Научная статья на тему 'Отдельные аспекты правового регулирования компьютерной информации в зарубежных странах'

Отдельные аспекты правового регулирования компьютерной информации в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
109
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / GDPR / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / INTERNATIONAL LAW / INTERNATIONAL SECURITY / INFORMATION SECURITY / COMPUTER CRIMES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейманова Светлана Тимуровна, Еникеев Теймур Анвяревич

Статья посвящена анализу международного регулирования компьютерной информации. В работе дается общая характеристика правовых методов регулирования, а также указываются отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере компьютерной информации. С развитием информационных технологий все большое количество информации оцифровывается и перестает существовать на бумажных носителях. Это, в свою очередь, предопределяет возникновение необходимости создания юридического механизма, способного регулировать общественные отношения, проходящие в онлайн режиме. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении отдельных категорий информации: персональных данных, банковской тайны и т.д. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в анализе автором комплексной теоретико-практической базы, которая касается международного регулирования общественных отношений в сфере компьютерной информации. Объект исследования общественные отношения, возникающие в ходе обмена данных в сети Интернет. В процессе исследования автором были применены теоретико-эмпирические методы научного познания, включая аналитический, классификационный, сравнительный методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF COMPUTER INFORMATION IN FOREIGN COUNTRIES

The article deals with to the analysis of international regulation of computer information. The paper gives a General description of the legal methods of regulation, as well as some legal acts regulating computer information. The relevance of the topic is that with the development of information technology, a large amount of information is digitized and ceases to exist on paper. This, in turn, predetermines the need to create a legal mechanism capable of regulating social relations taking place online. This issue is particularly acute in relation to certain categories of information: personal data, Bank secrecy, etc. The theoretical and practical significance of the study consists in the analysis of the author's complex theoretical and practical base, which relates to the international regulation of computer information. The object of the research is social relations arising in the course of data exchange on the Internet. In the process of research, the author applied theoretical and empirical methods of scientific knowledge, including analytical, classification, and comparative methods.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты правового регулирования компьютерной информации в зарубежных странах»

УДК 34

С. Т. Сулейманова

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

Т. А. Еникеев

Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Аннотация. Статья посвящена анализу международного регулирования компьютерной информации. В работе дается общая характеристика правовых методов регулирования, а также указываются отдельные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере компьютерной информации. С развитием информационных технологий все большое количество информации оцифровывается и перестает существовать на бумажных носителях. Это, в свою очередь, предопределяет возникновение необходимости создания юридического механизма, способного регулировать общественные отношения, проходящие в онлайн режиме. Особенно остро этот вопрос стоит в отношении отдельных категорий информации: персональных данных, банковской тайны и т.д.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в анализе автором комплексной теоретико-практической базы, которая касается международного регулирования общественных отношений в сфере компьютерной информации. Объект исследования - общественные отношения, возникающие в ходе обмена данных в сети Интернет. В процессе исследования автором были применены теоретико-эмпирические методы научного познания, включая аналитический, классификационный, сравнительный методы.

Ключевые слова: международное право, GDPR, международная безопасность, информационная безопасность, компьютерные преступления.

S. T. Suleymanova

Penza State University, Penza, Russian Federation

T. A. Enikeev

Penza State University, Penza, the Russian Federation

CERTAIN ASPECTS OF LEGAL REGULATION OF COMPUTER INFORMATION IN FOREIGN COUNTRIES

Abstract. The article deals with to the analysis of international regulation of computer information. The paper gives a General description of the legal methods of regulation, as well as some legal acts regulating computer information. The relevance of the topic is that with the development of information technology, a large amount of information is digitized and ceases to exist on paper. This, in turn, predetermines the need to create a legal mechanism capable of regulating social relations taking place online. This issue is particularly acute in relation to certain categories of information: personal data, Bank secrecy, etc.

The theoretical and practical significance of the study consists in the analysis of the author's complex theoretical and practical base, which relates to the international regulation of computer information. The object of the research is social relations arising in the course of data exchange on the Internet. In the process of research, the author applied theoretical and empirical methods of scientific knowledge, including analytical, classification, and comparative methods.

