Научная статья на тему 'Отдельные вопросы кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов'

Отдельные вопросы кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
339
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / БЮДЖЕТ / ЦЕЛЕВЫЕ СРЕДСТВА / ЛИКВИДНОСТЬ СЧЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камардина Ю. В.

В статье рассмотрены вопросы кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Камардина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»

всероссийское совещание

по организации бюджетного

учета и отчетности

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Ю. В. КАМАРДИНА, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности

Федерального казначейства

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрен новый механизм предоставления целевых средств региональным и местным бюджетам в объеме их фактической потребности в средствах по состоянию на дату осуществления платежа.

Вместе с тем зачастую именно целевые средства являются одним из источников пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В этой связи предусмотрены дополнительные инструменты для поддержания ликвидности счетов их бюджетов. Это краткосрочные бюджетные кредиты по минимальной процентной ставке и механизм привлечения средств бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ, муниципальных бюджетных и автономных учреждений на счета соответствующих бюджетов.

В Бюджетном кодексе РФ (БК РФ) появится новая ст. 93.6, регулирующая порядок предоставления бюджетного кредита на пополнение остатков средств региональных и местных бюджетов, в рамках которой полномочия по предоставлению кредитов возлагаются на Федеральное казначейство.

Федеральное казначейство планировало реализовать этот сервис уже в нынешнем году, но, поскольку поправки в БК РФ не были приняты, реализация этого механизма отложена до 01.01.2013.

Бюджетные кредиты предоставляются заемщикам — субъектам РФ и муниципалитетам в лице уполномоченных ими органов за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета, в пределах 1/12 доходов бюджета заемщика, за исключением целевых средств.

Срок кредитования составляет не более 30 дней при условии возврата бюджетного кредита не позднее 25 ноября текущего года по ставке за пользование бюджетным кредитом, установленным законом

о бюджете на соответствующий финансовый год. Так, в законе о бюджете на следующий год запланирован размер платы за пользование бюджетным кредитом в размере 1/4 ставки рефинансирования Банка России.

Также одним из условий для привлечения бюджетного кредита является отсутствие размещенных заемщиком средств бюджета на банковских депозитах по состоянию на дату привлечения бюджетного кредита.

Бюджетный кредит предоставляется заемщику в соответствии с договором, форма и порядок заключения которого устанавливаются Минфином России, заключенным между уполномоченным органом субъекта РФ (муниципального образования) и Управлением Федерального казначейства по субъекту РФ.

Договор заключается на текущий финансовый год и определяет общие условия предоставления бюджетного кредита, а также лимит на кредитные средства, максимально допустимый объем средств, который может быть предоставлен бюджету заемщика (из расчета 1/12 объема доходов бюджета заемщика, за исключением целевых средств), размер платы за пользование бюджетным кредитом и условия его возврата.

Для заключения договора уполномоченный орган заемщика направляет в орган Федерального казначейства обращение о намерении заключить договор с приложением соответствующего пакета документов:

— выписки из закона (решения) о бюджете с указанием объема доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета);

— Карточки образцов подписей;

— копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц уполномоченного органа.

При возникновении потребности в привлечении бюджетного кредита заемщик в лице уполномоченного органа обращается в орган Федерального казначейства для заключения дополнительного соглашения к договору, в котором указываются сумма кредита, срок кредитования, дата погашения задолженности по бюджетному кредиту и сумма платы за пользование кредитом.

Возврат бюджетного кредита осуществляется в сроки, установленные договором. Сумма кредита перечисляется заемщиком на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете № 40105 «Средства федерального бюджета». Проценты за пользование бюджетным кредитом

перечисляются на счет № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации».

В случае нарушения заемщиком обязательств по возврату бюджетного кредита взыскание задолженности осуществляется в порядке, установленном Минфином России.

Следующий инструмент, который планируется реализовать в этом году, — это механизм пополнения ликвидности счетов региональных и местных бюджетов посредством привлечения средств их бюджетных и автономных учреждений.

Федеральное казначейство совместно с Минфином России разработало порядок привлечения остатков средств со счетов органов Федерального казначейства по учету операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных учреждений) на счета их бюджетов, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2012 № 76н «О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета».

В рамках этого механизма предусматривается ежедневное перечисление остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета соответствующих бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления кассовых выплат бюджетных и автономных учреждений.

Если лицевые счета учреждений ведутся финансовым органом, для перечисления остатков средств в течение года со счетов № 40601 (№ 40701) на счета № 40201(№ 40204), финансовый орган в срок до 16 ч местного времени представляет в орган Федерального казначейства расчетный документ.

Орган Федерального казначейства возвращает расчетные документы без исполнения при недостаточности средств для перечисления на счетах

№ 40601 (№ 40701) либо в случае нарушения финансовым органом порядка оформления расчетных документов.

Для возврата денежных средств на счета № 40601 (№ 40701) финансовый орган должен представить в орган Федерального казначейства расчетный документ или заявку на возврат в зависимости от варианта кассового обслуживания бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Расчетные (платежные) документы представляются финансовым органом не позднее 16 ч местного времени и в случае надлежащего оформления исполняются территориальным органом Федерального казначейства в этот же день.

При недостаточности суммы остатка средств для перечисления со счетов № 40201 (№ 40204) на счета № 40601 (№ 40701) орган Федерального казначейства возвращает расчетный документ или заявку на возврат, полученный от финансового органа, без исполнения и направляет финансовому органу протокол с указанием причины возврата.

