Научная статья на тему 'Отдельные аспекты обмена информацией об осуждениях физических лиц между государствами - членами Европейского союза с целью уголовно-правового и общеправового учета'

Отдельные аспекты обмена информацией об осуждениях физических лиц между государствами - членами Европейского союза с целью уголовно-правового и общеправового учета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3689
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ЕС / EU LAW / ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОСУЖДЕНИЯХ / EXCHANGE OF INFORMATION EXTRACTED FROM CRIMINAL RECORD / ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ ПРИГОВОРОВ В ЕС / PRINCIPLE OFMUTUAL RECOGNITION OF FINAL DECISIONS IN CRIMINAL MATTERS IN EU / УЧЕТ ОСУЖДЕНИЙ / EUROPEAN CRIMINAL RECORDS INFORMATION SYSTEM / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЕС / EU INFORMATION SYSTEMS / ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УГОЛОВНЫХ ДОСЬЕ (ECRIS) / TAKING INDIVIDUAL'S CONVICTIONSINTO ACCOUNT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панюшкина Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются правовые основания обмена информацией об осуждениях между государствами членами Европейского союза. Такой обмен исследуется в качестве вспомогательной информационной меры в деле взаимного признания приговоров в ЕС с целью уголовно-правового и общеправового учета осуждений. Раскрываются роль, назначение, структура и принципы работы новой информационной системы Союза Европейской информационной системы уголовных досье (ECRIS).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article legal grounds of exchange of information on convictions between EU Member States are considered. Such exchange is studied as an auxiliary information measure in mutual recognition of final decisions in criminal matters in EU for the purpose of taking convictions into account. In this regard the role, purpose, structure and the principles of functioning of new information system of the Union the European information system of criminal files (ECRIS)are investigated.

Текст научной работы на тему «Отдельные аспекты обмена информацией об осуждениях физических лиц между государствами - членами Европейского союза с целью уголовно-правового и общеправового учета»

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

О. В. Панюшкина

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ ОБ ОСУЖДЕНИЯХ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ - ЧЛЕНАМИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА С ЦЕЛЬЮ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО И ОБЩЕПРАВОВОГО УЧЕТА

В статье рассматриваются правовые основания обмена информацией об осуждениях между государствами - членами Европейского союза. Такой обмен исследуется в качестве вспомогательной информационной меры в деле взаимного признания приговоров в ЕС с целью уголовно-правового и общеправового учета осуждений. Раскрываются роль, назначение, структура и принципы работы новой информационной системы Союза - Европейской информационной системы уголовных досье (ECRIS).

К л ю ч е в ы е с л о в а: право ЕС, обмен информацией об осуждениях, принцип взаимного признания приговоров в ЕС, учет осуждений, информационные системы ЕС, Европейская информационная система уголовных досье (ECRIS).

In this article legal grounds of exchange of information on convictions between EU Member States are considered. Such exchange is studied as an auxiliary information measure in mutual recognition of final decisions in criminal matters in EU for the purpose of taking convictions into account. In this regard the role, purpose, structure and the principles of functioning of new information system of the Union - the European information system of criminal files (ECRIS) - are investigated.

K e y w o r d s: EU law, exchange of information extracted from criminal record, principle of mutual recognition of final decisions in criminal matters in EU, taking individual's convictions into account, EU information systems, European Criminal Records Information System.

В настоящее время в Европейском союзе (далее - ЕС) судебное сотрудничество по уголовным делам основывается на принципе взаимного признания1. При разработке концепции взаимного признания приговоров2 в ЕС были указаны виды и случаи, общие условия и порядок взаимного признания приговоров между государствами-членами. Одним из таких случаев является необходимость признания иностранного приговора с целью его последующего учета.

1. Признание приговора может быть необходимо для уголовно-правового учета:

а) для определения наличия признаков рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения - при новом уголовном разбирательстве по поводу другого преступления, в отношении того же лица, а также для прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного осво-

1 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community 2007 // Official Journal. C 306 of 17.12.2007. P. 1.

2 Commission communication to the Council and the European Parliament : mutual recognition of final decisions in criminal matters (COM(2000) 495 final). URL: http://eur- lex.europa.eu/LexUriServ/-LexUriServ.do?uri=CELEX:52000DC0495:EN:HTML

© Панюшкина О. В., 2013

114

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

О. В. Панюшкина

бождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания, - когда указанные уголовно-правовые меры предусмотрены обвинительным приговором по другому уголовному делу в отношении того же лица;

б) для выявления случаев действия принципа nebisinidem - при уголовном разбирательстве по поводу того же преступления, в отношении того же лица.

