Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА РУБЕЖА ХХ–ХХI ВЕКОВ: ТРАДИЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ'

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА РУБЕЖА ХХ–ХХI ВЕКОВ: ТРАДИЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отечественная духовная музыка / православный обиход / богослужебный сборник / православная традиция / Russian sacred music / Orthodox Obikhod / liturgical collection / Orthodox tradition

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Оксана Евгеньевна Шелудякова

Статья посвящена рассмотрению важнейших направлений развития отечественной православной духовной музыки на рубеже ХХ–ХХI веков. Последовательно рассматриваются основные разновидности духовной музыки (литургическая и внелитургическая, уставная и внеуставная и т. д.), подходы к анализу разнородных песнопений, выявляются как моменты сохранения традиций (богослужебные песнопения и циклы, появление «обихода ХХ века»), так и появление новых жанровых разновидностей православной тематики (рок-музыка православного содержания, православная бардовская песня и проч.). Отмечаются и некоторые изменения в исполнительской традиции – появление значительного числа разнообразных ансамблей и сокращение количества крупных хоровых коллективов. Сделан вывод о сохранении многих важнейших традиций отечественной духовной музыкальной культуры и одновременно о значительной вариабельности в их трактовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ORTHODOX SACRED MUSIC AT THE TURN OF T HE 20TH AND 21ST CENTURIES: TRADITION AND RENEWAL

The article is devoted to the consideration of the most important tendencies of development of Russian Orthodox sacred music at the turn of the 20th and 21st centuries. The paper considers in a consecutive way the main varieties of sacred music (liturgical and extra-liturgical, canonical and extra-canonical, etc.), approaches to the analysis of various types of hymns. It identifies both the preservation of traditions (liturgical hymns and cycles, the appearance of “the choristers’ book of the twenty century”) and the appearance of new genre types of Orthodox themes (rock music with Orthodox content, Orthodox bardic songs, etc.). There are also some changes in the performing tradition – the appearance of a large number of various ensembles and a reduction in the number of large choral ensembles. We have concluded that many of the most important traditions of Russian sacred music culture have been preserved, and at the same time that there is considerable variability in their interpretation.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА РУБЕЖА ХХ–ХХI ВЕКОВ: ТРАДИЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ»

УДК 783(470)

DOI 10.24412/2658-7858-2023-34-16-23

Оксана Евгеньевна Шелудякова

Доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры теории музыки Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, заведующая регентским отделением Екатеринбургской духовной семинарии (Екатеринбург, Россия). E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-5862-536X. SPIN-код: 1746-0175

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА РУБЕЖА ХХ-ХХ1 ВЕКОВ: ТРАДИЦИЯ И ОБНОВЛЕНИЕ

Статья посвящена рассмотрению важнейших направлений развития отечественной православной духовной музыки на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Последовательно рассматриваются основные разновидности духовной музыки (литургическая и внелитургическая, уставная и внеуставная и т. д.), подходы к анализу разнородных песнопений, выявляются как моменты сохранения традиций (богослужебные песнопения и циклы, появление «обихода ХХ века»), так и появление новых жанровых разновидностей православной тематики (рок-музыка православного содержания, православная бардовская песня и проч.). Отмечаются и некоторые изменения в исполнительской традиции - появление значительного числа разнообразных ансамблей и сокращение количества крупных хоровых коллективов. Сделан вывод о сохранении многих важнейших традиций отечественной духовной музыкальной культуры и одновременно о значительной вариабельности в их трактовке.

Ключевые слова: отечественная духовная музыка, православный обиход, богослужебный сборник, православная традиция

Для цитирования: Шелудякова О. Г. Отечественная православная духовная музыка рубежа ХХ-XXI веков: традиция и обновление. DOI 10.24412/2658-7858-2023-34-16-23 // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. - 2023. - Вып. 34. - С. 16-23.

