Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ)'

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГУБЕРНСКОЕ ЖАНДАРМСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ СЫСК / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ / РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мухаметов Павел Алексеевич

Анализ региональной историко-правовой литературы показал, что вопросы функционирования и организации деятельности Уфимского губернского жандармского управления в 1867-1917 гг. остаются не достаточно исследованными. На региональном уровне не исследованы вопросы кадровой политики и комплектования жандармских подразделений. Автор, на основе архивных материалов и научной литературы выявил основные принципы и механизмы кадрового отбора сотрудников Отдельного корпуса жандармов. Проведена преемственная связь между царской жандармерией и советскими органами государственной безопасности в первые годы их существования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мухаметов Павел Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND MECHANISMS OF PERSONNEL SELECTION OF EMPLOYEES OF PROVINCIAL GENDARMERIE DEPARTMENTS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES. (ON THE EXAMPLE OF THE UFA PROVINCIAL GENDARMERIE DEPARTMENT)

Analysis of regional historical and legal literature showed that the issues of functioning and organization of the activities of the Ufa provincial gendarme department in 1867-1917. remain underexplored. At the regional level, the issues of personnel policy and staffing of gendarmerie units have not been studied. The author, on the basis of archival materials and scientific literature, revealed the basic principles and mechanisms for the personnel selection of employees of the Separate Corps of Gendarmes. A successive connection was made between the tsarist gendarmerie and the Soviet state security agencies in the first years of their existence.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_7_47 УДК 340

ПРИНЦИПЫ И МЕХАНИЗМЫ КАДРОВОГО ОТБОРА СОТРУДНИКОВ ГУБЕРНСКИХ ЖАНДАРМСКИХ УПРАВЛЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ УФИМСКОГО ГУБЕРНСКОГО ЖАНДАРМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ) PRINCIPLES AND MECHANISMS OF PERSONNEL SELECTION OF EMPLOYEES OF THE PROVINCIAL GENDARME OFFICES IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES (ON THE EXAMPLE OF UFIMA PROVINCE GENDARME DEPARTMENT)

МУХАМЕТОВ Павел Алексеевич,

кандидат исторических наук, заместитель начальника кафедры истории и теории государства и права

Уфимского юридического института МВД России.

450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

E-mail: pavlik309@rambler.ru;

MUKHAMETOV Pavel Alekseevich,

Candidate of Historical Sciences, Deputy Head of the Department history and theory of state and law Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: pavlik309@rambler.ru

Краткая аннотация: анализ региональной историко-правовой литературы показал, что вопросы функционирования и организации деятельности Уфимского губернского жандармского управления в 1867-1917 гг. остаются не достаточно исследованными. На региональном уровне не исследованы вопросы кадровой политики и комплектования жандармских подразделений. Автор, на основе архивных материалов и научной литературы выявил основные принципы и механизмы кадрового отбора сотрудников Отдельного корпуса жандармов. Проведена преемственная связь между царской жандармерией и советскими органами государственной безопасности в первые годы их существования.

Abstract: analysis of regional historical and legal literature showed that the issues of functioning and organization of the activities of the Ufa provincial gendarme department in 1867-1917. remain underexplored. At the regional level, the issues of personnel policy and staffing of gendarmerie units have not been studied. The author, on the basis of archival materials and scientific literature, revealed the basic principles and mechanisms for the personnel selection of employees of the Separate Corps of Gendarmes. A successive connection was made between the tsarist gendarmerie and the Soviet state security agencies in the first years of their existence.

Ключевые слова: Уфимская губерния, губернское жандармское управление, политический сыск, политический терроризм, революционеры.

Key words: Ufa province, provincial gendarme administration, political investigation, political terrorism, revolutionaries.

Статья поступила в редакцию: 11.05.2022

История отечественных спецслужб в последние годы все чаще привлекает внимание исследователей. Это объясняется тем, что фундаментальных научных работ освещающих деятельность царской жандармерии в советской историографии практически нет. В воспоминаниях участников революционного подполья второй половины XIX в. - начала XX в. деятельность органов политического сыска рассматривалась исключительно негативно, а сами жандармы позиционировались как главные враги «прогрессивного пролетариата». В конце 1980-х - начале 1990-х гг. в условиях политики гласности, отмены цензуры и борьбы с «белыми» пятнами отечественной истории в научный оборот были введены новые документы, приоткрывающие занавес на ретроспективу событий второй половины XIX - начала XX вв. Первой попыткой систематизации архивных документов, раскрывающих с разных сторон деятельность Уфимского губернского жандармского управления (далее - УГЖУ) стал сборник документов, подготовленный в Институте истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук (ныне Уфимский федеральный исследовательский центр Российской академии наук) в 2002 г.[7]. Сборник составлен по материалам УГЖУ из фондов Национального архива Республики Башкортостан. В последующие годы в научный оборот был введен еще ряд документов, раскрывающих деятельность интересующих нас государственных органов [1; 8; 14; 15].