2. Признание иностранного приговора может быть необходимо для общеправового учета (с целью исполнения изъятий прав (дисквалификаций), не наложенных по приговору суда, а осуществляемых в любом случае при наличии осуждения)3.

Исключительную важность для признания осуждений физических лиц с целью учета приобретает передача информации об осуждениях. Чтобы осуждение учесть, о нем нужно узнать. Обязательный, четко регламентированный, своевременный, быстрый обмен такой информацией между государствами - один из гарантов эффективной реализации взаимного признания приговоров, учета осуждений и, самое главное, - наступления соответствующих правовых последствий. Таким образом, обмен информацией об осуждениях осуществляет вспомогательную функцию в деле взаимного признания приговоров.

Первоначально данный вопрос регулировался в ЕС Европейской конвенцией о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г.4 с дополнительными протоколами 19785 и 2001 гг. Конвенция предусматривала возможность передачи информации об осуждении лиц по запросу (ст. 13), а также раз в год министерствами юстиции договаривающихся государств в государство гражданства осужденного лица (ст. 22)6.

Шенгенская конвенция 1990 г.7 (ч. 1 ст. 53) дополнила указанные положения и предоставила возможность обращаться с запросом об информации по осуждениям непосредственно к компетентным судебным органам государства вынесения приговора. Возможность прямых контактов закрепляла также ч. 1 ст. 6 Конвенции ЕС о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2000 г.8 (с дополнительным протоколом 2001 г.). В соответствии с конвенцией исполнить такой запрос нужно, «как можно скорее» (ч. 2 ст. 4), при этом конкретные сроки не указаны ни данной конвенцией, ни другими документами.

Получение информации об осуждении раз в год или только по запросу в течение неопределенного срока не позволяет осуществлять своевременный и эффективный учет осуждения в рассматриваемых целях (да и в любых иных). Это особенно важно в условиях повышенной мобильности преступности, возникшей при создании в ЕС пространства без внутренних границ. В ЕС были найдены следующие решения.

3 Подробнее см.: Панюшкина О. В. Взаимное признание и исполнение приговоров государствами Евросоюза в европейском и национальном праве. Воронеж, 2011. 252 с.

4 Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. URL: http://conventions.coe.int/treaty/rus/Treaties/Html/030.htm

5 Дополнительный протокол 1978 г. к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/099.htm

6 Протокол 2001 г. предусмотрел возможность прямых контактов между судебными органами по направляемым запросам.

7 Conventi on signed in Schengen on 19 June 1990 Implementi ng the Schengen Agreement of 14 June 1985 (CISA) // Official Journal. L 239 of 22.09.2000. P. 19.

8 Convention on Mutual Assistance in Criminal Matters between the Member States of the European Union 2000 // Official Journal. C 197 of 12.07. 2000. P. 3.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

115

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

Прежде всего в соответствии с Конвенцией о Европоле 1995 г.9 (сейчас ее правовые нормы действуют в форме Решения об учреждении Европола 2009 г.10) существует информационная система Европола, которая содержит информацию о лицах, осужденных за преступления, входящие в предмет ведения Европола. Таким образом, в ЕС имеется информационная система, в которой можно оперативно найти данные об осуждениях, что, безусловно, является важной мерой для получения информации об осуждении с целью его учета в любых предусмотренных европейским правом целях. Вместе с тем эта информация ограничена отдельными видами преступлений.

Провозглашение концепции взаимного признания в ЕС в 1999 г. (Тамперские «вехи»11), принятие в 2000 г. Советом ЕС Программы мер по реализации принципа взаимного признания решений по уголовным делам12 - всё это повлекло за собой активную разработку в период с 2000 по 2006 г. документов ЕС, которые должны были стать нормативной основой взаимного признания приговоров в Союзе с целью их учета13. Интересно, что развитие правовой регламентации вопроса об обмене информацией по осуждениям значительно опережало создание указанных документов. Так, если в 2005 г. Комиссия ЕС только сформировала проект Рамочного решения об учете предыдущих осуждений в государствах - членах ЕС в случае возбуждения новых дел14, в том же, 2005 г. уже было принято Решение Совета об обмене информацией, извлеченной из уголовного досье15. Такой подход представляется вполне логичным, последовательным и еще раз подчеркивает важность эффективного обмена информацией об осуждениях для их последующего учета.

Указанное выше Рамочное решение: а) дополняло положения существующих конвенций СЕ16 и ЕС; б) устанавливало необходимость незамедлительной передачи информации об осуждении в государство гражданства осужденного лица;

в) предусматривало срок в 10 дней для ответа таким государством на запрос о

9 Conventi on based on Arti cle K.3 of the Treaty on European Union, on the establishment of a European Police Office (Europol Convention) // Official Journal. C 316 of 27.11.1995. P. 2.