В последние 10-15 лет число современных авторов духовной музыки на разнообразных сайтах чрезвычайно возросло. Среди них как профессиональные композиторы, которые стали создавать достаточно много произведений на духовную тематику и богослужебных песнопений (например, Владимир Файнер, Сергей Якимов, Андрей Микита), так и малоизвестные в композиторских и в церковных кругах регенты, певчие, самодеятельные авторы.

В свободном доступе выложены без преувеличения тысячи никем не рецензированных сочинений, часть из которых вполне пригодна для исполнения, а часть - откровенно плохого качества. В связи с этим обстоятельством особую

важность приобретает поиск и научное описание с различных позиций современных духовных произведений, что побуждает оговорить имеющуюся научную терминологию.

В современном научном обиходе имеется множество терминов и определений как богослужебного пения, так и духовной музыки. Например, произведения, написанные для клироса, называют пением богослужебным, уставным, музыкой литургической, церковной, канонической, храмовой. Произведения духовной тематики, предназначенные для концертной эстрады, определяются как музыка духовная, внелитургическая, сакральная, вне-церковная (внехрамовая), религиозная и др.

В работах различных авторов эти термины трактуются неоднозначно, что осложняет их осмысление.

Всё сказанное позволяет сделать вывод о том, что данный вопрос является дискуссионным, трактовка одних и тех же явлений может быть различной, единой системной концепции до сих пор не сложилось.

Напомним, что традиция противопоставления богослужебного пения и музыки в отечественной музыкальной культуре породила наиболее распространённый подход, согласно которому термины «богослужебное пение» и «духовная музыка» обозначают автономные сферы и не должны смешиваться. Представителями этого подхода можно считать И. А. Гарднера [2], В. И. Мартынова [6], отчасти В. В. Медушев-ского [7] и ряд других1.

Среди существующего многообразия в контексте именно современной традиции особо хотелось бы выделить концепцию Натальи Сергеевны Гуляницкой. В фундаментальных трудах, посвящённых современной отечественной духовной музыке, автор делит духовную музыку на литургическую и внелитургическую [4, 158]. Литургическая музыка характеризуется автором как богослужебное пение. Для описания внелитургической музыки предлагаются следующие характеристики: 1) не предназначена для богослужения, хотя полностью такая возможность не исключена; 2) тексты могут быть как канонические, так и поэтические, в том числе сочетание того и другого; 3) конструктивные принципы свободны от каких-либо ограничений, но не нарушают естественных границ, определяемых содержанием и жанром [4, 171].

Внелитургические сочинения выполняют миссионерскую функцию, побуждающую слушателей к осмыслению жизни и своего места в ней. Различая понятия паралитургическая и внелитургическая музыка, Н. С. Гуляницкая отмечает, что внелитургическая музыка, как и парали-

тургическая, имеет духовную основу, но, в отличие от последней, не «входит в рамки Устава и не предназначена для клироса, а мыслится как концертное произведение» [3, 341].

Автор подчёркивает, что «воспринимая понятие духовная музыка жанрово расширительно, мы включаем в его семантическое поле как церковную богослужебную музыку, так и нецерковную концертную музыку» [5, с. 24-25]. Если рассматривать духовную музыку в данном контексте, то, как отмечается в Православной энциклопедии, её синонимами могут стать выражения «сакральная музыка», «религиозная музыка».

Можно говорить и о сознательном продолжении линий, намеченных на рубеже Х1Х-ХХ веков. Сочинения, имеющие глубокую связь с богослужением, мы находим в творчестве митрополита Иллариона (Ал-феева), митрополита Иоанафана (Елецких), архимандрита Нафанаила, архимандрита Матфея, диакона Сергия Трубачёва, диакона Виктора Миниотаса, Б. Лебедева и других. Такие песнопения характеризуются традиционным подходом к трактовке духовного песнопения.

Достаточно часто в песнопениях такого рода используются канонические напевы. Ведь по точным словам Николая Павловича и Натальи Владимировны Парфентье-вых, «чтобы быть в „духе" Православия, творчество композитора должно нести на себе печать „знаменности" как признак фундаментального переживания русского народа в сфере музыкального чувствования, как основу отечественной духовной профессионально-музыкальной культуры» [ю, 56].

