Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отдельный корпус жандармов / Российская империя / Орловская губерния / преступность / безопасность / Separate corps of gendarmes / Russian Empire / Orel province / crime / security

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарина Оксана Вячеславовна

В статье анализируется деятельность Отдельного корпуса жандармов, который был одним из главных органов государственной власти, участвовавших в обеспечении безопасности Российской империи на рубеже XIX–XX веков. В указанный период в стране модернизацию экономических условий сопровождали социальные и политические изменения. Это негативно отразилось на внутренней и внешней обстановке в стране (увеличение преступности, угрозы безопасности со стороны других стран). Деятельность жандармов в данный период времени была необходима для устранения и минимизации угроз состоянию защищенности государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гарина Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF GENDARMES TO ENSURE THE SECURITY OF THE STATE AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

The article analyzes the activities of the Separate Corps of Gendarmes, which was one of the main bodies of state power involved in ensuring the security of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries. During this period in the country the modernization of economic conditions was accompanied by social and political changes. This had a negative impact on the internal and external situation in the country (increased crime, security threats from other countries). The activity of the gendarmes during this period was necessary to eliminate and minimize threats to the state security

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РУБЕЖЕ XIX–XX ВЕКОВ»

Научная статья УДК 340

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖАНДАРМОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Гарина Оксана Вячеславовна

Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова, Орел,

Россия

ksu@myopusmail .ru

Аннотация. В статье анализируется деятельность Отдельного корпуса жандармов, который был одним из главных органов государственной власти, участвовавших в обеспечении безопасности Российской империи на рубеже XIX-XX веков. В указанный период в стране модернизацию экономических условий сопровождали социальные и политические изменения. Это негативно отразилось на внутренней и внешней обстановке в стране (увеличение преступности, угрозы безопасности со стороны других стран). Деятельность жандармов в данный период времени была необходима для устранения и минимизации угроз состоянию защищенности государства.

Ключевые слова: Отдельный корпус жандармов, Российская империя, Орловская губерния, преступность, безопасность.

Для цитирования: Гарина О. В. Отдельные аспекты деятельности жандармов по обеспечению безопасности государства на рубеже XIX-XX веков // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2023. № 4(97). С. 13-19.

SOME ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF GENDARMES TO ENSURE THE SECURITY OF THE STATE AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

Oxana V. Garina

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, Orel, Russia

ksu@myopusmail .ru

Abstract. The article analyzes the activities of the Separate Corps of Gendarmes, which was one of the main bodies of state power involved in ensuring the security of the Russian Empire at the turn of the XIX-XX centuries. During this period in the country the modernization of economic conditions was accompanied by social and political changes. This had a negative impact on the internal and external situation in the country (increased crime, security threats from other countries). The activity of the gendarmes during this period was necessary to eliminate and minimize threats to the state security.

Keywords: Separate corps of gendarmes, Russian Empire, Orel province, crime, security.

For citation: Garina O. V. Some aspects of the activities of gendarmes to ensure the security of the state at the turn of the XIX-XX centuries // Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov. 2023. № 4(97). Р. 13-19.

Политические или государственные преступления представляли угрозу безопасности государства в различные периоды российской истории. Их совершение отражалось на общественном порядке. Методы реализации такой угрозы зачастую носили общественно опасный характер и, соответственно, нарушали порядок в обществе. В период 1881 года - февраля 1917 года политическая полиция предотвращала опасности, исходившие от совокупности многих лиц и угрожающие многим.

К органам политической полиции относились Тайная экспедиция Сената, Комитет высшей полиции, Комитет охраны общей безопасности, Особенная канцелярия министра полиции, секретные службы гвардейского корпуса, Управления военных поселений, секретная часть петербургского градоначальства, Особенная канцелярия министра внутренних дел, Собственная Его Императорского Величества Канцелярия, Третье отделение Собственной Его Императорского Величества, Корпус жандармов, Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Одни упразднялись, другие - приходили им на смену. В начале ХХ в. реформирование полиции было требованием тех масштабных событий, которые уже разворачивались в России [1], ведь быстро меняющиеся процессы, характеризовавшиеся изменением общественных отношений, непосредственно преобразовывали привычный образ жизни граждан и государственный аппарат [2].

