Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛУНЫ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛУНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
66
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНАЛОГИЯ ПРАВА / ПРАВА НА ЛУННЫЕ РЕСУРСЫ / КОЛЛИЗИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ ЛУННОГО ПРОСТРАНСТВА / КОСМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЛУННЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иловайский Игорь Борисович, Давтян-Давыдова Дарья Николаевна, Гусейнов Тофик Азерович

Введение: успехи в развитии науки и техники делают в настоящее время возможным разработку природных ресурсов и в космосе, главным образом на ближайшем по расстоянию спутнике нашей планеты - Луне. Между тем последний трансграничный акт, регулирующий эту сферу, был создан в 1979 г., то есть более 44 лет назад. К подобным соглашениям присоединилось ограниченное количество стран. Россия, США и КНР участвуют не во всех из таких договоров. Ввиду стратегического, экономического и военного значения космоса подобное состояние правового регулирования едва ли может быть признано удовлетворительным, и становится косвенным фактором возможного возникновения межгосударственных конфликтов и противостояния. В этой связи целью настоящей публикации является рассмотрение современного состояния и перспектив нормативного совершенствования международных норм права в сфере изучения и эксплуатации лунного и космического пространства. Методы: изыскание основано на применении логического, диалектического приемов и способов научного познания, сравнительно-правового и юридико-технического анализа текстов нормативных актов и материалов правоприменительной практики. Результаты: в результате исследования были рассмотрены различные точки зрения разрешения накопившихся в области освоения лунного и космического пространства правовых проблем на основе как коллизионного, так и материального регулирования, в том числе посредством использования способа аналогии права. Итоги рассмотрения стали основой для следующего вывода: действующие международные (унифицированные) нормы права в указанной сфере требуют систематизации и обновления. Завершением такого процесса должно стать создание комплексного юридически обязывающего межгосударственного акта, который позволит не только решить публично-правовые и частноправовые задачи, но и объединить материально-правовые и коллизионные способы регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN LEGAL ASPECTS OF USING NATURAL RESOURCES OF THE MOON

The advances in the development of science and technology currently make it possible to develop natural resources in space, mainly on the nearest satellite of our planet - the Moon. Meanwhile, the last cross-border act regulating this sphere was created in 1979, i.e. more than 44 years ago. A limited number of countries have joined such agreements. Russia, the USA and China are not involved in all of these treaties. In view of the strategic, economic and military importance of space, such a state of the legal regulation can hardly be considered satisfactory, and becomes an indirect factor in the possible emergence of interstate conflicts and confrontation. In this regard, the purpose of the publication is to consider the current state and prospects of the normative improvement of international law in the field of exploration and exploitation of lunar and outer space. Methods. The research is based on the application of logical, dialectical techniques and the methods of scientific cognition, the comparative legal and legal-technical analysis of the texts of normative acts and the materials of law enforcement practice. Results. As a result of the research, various points of view of resolving legal problems accumulated in the field of lunar and outer space exploration have been considered on the basis of both conflict of laws and material regulation, including through the use of the method of analogy of law. The results of the review have become the basis for the following conclusions: the current international (unified) norms of law in this area require systematization and updating. The completion of such a process should be the creation of a comprehensive legally binding interstate act that will allow us not only to solve public and private legal tasks, but also to combine substantive and conflict-of-laws methods of regulation.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛУНЫ»

Ä®

ÉÜ

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ==

DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.1.27

UDC 341.229 LBC 67.91:67.91

Submitted: 13.02.2023 Accepted: 28.02.2023

CERTAIN LEGAL ASPECTS OF USING NATURAL RESOURCES OF THE MOON

Igor B. Ilovaisky

Volgograd Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Volgograd, Russian Federation

Tofik A. Huseynov

Volgograd Institute of Management, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Volgograd, Russian Federation

Introduction. The advances in the development of science and technology currently make it possible to develop natural resources in space, mainly on the nearest satellite of our planet - the Moon. Meanwhile, the last cross-border act regulating this sphere was created in 1979, i.e. more than 44 years ago. A limited number of cn countries have joined such agreements. Russia, the USA and China are not involved in all of these treaties. In view <C of the strategic, economic and military importance of space, such a state of the legal regulation can hardly be ^ considered satisfactory, and becomes an indirect factor in the possible emergence of interstate conflicts and 2 confrontation. In this regard, the purpose of the publication is to consider the current state and prospects of the g normative improvement of international law in the field of exploration and exploitation of lunar and outer space.

