Научная статья на тему 'Отечественная война 1812 года и декабристы. К 200-летию Отечественной войны 1812 года'

Отечественная война 1812 года и декабристы. К 200-летию Отечественной войны 1812 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3748
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественная война 1812 года и декабристы. К 200-летию Отечественной войны 1812 года»

Отечественная Война 1812 года и декабристы. К 200-летию Отечественной войны 1812 года

Г.И. Ускова,

к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии

После тяжелейших для России двух войн с Наполеоном (в 1805 и 1806-1807 гг.) в 1812 г. Россия завоевывает победу. Это было время триумфа для всех россиян, независимо от того, к какому слою общества те принадлежали. В сознании людей проснулось чувство собственного достоинства, величия. Зародилась надежда на скорое освобождение от крепостного права.

Передовые люди того времени понимали, что без коренных преобразований в социально-политическом строе России не обойтись. Они справедливо считали, что русский народ, который вынес основную тяжесть в войне с Наполеоном и обеспечил тем самым России независимость, не может больше оставаться в униженном положении. Они полагали, что теперь, когда война победоносно закончена, наступило самое благоприятное время, чтобы ввести в стране конституционное правление и освободить крестьян от крепостной зависимости. Вначале будущие декабристы надеялись на «благие» намерения правительства, но этим надеждам не суждено было сбыться. Вместо того, чтобы приступить к реформам, царское правительство воспользовалось победой над Наполеоном для упрочения своей власти и повело ожесточенную борьбу с нараставшим в стране общественным движением, охватившим все слои русского общества. Таким образом, движение декабристов органически выросло в русском историческом процессе и отражало внутренние потребности его развития. Оно порождено было коренными историческими задачами времени. Вот как определил этот процесс один из главных деятелей движения - Сергей Муравьев-Апостол: «Распрос-

транение... революционных мнений в государстве следовало обыкновенному и естественному порядку вещей... если б мнения сии не существовали в России до рождения общества, оно не только не родилось бы, но и родившись не могло бы ни укрепиться, ни разрастись».

Прежде всего возмущение общественности вызвали правительственные меры по крестьянскому вопросу, еще более расширившие сферу крепостнических отношений. До 1815 г. сохранялся закон, принятый в 1754 г., по которому окончательно закрепощенными считались крестьяне, записанные за помещиками по первым двум ревизиям, а все остальные сохраняли свое право на возвращение им вольности. В 1815 г. это право было уничтожено. В 1822 г. было восстановлено отмененное в 1809 г. право помещиков ссылать неугодных им крестьян в Сибирь без суда и следствия. Многие помещики заставляли своих крестьян работать на барщине 6 дней в неделю. Таким образом, крестьяне не только не получили вольностей в награду за победу над врагом, но попали после войны в еще большую кабалу.

Помимо этого началась организация военных поселений как средства для сокращения расходов на содержание армии. Военные поселяне должны были совмещать тяжелый крестьянский труд с военным делом, строго подчиняться казарменному распорядку.

После войны произошло усиление помещичьего гнета. В ответ на это крестьяне устраивали массовые выступления. Они выражались в отказах работать на барщине, платить оброк, подчиняться царским чиновникам. Началось движение фабричных «работных людей», которые также боролись за самые простые человеческие права. Наиболее опасными для самодержавия были волнения 1819 г. - восстания Чугуевского и Таганрогского военных поселений. Именно они оказали огромное влияние на формирование идеологии декабристов, которые понимали, что военные поселения представляют собой ту реальную силу, которая может в благоприятном случае совершить государственный переворот. Все чаще стали возникать волнения и в регулярных войсках. Вспыхнувшее в 1820 г. возмущение солдат гвардейского Семеновского полка подтвердило декабристам правильность избранной ими тактики военной революции.

