Научная статья на тему 'Отдельные аспекты учета скидок в розничной торговле'

Отдельные аспекты учета скидок в розничной торговле Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты учета скидок в розничной торговле»

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА СКИДОК В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ

Г.А. ЧИСТЯКОВА

В законодательных и нормативных актах как по бухгалтерскому учету, так и налогообложению, отсутствует определение понятия скидки. В соответствии с обычаями делового оборота под скидкой принято понимать уменьшение цены товара продавцом, ранее указанной в договоре поставки или купли-продажи. Согласно ст.424 (с.201,1) ГК РФ такое изменение цены возможно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке. Договор является основанием для обоснования скидки. Поэтому при его отсутствии скидка не предоставляется. Это позволяет утверждать, что скидки связаны с продажей товаров.

Скидки в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ (с. 65, 2) учитываются при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами, при определении рыночной цены. При этом надо учитывать скидки в связи:

- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

- потерей товарами качества или иных потребительских качеств;

- истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

- маркетинговой политикой, в том числе продвижении на рынки новых товаров, не имеющих

аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки.

Наличие скидок нужно подтвердить документально. Это могут быть: приказ, прайс-лист, договор, маркетинговая политика. Скидки лучше всего установить идентичные для всех клиентов - исходя из объема и потребительских свойств товаров.

Согласно нормам гражданского законодательства продавец свободен при определении цены товара. Предоставление скидки с цены может рассматриваться как согласование новой цены в договоре или изменение цены после заключения договора. Продавец предлагает покупателю выполнить определенные условия и воспользоваться скидкой, а покупатель оставляет за собой право воспользоваться или нет. В данном случае скидка носит двусторонний характер.

Скидка может быть предоставлена покупателю до отгрузки товара или непосредственно в момент совершения покупки. В этом случае оплата происходит с учетом объявленной скидки, а все документы на отгрузку (товарная накладная, счет-фактура) торговая организация оформляет, уже принимая изменение цены. Такой вариант предоставления скидок для нее наиболее безопасен. Но в этом случае следует обратить самое серьезное внимание на документальное оформление скидки. Это связано с тем, что уровень цены подлежит пристальному вниманию со стороны органов налоговой службы. После изменения цены он не должен быть выше 20 процентов на идентичные товары, а стороны сделки не являются взаимозависимыми лицами. Именно в этом случае доначислять налоги инспекторы не имеют права. Однако согласно письму Минфина России от 18.07.2005 г. № 03-02-07/1-190 финансисты настаивают на том, чтобы применение скидки должно быть документально зафиксировано во внутренних документах организации (учетной политике, либо отдельном приказе-распоряжении).

Если цена изменена после отгрузки, то скидку на приобретенные товары предоставляют покупателю задним числом. Так, если общая сумма приобретенных покупателем за какой-то период товаров превысила определенную величину, цена всей партии уменьшается. При этом пересчитывается и цена товаров из этой партии, отгруженных покупателю ранее. Речь идет об изменении цены, предусмотренной в ранее заключенном договоре. Гражданский кодекс этого не запрещает, что подтверждает п. 2 ст. 424 (с.201,1) этого документа. Продавцу для этого необходимо внести все необходимые корректировки в ранее выписанные товарные документы и счета-фактуры. То есть уменьшить в этих документах цену товара. Кроме этого, надо заверить все исправления подписями уполномоченных лиц и печатью организации. Таково требование п. 29 Правил учета журналов полученных и выставленных счетов-фактур. В бухгалтерском учете, когда продавец предоставляет скидку, организация-продавец согласно п. 6.5 ПБУ 9/99 «Доходы полученные» (с.137,4) должна сторнировать сумму выручки, полученной от реализации, на размер предоставленной скидки. В налоговом учете у продавца скидка, корректирующая цену товара, согласно письму Минфина России от 02.05.2006 г. № 03-03-04/1411 не относится к расходам, а уменьшает выручку от реализации.