Methods. The research is based on the application of logical, dialectical techniques and the methods of scientific ^ cognition, the comparative legal and legal-technical analysis of the texts of normative acts and the materials of law tt enforcement practice. Results. As a result of the research, various points of view of resolving legal problems « accumulated in the field of lunar and outer space exploration have been considered on the basis of both conflict of j| laws and material regulation, including through the use of the method of analogy of law. The results of the review ¡j§ have become the basis for the following conclusions: the current international (unified) norms of law in this area ? require systematization and updating. The completion of such a process should be the creation of a comprehensive jS legally binding interstate act that will allow us not only to solve public and private legal tasks, but also to combine ^ substantive and conflict-of-laws methods of regulation.

, Key words: analogy of law, rights to lunar resources, conflict regulation, commercial development of lunar kh space, outer space, lunar resources.

| Citation. Ilovaisky I.B., Davtyan-Davydova D.N., Huseynov T.A. Certain Legal Aspects of Using Natural Resources of the Moon. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2023, vol. 22, no. 1, pp. 197-206. (in Russian). g DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2023.L27

Daria N. Davtyan-Davydova

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

©

УДК 341.229 ББК 67.91:67.91

Дата поступления статьи: 13.02.2023 Дата принятия статьи: 28.02.2023

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛУНЫ

Игорь Борисович Иловайский

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград, Российская Федерация

Дарья Николаевна Давтян-Давыдова

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Тофик Азерович Гусейнов

Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Волгоград, Российская Федерация

Введение: успехи в развитии науки и техники делают в настоящее время возможным разработку природных ресурсов и в космосе, главным образом на ближайшем по расстоянию спутнике нашей планеты - Луне. Между тем последний трансграничный акт, регулирующий эту сферу, был создан в 1979 г., то есть более 44 лет назад. К подобным соглашениям присоединилось ограниченное количество стран. Россия, США и КНР участвуют не во всех из таких договоров. Ввиду стратегического, экономического и военного значения космоса подобное состояние правового регулирования едва ли может быть признано удовлетворительным, и становится косвенным фактором возможного возникновения межгосударственных конфликтов и противостояния. В этой связи целью настоящей публикации является рассмотрение современного состояния и перспектив нормативного совершенствования международных норм права в сфере изучения и эксплуатации лунного и космического пространства. Методы: изыскание основано на применении логического, диалектического приемов и способов научного познания, сравнительно-правового и юридико-технического анализа текстов нормативных актов и материалов правоприменительной практики. Результаты: в результате исследования были рассмотрены различные точки зрения разрешения накопившихся в области освоения лунного и космического пространства правовых проблем на основе как коллизионного, так и материального регулирования, в том числе посредством использования способа аналогии права. Итоги рассмотрения стали основой для следующего вывода: действующие международные (унифицированные) нормы права в указанной сфере требуют систематизации и обновления. Завершением такого процесса должно стать создание комплексного юридически обязывающего межгосударственного акта, который позволит не только решить публично-правовые и частноправовые задачи, но и объединить материально-правовые и коллизионные способы регулирования.

Ключевые слова: аналогия права, права на лунные ресурсы, коллизионное регулирование, коммерческое освоение лунного пространства, космическое пространство, лунные ресурсы.

Цитирование. Иловайский И. Б., Давтян-Давыдова Д. Н., Гусейнов Т. А. Отдельные правовые аспекты использования природных ресурсов Луны // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2023. - Т. 22, № 1. -С. 197-206. - DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2023.1.27

...И стоя на пороге, Решать, куда шагнуть, А нас позвал в дорогу Далекий Млечный путь...

высадки американцев на Луне прошло более 50 лет. За это время многое изменилось в жизни международного сообщества, но одно из явлений его существования осталось прежним -это соперничество за обладание природными ресурсами. Между тем успехи в развитии науки и техники делают теперь возможным разработку природных ресурсов и в космическом пространстве, главным образом на ближайшем по расстоянию спутнике нашей планеты - Луне.

Песня «Млечный путь» из к/ф «Большое космическое путешествие»

Введение

С момента запуска первого спутника, а затем и появления первого человека в космосе,

Таким образом, вышеуказанное «соревнование» может быть перенесено и в эту сферу.