Во второй половине XIX - начале XX вв. политическая полиция была представлена Отдельным корпусом жандармов (ОКЖ) и охранными отделениями. Корпус входил в структуру Министерства, охранные отделения - в Департамент полиции МВД. До введения в действие Положения о Корпусе жандармов от 9 сентября 1867 г. [3, т. ХЬП, № 44956] территория страны делилась на жандармские округа, которые заменялись управлениями. Отнесение ОКЖ к органам политической полиции связано с тем, что именно его сотрудникам вверялось «дознание о государственных преступлениях» [3, т. ХЬУ1, № 49615]. Направления деятельности Корпуса указывались в Своде Военных установлений (книга III, раздел 5, свод 3, ст. 579) [4, д. 3599, л. 8-9], которые определили его внутреннюю структуру.

Шефом жандармов являлся Министр внутренних дел. Руководство таким большим ведомством, занимающимся разноплановой деятельностью, стало причиной невозможности уделить должное внимание Корпусу. Для решения этой проблемы на Товарища Министра были возложены обязанности Командира Корпуса, он именовался как «Товарищ Министра, заведующий полицией, Командир Корпуса жандармов» [5, т. II, № 992].

Возглавляя ОКЖ, Заместитель Министра не мог им руководить полностью, так как по строевой, инспекторской и хозяйственной части он подчинялся Военному Министру, а уже по непосредственному исполнению функций, связанных с производством дознаний по политическим преступлениям - МВД. Это означало, что власть имели одни, а деятельностью руководили другие. Сложно представить ситуацию, когда начальник, указывая, как, например, вести политический розыск, в случае допущения нарушения сотрудником самостоятельно не мог привлечь его к дисциплинарной ответственности. Принцип комплектования в нем и у общей полиции различался: первое - как военное ведомство, второе - как гражданское. Такое положение приводило к несогласованности действий, излишнему документообороту и недостаткам в работе всего ведомства. Существовала двойственность подчинения не только относительно ОКЖ, но и его подразделений. В структуру ОКЖ входили крепостные жандармские команды, портовые жандармские управления, жандармские дивизионы, жандармские полицейские управления железных дорог, губернские жандармские управления.

Название крепостных жандармских команд определяло место их службы. В Российской империи существовали следующие крепости: Петропавловская, Шлиссельбургская, Порт-Артурская, Ломжинская, Варшавская, Рижская, Владивостокская, Усть-Двинская, Двинская, Керченская. В них службу несли жандармы

после ухода из Корпуса. Развитие крепостных команд было медленным. Команды были многозадачны, они исполняли функции приграничных фортификационных сооружений и общие обязанности, возложенные на Корпус жандармов, выполняли обязанности конвоиров и тюремной охраны, обеспечивали охрану общественного порядка, благоустройство и благочиние. Последнее имело место, если в крепости не было городской и уездной полиций. Обязанности начальника Команды состояли в соблюдении паспортного режима среди лиц, проживавших в крепости; наблюдении за окружающей местностью - препятствование попыткам произвести осмотр и разведку укреплений, составлению планов, фотографированию и прочее [4, д. 3599, л. 10].

Крепостная команда подчинялась коменданту крепости и местному жандармскому управлению. Первому - по строевой части, второму - по служебной деятельности. Из-за смежности выполняемых функций между Губернским жандармским управлением и крепостной командой возникали конфликты [4, д. 2951, л. 2-12]. Обострение противоречий с военным командованием обусловило предложение об их передаче в армейское подчинение. Оно было отклонено в связи с возможностью ослабления военно-полицейской службы и прекращения наблюдательно-разыскной работы [6, с. 153]. Ежедневные отчеты крепостных жандармских команд содержали сообщения о задержании пьяных нижних чинов, о драках и самовольном оставлении подразделений военнослужащими, об оставлении поста часовыми или о сне в карауле, о словесных оскорблениях жандармов, о противодействии при исполнении должностных обязанностей. Анализ компетенции крепостных жандармских команд не позволяет отнести их к органам политической полиции, их участие в обеспечении общественного порядка отрицать нельзя. В этой ситуации наблюдается непроработанность нормативного решения вопроса о таких командах. При всей неоднозначности деятельности крепостных жандармских команд Департамент полиции признавал их деятельность как важную и незаменимую.

Портовые жандармские управления создавались по инициативе и за счет средств Морского министерства в 1901 году. Их функции могли быть возложены на местные жандармские управления и охранные отделения. Параллельное существование этих органов в пределах одной территории приводило к дублированию полномочий.

Жандармские дивизионы действовали в городах Москве, Санкт-Петербурге и Варшаве. По характеру реализуемых функций к ним приравнивались конные жандармские команды в Одессе, пешие - на Камчатке и Сахалине. Так, Свод Военных постановлений 1869 года в ст. 583 определил их компетенцию:

- исполнение правительственных распоряжений и судебных приговоров;

- преследование разбойников и пресечение запрещенных законом собраний;

- пресечение нарушений общественного порядка и его восстановление;

- преследование и задержание лиц с запрещенными и тайно провозимыми товарами;

- конвоирование важных преступников и арестантов;

- обеспечение общественного порядка на парадах войск, пожарах, ярмарках, всякого рода праздничных гуляниях, публичных съездах в театрах, казенных и частных клубах, собраниях и т. д.