Эволюция социального базиса отечественного революционного движения от дворянско-офицерского в первой половине XIX в. к про-летарско-разночинскому во второй половине XIX в., обнажило необходимость в перестройке административно-территориального устройства подразделений политической полиции. Согласно «Положения о корпусе жандармов», утвержденного 9 сентября 1867 г. вместо прежних округов на основной части страны создавались новые территориальные подразделения - губернские жандармские управления (далее - ГЖУ), в том числе и интересующее нас Уфимское.

Основными источниками для анализа принципов и механизмов кадровой политики в Отдельном корпусе жандармов (далее - ОКЖ) стали послужные списки офицеров, хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации, которые содержат информацию о продвижении по службе, полученных орденах и знаках отличия, дате и месте рождения, социальном происхождении, вероисповедании, уровне полученного образования, размере получаемого на службе содержания (жалования). Кроме того, важную информацию содержат такие справочно-статистические сборники, как Общий состав чинов и управлений Отдельного корпуса жандармов (1884-1916), Список полковникам по старшинству, Список генералам по старшинству. Сборники издавались с периодичностью несколько раз в год, что позволило с достаточно высокой точностью реконструировать служебный путь интересующих нас офицеров.

В штат ГЖУ, по общему правилу, входили начальник (в звании от полковника и выше), его помощники (в звании от ротмистра и выше), адъютант (обычно в звании поручика, но в Уфимской губернии имелся прецедент, когда эту должность занимал даже корнет - Г.М. Адамович).

Уфимское губернское жандармское управление за полувековой период своего существования (1867-1917 гг.) возглавлялось, по установленным нами архивным данным, как минимум, десятью штаб-офицерами Отдельного корпуса жандармов. Для того, чтобы накануне и в годы

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 7(211)

Первой мировой войны получить должность начальника ГЖУ, требовалось в среднем от 17 до 19 лет службы в жандармском ведомстве и, естественно, штаб-офицерский чин не ниже подполковника, в свете чего средний возраст начальника УГЖУ составлял 48-50 лет.

К тому же был четко обозначен возрастной ценз: для производства из подполковников в полковники (что равнялось должности начальника ГЖУ) штаб-офицер не должен был быть старше 55 лет. Учитывая, что выслуга от подполковника до полковника составляла 5 лет, офицер, получивший чин подполковника, после наступления им 50-летнего возраста терял всякие надежды и законное право когда-либо в будущем возглавить жандармское управление [13, с. 218].

Нами установлены фамилии шести помощников начальника УГЖУ по г. Уфе рассматриваемый период: капитан Ф.К. Маляревский (в должности с 1873 по 1878 гг.); ротмистры Д.А. Кременецкий (1899-1903 гг.), И.А. Леонтьев (1907-1908 гг.), Г.В. Плотто (1908-1910 гг.), И.Г. Игнатьев (1910-1915 гг.) и подполковник В.М. Щегловский (1915-1917 гг.). Судьбы многих из них, после революции 1917 г. остаются неизвестными до сих пор.

По свидетельству некоторых исследователей, непременными условиями поступления на службу в ОКЖ являлись: дворянское происхождение (потомственное), среднее образование - окончание военного или юнкерского училища (по первому разряду), стаж строевой военной службы не менее шести лет, православное вероисповедание [6, с. 281-282]. Не допускались к переводу в жандармерию офицеры «бывшие в штрафах по суду и следствию и имевшие денежные долги» [4, с. 145]. На практике же, как показывают архивные источники, эти требования не всегда соблюдались. Так, офицерами УГЖУ являлись выходцы также из купеческих и чиновничьих семей, а стаж службы в царской армии иногда составлял всего 4 года (например, уже упомянутый ранее Г.М. Адамович - адъютант УГЖУ с 5 мая 1911 г. по 5 января 1912 г. и ротмистр Л.А. Трофимов - в 1912 г. помощник начальника УГЖУ).

