Научная статья на тему 'Отдельные меры по целям развития тысячелетия ООН о проблемах доступа к основным лекарственным средствам и развитие местного фармацевтического производителя в развивающихся странах'

Отдельные меры по целям развития тысячелетия ООН о проблемах доступа к основным лекарственным средствам и развитие местного фармацевтического производителя в развивающихся странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦРТ ООН / ПОДДЕРЖКА МЕСТНОГО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА / РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / JOINT ACTION / THE UN MDGS / SUPPORTING LOCAL PHARMACEUTICAL PRODUCTION / DEVELOPMENT OF TECHNOLOGICAL CAPACITY / PRICE COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов А. Ю., Восканян А. Г.

В статье рассматриваются ключевые вопросы развития локального фармацевтического производства и обеспечения равномерного доступа к лекарственным средствам в рамках «Целей Развития Тысячелетия» ООН. В частности, представлены основные тенденции деятельности агентств ООН по развитию, а также проекты Всемирной организации здравоохранения, направленные на реализацию прав человека на здоровье и развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликов А. Ю., Восканян А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UN MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS INDICATORS ON PROBLEMS OF ACCESS TO ESSENTIAL MEDICINES AND ENHANCEMENT OF LOCAL PHARMACEUTICAL PRODUCER IN DEVELOPING COUNTRIES

HE ARTICLE COVERS THE KEY ISSUES OF LOCAL PHARMACEUTICAL PRODUCTION AND ENSURING OF EQUITABLE ACCESS TO ESSENTIAL MEDICINES IN THE SCOPES OF THE UN «MILLENNIUM DEVELOPMENT GOALS». IN PARTICULAR, IT PRESENTS THE MAIN ACTIVITIES OF UN AGENCIES, AS WELL AS THE WORLD HEALTH ORGANIZATION PROJECTS AIMED AT REALIZATION OF HUMAN RIGHTS TO HEALTH AND DEVELOPMENT.

Текст научной работы на тему «Отдельные меры по целям развития тысячелетия ООН о проблемах доступа к основным лекарственным средствам и развитие местного фармацевтического производителя в развивающихся странах»

Отдельные меры по Целям Развития Тысячелетия ООН о проблемах доступа к основным лекарственным средствам и развитие местного фармацевтического производителя в развивающихся странах

Куликов А.Ю.1, Восканян А.Г.2

1 Лаборатория фармакоэкономических исследований Первого МГМУ им. И. М. Сеченова

2 Кафедра Сравнительной политологии, Российский университет дружбы народов, г. Москва

Резюме: В статье рассматриваются ключевые вопросы развития локального фармацевтического производства и обеспечения равномерного доступа к лекарственным средствам в рамках «Целей Развития Тысячелетия» ООН. В частности, представлены основные тенденции деятельности агентств ООН по развитию, а также проекты Всемирной организации здравоохранения, направленные на реализацию прав человека на здоровье и развитие.

Ключевые слова: совместная деятельность, ЦРТ ООН, поддержка местного фармацевтического производства, развитие технологического потенциала, ценовая конкуренция.

Подход на основе сотрудничества (collaborative approach) в управлении или совместная деятельность на сегодняшний день является основным направлением по решению первоочередных проблем в глобализирующемся мире. Категориальные понятия «взаимной выгоды» (mutual benefit) и «раздельной ответственности» (shared responsibility), на которых базируется новый миропорядок, обусловлены глубокими социально-политическими и экономическими интеграционными процессами и, конечно же, возрастающей ролью международных организаций, транснациональных корпораций, в том числе крупных фармацевтических компаний, как в локальном контексте, так и на мировом уровне. Общепринятые понятия «взаимодействия» и «взаимосвязанности» не только создают новые социальные потребности, но и подчеркивают необходимость разработки реальных механизмов сотрудничества (между государством и крупными корпорациями, международными организациями и гражданским обществом и т.д.). Такой подход лежит в основе программ ООН по развитию и разрешению комплексных проблем нашего тысячелетия, включая обеспечение доступа к основным (жизненно необходимым и важнейшим лекарственным препаратам в российском варианте) лекарственным средствам. Одним из таких основополагающих документов, является Декларация Тысячелетия, которая была принята Генеральной Ассамблей ООН в 2000 году [1]. В этом документе определены восемь целей в области управления, основанного на сотрудничестве между странами и обозначены индикаторы измерения уровня развития стран, в том числе по таким показателям

как: сокращение бедности и детской смертности, улучшение охраны материнства и детства, борьба с ВИЧ/СПИД, развитие глобального сотрудничества в области медицины и т.д. Российская Федерация в числе 147 стран не только подписала эту декларацию, но и адаптировала ее, исходя из первоочередных задач страны. Основным программным ядром для России стала борьба против бедности, различных заболеваний и обеспечение занятости на региональном уровне [2].

