level1=main&level2=articles.
5. Varis T. Television Traffic: A One — Way Street? / T. Varis, K. Nordenstreng. — Paris, UNESCO, 1974.
REFERENCES
1. Dugin Ye.Ya. V strane i mire: tendentsii, otsenki, prognoz [The country and the world: trends, estimates, forecasts]. Moscow, 1991.
2. Zapadov A.V., Sokolova Ye.P. Type of publication as a scientific problem and practical concept. Vestnik Moskogo universiteta = Bulletin of Moscow University. Series 10. Journalism, 1976, no. 2, pp. 59. (In Russian).
3. Kornilov Ye.A. Zhurnalistika na rubezhe tysyacheletiy [Journalism at the turn of the millennium]. Rostov-on-Don, 2000.
4. Kornilova Ye.Ye. K voprosu o metodike issledovaniya televizionnykh kanalov [On the question of research methodology TV channels]. Available at: http://www.relga.ru/Environ/ WebObjects/tguwww.woa/wa/Main?textid=2437&level1=main&level2=articles.
5. Varis T., Nordenstreng K. Television Traffic: A One — Way Street? Paris, UNESCO, 1974.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Лебедев А.А. Формат новостных программ телеканала «Звезда» / А.А. Лебедев // Вопросы теории и практики журналистики. — 2015. — Т. 4, № 1. — С. 60-69. — DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).60-69.
REFERENCE TO ARTICLE
Lebedev A.A. Format television news of the program «Star». Voprosy teorii i praktiki zhur-nalistiki = Theoretical and Practical Issues of Journalism, 2015, vol. 4, no. 1, pp. 60-69. DOI: 10.17150/2308-6203.2015.4(1).60-69.