«Бедные простолюдины нигде так не притесняются, как у нас», - писал в своем дневнике студент Московского университета, будущий декабрист Николай Тургенев. Мысль о несправедливости дворянских привилегий, о природном равенстве людей, о вреде крепостничества, о деспотизме царя зародилась у многих декабристов еще до войны 1812 г. Декабристы выросли пламенными патриотами. «Гроза двенадцатого года» окончательно разбудила их политическое сознание, явилась для них высокой патриотической школой. Большинство будущих декабристов были к началу войны юношами, только что со-

шедшими со школьной скамьи и поступившими на военную службу. Многие из них защищали Родину в рядах армии и за проявленную храбрость получили боевые награды. В знаменитой Бородинской битве участвовали многие декабристы: 19-летний прапорщик Павел Пестель, 18-летний подпрапорщик Иван Якушкин, 16-летний подпрапорщик Сергей Муравьев-Апостол, старшие по возрасту Сергей Трубецкой, Владимир Раевский и др.

Война 1812 г. была воспринята декабристами как народная война и заставила их размышлять над тяжелым положением закрепощенного русского народа, доблестно боровшегося за Родину. Многие декабристы указывали на Отечественную войну, как на один из истоков «вольномыслия в России». «Мы были дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь ради любви к Отечеству было сердечным побуждением нашим»,- говорил декабрист Матвей Муравьев-Апостол. Заграничные походы 1813-1814 гг. дали декабристам обильный материал политических впечатлений о жизни государств, где уже не было крепостного права и существовал конституционный строй; размышления над этими явлениями ускорили созревание идеологии декабристов, однако утверждение дворянской и буржуазно-либеральной историографии, будто бы именно заграничные впечатления в ходе заграничных походов «породили» декабризм, является грубой фальсификацией.

Вернувшись на Родину, покрытые славой побед, будущие декабристы стали еще глубже вдумываться в причины угнетенного положения народа своей горячо любимой Родины. Всюду царило крепостное право, произвол самодержавия ничем не был ограничен, сословный суд угнетал простой народ, чиновники-дворяне занимались взяточничеством и казнокрадством, угнетенные массы коснели в темноте. С каждым днем усиливалась реакция, свирепствовала аракчеевщина. Недовольство всех слоев общества росло. Передовая молодежь непрерывно обсуждала вопросы «о предметах общественных, о зле существующего у нас порядка вещей, о возможности изменения, желаемого многими втайне» (слова декабриста И. Пущина). Эпоха, в которую они жили, «познакомила умы с революциями, с возможностями и удоб-ностями оные производить» (слова Пестеля).

Историческая действительность подсказывала декабристам способы борьбы, заставляла задумываться над революцией. Превосходно дух того времени описал П.И. Пестель. Он писал: «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов низверженных, столько других постановленных, столько новых учрежденных, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько революций совершенных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями,

с возможностями и удобностями оные производить. К тому же имеет каждый век свою отличительную черту. Нынешний ознаменовывается революционными мыслями. От одного конца Европы до другого видно везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции, сих 2-х противоположностей». Пестель замечает, что «Дух преобразования заставляет, так сказать, умы клокотать...Вот причины, полагаю я, которые породили революционные мысли и правила и укоренили оные в умах».

Один из главных идеологов движения декабристов Никита Михайлович Муравьев родился 19 (30) июля 1796 г. в Москве. Он был сыном писателя и публициста Михаила Никитича Муравьева и Екатерины Федоровны (урожденной баронессы Колокольцовой). Получил отличное домашнее образование. Позднее поступил на физико-математическое отделение Московского университета. С февраля 1812 г. -коллежский регистратор в Департаменте Министерства юстиции. В начале войны 1812 г. убежал из дома в действующую армию. Официально зачислен в армию прапорщиком свиты по квартирмейской части в июле 1813 г. Прошел всю кампанию 1813-1814 гг. Участник сражений при Дрездене и Лейпциге. 1 августа 1814 г. переведен в Генеральный штаб. Участвовал в военных действиях против Наполеона I, возвратившегося с о. Эльбы (прикомандирован к дежурному генералу главного штаба русских войск в Вене А.А. Закревскому). В июне 1815 г. в свите офицеров Генерального штаба приезжает в Париж. Здесь Муравьев познакомился с Бенжаменом Констаном, Анри Грегуаром, аббатом Сиверсом.

