Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПРЕТА ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ИСПОЛНЕНИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПРЕТА ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ИСПОЛНЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / PUBLIC CONTRACT / АВАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА / ИЗМЕНЕНИЕ СРОКА ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ / MODIFICATION OF A DUE DATE OF OBLIGATIONS / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ КОНТРАКТА / ESSENTIAL CONDITIONS OF A CONTRACT / ADVANCE OF PUBLIC CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлов Дмитрий Михайлович, Кишеев Дмитрий Валерьевич

Научная статья представляет собой правовой анализ проблемных аспектов, возникающих у государственных заказчиков при необходимости изменения существенных условий государственных контрактов при их исполнении. Авторы анализируют недостатки правового регулирования, дают конкретные предложения, в том числе направленные на изменение некоторых положений законодательства Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE LEGAL PROBLEMS OF THE PROHIBITION OF CHANGING MATERIAL TERMS OF A PUBLIC CONTRACT WHEN IT IS EXECUTED

The scientific article is a legal analysis of some thorny aspects arising at state customers at necessity of changing material terms of public contracts in their execution. The authors analyzed lack of legal regulation and expressed specific proposals including possible amendments in legislation

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПРЕТА ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ИСПОЛНЕНИИ»

УДК - 347 ПАВЛОВ Дмитрий Михайлович,

ББК - 67.404 кандидат юридических наук

dmitrymp@mail.ru КИШЕЕВ Дмитрий Валерьевич,

юрисконсульт войсковой части 71557

kish_dv@mail.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПРЕТА ИЗМЕНЕНИЯ СУЩЕСТВЕННЫХ УСЛОВИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПРИ ЕГО ИСПОЛНЕНИИ

Аннотация. Научная статья представляет собой правовой анализ проблемных аспектов, возникающих у государственных заказчиков при необходимости изменения существенных условий государственных контрактов при их исполнении. Авторы анализируют недостатки правового регулирования, дают конкретные предложения, в том числе направленные на изменение некоторых положений законодательства Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный контракт, авансирование государственного контракта, изменение срока исполнения обязательств, существенные условия контракта.

PAVLOV Dmitriy Mikhailovich,

PhD

KISHEEV Dmitriy Valerevich,

legal counsel of the military unit 71557

SEPARATE LEGAL PROBLEMS OF THE PROHIBITION OF CHANGING MATERIAL TERMS OF A PUBLIC CONTRACT

WHEN IT IS EXECUTED

Annotation. The scientific article is a legal analysis of some thorny aspects arising at state customers at necessity of changing material terms of public contracts in their execution. The authors analyzed lack of legal regulation and expressed specific proposals including possible amendments in legislation.

Key words: public contract, advance of public contract, modification of a due date of obligations, essential conditions of a contract.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [8] (далее - ФЗ № 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях:

- повышения эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг;

- обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок;

- предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Несмотря на перечень целей, указанных в ч. 1 ст. 1 ФЗ № 44-ФЗ, полагаем, что и сам Федеральный закон, и 69 нормативных актов, принятых в развитие ФЗ № 44-ФЗ, призваны поддерживать добросовестную конкуренцию в сфере закупок.

В данной статье авторы предприняли попытку проанализировать предусмот-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

ренные законом возможности изменения существенных условий государственного контракта при его исполнении в аспекте поддержания добросовестной конкуренции.

I. Существенные условия государственного контракта

В законодательстве Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не содержится определения понятия «существенное условие государственного (муниципального) контракта».

Согласно ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации [10] (далее - ГК РФ), существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Существенные условия контракта перечислены в ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ. Поэтому к существенным условиям можно отнести следующую информацию [3]:

- предмет контракта (наименование товара, услуги, работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);

- количество поставляемого товара, объем оказываемых услуг, объем выполняемых работ;

- срок поставки товара, оказания услуг, выполнения работ; если контракт предусматривает этапы - начало и окончание каждого из них;

- цена контракта;

- порядок и сроки оплаты поставленного товара, оказанных услуг, выполненных работ;

- ответственность каждой стороны за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика);

- гарантийные обязательства и другие условия.