Кроме того, следует внести уточнения в книгу продаж. Для этого придется по НДС оформить дополнительный лист за период, в котором товары были реализованы. Наряду с этим организации придется подать уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС. Однако согласно п. 1 ст. 81 НК РФ (с. 104, ) обязанность представить уточненную декларацию возникает в том случае, если налогоплательщик обнаружил факт неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению налога. В противном случае представлять уточненную декларацию необязательно.

Чтобы избежать исправлений в первичных документах и налоговой отчетности, целесообразно скидки по итогам месяца предоставлять на будущие покупки. Если, например, установлена прогрессивная шкала скидок в зависимости от объема закупок, то в следующем месяце цена уменьшается исходя из того, на какую сумму приобрел товаров покупатель в прошлом периоде. Тогда цены будут сразу установлены с учетом скидок, поэтому переделывать данные прошлых периодов не придется.

У организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, и уплачивающих ЕНВД, возникает вопрос: учитывается ли доход в виде скидки (премии, бонуса), получаемой от поставщиков, частью дохода, получаемого от предпринимательской деятельности в торговле, подлежащим налогообложению ЕНВД? Согласно письмам Минфина России от 26.11. 2007 г. № 0311-04/3/461, от 21.12.2007 г. № 03-11-05/311 и от 01.02.2008 г. № 03-11-04/3/37 такой доход связан с осуществлением предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, облагаемой ЕНВД. В этом случае он является частью дохода от данной деятельности, и соответственно с такого дохода не уплачиваются иные налоги, помимо установленных гл. 26.3 НК РФ.

В некоторых случаях поставщики просят выставить на их имя счет-фактуру за предоставление скидки организации розничной торговли, переведенной на уплату ЕНВД, за выполнение определенных условий договоров поставки товаров. В связи с этим возникают вопросы о правомерности данной просьбы, какие налоги надо платить с полученной скидки? Следует учитывать, что согласно ст. 168 НК РФ обязанность по выставлению счета-фактуры установлена только для плательщиков НДС. Поэтому организации розничной торговли, переведенные на уплату ЕНВД, в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ (с.525, 2) не должны выставлять счет-фактуру. Если же организация заинтересована в сотрудничестве с этим поставщиком, считает, что более выгодное решение - выставление счета-фактуры, то она должна будет согласно п.5 ст.173 НК РФ (с.199,2) перечислить указанную в документе сумму НДС в бюджет. Однако никаких других налогов она более платить не должна. Этот вывод подтверждают и письма Минфина России от 09.02.2007 г. № 03-11—05/29, от 28.04.2007 г. № 03-11-05/83, от 05.07.2007г. № 03-11-04/3/251.

Важным вопросом для организаций розничной торговли является правильное отражение налога на добавленную стоимость (НДС). Следует учитывать, что налогоплательщики, учитывающие НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в стоимости этих товаров (работ, услуг) «входную» сумму налога должны сначала отразить на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Такой вывод следует из Инструкции к плану счетов (приказ Минфина России от 31.10 2000г. №94н»). Момент, когда фирма сможет учесть сумму НДС в стоимости самой покупки, зависит от причины, по которой этот возмещаемый налог учитывается таким образом. Так, если фирма занимается только розничной торговлей, переведенной на ЕНВД, то списать НДС со сч. 19 на увеличение стоимости товаров можно в день их приобретения. Если помимо «вмененной» деятельности фирма осуществляет операции, подпадающие под общий режим налогообложения, учесть «входной» НДС в стоимости имущества (работ, услуг) нужно после того, как станет известно, в каком именно виде деятельности будут участвовать приобретения.

Для увеличения сумм продаж организации розничной торговли широко применяют реализацию по дисконтным картам. Дисконтные карты выдаются покупателям:

- на приобретение товаров определенной фирмы;

- на покупку в данном магазине товаров на определенную сумму (разовая покупка или за установленный продавцом период времени);

- за время проведения рекламной компании, чтобы увеличить число постоянных покупателей в одном или нескольких магазинах определенной фирмы в течение всего или определенной части рабочего дня.

