Научная статья на тему 'Отечественное радио на рубеже 1980-1990-х гг. истоки и предпосылки его реформирования'

Отечественное радио на рубеже 1980-1990-х гг. истоки и предпосылки его реформирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2078
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественное радио на рубеже 1980-1990-х гг. истоки и предпосылки его реформирования»

© 2007 г. Д.А. Подобед

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ РАДИО НА РУБЕЖЕ 1980-1990-х гг. ИСТОКИ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

К концу ХХ в. в современной России сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр радиостанций разных типов. Наряду с прежней мощной системой государственного радиовещания развиваются частные и некоммерческие станции, образуются радиосети и медиахолдинги. Современный рынок радиовещания сложился благодаря гласности, перестройке, зарождению рыночных отношений. Истоки «второго рождения» отечественного радио уходят корнями к функционированию советского радиовещания...

В 1980-х гг. система советского радио была одной из самых глобальных в мире. Среднесуточный объем вещания в СССР к середине 80-х гг. приближался к 2000 часам, в том числе на Центральном радиовещании - свыше 200 часов. В эфир выходило 14 программ, из которых пять были основные.

Кроме Государственного комитета по телевидению и радиовещанию, программы готовили 34 комитета союзных и автономных республик, 6 краевых, 109 областных и окружных комитетов. В стране насчитывалось более 2 тысяч районных и городских радиоредакций.

Количество радиотрансляционных точек к 1980 г. достигало 78 млн, приемников - 66 млн, т.е. всего 144 млн радиоприемных аппаратов.

«Радиовещание являлось мощной, идеологической и технически хорошо разработанной структурой, частью государственного аппарата по производству и распространению информации. И было очень популярно в этой роли как наиболее оперативное средство массовой информации» [1].

«Функционирование советской радиожурналистики проходило в жестких идеологических рамках преобразования мира в свете представлений марксизма-ленинизма, определяло спектр вещательных форм и целевое использование жанров. Вещание, как правило, базировалось на внушении, на „отшлифованных" приемах психологической обработки слушателей, выработанных практикой вещания под строгим партийным руководством и контролем» [2].

Истоки и предпосылки перехода к рыночному функционированию радиовещания

Политика демократизации советского общества, перестройки, провозглашенная новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым на апрельском пленуме 1985 г., стала переломным моментом во многих сторонах жизни советского общества, в том числе и в журналистике.

Политика перестройки ориентировалась на ценность общечеловеческих идеалов, которым должны были соответствовать политика, экономика, культура и идеология обновляющейся страны. Вскоре, с принятием необходимых документов, были созданы и юридические основы свободы СМИ в стране. Принятие

Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», стали создавать условия для развития новой более открытой журналистики. Система СМИ в целом, и радиожурналистика в частности, постепенно переходили на новый путь развития.

Общественно-политические предпосылки возникновения современного отечественного радиовещания

Внедрение в стране рыночной экономики повлияло на развитие отечественного радио и привело к формированию новой системы радиовещания - российского радиорынка, подобного которому в истории отечественного радио еще не было.

Были приняты основополагающие документы, которые определяли существование многих сторон российской жизни, в том числе и функционирования журналистики. В 1988 г. был принят Закон «О кооперации в СССР», в 1989 г. - Закон «Об общих началах местного самоуправления», которые позволили определить новые формы собственности СМИ. В середине 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». (В 1991 г. его заменил Закон РФ о СМИ.) Он, во-первых, отменил цензуру: «Требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается» [3]. Также новый закон предоставил широкие права на учреждение новых СМИ: «Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган» [4]. Ввел регистрацию как проявление новых принципов строительства журналистики в демократическом обществе.

Необходимо отметить принятую в 1993 г. Конституцию Российской Федерации. Основной закон страны провозглашал новые демократические ценности. В ст. 17, п. 1 «признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» [5], а в ст. 29 гарантируется «свобода массовой информации. Цензура запрещается в первую очередь» [6].

Вскоре, по объективным причинам (в связи с распадом СССР), произошли структурные изменения в системе радиовещания, которое постепенно вместо вертикальной структуры стало выстраиваться в горизонтальную, к функционированию самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций.

«Начинается децентрализация телерадиовещательной системы страны, государство постепенно утрачивает функции идеологического и финансового контроля» [7]. С ликвидацией общесоюзных министерств был закрыт и Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР. Следом было упразднено и Главное управление местного вещания, задачей которого были контроль и координация вещательных программ центрального, республиканского уровней.