В статье 95 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев измене-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

ния существенных условий контракта. Однако не все существенные условия контракта подлежат изменению при его исполнении.

Как было сказано выше, одной из целей ФЗ № 44-ФЗ является повышение эффективности и результативности закупок. Изменение тех или иных обстоятельств может привести к необходимости изменения условий контракта. Наиболее распространенным способом изменения условий договора является заключение дополнительных соглашений. Однако ФЗ № 44-ФЗ по общему правилу запрещает изменять существенные условия контрактов, за исключением прямо предусмотренных случаев, о которых речь пойдет ниже.

II. Возможность изменения срока государственного контракта при его исполнении

Статьей 95 ФЗ № 44-ФЗ не предусмотрена возможность изменения срока исполнения обязательств по государственному контракту.

Сразу же оговоримся, что срок действия контракта и срок исполнения обязательств по контракту — понятия разные.

Согласно ст. 432 ГК РФ, контракт действует до полного исполнения сторонами обязательств, включая гарантийные.

Срок исполнения обязательств, безусловно, является существенным условием государственного контракта, согласно которому исполнитель обязуется выполнить определенную работу в определенный срок.

Возникает вопрос: можно ли изменить срок исполнения обязательств по государственному контракту?

Исходя из анализа законодательства, в частности ч. 2 ст. 34 и ч. 1 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ, можно прийти к выводу, что по общему правилу изменить срок исполнения обязательств по государственному контракту нельзя. Срок является существенным условием контракта, а, следовательно, изменить его можно лишь по основаниям, прямо предусмотренным нормативными правовыми актами. Единственный исключительный случай, при котором допускается изменение срока, — уменьшение доведен-

ных до заказчика лимитов бюджетных обязательств (ст. 767 ГК РФ [9], п. 6 ст. 161 БК РФ [1], п. 6 ч. 1 ст. 95 ФЗ № 44-ФЗ). Во всех остальных случаях срок изменению не подлежит.

Вместе с тем, согласно судебной практике, изменение срока возможно. Так, например, в постановлении ФАС ПО от 11 июня 2009 г. № А72-7337/2008 сделан вывод, что при нарушении стороной контракта существенных условий контракта другая сторона вправе требовать изменения срока. Правовым основанием выступает ч. 3 ст. 405, п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ. В качестве примера практики можно также ознакомиться с постановлениями ФАС Уральского округа от 7 ноября 2013 г. № Ф09-10788/13, 2 ААС от 17 февраля 2010 г. № 02АП-352/2010 и от 30 апреля 2014 г. № 02АП-3030/14.

Периодически исполнение обязательств по контракту зависит не только от заказчика и исполнителя. В отношения между заказчиком и исполнителем могут вступать третьи лица, не являющиеся стороной контракта, например: экспертные организации, уполномоченные государственные органы, частные лица.

Своими действиями такие организации могут препятствовать надлежащему исполнению государственного контракта путем запрещения или приостановления деятельности исполнителя, в том числе, посредством судебных решений.

Например, при исполнении контракта на замену существующего трубопровода исполнитель столкнулся со следующей проблемой. Данный трубопровод проходил через подвальное помещение, находящееся в частной собственности. При замене трубы на большую в диаметре необходимо было демонтировать часть стены. Собственник помещения чинил препятствия, вследствие чего исполнитель не мог выполнить обязательства в срок.

Такая невозможность исполнения контракта не является обстоятельством непреодолимой силы. Продлить срок исполнения контракта заказчик не вправе. При этом заказчик, в силу положений ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, обязан направить поставщику

(подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Складывается парадоксальная ситуация, когда исполнитель не может исполнить обязательство не по своей вине, более того, по причинам, которых он не мог предусмотреть в момент заключения контракта, а штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств заказчик обязан выставить. Для таких ситуаций в законе прямо не предусмотрены случаи изменения срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств. Представляется, что целесообразно предусмотреть законодательную возможность только в исключительных случаях и только по соглашению сторон изменять срок исполнения обязательств по государственному и муниципальному контракту, тем более что такая норма была предусмотрена в ФЗ № 44-ФЗ в 2015 и 2016 гг.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

При этом отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относится, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например: отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей [5].