Уже в апреле 2020 г. на сайте Белого дома появился Указ Президента США Д. Трампа, в тексте которого обосновывается тезис о том, что космическое пространство не может быть признано достоянием всего человечества. Поэтому, это и другие развитые государства имеют возможность вести разработку ресурсов в такой области на основе права оккупации [13]. И дело не только в экономической привлекательности космоса, но и в его военном и стратегическом значении. Поэтому, еще в январе 2004 г. Госсовет КНР утвердил национальную программу по исследованию Луны. Не отстает от подобных действий и Россия, которая планирует в период с 2022 по 2025 г. создать два космических комплекса: один для проведения дистанционных исследований, а второй - для контактного изучения поверхности Луны. Европейское космическое агентство стран ЕС также планирует осуществление миссии «Lunar Pathfinder», предполагающей проведение экспериментов с расширением спутникового покрытия Луны.

Таким образом, представляется возможным констатировать, что состязание ведущих мировых держав по освоению окололунной и лунной поверхностей уже началось и набирает обороты, а значит, рано или поздно возникнет вопрос о правомерности осуществления такой коммерческой (хозяйственной) деятельности. Подобные процессы требуют адекватного международного правового регулирования, как основы для цивилизованного взаимодействия и предупреждения возможных конфликтов, тем более в современный период. Более того, последний из унифицированных актов, принятых в этой сфере, был создан в 1979 г., в связи с чем они не всегда отвечают современным потребностям. К подобным соглашениям присоединилось незначительное количество стран. Российская Федерация, США и КНР приняли участие не во всех из них.

О состоянии правового регулирования в области освоения лунного пространства

В настоящее время существует три основополагающих трансграничных акта в сфе-

ре регулирования деятельности космического пространства: 1) «Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства» (принята 13.12.1963 Резолюцией 1962 (ХУШ) на 1280-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН), (далее по тексту - «Декларация правовых принципов») [4]; 2) «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» (подписан в г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) (далее - «Договор о космосе») [5]; 3) Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (заключено 05.12.1979) (далее - «Соглашение о Луне») [8]. В последнем Российская Федерация участия не приняла.

Первый из указанных актов носит декларативный характер, и в силу этого выполняется странами мирового сообщества исключительно на основе их доброй воли. Центральное место занимает второй договор, так как его нормы имеют юридически обязывающее значение, а в состав участников входит 135 государств, включая Россию, КНР и США. Третье соглашение, хоть и касается непосредственной деятельности на лунной поверхности, нельзя признать популярным, поскольку к нему присоединилось всего 19 стран, а упомянутая выше тройка держав среди них отсутствует.

В соответствии со ст. II «Договора о космосе», космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами. Как видно, формулировка приведенной нормы довольно обтекаема и не содержит явного запрета на возможность разработки и добычи лунных ископаемых или других ресурсов, что дает основания для различных точек зрения по этому поводу.

К примеру, С. Будылин подчеркивает, что такое состояние международных норм права не исключает деятельности отдельных частных субъектов из определенных государств, тем более, если это будет подкреплено национальными юридическими актами,

как, например, вышеназванный указ Дональда Трампа. В настоящее время фактически отсутствуют препятствия для ведения разработки лунного сырья с привлечением организаций, созданных по образу и подобию частных военных компаний. Так, система юридических лиц Илона Маска достигла достаточного научного, технического и финансового уровней для самостоятельного осуществления исследования и использования космического пространства, в связи с чем можно предположить, что подобные субъекты вполне могли бы начать разработку недр Луны или иных планет [3].

Другой российский юрист-международник Д.В. Огородов выступает категорически против идеи присвоения каких-либо объектов как лунной поверхности, так и космического пространства со стороны любых субъектов. Он соглашается с тем, что прямого запрета на присвоение лунных ресурсов со стороны отдельных юридических лиц в ст. II «Договора о космосе» не содержится. Однако, по его убеждению, во-первых, эту норму необходимо толковать в совокупности со ст. IV. Из содержания этой нормы следует, что государства-участники несут ответственность за действия правительственных органов и неправительственных учреждений в отношении Луны, а такого рода деятельность осуществляется под руководством государства. Во-вторых, космические объекты являются «достоянием всего человечества», а ряд важнейших принципов международного космического права, включая и то, что «космическое пространство и небесные тела не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения суверенных прав, ни посредством или оккупации, ни любыми другими средствами» были сформированы еще задолго до принятия «Договора о космосе» и закреплены в «Декларации правовых принципов». Кроме того, они рассматриваются в качестве международных обычаев и имеют обязательную силу для всех государств. Если предположить, что какое-то государство допустит в своем национальном законодательстве возможность установить право собственности на территорию Луны или ее часть (а равно и другой объект космического пространства), то это очевидно вызовет протест со стороны других стран [7, с. 126].