Key words: international law, GDPR, international security, information security, computer crimes.

Правовое сотрудничество в области регулирования компьютерной информации получило свое распространение с появлением новых информационных устройств, способных значительно упростить процесс обработки информации [1].

Расширение доступности новых технологий повлекло за собой настоящий ажиотаж в области коммерции и гражданских правоотношений, так как предприниматели и финансовые институты начали активно осваивать новую для себя отрасль экономики.

Приход больших денег, а также повсеместность распространения привели к тому, что некоторые преступные элементы обратили свое внимание на новый способ заработка. Противодействие, равно как и борьба, осложнялась возможным расположением преступника и потерпевшего в юрисдикциях разных стран, будь то взлом серверов банка, фактически расположенного в Германии, преступником, проживающим и реализующим преступный замысел на территории КНР. Это вызвало необходимость усиления сотрудничества между правоохранительными органами, а при поимке преступника возникали сложности при привлечении к ответственности, ввиду отсутствия ясности о подсудности совершенного преступления.

Подобные примеры стали настолько многочисленными, что перед политиками возникла необходимость принятия новых нормативно-правовых актов, которые бы смогли отвечать вызовам нового времени. Перед принятием таких документов Генеральной Ассамблеей ООН были выработаны рамочные концепции, которые и предопределили дальнейшее правовое регулирование.

К таким концепциям можно отнести Декларацию принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», «Окинав-скую Хартию глобального информационного общества», Женевскую Декларацию принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», Тунисскую программу для информационного общества, Программу ЮНЕСКО «Информация для всех», Руководство Международного союза электросвязи: «Понимание киберпреступности: Руководство для развивающихся стран» [2].

После принятия рамочных документов политики и юристы приступили к разработке конкретных нормативно-правовых документов. В результате этого в 2001 году была принята и подписана Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 1851, которая была ратифицирована странами Европы, а также США и Японией. Конвенция предусматривает международное сотрудничество в сфере киберпреступности, в том числе обмен информацией, данными и сведениями. Российская Федерация и Китай не подписали данную Конвенцию, так как справедливо указали, что ее отдельные положения нарушают принципы государственного суверенитета.

Тем не менее, именно Будапештская конвенция остается крупнейшей по числу участников международным правовым документом в области информационной безопасности, направленным на пресечение действий, угрожающих конфиденциальности, целостности и доступности компьютерных систем, сетей и компьютерных данных посредством определения уголовной ответственности, вместе с тем сопряженного с обеспечением правовой базы, необходимой для осуществления борьбы с данным видом преступности. В отличие от иных документов, конвенция заложила основу, предполагающую введение в правовое поле стран-участников ряда уголовных составов:

1. Преступления против целостности и доступности компьютерной информации, среди которых незаконный доступ, незаконный перехват, вмешательство в данные, вмешательство в систему.

2. Правонарушения с использованием компьютерных средств, а именно подлог с использованием компьютерных технологий, мошенничество с использованием компьютерных технологий.

3. Правонарушения, связанные с детской порнографией, равно как и преступления, связанные с нарушением авторских прав.

1 Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.) / ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/4089723/ (дата обращения: 20.07.2019).

Также существенным аспектом данной конвенции является проработка вопросов взаимодействия стран-подписантов, равно как и международного сотрудничества в сфере противодействия киберпреступности.

Остальные документы (к примеру, Всемирная конвенция об авторском праве 2 и Всеобщая декларация прав человека3) по своему содержанию включают в себя защиту прав, свобод и законных интересов пользователей сети Интернет.

Как уже было сказано выше, существующие международные документы, направленные на регулирование оборота компьютерной информации, носят либо рамочный характер, либо по своему характеру достаточно специфичны и вместе могут быть истолкованы как направленные на ущемление государственных интересов. Именно поэтому отдельные страны, стремясь защитить собственные цели, начинают принимать законы, имеющие экстерриториальную силу, то есть распространяющие свое юридическое действие за пределы страны.

