Научная статья на тему 'Отдельные проблемы исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения'

Отдельные проблемы исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административное наказание / административный запрет на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения / спортивный объект / идентификация личности / полиция / проблемы / administrative punishment / administrative ban on visiting places of official sports events on the days of their holding / sports facility / identity identification / police / problems

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Вячеславович Давыдов

Введение. В производстве по делам об административных правонарушениях исполнение постановлений выступает заключительной стадией всего производства. Рассматриваемая стадия служит гарантом законности и обоснованности вынесенного решения, поскольку любой правоприменительный процесс заканчивается не столько принятием решения, сколько его фактическим исполнением. Именно с существованием данной стадии связно реальное применение административного наказания. В связи с этим очень важным представляется вопрос о восстановлении социальной справедливости посредством неотвратимости административного наказания за совершенное противоправное деяние. В 2013 году в систему административных наказаний добавлена новая мера – административный запрет на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Появление указанного административного наказания было направлено на исключение практики безнаказанности болельщиков за свои противоправные действия при проведении спортивных мероприятий. При этом, несмотря на значимость и целевое предназначение рассматриваемого наказания, на сегодняшний день не сложилась единая практика его исполнения, существует ряд вопросов, требующих дополнительного правового регулирования. Цель исследования. На основе анализа правоприменительной практики определить проблемы организации исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного запрета на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, уяснить роль и место полиции в контексте исполнения анализируемого наказания. Методология. Основу проведения научного исследования составили методы эмпирического и теоретического исследования, а также группа частнонаучных методов: статистический, социологический, сравнительно-правовой. Выводы. Необходимость систематизации норм законодательства и правоприменительной практики в рамках назначения и исполнения административного запрета на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, внесение дополнений в статью 3.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части конкретизации вида спорта, за нарушение правил которого лицу назначается наказание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максим Вячеславович Давыдов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Separate problems of the execution of the administrative ban on visiting the venues of official sports competitions on the days of their holding

Introduction. In the proceedings on administrative offences, the execution of decisions on administrative offences acts as the final stage of the entire proceedings. The stage under consideration serves as a guarantor of the legality and validity of the decision, since any law enforcement process ends not so much with the adoption of a decision as with its actual execution. It is with the existence of this stage that the real application of administrative punishment is connected. In this regard, the issue of restoring social justice by means of the inevitability of administrative punishment for an illegal act committed is very important. In 2013, a new measure was added to the system of administrative penalties – an administrative ban on visiting places of official sports events on the days of their holding. The appearance of this administrative penalty was aimed at eliminating the practice of impunity of fans for their illegal actions during sporting events. At the same time, despite the significance and purpose of the punishment in question, to date there has not been a unified practice of its execution, there are a number of issues that require additional legal regulation. The purpose of the study. Based on the analysis of law enforcement practice, to determine the problems of organizing the execution of decisions in cases of administrative offenses that entail punishment in the form of an administrative ban on visiting places of official sports events on the days of their holding, to understand the role and place of the police in the context of the execution of the analyzed punishment. Methodology. The basis of the scientific research was the methods of empirical and theoretical research, as well as a group of private scientific methods: statistical, sociological, comparative legal. Conclusions. The need to systematize the norms of legislation and law enforcement practice within the framework of the appointment and execution of an administrative ban on visiting places of official sporting events on the days of their holding, amendments to Article 3.14 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation regarding the specification of the sport for violation of the rules of which a person is sentenced.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения»

научный портал мвд России № 2 (62) 2023

scientific portal of the russia ministry of the interior " М '

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Административное право

Научная статья УДК 342.9

Отдельные проблемы исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения

Максим Вячеславович Давыдов

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орел, Россия mdd86.m@yandex.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. В производстве по делам об административных правонарушениях исполнение постановлений выступает заключительной стадией всего производства. Рассматриваемая стадия служит гарантом законности и обоснованности вынесенного решения, поскольку любой правоприменительный процесс заканчивается не столько принятием решения, сколько его фактическим исполнением. Именно с существованием данной стадии связно реальное применение административного наказания. В связи с этим очень важным представляется вопрос о восстановлении социальной справедливости посредством неотвратимости административного наказания за совершенное противоправное деяние. В 2013 году в систему административных наказаний добавлена новая мера - административный запрет на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения. Появление указанного административного наказания было направлено на исключение практики безнаказанности болельщиков за свои противоправные действия при проведении спортивных мероприятий. При этом, несмотря на значимость и целевое предназначение рассматриваемого наказания, на сегодняшний день не сложилась единая практика его исполнения, существует ряд вопросов, требующих дополнительного правового регулирования.