В соответствии с ч. 9 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

В данном случае понятие «по вине другой стороны» подразумевает сторону контракта, т.е. заказчика (если контракт двусторонний).

Таким образом, исполнитель не уплачивает штрафные санкции за просрочку исполнения обязательств, если докажет, что такая просрочка вызвана:

— действием непреодолимой силы (форс-мажор);

— действиями заказчика.

С одной стороны, в ст. 401 ГК РФ указано, что исполнитель несет ответственность при наличии вины. С другой стороны, в ФЗ № 44-ФЗ не предусмотрена возможность освобождения исполнителя от ответственности за просрочку по вине третьих лиц.

Такая неопределенность может порождать споры с решениями судов как в пользу заказчика, так и в пользу исполнителя.

В качестве примера можно привести следующее дело (№ А40-251997/15). Министерство обороны Российской Федера-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

ции обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к исполнителю контракта о взыскании неустойки.

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что исполнитель нарушил срок поставки товара. Вместе с тем ответчику удалось доказать, что срок нарушения поставки произошел по не зависящим от организации причинам, в связи с введением Европейским союзом санкций в 2014 г.

Решением Арбитражного суда по делу суд отказал Минобороны России в удовлетворении требований о взыскании неустойки.

Суд, принимая свое решение, в том числе, сослался на Положение о порядке сви-детельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) [4] и исходил из того, что к обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены предпринимательские риски, такие, как нарушение обязанностей контрагентами должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, наступившее в связи с введением санкций Евросоюза в отношении предприятий, расположенных на территории России, поскольку, заключая сделку, исполнитель не мог знать о наступлении таких обстоятельств, которые от него и его контрагентов никоим образом не могли зависеть.

При этом ни у заказчика, ни у поставщика не было юридической возможности изменить условия контракта о сроке его исполнения, а также заказчик обязан был обратиться в суд за взысканием неустойки в силу положений ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.

Таким образом, полагаем, что в настоящее время имеется правовая пробель-ность, поскольку ФЗ № 44-ФЗ не полностью регулирует данные отношения, в связи с чем представляется, что целесообразно ФАС России или Верховному Суду Российской Федерации дать подробные разъяснения по текущему вопросу.

III. Возможность изменения порядка оплаты по государственному контракту при его исполнении

Порядок оплаты работ является существенным условием государственного кон-

тракта. Сроки оплаты, размер аванса — все это относится к порядку оплаты (п. 1 ст. 711 ГК РФ, п. 1 ст. 781 ГК РФ, п. 1 ст. 486 ГК РФ, ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ).

В целях поддержания добросовестной конкуренции законодатель предусмотрел запрет на изменение условий о порядке оплаты. Однако полагаем, что для определенных видов контрактов такой подход является избыточным.

По общему правилу размер аванса по государственным и муниципальным контрактам не может превышать 30 процентов цены соответствующего контракта.

В соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации заказчик при заключении государственных контрактов вправе предусматривать авансирование до 80, а в исключительных случаях даже до 100 процентов цены контракта [6].

С учетом особенностей бюджетного законодательства денежные средства, выделенные на соответствующий финансовый год, подлежат безусловному освоению. Ряд контрактов при выполнении заданий государственного оборонного заказа имеет сроки исполнения более одного года, например: контракты на выполнение подрядных работ по строительству специальных объектов, поставку и разработку сложного вооружения и военной техники.

Нередко федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции государственного заказчика и распорядителя бюджетных ассигнований, при окончании финансового года сталкиваются со следующей проблемой освоения денежных средств.

В случае заключения контракта в конце финансового года с общим сроком 12 месяцев и более исполнение такого контракта будет осуществляться в текущем и последующем годах. Следует обратить внимание и на возможные приостановки работ в связи с форс-мажором или иными обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (определением суда о приостановке работ). Лимиты денежных средств, выделяемые в текущем году, могут составлять до 100 процентов от суммы контракта. Исполнитель контракта физически не может освоить

выделенные денежные средства за такой короткий промежуток времени. Во избежание нарушений бюджетного законодательства и учитывая возможность, предусмотренную отдельными постановлениями Правительства Российской Федерации, заказчик вносит изменение в контракт в части оплаты работ. Дополнительным соглашением к контракту предусматривается увеличение размера аванса на размер лимитов бюджетных обязательств, выделенных на оплату соответствующего контракта, вплоть до 100 процентов, что на первый взгляд не противоречит нормам закона.

