Научная статья на тему 'Отечественные концепции искусства и их значение для деятельности частных художественных галерей'

Отечественные концепции искусства и их значение для деятельности частных художественных галерей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
410
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧАСТНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / РЕАЛИЗМ / PRIVATE ART GALLERY / SOCIOCULTURAL SPACE / ARTISTIC CREATION / ESSENCE OF ART / SOCIAL FUNCTIONS / REALISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Щетинина Наталья Анатольевна

В статье проанализированы концепции искусства и эстетические взгляды различных российских авторов, которые определили основную линию развития отечественной теории искусства и практики художественного творчества. Автор исследования приходит к выводу о ведущей роли в отечественном искусстве реалистического направления. Отмечается, что в современной России сложились такие условия, которые принципиально усиливают социокультурное значение деятельности частных художественных галерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DOMESTIC CONCEPTIONS OF ART AND THEIR IMPORTANCE FOR ACTIVITY OF PRIVATE ART GALLERIES

The article analyzes conceptions of art and esthetic views of some Russian authors, who established the basis development tendency of domestic theory of art and artistic creation. The author concludes on the dominant role of the realistic trend in domestic art and points out that in modern Russia the conditions have formed, which emphasize significantly sociocultural importance of private art galleries’ activity.

Текст научной работы на тему «Отечественные концепции искусства и их значение для деятельности частных художественных галерей»

Щетинина Наталья Анатольевна

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕИ

В статье проанализированы концепции искусства и эстетические взгляды различных российских авторов, которые определили основную линию развития отечественной теории искусства и практики художественного творчества. Автор исследования приходит к выводу о ведущей роли в отечественном искусстве реалистического направления. Отмечается, что в современной России сложились такие условия, которые принципиально усиливают социокультурное значение деятельности частных художественных галерей. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/11 -2755.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 2. C. 206-210. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

6. Deutsche wollen Euro behalten [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel.de/wirtschaft/umfrage-deutsche-wollen-euro-behalten-a-733874.html (дата обращения: 01.07.2016).

7. Ergebnisse der jeweils letzten Landtagswahlen [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundeswahlleiter.de/de/ landtagswahlen/ergebnisse/ (дата обращения: 10.09.2016).

8. Für unser Land und unsere Kinder. Unser Programm zur Landtagswahl am 4.9.2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.afd-mv.de/wp-content/uploads/2016/06/2016_Wahlprogramm_MV.pdf (дата обращения: 05.09.2016).

9. Kritik an Protestpartei. Schäuble nennt AfD „Schande für Deutschland" [Электронный ресурс]. URL: http://www.spiegel. de/politik/deutschland/schaeuble-ueber-afd-schande-fuer-deutschland-a-996347.html (дата обращения: 19.07.2016).

10. Landtagswahl 2016. Mecklenburg-Vorpommern. Das Amtliche Endergebnis [Электронный ресурс]. URL: http://wahlen-mv.de/2016/09/endergebnis/ (дата обращения: 05.09.2016).

11. Le Pen fordert EU-Referendum in Frankreich: „Sieg der Freiheit" [Электронный ресурс]. URL: http://www.bz-berlin.de/liveticker/le-pen-fordert-eu-referendum-in-frankreich-sieg-der-freiheit (дата обращения: 29.06.2016).

12. Mut zu Deutschland. Für ein Europa der Vielfalt [Электронный ресурс]. URL: http://afd-basche.de/images/PDF-Dateien/Europaprogramm-der-AfD.pdf(дата обращения: 15.07.2016).

13. Schnauze gestrichen voll // Der Spiegel. 2002. 9. September.

14. Wahlumfragen für die Bundestagswahl in Deutschland [Электронный ресурс]. URL: http://www.wahlumfragen.org/ bundestagswahl/wahlumfragen_bundestagswahl.php (дата обращения: 15.07.2016).

15. Wo kaum einer zur Wahl ging [Электронный ресурс]. URL: http://www.sueddeutsche.de/politik/fakten-zur-europawahl-wo-kaum-einer-zur-wahl-ging-1.1975410 (дата обращения: 15.07.2016).