В качестве примера к такому документу можно отнести Акт «О равных правах на возможность получения кредита». В 2016 г. федеральная торговая комиссия установила, что в ходе рассмотрения заявки на получение кредита финансовые учреждения США и Европы обмениваются колоссальным объемом данных, в том числе персональной информацией заемщика [3]. Все эти сведения передавались путем незашифрованной переписки, ввиду чего создавали высокую вероятность утечки данных. Именно поэтому федеральная комиссия внесла предложения по срочному изменению действующего законодательства с целью локализации возможной передачи данных и обеспечение ее конфиденциальности. Аналогичные меры были предприняты в отношении иных отраслей, затрагивающих обмен большим объемом данных [4].

25 мая 2018 г. на всей территории Европейского Союза вступил в силу Общий регламент о защите данных (General Data Protection Act - GDPR), значительно ужесточивший требования к защите персональных данных, расширив их территорию действия, установив к тому же ряд новых прав и обязанностей для сторон в лице граждан и организаций.

GDPR установила получение обязательного безусловного согласия на сбор, обработку и передачу персональных данных с обоснованием цели сбора данных, кроме того на контролеров возлагается обязательство доказать согласие при возникновении необходимости, в противном случае данное согласие может быть отозвано [2]. Регламентом было закреплено право на забвение на территории ЕС, позволяющее субъекту в лице резидента обратиться с запросом на удаление личных данных в интересах предотвращения их распространения и передачи третьим лицам. В противном случае виновным компаниям грозит не только штраф определенной суммы, но и удержание с глобального дохода. Право на переносимость данных, в свою очередь, обусловило возможность запроса копии персональных данных с целью их использования иными организациями в интересах субъекта.

Уникальность GDPR состоит в том, что она распространяет свое действие на все без исключения страны мира, которые работают с данными жителей Европейского Союза4. Ключевую роль в вопросе о применимости Регламента к организациям играют:

2 Всемирная конвенция об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 г.) / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации АО «Кодекс». — URL: http://docs.cntd.ru/document/1900510 (дата обращения: 26.07.2019).

3 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) / ГАРАНТ.РУ (Garant.ru). — URL: https://base.garant.ru/10135532/ (дата обращения: 28.07.2019).

4 Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 on the protection of natural persons with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data, and repealing Directive 95/46/EC (General Data Protection Regulation). /Eur-lex.ru. —URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/ PDF/?uri=CELEX%3A32016R0679 (дата обращения: 22.07.2019).

1. Предложение товаров или услуг гражданам ЕС.

2. Предоставление данных товаров или услуг на национальных доменах верхнего уровня ЕС.

3. Оплата данных товаров или услуг в валюте стран ЕС.

4. Последующее осуществление мониторинга в сети Интернет, а также осуществление обработки данных, направленные на идентификацию предпочтений и т.п. При этом продажа товаров или оказание услуг хотя бы одному резиденту ЕС является основанием для применения Регламента к организации.

Более того, GDPR была учреждена должность по защите персональных данных (data protection officer), в полномочия которой входит контроль за соблюдением европейского законодательства, равно как и обеспечение информационной безопасности к которым, следует полагать, относятся также и меры в отношении совершаемых кибератак. Данная должность является обязательной в государственных структурах, а также при условии обработки «special category of data», обработка каковых по умолчанию запрещена и к каковым относятся данные о расе, политическом мнении, религиозных или философских убеждениях, генетические данные, членство в профсоюзах, биометрические данные, позволяющие определить конкретного человека, данные о здоровье, сексуальная ориентация.

Следует также уделить внимание дифференциации понятий контролер и процессор данных. Регламентом было осуществлено разделение данных категорий, устанавливая в качестве контролера физическое или юридическое лицо, государственный орган, агентство или иной орган, осуществляющие сбор информации и самостоятельно или совместно с другими, определяющие цели и средства обработки персональных данных. Процессор, в свою очередь, физическое или юридическое лицо, государственный орган, агентство или иной орган, осуществляющие обработку информации в интересах контролера. Авторам данной работы подобное разделение представляется разумным, в свете чего видится необходимым внести соответствующие поправки в состав 152-ФЗ «О персональных данных»5.

