Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЭПИДЕМИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ'

ОТДЕЛЬНЫЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЭПИДЕМИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭПИДЕМИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крымов Александр Александрович

На основе анализа ряда законов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении» и др.) и подзаконных актов (в частности, Приказа Минюста РФ от 4 июля 2022 г. № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы») выявляется ряд проблем регулирования применения к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы, профилактических мероприятий в случае эпидемии. Формулируется вывод о том, что сегодня как никогда актуально совершенствование уголовно-исполнительного и иного законодательства путем решения вопросов о возможности введения режима особых условий в исправительных учреждениях при возникновении эпидемии, закрепления особенностей полномочий сотрудников уголовно-исполнительной системы и правового положения осужденных, в том числе ограничения их прав и возложении на них дополнительных обязанностей при изоляции и реализации профилактических мероприятий, и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крымов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED PENAL AND OTHER PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND ENFORCEMENT OF PREVENTIVE MEASURES DURING EPIDEMICS IN CORRECTIONAL INSTITUTIONS

Based on the analysis of a number of laws (the Criminal Executive Code of the Russian Federation, «On the detention of suspects and accused of committing crimes», «On the sanitary and epidemiological welfare of the population», «On the state of emergency», etc.) and bylaws (in particular, the Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from July 4, 2022. № 110 «On Approval of the Internal Regulations for Detention Facilities of the Criminal Executive System, the Internal Regulations for Correctional Facilities and the Internal Regulations for Correctional Centers of the Criminal Executive System») reveals a number of problems regulating the application to persons held in correctional facilities and other institutions of the criminal executive system of preventive measures in case of an epidemic. The conclusion is formulated that today, as never before, the improvement of criminal-executive and other legislation is relevant by addressing the possibility of introducing a regime of special conditions in correctional institutions in the event of an epidemic, fixing the features of the powers of employees of the criminal-executive system and the legal status of prisoners, including restrictions on their rights and imposing additional obligations on them in isolation and implementation of preventive measures, etc.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ И ИНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ЭПИДЕМИИ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

Научная статья УДК 343.241.2

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-81-85 NIION: 2007-0083-2/23-260 MOSURED: 77/27-005-2023-02-460

Отдельные уголовно-исполнительные и иные проблемы правового регулирования и правоприменения реализации профилактических мероприятий при эпидемии в исправительных учреждениях

Александр Александрович Крымов

Владимирский юридический институт ФСИН России, Владимир, Россия, krsan@yandex.ru

Аннотация. На основе анализа ряда законов (Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О чрезвычайном положении» и др.) и подзаконных актов (в частности, Приказа Минюста РФ от 4 июля 2022 г. № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы») выявляется ряд проблем регулирования применения к лицам, содержащимся в исправительных учреждениях и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы, профилактических мероприятий в случае эпидемии. Формулируется вывод о том, что сегодня как никогда актуально совершенствование уголовно-исполнительного и иного законодательства путем решения вопросов о возможности введения режима особых условий в исправительных учреждениях при возникновении эпидемии, закрепления особенностей полномочий сотрудников уголовно-исполнительной системы и правового положения осужденных, в том числе ограничения их прав и возложении на них дополнительных обязанностей при изоляции и реализации профилактических мероприятий, и т. д.

Ключевые слова: уголовно-исполнительное законодательство, эпидемия, профилактические мероприятия, исправительные учреждения, уголовно-исполнительная система, режим особых условий

Для цитирования: Крымов А. А. Отдельные уголовно-исполнительные и иные проблемы правового регулирования и правоприменения реализации профилактических мероприятий при эпидемии в исправительных учреждениях // Криминологический журнал. 2023. № 2. С. 81-85. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-2-81-85.

Original article

Selected penal and other problems of legal regulation and enforcement of preventive measures during epidemics in correctional institutions

Alexander A. Krymov

Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Vladimir, Russia, krsan@yandex.ru

Abstract. Based on the analysis of a number of laws (the Criminal Executive Code of the Russian Federation, «On the detention of suspects and accused of committing crimes», «On the sanitary and epidemiological welfare of the population», «On the state of emergency», etc.) and bylaws (in particular, the Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation from July 4, 2022. № 110 «On Approval of the Internal Regulations for Detention Facilities of the Criminal Executive System, the Internal Regulations for Correctional Facilities and the Internal Regulations for Correctional Centers of the Criminal Executive System») reveals a number of problems regulating the application to persons held in correctional facilities and other institutions of the criminal executive system of preventive measures in case of an epidemic. The conclusion is formulated that today, as never before, the improvement of criminal-executive and other legislation is relevant by addressing the possibility of introducing a regime of special conditions in correctional

© Крымов А. А., 2023

institutions in the event of an epidemic, fixing the features of the powers of employees of the criminal-executive system and the legal status of prisoners, including restrictions on their rights and imposing additional obligations on them in isolation and implementation of preventive measures, etc.