Цель исследования. На основе анализа правоприменительной практики определить проблемы организации исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного запрета на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, уяснить роль и место полиции в контексте исполнения анализируемого наказания.

Методология. Основу проведения научного исследования составили методы эмпирического и теоретического исследования, а также группа частнонаучных методов: статистический, социологический, сравнительно-правовой.

Выводы. Необходимость систематизации норм законодательства и правоприменительной практики в рамках назначения и исполнения административного запрета на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, внесение дополнений в статью 3.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части конкретизации вида спорта, за нарушение правил которого лицу назначается наказание.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: административное наказание, административный запрет на посещение мест официальных спортивных мероприятий в дни их проведения, спортивный объект, идентификация личности, полиция, проблемы

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Давыдов М. В. Отдельные проблемы исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения // Научный портал МВД России. 2023. № 2 (62). С. 7-14.

© Давыдов М. В., 2023

Administrative Law

Original article

Separate problems of the execution of the administrative ban on visiting the venues of official sports competitions on the days of their holding

Maxim V. Davydov

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia mdd86.m@yandex.ru

ABSTRACT. Introduction. In the proceedings on administrative offences, the execution of decisions on administrative offences acts as the final stage of the entire proceedings. The stage under consideration serves as a guarantor of the legality and validity of the decision, since any law enforcement process ends not so much with the adoption of a decision as with its actual execution. It is with the existence of this stage that the real application of administrative punishment is connected. In this regard, the issue of restoring social justice by means of the inevitability of administrative punishment for an illegal act committed is very important. In 2013, a new measure was added to the system of administrative penalties - an administrative ban on visiting places of official sports events on the days of their holding. The appearance of this administrative penalty was aimed at eliminating the practice of impunity of fans for their illegal actions during sporting events. At the same time, despite the significance and purpose of the punishment in question, to date there has not been a unified practice of its execution, there are a number of issues that require additional legal regulation.

The purpose of the study. Based on the analysis of law enforcement practice, to determine the problems of organizing the execution of decisions in cases of administrative offenses that entail punishment in the form of an administrative ban on visiting places of official sports events on the days of their holding, to understand the role and place of the police in the context of the execution of the analyzed punishment.

Methodology. The basis of the scientific research was the methods of empirical and theoretical research, as well as a group of private scientific methods: statistical, sociological, comparative legal.

Conclusions. The need to systematize the norms of legislation and law enforcement practice within the framework of the appointment and execution of an administrative ban on visiting places of official sporting events on the days of their holding, amendments to Article 3.14 of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation regarding the specification of the sport for violation of the rules of which a person is sentenced.

KEYWORDS: administrative punishment, administrative ban on visiting places of official sports events on the days of their holding, sports facility, identity identification, police, problems

FOR CITATION: Davydov M. V. Separate problems of the execution of the administrative ban on visiting the venues of official sports competitions on the days of their holding // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2023. № 2 (62). P. 7-14 (In Russ.).

При всем многообразии общественных от- совершенствовании уже имеющихся механиз-ношений, складывающихся в процессе жиз- мов обеспечения общественного порядка на недеятельности, обеспечение общественного спортивных мероприятиях в преддверии про-порядка при проведении спортивных меропри- ведения в нашей стране Кубка конфедераций ятий в последнее время видится приоритетной FIFA 2017 года и Чемпионата мира по футболу задачей в деятельности государственных ор- FIFA 2018 года. Поэтому благодаря грамотной ганов. Активный курс на достижение высокого и целенаправленной политике государства бук-уровня безопасности в ходе проведения спор- вально в течение нескольких лет российским тивных мероприятий и приведение их к миро- властям удалось адаптировать российское за-вым стандартам в нашем государстве связан конодательство к общемировым стандартам с событиями десятилетней давности, когда организации и проведения спортивных меро-на Чемпионате Европы по футболу 2012 года приятий любого уровня.

