СУДЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРАВОЗАЩИТНАЯ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 343.16.037:[343.985.7:343.611](470)
А. В. КУДРЯВЦЕВ, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Владимирского филиала РАНХиГС, профессор кафедры оперативно-розыскной деятельности Владимирского юридического института ФСИНРоссии, профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин Владимирского государственного университета, доктор юридических наук, доцент (г. Владимир)
A. V. KUDRYAVTSEV, Head of the Department of Constitutional and Municipal Law of Vladimir Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Professor of the Department of Operative Investigation Activities of Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of Vladimir State University, Doctor of Law, Associate Professor (Vladimir)
Р. Р. НАСЫРОВ, старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
R. R. NASYROV, Senior Instructor of the Department of Operational and Investigative Activities of the Internal Affairs Bodies of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ УБИЙСТВАХ, СОВЕРШЕННЫХ ПО НАЙМУ
CERTAIN FEATURES OF PROSECUTOR SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF LAWS IN THE OPERATIONAL-SEARCH SUPPORT OF CRIMINAL PROCEEDINGS IN CASES OF HOMICIDE COMMITTED
FOR HIRE
Аннотация. В статье анализируются отдельные особенности прокурорского надзора за исполнением законов при оперативно-розыскном сопровождении уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершенных по найму, и делаются предложения, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора данного вида. Исходя из анализа содержания оперативно-розыскного сопровождения делается вывод о значимости осуществления проку-
130
рорского надзора за данным видом деятельности. Также приводится вывод о целесообразности усиления прокурорского надзора за процессом документирования результатов оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по делам об убийствах по найму, осуществляемому в рамках дел оперативного учёта. Обосновывается целесообразность разработки методических рекомендаций по осуществлению прокурорского надзора за деятельностью оперативных сотрудников в рамках оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по уголовным делам об убийствах по найму. Делается вывод о необходимости интенсификации прокурорского надзора за законностью проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств с учётом их значительного количества в рамках осуществления рассматриваемой деятельности.
Ключевые слова и словосочетания: убийства, совершённые по найму; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскное сопровождение; прокурорский надзор.
Annotation. The article analyzes certain features of the prosecutor's supervision over the execution of laws in the operational-search support of criminal proceedings in cases of murders committedfor hire and makes proposals aimed at improving the effectiveness of this type ofprosecutor's supervision. Based on the analysis of the content ofoperational-search support, the conclusion is made about the importance of the implementation ofprosecutor's supervision over this type of activity. It is also concluded that it is advisable to strengthen the prosecutor's supervision over the process of documenting the results of operational investigative support of criminal proceedings in cases of murder for hire, carried out within the framework of operational accounting cases. The expediency of developing methodological recommendations for the implementation ofprosecutor's supervision over the activities of operational officers in the framework of operational-search support of criminal proceedings in criminal cases of murder for hire is justified. It is concluded that it is necessary to intensify the prosecutor's supervision over the legality of conducting operational search activities using technical means, taking into account their significant number in the framework of the activities under consideration.
Keywords and phrases: homicides committed for hire, operational-search activity, operational-search support, prosecutor supervision.
Анализ современного состояния преступности свидетельствует о некотором сокращении количества убийств. Так, в течение 2019 года зарегистрировано 7948 убийств и покушений на них, что на 7,3 % меньше аналогичного периода предыдущего года. В то же время из общего числа указанных преступлений в 2019 году было раскрыто 6773 убийства и покушений, что на 11,3 % меньше аналогичного периода прошлого года [1]. Особенную сложность с точки зрения раскрытия представляют убийства, совершаемые по найму.
Данные преступления составляют не столь существенную долю от общего числа совершённых убийств. Так, по итогам 2019 года доля убийств по найму в общей структуре совершённых убийств составила 0,13 % [2, с. 545]. Вместе с тем следует учитывать определённую степень латентности преступлений данно-
го вида, которая в значительной степени связана со сложностью установления в ряде случаев факта найма, мотивов совершения преступления, обусловленности убийства вознаграждением.
Современные состояние и структура преступности в России характеризуются наличием фактов совершения убийств по найму, в том числе носящих резонансный характер. Некоторые из них остаются нераскрытыми, а преступники, их совершившие, не привлекаются к уголовной ответственности.
В этой связи перед государством в лице правоохранительных органов стоит задача по принятию адекватных мер противодействия преступности данного вида. Одним из элементов механизма указанного противодействия следует признать оперативно-розыскное сопровождение уголовного судопроизводства по уголовным делам о данных преступлениях.
