ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИЗБ-ЧИТАЛЕН В
СОЧИНСКОМ РАЙОНЕ
Ю.А. Малкова, канд. ист. наук, доцент Сочинский государственный университет (Россия, г. Сочи)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-2-14-16
Аннотация. На основе архивных источников, публикаций из открытых источников рассматриваются вопросы функционирования изб-читален в Сочинском районе. Освещается отдельные аспекты малоуспешной культ- и просвет работы. Руководством разрабатывается план для решения поставленных задач в рамках ликвидации неграмотности в районе. Успешная работа государственных органов привела к росту популярности изб-читален, что способствовало организации культурного досуга, просвещению и как следствие увеличение численности грамотного населения.
Ключевые слова: избы-читальни в Сочинском районе; развитие просвещения в начале XX века; центры культуры; ликвидация безграмотности среди населения; отдел народного образования.
Мощными стимулами культурного прогресса начала ХХ века стали экономический рост, модернизация политической жизни. Менялся уклад жизни и быт народа.
Основой культурного подъема было развитие просвещения. Так в период с конца XIX века, до начала 20-х г. XX века численность грамотного населения увеличилась на 10%. Несмотря на это более 50% детей школьного возраста не имели возможности по тем или иным причинам получить образование.
Помимо государственных образовательных учреждений, таких как гимназии, функционировали и частные учебные заведения. Реальные и коммерческие училища обеспечивали подготовку по естественно-научному блоку выпуская техников и инженеров. В кадетских корпусах, духовных семинариях, промышленных, сельскохозяйственных и художественных училищах можно было получить среднее образование. В сфере высшего образования ведущую роль играли университеты. В период становления советской власти их насчитывалось около десяти.
Для реализации грандиозного плана по созданию технически развитой промышленности, в целях обеспечения экономической независимости страны, необходимо было подготовить значительное количе-
ство квалифицированных кадров. В результате активно ведется работа по организации «народных университетов» и появляются курсы для рабочих. Культурно-просветительскую работу выполняли «народные дома» - своеобразные клубы, в которых функционировали библиотеки, проводились лекции, концерты и другие мероприятия. К началу первой мировой войны на территории страны насчитывалось более двухсот народных домов.
Весной 1919 года в России прошел первый Всероссийский съезд, посвященный внешкольному образованию. Участники съезда инициировали подготовку проекта декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который был официально принят Совнаркомом РСФСР в конце 1919 года. В 1920 году Совнарком принял решение и издал новый декрет о создании Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности В результате активной работы по ликвидации безграмотности в период с 1920 года по 1924 год были разработаны Д. Элькиной, Н. Бугославской, А. Курской и выпущены два издания первого советского массового букваря для взрослых. В дальнейшем опубликованы такие издания как рабоче-крестьянский букварь для взрослых В. Смушкова и букварь для рабочих Е. Голанта.
К середине 20-х годов государственным органам просвещения оказывало огромную помощь, по проведению мероприятий, направленных на ликвидацию неграмотности и малограмотности среди взрослого населения, добровольное общество «Долой неграмотность». Одним из ярких и эффективных мероприятий по ликвидации неграмотности в 1928 году был культпоход. В результате совместной работы органов Наркомпроса и общественных организаций около 10 млн граждан Советского Союза были обучены грамоте.
Предоставляя доступ к библиотекам и кружкам избы-читальни стали, важной формой культурно-просветительской работы среди населения. Эти просветительские учреждения возникли еще в XIX веке, а широкое распространение получили в 1920-х годах. Само название «изба-читальня» отражало их основное предназначение, это чтение книг, газет и обучение грамоте. На XIII съезде Российской коммунистической партии (большевиков), проходившем весной 1924 г., избы-читальни были признаны ключевыми центрами просветительской работы среди населения. Их появление и развитие было объективной необходимостью, велением времени, так как они являлись единственными информационными и справочными центрами малограмотных сельских жителей. В сентябре 1924 года издан специальный циркуляр ВЦИК и СНК РСФСР «Об избах-читальнях», который определял основные направления и содержание работы этих учреждений.
На основании протокола № 3 от 29 декабря 1923 г. пленума Сочинского районного исполнительного комитета в Сочи имелись культурно-просветительские учреждения (4 библиотеки, которые находились на содержании государств). Организован «Дом работников просвещения» и дает положительные результаты. В районе имелось и функционировало 8 изб-читален [2, Л. 1-2].
