Научная статья на тему 'Отечественные учебные издания для методической подготовки преподавателей иностранного языка (середина XX - начало XXI В. )'

Отечественные учебные издания для методической подготовки преподавателей иностранного языка (середина XX - начало XXI В. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИЗДАНИЯ / METHODICAL TRAINING / FOREIGN LANGUAGE / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / EDUCATIONAL PUBLICATIONS / DOMESTIC PUBLICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игна Ольга Николаевна, Казанцев Андрей Юрьевич

В статье рассматривается содержание наиболее востребованных отечественных учебных изданий для методической подготовки преподавателя (учителя) иностранного языка в различные периоды развития методики обучения иностранным языкам как самостоятельной науки. Объектом анализа является тематика, основные вопросы содержания, включаемые в учебники (пособия) методической подготовки преподавателя иностранных языков, начиная с 50-х гг. прошлого века до современного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игна Ольга Николаевна, Казанцев Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC TEXTBOOKS FOR METHODICAL TRAINING OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS (THE MIDDLE OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

The article deals with the content of the most famous domestic textbooks for methodical training of a foreign language teacher in different periods of development of methodology of teaching foreign languages as an independent science. The object of analysis is the subject matter, the main issues of the content, included in textbooks of methodical preparation of foreign language teachers from the 50-ies of the last century to the contemporary period.

Текст научной работы на тему «Отечественные учебные издания для методической подготовки преподавателей иностранного языка (середина XX - начало XXI В. )»

Игна Ольга Николаевна, Казанцев Андрей Юрьевич

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI В.)

В статье рассматривается содержание наиболее востребованных отечественных учебных изданий для методической подготовки преподавателя (учителя) иностранного языка в различные периоды развития методики обучения иностранным языкам как самостоятельной науки. Объектом анализа является тематика, основные вопросы содержания, включаемые в учебники (пособия) методической подготовки преподавателя иностранных языков, начиная с 50-х гг. прошлого века до современного периода. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272017/4-2/56.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 4(70): в 2-х ч. Ч. 2. C. 197-199. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/4-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 372:881.111.1

В статье рассматривается содержание наиболее востребованных отечественных учебных изданий для методической подготовки преподавателя (учителя) иностранного языка в различные периоды развития методики обучения иностранным языкам как самостоятельной науки. Объектом анализа является тематика, основные вопросы содержания, включаемые в учебники (пособия) методической подготовки преподавателя иностранных языков, начиная с 50-х гг. прошлого века до современного периода.

Ключевые слова и фразы: методическая подготовка; иностранный язык; преподаватель иностранного языка; учебные издания; отечественные издания.

Игна Ольга Николаевна, д. пед. н., доцент Казанцев Андрей Юрьевич, к. филол. н., доцент

Национальный исследовательский Томский политехнический университет goldsept70@mail.ru, kaztor @1ЬшаИ.сош

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ИЗДАНИЯ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА (СЕРЕДИНА XX - НАЧАЛО XXI В.)

Анализ вариативности и динамики представлений о методической подготовке преподавателя, учителя иностранного языка в вузовских учебных изданиях требует обращения к рассмотрению данных вопросов в историческом контексте. Постоянно и последовательно изменялись условия, содержание и требования к уровню подготовки преподавателя, учителя иностранного языка, пересматривались цели обучения иностранным языкам, обновлялись средства обучения [2].

Высокое качество учебных пособий для методической подготовки студентов факультетов иностранных языков педагогических вузов 50-70-х гг. прошлого века (И. В. Рахманов (1956), Б. Ф. Корндорф (1958), Л. С. Андреевская-Левенстерн, О. Э. Михайлова (1958), А. А. Миролюбов, И. В. Рахманов, В. С. Цетлин (1967), И. Л. Бим (1974; 1977), Л. В. Щерба (1974), Г. В. Рогова (1975)) позволяет периодически обращаться к ним в поисках научно обоснованных методических решений. Однако рассмотрение некоторых вопросов в этих пособиях слишком узко с точки зрения современных представлений о методической теории и практике.