Нижним чинам жандармского дивизиона предписывалось выполнять обязанности ординарцев и посыльных к руководителям военных и гражданских ведомств [4, д. 3599, л. 9-10; 7, с. 18-19]. Революционные события 1905 года привели к увеличению нарядов на каждого нижнего чина в целях «усиления строевых частей столичной полиции, предназначенных для действий против толпы во время уличных беспорядков» [4, д. 2863, л. 1, 5, 6, 13]. Развитие железнодорожного сообщения обусловило появление органа, осуществляющего деятельность на новом объекте, им стало жандармское полицейское управление железных дорог. Оно представляло собой войсковую часть, но выполняло обязанности общей полиции. Основным звеном ОКЖ и всей политической полиции выступало Губернское жандармское управление (ГЖУ), функционировавшее

в губернских городах и имевшее в своем распоряжении областные и уездные жандармские управления.

Деятельность ГЖУ была многогранна. Жандармы вели наблюдение за населением, направляли политические идеи общества, сообщали по иерархии вверх о беспорядках и злоупотреблениях, производили дознание по государственным преступлениям, осуществляли негласный надзор, наблюдали за иностранными гражданами, прибывавшими в Российскую империю, разыскивали и вели наблюдение за лицами, укрывавшимися от преследования властей, участвовали в охране общественного порядка, если отсутствовали чины общей полиции, или оказывали ей содействие при нарушении спокойствия, выполняли отдельные поручения, конвоировали преступников. Основные направления работы жандармов заключались в пресечении незаконной деятельности различных общественных организаций, массовых беспорядков, осуществлении охраны государственных тайн, контроле паспортного режима, проведении борьбы с фальшивомонетчеством и с преступниками за пределами Российской империи. В последнем случае источник опасности был заграницей, и предупреждение или пресечение их противоправной деятельности - залог обеспечения внешней безопасности государства.

ГЖУ подразделялись на виды (ЖУ Московской губернии, ГЖУ первой и второй категории), в зависимости от размера территории губернии, этнографических и экономических условий. Эти характеристики влияли на штатную численность управления и размер добавочного жалования. Штат Губернского управления предусматривал следующие должности: начальник, его помощник, адъютант, секретарь и два писаря. В губерниях и уездах в специальных пунктах размещались унтер-офицеры, собиравшие информацию о настроении народных масс. Изначально они назывались наблюдательным составом, после 1870 года были переименованы в дополнительный штат ГЖУ. Унтер-офицеры должны быть осведомлены о том, что совершается в обслуживаемом районе. Успешность в борьбе с революционным движением выступала мерилом для оценки служебной деятельности чинов корпуса жандармов. Начальник Саратовского губернского жандармского управления предлагал чинам, которые «проявляют розыскную деятельность», производить повышение в разрядах по окладам жалованья и представлять к наградам [8].

Государственный архив Орловской области содержит материалы о деятельности Орловского Губернского Жандармского Управления, касающиеся производства дознания по политическим преступлениям. 5 мая 1905 г. шесть мастеровых Старьской фабрики публично распевали революционные песни и выкрикивали лозунги «Долой самодержавие, да здравствует свобода, да здравствует забастовка». Впоследствии несколько человек напали на старосту Пильщикова, пытавшегося прекратить беспорядки [9, д. 233, л. 6]. Наиболее активные участники были подвергнуты аресту и последующей высылке. Высылке подвергались точно установленные зачинщики, а в отношении иных участников было предписано установить личности и возраст.

Аналогичное действие произошло 9 января 1906 г. К ответственности были привлечены учительница Нина Панкина и сын Слободищенского священника Михаил Феноменов. Помимо прочего, Н. Панкина бросила в толпу присутствующих прокламации революционного содержания [9, д. 323, л. 4]. Против существовавшего государственного строя боролись путем распространения прокламаций. Так, 9 октября 1905 г. в Орловском дворянском собрании неустановленное лицо выбросило «воззвание, озаглавленное «Партия Социалистов Революционеров» [9, д. 249, л. 24]. В этот же вечер, уже около собрания, вновь брошены новые под названием «Ко всем гражданам России». 14 июня 1905 г. в г. Орле состоялась забастовка каменщиков, кровельщиков, плотников и маляров. Она не носила политической окраски и целью имела решение рабочих вопросов. В частности, чтобы работы в период с 1 марта по 1 сентября начинались в шесть утра и заканчивались в шесть часов вечера (с перерывами на /, 1 / и /, часа для завтрака, обеда

