Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт обучения ручному труду в историческом аспекте'

Отечественный и зарубежный опыт обучения ручному труду в историческом аспекте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗО / IRON / РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / POLYTECHNIC TRAINING / РУЧНОЙ ТРУД / MANUAL WORK / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОБЪЕКТОВ ТРУДА / SYSTEM OF WORK OBJECTS / PATTERNING / WORKING BY PATTERN / PRACTICAL CRAFT SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скворцова Т.К.

Статья посвящена истории обучения ручному труду, начиная с древних времен до наших дней. Автор рассказывает о многих известных педагогах, которые имели свою концепцию трудового обучения, и размышляет о значении ремесла, о его влиянии на подрастающее поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the history of teaching manual work from ancient times to the present day. The author tells about many well-known educators who have had their own teaching methods. The author also discusses the significance of crafts and its influence on the young generation.

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт обучения ручному труду в историческом аспекте»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ТРУДУ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Т. К. Скворцова

Аннотация. Статья посвящена истории обучения ручному труду, начиная с древних времен до наших дней. Автор рассказывает о многих известных педагогах, которые имели свою концепцию трудового обучения, и размышляет о значении ремесла, о его влиянии на подрастающее поколение.

Ключевые слова: железо, работа по образцу, трудовое обучение, ручной труд, политехническое обучение, система объектов труда

Summary. The article is devoted to the history of teaching manual work from ancient times to the present day The author tells about many well-known educators who have had their own teaching methods. The author also discusses the significance of crafts and its influence on the young generation.

Keywords: iron, patterning, working by pattern, practical craft skills, manual work, polytechnic training, system of work objects.

128

Как показывают исторические и археологические данные, развитие ремесла на территории Древней Руси было неравномерным. Первыми в этом направлении стали развиваться южные области, благодаря кочевым племенам, этнически принадлежавшим к разным народам и в большей степени, чем оседлые, вбиравшим в свою культурную практику опыт более развитых соседей. Появление бронзы привело к серьезным изменениям в материальной культуре, хозяйственной и социальной жизни людей. Усовершенствовалось оружие: кроме лука и стрел, появились копья с бронзовыми наконечниками, мечи и кинжалы, праща. Изготовление утвари, оружия и орудий труда привело к началу специализации ремесла.

На несколько столетий позже, примерно с 900-х гг. н.э. произошел переход к железу. Крупнейшим явлением, оказавшим влияние на развитие раннего русского ремесла, было возникновение города как новой социально-экономической категории, а также наличие местных мастеров в составе княжеских дворов, которые начали формироваться с конца VII в.

Слово «железо» вероятно, произошло от древнерусского «лезъ», которое означало лезвие клинка или топора. Отличительным признаком изделий из железа как раз и было лезвие, которое по своей остроте намного превосходило лезвия из других материалов.

В VIII в. на Руси стали появляться кольчуги и шлемы характерной иранской формы, которые послужили об-

ф

разцом для русских оружейников. К IX в. не только на юге, но и на севере выделилось ремесло. Это было кузнечное, гончарное и косторезное дело. Дальнейшее развитие ремесла пошло двумя путями: деревенское и быстро его обгоняющее городское.

Известный ученый Б. А. Рыбаков [1, с. 122] считает, что раньше всех других специалистов обособились металлурги. С ростом общественного разделения труда кузнецы стали первыми ремесленниками-специалистами. Первоначально общины кузнецов формировались по принципу родства, то есть ремесло передавалось от отца к сыну или другим близким родственникам. Таким образом, можно предположить, что трудовое ремесленное обучение на Руси берет свое начало в VIII в.

В XV в. у мастеров-специалистов на Руси, в частности у литейного и пушечного дел мастеров, появляются ученики. Однако учениками считались люди, проработавшие от 10 до 20 лет, а иногда и более. Это было связано с тем, что стать мастером можно было только после исполнения специально назначенной работы по образцу. Позднее с мастерами стали заключаться договоры, согласно которым за мастером закреплялось определенное количество учеников. Например: «Предприниматель обязался "русских людей учить карабинному и пистольному делу и всяким железным делам, и мельничным, и плотинным заводам, и как печи и горны и ковальны и вертельни строить и в них железные кованные всякие разные дела делать без всякие хитрости и никаких тех дел от русских людей не скрывать и не таить". За это ему с детьми по договору положено жалованья по 20 руб. в месяц» [2, с. 255-260].

Однако, несмотря на это, ремесленник большее внимание уделял своим де-

тям и близким родственникам, то есть людям, в успешном обучении которых он был заинтересован. При обучении использовались принцип объяснений и показа, однако они использовались без какого-либо методического подхода. При обучении учеников господствовала эксплуатация, то есть молодежь использовалась на хозяйственных работах, а само обучение было случайным. «Вместо объяснения и показа, всецело господствовало простое приглядывание, да еще и в худшей своей форме, приглядывание втихомолку, исподтишка, чтобы не заметил тот, с кого производилось копирование того или другого рабочего приема, иначе наблюдавший мог быть нарочно введен в заблуждение и поднят на смех. Да и тот короткий промежуток времени, который оставался свободным от различного рода хозяйственных работ, не мог быть всецело использован для этого приглядывания, так как почти все оно уходило на исполнение различного рода подсобных работ в виде подачи и подготовки материалов для старших рабочих...» [3, с. 13-14]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что при ремесле не было создано никакого метода обучения.