Право на здоровье и равноправный доступ к лечению зафиксировано во «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.) [3]. Более того, в 2000 г. Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) был дополнен правом на доступ к основным лекарствам [4]. Такие же положения содержатся и в «Международных Руководящих принципах лечения ВИЧ/СПИДа и Прав Человека» [5].

Несмотря на богатую правовую базу, в большинстве развивающихся стран мира к сожалению до сих пор сохраняется ущемление прав человека на здоровье и на доступ к основным лекарственным средствам. В силу данных обстоятельств международные организации в лице ООН и агентства по развитию стран с высоким уровнем жизненных стандартов разрабатывают «многоканальные проекты» с целью продвижения совместной деятельности для обеспечения стабильности на рынке основных лекарственных средств, осуществлению их «физической» доступности для населения и развития локальных научно-информационных центров по оценке «ценовой» доступности на лекарственные средства на внутреннем фармацевтическом рынке с позиции современной оценки технологий здравоохранения и фармакоэкономики.

В центре подобных проектов остаются страны с низким и средним доходом, к которым относится и Российская Федерация. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждый год до 10 миллионов человек в развивающихся странах умирает из-за отсутствия доступа к основным лекарственным средствам [6]. Лекарственные препараты, как и любые другие товары, относятся к коммерческой деятельности, где подлежат регулированию на национальном и международном уровнях, но специфика фармацевтического рынка состоит в том, что в этой сфере

ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Том 5, №1, 2012 г.

Куликов А. Ю. тел.: 8 926 800-10-56 e-mail: 7677041@mail.ru

33

деятельности, социальные и коммерческие интересы должны совпадать. В силу вышесказанного и исходя из ЦРТ разные Агентства ООН, в своей сфере деятельности, реализуют программы в двух основных направлениях: 1) поддержка развития местного рынка лекарственных средств (включая подготовку управленческих кадров, проведение исследований, институциональноорганизационная помощь, предоставление грантов по развитию малого и среднего предпринимательства и т.д.); 2) обеспечение инновационными технологиями и поддержка развития технологий внутри стран. Также проявляя комплексный подход к каждой стране, разные по масштабам и спектру деятельности Агентства Организации (например, Программа развития ООНЯШР, Фонд ООН в области народонаселения/и^РА) осуществляют программы, направленные на экономическую стабильность, сокращение безработицы и детской смертности, поддержку образования населения, укрепление регионального сотрудничества, формирование политического климата и т.д. Данные программы непосредственно влияют на сферу лекарственного обеспечения и развитие местного фармацевтического производства.

Программа Всемирной организации здравоохранения «Местное производство для доступа к лекарственным средствам и медицинской технике: развитие местной инфраструктуры для улучшения здоровья населения» объединяет опыт разных стран в данной сфере и нацелена на разработку общих концепций по совместной деятельности для развития местного производителя и внедрения инновационных технологий [7]. В рамках этого проекта был опубликован доклад с результатами исследования воздействия работы локального фармацевтического производителя в целях повышения доступности к основным лекарственным средствам в странах третьего мира. Основные положения этого исследования приводятся в таблице 1 [8].

В целом можно отметить, что в отдельных странах/ регионах виден прогресс с позиции развития рынка местного фармацевтического производителя, но для значительного улучшения ситуации необходимо полноценное вовлечение всех ответственных органов на национальном и международном уровнях.

