Научная статья на тему 'О совершенствовании международного и российского законодательства в сфере взаимного признания приговоров Российской Федерацией и государствами Евросоюза'

О совершенствовании международного и российского законодательства в сфере взаимного признания приговоров Российской Федерацией и государствами Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
349
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / INTERNATIONAL LAW / ПРАВО ЕС / EU LAW / ПРИНЦИП ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ / PRINCIPLE OF MUTUAL RECOGNITION / ПРИЗНАНИЕ ИНОСТРАННОГО ПРИГОВОРА С ЦЕЛЬЮ УЧЕТА ОСУЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УК РФ И УПК РФ / PERFECTION OF CRIMINAL CODE AND CRIMINAL PROCEDURAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Панюшкина Ольга Валентиновна

В статье рассматриваются отдельные аспекты совершенствования международного и российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере взаимного признания приговоров РФ и ЕС с целью их (приговоров) учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания; формулируются предложения для устранения соответствующих пробелов в правовом регулировании указанного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article some aspects of perfection of international and interstate Russian criminal and criminal procedural legislation are considered in relation of a mutual recognition of final decisions in criminal matters between the Russian Federation and EU for the purpose of taking individuals’ convictions into account for determination the incidence of recidivism and for appropriate sentencing and choosing of correcting and also in order to bring to an end a conditional way of serving the sentence, the suspension of sentence, to cancel a decision on conditional release; some proposals are formulated in order to eliminate corresponding blanks in legal regulation of specified question.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании международного и российского законодательства в сфере взаимного признания приговоров Российской Федерацией и государствами Евросоюза»

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

О. В. Панюшкина

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО И РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ВЗАИМНОГО ПРИЗНАНИЯ ПРИГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ГОСУДАРСТВАМИ ЕВРОСОЮЗА

В статье рассматриваются отдельные аспекты совершенствования международного и российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства в сфере взаимного признания приговоров РФ и ЕС с целью их (приговоров) учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания; формулируются предложения для устранения соответствующих пробелов в правовом регулировании указанного вопроса.

К л ю ч е в ы е с л о в а: международное право, право ЕС, принцип взаимного признания, признание иностранного приговора с целью учета осуждений физических лиц, совершенствование УК РФ и УПК РФ.

In this article some aspects of perfection of international and interstate Russian criminal and criminal procedural legislation are considered in relation of a mutual recognition of final decisions in criminal matters between the Russian Federation and EU for the purpose of taking individuals' convictions into account for determination the incidence of recidivism and for appropriate sentencing and choosing of correcting and also in order to bring to an end a conditional way of serving the sentence, the suspension of sentence, to cancel a decision on conditional release; some proposals are formulated in order to eliminate corresponding blanks in legal regulation of specified question.

K e y w o r d s: international law, EU law, principle of mutual recognition, recognition of final decisions in criminal matters for the purpose of taking individuals' convictions into account, perfection of Criminal Code and Criminal Procedural Code.

В настоящее время Европейский союз (ЕС) является одним из основных стратегических партнеров Российской Федерации, и приверженность целям расширения сотрудничества по всем вопросам, в том числе по уголовным делам, демонстрируют обе стороны. Одним из ключевых элементов такого сотрудничества является взаимное признание приговоров - эффективное средство в борьбе с транснациональной преступностью1. Российская Федерация (РФ) и ЕС поступательно движутся к формированию общего пространства свободы, безопасности и правосудия, что закреплено соответствующей Дорожной картой 2005 г.2, в которой указано на необходимость углубления взаимного судебного сотрудничества по уголовным делам3.

1 См. подробнее: Панюшкина О. В. Взаимное признание и исполнение приговоров государствами Евросоюза в европейском и национальном праве. Воронеж, 2011. 252 с.

2 Дорожная карта по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, утвержденная на саммите Россия - ЕС, Москва, 10 мая 2005 года. URL: http://www.mid.ru/ns-dos.nsf/ 162979df2beb9880432569e70041fd1e/ 432569d800223f34c3256ffe002a7865?OpenDocument

3 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, 24 июня 1994 г. (Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 16. Ст. 1802), например, предусматривает только возможность разработки «взаимоприемлемых мер» в такой широкой сфере, как сотрудничество по предотвращению противоправной деятельности (раздел VIII СПС).

© Панюшкина О. В., 2012

202

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

О. В. Панюшкина

В мае 2011 г. Глава постоянного представительства РФ при ЕС В. Чижов во время пленарного заседания Комитета Парламентского сотрудничества Россия - ЕС подтвердил приверженность РФ этой цели и ее важность в контексте совместной борьбы с преступностью4.