Например, пособие Б. Ф. Корндорфа «Методика преподавания английского языка в средней школе» (1958) включает такие параграфы, как «Методика работы с магнитофоном», «Работа над переносным значением слов», «Содержание и построение уроков в X классе». Ряд формулировок уже устарел с точки зрения современной лингводидактической терминологии: «учёт и контроль знаний», «фонетическое членение речи».

Не обошлось и без идеологического аспекта. Так, один из параграфов пособия Б. Ф. Корндорфа назван «Цель обучения иностранному языку в советской школе». Некоторые рекомендации, содержащиеся в изданиях тех лет, уже не обнаружить в современных изданиях. В названном пособии учителю иностранного языка рекомендуется начать подготовку к новому учебному году ещё весной, а при подготовке к уроку изучить материалы, опубликованные в специальных учебно-методических журналах, и материалы школьного методического объединения. В пособии Б. Ф. Корндорфа учителю рекомендуется организация кружков в рамках внеклассной работы со следующими названиям: «кружок самостоятельной работы с магнитофоном», «кружок изготовления наглядных пособий», «игровой кружок», «кружок выразительного чтения» [3].

Тем не менее, обращение к изданиям того периода не только познавательно, но и небесполезно. Изданный, к примеру, в 1977 году «Сборник задач и заданий по методике преподавания иностранных языков» Н. В. Языковой, предназначавшийся для реализации методической подготовки практической направленности, до сих пор высоко оценивается специалистами в области теории и методики обучения иностранному языку.

В 80-е годы прошлого столетия результаты научных исследований в области теории и методики обучения иностранным языкам вошли в содержание общепризнанных учебных пособий для методической подготовки, до сих пор используемых в практике высшей педагогической школы (И. Л. Бим (1988), Н. И. Гез и др. (1982), М. В. Ляховицкий (1981), Е. И. Пассов (1988), Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина (1988), С. Ф. Шатилов (1986)), что, безусловно, способствовало совершенствованию качества методической подготовки учителей, преподавателей иностранных языков. Здесь рассматривались следующие вопросы: планирование, факультативный курс, внеклассная и внешкольная работа, организация процесса обучения, функции учителя, методические особенности обучения языковым аспектам и видам речевой деятельности. В книге Е. И. Пассова «Урок иностранного языка в средней школе» (1988) большое внимание уделяется практическим аспектам урока иностранного языка (анализу и планированию, приёмам исправления ошибок, организации педагогического общения, особенностям конкретных типов уроков, использованию опор и технических средств обучения). Практикумы для занятий по методике преподавания иностранных языков названного периода были представлены единичными образцами, среди которых стоит выделить «Практикум по методике преподавания иностранных языков» К. И. Саломатова (1985), в основе которого - профессионально-деятельностный подход.

198

ISSN 1997-2911. № 4 (70) 2017. Ч. 2

Среди наиболее известных авторов уже не столь многочисленных (по сравнению с периодом 80-х гг.) хрестоматийных изданий и учебных пособий для методической подготовки учителя иностранного языка в 90-е годы прошлого века - Р. К. Миньяр-Белоручев (1990), А. А. Леонтьев (1991), Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова (1991). Наряду с традиционными вопросами методики обучения аспектам языка и видам речевой деятельности здесь рассматривались проблемы отбора языкового материала, организации самостоятельной работы учащихся, речевого и неречевого поведения учителя; использования электронно-вычислительной техники в обучении иностранному языку; анализа урока иностранного языка и требований к нему.

Издание «Учитель иностранного языка. Мастерство и личность» (1993) можно назвать одним из наиболее значимых с точки зрения комплексности и научной обоснованности характеристики методического мастерства учителя иностранного языка. Здесь охарактеризованы принципы подготовки, методическая культура и методическое мастерство учителя иностранного языка, конкретизированы его методические умения: проектировочные, адаптационные, организационные, коммуникативные, мотивационные, исследовательские, а также умения контроля и самоконтроля. Вопросная форма названий отдельных параграфов («Чему учит учитель иностранного языка?», «Кто определяет цель?», «Что такое методическая культура?», «Какая методическая культура нужна учителю сегодня?», «Зачем учителю-мастеру быть личностью?») служит основой для рефлексии, ориентиром для профессионального совершенствования учителей [4].