в Польше и Украине российские болельщики В частности, законодателем нормативно за-

устроили беспорядки перед матчем сборной креплены права и обязанности зрителей при России и Польши. После Чемпионата Европы по проведении спортивных мероприятий1. Глава футболу 2012 года российские власти всерьез 20 Кодекса Российской Федерации об админи-задумались об ужесточении ответственности за нарушения, допущенные при проведении спортивных мероприятий, предотвращении и пресечении хулиганских проявлений, поиске новых и

1 См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ : ред. от 18 марта 2023 г. // СПС КонсультантПлюс.

стративных правонарушениях2 (далее - КоАП РФ) дополнена ст. 20.31, 20.32, положения которых регламентируют ответственность специальных субъектов производства: болельщиков и организаторов спортивных мероприятий3. В контексте унификации механизма административной ответственности расширена система административных наказаний за счет дополнения ст. 3.2 КоАП РФ административным запретом на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Появление данного наказания в КоАП РФ связано с внедрением международной практики борьбы прежде всего с футбольными хулиганами на спортивных объектах в преддверии крупных международных турниров в Российской Федерации.

Законодательно определена роль МВД России в обеспечении безопасности на объектах спорта. Помимо оказания содействия организаторам спортивных мероприятий в обеспечении общественного порядка при проведении массовых мероприятий4, на ведомство возложена обязанность ведения списка лиц, которые попали под ограничения5. На основании копий вступивших в силу постановлений по делу об административных правонарушениях сотрудники полиции территориальных органов МВД России на районном уровне в течение трех дней со дня их поступления заполняют карточки учета лиц, которым назначено данное наказание, с последующим направлением их в бумажном и электронном виде в Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для учета и систематизации. В последующем информация вносится в модуль «Административная практика» журнала лиц, которым назначено административное наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения,

2 См.: Об утверждении Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований : постановление Правительства Рос. Федерации от 16 дек. 2013 г. № 1156 // СПС КонсультантПлюс.

3 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федер. закон от 23 июля 2013 г. № 192-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

4 См.: О полиции : Федер. закон от 7 февр. 2011 г.

№ 3-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.

5 См.: Об организационных мерах по ведению списка лиц, которым запрещено посещение мест проведения офи-

циальных спортивных соревнований в дни их проведения : приказ МВД России от 14 янв. 2014 г. № 14 // СПС Консуль-тантПлюс.

созданный на базе Сервиса обеспечения охраны общественного порядка Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России. Указанный список ежедневно актуализируется и размещается на официальном сайте ведомства для публичного доступа. При заполнении карточек учета лиц, помимо информации о личности правонарушителя, сведений, содержащихся в постановлении

0 назначении административного наказания, в обязательном порядке приобщается фотографический снимок лица на основании копии документа, удостоверяющего личность гражданина. Подобная процедура позволяет значительно упростить механизм установления личности, особенно в случаях использования программно-аппаратных комплексов идентификации лиц по фотоснимкам или биометрическим данным. Согласно официальным данным МВД России, по итогам 2021 г. к ответственности по ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ привлечены 696 человек, по чч. 2-13, по чч. 3-91, по чч. 4-0, по чч. 5-2. При этом административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения установлен по ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ в 287 случаях, по чч. 2-7, по чч. 3-81. За 12 месяцев 2022 г. количество лиц, привлеченных к ответственности по чч. 1-5 ст. 20.31 КоАП РФ, составило

1 165 человек, из них административное наказание, предусмотренное ст. 3.14 КоАП РФ, назначено по ч. 1 ст. 20.31 КоАП РФ 300 гражданам, по чч. 2-4, по чч. 3-78.

В настоящее время согласно информации, размещенной на официальном сайте МВД России, 271 гражданин не может посещать официальные спортивные мероприятия в дни их проведения6.

Несмотря на нормативную урегулирован-ность организации работы по ведению списка лиц, которым назначено рассматриваемое административное наказание, определенные сложности на практике возникают относительно порядка его исполнения. Указанная деятельность является наиболее сложной, что подтверждается практикой исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, а также полемикой по этому вопросу на страницах юридической литературы.