В отечественной и зарубежной литературе неоднократно отмечалась сомнительность такой позиции. По этому поводу А.П. Алексе-енко недвусмысленно указывает, что вряд ли какое-либо государство будет явным образом присваивать космическое пространство и устанавливать право собственности на небесные тела, тем более провозглашать по отношению к ним свой суверенитет. В таких действиях в настоящее время тривиально нет необходимости. Ближайшая тактическая цель в рассматриваемой области - это начало коммерческого использования лунных недр и пространства для организации специфических производств на основе использования условий космической невесомости. Такая деятельность успешно может быть названа как научная и исследовательская, тем более, если она будет происходить в рамках международного консорциума (организации). В подобном аспекте своеобразно интерпретируется содержание ст. II и IV «Договора о космосе» и неточности их текста, когда деятельность национальных юридических лиц в области космического пространства действительно осуществляется под контролем соответствующих стран, но на основе их национального законодательства. И такой факт придает их действиям правомерный характер [1, с. 36].

В США, предугадав перспективы технического и правового развития, подобный акт в виде Закона США «О конкуренции в коммерческом запуске космических кораблей», где в том числе раскрываются вопросы разработки космических полезных ископаемых, был принят в 2015 году [15]. В России схожие нормы содержатся в Законе РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 29.12.2022) «О космической деятельности», его содержание не исключает возможность осуществления указанной выше деятельности со стороны отечественных субъектов. В контексте исследуемых вопросов к проблематике присвоения (оккупации) лунных ископаемых вполне применима теория «ничейных вещей» (res nullius), ярко раскрытая в российской правовой науке профессором Б.Б. Черепахиным [10, с. 11]. В качестве таковых вполне можно рассматривать лунные ресурсы, поскольку такого рода объекты не имеют собственника, следовательно,

право собственности на них возникает у их первого владельца.

Схожую точку зрения в иностранной юриспруденции высказывал Стефан Гороув (Stephen Gorove), который прямо указывает, что «...в настоящее время физическое лицо, действующее от своего имени или от имени другого физического лица, частная ассоциация или международная организация могут законно осваивать недра Луны и других небесных тел...» [14, p. 351].

Резюмируя изложенное, представляется возможным сделать нижеуказанные выводы. Во-первых, коммерческое освоение космического пространства, и в частности лунной поверхности, уже начато. Ввиду стратегических, в том числе военных задач, этот процесс уже не будет остановлен. Во-вторых, государства, пользуясь несовершенством действующих в этой области унифицированных норм, осуществляют хозяйственную деятельность либо самостоятельно, либо посредством частных организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью. В-третьих, до конкретных фактов откровенного присвоения и оккупации космических пространств, и в частности территории лунной поверхности, дело еще не дошло, но идея такого рода действий активно обсуждается в научном сообществе. В-четвертых, во избежание открытых конфликтов и противостояния, предполагается необходимость правового разрешения в виде обновления существующего законодательства в области космоса.

О применении международных соглашений по аналогии к освоению лунного пространства

По смыслу ст. 6 ГК РФ в случаях, когда общественное отношение не урегулировано действующими нормами права или соглашением сторон и отсутствует действующий в таких ситуациях обычай, могут применяться нормы права, регулирующее сходные отношения, но при условии, что они не противоречат сущности первоначальных отношений. Такой способ регуляции в праве называется аналогией закона. Если же она неприменима, то используется аналогия права, при которой пра-

вовой статус сторон определяется исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (при условии соблюдения требований добросовестности, разумности и справедливости).

При отсутствии надлежащего правового регулирования возможен такой подход и к регламентации процессов освоения лунного пространства. В правовой литературе по этому поводу существует три основных подхода: 1) приравнивание добычи лунных ресурсов к рыболовству в открытом море; 2) проведение параллели между извлечением лунных ресурсов и ископаемых, находящихся в районе международного морского дна; 3) аналогия между ресурсами Луны и правовым режимом природных ископаемых Антарктики.

Первое из указанных мнений основано на положениях ст. 116 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Мон-тего-Бее 10.12.1982), что «...все государства имеют право на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море...» при соблюдении определенных условий [6]. Подобные воззрения нашли отклик у Навина Джейна (Naveen Jane) - главы частной американской компании «Moon Express (MoonEx)», ставящей своей целью промышленную разработку полезных ископаемых на поверхности Луны. В одном из интервью он сказал: «Для меня Луна - это как международные воды. Но если ты добыл ресурсы, они твои» [9]. Признать такую позицию удачной, тем более юридически верной, представляется затруднительным.