Особо отметим неоднократно переиздаваемое в дальнейшем справочное пособие «Настольная книга преподавателя иностранного языка», разработанное в соавторстве Е. А. Маслыко, П. К. Бабинской,

A. Ф. Будько, С. И. Петровой (1992), содержащее систематизированные методические рекомендации по организации учебных занятий в разных формах обучения языковым аспектам и видам речевой деятельности в рамках проблемного, коммуникативно-функционального и системно-деятельностного подходов. Появление специальных методических словарей («Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам» Р. К. Миньяр-Белоручева (1996), «Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков)» Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина (1999)) положительно сказалось на теоретическом, научно-исследовательском аспекте методической подготовки учителей иностранного языка.

Новый век обозначился «всплеском» интереса к подготовке и переподготовке учителя иностранного языка. Учебная литература (учебники и учебные пособия теоретической направленности) для методической подготовки учителя иностранного языка XXI века содержательна и разнообразна. Здесь следует назвать учебники Н. Д. Гальсковой (2004), Н. Д. Гальсковой, Н. И. Гез (2005), Н. А. Горловой (2013), Е. Н. Солово-вой (2002-2008); Р. П. Мильруда (2005; 2007); Я. М. Колкера и др. (2004); Е. И. Пассова (2001-2016),

B. М. Филатова (2004), А. Н. Шамова, М. А. Ариян (2017), А. Н. Щукина (2004). В содержание пособий включены общие (традиционные) вопросы методики обучения иностранному языку, а также вопросы о профессиональной деятельности учителя, его значимых качествах и умениях, специфике взаимодействия и сотрудничества учителя и учеников, требованиях к разрабатываемым учителями программам для обучения иностранным языкам, о подборе заданий для каждого этапа занятия, планировании и технике проведения занятий, о технологических основах обучения.

В последние годы появилось больше узко-ориентированных изданий по отдельным направлениям методики обучения иностранному языку, например, по методике обучения иностранному языку в дошкольный период (Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова (2010)), в начальной школе (З. Н. Никитенко (2011)), по организации изучения иностранного языка на базе развития продуктивной учебной деятельности учащегося (Н. Ф. Коря-ковцева (2010)), для «продвинутого» курса методики обучения английскому языку (Е. Н. Соловова, 2008) [1].

Большое количество пособий методической направленности было издано Е. И. Пассовым. Более того, с 2010 г. по 2016 г. им издана десятитомная серия книг «Методика как наука», посвящённая следующим вопросам: теория и технология иноязычного образования; эмпирические и теоретические методы исследования; аналитика как условие развития методики; цель и содержание иноязычного образования; принципы иноязычного образования; приём как единица теории и технологии; иноязычное образование: организация и управление; терминосистема методики.

В данный период появились и учебные пособия по теории и методике обучения второму иностранному языку (Н. В. Барышников (2003), А. В. Щепилова (2005)), практикумы по методике обучения (П. К. Бабин-ская (2003), Е. Н. Соловова (2002-2008)). Также переиздавалось названное выше справочное пособие для преподавателя иностранного языка (Е. А. Маслыко).

Названия некоторых учебных изданий («Практическая методика обучения иностранному языку» Я. М. Кол-кера (2004), «Обучение иностранным языкам. Теория и практика» А. Н. Щукина (2004)) свидетельствуют об усилении практической направленности учебных материалов. В содержание книги Я. М. Колкера (2004) включено 10 методических практикумов, что позволяет использовать её для практических (семинарских) занятий по методике обучения иностранному языку. Пособие Р. П. Мильруда «Методика преподавания английского языка. English teaching methodology» (2007) модульного типа также содержит и теоретический материал, и задания для проверки усвоения содержания, и исследовательские задания.