и полдника), а с 1 сентября по 1 марта - работы начинались в 6.30 утра и оканчивались в шесть часов вечера с перерывом на один час на обед; выдвигались требования об улучшении жилищных условий. Рабочие собрались на главной площади города, примерно 500 человек, но по предложению полиции перешли на площадь на окраине города и уже там прибывшему полицмейстеру заявили свои требования. Как только люди получили заверения от руководителей об удовлетворении своих требований, «спокойно разошлись, чтобы приступить к прерванным работам» [9, д. 252, л. 78]. Ранее работники Бежицкого и Радицкого заводов были высланы за пределы Орловской губернии, хотя они не были уличены в подстрекательстве к забастовке, как имеющие влияние на рабочих [9, д. 252, л. 93]. Данная ситуация демонстрирует нарушение общественного порядка, способ выражения требований рабочих в виде забастовки создавал угрозу для безопасности государства.

15 декабря 1905 г. состоялась забастовка воспитанников Реального училища и женской гимназии [9, д. 303, л. 1]. В этот же день участниками забастовки была составлена Резолюция, в которой обучающиеся выдвигали требования, по их мнению, необходимые для правильного обеспечения школьной жизни:

- созыв учредительного собрания на основе всеобщего, правильного и тайного избирательного права;

- отмена военного положения и положения усиленной охраны;

- уничтожение военно-полевых судов и смертной казни;

- освобождение всех арестованных за политическую деятельность в Ливнах и других городах.

Позднее, 4 февраля 1906 г. ученица 8 класса женской гимназии во время классных занятий ударила по щеке учителя Юдина. Он закрылся тетрадкой, чем предотвратил последующие удары. По негласным сведениям, в гимназии за два дня до этого случая произошло собрание учеников, на котором было решено удалить Юдина из гимназии, для чего нанести ему оскорбление. Кто будет действовать, определяли жребием; также было решено, если Юдин останется в гимназии, Роза Шмулева Майзель должна убить его из револьвера. Сведения по данному факту были направлены на проверку [9, д. 303, л. 7]. 26 января 1906 г. в бараке Брянско-рельсового прокатного, железоделательного и механического завода произошел слабый взрыв [9, д. 303, л. 11]. Недалеко от места взрыва была обнаружена «коробка странной формы, шрапнельные пули, мелко нарезное железо с острыми концами».

Беспорядки происходили в Елецкой уездной тюрьме 25 января 1901 г., причиной было требование улучшения пищи. Арестанты побили стекла и выломали рамы [9, д. 303, л. 4]. 22 апреля 1906 г. из Брянской тюрьмы был организован побег двух арестантов во время прогулки [9, д. 303, л. 42].

Губернское жандармское управление занималось производством дознаний о хищениях. В исследуемый период часто похищались бланки паспортов, паспортных книжек и печати (например, из Любохонского волостного правления 20 июня 1906 г., Черкасского волостного правления 7 июля 1906 г.), которые потом могли использоваться для въезда-выезда из страны преступников. 14 февраля 1906 г. группа лиц совершила нападение на перевозивших заводскую кассу. Один из сопровождающих был убит, деньги нетронуты, преступники не были установлены. На следующий день в ходе осмотра места происшествия «найдена неразорвавшаяся бомба» [9, д. 303, л. 17]. В чем состояла цель нападения? Возможно, производство взрыва, когда на место преступления прибыли бы чины полиции. В этом случае разбойное нападение могло стать террористическим актом, что прямо угрожает безопасности государства.

Все общественно опасные деяния, дознание по которым относилось к компетенции Орловского Губернского жандармского управления, можно представить следующим образом:

1. Демонстрации, манифестации, митинги, сходы и собрания.

2. Распространение прокламаций революционного содержания.

3. Агитация в рабочей среде с целью склонения к невыходу на работу.

4. Забастовка рабочих, учащихся.

5. Взрывы и поджоги.

6. Нападения и убийства.

7. Побег из мест лишения свободы.

8. Хищения.

9. Нанесение телесных повреждений.