Еще в период существования СССР, 10 декабря 1990 г., начинает вещание «Радио России». Его передачи звучали по два часа утром, днем и вечером на трех программах Всесоюзного радио. Созданное как альтернатива и противовес Гостелерадио СССР, «Радио России» с конца 1991 г. становится главным государственным каналом с круглосуточным вещанием как по «первой кнопке» проводного вещания, так и на средних и длинных волнах и в диапазоне УКВ» [8]. Функции ликвидированных в регионах телерадиокомитетов берут на себя вновь образованные региональные ГТРК, которые большую часть времени транслируют программы «Радио России». Их учредителями становятся Минпечати и местные власти.

Важной предпосылкой развития современного отечественного радиовещания стоит считать и поднятие «железного занавеса», благодаря которому стало возможным перенимать опыт развития зарубежной радиожурналистики.

На первом этапе формирования радиорынка в создании первых негосударственных станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Были созданы сразу три российско-французских станции. Одной из первых, 25 декабря 1991 г., в российском эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». В роли учредителей радиостанции выступили еженедельник «Московские новости» и три американские компании. Весьма популярный сегодня проект «Радио 7. На семи холмах» - тоже российско-американский проект, в учредителях которого - трудовой коллектив общества с ограниченной ответственностью «Советско-американское коммуникейшен» (САК).

С помощью зарубежных капиталовложений были созданы и некоторые региональные станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик плюс» (Калининград) [8, с. 9]. А 19 мая 1993 г. между телерадиокомпанией «Пульс» (Ростовская область) и американской компанией «МСС» был подписан протокол о создании совместного предприятия. «Следствием этого исторического события становится выход в эфир новой музыкальной негосударственной радиостанции».

Экономические предпосылки

Важную роль сыграл новый закон о СМИ и в экономической сфере радиовещания. После того как была отменена цензура, вводился регистрационный, а не разрешительный принцип учреждения средств массовой информации: «Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации» [9]. Право становиться учредителем и собственником СМИ получили редакционные коллективы, различные организации, партии и даже отдельные граждане.

Начиная с весны 1990 г. в эфире появились негосударственные радиостанции, первая - «Европа плюс Москва» (30 апреля 1990), затем - «Радио Ностальжи Москва» (1 мая 1990) и «Эхо Москвы» (22 августа 1990). Виктория Сухарева отмечает еще одного основоположника российского коммерческого эфира - радиостанцию §N0 (Эс-Эн-Си). Она вышла в эфир на средних волнах в январе 1991 г. и считается первой чисто российской музыкальной станцией [1].

По данным С. Беляева и В. Коробицына, в 1990 г. было всего 3 негосударственные радиостанции, а уже в 1991 г. добавились 7, в 1992 г. - еще 11. В 1994 г. только в Москве работали 33 негосударственные радиостанции [10].

В этот же период появляются на российском рынке радиовещания некоммерческие и негосударственные станции. Радиостанция «Радонеж» вышла в эфир 31 мая 1991 г. Учредитель - православное просветительское общество «Радонеж». В 1992 г. начинают вещание радиостанции «София» (создано Московской патриархией), «Русское христианское радио» и Радио «Благовест», учрежденное католической сетью радио и телевидения (Брюссель) [11].

В связи с перестройкой системы журналистики в России появляется рынок информации, возникает конкуренция между ними, борьба за слушателя, рекламодателя.

Стремительное заполнение пустовавших ранее УКВ- и БМ-диапазонов происходило и благодаря относительно небольшому количеству затрат на подготовку и оснащение технической базы, малому количеству обслуживающего эту технику персонала. Такой подход исповедовали региональные учредители и собственники радиостанций. А так как «при относительно небольших затратах радио может быть достаточно эффективным и даже окупаться» [12], для развития различных типов радиостанций открывались новые возможности.

Социальные предпосылки

В целом структурные, политические и экономические изменения в политической жизни страны в период перестройки, а затем и развития рыночных отношений повлекли за собой эволюционные изменения в творческой деятельности всех средств массовой информации, в том числе радио.

Уже в конце 1980-х, после долгих лет ограничений, средства массовой информации заговорили в полный голос. Они стали мощным рычагом начавшихся преобразований, способствовали развитию демократизации масс, их психологической перестройке, активизации сознательных действий по слому административно-командной системы. Причем изменения в практике творческой деятельности средствами массовой информации уже не встречали особого противоборства со стороны высшего политического руководства.