Наш более активный подход к развитию судебного сотрудничества по уголовным делам между РФ и Евросоюзом демонстрируют институты ЕС. Так, на необходимость интенсификации такого сотрудничества в ближайшей перспективе указывает Комиссия ЕС (июнь 2009 г.) в п. 5.3 раздела 5 Приложения к Сообщению «Правосудие, свобода и безопасность в Европе с 2005: оценка Гаагской программы и план действий»5. В нем отмечалось (п. 5.4), что с РФ следует совершенствовать сотрудничество в вопросах экстрадиции и взаимной правовой помощи по уголовным делам. Европейский совет в заключениях, принятых на сессии в Брюсселе 10-11 декабря 2009 г.6, в рамках Стокгольмской программы 2010-2014 гг. «Открытая и безопасная Европа в служении гражданам»7, указывает (п. 6.1), что с Россией как с ключевым стратегическим партнером нужно сотрудничать по всем вопросам в области пространства свободы, безопасности и правосудия, а также активно развивать его (пространство) в период действия программы (п. 6.6). Очевидно, что проявленное обоюдное желание РФ и ЕС к совершенствованию взаимодействия в указанной сфере приведет и к появлению регламентации взаимного признания и исполнения приговоров между РФ и Евросоюзом.

Необходимо отметить, что судебное сотрудничество по уголовным делам в Евросоюзе основано на принципе взаимного признания приговоров. В условиях создания в Евросоюзе пространства без внутренних границ преступность, легко преодолевая пределы конкретного государства, становится «общеевропейской», в связи с чем государствами - членами ЕС была осознана необходимость бороться с ней единообразными согласованными «общеевропейскими» средствами. Одним из них является взаимное признание приговоров в рамках ЕС. На уровне первичного права принцип взаимного признания (Лиссабонским договором 2007 г.8) был назван в качестве одного из основополагающих принципов функционирования ЕС. В Союзе была детально разработана «концепция взаимного признания»9, указаны виды и случаи взаимного признания приговоров, а также условия и порядок такого признания. На практике созданные в рамках ЕС механизмы усовершенствованного сотрудничества по взаимному признанию приговоров показали себя в целом успешно и могут быть признаны эффективными10. При развитии правовой регламентации вопросов сотрудничества РФ и ЕС в деле взаимного признания

4 См.: Интервью с Владимиром Чижовым. URL: http://www.ru.ruseu.com/int/details_542.html

5 Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Justice, Freedom and Security in Europe since 2005 : аn evaluation of The Hague programme and action plan Brussels, (COM(2009) 263 final). URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=CELEX:52009DC0263:EN:HTML

6 Stockholm European Council 10 and 11 December 2009 Presidency Conclusions. URL: http:// www.consilium.europa.eu/uedocs/cms_data/docs/pressdata/en/ec/111877.pdf

7 The Stockholm Programme : аn open and secure Europe serving and protecting the citizens.

8 Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community 2007 // Official Joyrnal. C 306 of 17.12.2007. P. 1.

9 Commission communication to the Council and the European Parliament : mutual recognition of final decisions in criminal matters (C0M(2000) 495 final). URL: http://eur- lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=CELEX:52000DC0495:EN:HTML

10 См. подробнее: Панюшкина О. В. Взаимное признание и исполнение приговоров государствами Евросоюза в европейском и национальном праве.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

203

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

приговоров достигнутый в ЕС уровень разработки таких вопросов может и должен послужить ориентиром.

Одним из случаев, в котором необходимо признание иностранного договора в рамках Евросоюза, правом ЕС11 было названо признание приговора с целью его учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения (при новом уголовном разбирательстве по поводу другого преступления, в отношении того же лица. - О. П.), а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания (когда указанные уголовно-правовые меры предусмотрены обвинительным приговором по другому уголовному делу в отношении того же лица. - О. П.)

В настоящее время на международно-правовом уровне вопросы взаимного признания приговоров с указанной целью между РФ и ЕС практически не урегулированы.

Некоторые конвенции ООН, участниками которых являются и РФ, и государства - члены ЕС (при этом не всегда все 27), формируют возможность взаимного признания приговоров, но а) лишь для определения наличия признаков рецидива преступлений, оставляя в стороне учет приговоров с целью прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания и б) только в отношении приговоров, вынесенных за совершение конкретных видов преступлений.

Так, Международной конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г.12 в ст. 6 установлено, что страны, которые допускают принцип международного рецидива, признают при соблюдении условий, определенных их законодательствами по принадлежности, в качестве обстоятельства, создающего подобного рода рецидив, иностранные судебные приговоры, вынесенные в силу совершения одного из действий, криминализованных данной конвенцией.