Более логичным является проведение параллели между добычей лунных недр и ресурсов, находящихся в районе международного морского дна (района). В обеих ситуациях предметом рассмотрения являются полезные ископаемые и отсутствие их государственной принадлежности. Такой взгляд поддерживает американский правовед Вирджин Бленшет-Сегуин (Virgine Blanchette-Seguin). Для обоснования своих суждений он указывает, что «эксплуатация космических ресурсов больше похожа на сбор полезных ископаемых морского дна за пределами континентального шельфа; их географическое положение находится на территории, где не допускается национальное суверенное притязание;

...эти отношения регулируются сложным правовым режимом, который установлен в UNICOLS (Конвенция ООН по морскому праву); а эксплуатация и присвоение природных ресурсов категорически запрещена» [11, р. 961]. Ученый подчеркивает схожую особенность природных ресурсов Луны и необходимость серьезного и тщательного подхода к их правовой регламентации.

Третья из указанных выше точек зрения проводит аналогию между ресурсами Луны и правовым режимом природных ископаемых Антарктиды. Подобного мнения придерживается Сара Коффи (Sarah Coffy). В целях подтверждения своей правоты она обращается к нормам Договора об Антарктике (подписан в г. Вашингтоне 01.12.1959). Юрист отмечает, что в вопросах определения правового статуса Антарктиды государства пришли к мнению, что необходимо: во-первых, временно приостановить всякое использование ее недр для максимально долгого сохранения экосистемы этого континента в интересах будущих поколений и продолжить научные исследования его природных ресурсов. Во-вторых, были блокированы и заморожены претензии на его территорию. При всем этом Антарктида была разделена (пусть и негласно) между государствами по секторам или «зонам влияния», где указанные страны ведут научную деятельность, и, может быть, в будущем будут вести разработку ресурсов. Аналогичный правовой режим Сара Коффи предлагает применить международному сообществу и в отношении Луны, к ее ресурсам и ископаемым, тем более что они были обнаружены в ее недрах в промышленных масштабах [12, p. 121].

Подводя итог, возможно сделать следующее заключение. Предложенные позиции о применении к регламентации процессов освоения лунного пространства норм аналогичных правовых режимов в сфере морского дна и природных ресурсов Антарктики разумны, но оба направлены на запрет экономической эксплуатации ресурсов рассматриваемых объектов. Сомнительно, что такого рода правовой статус и в отношении морского дна, и Антарктиды, и поверхности Луны продержится долго. Тем не менее в отношении лунной поверхности рациональным было бы установить особый правовой режим ее эксплуатации с воз-

можными зонами влияния между ведущими странами мира.

Коллизионное регулирование отношений в сфере освоения лунных ресурсов

В ситуации отсутствия надлежащего материально-правового регулирования экономического (хозяйственного) использования Луны сохраняет свое значение применение коллизионных норм и решения на их основе коллизионной проблемы, то есть вопроса о том, право какого государства должно применяться к этим отношениям, если они осложнены иностранным элементом.

В рассматриваемом случае, в зависимости от того, вопросы какого института частного (вещного или обязательственного) права будут решаться, возможно два подхода к коллизионному регулированию такого рода проблематики. Традиционно к регуляции вещ-но-правовых отношений используется принцип закона места (правопорядка государства), где вещь, находится (lex rei sitai). Но в силу того, что у Луны в целом и отдельных ее территорий отсутствует государственная принадлежность, подобный коллизионный критерий не может быть осуществимым на практике. Более гибкие правила применяются в отношении движимого имущества. Считается, что «движимость привязана к человеку» («mobilia ossibus haerent») и «движимость следует за лицом» («mobilia personam sequuntur») [2, с. 117]. Поэтому, в случае присвоения (оккупации) лунных ископаемых, возможно использовать коллизионные формулы из личного статута лиц (lex nationalist, то есть или личный закон физического лица (lex personalis), или личный статут юридического лица (lex societatis), в зависимости от того, какие субъекты являются участниками конкретных космических отношений. Исключением из вышеуказанных правил должны стать правоотношения с космическими транспортными средствами, к которым традиционно должно употребляться право того государства, где они зарегистрированы, или под флагом (lex flagi) которого они осуществляют космические полеты (перемещение).

