Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
351
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБСЕ / МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ / ПРИНЦИП НЕПРИМЕНЕНИЯ СИЛЫ ИЛИ УГРОЗЫ СИЛОЙ / МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МИРНОЕ СОСУЩЕСТВОВАНИЕ / САММИТЫ / СБСЕ / СИСТЕМА РАЗОРУЖЕНИЯ / OSCE / PEACEFUL SETTLEMENT OF DISPUTES / PRINCIPLE OF NON-USE OF FORCE OR THREAT OF FORCE / INTERSTATE RELATIONS / PEACEFUL COEXISTENCE / SUMMITS / CSCE / DISARMAMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Абрамова Ольга Кузьминична

В данной статье рассматривается формирование отдельных направлений в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Основное внимание уделяется причинам и условиям создания системы безопасности в мире и в Европе в конце XX в., формам деятельности организации, в том числе в сфере разоружения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELECTED ASPECTS OF THE OSCE’S ACTIVITIES TO ENSURE EUROPEAN SECURITY

This article discusses the formation of individual areas in the Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE) activities. The focus is on the causes and conditions for creating a security system in the world and Europe at the end of the 20th century, on the forms of the organization’s activities, including in the field of disarmament

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ

НАУКИ --

g©4 политика и право ^d

АБРАМОВА Ольга Кузьминична,

доцент кафедры международного права и внешнеэкономической деятельности Юридического института Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

e-mail: oka-28@mail.ru

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЕВРОПЕЙСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация. В данной статье рассматривается формирование отдельных направлений в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Основное внимание уделяется причинам и условиям создания системы безопасности в мире и в Европе в конце XX в., формам деятельности организации, в том числе в сфере разоружения.

Ключевые слова: ОБСЕ, мирное урегулирование споров, принцип неприменения силы или угрозы силой, межгосударственные отношения, мирное сосуществование, саммиты, СБСЕ, система разоружения.

ABRAMOVA Olga Kuzminichna,

associate Professor of International Law and foreign trade activities Institute of Law,

A.G. and N.G. Stoletovs Vladimir state University

SELECTED ASPECTS OF THE OSCE'S ACTIVITIES TO ENSURE EUROPEAN SECURITY

Annotation. This article discusses the formation of individual areas in the Organization for Security and Cooperation in Europe (OSCE) activities. The focus is on the causes and conditions for creating a security system in the world and Europe at the end of the 20th century, on the forms of the organization's activities, including in the field of disarmament.

Key words: OSCE, peaceful settlement of disputes, principle of non-use of force or threat of force, interstate relations, peaceful coexistence, summits, CSCE, disarmament system.

В сегодняшнем мире возросла значимость безопасности в таких сферах общественной жизни, как экономика, экология, культура и др., но это не умаляет значения жесткой, военной безопасности, продолжающей играть ведущую роль в обеспечении мира и стабильности для всех участников международно-политического процесса. Под военной безопасностью стоит понимать состоя-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

ние обороноспособности определенной страны, региона, а также способность противостоять войне и ее началу, втягиванию в войну, а если война все же началась, то свести к минимуму разрушительные действия. Понятие безопасности, включающее вопросы войны, глобальные проблемы человечества, борьбу с преступностью и терроризмом, выходит на первый план в международных отношениях, а неспособность госу-

дарств достигнуть мирового консенсуса еще раз подчеркивает дестабилизацию мира в решении определенных задач, выносимых на международный уровень. В этих условиях мерой по ее обеспечению выступают надгосударственные образования, а именно: различные международные объединения, среди которых на особом месте находятся международные организации. В XX в. происходит несомненное возрастание роли этих структур в обеспечении защищенности от каких-либо угроз участников международно-политического процесса. Среди них интерес вызывает Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), осуществляющая поддержку стран, нуждающихся в помощи по установлению стабильности и мира на своей территории.

Окончание Второй мировой войны повлекло начало противостояний двух мировых систем, вылившееся в «холодную войну», в результате которой возникла необходимость выработки норм по созданию системы, как мировой безопасности, так и европейской.

