Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРИОД XX - НАЧАЛО XXI СТОЛЕТИЯ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРИОД XX - НАЧАЛО XXI СТОЛЕТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
827
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / ПЕДОЛОГИЯ ТРУДНОГО ДЕТСТВА / ДЕФЕКТОЛОГИЯ / ДЕФЕКТОПСИХОЛОГИЯ / ИСТОРИЯ ДЕФЕКТОЛОГИИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМАТИКА ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF PSYCHOLOGY / PEDOLOGY OF DIFFICULT CHILDHOOD / DEFECTOLOGY / DEFECTOPSYCHOLOGY / HISTORY OF DEFECTOLOGY / SPECIAL PSYCHOLOGY / CORRECTIONAL PSYCHOLOGY / PROBLEMS OF HISTORICAL-PSYCHOLOGICAL RESEARCH / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS IN SPECIAL PSYCHOLOGY / TRENDS AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SPECIAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чупров Л.Ф.

В статье рассматриваются тенденции развития одной из отраслей психологического знания: специальной психологии в период от 1924 по 1992 годов и в настоящее время; прослеживается путь этой науки от педологии до самостоятельной отрасли науки и практики; даётся анализ общественно-исторических условий и факторов, определяющих основные направления развития и проблематику исследований в области специальной психологии; рассматривается круг авторов, работающих в данной научной отрасли и тематика их работ; анализируется вопрос перспективы дальнейшего развития отечественной специальной психологии. В статье рассматриваются вопросы диагностики особенностей развития детей с отклонениями, требования к методикам диагностики и предложенный в девяностом году «Психодиагностический комплекс» методик для определения уровня развития детей. В статье также обсуждается вопрос об адекватности использования термина коррекционный по отношению к педагогике и психологии детей с особенностями развития и не являющихся правонарушителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SPECIAL PSYCHOLOGY IN THE 20TH - THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURIES

The article deals with the trends in the development of one of the branches of psychological knowledge: special psychology in the period from 1924 to 1992 and now; traces the path of this science from pedology to an independent branch of science and practice; analyzes the social-historical conditions and factors that determine the main directions of development and research problems in the field of special psychology; examines the range of authors working in this scientific field and the subject of their work; analyzes the prospects for further development of domestic special psychology. The article deals with the diagnosis of the development of children with disabilities, the requirements for diagnostic techniques and proposed in the nineties "Psychodiagnostic complex" techniques for determining the level of development of children. The article also discusses the adequacy of the use of the term “correctional” in relation to pedagogy and psychology of children with special needs and non-offenders.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРИОД XX - НАЧАЛО XXI СТОЛЕТИЯ»

Психологические науки

УДК 159.99

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПЕРИОД XX - НАЧАЛО XXI

СТОЛЕТИЯ

Л.Ф. Чупров

Журнал «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» (Черногорск, Россия); ОЯСГО: 0000-0002-7878-5245

Аннотация. В статье рассматриваются тенденции развития одной из отраслей психологического знания: специальной психологии в период от 1924 по 1992 годов и в настоящее время; прослеживается путь этой науки от педологии до самостоятельной отрасли науки и практики; даётся анализ общественно-исторических условий и факторов, определяющих основные направления развития и проблематику исследований в области специальной психологии; рассматривается круг авторов, работающих в данной научной отрасли и тематика их работ; анализируется вопрос перспективы дальнейшего развития отечественной специальной психологии. В статье рассматриваются вопросы диагностики особенностей развития детей с отклонениями, требования к методикам диагностики и предложенный в девяностом году «Психодиагностический комплекс» методик для определения уровня развития детей. В статье также обсуждается вопрос об адекватности использования термина коррекционный по отношению к педагогике и психологии детей с особенностями развития и не являющихся правонарушителями.

Ключевые слова: история психологии, педология трудного детства, дефектология, дефектопсихология, история дефектологии, специальная психология, коррекционная психология, проблематика историко-психологических исследований, психологическая диагностика в специальной психологии, тенденции и перспективы развития специальной психологии

UDC 159.99

RUSSIAN SPECIAL PSYCHOLOGY IN THE 20TH -THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURIES

L.F. Chuprov

Journal «Bulletin on pedagogy and psychology of Southern Siberia»

Abstract. The article deals with the trends in the development of one of the branches of psychological knowledge: special psychology in the period from 1924 to 1992 and now; traces the path of this science from pedology to an independent branch of science and practice; analyzes the social-historical conditions and factors that determine the main directions of development and research problems in the field of special psychology; examines the range of authors working in this scientific field and the subject of their work; analyzes the prospects for further development of domestic special psychology. The article deals with the diagnosis of the development of children with disabilities, the requirements for diagnostic techniques and proposed in the nineties "Psychodiagnostic complex" techniques for determining the level of development of children. The article also discusses the adequacy of the use of the term "correctional" in relation to pedagogy and psychology of children with special needs and non-offenders.