Конвенция ООН « О борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами» 1949 г. в ст. 7 указывает, что иностранные приговоры, постановленные в отношении преступлений, предусмотренных данной конвенцией, принимаются во внимание, поскольку это допускается внутренним законодательством для установления факта рецидива.

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. в подп. iii п. а ч. 2 ст. 36 предусматривает учет иностранных приговоров за преступления, предусмотренные данной конвенцией, для целей установления рецидивизма при условии соблюдения конституционных ограничений сторон, их системы права внутреннего закона.

Статья 22 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности устанавливает, что каждое государство-участник может принимать такие законодательные или другие меры, какие могут потребоваться для учета, на таких условиях и в таких целях, какие оно считает надлежащими, любого ранее вынесенного в другом государстве обвинительного приговора в отношении лица, подозреваемого в совершении расследуемого преступления, для использования такой информации в ходе уголовного производства в связи с преступлением, охватываемым данной конвенцией.

11 Council Framework Decision 2008/675/JHA of 24 July 2008 on taking account of convictions in the member States of the European Union in the course of new criminal proceedings // Official joyr-nal. L 220 of 15.08.2008. P. 32.

12 Сборник дипломатических документов СССР. Вып. VII. С. 40-51.

204

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

О. В. Панюшкина

Необходимо отметить, что все указанные выше конвенции ООН оставляют внутреннему законодательству государств-участников право устанавливать условия и процедуру учета иностранного приговора.

РФ не является участницей Конвенции Совета Европы о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1970 г.13, ст. 56 которой обязывает государства-участники принять необходимые меры, чтобы дать своим судам возможность при вынесении приговоров учитывать любой предшествующий приговор европейского суда, вынесенный за другое правонарушение с целью установления рецидива преступлений. По сравнению с указанными выше конвенциями ООН Европейская конвенция распространяет действие установленных в ней правил на приговоры, вынесенные за совершение любых преступлений, но точно так же оставляет без внимания необходимость учета приговоров с целью прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания. Аналогично конвенциям ООН Конвенция СЕ о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1970 г. не устанавливает процедуру признания, оставляя это национальному законодательству. Данная Европейская конвенция ратифицирована только 11 государствами - членами ЕС. Все отмеченные недостатки не позволили бы даже в случае присоединения России к указанной выше конвенции сформировать общие правила взаимного признания приговоров между РФ и ЕС с целью их (приговоров) учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания.

Выходом из ситуации стало бы создание новых международно-правовых норм, регулирующих данный вопрос между РФ и странами ЕС, с учетом того, что в самом Союзе подобное сотрудничество между государствами ведется на «продвинутой» основе в рамках концепции взаимного признания, которая реализуется в указанном случае Рамочным решением Совета ЕС об учете предыдущих осуждений в государствах - членах Европейского союза в случае возбуждения новых уголовных дел14 и подразумевает:

1) сокращение или полное отсутствие оснований для отказа в признании иностранного приговора;

2) отсутствие требования проверки действия правила двойной преступности деяния;

3) упрощение порядка передачи государством вынесения приговора необходимых для признания приговора документов, их комплектности, а в отношении некоторых документов - их формы и содержания15;

13 Европейская конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1970 г. URL: http://conventions.coe.int/Treaty/rus/Treaties/Html/070.htm

14 Council Framework Decision 2008/675/JHA of 24 July 2008 on taking account of convictions in the member States of the European Union in the course of new criminal proceedings. P. 32. Положения Решения заменили между странами ЕС нормы Конвенции о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1970 г.

15 Communication from the Commission to the Council, the European Parliament, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Justice, Freedom and Security in Europe since 2005 : an evaluation of The Hague programme and action plan Brussels, (COM(2009) 263 final).

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

205

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

4) установление конкретных сроков предоставления информации о предыдущем осуждении, необходимой признающему приговор государству16 и т.д.

Создание и закрепление международно-правовых норм - процесс небыстрый. По нашему мнению, правила о взаимном признании приговоров между РФ и ЕС с целью их (приговоров) учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания могут быть включены (среди прочих, регулирующих иные случаи взаимного признания приговоров) в СПС-2, проект которого разрабатывается в последние годы. Вполне возможно, что этот процесс затянется на неопределенное время, при этом по статистическим данным и России17, и ЕС18 неуклонно растет число лиц, имеющих иностранную судимость, которая при наличии соответствующих норм могла бы и должна была бы быть учтена в указанных выше целях. Такого результата можно добиться быстрее, если внести правила об условиях и порядке признания приговоров судов государств - членов ЕС с целью учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания во внутригосударственное законодательство РФ19. В пользу такого варианта развития событий имеется как минимум два заслуживающих внимания аргумента.