Изучение учебной литературы в области методической подготовки преподавателей иностранного языка в динамике указанной периодизации позволяет сформулировать следующие выводы: данные издания увеличиваются количественно и становятся более содержательными, практико-ориентированными. Устойчив интерес авторов к проблемам методологии и развития методики как науки, урока иностранного языка, обучения аспектам языка и видам речевой деятельности, организации иноязычного общения.

Список источников

1. Игна О. Н. Современные отечественные практикумы для методической подготовки учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 10 (88). С. 100-105.

2. Игна О. Н., Ревякина В. И. Отечественные научные исследования и учебные издания о подготовке учителя иностранного языка // Инновации в непрерывном образовании. 2010. № 1. С. 51-55.

3. Корндорф Б. Ф. Методика преподавания английского языка в средней школе. М.: Учпедгиз, 1958. 326 с.

4. Пассов Е. И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. М.: Просвещение, 1993. 159 с.

DOMESTIC TEXTBOOKS FOR METHODICAL TRAINING OF FOREIGN LANGUAGE TEACHERS (THE MIDDLE OF THE XX - THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY)

Igna Ol'ga Nikolaevna, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Kazantsev Andrei Yur'evich, Ph. D. in Philology, Associate Professor National Research Tomsk Polytechnic University goldsept70@mail. ru, kaztor@sibmail. com

The article deals with the content of the most famous domestic textbooks for methodical training of a foreign language teacher in different periods of development of methodology of teaching foreign languages as an independent science. The object of analysis is the subject matter, the main issues of the content, included in textbooks of methodical preparation of foreign language teachers from the 50-ies of the last century to the contemporary period.

Key words and phrases: methodical training; foreign language; foreign language teacher; educational publications; domestic publications.

УДК 37.01

Данная статья раскрывает некоторые особенности формирования мышления младшего школьника в процессе саморазвивающей учебной исследовательской деятельности в специально подготовленной среде. В работе обосновываются циклы эволюционно-ментальной деятельности младшего школьника, описываются самоорганизация учебного процесса при исследовательской деятельности в специально подготовленном педагогическом пространстве, а также качественные изменения в мыслительном процессе младшего школьника, к которым приводит подобная организация учебного исследования в младших классах.

Ключевые слова и фразы: саморазвивающая исследовательская деятельность; специально подготовленная педагогическая среда; начальная школа; мыслительная деятельность; младший школьник.

Игошина Наталья Викторовна, к. пед. н.

Прокофьева Александра Викторовна, к. филол. н., доцент

Магнитогорский государственный университет имени Г. И. Носова natviktig13@mail.ru; Ргвк-уа@гатЬ1ег. ги

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Начальная школа - это, по мнению Н. Н. Светловской, годы приобретения или неприобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоения им всех базовых видов деятельности - умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств средствами учебных предметов [2].

Согласно современным психологическим представлениям, интенсивное развитие интеллекта происходит главным образом на ранних этапах становления личности. Так Н. С. Лейтес считает, что к шести годам подобное развитие осуществляется более чем на треть, к восьми - наполовину, а к двенадцати годам - на три четверти [1]. М. Монтессори же называет и более ранние сроки: до 7-8 лет ребенок осваивает 80% знания, а оставшиеся 20% из 100% приходятся на всю оставшуюся жизнь человека. И, в соответствии с этим, подчеркивает еще большую роль младших школьных лет в развитии основных качеств личности [4]. Поэтому педагоги начальных классов и педагоги дошкольного образования, по-нашему глубокому убеждению, должны всемерно заботиться о повышении воспитательного развивающего, а главное, саморазвивающего, поисково-исследовательского потенциала каждого своего общения с детьми, каждого занятия, каждого урока.

Анализ образовательной практики, в том числе собственный педагогический опыт, показывает, что и сегодня у педагогов как начального, так и дошкольного образования нет полной ясности, какие именно качества характеризуют интеллектуальное и творческое развитие детей младшего возраста. Педагоги затрудняются самостоятельно выявлять и максимально использовать возможности отдельных предметов в их интеллектуально-творческом развитии. Разрешение же этих противоречий, на наш взгляд, должно происходить благодаря переходу младшего школьника на обучение в форме исследовательско-развивающей учебной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.