Основой перестройки современного радиовещания стало постепенное утверждение новой идеологии, новых ценностей, в основе которых лежит фундаментальное реформирование всех сторон общественной жизни России. «Процесс демократизации и гласности, в корне изменивший работу средств массовой информации, предоставляет большие возможности журналистам не только для углубления понимания событий,

происходящих в нашем обществе, но и поиска новых форм общения с аудиторией» [13].

Появление разнообразных коммерческих радиостанций расширило выбор программ, рассчитанных на различные вкусы и пристрастия аудитории.

Дальнейшее развитие современного радио стало зависеть и от того, что уже в начале 1990-х гг. в российской журналистике начали складываться два основных направления: информационно-аналитическая (т.е. «серьезная», общественно-политическая) и развлекательная (нацеленная на удовлетворение потребностей массовой аудитории) журналистика.

Во времена перестройки и первые годы существования независимой России, в период бурных политических и экономических событий, аналитическое направление журналистики выходит на авансцену.

Острые темы социального, экономического развития страны затрагивались в публицистических передачах, например Ленинградского радио, уже в конце 1990 г. «Вечерняя передача „Депутатский канал" вышла в эфир под названием „Радиостудия „Контакт", в центре ее внимания были актуальные вопросы, связанные с работой правоохранительных органов. Выпуск программы „День за днем" от 21.02.91 был посвящен проблемам роста цен. В передаче от 25.03.91 прозвучал сюжет, посвященный брокерскому делу и первым торгам на товарно-фондовой бирже „Санкт-Петербург", участник программы - исполняющий обязанности генерального директора биржи А. Кар-ташов. Передача „Свободная зона": „Школа бизнеса" от 25.06.91 была посвящена проблемам подготовки кадров руководителей, специалистов, рабочих и крестьян для работы в условиях рынка» [14].

С другой стороны демократизация всех сторон жизни, идущая через средства массовой информации, в значительной степени повлияла на аудиторию [15]. «Постепенное преклонение перед американскими, западными ценностями способствовало девальвации эстетического вкуса населения. Массовое сознание стало воспринимать как эталон массовую глобальную культуру, несмотря, в ряде случаев, на условный, негативный ее характер» [14, с. 109].

Развлекательное направление постепенно заняло нишу в секторе коммерческого и даже государственного телерадиовещания, массовая культура которого активно использует тягу людей к развлечениям, отдыху, ориентируясь при этом на потребительские начала, на мещанское отношение к жизни и миру, на негражданственность и равнодушие.

Технические предпосылки

Кроме изменения политической обстановки мощный толчок к формированию принципиально нового радио дало и развитие радиотехники и программирования.

Еще в середине 1970-х гг. на радио было внедрено техническое новшество - пульт «Эфир-1». Он давал возможность вести из Москвы переклички со многими городами станы. Вернулся прямой эфир, появились новые формы вещания и «живое» общение со слушателями. Поменялся «ритм, тональность программ. Передачи записываются без текста, это приближает ее непосредственно к разговору. Организация звукового материала строится по принципу живой беседы» [16].

Прямой эфир, при котором исчезла необходимость в предварительной записи передач на магнитофонную пленку перед выходом ее в эфир, стал «качественно новой ступенью пространственно-временного отражения действительности средствами звука» [2, с. 40].

Важным явлением в «технической истории» современного радио явился первый радиомост «СССР-США» в 1986 г. «В течение двух часов шел диалог между московскими студентами и студентами Южно-Иллинойского университета. В США радиомост был дан в эфире полностью на 35 штатов. В эфире «Юности» он звучал в записи 45 минут, но стал первой пробой гласности в международном эфире, живым обменом мнениями» [17]. Подобный радиомост был повторен в 1988 г. - «Москва-Вашингтон». Заметным событием стала прямая трансляция заседаний Верховного Совета СССР в мае-июне 1989 г. «Радиослушатели узнавали имена новых политических лидеров. Здесь был избран первый Президент СССР. Впервые в открытом эфире звучали суждения, которые раньше были только предметом разговоров „на кухне"» [18].

На рубеже 1980-90-х гг. происходит обновление технического оборудования радиостудий и монтажных студий, расширяются возможности и упрощается работа радиорежиссеров. В студиях и монтажных появились компьютеры, новая звукозаписывающая аппаратура. Причем новое оборудование устанавливалось и в регионах. На ленинградском радио «был опробован опыт цифровой записи звука, создан радиовещательный цифровой тракт: студия Дома радио - УКВ-передатчик - радиоприемник. Состоялся обмен программами вещания с другими городами по радиорелейной линии цифровым способом» [14].