Результаты проведенного анализа показывают, что международное регулирование в сфере компьютерной информации носит достаточно разнородный и сложный характер. Существующие документы носят либо рамочный характер, либо значительным образом затрагивают национальный суверенитет стран-подписантов, в связи с чем их распространение в значительной степени затрудняется.

Анализ научной литературы и зарубежной нормативно-правовой базы демонстрирует тенденцию, направленную на жесткое ограничение активности организаций в сфере сбора и обработки информации, имеющее экстерриториальный характер, что, в свою очередь, затрагивает юрисдикцию и интересы других стран. Новые требования возлагают определенные обязательства на бизнес, о чем последние не преминули сообщить, однако данная мера представляется необходимой, т.к. позволит восстановить доверие пользователей (потребителей), что, в конечном счете, отразится на обеих сторонах. Таким образом, GDPR является, пожалуй, одним из важнейших документов, регулирующих защиту персональных данных. Данная реформа формирует ясное представление взаимодействия пользователей и организаций в сфере предоставления персональных данных, что, очевидно, благотворно повлияет на формировании цифровой экономики. Некоторые страны принимают законы в области обмена и передачи информации таким образом, что распространяют их действие на юрисдикции других стран. Это, в свою очередь, затрудняет модель поведения бизнеса, так как налагает на него новые, ранее не согласованные ни с кем требования.

5 О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ / Правовой Сервер КонсультантПлюс, www.consultant.ru. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61801/ (дата обращения: 22.07.2019).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Leskovec J., Rajaraman A. Mining of massive datasets. / J. Leskovec, A.Rajaraman. Cambridge University Press, 2017. — 321 c.

2. Cukier K. Big Data: A Revolution that Will Transform how We Live, Work, and Think. / K. Cukier. Houghton Mifflin Harcourt, 2016. — 120 c.

3. O'Neil C. Weapons of Math Destruction: How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy. / C. O'Neil. Broadway Books, 2017. — 232 c.

4. Press G. A Very Short History Of Big Data. /G. Press // Forbes. — 2016. URL: https://www.forbes.com/sites/gilpress/2013/05/09/a-very-short-history-of-big-data/#13dbb 01065a1. (дата обращения: 22.07.2019).

REFERENCES

1. Leskovec J., Rajaraman A. Mining of massive datasets. Cambridge University Press, 2017. 321 p.

2. Cukier K. Big Data: A Revolution that Will Transform how We Live, Work, and Think. Houghton Mifflin Harcourt, 2016. 120 p.

3. O'Neil C. Weapons of Math Destruction.: How Big Data Increases Inequality and Threatens Democracy. Broadway Books, 2017, 232 p.

4. Press G. A Very Short History Of Big Data. Forbes. 2016. URL: https://www. forbes.com/sites/gilpress/2013/05/09/a-very-short-history-of-big-data/#13dbb01065a1. (accessed 22.07.2019).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Сулейманова Светлана Тимуровна — доцент кафедры уголовного права Юридического института Пензенского государственного университета, кандидат социологических наук, кандидат юридических наук, доцент, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; e-mail: sts_123@bk.ru.

Еникеев Теймур Анвяревич — магистрант Юридического института Пензенского государственного университета, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация; e-mail: kliodauth@gmail.com.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Svetlana T. Suleymanova — Associate Professor of Department of Criminal Law, Law Institute, Penza State University, Candidate of Sociology, Candidate of Law, Associate Professor, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation; e-mail: sts_123@bk.ru.

Teymur A. Enikeev — Master Student, Law Institute, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation; e-mail: kliodauth@gmail.com.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Сулейманова С. Т. Отдельные аспекты правового регулирования компьютерной информации в зарубежных странах / С. Т. Сулейманова, Т. А. Еникеев // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2019. — Т. 7, № 3 (27). — С. 66-70 — URL: http://esj.pnzgu.ru.

FOR CITATION

Suleymanova S. T., Enikeev T. A. Certain aspects of legal regulation of computer information in foreign countries. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2019, vol. 7, no. 3, available at: http: //esj.pnzgu.ru (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.