10 Council Decision 2009/371/JHA of 6 April 2009 establishing the European Police Office (Europol) // Official Journal. L 121 of 15.05.2009. P. 37.

11 Tampere European Council 15 and 16 October 1999 Presidency Conclusions. URL: http://www. europarl.europa.eu/summits/tam_en.htm

12 Programme of measures to implement the principle of mutual recognition of decisions in criminal matters // Official Journal. C 12 of 15.01.2001. P. 10.

13 Initiative of the Hellenic Republic with a view to adopting a Council Framework Decision concerning the application of the «ne bis in idem» principle // Official Journal. C 100 of 26.04.2003. P. 24 ; Green paper on conflicts of jurisdiction and the principle of ne bis in idemin Criminal Proceedings presented by the Commission (COM(2005) 696 final). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/Lex-UriServ.do?uri=CELEX:52005DC0696:EN:HTML ; Commission staff working document - Annex to the Communication from the Commission to the Council and the European Parliament - Disqualifications arising from criminal convictions in the European Union [COM (2006) 73 final] (SEC (2006)220). URL: http://eur-lex.europa.eu/Notce.do?val=449161:cs, &lang=en&list=449161:cs, &pos=1&page=1&nbl= 1&pgs=10&hwords=

14 Proposal for Council Framework Decisionon taking account of convictions in the member States of the European Union in the course of new criminal proceedings. URL: http://eur-lex.europa.eu/Lex-UriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2005:0091:FIN:EN:PDF

15 Council Framework Decision 2008/675/JHA of 24 July 2008 on taking account of convictions in the member States of the European Union in the course of new criminal proceedings // Official Journal. L 220 of 15.08.2008. P. 32.

16 Совет Европы.

116

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

О. В. Панюшкина

наличии осуждения или 20 дней, если запрос поступает от самого осужденного лица. По Решению контакты по передаче информации об осуждениях должны осуществлять компетентные центральные органы (ст. 1). Однако это не мешает применять положения конвенций СЕ и ЕС и передавать такую информацию напрямую судебным органам государств ЕС.

Совместный План действий Совета и Комиссии ЕС, принятый 2 и 3 июня 2005 г. во исполнение Гаагской программы 2004-2009 гг., предусматривал дальнейшее усовершенствование обмена информацией между государствами-членами, полученной из национальных уголовных реестров и реестров дисквалификаций. Институты ЕС прямо указывали на то, что использование положений данных Конвенций СЕ и ЕС не соответствует желаемому уровню развития уголовно-правового сотрудничества на пространстве ЕС. В 2008 г. было принято Рамочное решение Совета ЕС об учете предыдущих осуждений в государствах - членах Европейского союза в случае возбуждения новых дел17. Всё это предопределило последующее упрощение (унификация, стандартизация), ускорение (через использование электронных ресурсов) системы обмена информацией по осуждениям.

В 2009 г. приняты: Рамочное решение Совета об организации и содержании обмена информацией, извлеченной из уголовного досье, между государствами

- членами ЕС 2009 г.18 и Решение Совета об установлении Европейской информационной системы уголовных досье в целях применения ст. 1119 Рамочного решения 2009/315/ПВД.

Названные документы: а) заменяют положения Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. с протоколами 1978 и 2001 г., касающиеся обмена информацией об осуждениях раз в год; б) дополняют положения о возможности прямых контактов судов по этим вопросам (ст. 13 Конвенции СЕ, ст. 13 Конвенции ЕС о взаимной правовой помощи по уголовным делам 2000 г.).

Рамочное решение об обмене информацией, извлеченной из уголовного досье 2005 г., было инкорпорировано в Решения 2009 г. и поэтому отменено. Решения 2009 г. установили:

1. Формы для запроса информации о наличии осуждения и ответа. Запрос имеет стандартную форму, указанную в приложении к Рамочному решению 2009/315/ ПВД. Он составлен на всех языках Союза и направляется на языке запрашиваемого государства, что облегчает и ускоряет процесс работы с ним.

Ответ на запрос также составляется в стандартной форме: а) собственно ответ

- в нем так и указано, что запрашиваемая информация есть и прилагается или информации об осуждениях не имеется и б) список осуждений, в котором в системе кодов содержится информация относительно осужденного лица, природы осуждения, преступления, содержания осуждения.

Чтобы облегчить использование системы кодов, государства должны составить списки преступлений, наказаний, подпадающие под приведенные в Решении Совета категории (которым и присвоены коды), и описать такие преступления и

17 Council Framework Decision 2008/675/JHA of 24 July 2008 on taking account of convictions in the member States of the European Union in the course of new criminal proceedings.