Keywords: history of psychology, pedology of difficult childhood, defectology, defectopsychology, history of defectology, special psychology, correctional psychology, problems of historical-psychological research, psychological diagnostics in special psychology, trends and prospects of development of special psychology

Для начала следует уточнить о какой отечественной специальной психологии пойдет речь.

На сегодня существует два направления психологии, которые могут при невнимательном прочтении быть смешаны одно с другим.

Первая это так называемая «коррекционная психология» (лат. corrigo - исправлять) или «исправительная психология», сконструированная около трех десятилетий назад (в 1992 году) квартетом специалистов, в состав которого вошли три психолога

И.А. Зимняя, В.А. Иванников, А.Г. Асмолов и директор Института коррекционной педагогики РАО Н.Н. Малофеев [4]. Естественно, что речь пойдет не о ней.

Вторая, собственно специальная психология (лат. specialis «особый, особенный»), происхождение которой уходит глубоко в 20 годы прошлого столетия, в педологию [10]. До 80-х годов широко использовалось ее синонимическое название «дефектопсихология». Рассматривая эту психологию в системе психологии, К.К. Платонов пишет следующее: «Практически важными отраслями медицинской психологии являются олигофренопсихология, т.е. психология умственно недоразвитых, тифлопсихология, т.е. психология слепых, и сурдопсихология -психология глухих. Они в свою очередь тесно связаны с соответствующими педагогическими науками:

олигофренопедагогикой, тифлопежагогикой и сурдопедагогикой. Последние три отрасли психологии, объединяя их термином дефектопсихология, А.В. Петровский включает в психологию развития как психологию аномального развития. Но практика показывает их организационную и теоретическую близость с олигофрено-, тифло- и сурдопедагогикой. Поэтому их часто рассматривают как разделы педагогической психологии как самостоятельной психологической науки, основной раздел которой психология обучения и воспитания. Это демонстрирует так называемые междисциплинарные связи. Однако связи дефектопсихологии с патопсихологией и медицинской психологией, бесспорно, более существенны» [5, с. 201].

В истории развития специальной психологии четко выделяются два периода: педологический, осуществляющиеся группой ученых под руководством Л.С. Выготского с 1924 до 1934 года и его учениками и последователями позднее, до середины 1936 года. В пятидесятые годы развитие специальной психологии осуществляется уже учениками Л.С. Выготского (А.Р. Лурия, М.С. Певзнер и др.) и ученика А.Р. Лурии и соавтора ряда ученых трудов с М.С. Певзнер, тогда еще молодого ученого В.И. Лубовского. Эта группа специалистов фактически реализует и

продолжает развивать научное наследие Л.С. Выготского применительно к категории особенных (с отклонениями в развитии) детей [3]. Комплексная клинико-психолого-педагогическая наука теперь носит название дефектология с головным научным учреждением НИИ дефектологии АПН РСФСР [11]. Подробно об этом периоде развития специальной психологии описано в совместной статье В.В. Лучкова, и М.С. Певзнер «Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии» [3].

В частности, Л.С. Выготский призывает обращать внимание не на золотники болезни, а на пуды здоровья аномального ребенка: «Эта величайшая ошибка - воззрение на детскую ненормальность только как на болезнь - и привела нашу теорию и практику к опаснейшим заблуждениям. Мы тщательно изучаем крупицы Дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей, - столько-то слепоты, столько-то глухоты, столько-то катаров евстахиевой трубы, столько-то извращений вкуса и т. д. - и не замечаем тех пудов здоровья, которые заложены в каждом детском организме, каким бы дефектом он ни страдал» [1, с. 67].

Л.С. Выготским формируются «Основные положения плана педологической исследовательской работы в области трудного детства» и разрабатываются основные положения по изучению аномального ребенка в работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства» [1]. Исторически вся проблематика дефектологии и специальной психологии, в частности, попадают в сферу интересов исследователей только в связи со школьным обучением, но уже в 1960-е гг. развертывается изучение психологических аспектов трудового обучения и трудовой деятельности лиц с недостатками развития. К сожалению, наиболее полный объем данных по психологии развития субъектов с отклонениями развития ограничивается школьным периодом, а психологических знаний о взрослых людях этих категорий, как и о детях дошкольного возраста, весьма

невелико. Эти исследования предстояло выполнять в последнее десятилетие XX века и последующие десятилетия нового столетия.