EUROSCEPTICISM: IS GERMANY AGAINST THE EURO?

Shcherbakov Vyacheslav Yur'evich, Ph. D. in History, Associate Professor Southern Federal University in Rostov-on-Don [email protected]

The article examines the problems of the evolution and political prospects of the German Euroscepticism movement. According to the author, the outburst of the always existed anti-European moods was provoked by the economic crisis and emphasized by the immigration crisis, one of the manifestations of which became Brexit. The researcher points out that "The Alternative for Germany" party that claims to reject Euro gradually accumulates the basic provisions of radical right-wing spectrum's programmes. The author believes that success at the European Parliament elections and the Landtag elections in 2013-2016 is an indication of upcoming cardinal changes in the German political system.

Key words and phrases: "The Alternative for Germany"; right populism; German brand; immigration crisis; PEGIDA; Bundestag elections.

УДК 7.01

Искусствоведение

В статье проанализированы концепции искусства и эстетические взгляды различных российских авторов, которые определили основную линию развития отечественной теории искусства и практики художественного творчества. Автор исследования приходит к выводу о ведущей роли в отечественном искусстве реалистического направления. Отмечается, что в современной России сложились такие условия, которые принципиально усиливают социокультурное значение деятельности частных художественных галерей.

Ключевые слова и фразы: частная художественная галерея; социокультурное пространство; художественное творчество; сущность искусства; социальные функции; реализм.

Щетинина Наталья Анатольевна

Алтайский государственный университет [email protected]

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ИСКУССТВА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ГАЛЕРЕЙ

Частная художественная галерея - специфический социальный феномен, родившийся в среде взаимодействия личности (владельца галереи) и общества. По этой причине научный анализ данного феномена предполагает необходимость обращения к тому социокультурному пространству, в котором он возникает. Одной из характеристик этого пространства является утвердившееся в нем общее понимание искусства и отношение к нему. Обращаясь к такой фундаментальной и сложной проблеме, как сущность искусства и его социальные функции, важно учитывать, что данная тема в различные периоды отечественной истории привлекала внимание многих авторов. Поэтому научная литература по этой проблематике представляет собой обширный список, включающий таких концептуально отличающихся друг от друга авторов, как Н. Г. Чернышевский, В. С. Соловьев, Л. Н. Толстой, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, М. С. Каган, В. А. Крючкова и многие другие. В рамках нашего исследования не предполагается подробного и всестороннего анализа данной литературы. Вместе с тем попытаемся рассмотреть концептуальные подходы к данному

феномену тех авторов, точка зрения которых наиболее адекватно и полно отражает доминирующее в российском обществе и эстетической теории понимание искусства.

Используемые нами в анализе поставленных проблем диалектическая методология, системный подход и принцип историзма позволяют утверждать, что традиция комплексного теоретического осмысления сущности искусства и его социальных функций восходит к фундаментальному труду Н. Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и другим произведениям мыслителя. Если с течением времени те или иные концептуальные положения этого писателя и теоретика искусства выявили свою слабость и необоснованность, то его основная идея, связанная с пониманием искусства как формы сознания и деятельности, органично включенных в общественную жизнь и наряду с другими социальными факторами существенно воздействующих на ее развитие, - эта идея явилась фундаментом отечественной эстетики и теории искусства, определив магистральную линию их развития. Для объективной научной оценки значения работ Н. Г. Чернышевского в формировании и развитии российской эстетики и теории искусства важно учитывать следующее обстоятельство: труды этого автора создавались в те годы, когда в европейской эстетике и теории искусства определяющая роль принадлежала немецкой классической философии, которая существенно снизила статус реальной действительности как основного предмета искусства, уведя последнее в сторону субъективности и «чистого разума». В свете этого влияния заслуга Н. Г. Чернышевского состоит в том, что он убедительно доказал несостоятельность высокомерного пренебрежения действительностью, реальной жизнью как предметом художественного творчества. Центральная эстетическая идея Н. Г. Чернышевского, состоящая в том, что «искусство есть воспроизведение явлений природы и жизни» [12, с. 189], активно работала на восстановление интереса к реальности.