Появляются серии новых сборников богослужебных песнопений, объединяющих значительное количество духовных сочинений, транскрипций и гармонизаций, в совокупности образующих «новый обиход ХХ столетия». Прежде всего в данном контексте следует назвать духовное твор-

чество архимандрита Матфея (Мормыля) и диакона Сергия (Трубачёва).

Составленные ими певческие сборники не получили название «Обиход», однако песнопения избирались и компоновались на основе определённого чинопоследова-ния (например, песнопения Всенощного бдения или Литургии) и, что характерно для древнерусских Обиходов, располагались в порядке следования в обряде. При этом показательно, что сохранялась древнерусская традиция их составления - последовательно излагались несколько вариантов одного и того же песнопения как различных распевов, так и одного распева, но для разных составов.

Таким образом, полнота представленных сборников, сложная структура, разнообразие типов песнопений, опора на древнерусскую и современную монастырскую традицию, позволяют сделать вывод о рождении в современной духовной музыке нового типа Обихода, соединяющего прошлое, настоящее и будущее русского православного музыкального искусства.

Особую роль начинает играть сотрудничество с конкретными хоровыми коллективами, которые исполняют и записывают современные сочинения. Эта тенденция существовала и раньше, но сейчас подобное взаимодействие часто становится для композитора условием функционирования и распространения песнопений.

В связи с этим создаётся очень много переложений одного и того же песнопения для различных хоровых и ансамблевых составов, что также связано с конкретным заказом регентов. Многие авторские песнопения имеют множественные воплощения, при этом ни одно из них не расценивается как эталонное.

В целом следует отметить, что в последние годы заметно сокращается количество крупных церковных коллективов, а существующие до сего дня (Сретенский, Даниловский, Синодальный, Патриарший и несколько других) ведут активную

гастрольную деятельность как концертные коллективы. В храмах же так называемые праздничные хоры насчитывают 12, максимум 16 человек и это уже не хоры, а хоровые ансамбли, которые не в состоянии исполнять произведения для крупных смешанных составов. На будничных богослужениях количество певчих не превышает двух-трёх. Это влияет не только на исполняемый традиционный репертуар, но и создаёт запросы на создание двух- и трёхголосных песнопений. Возрастает количество песнопений для малых составов, для двух и трёхголосных хоров.

Появляется своего рода педагогический репертуар2 - издаются хрестоматии, которые нужны для регентских отделений, в них современными регентами (Е. Кустов-ским, М. Ващенко и другими) расписаны подобны, гласовые напевы, песнопения различных монастырских традиций. Эти издания рассчитаны именно на изучение на занятиях в регентских и певческих школах, и могут использоваться в качестве образцов для клиросного пения на практике.

Как правило, присутствует линеарность фактуры, небольшой диапазон каждого голоса, мерное движение, форма строится на основе повтора музыкального материала, либо как цепь вариантных преобразований заданных мелодических моделей. Эти приёмы письма помогают создавать глубокую молитвенную атмосферу, необходимую для молящихся на богослужении.

Нельзя не отметить то, что огромное количество православных песнопений сейчас создаются как творческий заказ - к определённому богослужению, праздничному событию, для исполнения хором, с которым у композитора налажено творческое сотрудничество. Подчас перед автором ставятся и более конкретные задачи - регламентируется состав исполнителей, стилевые ориентиры, необходимые по ряду причин эмоциональные модусы и проч.

Отдельно следует выделить песнопения, строящиеся на национальных традициях

разных стран, которые используются современными композиторами. Это византийские, сербские, румынские, грузинские напевы. Во многих из них присутствует вариантность фраз при сохранении одной мелодической модели, использование исо-нов, свободное включение и выключение хоровых партий, чередование унисонных и многоголосных фрагментов.