Keywords: penal law, epidemic, preventive measures, correctional institutions, penal system, special conditions regime

For citation: Krymov A. A. Selected penal and other problems of legal regulation and enforcement of preventive measures during epidemics in correctional institutions. Criminological journal. 2023. (2):81-85. (In Russ.). https://doi. org/10.24412/2687-0185-2023-2-81-85.

В современных условиях уголовно-исполнительное и иное законодательство, на наш взгляд, недостаточно учитывает возможность появления эпидемии среди населения, которая, безусловно, может затронуть и лиц, содержащихся в исправительных учреждениях (далее — ИУ) и других учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). Сказанное представляется крайне актуальным ввиду распространения в последнее время эпидемии коро-навируса во многих странах мира (что требует анализа зарубежного законодательства [1, с. 74-80; 2, с. 56-61]), в том числе в России.

Осужденных к лишению свободы и подследственных, находящихся в следственных изоляторах (далее — СИЗО), стабильно насчитывается в нашей стране несколько сотен тысяч человек. Как известно, они находятся в закрытых помещениях в условиях изоляции, что при появлении массовых инфекционных заболеваний требует принятия профилактических и (или) санитарно-противоэпидемических мер в целях недопущения распространения инфекции среди основной части содержащихся лиц. В юридической литературе констатируется отсутствие надлежащего уголовно-исполнительного регулирования указанных вопросов [3, с. 151-157; 4, с. 29-33]).

Предназначение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение факторов риска развития заболеваний и на их раннее выявление, дается в ч. 2 ст. 79 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В указанном федеральном законе не дается определение ни профилактических, ни санитарно-противоэпиде-мических мероприятий. Вместе с тем ст. 12 данного нормативного правового акта содержит словосочетание «.. .санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий...», что фактически ставит знак равенства между этими терминами.

Аналогичная позиция закреплена и в ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому «сани-тарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия — организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на че-

ловека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию».

Рассмотрим кратко уголовно-исполнительное и иное законодательство, регулирующее основания проведения профилактических мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы и подследственных, содержащихся в учреждениях УИС, на примере эпидемий.

Ч. 5 ст. 80 УИК РФ предусматривает, что осужденные, больные разными инфекционными заболеваниями, содержатся раздельно и отдельно от здоровых осужденных. Аналогичное положение предусмотрено в ст. 33 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», по которой отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся, помимо прочего, больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении. Сказанное подразумевает, что на основании положений законов осужденные, больные инфекционными заболеваниями, изолируются в отдельных помещениях (например, в медицинских частях учреждений УИС) для предупреждения дальнейшего распространения болезней.

Эта профилактическая мера, по всей видимости, эффективна в случае, когда количество таких больных относительно незначительно (например, несколько десятков случаев в учреждении с учетом лимита медицинской части). Однако при эпидемии актуален вопрос о том, куда изолировать большее число заболевших от основной части осужденных, ведь обычно медицинские части УИС не рассчитаны на стационарное лечение такого значительного числа осужденных.

Представляется, что в целом закрепление профилактических (противоэпидемических) мероприятий, ограничивающих права осужденных, должно осуществляться преимущественно на уровне закона, т. е. в УИК РФ. В этом случае актуально надлежащее уголовно-исполнительное и иное регулирование предупреждения распространения эпидемии в ИУ.

Здесь важное значение имеет, на наш взгляд, режим особых условий по ст. 85 УИК РФ, который вводится в случаях стихийного бедствия, введения в рай-

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

мю

оне расположения ИУ чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных [5; 6]. В этом случае может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных (передвижения осужденных без конвоя или сопровождения, их выездов за пределы ИУ, получения краткосрочных и длительных свиданий, получения посылок, передач и бандеролей и т. п.), введен усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных (ч. 2 ст. 85 УИК РФ).

Отдельного внимания здесь заслуживает вопрос возможности риска ежедневного «заноса» инфекции сотрудниками учреждения и соответственно регламентации порядка несения ими службы или выполнения обязанностей работниками.

Конечно, обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время эпидемия не указана в качестве основания для введения режима особых условий в ИУ.