Следующим этапом производства стали заводы, которые образовывались с развитием техники. На заводах обучение происходило непосредственно в процессе самого производства. Рабочий постепенно знакомился с производством путем наблюдения, а также путем «заискивания» перед старыми рабочими, добиваясь разъяснения ими того или иного приема работы. Подобным образом рабочий постепенно достигал высшей квалификации.

В школе до XIX в. вопрос о введении трудового обучения не стоял. Идея появления подобного предмета, бес-

3 / 2010

Преподаватель XXI

спорно, принадлежит финскому ученому-педагогу У. Цигнеусу. 11 мая 1866 г. было издано положение, которым ручной труд как предмет воспитания и обучения вводился во все финские начальные школы. Идею введения ручного труда в школы поддержал шведский педагог Отто Соломон. Идея трудового воспитания детей захватила его, и в ее реализацию он воплотил всю свою энергию. Во второй половине XIX в. мысль о необходимости трудового обучения явилась реакцией на результаты индустриализации и стандартизации производства.

Трудовое обучение в школах должно было вернуть утраченное уважение к ручному труду, содействовать формированию и развитию хорошего вкуса у детей. Отто Соломон был одним из первых, благодаря кому в конце XIX в. трудовое обучение было введено как необходимый предмет обучения в начальных и частично в средних школах Швеции. В период его энергичной деятельности как организатора, педагога и неутомимого популяризатора идеи трудового воспитания около 5-ти тыс. учителей из 40 1иЦ стран мира получили квалификацию преподавателей этого предмета. В Швецию приезжали политики, педагоги, руководители различных школ, чтобы послушать вдохновенные доклады О. Соломона о значении уроков ручного труда в школах. Его воспитанников приглашали в школы стран Европы и Америки. Он же дал и классификацию ручного труда, выделив следующие виды работы: кузнечная работа, холодная обработка металла, криночная работа, выпиловка, переплетная работа, картонажная работа, столярная работа, токарная работа.

В России ручной труд был введен позже (в 1884г.) в Санкт-Петербургском учительском институте и бывшем при

нем образцовом училище; занятия велись по шведской системе по тем коллекциям моделей, которые были изготовлены первым руководителем этого направления в России К. Ю. Цирулем, обучавшимся на курсах Нэсской семинарии. Основной идеей и достоинством шведской системы обучения ручному труду было использование в качестве изготавливаемых объектов труда предметов городского и сельского обихода. Эта система получила название «Предметная».

В России сразу после революции перед школой снова встала необходимость обучения труду. В 1918 г. вышло утвержденное ВЦИК положение «О единой трудовой школе РСФСР», согласно которому производительный труд рассматривался как основа школьной жизни. Указывалось, что он должен быть творчески развитым, свободным от приемов насилия, общеобразовательным, носить политехнический характер, при этом видное место отводилось эстетическому образованию [4, с. 87-188]. Трудовое обучение должно было осуществляться на базе современного производства и быть тесно связанным с другими школьными дисциплинами. Но вследствие тяжелой ситуации и упадка производства в стране после революции трудовое обучение сводилось в большинстве случаев к самообслуживанию школы. Труд имел хозяйственное значение и был преимущественно ремесленным. В программах 1927 г. была предпринята попытка сделать труд средством политехнического образования. Однако трудовое обучение еще долго шло в отрыве от основных наук. В 1937 г. оно было совсем исключено из школьного учебного плана (Приказ Наркомпроса № 393 от 04.03.37). Центр тяжести в трудовом обучении был перенесен на внеклассные занятия.

ф

Тем не менее, несмотря на вытеснение трудового обучения из учебного плана средней школы, оно было оставлено в педагогических училищах как необходимый компонент подготовки педагога начальной школы. Это было связано с тем, что начиная с 1 сентября 1947 г. продолжительность обучения в педагогических училищах была увеличена до четырех лет, а, как следствие, было увеличено и количество часов, отводимое на трудовую подготовку учителя. Один из педагогов того времени И. Г. Розанов в своей книге «Практические работы», вышедшей в 1947 г., писал: «Учитель должен уметь своим трудом улучшать и обогащать учебное хозяйство школы. Труд многогранно отражает учебно-воспитательные задачи школы и должен содействовать всестороннему образованию и воспитанию детей». И. Г Розанов предложил систему объектов труда для 1-3 классов сельских школ.