Для правильного понимания этой идеи требуются уточнения, которые сделал сам писатель. «Наука, -утверждал в этой связи Н. Г. Чернышевский, - не думает быть выше действительности; это не стыд для нее. Искусство также не должно думать быть выше действительности; это не унизительно для него» [13, с. 163]. И если подобное утверждение было справедливо в границах существовавшего во времена писателя механистического понимания природы, то тем более убедительно оно звучит сегодня - с учетом современных научных знаний. Эти знания позволили создать принципиально новую картину мира, в которой действительность не ограничивается видимыми формами и не сводится к механическому движению, а представляется многомерной, многозначной, обладающей неисчерпаемой энергией творческого саморазвития. Отсюда следует, что выше природы нельзя быть по определению. На это не могут претендовать ни наука, ни искусство. Возражать этой ключевой идее Н. Г. Чернышевского его современникам не было серьезных оснований, тем более нечего ей противопоставить сегодня. Сущность искусства состоит в том, что, объясняя жизнь, оно способствует поиску верных ориентиров в развитии как отдельной личности, так и общества в целом. В деятельностной сущности искусства в концепции Н. Г. Чернышевского особая роль принадлежит красоте.

Развитие данной линии в теоретическом осмыслении искусства происходит в творчестве В. С. Соловьева. Определяя сущность искусства, он в качестве ключевых использует понятия «просветление», «одухотворение» «природного процесса», «вещественного бытия», преодоление «отчуждения нравственного начала от материального бытия» [10, с. 390-392]. «Совершенное воплощение этой духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства», - утверждал философ и теоретик искусства [Там же, с. 398].

Соотнося сущность искусства с совершенством и красотой, В. С. Соловьев, с одной стороны, продолжает линию Н. Г. Чернышевского, с другой - существенно углубляет понимание искусства, уточняя ключевую эстетическую категорию и формулируя основной критерий прекрасного. Данный критерий, связанный с осуществлением «всеобщей солидарности и положительного всеединства» [Там же, с. 396], имеет отношение как к красоте в конкретном произведении искусства, так и к прекрасному в бытии человека и общества. Для исследования частных художественных галерей эта идея имеет принципиальное значение, так как их деятельность не сводится к коммерческим целям, и, удовлетворяя духовные потребности массового зрителя, галереи органично включаются в общественное целое. Этим признаком они принципиально отличаются от феномена коллекционирования, по своей природе ограниченного такими частными целями, как коммерческая выгода и личная потребность в эстетическом наслаждении. В идеях В. С. Соловьева утверждается глубокая взаимосвязь красоты и добра, искусства и нравственности и вытекающая отсюда мысль об универсальной роли художественного творчества и моральной ответственности художника, что является одним из ключевых положений отечественной эстетики и теории искусства.

Эта магистральная линия в понимании искусства и его общественной роли в своей основе получила дальнейшее развитие в творчестве Л. Н. Толстого. «Для того, чтобы точно определить искусство, - утверждал писатель, - надо прежде всего перестать смотреть на него как на средство наслаждения, а рассматривать искусство как одно из условий человеческой жизни» [11, с. 77-78]. Следовательно, Л. Н. Толстой переносит феномен искусства из досуговой, развлекательной сферы в область жизнеобеспечения, то есть сохранения жизни и ее развития. Писатель также утверждает нравственный приоритет искусства, его обязательную направленность на благо, добро как основную цель творчества. В этой связи он отмечает: «Искусство есть необходимое для жизни и для движения к благу отдельного человека и человечества средство общения людей, соединяющее их в одних и тех же чувствах» [Там же, с. 80]. Уточняя содержание понятия блага, писатель определяет искусство как важный социальный инструмент общественной солидаризации, единения людей: «Назначение искусства в наше время - в том, чтобы перевести из области рассудка в область чувства истину о том, что благо людей в их единении между собою...» [Там же, с. 211].