Первый. Отметим, что все упомянутые выше международно-правовые документы (конвенции ООН, Конвенция СЕ о международной действительности судебных решений по уголовным делам 1970 г.), а также документы права ЕС (Рамочные решения), касающиеся признания иностранных приговоров с целью их последующего учета, оставляют решение вопросов процедуры национальному законодательству. С принятием новых норм международно-правового характера, регулирующих указанный вопрос, процедурные моменты, вероятнее всего, также должны будут определяться на уровне внутригосударственного права с учетом существующих особенностей уголовно-процессуальных процедур, установленных национальными законодательствами (даже в случае закрепления неких общеприменимых правил на международно-правовом уровне их необходимо будет интегрировать в национальные уголовно-процессуальные законодательства). Поэтому, образно выражаясь, такая «игра на опережение», как внесение в настоящее время в российское законодательство правил признания приговоров стран ЕС с целью их (приговоров) учета для определения рецидива преступлений, назначения наказания, вида исправительного учреждения, а также прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, отмены отсрочки исполнения наказания, вероятнее всего, просто предвосхитит последующее развитие событий аналогичным образом. При

16 Council Framework Decision 2009/315/JHA of 26 February 2009 on the organisation and content of the exchange of information extracted from the criminal record between Member States // Official joyrnal. L 93 of 07.04.2009. P. 23.

17 URL: http://www.mvd.ru

18 Commission working document on the feasibility of an index of third-country nationals convicted in the Еuropean Union (COM (2006) 359 final). URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/Lex-UriServ.do?uri=CELEX:52006DC0359:EN:HTML

19 На государства ЕС такая обязанность уже возложена документами ЕС.

206

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

О. В. Панюшкина

этом подтверждение действия принципа взаимности в указанных выше отношениях между РФ и государствами - членами ЕС (которое не заставит себя ждать, если вопросы признания в рассматриваемом случае будут решены РФ сходным с государствами ЕС образом) станет гарантом многосторонней реализации правил, существующих сегодня во внутригосударственных законодательствах РФ и стран ЕС, а не на международно-правовом уровне.

Второй. В РФ растет число преступлений, совершаемых лицами, ранее осужденными за рубежом. Преступники должны быть лишены возможности, используя различия в правовых системах РФ и государств ЕС, а также пробелы в регулировании вопросов взаимного признания иностранных приговоров, уклониться от ответственности, предусмотренной для лиц, не впервые совершающих преступление.

В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ20 лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В указанной статье не предусмотрена вероятность того, что суд может быть и иностранным. А если бы такая возможность была установлена, иностранные приговоры получили бы равную юридическую силу с российскими. Это означало бы, что могли бы быть реализованы множество норм УК РФ:

1. Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при рецидиве преступлений и при назначении наказания. Признание иностранного приговора равным по юридической силе российскому будет означать, что действуют:

а) правила о рецидиве преступлений (ч. 1, 2, 3 ст.18 УК РФ), т.е. о совершении умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, который ( рецидив) является отягчающим обстоятельством в соответствии с п. а ч. 2 ст. 63 УК РФ и влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных действующим УК РФ (ч. 5 ст. 18);

б) правила о назначении осужденным к лишению свободы вида исправительного учреждения (ст. 58 УК РФ) - пункты б, в, г ч. 1 ст. 58 УК РФ, устанавливающие определенный вид исправительного учреждения, назначаемого женщинам при любом виде рецидива, мужчинам при наличии рецидива или опасного рецидива, если осужденный ранее отбывал лишение свободы, а также при особо опасном рецидиве преступлений соответственно;

в) правила о назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), о назначении более строгого наказания по совокупности приговоров, когда к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору (ч. 2 ст. 60, ст. 70, п. в ч. 7 ст. 79, ч. 4 ст. 82 УК РФ).

2. При признании иностранного приговора возможно действие ч. 2 ст. 73, ч. 4 ст. 74, п. б, в ч. 7 ст. 79 УК РФ, в соответствии с которыми возникновение нового осуждения - это факт нарушения обязанностей, связанных с условным осуждением лица (при течении испытательного срока) и условно-досрочным освобождением (при течении оставшегося срока неотбываемого наказания), влекущий определенные последствия (замена условного наказания реальным, отмена условно-досрочного освобождения).