По возвращении в Россию, Муравьев вместе с будущими декабристами слушал курс политэкономии профессора К. Германа и самостоятельно изучал литературу по экономике, праву, истории. В 1816 г. принял активное участие в создании Союза спасения. Один из основателей Союза благоденствия (1818). Вместе с С. Трубецким и А.Н. Муравьевым участвовал в создании устава Союза благоденствия - «Зеленой книги».

В 1821 г. Н.М. Муравьев составил конституцию Северного общества декабристов под влиянием идей США, Англии, германских государств, а отчасти и революционной Франции.

Как показал Н.М. Дружинин в специальном исследовании этой проблемы, Н.М. Муравьеву были известны важнейшие собрания европейских конституций, которые специально собирались и изучались при подготовке его собственного конституционного проекта1. Несомненно, преимущественное влияние конституции США на проект Муравьева проявилось в ее общем демократическом характере, федеративном уст-

1 Подробнее об этом см. Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционные движения в России в XIX в. М., 1985.

ройстве государства, конструкции законодательной и исполнительной властей. Концепция конституционной монархии как более приемлемой формы правления также напоминает американский институт сильной президентской власти. Социальный вопрос решается в конституции с позиции ценовой демократии: отменяя крепостное право и сословные различия, она в то же время ставила фактически безземельных крестьян в полную зависимость от помещиков, а цензовая система выборов в высшие органы власти сохраняла за ними политическое господство.

Полные политические права предоставлялись лишь владельцам сравнительно крупного недвижимого или движимого имущества. Лишь при выборах волостного старшины отсутствовало требование имущественного ценза, и к избранию его допускались «все граждане без изъятия и различия». Особо высокий имущественный ценз устанавливался для лиц, которые избирались на выборные должности.

По «Конституции» Н.М. Муравьева, Россия являлась федерацией, она делилась на 14 «держав» и 2 области, каждая из которых имела свою столицу.

Так, в главе IV указывается:

«В законодательном и исполнительном отношении вся Россия разделяется на 14 Держав и 2 Области, которые суть следующие:

Державы Столицы

Ботническая С[анкт] - Петербург

Балтийская Вел[икий] Новгород

Заволжская Ярославль

Западная Вильна

Днепровская Смоленск

Бужская Киев

Черноморская Одесса

Окинская Москва

Украинская Харьков

Низовская Саратов

Камская Казань

Кавказская Тифлис

Обийская Тобольск

Ленская Иркутск

Город Нижний Новгород, в котором имеет быть местопребывание Российского Правительства с окружностью своею составляет особую область Славенскую и будет столицею России.

Славянская область Столица Славянск Донская Новочеркасск

Державы делятся на уезды, уезды на волости от 500 до 1500 жителей муж(ского) пола.

В судебном отношении Державы делятся на области, равныя пространством нынешним Губерниям»2.

В каждой державе высшим органом власти было особое представительное учреждение, состоявшее из двух палат: Верхней палаты - Державной думы и Нижней палаты - палаты выборных депутатов. Верховная власть в федерации вверялась Народному вечу - двухпалатному парламенту. Верхняя палата называлась Верховной думой, Нижняя - Палатой народных представителей. Выборы во все органы власти были обусловлены высоким имущественным цензом.

Например, в 62 статье конституции говорится:

Члены Державной думы должны иметь:

«30 лет возраста, пользоваться 9-ти летним Гражданством России, иметь жительство в избирающей их Державе во время сего выбора, и недвижимого имущества на 15 т. руб. сер. или движимого на 30 т.»