Окончательное оформление специальной психологии произойдет уже не в стенах НИИ дефектологии, а в пособиях 2003 и 2005 годов под редакцией В.И. Лубовского [6]. В этом учебном пособии описываются основные теоретические положения специальной психологии, общие закономерности нарушенного психического развития и охарактеризовано психическое развитие при разных типах дизонтогенеза (недоразвитие; задержанное развитие; поврежденное психическое развитие; дефицитарное психическое развитие; искаженное психическое развитие; дисгармоническое психическое развитие). В пособии определены предмет, задачи и методы специальной психологии. Также дано современное определение этой науки: «Специальная психология -отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками. В качестве отдельных направлений в нее входят: психология умственно отсталых (олигофренопсихология), психология глухих и слабослышащих (сурдопсихология), психология слепых и слабовидящих (тифлопсихология), а также начавшие развиваться позднее психология детей с недостатками речи, психология детей с задержкой психического развития, психология слепоглухих и еще более молодая — психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата» [6, с. 13]. Одним из важных моментов пособия является попытка «четко отграничить специальную психологию от близких к ней патопсихологии и клинической психологии» [6, с. 15]. И это авторам удается.

Долгое время специальная психология использовала диагностические инструменты, заимствованные и адаптированные из других психологических дисциплин, в частности из патопсихологии. Специальная психология накопила достаточно большой опыт, основанный преимущественно на данных качественного анализа результатов выполнения ряда психологических заданий больными и здоровыми испытуемыми.

Количественная оценка различных интеллектуальных функций, их уровня сформированности и характера отличий от нормы при диагностических обследованиях используется недостаточно [9, с. 5]. В середине-конце 80-х годов XX столетия назрела необходимость разработки и апробации собственного психодиагностического инструментария, включающего как качественную, так и количественную оценку психологических признаков. В 1989 году были опубликованы первые варианты такого рода методик [7; 8], а на следующий год был предложен комплекс психодиагностических инструментов [9]. Эта диагностическая батарея получила название

«Психодиагностический комплекс (ПДК)» методик для определения уровня умственного развития младших школьников по Л.И. Переслены, Е.М. Мастюковой Л.Ф. Чупрову. ПДК включает в себя три методики («методика исследования особенностей прогностической деятельности («Угадайка»)», созданная Л.И. Переслени и В.Л. Подобедом; «цветные прогрессивные матрицы Дж.К. Равена» в модификации Т.В. Розановой; «методика диагностики словесно-логического мышления (Словесные субтесты)» по Л.И. Переслены, Е.М. Мастюковой Л.Ф. Чупрову). Как дополнительный инструмент этим трем методикам был предложен формализованный «Вопросник-характеристика» по М.С. Певзнер, Л.Ф. Чупрову.

Девяностые годы прошлого века - время второго рождения практической психологии в СССР и России. Необходимость качественного психодиагностического инструментария в эти годы ощущалась наиболее остро не только в дефектологии. В.И. Лубовским был предложен список требований к наборам диагностических методик. Первое требование заключается в том, что используемые методики должны выявлять ведущий фактор в структуре дефекта. Следовательно, используемые методики должны позволять оценить соотношение нарушений регуляции произвольных форм деятельности и познавательных процессов (памяти, восприятия, мышления). Второе требование к набору дифференциально-диагностических методик связано с

надежностью определения характера и состояния тех или иных психических функций и их соотношения. Третье немаловажное требование к набору диагностических методик определяется тем, что для детей рассматриваемой категории характерна неустойчивость показателей деятельности, а также их ухудшение при продолжительном выполнении интеллектуальных заданий. Из этого вытекает необходимость того, что обследование не должно продолжаться более одного часа. Все эти требования были учтены при конструировании ПДК.

Одновременно со школьной психологической службой началось становление практической специальной психологии.

Было бы неправильным умолчать и не отметить, что в последнее время в специальной литературе поднимается вопрос по терминологии. С одной стороны, это бесполезный спор между двумя непримиримыми группами авторов. С другой, терминологических хаос и искусственно создаваемая неразбериха с содержанием понятий, относящихся к специальной психологии, затрудняют взаимопонимания между теоретиками и практиками в этой области. Интересен следующий момент в следовании нормам политкорректности, дефектологию и специальную педагогику заменили на «исправительный». В частности, в статье «В плену терминологических заблуждений» В.И. Лубовский обращает внимание на то, что «В США термин «correctional education» (коррекционное обучение, коррекционная педагогика) обозначает педагогическую работу с правонарушителями. Кстати, Federal Correctional Institution в США — федеральная тюрьма» [2, с. 3].

Какому из терминов: «коррекционный» («исправительный») или «специальный» («особенный») будет отдано предпочтение -покажет время.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 тт. / Л.С. Выготский; Под ред. Т. А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. Т. 5: Основы дефектологии. 368 с.

2. Лубовский В.И. В плену терминологических заблуждений // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. № 3 (69). С. 3-7.

3. Лучков В.В., Певзнер М.С. Значение теории Л.С. Выготского для психологии и дефектологии // Вестник МГУ. Психология. 1981. № 4. с. 60-70.