Анализируя теоретические положения об искусстве, сформулированные Л. Н. Толстым, нельзя не обратить внимания на то, что одной из характерных особенностей, отличающих эти положения от взглядов многих

других отечественных мыслителей, является ярко выраженный, обостренный аскетизм, который жестко ограничивает феномен искусства задачами жизнеобеспечения человека и общества. Толстовская концепция предполагает такую степень погруженности культуры в процесс создания необходимой для жизни человека среды, которая отсекает от культуры все, что не имеет отношения к сохранению жизни и ее развитию. Такой подход к культуре и искусству восходит к древневосточным философско-религиозным системам, прежде всего буддизму и даосизму, под сильным влиянием которых находилось мировоззрение мыслителя.

Л. Н. Толстому, как знатоку российской аристократии, была хорошо известна культура «высшего общества», которая во времена писателя отождествлялась с культурой как таковой, содержание которой включало немало ложных ценностей, порожденных типичными для этого общества чертами - холодным расчетом, лицемерием, завистью, безудержным стремлением к наслаждению и т.п. Печать всех этих нравственных пороков и искажений несли и господствующие в аристократической среде представления о красоте. Все это делает понятным и объяснимым радикальное неприятие Л. Н. Толстым красоты, содержание которой неоправданно однозначно сводилось писателем к наслаждению. Значительная часть его фундаментального труда «Что такое искусство?» связана с анализом воззрений на красоту обширного круга представителей мировой эстетической мысли.

В среде отечественных художников и мыслителей прочно утвердилась традиция неприятия эстетства, чистого формотворчества и идея первичности содержательного начала. Это обстоятельство находит достаточно убедительное объяснение в том, что сознание русского народа ценит красоту, прежде всего, как порядок и противостояние распаду, хаотизации; как стремление к нравственному совершенствованию и социальному единению. Именно таково толкование красоты В. С. Соловьевым, органично соединявшим это понятие с добром. Данное уточнение в понимании красоты как ценности искусства, во-первых, в значительной степени снимает содержательное противоречие между Л. Н. Толстым, как теоретиком искусства, и другими представителями отечественной эстетики, ограничивая это противоречие в большей степени формально-эмоциональной сферой. Во-вторых, это уточнение имеет принципиальное значение как для анализа уже сложившейся практики частных художественных галерей, так и для совершенствования их деятельности, связанной с многообразными социальными функциями. Трансформируясь в галерейную стратегию, данная идея позволяет частным художественным галереям таким образом выстраивать содержание своих фондов, чтобы количественно охватывать максимально возможный круг зрителей, одновременно качественно воздействуя на их художественный вкус и мировоззрение, формируя такое представление о красоте, которое органично связано с добром, понимаемым как движение в направлении единения людей, усиления социальной солидарности.

Характеризуя главную линию развития отечественной теории искусства и живого процесса художественного творчества, нельзя не обратить внимания на то, что эта линия формировалась и в каких-то аспектах видоизменялась в активной полемике с альтернативными концепциями искусства и противоположными по своей направленности типами художественной практики. В ХХ веке основными альтернативами, оказавшими значительное влияние на теорию и практику искусства, явились такие феномены, как модернизм и авангард. Не делая эти феномены предметом специального анализа, вместе с тем отметим следующее: эстетика искусства модернизма и авангарда укладывается в три «д»: дегуманизация, деинтеллектуализация, деэстетизация. Радикальная направленность данных видов творчества на разрушение традиции и преемственности в искусстве делает их всецело чуждыми народному миропониманию, ценностям «человека разумного», интересам массового зрителя и превращает их в художественные эксперименты, имеющие узкогрупповое значение, в фактор, оказывающий на искусство дегуманизирующее воздействие. «Одним из главных, так сказать, интернациональных свойств модернистской эстетики, - пишет современный отечественный исследователь российского модернизма В. А. Сарычев, - следует признать ее разрыв с предшествующей, в первую очередь, реалистической художественной традицией, следствием чего оказываются дегуманизация искусства, эстетизм, нередко рядящийся в одежды антиэстетизма, проповедь индивидуализма, усиление внимания к миру подсознательного, ирреального с одновременным снижением интереса к социальным проблемам эпохи» [9, с. 3].