20 Уголовный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

207

Международно-правовые аспекты уголовного процесса

Признание иностранного приговора равным по юридической силе российскому помимо применения указанных выше норм УК РФ будет означать, что не применяются:

а) правила о назначении определенного вида исправительного учреждения в конкретных случаях (ст. 58 УК РФ) - назначение отбывания лишения свободы лицам, ранее не отбывавшим лишение свободы, осужденным к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой и средней тяжести - в колониях-поселениях, мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений - в исправительных колониях общего режима, особо тяжких преступлений - в исправительных колониях особого режима;

б) правила о назначении наказания (ч. 6 ст. 88 УК РФ) - наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой и средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые, п. а ч. 2 ст. 53 УК РФ - ограничение свободы на срок от одного года до трех лет лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости;

в) правила о применении отдельных видов освобождения от уголовной ответственности (ст. 75, 76, ч. 7 ст. 80 УК РФ) - освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступление небольшой и средней тяжести, в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим или в связи с изменением обстановки соответственно.

Безусловно, просто предлагать внести дополнения в ч. 1 ст. 86 УК РФ и дать ее в редакции : «Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу (включая приговоры судов государств - членов ЕС) до момента погашения или снятия судимости» - было бы неразумно, поскольку безусловное (фактическое, не требующее юридической процедуры) признание приговора суда иностранного государства требует высочайшего уровня гармонизации национальных уголовных и уголовно-процессуальных законодательств взаимодействующих государств и взаимного доверия к правовым системам друг друга, о чем, к сожалению, применительно к РФ и странам ЕС говорить пока рано, поэтому некоторые условия (основания для отказа в признании) должны быть закреплены в российском законодательстве. Более того, такая редакция ч. 1 ст. 86 привела бы к возникновению вопросов: в соответствии с законодательством какого государства, вынесшего приговор или его признающего, определяются правила (сроки) для снятия или погашения судимости, а также вступления приговора в законную силу? Указанное изменение национального законодательства само по себе, конечно, не создало бы совершенно необходимых (даже при фактическом признании!) процедурных правил признания иностранного приговора в рассматриваемом случае. Очевидно, дополнения необходимо вносить и в УПК РФ21.

В данный Кодекс предлагается внести следующие дополнения: в ч. 7 УПК РФ «Международное сотрудничество с государствами - членами ЕС в сфере уголовного судопроизводства» установить, что:

1) приговор, вынесенный судом государства - члена ЕС, признается в Российской Федерации с целью учета осуждений лиц для определения наличия признаков

21 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.

208

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

О. В. Панюшкина

рецидива, назначения наказания, вида исправительного учреждения, прекращения условного порядка отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, а также отмены отсрочки исполнения наказания, если он (приговор) вступил в законную силу в соответствии с законодательством вынесшего его государства и если судимость не снята и не погашена в соответствии с законом признающего государства - Российской Федерации;

2) не может быть признан и учтен иностранный приговор, если:

а) деяние, за которое лицо осуждено, не является преступлением по законодательству Российской Федерации, при этом снятие правила двойной преступности возможно в отношении тех преступлений, составы которых гармонизированы конвенциями ООН и СЕ, действующими для РФ и государств - членов ЕС;

б) в отношении осужденного лица на территории РФ за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по делу.

Отдельным пунктом следует предусмотреть правила «Обмена информацией об осуждениях». Установить обязательность передачи информации об осуждении гражданина в государство его гражданства в течение 10 рабочих дней после вынесения приговора. Информация передается органу, ответственному за ведение национального реестра осуждений, любым безопасным способом, позволяющим передавать письменные записи, с тем условием, чтобы получающий компетентный орган мог установить его подлинность. Запрос об информации по наличию осуждений у конкретного лица передается в государство его гражданства таким же способом и должен быть переведен на язык запрашиваемого государства. Срок ответа на запрос - 10 рабочих дней.

Что касается процессуального порядка признания иностранного приговора, то представляется целесообразным оформление признания иностранного приговора путем вынесения органом дознания, следователем, прокурором мотивированного постановления, в котором указываются: наименование суда иностранного государства, который вынес приговор; дата вступления приговора в силу; какой именно нормой уголовного закона РФ оно предусмотрено (при действии правила двойной преступности деяния); вид наказания, назначенного подсудимому, и информация о наличии или отсутствии факта отбытия. К постановлению должны прилагаться приговор и справка об отбытии наказания.

В итоге предлагается следующая редакция ч. 1 ст. 86 УК РФ: «Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу (включая приговоры судов государств - членов ЕС, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерацией) до момента погашения или снятия судимости».

Панюшкина Ольга Валентиновна,

кандидат юридических наук, преподаватель кафедры теории

и истории государства и права Воронежского государственного университета

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС-2012-№ 1

209

14.Заказ 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.