Научная статья на тему 'Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы'

Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / RUSSIAN EDUCATION / PEDAGOGICAL LOMONOSOV STUDIES / HISTORIOGRAPHY / PERIODIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богуславский Михаил Викторович

Характеризуются итоги изучения педагогических идей и деятельности М.В. Ломоносова в отечественной историографии, дается периодизация процесса формирования педагогических взглядов М.В. Ломоносова и его научно -педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic Lomonosov Studies: Historiography, Periodization, Prospects

Results of the study of М. V. Lomonosov’s pedagogical ideas and activities in the domestic historiography are characterized, periodization of the formation process of pedagogical views of M. V. Lomonosov and periodization of his scientific-pedagogical activity are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Отечественное ломоносововедение: историография, периодизация, перспективы»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЛОМОНОСОВОВЕДЕНИЕ

А.В. Белан

Ключевые слова:

педагогическая персоналия, биографический подход, историко-педагогическое исследование, просветительская деятельность, педагогический поиск.

М.В. ЛОМОНОСОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПЕРСОНАЛИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Статья посвящена анализу историко-педаго-гических исследований, посвященных М.В. Ломоносову как педагогической персоналии. Автор указывает на многообразие форм и источников в исследованиях такого типа; рассматриваются работы об этапах жизнедеятельности просветителя, о факторах развития его личности; систематизированы взгляды исследователей разных исторических эпох на творческое и научное наследие ученого.

Научно-объективное, конструктивное изучение отечественного научно-педагогического опыта, педагогической биографии и наследия выдающихся ученых, просветителей, общественных деятелей разных исторических периодов является характерным признаком современного развития историко-педагогической науки.

Необходимо отметить, что творчество любого общественного деятеля, просветителя выступает не только адептом его научных рефлексий, педагогических взглядов, но и свидетельством мировоззренческих позиций, жизненной концепции, которая, как правило, отражает характерные тенденции развития социума в конкретный исторический период.

По нашему мнению, нельзя представить полную картину вклада любой выдающейся личности в развитие педагогической мысли без изучения ее внутреннего, духовного мира, что считаем едва ли не самой сложной частью историко-педагогического исследования, посвященного педагогической персоналии.

50

© Белан А.В., 2011.

Современные педагоги-теоретики указывают на многообразие форм в исследовательской работе такого типа, подчеркивая важность эмпирических данных, в том числе и рассмотрения биографии личности, которая не только включает научно прокомментированный анализ жизнедеятельности педагога, но и выясняет влияние отдельных фактов его биографии на становление и развитие педагогических взглядов.

Как правило, при изучении жизнедеятельности и творческого наследия того или иного педагога, просветителя используются:

• теоретический анализ, синтез, систематизация и классификация источников (библиотечных, архивных материалов] по исследуемой проблеме;

• биографический метод для выяснения роли отдельных общественных, культурно-образовательных явлений в становлении педагогической и просветительской деятельности ученого;

• историко-ретроспективный метод для анализа содержания и направлений педагогической и просветительской деятельности педагога;

• хронологический анализ, позволяющий рассмотреть педагогические взгляды персоны в динамике и временной последовательности;

• педагогическая герменевтика - интерпретация и обобщение обработанных материалов, а также научная реконструкция отдельных положений педагогических взглядов исследуемого ученого.

Таким образом, в процессе рассмотрения историком основных этапов жизнедеятельности конкретного педагога, в научном анализе и систематизации его творческого наследия важной задачей является воссоздать атмосферу соответствующего временного периода, реконструировать предпосылки формирования мировоззренческих позиций того или иного деятеля, выяснить источники влияния на развитие изучаемой личности, на становление ее взглядов и убеждений. При этом современный исследователь стремится быть объективным в освещении фактов и высказывании суждений, соблюдая принцип историзма в трудах такого типа.

Как показывает анализ развития отечественной педагогической мысли в диахроническом измерении, при определенных общественно-исторических условиях научное исследование педагогической персоналии могло быть полностью или частично лишенным объективной беспристрастности рассмотрения.

Современная украинская исследовательница развития историко-педагогической мысли О.В. Сухомлинская утверждает: «...историографический анализ педагогических персоналий, который берет свое начало с середины XIX в., свидетельствует, что выбор персоналий, освещения биографических фактов жизни, содержания и направлений их творчества всегда зависели от политического и идеологического влияния» [8, с. 38].