Императору принадлежала лишь исполнительная власть, он мог задержать принятие закона, вернув его в парламент и поставив на вторичное обсуждение, но совсем отклонить его не мог. Император считался лишь верховным чиновником государства.

Он мог назначать:

1. Главу Казначейского приказа (Мин[истра] Фин[ансов]).

2. Сухопутных сил.

3. Морских.

4. Внешн[их] Сношений.

Дает Нар(одному) Вече сведения о России и предлагает меры.

В чрезвычайных] случаях созывает палаты.

Имение земли и 10 м[лн] сер. дохода, (в год - Г.У.)

Выехать из границ не может»4.

Табель о рангах уничтожалась; должности в государстве становились выборными. Объявлялось немедленное уничтожение военных поселений. Провозглашались свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний, передвижения и др. Уничтожались сословия и устанавливалось равенство всех перед законом.

«Крепостное состояние и рабство отменяются, - гласил проект конституции Муравьева. - Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным».

2 Конституционные проекты в России XVIII - начало XX в. Сб. док-ов. М 2000, С. 460-461.

3 Там же. С. 466.

4 Там же. С. 477.

Землю Никита Муравьев признавал помещичьей собственностью и в первых вариантах своей конституции был намерен освободить крестьян совсем без земли; позже, под давлением более передовых декабристов, он согласился на предоставление крестьянам не только их усадеб, но и по 2 десятины земли на двор для оседлости крестьян.

Несмотря на ярко выраженные черты классовой дворянской ограниченности, конституция Муравьева все же является документом передовой идеологии, отличаясь характерными чертами дворянской революционности. Она наносила удар основе феодализма - феодальному землевладению, лишая владельца права пользоваться крепостным трудом. Основной массив земли хотя и остался, по конституции Муравьева, в руках помещиков, но владение им уже приобретало черты капиталистического владения, буржуазной собственности, хотя это было уже не столь последовательно выражено, как в «Русской правде».

Конституция Никиты Муравьева, несомненно имела большое значение в идейной жизни тайного общества, однако ее никак нельзя считать документом всего Северного общества. Она никогда не принималась обществом в качестве его программы, в то время как «Русская правда» ставилась на обсуждение и была принята Южным обществом. В Северном обществе было сильно более радикальное течение, главою которого стал поэт Кондратий Федорович Рылеев. Стихи, написанные им еще до вступления в общество, призывали к борьбе с самодержавием и крепостным правом, в них звучал открытый призыв к восстанию.

Павел Иванович Пестель - автор программы Южного общества декабристов родился 24 июня (5 июля) 1793 г. в Москве в семье тайного советника И.Б. Пестеля, генерал-губернатора Сибири в 1806-1821 гг. Его дед, выходец из Саксонии, переселился в Россию в 1751 г.

Получив начальное домашнее образование Пестель, в 18051809 учился в Дрездене. В 1810 г. вернулся в Россию, обучался в Пажеском корпусе, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску, и был определен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк.

Участвуя в Отечественной войне, отличился в Бородинском сражении (1812); был тяжело ранен и награжден золотой шпагой за храбрость. По выздоровлении поступил в адъютанты к графу Витгенштейну, отличился в сражениях при Лейпциге, при Бар-сюр-Обе и при Труа; позже вместе с графом Витгенштейном проживал в Тульчине, откуда ездил в Бессарабию для собирания сведений о возмущении греков против турок и для переговоров с господарем Молдавии (1821).

В 1822 г. он был переведен полковником в совершенно расстроенный Вятский пехотный полк и в течение года привел его в порядок. Сам Александр I, осматривая его в сентябре 1823 года, выразился: «Превосходно, точно гвардия», и пожаловал Пестелю 3000 десятин земли.