Так как в настоящее время нет соответствующих нормативных документов, регламентирующих порядок реализации по дисконтным картам, то до их введения торговая организация должна разработать систему документооборота, методы и способы бухгалтерского учета продаж по ним, что следует утвердить в учетной политике. При большом ассортименте товаров, продаваемых по дисконтным картам, в форму реестра цен вводится графа: «Цены со скидкой по дисконтной карте».

Если покупатель по совокупности сделанных им покупок, которые подтверждены чеками кассового аппарата, в течение определенного периода времени (например, месяца) купил на достаточную для получения дисконтной карты сумму (например, 500 руб.), то ему выдается эта карта при совершении последней покупки. На дальнейшие покупки ему как владельцу дисконтной карты предоставляется скидка в размере определенного магазином процента от прейскурантной цены товаров (обычно 5%).

При отпуске товаров по дисконтной карте кассир (в продовольственном супермаркете), продавец в зале (в супермаркете непродовольственных товаров) или заведующий отделом в небольшом магазине делает отметки в специальной ведомости или в компьютерной программе. При этом указываются:

- дата и номер дисконтной карты;

- стоимость проданного товара;

- размер скидки;

- сумма выручки за минусом скидки.

Дисконтные карты современных супермаркетов обычно имеют магнитные полосы, что облегчает ввод информации о карте в компьютерную программу. Наименование приобретаемого товара приходится указывать в программе отдельно.

При оформлении скидок по дисконтным картам вручную в конце рабочего дня ведомость сдается в бухгалтерию. Бухгалтер делает проводки, ведь учет ведется по продажным ценам.

Вся сумма стоимости проданного товара без скидки отражается в учете записью: Д-т сч.50 «Касса» К-т сч. 90/1 «Выручка» на сумму, например, 100.000 руб. Затем проданные товары списываются по продажным ценам: Д-т сч.90/2 «Себестоимость продаж» К-т 41/2 «Товары в розничной торговле» на сумму 100.000 руб. Торговая скидка в размере 5-и процентов отражается в учете «красным сторно»: Д-т сч. 41/2 «Товары в розничной торговле» К-т сч. 42 «Торговая наценка» 5.000 руб.

Торговая организация может учитывать товары по покупным ценам. В этом случае покупная цена товара в крупных супермаркетах определяется кассовым терминалом с помощью считывания штрихкода с его упаковки. В бухгалтерском учете делается несколько записей. Выручка от продажи товаров за вычетом скидки отражается в учете записью: Д-т сч. 50 «Касса» К-т сч. 90/1 «Продажи» на сумму 95.000 руб. (100.000-5.000). Себестоимость проданного товара списывается записью: Д-т сч. 90/2 «Себестоимость продаж» К-т сч. 41/2 «Товары в розничной торговле» на сумму 70.000 руб. (700 х 10 ед.). НДС со стоимости проданного товара отражается записью: Д-т 90/3 «НДС» К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Торговые организации, использующие в своей деятельности дисконтные карты, имеют расходы по их изготовлению, поэтому правомерно возникает вопрос, где отражать такие расходы в бухгалтерском и налоговом учете. Минфин России в письме от 13.02.07 № 03-03-06/1/84 указывает, что затраты на изготовление дисконтных карт являются экономически обоснованными, поскольку направлены на увеличение сбыта продукции. В соответствии с этим рассматриваемые расходы можно в бухгалтерском учете можно отнести к косвенным расходам, которые подлежат учету на счете 44 «Расходы на продажу». В налоговом учете такие затраты беспрепятственно следует включать согласно ст. 264 (с. 328) в состав других расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2007.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

3. Постановление Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (в ред. постановления Правительства РФ от 11.05 2006 г. № 283) Об утверждении правил ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

4. Все положения по бухгалтерскому учету/(науч. ред. М. Антонова). - М.: Вершина, 2008.

5. Зеленкова Л. Продавец снизил цену сделки. // Главбух, 22, 2008 г.,С. 24-26.

6. Постникова Е. Самые безопасные новогодние скидки. // Главбух, 24, 2008 г., С. 70 - 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.