В ситуации обязательственных, особенно договорных, отношений, например, при

транспортировке лунных ресурсов, их аренде, купле-продаже или выполнению по отношению к ним работ или услуг (подряд, переработка, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и т. п.) должен использоваться общий для России и Европейского Сообщества стандартный подход. То есть применимым должно признаваться право той стороны по обязательству, исполнение которой имеет решающее значение для его выполнения. Показательным в этом плане является п. 2 ст. 1211 ГК РФ, в котором законодатель перечислил 18 обязательств и для каждого из них установил конкретную сторону, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Однако за сторонами рассматриваемых договорных отношений должно сохраняться право реализовать принцип автономии воли и выбрать по их усмотрению тот правопорядок, который наибольшим образом удовлетворяет их интересы (lex voluntatis).

В настоящее время к гражданско-правовым отношениям по эксплуатации лунного пространства с иностранным элементом допустимо использование национального коллизионного права того или иного государства. Применение таких правил не всегда решает коллизионный вопрос, поскольку сохраняется возможность возникновения юридико-технической, правоприменительной и правотворческой проблематики. Преодолеть эти трудности возможно, если использовать международные соглашения коллизионного характера, например, Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в г. Минске 22.01.1993), по отношению к странам СНГ; или Регламент № 593/2008 Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам («Рим I»)» (принят в г. Страсбурге 17.06.2008, вступил в силу 24.07.2008.), касаемо отношений стран ЕС.

Между тем использование приведенных международных соглашений осуществляется только между субъектами из стран, которые являются их участниками, то есть имплемен-тировавшими эти унифицированные договоры в свою правовую систему. Если в рассматри-

ваемых отношениях появляется лицо из государства, которое не участвует в указанных соглашениях, то определить применимый правопорядок становится возможным только на основе национальных коллизионных норм, с опасностью возникновения перечисленных выше проблем. Поэтому, с целью решения указанной проблематики, необходима разработка и принятие межгосударственного кол-лизионно-правового соглашения (договора или конвенции), в котором будут сформированы унифицированные коллизионные нормы, применяемые в рассматриваемой сфере.

Выводы

Подводя итог проведенному в настоящем исследовании анализу, можно сделать следующие выводы и предложения.

Во-первых, коммерческое освоение космического пространства и в частности лунной поверхности уже начато. Ввиду стратегических, в том числе военных задач, этот процесс вряд ли может быть остановлен. Государства, пользуясь несовершенством действующих в этой области унифицированных норм, осуществляют хозяйственную деятельность либо самостоятельно, либо посредством частных организаций. Практика еще не знает конкретных фактов откровенного присвоения и оккупации территории лунной поверхности, но возможность подобных действий активно обсуждается в научном и бизнес-сообществах. Во избежание конфликтов и противостояния требуется определенное правовое разрешение.

Во-вторых, при отсутствии надлежащего правового регулирования процессов освоения лунного пространства было предложено применять к таким отношениям нормы международных соглашений, которые регулируют объекты со схожими признаками. Так, проводится параллель между извлечением лунных ресурсов и ископаемых, находящихся в районе международного морского дна, а также аналогия между ресурсами Луны и правовым режимом природных ископаемых Антарктиды. Предложенные позиции разумны, но направлены на запрет экономической эксплуатации рассматриваемых объектов. Сомнительно, что такого рода правовой статус и в

их отношении продержится долго. Поэтому, в отношении лунной поверхности рациональным было бы установить особый правовой режим ее эксплуатации с возможными зонами влияния между ведущими странами мира.

В-третьих, в ситуации отсутствия надлежащего материально-правового регулирования хозяйственного использования Луны возможно применение коллизионных норм и решения на их основе коллизионной проблемы. В настоящее время нет явного запрета на использование в рассматриваемой сфере национального коллизионного права того или иного государства или региональных международных коллизионных соглашений. При этом применение таких правил не всегда решает коллизионный вопрос, имеет ограниченный характер и может привести к возникновению проблем юридико-технического, правоприменительного и правотворческого характера. В этой связи, с целью решения указанной проблематики, необходима разработка и принятие межгосударственного коллизионно-правового соглашения, в котором будут сформированы унифицированные коллизионные нормы, применяемые в рассматриваемой сфере.