Одним из первых шагов в этом направлении было созванное в июле 1973 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в формате международного форума для переговоров о принятии мер направленных, в том числе на укрепление европейской безопасности. Через два года в Заключительном Хельсинском акте фиксируются основные принципы этики взаимодействий государств. Важнейшими стали: принцип мирного урегулирования споров, принцип неприменения силы или угрозы силой, что свидетельствовало о новом уровне межгосударственных отношений в сфере мирного сосуществования.

Хотя существование ОБСЕ сравнительно недавнее, мы обращаем внимание на период с ноября 1990 г. по ноябрь 1999 г. Нижняя граница связана с проведением второго саммита в рамках Совещания в Париже, а верхняя - с проведением саммита в Стамбуле, вслед за которым последовал длительный перерыв в 11 лет в проведении такого рода встреч. Именно тогда произошли существенные изменения в направлениях деятельности и в способах решения поставленных в Организации задач по поддержанию мира и стабильности не только в странах, являющихся членами ОБСЕ, но и в других частях мира. Это связано и с глобальными в истории мирового сообщества событиями. Среди них: распад СССР, объединения стран Варшавского договора, крах идеи коммунизма на постсоветском пространстве, объединение Германии и др.

Поэтому документы, принятые как между этими двумя датами, так и в последующем, позволяют объяснить развитие международных отношений и сотрудничества в различных сферах обеспечения безопасности на европейском пространстве в конце XX в.

Следует отметить, что деятельность рассматриваемого нами объединения не ограничивается европейской зоной, а охватывает части Северной Америки и Азии, что обусловлено членством в ОБСЕ таких стран, как Россия, США, Канада, Казахстан и др., которые, в свою очередь, в рамках организации вносят весомый вклад в обеспечение европейской безопасности. Одними из важнейших документов, принятых в рамках Парижского Совещания 1990 г., направленных на поддержание безопасности европейских государств, в военном плане стали Парижская хартия для новой Европы [2], и Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) [3]. Фактически они подтвердили окончание «холодной» войны, а заключение договора исключало внезапность нападения или крупномасштабных военных операций на территории Европы.

В период с1996 по 1999 г. Организация занимается вопросами условий присутствия НАТО на территориях европейских государств. На саммите в Стамбуле подписывается соглашение об адаптации ДОВСЕ, не вступившее в силу вследствие противостояния отдельных государств-участников.

Особо важную роль в военно-политической стабилизации на европейском континенте играет Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе [4], наибольшая активность которого наблюдалась в 90-е годы XX в. и в первые десятилетия следующего века. Связано это с коренными изменениями, произошедшими на карте мира, в экономической, социально-политической сферах, как, впрочем, и во всем миропорядке. СБСЕ принимало активное участие в вопросах урегулирования конфликтов и разрешении споров, в том числе и военных. К примеру, туда направлялись Миссии СБСЕ для политического наблюдения и налаживания контактов между конфликтующими сторонами, оценивалась обстановка по дестабилизации мира, вырабатывались предложения по ее изменению, готовились проекты документов по мирному урегулированию для участвующих сторон и стран - участниц ОБСЕ. Так, в 1995 г. подписывается Соглашение о неприменении силы и экономического давления между Республикой Молдова и Приднестровьем. Несомненно, важную

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

роль в данной сфере сыграл Комитет старших должностных лиц (КСДЛ). Кроме того, организовывались встречи Совета Министров иностранных дел и т.д. Существенную поддержку Организации оказывает учрежденный в 1990 г. Парижской хартией для новой Европы Секретариат под руководством Генерального секретаря. Данный орган обеспечивает «административное обслуживание заседаний Совета и Комитета старших должностных лиц» [5]. Организует проведение экспертиз и сбор информации по территориальным вопросам, принимает меры по предотвращению конфликтов. Туда собираются данные о всех военных ситуациях, военных потенциалах, государств - членов ОБСЕ. Секретариат в целях информирования участников издает ежегодники, находящиеся в открытом доступе.