Между тем, регламентация данного вопроса в ст. 48 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» позволила из-за появления инфекции корона-вируса в СИЗО г. Москвы ввести еще в 2020 г. режим особых условий. Данный режим заключался в том, что прием подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществлял только один следственный изолятор УФ-СИН России по г. Москве, а во всех других местах содержания под стражей устанавливались ограничения на допуск адвокатов и других посетителей, приостанавливался прием посылок и передач, вывоз подозреваемых, обвиняемых и осужденных на судебно-след-ственные действия и т. п. [7].

В соответствии с указанным положением федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (абз. 2 ст. 48), в случаях стихийных бедствий, эпидемий и других негативных обстоятельств может вводиться режим особых условий в СИЗО на срок не более тридцати суток. При введении режима особых условий могут быть ограничены или приостановлены все мероприятия, проводимые с участием подозреваемых и обвиняемых, усиливаются их охрана, пропускной режим и надзор за подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися под стражей, прекращается прием посылок и передач, а также принимаются другие меры, предусмотренные законом.

Обращает также на себя внимание тот факт, что в ст. 48 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривается возможность принятия других мер, предусмотренных законом. Сказан-

ное означает, что такие меры не могут регулироваться в подзаконных актах, что также подтверждает необходимость их закрепления, в первую очередь, на законодательном уровне.

Более того, правовая основа одного из аспектов деятельности учреждений и органов УИС — по расследованию преступлений — в мирное и «чрезвычайное» время также имеет ряд недостатков: имеются трудности в обеспечении безопасности осужденных, являющихся участниками уголовного судопроизводства, отсутствуют должности дознавателей в УИС и т.п. При этом, очевидно, что в период действия режима особых условий в ИУ проблемы производства следственных действий и уголовно-процессуальной деятельности в целом еще больше усугубляются. [8, с. 220-225]

Другим же основанием установления режима особых условий в ИУ является введение в районе расположения ИУ чрезвычайного положения.

В соответствии с федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» одним из обстоятельств введения чрезвычайного положения являются чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии (ст. 3).

При введении чрезвычайного положения возможно, в соответствии со ст. 11 и 13 Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении», установление ряда мер и ограничений: введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемиче-ских, ветеринарных и других мероприятий; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта; и т. п.

В то же время, если по каким-либо причинам чрезвычайное положение не введено, то режим особых условий в ИУ в случае наступления эпидемии среди населения в районе расположения ИУ введен быть не может и установление соответствующих ограничений, а также проведение профилактических мероприятий в отношении осужденных трудноосуществимо. Более того, содержание понятия «карантин» в уголовно-исполнительном законодательстве (ст. 79 УИК РФ) имеет несколько иное значение, нежели общепринятое как административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний (ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В этом случае на уровне уголовно-исполнительного закона отсутствуют необходимые предпосылки эффективного и оперативного реагирования на рассматриваемые негативные ситуации (что также, требует корректировки ст. 85 УИК РФ — прим. авт.).

При этом очевидно, что, с одной стороны, неприменение соответствующих профилактических мер со стороны руководства территориальных органов УИС и администраций ИУ может приводить к ухудшению эпидемиологической ситуации среди осужденных. С другой стороны, осуществление таких мер может приводить к ограничению прав осужденных и возложению на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных уголовно-исполнительным законом. Очевидно, что в обоих случаях это негативно сказывается на нормальной деятельности ИУ, его стабильном функционировании, и конечно на соблюдении прав человека.

Поэтому представляется, что основы проведения профилактических (ограничительных) мероприятий в отношении осужденных к лишению свободы для недопущения дальнейшего распространения эпидемии должны быть закреплены в УИК РФ.

Между тем, в отношении лиц, содержащихся в учреждениях УИС, регулирование основных профилактических мер, в том числе ограничивающих права осужденных и возлагающих на них дополнительные обязанности, отнесено на подзаконный уровень (например, в Приказе Минюста РФ от 4 июля 2022 г. № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы»).

В определенной мере вышеуказанные и иные недостатки уголовно-исполнительного законодательства частично восполняются положениями федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», по ч. 2 ст. 50 которого при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе о проведении дополнительных санитарно-противоэпи-демических (профилактических) мероприятий.

Кроме того, в ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрены ограничительные мероприятия (карантин); при этом, согласно ст. 31 данного закона, такие мероприятия (но без указания даже их примерного перечня — прим. авт.) реализуются в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, что регламентируется санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами.

Указанные предписания законодательства еще в 2020 г. реализовывались на уровне ФСИН России путем вынесения Главным государственным сани-

тарным врачом ФСИН России постановления «О введении дополнительных санитарно-противоэпиде-мических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», согласно чему в ИУ и СИЗО был запрещен допуск посетителей и сотрудников УИС с повышенной температурой тела, приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий, а также введен ряд иных са-нитарно-противоэпидемических (профилактических) мер [9].