Однако при всей повышенной агрессивности модернизма и авангарда свойственные им нигилизм и установка на разрушение оказались неспособными поколебать и ослабить базовые традиционные принципы отечественного искусства и эстетики. Вместе с тем отрицательный опыт «нового искусства» имел значительный положительный эффект. Он дал серьезные основания для вывода о том, что искусство, основывающееся на нигилизме, полном отрицании традиции и преемственности развития, если в узко-экспериментальном плане и имеет какой-то смысл, то в целом оно бесплодно и оказывается абсолютно неспособным к созданию новой общезначимой художественной реальности. Как справедливо утверждает в этой связи один из известных исследователей теории и практики авангардистских движений В. А. Крючкова, «модернистская перестройка не имела прецедентов в истории, ибо в результате ее был создан не новый стиль, а искусство самоотрицания, в котором последовательно уничтожались все признаки и аспекты художественного творчества» [7, с. 6].

Реальная художественная жизнь России убедительно свидетельствует о том, что разрушительное воздействие «нового искусства» и соответствующей эстетики не стало для отечественного искусства смертельным. Более того, в определенной степени это воздействие способствовало укреплению в российском искусстве иммунитета по отношению к деструктивным внешним процессам и факторам. Для оптимальной организации деятельности частных художественных галерей это обстоятельство имеет исключительное значение. Особенно это касается галерей, работающих за пределами столичных центров, в том числе частных художественных галерей Алтая. Именно в регионах, удаленных от Москвы и Санкт-Петербурга, в «провинции», массовый зритель в гораздо большей степени остается приверженцем традиционной эстетики. И лишь по причине недостаточной осведомленности или неуместного высокомерия можно этот факт объяснять неразвитостью эстетического сознания и художественного вкуса. Вместе с тем нельзя не признать, что и в социокультурном

пространстве современной России имеют место и неразвитое эстетическое сознание, и примитивный, извращенный художественный вкус, и невежество. Однако эти явления распространены, прежде всего, в массовой культуре, инфраструктура которой является более развитой именно в столичных центрах. Отсюда следует, что распространенность разнообразных деформаций эстетического сознания не имеет прямо пропорциональной зависимости от удаленности от этих центров.

История отечественного искусства и его теоретического осмысления убедительно свидетельствует о том, что в социокультурном пространстве России сформировалось и стало ведущим понимание искусства как одного из необходимых средств и условий сохранения и развития жизни и социальной солидаризации людей. При всей сложности, противоречивости и многомерности живого процесса художественного творчества, среди разнообразных направлений, школ и течений в отечественном искусстве на протяжении всей истории ведущая роль принадлежит искусству реалистическому. Именно реалистическое искусство - в его различных формах, соотнесенных с конкретными историческими условиями, обладает наиболее мощным и значимым потенциалом как необходимое средство сохранения и развития жизни.

Реализм не является каким-то особым «методом» художественного творчества и не сводится ни к «критическому реализму», ни к «соцреализму». Как справедливо заметил в полемике о реализме А. В. Гулыга, «сегодня даже в науке говорят о множественности методов, тем более это относится к художественному творчеству. Единым может и должно быть мировоззрение, гуманистическая устремленность, чувство сопричастности социальному целому...» [5, с. 235]. Именно эти качества являются наиболее глубоким выражением сущности реализма в искусстве. Реализм в искусстве - исторически развивающееся явление. Но его развитие основано не на негативном принципе взаимного отрицания следующих друг за другом различных его форм и направлений, а на позитивной диалектике накопления творческого опыта и духовного содержания. Это выражается в том, что одни и те же стили и формы реализма в тех или иных вариантах обнаруживаются в самые различные времена в разных видах и жанрах искусства. Следовательно, реализм, понимаемый как искусство, впитывающее творческий опыт различных стилей, в которых реальная действительность является и источником, и средством, и целью творчества, предполагает неисчерпаемое многообразие методов, техник, приемов и имеет неограниченный творческий потенциал.