В-четвертых, обобщая все изложенные выше суждения, напрашивается предложение о создании комплексного юридически обязывающего межгосударственного акта (конвенции или договора) об освоении лунной поверхности и космического пространства, в котором будут: объединены как материально-правовое, так и коллизионное регулирование; решены публично-правовые и частноправовые задачи. Оценивая текущие политические отношения между странами, наличие явного противостояния между ведущими развитыми государствами и кризиса международного права, как следствия этих процессов, принятие такого норматива кажется глубокой утопией, и если и перспективой, то очень далекого будущего... Тем не менее Российской Федерации необходимо активизировать свою работу в рамках «Управления ООН по вопросам космического пространства» и «Комитета по использованию космического пространства в мирных целях», в том числе по разрешению освещенной в настоящей статье проблематики. На первоначальных этапах работы следует провести систематизацию имеющихся нормативных актов на

предмет их актуальности, а также приступить к подготовке нового соглашения исходя из рекомендаций, указанных выше.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Алексеенко, А. П. Разведка и добыча космических ресурсов: опыт законотворчества США / А. П. Алексеенко // Юридические исследования. -2016. - № 5. - С. 34-41.

2. Ануфриева, Л. П. Международное частное право : особенная часть : учебник / Л. П. Ануфриева. - М. : БЕК, 2002. - 656 с.

3. Будылин, С. Вещное право на Луне, или Подари ей лунный камень / С. Будылин. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// zakon.ru/discussion/2016/8/4/veschnoe_pravo_ na_lune_ili_podari_ej_ lunnyj_kamen (дата обращения: 05.02.2023). - Загл. с экрана.

4. Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства (принята 13.12.1963 Резолюцией 1962 (XVIII) на 1280-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа : http s : //www. un. org/ru/documents/decl_ conv/declarations/outerspace_principles. shtml (дата обращения: 05.02.2023). - Загл. с экрана.

5. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в г. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) // Международное публичное право : сб. док. - М. : БЕК, 1996. - Т. 2. - 539 с.

6. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (UNCLOS) (заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982) (с изм. от 23.07.1994) // Бюллетень международных договоров. - 1998. -№ 1. - С. 3-168.

7. Огородов, Д. В. Право на космос / Д. В. Огородов // Вокруг света. - 2008. - № 7 (2814). - С. 124-132.

8. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (заключено 05.12.1979) // Международное публичное право : сб. док. - М. : БЕК, 1996. - Т. 2. - 539 с.

9. Частной компании впервые разрешили отправить космический аппарат на Луну. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://vestnikk.com/ society/business/24431-chastnoy-kompanii-vpervye-razreshili-otpravit-kosmicheskiy-apparat-na-lunu.html (дата обращения: 05.02.2023). - Загл. с экрана.

10. Черепахин, Б. Б. Первоначальные способы приобретения собственности по действующему праву / Б. Б. Черепахин // Черепахин Б. Б. Труды по гражданскому праву. - М. : Статут, 2001. - 479 с.

11. Blanchette-Seguin, V. Reaching for the Moon: Mining in Outer Space / V. Blanchette-Seguin // New York University Journal of International Law and Politics. - 2017. - Vol. 49:959, № 3. - P. 959-969.

12. Coffey, S. Establishing a Legal Framework for Property Rights to Natural Resources in Outer Space / S. Coffey // Case Western Reserve Journal of International Law. - 2009. - Vol. 41, iss. 1. - Art. 6. -P. 119-147.

13. Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resource. -2020. - Exec. Order No. 1314, 85 FR 20381.

14. Gorove, S. Interpreting Article II of the Outer Space Treaty / S. Gorove // Fordham Law Review. -1969. - Vol. 37, iss. 3. - Art. 2. - P. 349-354.

15. U.S. Commercial Space Launch Competitiveness Act. - 2015. - Pub. L. - № 114-90, 129 Stat. 704.

REFERENCES

1. Alekseenko A.P. Razvedka i doby'cha kosmicheskix resursov: opy't zakonotvorchestva SShA [Exploration and Production of Space Resources: The Experience of US Lawmaking]. Yuridicheskie issledovaniya, 2016, no. 5, pp. 34-41.

2. Anufrieva L.P. Mezhdunarodnoe chastnoe pravo: osobennaya chast': uchebnik [Private International Law: Special Part: Studies]. Moscow, BEK Publ., 2002. 656 p.

3. Budy'lin S. Veshhnoe pravo na Lune, ili Podari ej lunny j kamen' [Property Right on the Moon, or Give Her a Moonstone]. URL: https://zakon.ru/ discussion/2016/8/4/veschnoe_pravo_na_lune_ ili_podari_ej_lunnyj_kamen (accessed 5 February 2023).