Задачами инспектуры по народному образованию, главным образом являлись идейное руководство и контроль в работе. Попутное наблюдение за своевременностью и полностью хозяйственного снабже-
ния. Инспектор отдела народного образования товарищ Чернет в своем докладе отмечает, что в создании школ и вообще улучшения дела грамотности само население стремится и всячески идет на встречу. Не смотря, на это докладчик сообщает о неполноте и малоуспешности работы. Зачастую поставленные задачи не исполняли, а если и исполняли, то небрежно и недостаточно верно [2, Л. 24-25]. Сокращение штатов и учреждений в предшествующий период, незначительный книжный фонд несмотря на вновь поступающую литературу, пагубно отражалось на просветительской работе [3, Л. 3-5].
Для решения поставленных задач члены заседания расширенного пленума Сочинского районного исполнительного комитета постановили:
1. Признавая необходимым проведения по району кампании по ликвидации неграмотности, поручить Инспектору Народного образования товарищу Чернет принять все меры по выявлению числа неграмотных, а также на предстоящем съезде учителей поставить вопрос о необходимости проведения этой кампании [4, Л. 53-56].
2. Признавая, что избы-читальни в районе способствуют ликвидации неграмотности и являются одним из главных просветительских мест деревни, предложить Инспектору Народного Образования обратить внимание на возможно лучшее снабжение литературой и хозяйственное обслуживание их [4, Л. 53-56].
3. Предложить Инспектору Народного Образования товарищу Чернет организовать и углубить работу кружков по самообразованию педагогического персонала [4, Л. 53-56].
4. Признать работу Попечительских Советов мало жизненной и малодеятельной поручить Инспектору Народного Образования произвести перевыборы по всему району [4, Л. 53-56].
5. Имея в виду, что избы-читальни до сего времени недостаточно обеспечены, а заведующие ими не получают никакого содержания, просить о зачислении заведующих избами-читальнями на содержание окружного бюджета [4, Л. 53-56].
6. Сочинский район разбить на 4 части. Обслуживаться будут части инспектором, инструктором и учителями, это мероприятие безусловно даст благие результаты [5, Л. 34].
На главный вопрос о ликвидации неграмотности обращено особое внимание руководства. Пути решения этого вопроса государственные органы видят, как-то: в организации вечерних занятий для взрослых, а также просветительской работе сре-
читальни на определенном историческом этапе сыграли огромную роль в ликвидации неграмотности. Но товарищ Чернет в заключительном слове своего доклада на пленуме Сочинского районного исполнительного комитета сообщает, что касается ликвидации неграмотности, то к этому будут приняты все меры, но, по его мнению, в районе это не даст положительных результатов. Потому что еще не в состоянии обслужить всех детей школьного возраста, не говоря уже о взрослых.
ди населения. В результате чего избы-
Библиографический список
1. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. 25-Р. Оп. 1. Д. 736.
2. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 69. Л. 1-2об., 20, 21об., 22, 24-25об., 26, 26а, 26б, 34, 36об.-37, 38.
3. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 68. Л. 2, 3об.-5об., 21, 26об., 31, 32об., 45, 48об.-49, 50, 55об.-58, 65.
4. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 67. Л. 1, 2об.-4об., 5, 6-8, 26, 31об.-32об, 48, 53об.-56.
5. МКУ «Архив г. Сочи». Ф. Р-25. Оп. 1. Д. 70. Л. 34.
6. Анисимов В.И., Битюков Н.А. Физическая география города-курорта Сочи: монография. - Сочи: СГУТиКД, 2007. - С. 8-9.
SELECTED ASPECTS OF FUNCTIONING IZB-CHITALEN IN SOCHINSKY
DISTRICT
Yu.A. Malkova, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Sochi State University (Russia, Sochi)
Abstract. Based on archival sources and publications from open sources, the issues of functioning of reading huts in the Sochi region are considered. Certain aspects of unsuccessful cultural and enlightenment work are highlighted. The management is developing a plan to solve the assigned tasks as part of eliminating illiteracy in the area. The successful work of government bodies led to an increase in the popularity of reading rooms, which contributed to the organization of cultural leisure, education and, as a result, an increase in the number of literate people.
Keywords: reading huts in the Sochi region; development of education at the beginning of the 20th century; cultural centers; eliminating illiteracy among the population; department of public education.