18 Council Framework Decision 2009/315/JHA of 26 February 2009 on the organisation and content of the exchange of information extracted from the criminal record between Member States // Official Journal. L 93 of 07.04.2009. P. 23.

19 «Формат и другие пути организации и облегчения обмена информацией об осуждениях».

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

117

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

наказания, с тем чтобы другие государства четко понимали, что имеется в виду конкретным государством при использовании конкретного кода20.

2. Новый канал передачи информации об осуждениях - через объединяющую национальные уголовные реестры компьютерную сеть S-TESTA. Она функционирует на деньги ЕС, является связующей частью ECRIS, за ее эффективность отвечает Комиссия ЕС. Вместе с тем ECRIS является децентрализованной системой, государства не имеют прямого доступа к реестрам уголовных досье друг друга. Каждое государство ЕС само несет расходы и ответственность по содержанию национальных уголовных реестров и хранению информации об осуждениях своих граждан.

Информация об осуждении отправляется в государство гражданства осужденного лица незамедлительно, передача осуществляется электронным способом, через стандартизированную форму, которая состоит из двух таблиц, где указаны списки преступлений и наказаний соответственно. Отправляющая сторона выбирает определенный состав преступления, вид назначенного наказания. Каждая категория преступлений и наказаний имеет присвоенный код, который отправляется реципиенту. По получении этого кода адресат может уяснить его содержание очень легко и быстро, так как система автоматически раскрывает всю необходимую информацию на языке государства-получателя: какой состав преступления или вид наказания понимаются под определенным кодом (в соответствии с терминологией и прочими нюансами правовой системы реципиента).

Такой подход к обмену информацией позволяет быстро и эффективно получать данные об имеющихся у лица осуждениях, четко понимать (из-за наличия универсальной системы кодов, унифицированной формы) содержание этой информации21.

Система ECRIS в целом позволяет судьям и прокурорам получить легкий доступ к информации об истории предыдущих осуждений любого гражданина ЕС вне зависимости от того, в каком государстве он был осужден. Это поможет не дать такому гражданину избежать правовых последствий наличия осуждения.

Все страны ввели в действие систему ECRIS в апреле 2012 г. Ряд технических и финансовых мер были предприняты Комиссией ЕС, с тем чтобы помочь им подготовить техническую инфраструктуру для соединения уголовных реестров. Среди прочего Комиссия предоставила специальные программы, содержащие рекомендации по введению в действие S-TESTA. Государства-члены получили финансовую поддержку также в форме грантов для модернизации национальных уголовных реестров22.

Вместе с тем необходимо помнить, что приговоры могут быть вынесены судами государств ЕС в отношении граждан третьих стран. В этом случае обращаться за информацией относительно таких осуждений в рамках ускоренного, а не традиционного подхода к получению такой информации некуда. Однако учитывать такой приговор нужно и можно; он также является приговором суда государства

20 Vermeulen G. Exchanging criminal records and taking into account foreign convictions // Presentation made during the ERA conference 6-10 July, 2009 «European Criminal Justice». URL: http:// era-moodle.web-service.de/moodle/login/index.php

21 Подробнее см.: Hert P., Weis C. Towards a European criminal record // Cambridge University Press. 2009. Vol. 3. P. 400-415 ; Grijpink J. Criminal records in the European Union // European Journal of Crime, Criminal law and Criminal Justice. 2006. Vol. 1. P. 2-19.

22 ECRIS (European Criminal Record Information System). URL: http://ec.europa.eu/justice/crimi-nal/european-e-justice/ecris/

118

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

О. В. Панюшкина

- члена ЕС. С целью исправления ситуации разрабатывается Директива Совета и Парламента ЕС об индексировании граждан третьих стран, осужденных в ЕС. Рабочий документ Комиссии23 по данному вопросу предусматривает создание такого банка данных, в котором будут содержаться только личные данные осужденного гражданина третьей страны и страны осуждения. Такая информационная система должна состоять из центральной части и национальных интерфейсов. После получения информации о стране осуждения можно приступать к получению информации в рамках использования ECRIS.

В итоге можно констатировать, что в настоящее время обмен информацией по осуждениям лиц, необходимый и играющий вспомогательную роль в деле взаимного признания приговоров между государствами - членами ЕС, существенно ускорен, облегчен и осуществляется с помощью новой информационной децентрализованной системы ECRIS.

23 Commission working document on the feasibility of an index of third-country nationals convicted in the European Union (COM (2006) 359 final). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ. do?uri=CELEX:52006DC0359:EN:HTML

Панюшкина Ольга Валентиновна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета E-mail: olyagotmail2002@mail.ru Тел.: 8-920-425-52-25

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2013-№ 2

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.