Представляется, что вышеуказанные нормы федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» лишь создают общую основу в области проведения санитарно-противоэпидеми-ческих (профилактических) и иных мероприятий без учета особенностей деятельности различных учреждений УИС.

В итоге по-прежнему открытыми остаются вопросы о правовой основе введения режима особых условий в ИУ при возникновении эпидемии, об особенностях правового положения осужденных, имеющих инфекционные заболевания, полномочий и регламента работы сотрудников УИС и т. п. Представляется, что надлежащее решение рассматриваемых проблем позволит решить целый ряд вопросов, в первую очередь связанных с обеспечением и ограничением прав осужденных и арестованных, возложением на них дополнительных обязанностей при изоляции и реализации других профилактических мероприятий, стабильным функционированием системы исполнения наказаний.

Список источников

1. Салаев Н. С. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в чрезвычайных условиях в Узбекистане // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16. № 1. С. 74-80.

2. Сиряков А. Н. Режим особых условий в исправительных учреждениях содружества независимых государств // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1 (41). С. 56-61.

3. Бутенко Т. П. Реализация основных средств исправления осужденных в условиях пандемии вируса COVID-19 // Уголовно-исполнительное право. 2020. Т. 15. № 2. С. 151-157.

4. Скиба А. П. Профилактика эпидемий среди осужденных к лишению свободы: обеспечение карантина и некоторые иные организационно-правовые проблемы // Юридическое образование и наука. 2020. № 5. С. 29-33.

5. Ефремова И. А., Кашуба Ю. А., Орлов В. Н. и др. Уголовно-исполнительное законодательство в условиях стихийного бедствия, введения чрезвычайного или военного положения:

SOCIAL AND HUMAN SCIENCES

LAW SCIENCES

моногр. / под общ. ред. А. А. Крымова; под науч. ред. А. П. Скибы. М.: Криминологическая библиотека, 2022.

6. Фефелов В. В. Режим особых условий как элемент обеспечения безопасности в исправительном учреждении. Уфа, 2005.

7. Официальный сайт ФСИН России // URL:// http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ ID=503889.

8. Крымов А. А. Реализация досудебных форм уголовно-процессуальной деятельности при введении режима особых условий в исправительных учреждениях: постановка отдельных проблем // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 454. С. 220-225.

9. Официальный сайт ФСИН России // URL:// http://fsin.su/news/index.php?ELEMENT_ ID=502612.

References

1. Salaev N. S. Peculiarities of the execution of punishment in the form of imprisonment in emergency conditions in Uzbekistan // Criminal Executive Law. 2021. Т. 16. № 1. Р. 74-80.

2. Siryakov A. N. Regime of special conditions in correctional institutions of the Commonwealth of Independent States // Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction. 2018. № 1 (41). Р. 56-61.

3. Butenko T. P. Implementation of the basic means of correction of convicts in conditions of the COVID-19 virus pandemic // Criminal Executive Law. 2020. T. 15. № 2. P. 151-157.

4. Skiba A. P. Prevention of epidemics among prisoners to imprisonment: provision of quarantine and some other organizational and legal problems // Legal Education and Science. 2020. № 5. P. 2933.

5. Efremova I. A., Kashuba Y. A., Orlov V. N. et al. Criminal-executive legislation in conditions of natural disasters, introduction of emergency or martial law: monograph / under general ed. by A. A. Krymov; under scientific ed. by A. P. Skiba. Moscow: Criminological Library, 2022.

6. Fefelov V. V. Special conditions regime as an element of security in a correctional institution. Ufa, 2005.

7. Official website of Russian Federal Penitentiary Service // URL://http://fsin.su/news/index. php?ELEMENT_ID=503889.

8. Krymov A. A. Implementation of pre-trial forms of criminal procedure in the introduction of special conditions regime in correctional institutions: statement of certain problems // Bulletin of Tomsk State University. 2020. № 454. P. 220-225.

9. Official website of the Federal Penitentiary Service of Russia // URL://http://fsin.su/news/ index.php?ELEMENT_ID=502612.

Информация об авторе

А. А. Крымов — профессор кафедры публично-правовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России, доктор юридических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования.

Information about the author

A. A. Krymov — Professor of the Department of Public Law of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honorary Worker of Higher Professional Education.

Статья поступила в редакцию 12.01.2023; одобрена после рецензирования 03.04.2023; принята к публикации 22.05.2023.

The article was submitted 12.01.2023; approved after reviewing 03.04.2023; accepted for publication 22.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.