Например, Э. Ф. Байсалуева отмечает, что

6 См.: Официальный сайт МВД России. URL : http://www. mvd.ru/ (дата обращения : 09.01.2023).

законодатель «перенасытил» содержание рассматриваемого административного наказания словами «запрет», «мест», «дни», «проведения», «официальное спортивное соревнование», допустив тем самым юридико-лингвистическую неопределенность в названии [1, с. 42]. Аналогично обстоят дела с порядком исполнения наказания. Дело в том, что в настоящее время четко не определена служба, ответственная за организацию контроля данной категории граждан по исполнению ими назначенного административного наказания. Положения Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»7, а также ст. 32.14 КоАП РФ дают понять, что организатор спортивного мероприятия самостоятельно осуществляет контроль за лицами, в отношении которых установлен административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения, силами контролеров-распорядителей при проходе на стадион либо при покупке билетов. Однако речь идет только о тех случаях, когда билеты на спортивные мероприятия приобретаются на основании документов, удостоверяющих личность. В рамках обеспечения общественного порядка сотрудники полиции также могут оказывать содействие организаторам мероприятий в осуществлении контроля за исполнением назначенного лицам административного наказания. Подобное содействие относится к категории «право» и реализуется в случае необходимости.

Дело в том, что сотрудники полиции привлекаются к охране общественного порядка не на все спортивные мероприятия. В настоящее время отсутствует специальный нормативный правовой акт, закрепляющий конкретные виды официальных спортивных мероприятий, нуждающихся в обязательном участии сотрудников полиции. Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 2 июня 2014 г. № 4288 определены различные виды спорта по категориям, на которые распространяются общие правила поведения зрителей. В случае необходимости участия органов внутренних дел в обеспечении правопо-

7 См.: О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

8 См.: Об определении видов спорта, при проведении официальных спортивных соревнований по которым приме-

няются требования по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных спортивных соревнований : приказ Министерства спорта Рос. Федерации от 2 июня 2014 г. № 428 // СПС КонсультантПлюс.

рядка организатор спортивного мероприятия не позднее тридцати дней обязан обратиться в территориальный орган МВД России, сообщив дату, место и сроки его проведения.

Данное требование не носит императивный характер и принимается организатором на свое усмотрение. Законодательство позволяет организаторам спортивных соревнований использовать для обеспечения общественного порядка контролеров-распорядителей без привлечения сотрудников органов внутренних дел. Подобная ситуация характерна для случаев, не связанных с возможностью осложнения оперативной обстановки, и, как правило, по тем видам спорта, которые не отличаются популярностью и массовостью среди болельщиков.

В структуре подразделений полиции отсутствуют специальные службы, ответственные за организацию контроля указанной категории граждан. У службы участковых уполномоченных полиции как наиболее приближенной к населению службы в списке лиц, в отношении которых осуществляется профилактическая работа, отсутствует рассматриваемая категория граждан. Нет этой обязанности и у других подразделений полиции. В связи с этим, основываясь на анализе ведомственной нормативной базы, исполнением данного вида наказания занимаются многие подразделения полиции, привлекаемые к охране общественного порядка при проведении спортивного мероприятия. В этом случае речь уместно вести исключительно об осуществлении контроля на объектах спорта и прилегающей к ним территории за лицами, которым назначено рассматриваемое административное наказание, и только в случаях участия сотрудников полиции.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в соответствии с реестром видов спорта единым календарным планом спортивных мероприятий на 2021 г.9 с 20 по 24 февраля в Орле проводились Всероссийские соревнования по баскетболу «Студенческая лига РЖД», однако сотрудники полиции не привлекались к указанному мероприятию. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что отказ организатора от привлечения сотрудников полиции к мероприятиям, связанным с обеспечением общественного порядка на объектах его проведения, не говорит о

9 См.: Об утверждении единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2021 год : приказ Министерства спорта Рос. Федерации от 17 дек. 2020 г. № 937 // СПС КонсультантПлюс.