Вследствие таких процессов в истории развития отечественной педагогической мысли фиксируем так называемые белые пятна - периоды, которые остаются малоизученными в силу социально-идеологических причин, или же деятельность отдельных личностей - ученых, просветителей, педагогов, концептуальная основа научного наследия которых не соответствовала мировоззренческим требованиям времени.

Вне этих процессов в историко-педагогической науке не остались и педагогические взгляды М.В. Ломоносова, многогранная научно-исследовательская деятельность которого была и остается предметом постоянного интереса исследователей. Великого российского ученого причисляют к числу универсальных деятелей мировой культуры, которые в своей научной и творческой деятельности попытались постичь и освоить мир во всем его многообразии и богатстве.

Огромный вклад М.В. Ломоносова в отечественную науку и культуру стал краеугольным камнем дальнейшего развития многих научных отраслей: естествознания, физики, химии, астрономии, металлургии, геологии, географии, истории, литературы, риторики, лингвистики, стилистики языка, изобразительного искусства, педагогики.

Масштаб интересов ученого был настолько велик, что в научной среде выделился термин «ломоносововедение», который Э.П. Карпеев - директор Академического музея М.В. Ломоносова - определяет как «изучение биографии, научного наследия и вклада Ломоносова в науку и культурный процесс» [2, с. 94]. Этот же автор в «Кратком энциклопедическом словаре» (2000) утверждает, что деятельность М.В. Ломоносова была сложнейшим явлением своего времени, совмещавшим в себе народные корни, религиозность, монархические настроения, естественнонаучный рационализм, просветительство и мн. др., поэтому в «ломоносововедении» с самого момента его зарожденияявысказывались самые различные, иной раз противоположные оценки его жизни и творчества [2, с.94].

Началом «ломоносововедения» Э.П. Карпеев считает появившиеся сразу же после смерти М.В. Ломоносова попытки его современников выделить этапы жизнедеятельности просветителя, конкретизировать факторы развития его личности, систематизировать и обобщить его творческое и научное наследие.

Действительно, изучение научной литературы по исследуемой проблеме показывает, что первые попытки представить общественности целостную биографию великого ученого, в контексте которой были выделены основные направления его многогранной деятельности, датируются 1768 годом.

В исследованиях академиков И.И. Лепёхина, Н.Я. Озерецковского, секунд-майора П.И. Челищева освещались детские и юношеские годы М.В. Ломоносова, генеалогическое древо семьи Ломоносовых, основные факты биографии. И хотя эти труды являются ценными для исследователей жизненного пути великого русского ученого, они были далеки от глубокого изучения всех граней его научных достижений, так как рассматривали тот или иной аспект его наследия в отрыве от его мировоззренческих позиций, от общей концепции его деятельности.

E.H. Лебедев в предисловии к своей книге «М.В. Ломоносов» (1997 г.), посвященной проблеме целостного рассмотрения жизнедеятельности ученого, писал: «Между тем XVIII век видел в Ломоносове по преимуществу поэта и ритора. А вот о характере и истинной ценности его научных трудов его столетие имело довольно смутное представление. Пожалуй, лишь великий Л. Эйлер по достоинству оценил тогда эту сторону деятельности Ломоносова. Но даже он признавал, что подчас ему было затруднительно вынести компетентное суждение по иным проблемам, которые затрагивались Ломоносовым: настолько смелым и оригинальным был его подход, настолько опережал он в своих гениальных прозрениях уровень научных представлений эпохи» [5, с.4].

С 60 - 70-х годов XIX века до начала XX века интерес к наследию великого ученого вырос, однако, педагогические идеи М.В. Ломоносова оставались неизученными. Внимание исследователей больше сфокусировалось на анализе его естественнонаучных, математических, филологических работ. Так, например, в 1865 году была издана книга Д.М. Пе-ревощикова «Труды Ломоносова по физике и физической географии». A.C. Будилович издал труды «Об ученой деятельности Ломоносова по естествознанию и филологии» (1869) и «Ломоносов как писатель. Сборник материалов для рассмотрения авторской деятельности Ломоносова» (1871). Биографические материалы, собранные A.A. Куником, стали основой «Сборника материалов для истории Императорской Академии Наук в XVIII веке» (1865), который посвящён жизни и литературной деятельности В.К. Тредьяковского и М.В. Ломоносова. Системное изложение основных этапов жизнедеятельности М.В. Ломоносова было представлено в книге Н. Любимова «Жизнь и труды Ломоносова» (1872).