Процесс выявления и раскрытия данных преступлений представляет существенную сложность. Это связано, прежде всего, с противодействием со стороны подозреваемых и обвиняемых процессу расследования данных преступлений. При этом используются различные формы указанного противодействия, как легальные, так и противоправные.
Следует отметить, что вопросам сущности оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства посвящено определённое количество научных работ [3; 4, с. 2 - 6; 5, с. 66 - 70; 6, с. 92 - 99; 7]. Основываясь на анализе указанных работ можно отметить, что под оперативно-розыскным сопровождением уголовного судопроизводства по уголовным делам об убийствах, совершенных по найму, следует понимать систему предусмотренных нормативными правовыми актами мер, осуществляемых субъектами оперативно-розыскной деятельности при сопровождении всех этапов расследования и судебного разбирательства в целях обеспечения процессуальной деятельности по уголовным делам указанной категории.
Учитывая содержание деятельности по оперативно-розыскному сопровождению уголовного судопроизводства, в том числе по уголовным делам об убийствах, совершенных по найму, и возможность неправомерного ограничения принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина, следует признать весьма значимым осуществление прокурорского надзора за данным видом деятельности. Такой вывод подтверждают результаты опросов оперативных работников ОВД, участвующих в оперативно-розыскном сопровождении уголовного судопроизводства по данным преступлениям. 73 % респондентов указали на существенную вероятность неправомерного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления указанной деятельности.
В то же время, как показывают науч-
ные исследования и практика осуществления прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершённых по найму, в данном направлении деятельности имеются проблемные аспекты и возможности для повышения её эффективности.
Существенное теоретическое и прикладное значение, как при осуществлении прокурорского надзора в целом, так и по рассматриваемым преступлениям, имеет определение и правовое регулирование содержания предмета прокурорского надзора.
Не вдаваясь в дискуссию относительно содержания понятия предмета прокурорского надзора в сфере оперативно-розыскной деятельности, следует согласиться с позицией относительно необходимости конкретизации правовой регламентации предмета прокурорского надзора данного вида [8, с. 6].
В аспекте повышения эффективности оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершённых по найму, существенное значение приобретает решение такой задачи, как надзор за своевременной передачей информации оперативного характера от оперативного сотрудника субъекту расследования [9, с. 70 - 71].
Проведённое нами исследование позволяет констатировать, что в практике оперативных подразделений встречаются ситуации, при которых оперативный работник субъективно оценивает незначительность имеющейся у него информации для использования в процессе расследования. В итоге это влияет на качество последнего. Процесс раскрытия и расследования убийств по найму отличается существенной сложностью, необходимостью проведения существенного объёма как оперативно-розыскных мероприятий, так и следственных действий. И в этой ситуации оценка оперативной информации, имеющейся у оперативных
работников, с точки зрения возможности её использования в уголовном судопроизводстве со стороны прокурора, осуществляющего надзор, позволит в рамках мер прокурорского реагирования на данные ситуации влиять на своевременность передачи информации субъекту расследования и тем самым повысить эффективность её использования.
В этой связи имеется целесообразность усиления прокурорского надзора за процессом документирования результатов оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по делам об убийствах по найму, осуществляемому в рамках дел оперативного учёта по выявлению результатов ОРД, которые могут быть использованы в рамках доказывания. Также целесообразным, на наш взгляд, является разработка методических рекомендаций по осуществлению прокурорского надзора за деятельностью оперативных сотрудников в рамках оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по уголовным делам об убийствах по найму, в которых будут обозначены практические материалы по организации и тактике проведения прокурорских проверок данной направленности.
Как уже отмечалось выше, одной из целей оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам рассматриваемого вида является выявление и пресечение противодействия процессу расследования. При этом наиболее опасными формами криминального противодействия со стороны преступников и их связей являются оказание давления на участников процесса путём запугивания, а в ряде случаев насильственных действий в их отношении вплоть до причинения смерти. Оперативные сотрудники, проводя негласные оперативно-розыскные мероприятия, обладают возможностью получения упреждающей информации о планировании указанных действий. При этом эффективность пресечения попыток реализации форм кри-
минального противодействия со стороны преступников зависит от своевременности реагирования на поступающую оперативную информацию. В этой связи в предложенных к разработке методических рекомендациях по осуществлению прокурорского надзора за деятельностью оперативных сотрудников в рамках оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по уголовным делам об убийствах по найму было бы целесообразно, на наш взгляд, в качестве одной из задач закрепить выявление фактов несвоевременной реализации оперативной информации о планируемых со стороны подозреваемых и обвиняемых, а также лиц из числа их связей, действиях по противодействию процессу расследования.