Имея в виду сложность и неоднозначность феномена реализма в искусстве, А. Н. Бенуа выдвинул идею «двух реализмов» [15, с. 90]. В этой связи современный российский исследователь М. Г. Эткинд пишет: «Теория "двух реализмов" в живописи, различающая реализм, сознательно преследующий достоверное воспроизведение зрительных форм действительности и являющийся вариантом натурализма (между этими понятиями вообще нередко ставится знак равенства), и реализм "настоящий", "живой", "вечный", характерна для многих художественно-критических работ А. Н. Бенуа» [Там же]. Свидетельством неприятия отечественными художниками и теоретиками искусства натурализма является утвердившееся в их среде понимание языка искусства, связанного с художественным образом. Образ в теории и практике отечественного искусства не имеет отношения к механическому отражению реальности, и такое понимание творчества как художественного обобщения характерно как для теории, так и для практики российского искусства.

Опыт деятельности частных художественных галерей органично вписывается именно в такое понимание реалистического искусства и его роли в развитии художественного процесса в России. Об этом убедительно свидетельствует содержание галерейных фондов, являющихся основным средством художественной коммуникации со зрителем. Именно подобная реалистическая трактовка искусства является прочной эстетической основой полноценной и всесторонней деятельности частных художественных галерей Алтая. И именно такое понимание искусства как значимого общественного феномена, органично связанного с реальной действительностью, с интересами и потребностями народа и с конструктивным преобразованием человеческой жизни, позволяет осуществлять активное и разноплановое взаимодействие галереи со зрителем. Это является еще одним свидетельством того, что в основе деятельности частных художественных галерей лежит не стремление к сиюминутной коммерческой выгоде, а ясное осознание своей общественной роли, связанной с обращенностью к массовому зрителю, и развитое чувство нравственной ответственности перед ним.

Для объективной научной характеристики деятельности частных художественных галерей принципиально важным является не только определение исходных концептуальных позиций, выявление содержания понятия «искусство». Необходима общая оценка состояния современной российской культуры в целом и искусства в частности. Обращаясь к этому вопросу, мы исходим из тех оценок, которые делаются как зарубежными, так и отечественными исследователями различных аспектов духовной жизни современного «цивилизованного мира». Сущность этих оценок, на наш взгляд, наиболее точно выражает следующая лаконичная формула В. В. Иванова: «Культурная ситуация во всем мире меняется к худшему» [6, с. 3].

Если обращаться к общей основе такой негативной трансформации культуры, то еще в первые десятилетия ХХ века С. Н. Булгаков увидел эту основу в «отречении от культуры в пользу цивилизации» [4, с. 642]. Аналогичная оценка сформулирована в работах Н. А. Бердяева и ряда других аналитиков западноевропейской цивилизации. Основной чертой данной цивилизации является утверждение приоритета материальных ценностей в жизни человека и общества. Проблема глубокого кризиса искусства, связанного с наступлением цивилизации на культуру, нашла отражение во многих произведениях Н. А. Бердяева и О. Шпенглера [1; 2; 3; 14].

К XXI веку данная тенденция в развитии культуры и искусства стала еще более глубокой и масштабной. В российском социокультурном пространстве действие этой тенденции усугубляется качественным ослаблением государственной материальной и финансовой поддержки культуры - переводом ее на рыночные рельсы. Это привело к резкому уменьшению высокой культуры и усилению процесса примитивизации, архаизации различных видов и форм культуры. Так, констатируя тот факт, что «современная культура переживает период

упадка» [8, с. 2], известный российский исследователь Е. М. Мелетинский усматривал проявление упадка и деградации культуры, прежде всего, в ее примитивизации, в установке на «пробуждение в зрителях психофизиологических механизмов невысокого уровня» [Там же]. Об общей тенденции деградации отечественной культуры, ее вульгаризации как следствии коммерциализации и ослабления государственной культурной политики убедительно писал известный исследователь и хранитель отечественного культурного наследия, художник-реставратор С. В. Ямщиков, наследники которого безвозмездно передали государству богатую коллекцию произведений искусства. Название одной из книг С. В. Ямщикова «Антикультурная революция в России» [16] с предельной точностью отражает происходящее сегодня в отечественной культуре и искусстве.