При изучении послужных списков офицеров УГЖУ видно, что срок действительной армейской службы до перевода в ОКЖ колебался в среднем от 4 до 24 лет. Таким образом, в политическую полицию отбирались люди в возрасте от 22 до 42 лет со средним специальным военным образованием, в большей своей части обладавшие уже необходимым опытом и готовые послужить еще как минимум с десяток лет на благо российского государства. В разное время офицерами УГЖУ становились уроженцы различных регионов Европейской России: Ставропольской, Новгородской, Харьковской, Санкт-Петербургской, Черниговской губерний. Выходцев из Сибири или национальных окраин империи не было, также как и сами «европейские» офицеры не служили за чертой Уральских гор или казахских степей. Как мы видим, в офицерском составе ГЖУ не только не было выходцев из Уфимской губернии, но и в принципе отсутствовали представители местных национальностей.

По специализации (роду оружия) жандармы представляли собой выходцев из самых разных сфер военного искусства: здесь были представители гвардии, артиллеристы, кавалеристы, в большинстве пехотинцы. Среди офицеров УГЖУ были не просто бывшие штабные армейские офицеры, а нередко и непосредственные участники крупных войн. Например, начальник УГЖУ генерал-майор В.С. Устинов воевал в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., а адъютант УГЖУ поручик А.М. Баланчивадзе, помощник начальника УГЖУ по г. Уфе ротмистр И.Г. Игнатьев и помощник начальника УГЖУ по Златоустовскому уезду ротмистр Р.Р. Хлебородов принимали участие в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Дополнительный штат ГЖУ (нижние чины) комплектовались исключительно из вахмистров, унтер-офицеров и писарей. В их задачу входил сбор информации об умонастроениях населения [4, с. 145]. Так в 1897-1899 гг. нижние чины УГЖУ были укомплектованы из трех вахмистров, в возрасте от 37 до 42 лет, из запаса армии (служивших в гвардии, кавалерии и пехоте). Обязательным условием поступления их на службу, аналогично офицерам, было православное вероисповедание. Необходимо обратить внимание, что к этому моменту у всех нижних чинов был значительный стаж жандармской службы - от 9 до 12 лет [3, л. 342-347]. В это же время на службе состояло 19 унтер-офицеров (из них только 6 уроженцев Уфимской губернии, остальные из других регионов), раздислоцированных по жандармским пунктам губернии. Их средний возраст составлял 32 года, стаж действительной службы от 4 до 20 лет, а стаж жандармской службы от 14 лет до 1 года. Это позволяет сделать вывод, что на практике 5 летнего минимального срока выслуги на действительной военной службе нижним чинам ГЖУ не требовалось. Писари укомплектовывались из числа православных писарских учеников Управления уфимского уездного воинского начальника. В Уфе на рубеже XIX -XX вв. это были юноши в возрасте 24-25 лет [3, л. 342об - 348 об.].

Важным принципом деятельности всех ГЖУ Российской империи являлась регулярная ротация кадров, что просматривается на примере всех должностей. Анализ послужных список позволил сделать вывод, что начальники и адъютанты УГЖУ сменялись в среднем через каждые 2-3 года (за исключением начальника УГЖУ генерала-майора В.С. Устинова, находившегося на своей должности с 1913 г. до революционных событий февраля 1917 г.). Соблюдение данного принципа, возможно, преследовало своей целью профилактику «обрастания» офицеров ОКЖ связями с местной элитой, и как следствие притупление бдительности, снижение контроля и надзора за политически неблагонадежными жителями провинции. Перевод в другой регион сопровождался как горизонтальным, так и вертикальным перемещением по службе. Так, например, адъютант УГЖУ ротмистр С.Ф. Шебанов в январе 1902 г. был переведен сначала помощником начальника Ковенского ГЖУ, а уже в марте 1906 г. был назначен начальником Старосельского отделения Варшавского жандармского полицейского управления железных дорог[11, с. 427]. Следует отметить, что после революции 1917 г., несмотря на отрицание всего дореволюционного, царского и буржуазного, положительный опыт ротации кадров офицеров-жандармов получил дальнейшее развитие в деятельности первых советских органов государственной безопасности. Так, в 1920 г. подводя итог трехлетней деятельности ВЧК, в качестве одного из условий, обеспечивающих успех работы чрезвычайных комиссий, была названа «смена работников, перевод их после определенного срока на другую должность и в другую область труда» [5, с. 11-12]. Это объяснялось тем, что «как бы честен не был человек и каким бы кристально-чистым сердцем он не обладал, работа Чрезвычайных Комиссий, производящаяся при почти неограниченных правах и протекающая в условиях, исключительно действующих на нервную систему, дает себя знать. Только редкие из сотрудников остаются вне влияния этих условий работы» [5, с. 11-12]. Так, завуалировано обеспечивалась профилактика коррупци-

онных правонарушений сотрудниками советских органов государственной безопасности.