Следует отметить, что Организация занималась не только т.н. текущими проблемами, но и работала на опережение, о чем свидетельствует принятая в Будапеште в 1994 г. декларация «На пути к подлинному партнёрству в новую эпоху», где рассмотрены вопросы, связанные с новыми военно-политическими угрозами грядущего XXI в. Далее эти идеи развиваются на Лиссабонской встрече 1996 г. Именно тогда принято решение строительства единой, демократической Европы с системой контроля над вооружениями и превентивной дипломатией в области международной военно-политической безопасности.

Согласно Конвенции по примирению и арбитражу, в рамках ОБСЕ в 1995 г. учрежден Суд по примирению и арбитражу. На основе заявления государства или группы государств он формирует специальные согласительные, арбитражные комиссии, обратиться в которые может любая спорящая сторона. Первоначально используется процедура примирения, итоговые решения которой государства могут как принять, так и отвергнуть. Затем, в случае отсутствия согласия, по договоренности участвующих сторон создается специальный арбитражный трибунал, и тогда выполнение его постановлений юридически обязательно. Как правило, разрешение даже самых сложных споров между государствами осуществляется объективно и в соответствии с международным правом.

Всем известно, при обеспечении мирного существования государства необходима защита не только сухопутных, водных, но и воздушных границ. Этот вопрос также не остался без внимания нашей Организации, свидетельством чего является Договор по открытому небу 1992 г. Его

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

нормы направлены как на укрепление уже существовавших мер доверия государств, так и на организацию контроля за выполнением обязательств по принятым договорам в сфере вооружения, но теперь уже с учетом использования воздушного пространства для наблюдательных полетов. В соответствии с положениями Договора учреждена Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН). Нельзя отрицать факт противостояний государств при подписании данного акта, что подтверждает вступление его в силу лишь через 10 лет, т.е. в 2002 г.

Мы обязаны сказать и о такой структуре, как Центр по предотвращению конфликтов (ЦПК), основная функция которого состоит в профилактике конфликтов и разработке мероприятий по их раннему предотвращению.

Возвращаясь к системе правового регулирования, используемого в XX в. ОБСЕ, следует говорить о стамбульском документе об укреплении доверия и безопасности, где сформулирована вся фактически существующая система мер обеспечения безопасности [6], основанная на установленных мерах доверия между странами.

Все вышеизложенное свидетельствует о том, что Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, созданная изначально как Совещание, решающее вопросы исключительно военно-политического характера, постепенно пересмотрела свои цели и задачи. Это было связано с тем, что понятие международной безопасности с окончанием Второй мировой войны начинает стремительно эволюционировать и постепенно включает в себя все сферы жизнедеятельности человека, которые в совокупности обеспечивают и поддерживают стабильность мировой системы. Одной из главных проблем в деятельности Организации стало оружие массового уничтожения, т.е. химическое, биологическое, бактериологическое и ядерное оружие.

Первоначально нераспространение таких видов оружия было связано с целью недопущения его попадания в руки государств, которые не обладают им. Но постепенно с эволюцией понятия международной безопасности на первый план вышли вопросы недопущения попадания этих видов оружия в руки негосударственных акторов, в первую очередь террористов.

Известно, что режим нераспространения ядерного оружия подразумевает комплекс мер и договоренностей между государствами, как обладающими, так и не имеющими ядерного оружия, для предотвращения попадания ядерного оружия в руки стран, не создавших его до 1 января 1967 г. До этого периода времени ядерное

оружие смогли создать и испытать пять стран мирового сообщества, среди которых Великобритания, Россия, Франция, США и Китай. Эти страны являются постоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, являющейся одной из самых значимых организаций в сфере поддержания международного мира и безопасности и развития сотрудничества между участниками мирового сообщества. Согласно нормам международного права, меры по нераспространению осуществляются посредством подписания различного рода договоров, конвенций, соглашений, а также благодаря созданию международных организаций, специализирующихся на разоружении и нераспространении оружия массового уничтожения, в данном случае - ядерного оружия. Поэтому в период конфронтации мир между организациями НАТО и ОВД, обладающими такими видами оружия, поддерживался только благодаря угрозе взаимного уничтожения.