Конституционным документом Южного общества является «Русская правда» П.И. Пестеля. Несмотря на то, что этот памятник досконально изучен в литературе, споры об оценке его концепции продолжаются в современной науке. Диапазон мнений при этом очень широк -от оценки его социального содержания как «буржуазного либерализма» до представлений о нем как о бонапартизме, якобинстве, социализме, фашизме и тоталитаризме. Очевидно только одно: в рамках декабристского движения данный проект противопоставил умеренной позиции Муравьева гораздо более жесткую схему разрешения социально-экономического противоречия. Из наследия просветителей Пестель заимствовал прежде всего радикальные идеи социального и политического переустройства общества. Источником политической ориентации стала в данном случае не американская конституция, а прежде всего конституционная традиция Французской революции, представленная конституцией 1791 г., якобинской конституцией 1793 г., а также правовой системой режима Первого консула. Стремление Пестеля к радикальной социальной революции, установлению диктатуры и созданию режима личной власти по типу наполеоновского не ускользнули от внимания современников. Именно с позиций революционной диктатуры, типичного якобинства, централизма, репрессивной политики, включающей цареубийство и истребление всей царской семьи, включая детей, с использованием средств военного переворота, мыслит Пестель будущее переустройство России.

П.И. Пестель действительно отличался страстной преданностью революционным идеям и непреклонной волей. Он был человеком огромных дарований, получил блестящее образование, был прекрасно знаком с политической и философской литературой своего времени. Его политическая мысль неустанно работала над планом революционного переворота в России, которую он страстно любил.

Некоторое время Пестель был сторонником конституционной монархии, но около 1820 г. республиканские мысли начали брать в нем верх. «Я сделался в душе республиканец, - показывал Пестель на следствии, - и ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении». Пестель был пламенным патриотом. Пестель стоял за диктатуру Временного революционного правительства, рассматривая ее как решающее условие успеха революции. Конституционный проект Южного общества - «Русская правда» - является наказом Временному революционному правительству, облеченному диктаторской властью.

«Временное Верховное Правление обязано новый Государственный Порядок Русскою Правдою определенный постепенными мероприятиями ввести и устроить, а Народ обязан сему введению не только не противиться, но напротив того Временному Верховному

Правлению усердно всеми силами содействовать и неуместным нетерпением не вредить преуспеванию Народного Возрождения и Государственного Преобразования»5.

«Русская правда» объясняла решительное уничтожение крепостного права и сословного строя, равенство всех граждан перед законом. «Русская правда» - первая дошедшая до нас республиканская конституция в истории революционного движения России. Крепостное право - рабство - должно быть «решительно уничтожено», и «дворянство должно непременно навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». Если какой-нибудь «злосовестный дворянин» и осмелился бы протестовать против уничтожения крепостного права, то, по конституции Южного общества, этот «изверг» должен быть немедленно взят под стражу и подвергнут строжайшему наказанию. «Уничтожение рабства и крепостного состояния возлагалось на временное Верховное правление, яко священнейшая и непременнейшая его обязанность».

Крестьянство должно было быть освобождено с землей. Южное общество рассматривало землю как общественное достояние: каждый гражданин будущей республики, по его проекту, имел право на земельный надел, что должно было предохранить его от случайного обнищания. Но, признавая вместе с тем, что «труды и работы суть источники собственности», «Русская правда» признавала и частную собственность на землю. Выход из этого противоречия был найден такой: после революции земля делилась в каждой «волости» (самая мелкая административная единица, по проекту Пестеля) на две равные части. Первая половина представляла собой общественный земельный фонд, из которого каждый гражданин, желавший заниматься земледелием, мог получить надел. Земли этой половины являлись общественным достоянием и не могли ни продаваться, ни покупаться; эта половина называлась землей для производства «необходимого продукта». Чтобы составить этот общественный земельный фонд, конституция П.И. Пестеля объявляла конфискацию половины земли во всех дворянских имениях, в которых было 10 тыс. десятин и более (в имениях же на 5 тыс. десятин и выше половина земель отчуждалась правительством за денежное вознаграждение помещику или даже за соответствующий земельный участок в другом месте). Вторая половина земли была предназначена для производства «изобилия». В нее входили государственные и оставшиеся частновладельческие земли. Земли этой половины можно было покупать и продавать, они оставались частной, а не общественной собственностью. Таким образом, не уничтожая полностью помещичьего

5 Конституционные проекты в России XVIII - начало XX в. Сб. док-ов. М 2000. С. 488.