4. Deklaraciya pravovy 'x principov, reguliruyushhix deyatel'nost' gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva [Declaration of Legal Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space] (prinyata 13.12.1963 Rezolyuciej 1962 (XVEI) na 1280-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON). URL: https:// www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/ outerspace_principles.shtml (accessed 5 February 2023).

5. Dogovor o principax deyatel'nosti gosudarstv po issledovaniyu i ispol'zovaniyu kosmicheskogo prostranstva, vklyuchaya Lunu i

drugie nebesny'e tela [Treaty on Principles Governing the Activities of States in the Exploration and Use of Outer Space, Including the Moon and Other Celestial Bodies] (podpisan v g. Vashingtone, Londone, Moskve 27.01.1967). Mezhdunarodnoepublichnoepravo: sb. dok. Moscow, BEK Publ., 1996, vol. 2. 539 p.

6. Konvenciya Organizacii Obyedinenny' x Nacij po morskomu pravu (UNCLOS) [United Nations Convention on the Law of the Sea] (zaklyuchena v g. Montego-Bee 10.12.1982) (s izm. ot 23.07.1994). Byulleten' mezhdunarodny'x dogovorov, 1998, no. 1, pp. 3-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ogorodov D.V Pravo na kosmos [The Right to Space]. Vokrugsveta, 2008, no. 7 (2814), pp. 124-132.

8. Soglashenie o deyatel'nosti gosudarstv na Lune i drugix nebesny'x telax [Agreement on the Activities of States on the Moon and Other Celestial Bodies] (zaklyucheno 05.12.1979). Mezhdunarodnoe publichnoe pravo: sb. dok. Moscow, BEK Publ., 1996, vol. 2. 539 p.

9. Chastnoj kompanii vpervy'e razreshili otpravit' kosmicheskij apparat na Lunu [For the First Time, a Private Company was Allowed to Send a Spacecraft to the Moon]. URL: https://vestnikk.com/ society/business/24431-chastnoy-kompanii-vpervye-razreshili-otpravit-kosmicheskiy-apparat-na-lunu.html (accessed 5 February 2023).

10. Cherepaxin B.B. Pervonachal'ny'e sposoby' priobreteniya sobstvennosti po dejstvuyushhemu pravu [Initial Methods of Acquiring Property under the Current Law]. Cherepaxin B.B. Trudy' po grazhdanskomupravu. Moscow, Statut Publ., 2001. 479 p.

11. Blanchette-Seguin V. Reaching for the Moon: Mining in Outer Space. New York University Journal of International Law and Politics, 2017, vol. 49:959, no. 3, pp. 959-969.

12. Coffey S. Establishing a Legal Framework for Property Rights to Natural Resources in Outer Space. Case Western Reserve Journal of International Law, 2009, vol. 41, iss. 1, art. 6, pp. 119-147.

13. Executive Order on Encouraging International Support for the Recovery and Use of Space Resource. 2020. Exec. Order No. 1314, 85 FR 20381.

14. Gorove, S. Interpreting Article II of the Outer Space Treaty. Fordham Law Review, 1969, vol. 37, iss. 3, art. 2, pp. 349-354.

15. U. S. Commercial Space Launch Competitiveness Act. 2015. Pub. L., no. 114-90, 129 Stat. 704.

Information About the Authors

Igor B. Ilovaisky, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Associate Professor, Department of Civil Law Disciplines, Volgograd Institute of Management, branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, domino@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4210-9413

Daria N. Davtyan-Davydova, Senior Lecturer, Department of Civil and Private International Law, Volgograd State University (Base Department of the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences), Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, davtyan-davydova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9835-3004

Tofik A. Huseynov, Master Student, Volgograd Institute of Management, branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Gagarina St, 8, 400066 Volgograd, Russian Federation, ta_guseynov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7620-5262

Информация об авторах

Игорь Борисович Иловайский, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. им. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, domino@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4210-9413

Дарья Николаевна Давтян-Давыдова, старший преподаватель кафедры гражданского и международного частного права, Волгоградский государственный университет, базовая кафедра ЮНЦ РАН, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, davtyan-davydova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0001-9835-3004

Тофик Азерович Гусейнов, студент магистратуры, Волгоградский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, ул. им. Гагарина, 8, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация, ta_guseynov@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-7620-5262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.