Зарубежные, в том числе, информационные и цифровые технологии, которые стали поступать сквозь открытые границы, позволили расширить возможно -сти радио по привлечению радиослушателей, особенно тех, кто хотел слушать радио не только «на кухне».

Доля проводного вещания с середины 1980 г. начала значительно сокращаться. Еще в 1992 г. в России насчитывалось 47,6 миллионов точек проводного вещания, их передачи могли слушать 89 % горожан и 62 % сельских жителей. В 2002 г. проводное радио доступно лишь для половины городского населения и менее чем для 20 % сельского, а количество радиоточек по стране сократилось до 20,5 миллионов штук [19].

Новый вид эфирного радиовещания - FM (от англ. frequency modulation - «частотная модуляция»), т.е. вещание с частотной модуляцией в диапазоне метровых волн (в сложившемся понимании - это вещание в УКВ-диапазоне 88-108 МГц), был разработан в США еще в начале 1960-х гг. В СССР УКВ-вещание, в том числе стереофоническое, сложилось в диапазоне 66-74 МГц [20].

Одновременно с развитием стереофонического диапазона вещания происходит новая революция -замена аналоговых технологий более качественными и надежными цифровыми (ЦРВ).

Так, в СССР в конце 1980-х гг. в Пскове было организовано опытное вещание в диапазоне 100-108 МГц, который предназначался для цифрового радио. Начать же регулярные трансляции планировалось в Ленинграде, где был смонтирован передатчик DAB [21]. Однако передатчик ни разу не вышел в эфир, так как не

удалось получить у ГКРЧ (госкомитет по радиочастотам) разрешение на вещание. Опытную зону в Пскове свернули, а диапазон 100-108 МГц в конце концов был отдан под «FM stereo».

Один из удачных вариантов технологии цифровой передачи и приема в радиосвязи был разработан в 1981 г. в западногерманском Институте радиовещательной техники (IRT) практически одновременно с созданием технологии цифровой записи на оптических дисках. А с 1987 г. Британская корпорация BBC стала развивать под эгидой ЕС проект Eureka-147. В реализации проекта приняли участие и другие страны Европы, Америки, а также Япония. В результате к началу 1990-х гг. было создано сразу несколько технологий ЦРВ [21].

Установка ретранслирующей аппаратуры, систем спутниковой связи также повлияла на развитие современных, в особенности региональных, радиостанций. Отсюда - появившаяся возможность открытия филиалов и расширение сетей крупнейших радиостанций.

Литература

1. Сухарева В.А. Отечественное радиовещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997.г) // Отечественное радио в современных условиях. М., 1998. С. 12.

2. Смирнов В.В. Жанровая система журналистики. Ростов н/Д, 2004. С. 36.

3. Закон о СМИ РФ. М., 1991. Гл. 1, ст. 3.

4. Там же. Гл. 2, ст. 7.

5. Конституция РФ. М., 1993. Ст. 17.

6. Там же. Ст. 29.

7. Качкаева А.Г. Новейшая история Российского телевидения // Вестн. моск. ун-та. Сер. «Журналистика». 2003. № 3. С. 20.

Ростовский государственный университет

8. Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые традиции // Вестн. Моск. ун-та. Сер Журналистика. 2004. № 2. С. 6.

9. Закон о СМИ РФ... Гл. 2, ст. 8.

10. См. подробно: Беляев С., Коробицын В. Радиостанции России: Государственное и независимое вещание. М., 1995.

11. См. подробнее: http://www.cityline.ru/politika/media/radio-st.html

12. Засурский Я.Н. Самый открытый источник информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. «Журналистика». 2004. № 2. С. 4.

13. Смирнов В.В. В интересах слушателей // Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д, 1999. С. 16.

14. Клюев Ю.В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга: Организационная структура, проблематика, эволюция форм и жанров: Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2001. С. 94.

15. Смирнов В.В. На Донской волне. Ростов н/Д, 2000. С. 181.

16. Смирнов В.В. Новая форма вещания // Актуальные проблемы журналистики. Ростов н/Д, 1999. С. 13.

17. Радиожурналистика / Под ред. А.А. Шереля. М., 2005. С. 71.

18. Ружников В.Н. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895-2001. М., 2002. С. 150.

19. Хлебников В. // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. 2003. № 4.

20. Баричев С. Уважаемые радиослушатели // Инфобизнес. 2001. № 21(165). URL: [http://www.ibusiness.ru/offline/ 2001/165/10235/].

21. Рябцев А. Возвращение морзянки // PC Magazine/RE. 2006. № 1. URL: [http://www.pcmag.ru/7ID = 505386].

4 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.