Жандармское управление тесно взаимодействовало с Департаментом полиции, что обуславливало участие первых в решении семейных неурядиц. К начальнику Орловского Губернского жандармского управления обращалась Клавдия Турбина с ходатайством о проживании с детьми отдельно от мужа. Исследованием причин такой просьбы занимался Пристав 4 стана Ливенского уезда [9, д. 193, л. 35]. Заслуживает внимания решение Начальника Орловского Губернского жандармского управления об отобрании подписки у графа Г. С. Толстого, с которым жена - графиня Е. В. Толстая, не желает мириться, о следующих обстоятельствах: о ежемесячном переводе денежного содержания, о невмешательстве в воспитание детей, о количестве встреч с детьми, о взаимоотношениях со старшим сыном [9, д. 193, л. 33-33 (оборотная)]. К начальнику Орловского Губернского жандармского управления обращалась Мария Цурикова по факту узаконения «прижитых ею до брака с ныне умершим мужем ее несовершеннолетних детей» [9, д. 194, л. 1].

Таким образом, компетенция Орловского Губернского жандармского управления не ограничивалась борьбой с посягательствами на безопасность государства и общественный порядок. Также данное управление решало отдельные семейные проблемы, тем самым вступая в сферу, регулируемую правовыми нормами и нормами морали. Деятельность жандармов на рубеже XIX-XX веков была необходима для обеспечения безопасности государства в период быстрого развития и модернизации России, сопровождающихся социальными и политическими изменениями.

1. Шурухнов Н. Г. Некоторые недостатки и пробелы в действовавшем законодательстве, препятствовавшие выполнению прямых задач органов общественного самоуправления и полиции: проекты межведомственной комиссии «по преобразовашю полицш въ имперш» (1906-1911) // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2023. № 2(95). С. 13-21.

2. Выходов А. А. К вопросу об угрозах национальной безопасности России // Наука и практика. 2016. № 3(68). С. 27-29.

3. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2. СПб.: в Тип. 2 Отд-ния Собств. е. и. в. Канцелярии, 1830-1885.

4. Государственный архив Российской Федерации. Фонд 110. Опись 3.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е : в 33 т. СПб.: Гос. тип., 1885-1916.

6. Реент Ю.А. Общая и политическая полиция (1900-1917 гг.). Монография. Рязань: «Узоречье», 2001.

7. Систематический сборник циркуляров Департамента полиции и Штаба Отдельного Корпуса жандармов, относящихся к обязанностям чинов Корпуса по производству дознаний. СПб., 1908.

8. Государственный архив Саратовской области. Фонд 54. Опись 1. Дело 422. Лист 27.

9. Государственный архив Орловской области. Фонд 883. Опись 1.

1. Shuruxnov N. G. Nekotory'e nedostatki i probely' v dejstvovavshem zakonodateFstve, prepyatstvovavshie vy'polneniyu pryamy'x zadach organov obshhestvennogo samoupravleniya i policii: proekty' mezhvedomstvennoj komissii «po preobrazovaniyu policzii v" imperii» (19061911) // Nauchny'j vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk>anova. 2023. № 2(95). S. 13-21.

2. Vy'xodov A. A. K voprosu ob ugrozax nacional'noj bezopasnosti Rossii // Nauka i praktika. 2016. № 3(68). S. 27-29.

3. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. Sobranie 2. SPb.: v Tip. 2 Otd-niya Sobstv. e. i. v. Kancelyarii, 1830-1885.

4. Gosudarstvenny'j arxiv Rossijskoj Federacii. Fond 110. Opis' 3.

5. Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj Imperii. Sobranie 3-e : v 33 t. SPb.: Gos. tip., 18851916.

6. Reent Yu.A. Obshhaya i politicheskaya policiya (1900-1917 gg.). Monografiya. Ryazan': «Uzorech'e», 2001.

7. Sistematicheskij sbornik cirkulyarov Departamenta policii i Shtaba Otdel'nogo Korpusa zhandarmov, otnosyashhixsya k obyazannostyam chinov Korpusa po proizvodstvu doznanij. SPb., 1908.

8. Gosudarstvenny'j arxiv Saratovskoj oblasti. Fond 54. Opis' 1. Delo 422. List 27.

9. Gosudarstvenny'j arxiv Orlovskoj oblasti. Fond 883. Opis' 1.

Информация об авторе

Оксана Вячеславовна Гарина. Старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук.

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 302027, Российская Федерация, г. Орел, ул. Игнатова, 2.

Information about the author

Oxana V. Garina. Chief lecturer of the chair of State and legal disciplines, Candidate of Legal Sciences.

Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2 Ignatova str., Orel, 302027, Russian Federation.

Статья поступила в редакцию 28.07.2023; одобрена после рецензирования 01.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The article was submitted Jule 28, 2023; approved after reviewing November 1, 2023; accepted to the writing of the article for publication November 30, 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.