В первой половине XX века сохраняется тенденция изучения отдельных аспектов огромного наследия М.В. Ломоносова. Б.Н. Меншуткин дал высокую оценку вкладу ученого в развитие химии и физики в монографиях «Ломоносов как физикохимик» (1904), «Первый русский ученый» (1915). Особой заслугой в деле изучения личности М.В. Ломоносова

стала книга ученого «Михайло Васильевич Ломоносов. Жизнеописание», написанная в 1911 году к 200-летнему юбилею Ломоносова.

Б.Н. Меншуткин продолжил изучение наследия М.В. Ломоносова в послереволюционный период. Это отразилось в сборниках «Рукописи Ломоносова в Академии Наук СССР» (1937), «Труды М.В. Ломоносова по физике и химии» (1936). Б.Н. Меншуткин также редактировал собрание сочинений М.В. Ломоносова (1891-1948 гг.).

В советское время системное целостное исследование наследия великого русского ученого развил академик АН СССР С.И. Вавилов, который подчеркивал, что М.В. Ломоносов несколько столетий был известен прежде всего как литератор и «естествоиспытатель». Выдающийся советский ученый сравнивал М.В. Ломоносова с Леонардо да Винчи и утверждал, что его необходимо изучать как личность «с глубоким слиянием художественно-исторических и научных интересов и задатков» [7, с.22].

Необходимо отметить, что всестороннее осмысление ломоносовской деятельности, основанное на целостном подходе к духовному наследию прошлого, по мнению исследователей, начало происходить только в конце XX века. Ярким примером реализации этого подхода является книга E.H. Лебедева «М.В. Ломоносов» (1997), в которой автор использовал интересный метод раскрытия биографии и творческого пути великого ученого, создавая эффект его присутствия. Для этого при изложении биографии М.В. Ломоносова в книге приводятся отрывки из его писем И. Шувалову, М. Воронцову, Л. Эйлеру и другим, с оценками самим ученым поступков окружавших его людей, с замыслами работ. В целом, ! произведение E.H. Лебедева характеризуется глубоким пониманием сущности наследия Ломоносова, чего не хватало исследованиям предыдущих исторических периодов, умением ясно и доступно рассказать чи- 5 тателю о его трудах по физике, химии, геологии, истории, о «Российской грамматике», о «Риторике», о поэтических произведениях.

Все вышеперечисленные труды о М.В. Ломоносове, о его научном и творческом наследии несмотря на то, что в их содержании не освещались просветительская деятельность и педагогические взгляды ученого, являются чрезвычайно важными для исследования М.В. Ломоносова как педагогической персоналии, поскольку позволяют глубже проникнуть в атмосферу той эпохи, осознать причины и условия становления личности ученого, [ формирования его идей о просвещении, исследовать его мировоззрение как основу педагогических взглядов и просветительской деятельности.

Проанализировать в исторической ретроспективе научные достижения выдающегося деятеля, периода, в котором он жил и работал,

процесс становления и развития его идей о просвещении позволяет целый комплекс научных источников: печатное и рукописное наследие автора, воспоминания его современников и сподвижников, идейных оппонентов, исследования о его биографии, творчества, просветительской деятельности. Наличие этих материалов дает возможность не только раскрыть сущность педагогических взглядов М.В. Ломоносова, но и выяснить причины их становления и развития через углубленное исследование уникальности личности просветителя.

Изучение этапов просветительской деятельности и педагогических взглядов М.В. Ломоносова было выделено в отдельное направление исследований еще в начале XX века. Именно в этот период были опубликованы труды по истории педагогики, в которых на фоне общей характеристики развития образования и просвещения в XVIII веке схематично рассматривался вклад М.В. Ломоносова: М.И. Демков «История русской педагогики» (1913), П.Ф. Каптерев «История русской педагогики» (1915). К заслугам М.В. Ломоносова причислялись как его изыскания в разных научных отраслях, так и инициатива просветителя в создании Московского университета и университетской гимназии, написание и перевод учебников для русской общеобразовательной школы («Российская грамматика», «Риторика», «Экспериментальная физика»).

В подобном ключе рассматривалась просветительская деятельность М.В. Ломоносова и в учебниках и монографиях по истории педагогики советской эпохи: E.H. Медынского «История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции» (1938), М.В. Сычева-Михайлова « Из истории русской школы и педагогики XVIII века» (1960), E.H. Медынского, H.A. Константинова, М.Ф. Шабаевой «История педагогики. Учебник для студентов педагогических институтов» (1974). Отличительными особенностями анализа просветительской деятельности великого русского ученого, обусловленными социально-историческими причинами, в трудах советского периода являются акцент исследователей на крестьянском происхождении М.В. Ломоносова; обоснование материалистической основы его мировоззренческих позиций, отраженных в научных исследованиях разных отраслей; акцентирование народнических взглядов ученого, его борьбы за бессословную систему образования в России.