№№2 (62) О023

возможных нарушениях этого порядка. Дело в том, что с целью исполнения административного наказания, предусмотренного ст. 3.14 КоАП РФ, -недопущения лиц на официальное спортивное мероприятие - организатор не менее чем за три часа до начала проведения мероприятия знакомится со списком лиц, которым запрещено посещение указанных мероприятий. Правда, рассматриваемое правило применяется только для тех спортивных соревнований, в которых продажа билетов производится по документам, удостоверяющим личность. В то же время, если организатором спортивного мероприятия решение об обязательности продажи входных билетов по документам, удостоверяющим личность, не принято, теряется возможность реального исполнения данного вида административного наказания.

В настоящее время следует констатировать, что на практике не выработан четкий механизм организации деятельности сотрудников полиции по недопущению нарушений административного законодательства со стороны граждан, в отношении которых установлен административный запрет на посещение официальных мероприятий на объектах спорта, в случае их привлечения. Проведенный опрос практических сотрудников10, задействованных в охране общественного порядка при проведении официальных спортивных мероприятий, показал, что в большинстве случаев сотрудники, несущие службу на объектах спорта, осуществляют визуальное распознавание потенциальных нарушителей на основании ознакомления со списком лиц, которым назначено данное наказание, непосредственно перед заступлением на службу. Подобная ситуация характерна для тех субъектов, которые не могут похвастаться числом и масштабом проведенных официальных спортивных мероприятий на своей территории. Например, на территории Орловской области подобные мероприятия носят разовый характер. Анализ судебной практики11 показывает, что последний случай назначения административного наказания по ст. 20.31 КоАП РФ

10 Опрос сотрудников ОВД осуществлялся среди слушателей факультета заочного обучения Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова в период обучения с 2020 по 2022 г., участвовавших в охране общественного порядка при проведении официального спортивного соревнования на территории субъектов по месту прохождения службы.

11 См.: Постановление Болховского районного суда

от 13 декабря 2017 г. № 5-64/2017. URL : http://www.sudrf.ru

(дата обращения : 29.12.2022).

судами Орловской области датирован 2017 г. По итогам 2021 и 2022 гг. на территории Орловской области к административной ответственности по ст. 20.31 КоАП РФ никто не привлекался. Здесь стоит заметить, что указанная проблема не характерна для крупных городов, где организация и проведение крупных спортивных соревнований - обычное дело. Так, из 271 человека, которым назначен рассматриваемый вид административного наказания, большая часть приходится на Московскую и Ленинградскую области, в том числе на г. Санкт-Петербург. В результате решение обозначенной проблемы приобретает первоочередное значение для территориальных органов МВД России и организаторов официальных спортивных соревнований, базирующихся на территории указанных субъектов.

Несомненный интерес вызывает опыт организации и проведения футбольных матчей в рамках Российской премьер-лиги. В настоящее время большинство футбольных клубов России (Динамо (Москва), Спартак (Москва), Зенит (Санкт-Петербург)) используют на своих спортивных объектах и прилегающих к ним территориях системы распознавания лиц, возможности которых позволяют выявить потенциальных нарушителей с последующим уведомлением правоохранительных органов для их задержания и документирования обстоятельств противоправного деяния. При проходе на стадион установлена система контроля и управления доступа болельщиков, которая сканирует лицо и сравнивает с федеральной базой нарушителей, формированием которой занимается МВД России. Опыт организации и проведения именно футбольных матчей не случаен, поскольку большая часть всех нарушений при проведении официальных спортивных мероприятий приходится на футбольных фанатов. В 2017 г. Министерством спорта Российской Федерации был подготовлен проект приказа «Об утверждении порядка проведения обязательной идентификации личности зрителей спортивных соревнований»12, положения которого предусматривали создание единой автоматизированной информационной системы идентификации зрителей на всех объектах спорта. Между тем до настоящего времени указанный нормативный документ в таком виде так

12 См.: Об утверждении порядка проведения обязательной идентификации личности зрителей официальных спортивных соревнований : паспорт проекта 01/02/03-17/00062682. URL : https://regulation.gov.ru/projects#npa=62682 (дата обращения : 29.12.2022).

и не был принят в связи с финансовой и технической сложностью его реализации.