Однако размер авансирования в размере 100 процентов может быть установлен только при заключении государственного контракта и только в строго установленных нормативными правовыми актами случаях.

В соответствии со ст. 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный контракт должен содержать, в том числе, условия о порядке финансирования и оплаты работ.

Кроме того, в ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты работ.

Таким образом, порядок оплаты (финансирования) работ является существенным условием контракта.

Статьей 95 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, исчерпывающий перечень которых не предусматривает изменения порядка оплаты (финансирования) работ при его исполнении.

Данный вывод подтверждается и решениями ФАС России от 7 августа 2015 г. № П-525/15 и от 17 мая 2016 г. № П-105/ 16: «Заказчиком заключено дополнительное соглашение к контракту, изменяющее положения пункта об авансировании работ с 10 процентов до 30 процентов от цены государственного контракта. Действия Заказчика, изменившего порядок оплаты по контракту, являющийся существенным условием контракта, нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП».

Таким образом, законодательство позволяет предусматривать размер авансирования до 80 процентов только на этапе заключения контракта, а внесение изменений в действующий контракт в части увеличения размера аванса является нарушением.

С точки зрения защиты конкуренции такое положение закона вполне обоснованно. Указание в конкурсной или аукционной документации условия об авансировании по контракту в размере 80 процентов может привлечь большее количество потенциальных участников, нежели условие об авансировании в меньшем размере либо отсутствие авансирования как такового.

Такие положения об авансировании действуют в отношении всех заключенных и заключаемых контрактов и договоров независимо от способа проведения закупки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако представляется, что закупки у единственного поставщика в контексте рассматриваемого вопроса требуют отдельного регулирования.

Такой способ закупки является неконкурентным, поскольку участником закупки выступает одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), с которым заключается контракт.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции» [7] конкуренцией является соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В целях поддержки развития экономики государства действующее законодательство направлено на поддержку конкуренции и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Помимо Закона «О защите конкуренции», условия для содействия конкуренции поддерживаются и иными норматив-

ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 2 • 2018

ными правовыми актами, в частности ФЗ № 44-ФЗ.

Однако в большинстве случаев установленные правила имеют исключения и уточнения для отдельных, как правило узких и сложных, вопросов. В ФЗ № 44-ФЗ такие исключения связаны именно с проведением закупок при заключении контрактов с единственными поставщиками.

Заключение контрактов с единственными поставщиками является вынужденной необходимостью, так как часто исполнителем по контракту становится субъект естественной монополии или организация, производственные мощности или иные причины которой позволяют только ей исполнить государственный контракт.

Заключение контракта с единственным поставщиком ни при каких обстоятельствах не может нарушить принцип обеспечения конкуренции, так как отсутствует состязательность при его заключении. Отсюда можно сделать вывод о том, что внесение изменений в контракт, заключенный с единственным поставщиком, в части порядка оплаты работ, а именно в части увеличения авансирования, также не приведет к нарушению конкуренции.

Стоит отметить, что при увеличении авансирования заказчику необходимо требовать представления обеспечения исполнения контракта на сумму не менее размера выданного аванса в случаях, если такое обеспечение предусмотрено законодательно и условиями контракта.

Однако данная оговорка законодательством не предусмотрена.

В связи с этим полагаем, что целесообразно:

- часть 1 статьи 95 ФЗ № 44-ФЗ дополнить пунктом следующего содержания: «...если контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в рамках выполнения государственного оборонного заказа допускается изменение условий порядка оплаты с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации»;

— часть 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации дополнить пунктом 6.1. «В случае увеличения казенному

учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности освоения выделенных ранее и перечисленных исполнителю денежных средств в качестве аванса в текущем году, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд новых условий государственных контрактов, в том числе об изменении порядка оплаты и (или) сроков их исполнения и (или) количества (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.