Следует отметить, что наряду с информацией, получаемой из других источников, большую значимость для раскрытия и расследования убийств по найму имеют данные, получаемые в рамках оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств. Так, при раскрытии данных преступлений в отношении лиц, попадающих в поле зрения оперативных подразделений (сотрудников, охраняющих предприятие потерпевшего, ранее судимых из ближайшего окружения, должников, членов организованных преступных формирований, занимающихся тем же бизнесом, что и жертва), целесообразно незамедлительно проводить указанные мероприятия (например, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и др.). На это при проведении нами опросов оперативных сотрудников органов внутренних дел обратили внимание 78 % респондентов.
При этом одними из существенных ошибок, допускаемых оперативными работниками и связанными с получением и фиксацией результатов оперативно-розыскной деятельности, является несоблюдение предусмотренных законом
оснований и условий для проведения указанных выше оперативно-розыскных мероприятий. Примером подобного рода ошибки может быть проведение оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, без санкции суда либо с нарушением сроков её действия.
В этой связи можно сделать вывод о необходимости интенсификации прокурорского надзора за законностью проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий (с учётом высокой интенсивности их проведения) в процессе оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершённых по найму.
Одной из форм, достаточно часто применяемых в рамках оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по уголовным делам об убийствах по найму, является исполнение оперативными сотрудниками поручений следователей. При ответе на вопрос в рамках анкетирования «Как часто Вам приходится исполнять поручения следователя в рамках осуществления оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершённых по найму?» 63 % респондентов из числа оперативных сотрудников органов внутренних дел ответили «часто».
Вместе с тем практика осуществления прокурорского надзора при проверке дел оперативного учёта, заведённых по фактам убийств, совершённых по найму, свидетельствует об установлении в ряде случаев некачественного исполнения оперативными сотрудниками поручений следователей. Как отметили прокуроры в процессе проведённого нами интервьюирования (59 % респондентов), недостаточное качество исполнения поручений
следователей выражается в основном в направлении оперативными сотрудниками формальных ответов, отсутствии реального проведения оперативно-розыскных мероприятий по указанным поручениям, необоснованном затягивании исполнения поручения и т. п. В этой связи, на наш взгляд, было бы целесообразно закрепить в предлагаемых выше методических рекомендациях по осуществлению прокурорского надзора за деятельностью оперативных сотрудников в рамках оперативно-розыскного сопровождения уголовного судопроизводства по уголовным делам об убийствах по найму определённую частоту проведения анализа качества исполнения оперативными сотрудниками поручений следователей (например, один раз в два месяца). Кроме того, целесообразно ориентировать в данных методических рекомендациях надзирающих прокуроров на выявление нарушений законности при исполнении указанных поручений, а также применение наиболее эффективных форм прокурорского реагирования на выявленные нарушения.
Таким образом сказанное подтверждает значимость и необходимость осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскным сопровождением уголовного судопроизводства по делам об убийствах, совершённых по найму. Следует подчеркнуть, что нами рассмотрены лишь отдельные аспекты данного направления прокурорского надзора. Безусловно, круг проблем и направлений повышения эффективности данной деятельности значительно шире. В этой связи следует признать целесообразным проведение научных исследований, направленных на выработку рекомендаций по оптимизации прокурорского надзора указанного вида.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https:// мвд.рф/героГз/йетЛ9412450 (дата обращения: 25.10.2020).
134
2. Репецкая А. Л., Габеев С. В. Убийство по найму: криминологический анализ современного состояния в РФ // Всероссийский криминологический журнал. 2020. Т. 14. № 4. 2020. С.541 - 552.
3. Александров А. И. Оперативно-розыскное сопровождение уголовного преследования организованных преступных групп: дис. ... канд. юрид. наук. Владимир. 2006. 208 с.
4. Александрова И. Л. Особенности производства обыска (выемки) при расследовании легализации (отмывания) преступных доходов // Рос. следователь. 2005. № 4. С. 2 - 6.
5. Жданов А. А. Определение понятия оперативно-розыскного сопровождения расследования преступлений // Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 2. С. 66 - 70.
6. Замылин Е. И. «Оперативное сопровождение» или «оперативное обеспечение» (о взаимодействии следственных и оперативных аппаратов в условиях противодействия расследованию) // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 3. С. 92 - 99.
7. Самоделкин С. М. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования и судебного разбирательства тяжких преступлений: (Правовые и организационные вопросы) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. : Академия МВД России, 1994.
8. Литвинова И. В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2001. 25 с.
9. Колесников А. В. Прокурорский надзор за исполнением законов при использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в расследовании преступлений против личности, совершенных в условиях неочевидности : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2017. 216 с.
© Кудрявцев А. В.
© Насыров Р. Р.