Еще одним принципом, прочно вошедшим в кадровую работу царских жандармов, стало регулярное поощрение личного состава. В качестве поощрения за усердие к службе, «расторопность и бескорыстные поступки» начальникам губернских жандармских управлений рекомендовалось зачитывать именные списки отличившихся из числа нижних чинов на собраниях вверенных ими команд с объявлением благодарности Шефа жандармов «за похвальное их служение» [10, с. 105]. Офицерский состав ГЖУ, в свою очередь, регулярно представлялся к орденам. Так, 26 мая 1915 г., на основании циркуляра Штаба ОКЖ № 42 начальником УГЖУ генерал-майором В.С. Устиновым был подготовлен список штаб- и обер-офицеров УГЖУ, представляемых к наградам по норме 1:2. В списке-представлении подробно указывалось, когда и какую награду получил сотрудник в последний раз. Например, помощник начальника УГЖУ по г. Уфе ротмистр И.Г. Игнатьев, награжденный в 1910 г. орденом Светой Анны 2-й степени, в мае 1915 г. «испрашивался» уже к награде орденом Святого Владимира 4 степени [2, л. 379].

Привлекательность жандармской службы состояла в сравнительной правовой и процессуальной независимости от представителей царской администрации в губернии. Достичь подобных карьерных высот за относительно короткий срок, например в армии, было невозможно. Кроме того, привлекательной службу в ОКЖ делало солидное денежное содержание. Если средний годовой заработок рабочих в Уфимской губернии в 1913 г. составлял от 115 руб. (в химическом производстве) до 340 руб. (обработка металлов и машиностроение) [12, с. 119], то денежный оклад начальника УГЖУ генерала-майора В.С. Устинова составлял в это время 4688 руб. Эта сумма складывалась из 1500 руб. жалования за звание, 2100 руб. столовых, 288 руб. на содержание прислуги, 500 руб. на секретные расходы и 300 руб. канцелярских. Существенным минусом и важным критерием, все же не позволяющим считать жандармерию по кадровому составу элитарным подразделением, следует признать их бедность по уходу в отставку. Не случайно, в Российской империи было создано «Общество взаимопомощи офицеров Отдельного корпуса жандармов», состоящее из обязательных (действующие офицеры ОКЖ) и добровольных (отставные офицеры ОКЖ или члены их семей) членов. Так на 1 января 1915 г. в обществе состояло 1317 членов (обязательных - 1031 и добровольных - 286). Единовременные вступительные и регулярные членские взносы шли на формирование денежного фонда, основную строчку расходов которого составляла выплата «похоронного» пособия в размере 2000 руб. в случае смерти членов общества [9, с. 174].

Таким образом, отдельный корпус жандармов, курируемый по линии политического сыска Департаментом полиции МВД Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. - единственная государственная структура, отвечавшая за безопасность самодержавного строя российской монархии. Особый статус служащих офицеров корпуса поддерживался с помощью относительно высокого денежного содержания, строгих требований при отборе кандидатов (как возрастных, так и интеллектуальных), а также многочисленных социальных гарантий в виде льгот, пенсий, санаторного обеспечения. Однако негативная реакция представителей прогрессивного общества (не говоря уже о революционерах) к государственным институтам в целом и к жандармерии в частности делала из жандармских служащих в общественном сознании изгоев, уподобляя службу в этом ведомстве с предательством, доносительством, провокаторством. Впоследствии, ряд принципов и механизмов отбора и расстановки кадрового состава корпуса жандармов, в сочетании с дополнительными требованиями к кандидатам, был взят на вооружение большевиками и успешно использовался еще не одно десятилетие.

Библиогра фия:

1. Башкирия в 1917 году. Сборник документов и материалов / сост. Р.Н. Рахимов и др. : Электронный ресурс. Уфа, 2017. - 664 с.

2. Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ). Ф. 110. Оп. 3. Д. 3734.

3. ГАРФ. Ф. 110. Оп. 17. Д. 447.

4. История Башкортостана во второй половине XIX - начале XX века. В 2 т.: Т. 1. - Уфа: Гилем, 2006. - 240 с.

5. Лацис, М.И. Чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией / Лацис [Судрабс]. - М. : Гос. изд-во, 1921. - 62 с.

6. Повседневная жизнь российских жандармов. - М. : Молодая гвардия, 2007. - 852 с.