При изменении порядка оплаты в связи с увеличением казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств на исполнителя по государственному контракту возлагается обязанность по предоставлению обеспечения на сумму выданного аванса» [2, с. 214—219].

Выводы

1.По результатам анализа действующего законодательства выявлен ряд недостатков, пробелов нормативного правового регулирования, которые могут быть однозначно решены только путем внесения изменений в нормативную правовую базу.

2. В связи с невозможностью законодательно урегулировать все возможные, возникающие на практике проблемные ситуации судебным органам целесообразно проявлять большую активность в обобщении практики рассмотрения судами всех уровней споров, а ФАС России — максимально часто публиковать практику рассмотрения административных дел, связанных с закупками для государственных и муниципальных нужд.

Список литературы:

[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ.

[2] Павлов Д.М., Кишеев Д.В. Отдельные проблемные вопросы и способы их решения при

осуществлении авансирования государственных контрактов, заключенных в рамках реализации (исполнения) государственного оборонного заказа // Публично-правовые механизмы в обеспечении общественного развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Нины Антоновны Куфаковой. Москва, 7 апреля 2017 г. Москва: рудн, 2017.

[3] Письмо Минэкономразвития России от 3 августа 2015 г. № Д28и-2286 // Журнал «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера». 2015. № 12.

[4] Положение о порядке свидетельствова-ния Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). Приложение к постановлению Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 23 декабря 2015 г. № 173-14.

[5] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 г. № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств».

[6] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2016 г. № 1551 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»», п. 42.

[7] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[8] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[9] Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

[10] Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ.

Spisok literatury':

[1] Byudzhetny'j kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ.

[2] Pavlov D.M., Kisheev D.V. Otdel'ny'e problemny'e voprosy' i sposoby' ix resheniya pri osushhestvlenii avansirovaniya gosudarst-venny'x kontraktov, zaklyuchenny'x v ramkax realizacii (ispolneniya) gosudarstvennogo oboronnogo zakaza // Publichno-pravovy'e mexanizmy' v obespechenii obshhestvennogo razvitiya: Materialy' Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

pamyati professora Niny' Antonovny' Kufa-kovoj. Moskva, 7 aprelya 2017 g. Moskva: RUDN, 2017.

[3]Pis'mo Mine'konomrazvitiya Rossii ot 3 avgusta 2015 g. № D28i-2286 // Zhurnal «Byudzhetny'e organizacii: akty' i kommentarii dlya buxgaltera». 2015. № 12.

[4] Polozhenie o poryadke svidetel'stvovaniya Torgovo-promy'shlennoj palatoj Rossijskoj Federacii obstoyatel'stv nepreodolimoj sily' (fors-mazhor). Prilozhenie k postanovleniyu Pravleniya Torgovo-promy'shlennoj palaty' RF ot 23 dekabrya 2015 g. № 173-14.

[5] Postanovlenie Plenuma Verxovnogo Suda RF ot 24 marta 2016 g. № 7 «O primenenii sudami nekotory'x polozhenij Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii ob otvetstvennosti za narushenie obyazatel'stv».

[6] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30 dekabrya 2016 g. № 1551 «O merax po realizacii Federal'nogo zakona «O federal'nom byudzhete na 2017 god i na planovy'j period 2018 i 2019 godov»», p. 42.

[7] Federal'ny'j zakon ot 26 iyulya 2006 g. № 135-FZ «O zashhite konkurencii».

[8] Federal'ny'j zakon ot 5 aprelya 2013 g. № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipal'ny'x nuzhd».

[9]Chast' vtoraya Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii ot 26 yanvarya 1996 g. № 14-FZ.

[10] Chast' pervaya Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 1994 g. № 51-FZ.

Объединенная электронная редакция

ЮРКОМПАНИ

www.publish.law-books.ru

Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»

осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; Sредактирование рукописи; ^первая корректура рукописи;

^форматирование и подготовка рукописи к верстке; ^верстка рукописи;

^вторая корректура рукописи и снятие вопросов,

возникших в процессе верстки текста, ^согласование с автором сверстанного текста руко

писи в формате pdf (по желанию автора), ^согласование с автором макета обложки рукописи

(по желанию автора), ^печать согласованного с автором тиража книги.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.