Определенные вопросы возникают относительно распространения запрета на те виды спорта, посещение которых не связано с проведением спортивного мероприятия, в рамках которого лицу назначено наказание. В связи с этим стоит обратиться к понятию «официальное спортивное мероприятие», изложенному в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». В п. 9 ст. 2 указанного документа раскрываются категории спортивных мероприятий в зависимости от уровня их проведения, однако какие именно мероприятия относятся к официальным, закон не детализирует13. Перечень этих мероприятий ежегодно устанавливается Министерством спорта Российской Федерации, куда входят межрегиональные, всероссийские и международные мероприятия по различным видам спорта. Список официальных мероприятий очень обширен и постоянно корректируется. В результате возникают сложности с исполнением анализируемого наказания.

Анализ судебных решений показывает, что назначаемое административное наказание в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения не распространяется на тот вид спорта, в рамках проведения которого лицо допустило нарушения правил поведения зрителей. Объясняется это тем, что законодатель не конкретизирует вид спорта, в рамках которого лицу запрещено его посещение, ограничиваясь лишь его официальным статусом.

Поэтому невозможно всегда отследить, в рамках какого спортивного мероприятия лицо может быть ограничено в его посещении, что, в свою очередь, осложняет деятельность сотрудников полиции в исполнении указанного вида наказания. В связи с этим представляется целесообразным дополнить ст. 3.14 КоАП РФ частью 3, изложив ее в следующей редакции:

«Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается гражданину по тому виду спорта, на соревновании по которому за нарушение правил поведения зрителей ему было назначено наказание». Схожей точки зрения придерживаются Р. А. Брунер,

А. А. Аносов, полагая, что подобная практика будет способствовать повышению эффективности исполнения данного вида административного наказания [2, с. 159].

Несколько проще обстоят дела с теми спортивными мероприятиями, в рамках которых организатор такого мероприятия осуществляет продажу билетов по документам, удостоверяющим личность. В настоящее время перечень спортивных мероприятий, доступ на которые осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность, отчасти нормативно не определен. Как дает понять законодатель, в соответствии с ч. 2.1 ст. 20 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» решение о продаже билетов по документам, удостоверяющим личность, позволяющим идентифицировать эту личность, принимается организатором спортивного соревнования самостоятельно.

Между тем Федеральный закон от 30 декабря

2021 г. № 462-ФЗ14 вводит новый вид электронного документа - персонифицированная карта для посещения спортивного соревнования (паспорт болельщика - FanID), оформляемого для идентификации и аутентификации не только зрителей, но и участников официальных соревнований, иных лиц, задействованных в проведении таких соревнований (обслуживающий персонал, журналисты, спортсмены и т. д.). Решением Правительства Российской Федерации от 25 июня

2022 г. № 1694-р15 утвержден перечень спортивных соревнований, на которых идентификация и аутентификация являются обязательными. В настоящий момент к таким соревнованиям относятся матчи Чемпионата России по футболу среди мужских команд Премьер-лиги сезона 2022-2023 гг.

В подобных случаях идентификация личности при проходе на спортивный объект становится обязательной. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что по большинству спортивных мероприятий порядок идентификации нормативно не определен. Как правило,

13 См.: О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-Ф3 // СПС КонсультантПлюс.

14 См.: О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : Федер. закон от 30 дек. 2021 г. № 462-ФЗ // СПС Кон-сультантПлюс.

15 См.: Об утверждении перечня официальных спортивных соревнований, на которых идентификация и аутентификация зрителей, участников таких официальных спортивных соревнований, а также иных лиц, задействованных в их проведении, являются обязательными : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 июня 2022 г. № 1694-р // СПС КонсультантПлюс.

№№2 (62) О023

установление личности производится на основании документов, удостоверяющих личность, при предъявлении входного билета для прохода на спортивный объект. Проверка может осуществляться как контролерами-распорядителями самостоятельно16, так и во взаимодействии с сотрудниками полиции17. При этом в случае оформления персонифицированной карты на посещение спортивного соревнования все данные о лицах хранятся в информационной системе идентификации болельщиков, являющейся частью информационной системы инфраструктуры, в том числе и допустивших нарушения общественного порядка при проведении официального спортивного мероприятия, и в случае назначения лицу административного наказания в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения карта не выдается либо приостанавливается до истечения срока исполнения наказания.