На современном этапе развития истории педагогики как науки педагогическое наследие М.В. Ломоносова рассматривается в контексте философских взглядов и научных достижений великого ученого, учитываются особенности его мировоззрения, обусловленные влиянием

Педагогическое ломоносововедение |

эпохи XVIII века, что позволяет глубже понять актуальность его просветительских идей.

Ярким примером такого целостного подхода к изучению педагогических взглядов и просветительских идей М.В. Ломоносова, помимо исследований в современных учебниках по истории педагогики [1; 4], является сборник сочинений великого русского ученого «О воспитании и образовании» (М., 1991), в котором раскрываются его идеи в области обучения и воспитания, требования к личности учителя и педагогической деятельности вообще, мысли о реформировании системы высшего образования в России XVIII века. Эта книга была первым изданием педагогических трудов М.В. Ломоносова.

Сборник открывается содержательной вступительной статьей «Педагогические идеи М.В. Ломоносова», автором которой, а также составителем сборника, является Т.С. Буторина. В предисловии подчеркивается, что М.В. Ломоносов - автор оригинальной педагогической теории, которая, основываясь на гуманистических и национальных традициях, охватывала многие вопросы содержания, принципов, методов обучения и воспитания подрастающего поколения, требований к личности учителя, его педагогической практической деятельности.

В этом труде не только полно освещается вклад ученого-энциклопедиста в развитие российской системы образования XVIII века, но и системно, глубоко анализируются этапы жизнедеятельности, факторы формирования личности просветителя, истоки его педагогических убеждений, | все аспекты педагогического наследия М.В. Ломоносова.

Т.С. Буторина утверждает, что история педагогической мысли и просвещения России XVIII века непосредственно связана с именем М.В. Ло-! моносова, который на протяжении двадцатилетней педагогической деятельности занимался организацией и внедрением реформ в отечествен-1 ную образовательную систему: преобразовывал работу университета и академической гимназии, внедрял классно-урочную систему обучения, разрабатывал научную терминологию на русском языке, учебные планы, программы по предметам, фундаментальные методические по-1 собия и учебники.

Таким образом, изучение творческого наследия М.В. Ломоносова как ученого и просветителя в исторической ретроспективе имеет продолжительные хронологические границы и является качественно-динамическим процессом. Рассмотрение его творческой деятельности как ученого в диахронии приводит современную науку икпониманиюзначениядляРоссиипросветительско-педагогического

наследия M.B. Ломоносова, которое включает и теоретические, и прагматично-педагогические аспекты.

Считаем, что изучение персоналии, биографический подход в историко-педагогическом исследовании деятельности М.В. Ломоносова не только способствует эффективности новейших педагогических поисков, но и дает возможность сделать определенные общие выводы. Высокий научный потенциал этой инновационно-традиционной формы достигается при обращении ученых к принципу историзма в освещении фактов, адекватного использования всех источников информации, а также при целостном подходе к изучению наследия просветителя. Необходимо отметить, что полная реконструкция событий, атмосферы прошлых эпох является одной из сложных задач в процессе исследования, поэтому в данной проблеме еще много невыясненных аспектов, которые требуют дальнейшего рассмотрения.

- Литература -

1. История педагогики и образования от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под. ред. А.И.Пискунова. - 2-е изд., испр.и дополн. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 512 с.

2. Ломоносов: Краткий энциклопедический словарь / Сост. Э.П. Карпе-ев. - СПб.: Наука, 2000. - С.94-99.

3. Константинов H.A., Медынский E.H., Шабаева М.Ф. История педагогики: Учебник для студентов пед.ин-тов. 4-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1974.- 447с. с ил.

4. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003. - 603с.

5. Лебедев Е. М.В. Ломоносов. - Ростов-на-Дону, 1997.- 132с.

6. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании / Сост. Т.С. Буторина. -М.: Педагогика, 1991. - 344 с.

7. Ломоносов Михаил Васильевич http://ru.wikipedia.org/wiki

8. Сухомлинсъка О. 1сторико-педагопчний процес: HOBi пщходи до за-гальних проблем. / Ольга Сухомлинська. - Ки!в: АПН, 2003. - 68 с.

I

1 )

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.