Содержание массовой культуры, наиболее распространенной и имеющей мощную, в том числе и государственную, поддержку, таково, что ее потребление оказывает разрушительное воздействие на систему мировоззренческих, духовно--нравственных, эстетических ориентаций и ценностей. Это обстоятельство значительно актуализирует социальные функции высокой культуры в тех современных формах ее бытия, в которых она может существовать без государственной поддержки, включая частные художественные галереи. В сложившихся в современной России экономических и социокультурных условиях частные художественные галереи становятся принципиально важным звеном, активно реализующим потенциал искусства как фактора всестороннего воздействия на массового зрителя, значительно компенсируя ослабление государственной поддержки культуры.

Таким образом, осуществленный нами анализ концептуальных подходов к искусству позволяет сделать следующий вывод: при наличии различных концепций искусства в российской теории и в практике художественного творчества в качестве доминирующего сформировалось понимание искусства как формы сознания и деятельности, обращенной к реальной действительности и являющейся одним из элементов механизма социального единения, сохранения, развития и преображения жизни человека и общества. Такое толкование искусства представляет собой устойчивое смысловое ядро отечественной теории искусства на всех этапах ее развития. Данная концепция искусства и сегодня адекватно отражает магистральную линию развития отечественной теории и практики искусства. Именно такое понимание культуры вообще и искусства в частности является теоретико-методологическим основанием деятельности частных художественных галерей, оптимальным для наиболее полной реализации их мировоззренческого, духовно-нравственного и эстетического потенциала.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Духовное состояние современного мира // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 485-499.

2. Бердяев Н. А. О культуре // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 523-529.

3. Бердяев Н. А. Человек и машина // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 499-523.

4. Булгаков С. Н. Догматическое обоснование культуры // Булгаков С. Н. Сочинения: в 2-х т. М.: Наука, 1993. Т. 2. С. 637-643.

5. Гулыга А. В. Жизнь обгоняет формулировки // С разных точек зрения: избавление от миражей: соцреализм сегодня / сост. Е. А. Добренко. М.: Сов. писатель, 1990. С. 233-237.

6. Иванов В. В. В поисках утраченного // Наше наследие. 1989. № 1. С. 3-7.

7. Крючкова В. А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М.: Изобраз. искусство, 1985. 304 с.

8. Мелетинский Е. М. Чувство меры // Наше наследие. 1990. № 2. С. 1-3.

9. Сарычев В. А. Эстетика русского модернизма: проблема «жизнетворчества». Воронеж: Изд-во Воронежск. ун-та, 1991. 320 с.

10. Соловьев В. С. Общий смысл искусства // Соловьев В. С. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 390-404.

11. Толстой Л. Н. Что такое искусство? // Толстой Л. Н. Собрание сочинений: в 22-х т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 15. С. 41-221.

12. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности (авторецензия) // Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения: в 3-х т. М.: Госполитиздат, 1950. Т. 1. С. 167-200.

13. Чернышевский Н. Г. Эстетические отношения искусства к действительности (диссертация) // Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения: в 3-х т. М.: Госполитиздат, 1950. Т. 1. С. 53-166.

14. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», 1993. 592 с.

15. Эткинд М. Г. А. Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX - начала ХХ века. Л.: Художник РСФСР, 1989. 480 с.

16. Ямщиков С. А. Антикультурная революция в России. М.: Алгоритм, 2014. 223 с.

DOMESTIC CONCEPTIONS OF ART AND THEIR IMPORTANCE FOR ACTIVITY OF PRIVATE ART GALLERIES

Shchetinina Natal'ya Anatol'evna

Altai State University [email protected]

The article analyzes conceptions of art and esthetic views of some Russian authors, who established the basis development tendency of domestic theory of art and artistic creation. The author concludes on the dominant role of the realistic trend in domestic art and points out that in modern Russia the conditions have formed, which emphasize significantly sociocultural importance of private art galleries' activity.

Key words and phrases: private art gallery; sociocultural space; artistic creation; essence of art; social functions; realism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.