Если расчетный документ соответствует установленным требованиям, то орган Федерального казначейства направляет расчетный документ в учреждение Банка России для возврата средств со счетов бюджетов на счета № 40601 (№ 40701).

Финансовый орган не позднее чем за 4 рабочих дня до конца текущего финансового года направляет в территориальный орган Федерального казначейства расчетный документ или заявку на возврат на перечисление со счета № 40201 (№ 40204) остатка средств, поступивших со счета № 40601 (№ 40701).

В случае если лицевые счета открываются и ведутся в финансовом органе, территориальный орган Федерального казначейства своим расчетным документом перечисляет остатки средств со счетов № 40601 (№ 40701) на счета № 40201 (№ 40204) в соответствии с соглашением о перечислении остатков средств.

Сумма перечисляемых средств рассчитывается исходя из остатка средств на счетах № 40601 (№ 40701) по состоянию на 16 ч местного времени, уменьшенного на сумму средств, необходимых для осуществления кассовых выплат учреждений на следующий рабочий день.

При недостаточности средств на счетах № 40601 (№ 40701) для осуществления кассовых выплат на следующий за текущим рабочий день орган Федерального казначейства направляет не позднее 17 ч местного времени протокол о плани-

руемых перечислениях со счетов бюджетов на счета № 40601 (№ 40701).

При недостаточности средств на счетах бюджетов для осуществления кассовых выплат со счетов № 40601 (№ 40701) орган Федерального казначейства производит ежедневное перечисление всего остатка средств со счетов бюджетов на начало текущего рабочего дня.

До перечисления необходимой суммы средств со счетов № 40201 (№ 40204) на счета № 40601 (№ 40701) платежные и расчетные документы участников бюджетного процесса субъекта РФ (муниципального образования) по кассовым выплатам со счетов № 40201 (№ 40204) возвращаются без исполнения органом Федерального казначейства (с указанием причины возврата).

До поступления суммы средств на счет № 40601 (№ 40701), необходимой для оплаты платежных и расчетных документов учреждений, указанные документы в соответствии с определенными соглашением условиями возвращаются органом Федерального казначейства без исполнения (с указанием причины возврата) либо исполняются в пределах поступивших средств на счета № 40601 (№ 40701) по срокам поступления документов в орган Федерального казначейства.

Орган Федерального казначейства не позднее чем за 4 рабочих дня до конца текущего финансового года направляет в учреждение Банка России расчетный документ на перечисление в соответствии с протоколом о движении остатков со счетов бюджетов суммы остатка средств на счета для учета средств бюджетных учреждений.

Отметим, что программное обеспечение для реализации этого приказа будет доработано к декабрю текущего года. Сейчас разрабатываются рамочное соглашение и регламент для перечисления остатков средств, который будет направлен Федеральным казначейством в управления Федерального казначейства по субъектам РФ.

Далее в рамках внесения изменений в БК РФ рассмотрим новации, которые были одобрены на заседании Правительства РФ 19.07.2012.

Так, со следующего года предстоит перевести на полное кассовое обслуживание органами Федерального казначейства бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Федеральным казначейством разработаны проекты нормативных правовых актов, регламентирующих открытие и ведение лицевых счетов участникам бюджетного процесса территориаль-

ных государственных внебюджетных фондов и проведение операций со средствами бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. При этом органы Федерального казначейства осуществляют обслуживание бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов без заключения соглашения в силу положений БК РФ.

В этом году предполагается апробирование механизмов кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов на тестовых базах пилотных управлений Федерального казначейства по Кемеровской, Свердловской, Тамбовской и Тульской областям.

Кроме того, с 01.01.2014 в рамках изменений в БК РФ Федеральному казначейству предстоит обеспечивать наличными денежными средствами организации, лицевые счета которым открыты не только в органах Федерального казначейства, но и в финансовых органах субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральное казначейство расширило поправку в ст. 241.1 БК РФ, предусмотрев возможность обеспечения органами Федерального казначейства клиентов наличными денежными средствами и денежными средствами для осуществления расчетов с использованием банковских карт при расчетах за приобретенные товары и услуги.

Федеральным казначейством совместно с Минфином России разрабатывается соответствующая нормативная база.

Возможность оказания такого сервиса организациям, лицевые счета которых открыты в органах Федерального казначейства, предусмотрена уже сейчас в рамках внесения изменений в приказ Минфина России от 31.12.2010 № 199н «Об утверждении правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства» (далее — Приказ № 199н).

При этом в договоре банковского счета будут предусмотрены ограничения по сумме расчетов в рамках одной транзакции — не более 100 тыс. руб., сумма расчетов с использованием банковских карт за день не должна превышать 500 тыс. руб.

Кроме того, предусмотрено предоставление кредитными организациями информации по операциям, совершаемым с использованием банковских карт для аналитического учета, своего рода выписки по картам.

Еще одна новация в рамках Приказа № 199н — это предоставление документов уполномоченными лицами клиента для получения карт непосредственно в кредитную организацию. В орган Федерального казначейства клиенты будут представлять только Заявления на получение карт, на основании которых казначейство будет формировать реестр на выдачу банковских карт и направлять его в кредитную организацию.

После оформления карт кредитная организация будет выдавать их непосредственно клиентам и предоставлять в орган Федерального казначейства информацию о выданных картах.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»: постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249.

3. О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета: приказ Минфина России от 08.06.2012 № 76н.

4. Об утверждении правил обеспечения наличными деньгами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства: приказ Минфина России от 31.12.2010 № 199н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.