Учитывая сказанное и опираясь на доклады разных международных организаций, можно выделить следующие основные трудности в сфере обеспечения доступа к лекарственным средствам и развития местного производителя [8, 9, 10]:

1. Слабая ответственность национальных органов за реформирование системы здравоохранения страны (во всех развивающихся странах она не является приоритетной сферой с точки зрения государственной политики). Как часто показывают разные доклады международных организаций, у руководства стран третьего мира политической воли по данному вопросу нет, а программы, спонсируемые разными сторонами, привели к бездействию государственных органов, и государства перестали обращать внимание на развитие сферы здравоохранения; плюс к этому существует коррупция в сфере здравоохранения в большинстве стран третьего мира;

2. Избыточность человеческих ресурсов, нехватка специалистов в области фармацевтики; проблема образования специалистов и неразвитая информационная среда;

3. Само международное сообщество не оказывает достаточной помощи развивающимся странам и не реализует взятые на себя обязательства;

4. Существует проблема несогласованности на международной арене по международной гуманитарной помощи, что влечет недоступность к основным лекарственным средствам; нет также прозрачности на глобальном уровне в плане разработки новых стратегий.

Потенциальные выгоды от местного производителя Страны с положительной выгодой Страны с неясным или негативным влиянием

Потенциальная экономия средств Некоторые лекарства отечественного производства дешевле, чем зарубежные аналоги (Бангладеш, Индия, Западный берег и сектор Газа) Некоторые лекарственные средства отечественного производства стоят дороже, чем аналоги иностранного производства (Бразилия, Иордания, Турция, Малайзия, Объединенная Республика Танзания, Вьетнам)

Надежность поставок Нет прямых доказательств Нет прямых доказательств

Повышение уровня качества Выгода в странах с налаженной работой соответствующих органов по урегулированию лекарственных средств (Куба, Индия, Иордания, Уганда, Южная Африка) Мало прямых доказательств в странах с низким и средним уровнем дохода

Укрепление местного инновационного потенциала Много публикаций по вопросам знаний и навыков в странах с высоким уровнем дохода / в частности развивающихся странах, также в ЮгоВосточной Азии (Таиланд); термин «инновация» четко не определен Мало доказательств в странах с низким и средним уровнем доходов; термин «инновация» зачастую четко не определен, т. к. он может включать дополнительные изменения (небольшие, но существенные) или прорыв/ прогресс (т.е. внедряет существующие технологии на новый рынок, или вводит новые технологии на существующий рынок)

Развитие экспортного потенциала Китайские, индийские и южноафриканские компании являются экспортерами А^ (Антиретровирусные средства); Куба, Египет, Гана, Иордания, Россия и другие страны экспортируют свои лекарства Пока мало данных о какой-либо пользе для развития экспортного потенциала в беднейших странах Африки

Развитие человеческого капитала Основные навыки для R&D (исследование и развитие) и производственных мощностей, уже разработанных в Индии, Бразилии, Иордании, Египте, Южной Африке, Китае, а теперь и в России и др. странах Пока мало данных; например, в местных фармацевтических фирмах производителях Танзании преобладает иностранный технический и управленческий персонал

Таблица 1. Потенциальное воздействие местного фармацевтического производства

Говоря же о барьерах по развитию доступных новых лекарств с внедрением новых технологий в странах третьего мира, надо отметить, что такими препятствиями можно назвать:

1. торгово-технические аспекты соглашения по Правам интеллектуальной собственности (TRIPS), а также двусторонние соглашения, региональные договора, например между США и ЕС, которые могут содержать пункты, ограничивающие возможность стран третьего мира для использования продукта (например, лицензирование, лекарственная регуляция и т.д.);

2. недостаточный уровень исследований и новых медицинских разработок, адресованных приоритетным проблемам здравоохранения в развивающихся странах.

Дугой основополагающей проблемой как в рамках обеспечения доступа к лекарственным средствам, развития местного производителя, так и в разработке новых лекарственных средств является низкий уровень конкуренции. На сегодняшний день для обеспечения конкуренции на фармацевтическом рынке должна быть разработана действенная система закупок и распределения, как отмечают международные эксперты. На национальном уровне государства имеют такую возможность, но в силу социально-экономической и политической неустойчивости страны, монополизации коммерческой сферы, конкуренция в развивающихся странах жестоко ограничена. Исходя из докладов международных агентств по развитию, необходимо отметить наличие следующих факторов для обеспечения конкуренции на национальном уровне:

1) налаживание системы для использования и распространения доступной информации по лекарственным ценам;

2) обязательные субсидии (в частности малому и среднему бизнесу);

3) планирование и разработка государственной стратегии в данной сфере;

4) поощрение конкуренции цен на местном рынке;

5) совместные закупки (государство и бизнес сектор),

6) снижение тарифов на основные лекарственные средства и поощрение местных производителей;

7) гармонизация законодательства и внедрение принципов Соглашения по Торговым Аспектам Прав Интеллектуальной Собственности (TRIPS) в национальные законодательства.