4. Назарова Н.М. Коррекция дефектологии: пятнадцать лет спустя // Коррекционная педагогика. 2007. № 5. С. 5-10.

5. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1982.

216 с.

6. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И. Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с.

7. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальной недостаточности // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1989. Том 89. Вып. 3. С. 35-39.

8. Переслени Л.И., Чупров Л.Ф. Определение уровня развития словесно-логического мышления у первоклассников // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 154-157.

9. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников (учебно-методическое пособие). Абакан: АГПИ, 1990. 68 с.

10. Чупров Л.Ф. Научная школа педологии (дефектологии) трудного детства: Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, В.И. Лубовский // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 2. С. 537543.

11. Чупров Л.Ф. Советская дефектология как комплексная клинико-психолого-педагогическая наука и практика: от рассвета до заката // Развитие российской психологии накануне и после русской революции 1917 года: тенденции, научные школы,

персоналии: сборник статей участников Всероссийской научной конференции с международным участием / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, Ю.Н. Олейник, Э.В. Тихонова; РФФИ, Арзамасский филиал ННГУ, ИП РАН, МосГУ. Саров: Интерконтакт, 2019. С. 218-224.

References

1. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 tt. / L.S. Vygotskij; Pod red. T.A. Vlasovoj. M.: Pedagogika, 1983. T. 5: Osnovy defektologii. 368 p.

2. Lubovskij V.I. V plenu terminologicheskih zabluzhdenij // Korrekcionnaja pedagogika: teorija i praktika. 2016. № 3 (69). Pp. 3-7.

3. Luchkov V.V., Pevzner M.S. Znachenie teorii L.S. Vygotskogo dlja psihologii i defektologii // Vestnik MGU. Psihologija. 1981. № 4. Pp. 60-70.

4. Nazarova N.M. Korrekcija defektologii: pjatnadcat' let spustja // Korrekcionnaja pedagogika. 2007, № 5. Pp. 5-10.

5. Platonov K.K. O sisteme psihologii. M.: Mysl', 1982. 216 p.

6. Special'naja psihologija: Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / V.I. Lubovskij, T.V. Rozanova, L.I. Solnceva i dr.; Pod red. V.I. Lubovskogo. 2-e izd., ispr. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. 464 p.

7. Peresleni L.I., Mastjukova E.M., Chuprov L.F. Osobennosti slovesno-logicheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov v aspekte diagnostiki intellektual'noj nedostatochnosti // Zhurnal nevropatologii i psihiatrii im. S.S. Korsakova. 1989. Tom 89. Vyp. 3. Pp. 35-39.

8. Peresleni L.I., Chuprov L.F. Opredelenie urovnja razvitija slovesno-logicheskogo myshlenija u pervoklassnikov // Voprosy psihologii. 1989. № 5. Pp. 154-157.

9. Peresleni L.I., Mastjukova E.M., Chuprov L.F. Psihodiagnosticheskij kompleks metodik dlja opredelenija urovnja umstvennogo razvitija mladshih shkol'nikov (uchebno-metodicheskoe posobie). Abakan: AGPI, 1990. 68 p.

10. Chuprov L.F. Nauchnaja shkola pedologii (defektologii) trudnogo detstva: L.S. Vygotskij, A.R. Lurija, M.S. Pevzner, V.I. Lubovskij // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i materialov nauchno-prakticheskih konferencij. 2018. № 2. Pp. 537-543.

11. Chuprov L.F. Sovetskaja defektologija kak kompleksnaja kliniko-psihologo-pedagogicheskaja nauka i praktika: ot rassveta do zakata // Razvitie rossijskoj psihologii nakanune i posle russkoj revoljucii 1917 goda: tendencii, nauchnye shkoly, personalii: sbornik statej uchastnikov Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem / Otv. red. A.L. Zhuravlyov, Ju.N. Olejnik, Je.V. Tihonova; RFFI, Arzamasskij filial NNGU, IP RAN, MosGU. Sarov: Interkontakt, 2019. Pp. 218-224.

Сведения об авторе

Леонид Федорович Чупров, dr. h. c. mult., кандидат психологических наук, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), дшсний член Мiждисциплшарноi академп наук (МАН), The Full Member of the European Academy of Natural History. Учредитель и главный редактор научных журналов «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», «PEM: Psychology. Educology. Medicine» (Черногорск, Россия). E-mail: leo-chuprov@yandex.ru

— • —

Leonid Fedorovich Chuprov, dr. h. c. mult., candidate of psychological sciences, professor of the Russian Academy of Natural Sciences (RAE), senior member of the Interdisciplinary Academy of Sciences (MAN), The Full Member of the European Academy of Natural History. Founder and editor-in-chief of scientific journals "Bulletin of Pedagogy and Psychology of Southern Siberia", "PEM: Psychology. Educology. Medicine" (Chernogorsk, Russia). E-mail: leo-chuprov@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.