7. После революции (документы по истории антиправительственного движения и деятельности правоохранительных органов в Уфимской губернии в конце 1907 - первой половине 1914 годов). Сборник документов / Сост. М.И. Роднов. - Уфа: ООО «Дизайн-ПолиграфСервис, 2002. - 84 с.

8. Правоохранительные органы Уфимской губернии в переломные годы истории (1894-1922): сборник документов и материалов. В трех частях / Г.В. Морд-винцев (руков.) и др. Уфа, 2016. - 648 с.

9. Приказ по корпусу жандармов N°41 от 10 февраля 1915 г. // Россия. Отдельный корпус жандармов. Приказы по корпусу жандармов за 1915 год. СПб.,1830-1915. 1378с.

10. Приказ по корпусу жандармов № 41 от 20 апреля 1869 г. // Россия. Отдельный корпус жандармов. Приказы по корпусу жандармов за 1869 гсд. СПб.,1830-1915. 508с.

11. Список общего состава чинов Отдельного корпуса жандармов, исправлен по 1 июля 1915 г. 1 и 2 части / [Отд. корпус жандармов Деп. полиции]. Петроград, 1915. 807с.

12. Статистический сборник за 1913-1917 гг. Выпуск первый. - М., 1921. - 277 с.

13. Страхов Л.В. Воронежские жандармы в эпоху модерна : монография / Л.В. Страхов, А.В. Перегудов; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. - 280 с.

14. Уфимское губернское жандармское управление 1873-1917. Документы и материалы. Авт.-сост. Т.В. Исмагилов и др. Уфа, 2012. - 548 с.

15. Хакимов С.Х. История органов внутренних дел России и Башкортостана в дореволюционный период (1718-1917 гг.) : хрестоматия / С.Х. Хакимов, Р.Р. Каримов, И.А. Асеев. - Уфа : Уфимский ЮИ МВД России, 2020. - 184 с.

References:

1. Bashkiria in 1917. Collection of documents and materials / comp. R.N. Rakhimov et al. : Electronic resource. Ufa, 2017. - 664 p.

2. The State Archive of the Russian Federation (hereinafter GARF). F. 110. Op. 3. D. 3734.

3. GARF. F. 110. Op. 17. D. 447.

4. History of Bashkortostan in the second half of the XIX - early XX century. In 2 vols.: Vol. 1. - Ufa: Gilem, 2006. - 240 p.

5. Latsis, M.I. Extraordinary commissions to combat counter-revolution / Latsis [Sudrabs]. - M. : State Publishing House, 1921. - 62 p.

6. Everyday life of Russian gendarmes. - M. : Molodaya gvardiya, 2007. - 852 p.

7. After the Revolution (documents on the history of the anti-government movement and the activities of law enforcement agencies in the Ufa province at the end of 1907 - the first half of 1914). Collection of documents / Comp. M.I. Rodnov. - Ufa: LLC "Design-Polygraphservice, 2002. - 84 p.

8. Law enforcement agencies of the Ufa province in the crucial years of history (1894-1922): a collection of documents and materials. In three parts / G.V. Mord-vintsev (rukov.) and others. Ufa, 2016. - 648 p.

9. Order on the gendarmes corps No.41 of February 10, 1915 // Russia. A separate corps of gendarmes. Orders on the corps of gendarmes for 1915. St.Petersburg, 1830-1915. 1378p.

10. Order on the gendarmes corps No. 41 of April 20, 1869 // Russia. A separate corps of gendarmes. Orders on the corps of gendarmes for 1869. St. Petersburg, 1830-1915. 508 p.

11. The list of the general ranks of the Separate Corps of Gendarmes, corrected on July 1, 1915. 1 and 2 parts / [Otd. corps of gendarmes Dep. police]. Petrograd, 1915. 807p.

12. Statistical collection for 1913-1917. The first issue. - M., 1921. - 277 p.

13. Strakhcv L.V. Voronezh gendarmes in the Modern era: monograph / L.V. Strakhov, A.V. Peregudov; Voronezh State University. Voronezh: VSU Publishing House, 2019. 280p.

14. Ufa provincial gendarmerie department 1873-1917. Documents and materials. Author-comp. T.V. Ismagilov et al. Ufa, 2012. - 548 p.

15. Khakimov S.H. The history of the internal affairs bodies of Russia and Bashkortostan in the pre-revolutionary period (1718-1917) : a textbook / S.H. Khakimov, R.R. Karimov, I.A. Aseev. - Ufa : Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020. - 184 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.