землевладения, проект декабристов Южного общества все же сильно подрывал его, наносил серьезный удар по основе феодализма - феодальному землевладению и открывал путь для утверждения в России буржуазных форм хозяйства. Земельная собственность в конституционном проекте Южного общества приобретала буржуазные черты; помещик уже не мог обрабатывать ее трудом крепостных крестьян - он должен был нанимать вольнонаемных рабочих.

По «Русской правде», сословия уничтожались, и политические права получали все мужчины, достигшие 20-летнего возраста (женщинам избирательных прав не предоставлялось). Южное общество являлось противником имущественного ценза, и избирательное право в «Русской правде» не зависело от имущественной состоятельности гражданина. Ежегодно в каждой волости должно было собираться земское народное собрание, на котором выбирались депутаты в три постоянно действующих органа местной власти: 1) в наместное волостное собрание; 2) в наместное уездное собрание; 3) в наместное окружное или губернское собрание. Выборы в них были прямыми. Верховным органом в стране, облеченным законодательной властью, являлось однопалатное Народное вече. Выборы в него были двустепенными. Исполнительная власть в стране вручалась Державной думе, состоявшей из 5 членов, выбираемых Народным вечем на 5 лет. «Блюстительная власть» в государстве (контроль за точным исполнением конституции) поручалась Верховному собору, состоявшему из 120 человек, избираемых пожизненно6.

В «Русской правде» утверждались свобода вероисповедания (лишь с запрещением некоторых вредных обычаев, например, многоженства у мусульман), свобода слова, свобода печати с ответственностью за опубликованные произведения лишь по суду, свобода передвижения и равный для всех суд.

В конституционном проекте Пестеля указывалось на необходимость присоединить к России Дальний Восток, все Закавказье и ряд других территорий, которыми она тогда еще не владела и без которых Пестель считал революционную Россию недостаточно сильной. На все эти области равным образом должен был распространяться проектируемый «Русской правдой» демократический строй. Блага революции получали все народы, населявшие Россию в полном равенстве с русским народом. Права отделения за другими национальностями проект не признавал; все народы, населявшие Россию, должны были постепенно слиться в единый русский народ и потерять свои национальные особенности. Пестель не признавал, не понимал значения национальной культуры отдельных народов. Проект делал исключение лишь для Польши.

6 Конституционные проекты в России XVIII - начало XX в. Сб. док-ов. М., 2000. С. 489-495.

Предполагалось, что Польша восстанет вместе с декабристами и проведет у себя те же революционные преобразования: уничтожение крепостничества, установление республики; революционная Россия предоставила Польше политическую самостоятельность. Польша обособлялась в самостоятельное государство с суверенными правами и вступала в тесный союз с освободившей ее Россией.

Таким образом, сравнивая оба объекта - Муравьева и Пестеля - мы видим в них рождение двух принципиально различных тенденций в русском освободительном движении - либеральной и авторитарно-революционной, которые все более расходились по мере углубления социально-политического кризиса.

Итак, в первой четверти XIX в. существовали два вида конституционализма - правительственный и оппозиционный, декабристский. Парадокс был в том, что декабристы стремились реализовать свои планы силой, а власть, колеблясь, оглядываясь и осторожничая, отодвигала их осуществление до лучших времен.

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. было кульминацией тех устремлений, которые стали уже реальностью в России начала XIX в., и подчеркнуло неспособность власти реализовать хотя бы часть назревших политических вопросов. Одновременно оно напугало власть. Именно этим можно объяснить столь суровые меры наказания, которые были применены к декабристам.