В творчестве композиторов второй половины XX столетия была продолжена и линия создания крупных богослужебных циклов. Назовём лишь «Литургии Иоанна Златоуста» Н. Сидельникова, В. Успенского, Г. Дмитриева, В. Агафонникова, Н. Лебедева, В. Мартынова, А. Эшпая, В. Кикты, Н. Корндорфа, «Литургию оглашенных» А. Рыбникова, Всенощные Г. Дмитриева, Р. Леденёва, В. Успенского, М. Симакова и др.

Известность получили и такие произведения, как «Восемь духовных хоров памяти Б. Пастернака» Н. Каретникова, «Четыре духовных песнопения» Р. Леденёва, «Плач пророка Иеремии» В. Мартынова, «Аллилуйя» и «Светлое воскресение» В. Рубина, «Шесть литургических песнопений» В. Рябова, «Три хора на культовые тексты» В. Соколова, «Шесть духовных песнопений» и «Концерт для хора на стихи Г. Нарекаци» А. Шнитке, «Из первого послания святого апостола Павла коринфянам» А. Эшпая и др.

При этом даже в рамках продолжения традиции в музыке появляются новые нюансы. Поразительно, что стили, в прошлом воспринимаемые современниками как антиподы, обнаруживают скрытое родство, «былые противоречия почти сгладились, и всё отчётливее начинают проступать не столь явные ранее черты общности» [1, 42]. Так произошло, например, с существовавшим в течение нескольких столетий противопоставлением московской и петербургской школ духовной музыки: в музыке ряда композиторов ХХ века (например, Черепнина и Свиридова) подчёркиваются и моменты единства стилей антагонистов, а в ряде

сочинений возникает и некая новая стилевая целостность.

Важно и то, что в православной традиции исполнения духовной музыки - пения а cappella - участвует различный состав исполнителей. И в современных опусах священные слова могут исполняться дуэтом (например, мелодическая линия и исон), трио, квартетом, хором певчих (четырёх-, пяти-, шестиголосные партитуры). Хор может состоять из профессиональных и непрофессиональных певцов и быть различным по составу: однородным (женским или мужским), смешанным (сопрано, альт, тенор, бас). Смешанный состав хора может быть полным (при соответствии всех четырёх партий: сопрано, альт, тенор, бас) и неполным (при отсутствии какой либо партии).

Вместе с тем, очевидно, что в последнее время сфера духовной музыки чрезвычайно расширяется. Композиторы ХХ века обращаются к новым формам усложнения музыкального языка, смелым интонационным и фактурным решениям, поискам различных форм тембровой драматургии.

Современные православные богослужебные песнопения традиционно взаимодействуют с традициями академического профессионального музыкального искусства, с фольклорными образцами различных народов. Однако важнейшей тенденцией является дальнейшее расширение стилевого многообразия духовной музыки. Получила известность рок-музыка православной тематики, православная бардовская песня, то есть сферы массовой музыкальной культуры. Авторами и исполнителями в таких случаях становятся верующие рок-музыканты и барды, а порой и священнослужители.

Появились даже своего рода «православные шлягеры», которые приобрели в соответствующих кругах, например, фестивалях православной культуры, значительную популярность. Это и авторские песнопения, например, «Всего-то навсего» монахини

Иулиании, «Сохрани, Господь и спаси» диакона Сергия Трубачёва, и обработки православных напевов разных стран.

Например, в последние годы получила особую популярность сербская традиция: в качестве примера назовём сербский православный гимн «Вера вечна, вера славна». Преобладает стилистика, чётко ориентированная на узнаваемые интонации, простейшие приёмы развития и сильное эмоциональное воздействие.

Продолжает развиваться и экуменическое соединение в одном сочинении традиций православной и инославной (чаще всего католической и протестантской) традиций. В качестве примера можно привести сочинения Владимира Михайловича Файнера - «Херувимская песнь № 9» (на материале хоральной прелюдии И. С. Баха BWV 727), «Херувимская песнь № 12» - свободная обработка темы А. Корелли.

