Научная статья на тему 'Отечественная анимация 60-80х годов'

Отечественная анимация 60-80х годов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2066
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИМАЦИЯ / ИСТОРИЯ / ЭКРАННОЕ ИСКУССТВО / ANIMATION / HISTORY / ART SCREEN

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сидоркина Л. Г., Овсянникова А. Ю., Пьянкова А. В.

В статье рассматриваются процессы развития отечественной анимации в контексте изменений, происходивших в мировом экранном искусстве, повлиявших на развитие и преобразование стилистики, драматургии, выразительного решения анимационных фильмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN ANIMATION OF 60-80S

The article examines the connection between history of Russian animation and history of international cinema in the context of influence on style, narration, expressiveness of Russian animated films.

Текст научной работы на тему «Отечественная анимация 60-80х годов»

Сидоркина Л.Г.1, Овсянникова А.Ю.2, Пьянкова А. В.3

'Старший преподаватель кафедры режиссуры мультимедиа; 2 студентка кафедры режиссуры мультимедиа; 3студентка кафедры режиссуры мультимедиа, Санкт-Петербургский Г уманитарный университет профсоюзов ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АНИМАЦИЯ 60-80Х ГОДОВ

Аннотация

В статье рассматриваются процессы развития отечественной анимации в контексте изменений, происходивших в мировом экранном искусстве, повлиявших на развитие и преобразование стилистики, драматургии, выразительного решения анимационных фильмов.

Ключевые слова: анимация, история, экранное искусство.

Sidorkina L.G.1, Ovsjannikova A.Ju.2, P'jankova A. V.3

1Senior lecturer at the Department of directing multimedia; 2student of the Department of directing multimedia; 3student of the Department of directing media, St. Petersburg humanitarian University of trade Unions

RUSSIAN ANIMATION OF 60-80S

Abstract

The article examines the connection between history of Russian animation and history of international cinema in the context of influence on style, narration, expressiveness of Russian animated films.

Keywords: animation, history, art screen.

Проделав долгий путь от простейших экспериментов до полнометражных анимационных лент, отечественная анимация по-своему интерпретировала зарубежный творческий опыт, а во многом была первопроходцем. Сегодня существуют новые формы анимационного искусства - трехмерная анимация, флеш-анимация, технологии анимации активно используются в кино и компьютерных играх [5], однако основные открытия в выразительных возможностях анимационного искусства были сделаны в период 1910-1990 годов.

Искусство анимации зарождается в России в начале ХХ века. Первые опыты связаны с творчеством Владислава Старевича. В 1910-х Старевич будоражил воображение зрителей всего мира чудесными мультфильмами, главными героями в которых были насекомые, сочетавшими в себе внешность и движения животных и характеры людей [1].

В 1920-е годы становится популярной графическая анимация, конструктивисткая графика, а также техника плоских марионеток. Именно в это время советская анимация обретает первый опыт рисованной анимации. Зачинателем этого направления считается режиссёр-документалист Дзига Вертов, который применял анимацию в своих документальных и публицистических работах.

До 1950-х годов, когда в руки советских мультипликаторов попадает плёнка с Диснеевским мультфильмом о Микки Маусе. Под ее влиянием, советские мультипликаторы тоже берутся за детальную прорисовку фонов[2].

На заре 1960-х советские мультипликаторы обращаются к более грубому, карикатурному, схематическому стилю. Вместе с карикатурным стилем в советскую анимацию приходит такое понятие, как «мультфильмы для взрослых». В советской анимации появляется новый герой - обобщенно-гротесковая маска. Один из примеров - мультфильм Фёдора Хитрука «История одного преступления» (1962).

В 1960-е годы блестящий художник Борис Степанцев создаёт первый мультфильм в технике живопись по стеклу, становится популярной объёмная мультипликация. Куклы для объёмной анимации изготавливаются на основе прочного каркаса. Крепления и шарниры, которыми части тела куклы соединены друг с другом, позволяют ей сохранять какую-либо позу без поддержки аниматора. Плюс такого способа анимации в том, что куклу можно снять с разных ракурсов, разными планами. В такой технике работал режиссёр-мультипликатор Роман Качанов, подаривший миру «Крокодила Гену и Чебурашку» (1969) и др. [4].

В этот период в Америке был изобретен метод ротоскопирования, который быстро взяли в обиход и советские аниматоры: с помощью подсвечивающего плёнку проектора аниматор может по фотографии нарисовать кадр.

Кроме новых техник и стилей в 1960-е годы возникают и новые формы: мультсериалы («Маугли», «Винни Пух», «Ну, погоди!») и альманахи («Весёлая карусель», «Светлячок»). [3].

В 1970-х мультипликаторы продолжают экспериментировать с приёмами и стилями. В свет выходят всеми известные «Трое из Простоквашино», «Летучий корабль», «Котёнок по имени Гав», «Бременские музыканты», «Умка» и др.

Но самое необычное, загадочное и многослойное явление 1970-х - это творчество Юрия Норштейна, который создал исключительного нового героя и положил начало русской авторской анимации.

Норштейн придумал сложнейшую технику многоярусной перекладки. Этот способ на этапе съемки превращает каждый образ из его фильма в соединение мельчайших элементов, каждый из которых двигается отдельно. Норштейн создал особый жанр поэтической анимации, развивающейся в череде зрительных образов.

Наступление 1980-х годов знаменуется в истории русской анимации началом полнометражной мультипликации. В 1981г Роман Качанов заканчивает работу над «Тайной третьей планеты». В это же время в арсенале художников-мультипликаторов появляется новая техника - пластилиновая анимация, которая переворачивает представление о мультипликации. Родителем этого стиля является Александр Татарский в 1981г выпустивший мультфильм «Падал прошлогодний снег».

Продолжается развитие техники живописи по стеклу. Становятся известными мультфильмы Александра Петрова, использовавшего технику живописи по стеклу. Петров прорисовывает каждый кадр на стекле отдельно. К тому же, он придумал подсвечивать ярусами поставленные стёкла снизу, чтобы в кадре возникал «воздух».

С развалом СССР происходит распад студий анимации, что произошло и с «Союзмультфильмом». Слаженная работа мастеров оказывается невозможной и трудной, проблемы в стране отражаются и на советской анимации: её развитие катастрофически тормозится. Таким образом, с наступлением 1990-х заканчивается золотой период расцвета отечественной анимации.

Литература

1. Асенин С.В. Волшебники экрана. Эстетические проблемы современной мультипликации. - М.: Искусство, 1974

2. Асенин С.В. Мудрость вымысла - М.: Искусство, 1983

3. Мастера советской мультипликации - М.: Искусство, 1972

4. Энциклопедия отечественной мультипликации - М.: Алгоритм, 2006

5. Югай И.И. Виртуальный персонаж в структуре цифрового экранного произведения // Научное мнение. - № 9, 2014 - С.70-73.

References

1. Asenin S.V. Mudrost' vymysla - M.: Iskusstvo, 1983

2. Asenin S.V. Volshebniki jekrana. Jesteticheskie problemy sovremennoj mul'tiplikacii. - M.: Iskusstvo, 1974

3. Mastera sovetskoj mul'tiplikacii - M.: Iskusstvo, 1972

4. Jenciklopedija otechestvennoj mul'tiplikacii - M.: Algoritm, 2006

5. Yugay I.I. Virtual character in structure of digital screen work // Nauchnoe mnenie. - № 9, 2014 - S.70-73.

104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.