До середины апреля 1826 г. шли аресты членов тайных обществ. Всего было арестовано 316 человек, но публично по делу декабристов проходило 579 человек (о многих следствие велось заочно). В итоге 289 человек были признаны виновными. Из них 121 человек предстал перед Верховным уголовным судом. Параллельно с этим судебным разбирательством в Могилеве и Белостоке были преданы суду 40 участников выступления. 5 июля 1826 г. суд приговорил поставленных «вне разрядов», по которым делились осужденные, П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и П.Г. Каховского к смертной казни «четвертованием». Все другие осужденные были разделены на 11 разрядов. 31 человек, отнесенный к первому разряду, был приговорен к смертной казни «отсечением головы», 56 человек к различным срокам каторги, 18 к ссылке, а 11 к разжалованию в солдаты. По царской «милости» «четвертование» было заменено повешением, «отсечение головы» - пожизненной каторгой, другим осужденным были немного сокращены сроки каторги и ссылки. В ночь на 13 июля 1826 г. во дворе Петропавловской крепости над всеми осужденными был совершен «обряд гражданской казни» - кроме того, что им был зачитан приговор о мерах наказания, применяемых к ним, в знак отвержения их от общества, позора и порицания с них были сорваны мундиры, ордена (многие заслуженные ими не только за гражданскую службу, но и за доблесть и мужество, проявленное ими в войне

1812 г. с Наполеоном) и брошены в огонь, а над их головами были переломлены подпиленные шпаги. Ранним утром того же дня на валу Кронверка крепости был приведен в исполнение приговор над пятью декабристами. Особые комиссии и суды, рассматривающие дела солдат, которые (в общей массе неосознанно) участвовали в восстании, приговорили около 180 из них к прогнанию сквозь строй, что мало кто выдерживал, и ссылке на каторгу, откуда возвращались лишь единицы. 23 солдата были наказаны палками и розгами. Из остальных, в числе 4000 человек, был сформирован полк, который был отправлен в действующую армию на Кавказ. Как видно из вышесказанного, царское правительство жестко обошлось со своими политическими противниками. Все думающие люди того времени понимали это и глубоко сочувствовали декабристам. Но правящий режим, хоть и защищавший пережившие себя старые феодальные пережитки, был еще очень силен.

Восстание декабристов в 1825 г. - результат и итог всего декабристского движения. Оно явилось проверкой их революционных возможностей. Это было первое в истории России открытое политическое выступление против самодержавия с оружием в руках.

Но дело декабристов не было забыто. Уже тот факт, что молодые люди сознательно пошли на гибель во имя великого дела, презрев свои привилегии, значил и значит очень много. Участники студенческих кружков Московского университета конца 20-х, начала 30-х гг. XIX века, А.И. Герцен и Н.П. Огарев, петрашевцы - все они считали себя последователями дела декабристов. Декабристские идеи близко принимались революционерами 60-х гг. XIX века.

Думается, что и в современной России, независимо ни от чего будут помнить первых борцов против самодержавия и крепостничества -декабристов.

Библиографический список

1. Нечкина М.В. «День 14 декабря 1825 года» / М.В. Нечкина. -М. : Изд-во Мысль, 1975.

2. НечкинаМ.В. «Декабристы». - М. : Изд-во Наука, 1982.

3. Никандров П.Ф. Революционная идеология декабристов / П.Ф. Никандров. - Ленинград : Изд-во Лениздат, 1976.

4. Минаева Н.В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX века / Н.В. Минаева. - Саратов, 1982.

5. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века / С.В. Мироненко. - М., 1999.

6. Конституционные проекты в России XVIII - начала XX века. Сб. документов. - М., 2000.

7. Дружинин Н.М. Избранные труды. Революционные движения в России в XIX веке / Н.М. Дружинин. - М., 1985.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.