В последнем случае использована не одна пьеса Корелли, а две - сарабанда в первой части и фолия во второй. В творчестве Корелли эти сочинения никак не связаны между собой, их объединяют лишь некоторые общие жанровые черты и общая тональность - ^-то113. Это своего рода парадоксальное прочтение модели Херувимской Бортнянского, в которой второй раздел строится на новом, часто контрастном музыкальном материале.

Инструментальные пьесы переплавлены в хоровой гимн с каноническим православным текстом. При достаточно точном сохранении мелодической линии и мелодической функции ведущего голоса обеих пьес Корелли аккомпанемент подвергается весьма значительному переосмыслению. Фрагменты первоисточника успевают фрагментарно прозвучать во всех голосах хоровой фактуры, и в целом фактура производит впечатление предельно тематизированной, иногда «вязкой», что свойственно скорее не стилю Корелли, а сочинениям Баха и музыке высокого Ренессанса.

В рамках предложенной темы невозможно обойти вниманием и переложение хоралов Баха для православной Литургии с соответствующей перетекстовкой, осуществлённое уже в наши дни Митрополитом Ионафаном (Елецких).. В его транскрипциях верные ударения в церковно-славянском тексте становятся вовсе не обязательными, внимание обращено в первую очередь на первоисточник - Баховский хорал.

В зависимости от направления анализа в современных духовных произведениях можно выявить различные свойства:

1. Принадлежность к определённой религиозной конфессии (православие, католицизм, лютеранство), либо некие обобщённый духовный характер сочинения, не имеющий отсылок ни к какой конкретной конфессии.

2. Предназначение - литургическое, концертное, либо возможность соединения того и другого. Данный подход может быть обозначен и иным образом как возможность исполнения в храме и вне храма (по А. Б. Ковалёву [6]).

3. Ориентация на богослужебный Устав, либо её отсутствие (уставное и неуставное пение, по И. А. Гарднеру [2]).

4. Степень каноничности литературного текста: наличие традиционного богослужебного текста, либо создание свободного авторского текста, либо отсутствие какого-либо текста.

5. Наличие или отсутствие того или иного определённого литургического жанра -например, стихира, тропарь, кондак, слав-ник, задостойник. Характер его трактовки, тип образности, характерный для данного жанра (жанровое содержание) и система выразительных средств, присущих данному жанру (жанровый стиль).

6. Наличие или отсутствие канонических распевов, способы работы с первоисточником (гармонизация, обработка, цитирование и проч.).

7. Наличие или отсутствие опоры на тот или иной певческий стиль (монодическое

письмо, строчное многоголосие, «обиход», партес и проч.).

8. Исполнительский состав, наличие или отсутствие его взаимосвязи с литургическими традициями.

В идеале методология анализа духовной музыки может включать в себя следующие составляющие:

1. Методы музыкально-теоретического анализа: стилевой, жанровый, анализ синтаксиса, гармонии, фактуры. Применяются в анализе соответствующей стороны музыкального языка произведения.

2. Методы музыкально-исторического анализа: исторический контекст, биографические сведения об авторах литературного текста и музыки, может быть затронуто или кратко упомянуто их стилевое окружение, контакты с другими яркими персоналиями.

3. Могут задействоваться специальные методы анализа духовных произведений:

- с позиций литургики происходит анализ песнопения в контексте богослужения;

- с позиций поэтики (теоретической и исторической) рассматривается сюжет, система образов, выявляются соответствующие приёмы;

- с позиций церковной истории предполагается анализ истории создания песнопения в контексте ветхозаветной или новозаветной истории.

Безусловно, создание многоуровневой типологии является делом будущего, однако в предложенном рабочем варианте присутствуют направления, по которым

может осуществляться анализ современных духовных сочинений православной традиции.