Несмотря на то что процесс по внедрению паспортов болельщиков в нашей стране заработал только с 4 июля 2022 г., министр спорта Российской Федерации О. А. Матыцин в одном из интервью высказался о возможности его распространения на другие виды спорта в зависимости от эффективности проекта в футболе18. Вместе с тем важно обратить внимание на то, что после введения паспортов болельщиков многие футбольные клубы Российской Премьер-лиги отметили значительное снижение посещаемости своих матчей по причине негативных последствий от данной системы. В то же время эффект от внедрения персонифицированной карты для

16 См.: О физической культуре и спорте в Российской Федерации : Федер. закон от 4 дек. 2007 г. № 329-Ф3, ст. 20.2, ч. 4, п. 2 // СПС КонсультантПлюс.

17 См.: Там же, ст. 20.2, ч. 3, п. 3.

18 См.: Матыцин ответил на вопрос о возможном введении Паспорта болельщика в других видах спорта после футбола. URL : https://matchtv.ru/football/matchtvnews_NI1741431_ Matycin_otvetil_na_vopros_o_vozmozhnom_vvedenii_Pasporta_ bolelshhika_v_drugih_vidah_sporta_posle_futbola (дата обращения : 21.12.2022).

посещения футбольных матчей на сегодняшний день никем не оспаривается и выглядит закономерным итогом мировой практики борьбы с футбольными хулиганами.

Как видим, с целью повышения безопасности проведения спортивных мероприятий в настоящее время прослеживается тенденция, связанная с тем, что, повышая уровень защищенности участников мероприятий, законодатель одновременно ужесточает требования как к техническому оснащению спортивной инфраструктуры, возлагая на собственников спортивных сооружений требования об оснащении спортивных объектов системой идентификации лиц, так и к порядку приобретения входных билетов. Подобная система позволяет существенно упростить задачу организаторам спортивных мероприятий по обеспечению безопасности на объектах спорта, своевременно пресекать попытки прохода на спортивные мероприятия лиц, которым запрещено их посещение.

Между тем, несмотря на достигнутые результаты в сфере обеспечения общественного порядка и организации проведения официальных спортивных мероприятий, повышения их уровня безопасности, следует констатировать, что существуют проблемы исполнения административного наказания в виде административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения лицам, в отношении которых оно назначено. Действующее законодательство связывает исполнение данного наказания исключительно с теми видами спорта, доступ на которые осуществляется по билетам, приобретенным на основании документов, удостоверяющих личность. Во всех остальных случаях говорить о социальной справедливости не приходится, поскольку механизм неотвратимости административного наказания за совершенное противоправное деяние должным образом не организован.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Байсалуева Э. Ф. Проблемы реализации административной ответственности за нарушение правил поведения при проведении спортивных мероприятий // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2019. № 1. С. 41-46.

2. Брунер Р. А., Аносов А. А. Об отдельных вопросах исполнения административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных мероприятий в

дни их проведения // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : сб. статей науч.-практ. конференции. - Барнаул, 2018. № 18-1. С. 159-160.

REFERENCES

1. Baysalueva E. F. Vestnik Uralskogo yuridich-eskogo instituta MVD Rossii (Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 1, P. 41-46.

2. Bruner R. A., Anosov A. A. Aktualnye problemy borby s prestupleniyami I inymi pravonarusheniyami: sbornik statey nauchno-prakticheskoy konferentsii (Actual problems of combating crimes and other offenses: a collection of articles of a scientific and practical conference), Barnaul, 2018. No. 18-1, pp. 159-160.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

М. В. Давыдов - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. В. Лукьянова» (Российская Федерация, 302027, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, д. 2).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

M. V. Davydov - Candidate of Juridical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of the Federal State Public Educational Establishment of Higher Training «Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russian Federation named after V. V. Lukyanov» (Str. Ignatova, 2, Orel, Orel Region, 302027, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 01.02.2023; одобрена после рецензирования 16.02.2023; принята к публикации 27.04.2023.

The article was submitted 01.02.2023; approved after reviewing 16.02.2023; accepted for publication 27.04.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.