Более того, на международном уровне конкуренцию между фармацевтическими фирмами должны регулировать центры по предоставлению информации по ценам, тарифам и т.д. А также конкуренция должна основываться на центральных принципах Всемирной торговой организации. Одним словом, для обеспечения прав человека на здоровье и лечение в развивающихся странах цена на лекарства должна быть снижена до минимума стабильного уровня, это означает, что фармацевтическая индустрия должна предоставлять доступ к лекарственным средствам по производственной цене. В странах со средним уровнем дохода должна быть дифференцированная цена.

Несогласованность по ряду вопросов на международной арене является основным барьером по достижению ЦРТ. Обеспечение основными лекарственными средствами и разработка инновационных лекарственных средств, также зависит от стабильного политического климата страны / региона и сотрудничества страны с международным сообществом. Так, общеизвестно, что иракские дети с острым лимфобластным лейкозом «заплатили высокую цену» за экономические санкции, введенные ООН против иракского правительства. В 1990 г. после вторжения Ирака в Кувейт, ООН приняла резолюцию по экономическим санкциям против Ирака, которая оставалась в силе до 2003 г. В этот период была широкая нехватка лекарственных средств, в том числе антибактериальных и химиотерапевтических средств [11]. Вопрос о возможном применении экономических санкций ООН сегодня встал перед мировым сообществом по отношению к другим развивающимся странам, в силу последних событий в арабском мире.

Таким образом отдельные меры ЦРТ ООН по проблеме доступа к основным лекарственным средствам и развитию местного фармацевтического производителя в развивающихся странах являются основополагающими индикаторами этой тематики международного уровня и в России.

Литература

1. What are the Millennium Development Goals? URL: http://www. undp.org/mdg/basics.shtml

2. ЦРТ адаптированные для России. URL: http://www.undp.ru/ index.phtml?iso=RU&lid=2&pid=2&cmd=text&id=141

3. The Universal Declaration of Human Rights. http://www.un.org/en/ documents/udhr/

4. Международный пакт об «Экономических, социальных и культурных правах». URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/conventions/pactecon.shtml

5. Международные руководящие принципы ВИЧ/СПИДа и Прав Человека. URL: http://www.aids.ru/law/un/start2.shtml

6. WHO (2004) «Equitable access for essential medicine: a framework for collective action», Policy Perspectives on Medicines.

7. WHO (2011) «Local Production for Access to Medical Products: Developing a Framework to Improve Public Health».

8. «Developing Pharmacy Practice. A focus on patient care», Handbook-2006 ed., WHO, Department of Medicines Policy and Standards, Geneva.

9. Access to Medicines policy research. Geneva. Alliance for Health Policy and Systems research (2011). URL: http://www. who.int/ alliance-hpsr/projects/medicines/en/index.html

10. Medicine Prices, availability and price components. Amsterdam, Health Action International, 2011. URL: http:// www.haiweb.org/ medicineprices/

11. Economic Sanctions on Iraq. URL: http://www.thirdworldtraveler. com/Human_Rights/Iraq_Sanctions.html

un millennium development goals indicators on problems of access to essential medicines and enhancement of local pharmaceutical producer in developing countries

Kulikov A.Y.1, Voskanyan A.G.2

1 Laboratory of pharmacoeconomical research, The First MSMU named after I.M. Sechenov

2 Department of Comparative Politics, Peoples ’ Friendship University of Russia.

summary: The article covers the key issues of local pharmaceutical production and ensuring of equitable access to essential medicines in the scopes of the UN «Millennium Development Goals». In particular, it presents the main activities of UN agencies, as well as the World Health Organization projects aimed at realization of human rights to health and development.

Keywords: joint action, the UN MDGs, supporting local pharmaceutical production, development of technological capacity, price competition.

ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Том 5, №1, 2012 г.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.