Таким образом, духовная музыка последних десятилетий являет собой мощный пример адаптации заимствованных традиций и приёмов отечественной духовной музыки. В качестве первоисточника могут выступать:

- песнопение(в транскрипции,обра-ботке);

- целостный напев (в гармонизации, обработке);

- фрагмент напева (в цитировании, транскрипции, свободной обработке);

- певческий стиль - например, обиход, троестрочие, кант (стилевое моделирование4) в авторских песнопениях без заимствованного музыкального материала.

Если традиционный способ использования первоисточников можно уподобить парафразе, то в творчестве архимандрита Матфея, Е. Кустовского возникают и примеры вживания в строй языка прошлого. Не в компиляциях православных шедевров видят задачу композиторы церковной традиции, но в погружении в иной опыт, передаче его сути.

Всё это в совокупности обеспечивает как определённую стабильность и узнаваемость, погружённость в традицию, так и достаточную вариабельность для воплощения в зависимости от направленности творчества конкретного композитора. А это значит, что традиция отечественного православного музыкального искусства жива и будет развиваться и в будущем.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Подобные взгляды высказаны и в статьях сборника [9].

2 Специфика изучения духовной музыки в светских и духовных учебных музыкальных заведениях является отдельной, весьма важной и интересной темой. Думается, весьма полезными в этом направлении могли бы быть некоторые подходы, предложенные А. Цукером по отношению к преподаванию в среднем и высшем звене образования массовой музыкальной культуры [12].

3 Характерно, что несмотря на транспозицию в переложении Файнера, они также проводятся в общей тональности а-то11.

4 Более подробно об этом см.: [11].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородин Б. Б. С. С. Прокофьев и С. В. Рахманинов как современники // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2022. Вып. 29. С. 35-44.

2. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви : [в 2 т.]. Москва : Православ. Свято-Тихонов. Богослов. ин-т, 2004.

3. Гуляницкая, Н. С. «Внелитургические» жанры современной духовной музыки : панорамный обзор // XXVI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета : материалы. Москва, 2016. С. 334-344.

4. Гуляницкая, Н. С. Музыкальная композиция : модернизм, постмодернизм (история, теория, практика). - Москва : Яз. славян. культуры, 2014. - 368 с.

5. Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. Москва : Яз. славян. культуры, 2002. 430 с.

6. Ковалёв А. Б. Духовная музыка отечественных композиторов второй половины XIX - начала XXI века : жанровая типология : дис... д-ра искусствоведения. Москва, 2018. 473 с.

7. Мартынов В. И. История богослужебного пения. Москва : Ред.-издат. отд. федерал. архивов, 1994. 237 с.

8. Медушевский В. В. Духовный анализ музыки: в двух частях. Москва : Композитор, 2016. 630 с.

9. О церковном пении : сб. ст. / сост. О. В. Лада. Москва : Талан, 1997. 160 с.

10. Парфентьева Н. В., Парфентьев Н. П. Древнерусские традиции в русской духовной музыке XX в. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2000. 154 с.

11. Урванцева О. А. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков : дис ... д-ра искусствоведения. Магнитогорск, 2011. 624 с.

12. Цукер А. М. Массовая музыка в системе академического музыкального образования // Музыка в системе культуры : Научный вестник Уральской консерватории. 2023. Вып. 32. С. 86-95.

Oksana E. Sheludyakova

Ural Mussorgsky State Conservatory, Yekaterinburg, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0001-5862-536X. SPIN-KOfl: 1746-0175

RUSSIAN ORTHODOX SACRED MUSIC AT THE TURN OF THE 20th AND 21st CENTURIES: TRADITION AND RENEWAL

Abstract. The article is devoted to the consideration of the most important tendencies of development of Russian Orthodox sacred music at the turn of the 20th and 21st centuries. The paper considers in a consecutive way the main varieties of sacred music (liturgical and extra-liturgical, canonical and extra-canonical, etc.), approaches to the analysis of various types of hymns. It identifies both the preservation of traditions (liturgical hymns and cycles, the appearance of"the choristers' book of the twenty century") and the appearance of new genre types of Orthodox themes (rock music with Orthodox content, Orthodox bardic songs, etc.). There are also some changes in the performing tradition - the appearance of a large number of various ensembles and a reduction in the number of large choral ensembles. We have concluded that many of the most important traditions of Russian sacred music culture have been preserved, and at the same time that there is considerable variability in their interpretation.