После Великой Отечественной войны появилась острая необходимость обучать подрастающее поколение труду, так как страна была истощена и нуждалась в восстановлении за короткое время. А для этого, в свою очередь, были нужны люди, обладающие необходимыми навыками.

Именно поэтому в 1952 г. было принято правительственное решение о введении политехнического обучения в школе. С 1954 г. для У-УП классов снова введены занятия в мастерских, а для VIII-X классов - практикумы по машиноведению, электротехнике и сельскому хозяйству. На XX съезде Коммунистической партии 25 февраля 1956 г. были поставлены задачи «...развития политехнического обучения, обеспечения тесной связи обучения с общественно полезным трудом и воспитания у под-

растающего поколения коммунистического отношения к труду».

Известный ученый-педагог А. Г. Дубов обобщил имевшийся опыт занятий по труду в школьных мастерских и в 1957 г. в своей книге «Практические занятия в школьных мастерских» заявил о том, что «занятия по труду в школе решают задачи политехнического, а не профессионального образования,.. поэтому система обучения на практических занятиях не может полностью копировать производственное обучение в ремесленных училищах и школах трудовых резервов. Занятия по труду в школьных мастерских строятся по предметно-операционной системе, сущность которой состоит в обучении детей отдельным приемам и операциям обработки материалов в процессе изготовления различных полезных вещей» [5, с. 13-14]. А. Г Дубовым была разработана система объектов труда, которые изготавливались школьниками У-УП классов, даны методические рекомендации по проведению занятий. Этот опыт был положен в основу обучения труду в нашей стране.

Тяжелые послевоенные годы прошли, жизнь стала налаживаться, это, в свою очередь, отразилось и на трудовом обучении. Объекты труда, предложенные А. Г Дубовым в 1957 г., стали терять свою привлекательность. В этих условиях снижался интерес школьников к занятиям в мастерских, так как их труд перестал в прежней мере отвечать общественным требованиям. Кроме того, слабо реализовался политехнический принцип, требовалось улучшить преподавание черчения, технологии, машиноведения и электротехники. Все это заставило школу перейти на операционно-предметную систему, которая строилась на логике изучения отдельных опера-

131

3 / 2010

Преподаватель XXI

132

ций. С целью придания предмету общественно полезного характера, отдельные операции изучались на примере изготовления: бытовых изделий, различных учебных пособий, приборов, макетов и т.д. В этот период система трудового обучения была построена таким образом, чтобы свести к минимуму отдельные упражнения школьников вне изготовления полезных вещей [6].

Первоначально в основу преподавания была положена предметно-операционная система. Работу А. Г. Ду-бова продолжили и развили А. К. Бе-шенков и В. И. Качнев. А. К. Бешенков особое внимание обращал на необходимость пробуждать мысль учащихся и прививать им интерес к творческой самостоятельной работе, именно поэтому в своей книге «Трудовое обучение в школьных мастерских», выпущенной в 1963 г., он наряду с функциональными объектами - инструментами, оборудованием для школьных лабораторий, учебных мастерских, приусадебного хозяйства и домашнего обихода - предлагает делать изделия, которые наиболее интересны детям. Это простейшие динамические игрушки, головоломки, настольные игры, а также различные действующие модели. Например: летающая бабочка, аэросани, автомобили, катера, лодки, яхты и др. В настоящее время трудовое обучение в школах приобрело иные формы. Как следствие реформ, которые затронули весь образовательный процесс в России, трудовое обучение было заменено образовательной областью «Технология». Специфической особенностью данной области является попытка внедрения в практику современных государственных образовательных учреждений инновационных технологий, лего-технологий (которые в свое вре-

мя были разработаны педагогами стран Европы и Америки). Эта практика имеет свою направленность - развитие технического мышления и конструкторских способностей учащихся.

На наш взгляд, эта педагогическая практика вполне уместна и обусловлена требованиями времени. Однако не стоит полностью исключать из обучения ручной труд, который обладает уникальными возможностями в процессе формирования следующих качеств: развитие интеллекта через моторику руки, чувство материалов многообразного природного мира и знание основ древнейших и современных ремесел, без которых технический прогресс человечества был бы невозможен.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1948. - 792 с.

2. Фальковский Н. И. Москва в истории техники. - М.: Московский рабочий, 1950. - 525 с.

3. Роганов Г. Н. Трудовая педагогика (обучение труду). - М.: Новая Москва, 1926. - 232 с.

4. Аксенов Д. Е. О трудовом воспитании: Хрестоматия. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1982. - 336с.

5. Дубов А. Г. Практические занятия в учебных мастерских. - М.: АПН РСФСР, 1957. - 204 с.

6. Методика занятий в школьных мастерских / Под ред. А. Г. Дубова. - М.: Просвещение, 1966. - 376 с.

7. Скворцов К. А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы. -М.: Профиздат, 2004. - 144 с.

8. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 175 с.

9. ЧелксткинИ. А. Методы работы в трудовой школе. - Л.: Гос. изд., 1924. - 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.