Keywords: Russian sacred music; Orthodox Obikhod; liturgical collection; Orthodox tradition

For citation: Sheludyakova O. E. Otechestvennaya pravoslavnaya dukhovnaya muzyka rubezha XX-XXI vekov: traditsiya i obnovlenie [Russian Orthodox Sacred Music at the Turn of the 20th and 21st Centuries: Tradition and Renewal], Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2023, iss. 34, pp. 16-23. DOI 10.24412/2658-7858-2023-34-16-23 (in Russ.).

REFERENCES

1. Borodin B. B. Sergei Prokofiev and Sergei Rachmaninoff as contemporaries, Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2022, iss. 29, pp. 35-44. (in Russ.).

2. Gardner I. A. Bogosluzhebnoe penie Russkoy Pravoslavnoy Tserkvi: v 21. [The liturgical singing of the Russian Orthodox Church, in 2 vols.], Moscow, Pravoslavnyy Svyato-Tikhonovskiy Bogoslovskiy institut, 2004. (in Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gulyanitskaya N. S. «Vneliturgicheskie» zhanry sovremennoy dukhovnoy muzyki : panoramnyy obzor [«Extra-liturgical» genres of modern sacred music : a panoramic overview], XXVI Ezhegodnaya bogoslovskaya konferentsiya Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogogumanitarnogo universiteta: materialy, Moscow, 2016, pp. 334-344. (in Russ.).

4. Gulyanitskaya N. S. Muzykal'naya kompozitsiya: modernizm, postmodernizm (istoriya, teoriya, praktika) [Musical composition: modernism, postmodernism (history, theory, practice)], Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2014, 368 p. (in Russ.).

5. Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal'noy kompozitsii. Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzykiXX veka [Poetics of musical composition. Theoretical aspects of Russian sacred music of the 20th century], Moscow, Yazyki slavyanskoy kul'tury, 2002, 430 p. (in Russ.).

6. Kovalev A. B. Dukhovnaya muzyka otechestvennykh kompozitorov vtoroy poloviny XIX - nachala XXI veka: zhanrovaya tipologiya : dis... d-ra iskusstvovedeniya [Sacred music of national composers of the second half of the 19th - early 21st centuries : genre typology : dissertation], Moscow, 2018, 473 p. (in Russ.).

7. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogopeniya [History ofliturgical singing], Moscow, Redaktsionno-iz-datel'skiy otdel federal'nykh arkhivov, 1994, 237 p. (in Russ.).

8. Medushevsky V. V. Dukhovnyy analizmuzyki: vdvukh chastyakh [Sacred analysis of music], Moscow, Kom-pozitor, 2016, 630 p. (in Russ.).

9. Lada O. V. (comp.) O tserkovnompenii:sb. st. [On church signing], Moscow, Talan, 1997, 160 p. (in Russ.).

10. Parfentieva N. V., Parfentiev N. P. Drevnerusskie traditsii v russkoy dukhovnoy muzykeXX v. [Ancient Russian traditions in Russian sacred music of the 20th century], Chelyabinsk, Izdatel'stvo Chelyabinskogo gosu-darstvennogo universiteta, 2000, 154 p. (in Russ.).

11. Urvantseva O. A. Stilevoe modelirovanie v dukhovno-kontsertnoy muzyke russkikh kompozitorov XIX-XXvekov: dis... d-ra iskusstvovedeniya [Stylistic Simulation in the Sacred Music of Russian Composers of the 19th and 20th Centuries : dissertation], Magnitogorsk, 2011, 624 p. (in Russ.).

12. Zucker A. M. Mass Music in the Academic Musical Education, Music in the system of culture: Scientific Bulletin of the Ural Conservatory, 2023, iss. 32, pp. 86-95. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.