В Хельсинкском заключительном акте 1975 г. государства - участники Совещания признали необходимость постепенного разоружения и укрепления мер доверия, что послужило бы гарантией политической разрядки и сохранения безопасности как в Европе, так и постепенно во всем мире.

В 1990 г. в рамках Парижской хартии для новой Европы государства - участники Совещания заявили о своей готовности заключить конвенцию «о поддающемся эффективной проверке полном и всеобщем запрещении химического оружия» [7] и отметили, что в числе первых намерены стать ее участниками. Это было связано с пониманием странами последствий использования такого рода оружия, способного нанести серьезный вред всей планете.

В 1992 г. на подписание всем желающим государствам было предоставлено соглашение, запрещавшее производство, накопление и применение химического оружия. Этот документ получил название «Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении». Данный документ был подписан всеми государствами - членами СБСЕ, как и говорилось в Парижской хартии для новой Европы, но не все подписавшие страны ратифицировали его.

На Хельсинкском саммите 1992 г. было решено предпринимать шаги по прекращению распространения ядерного оружия, а также технологий, знаний и опыта его производства. Государствам - участникам Совещания, не присоеди-

нившимся к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 г., было настоятельно рекомендовано «сделать это в качестве неядерных государств и заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях» [8]. Это в очередной раз показало бы готовность государств к сотрудничеству и мерам по укреплению доверия, которые служат свидетельством сохранения безопасности на европейском пространстве.

На этой же встрече на высшем уровне было решено создать Форум по сотрудничеству в области безопасности, который должен был заниматься вопросами, связанными с разоружением и нераспространением и укреплением мер доверия между странами. Собрания Форума (начиная с 22 сентября 1992 г.), проходят еженедельно в Вене. Сюда могут обращаться все страны с вопросами, касающимися военного аспекта безопасности. Форум по настоятельным просьбам государства-участника или группы государств может направить соответствующую Миссию в страну, которая, по мнению подающих заявление, нарушает обязательства, связанные с военной безопасностью и ядерным разоружением. Затем созданная Миссия, проведя расследование на территории, вызывающей подозрения, делает соответствующие выводы о наличии или отсутствии опасности и представляет доказательства своих решений [9].

30 января 1992 г. в Праге государства -участники СБСЕ подтвердили ранее взятые обязательства по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, а также по обеспечению контроля за распространением ракетных технологий

Как уже отмечалось ранее, одним из главных инструментов раннего предотвращения конфликтов и регулирования кризисов в регионе является созыв ОБСЕ. На очередном саммите в 1994 г. государства-участники признали необходимость принятия отдельных документов, связанных с разоружением и нераспространением оружия массового уничтожения, а именно: ядерного оружия, порождающего все больше проблем в области сохранения стабильности на европейском пространстве.

В этой связи был принят Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности [10], где говорится о главенствующей роли военной безопасности в деле обеспечения мира и стабильности в Европе. В очередной раз повторяется приверженность государств основным принципам и готовность сокращать вооружение.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Что касается ядерного потенциала стран, в документе говорится о необходимости скорейшего сокращения ядерного оружия у стран-обладательниц. Так же затронут вопрос, касающийся видов распространения ядерного оружия. Считалось, что ни горизонтальный вид распространения, предусматривающий передачу ОМУ в те государства, у которых его не было, ни вертикальный, означающий наращивание военной мощи внутри страны, имеющей ядерное оружие, не допустимы в рамках Организации, так как это напрямую ставит под угрозу мир, безопасность и стабильность в Европе [11].

На саммите в Будапеште в 1994 г. главы государств и правительств заявили о том, что они согласовали принципы, которыми будут руководствоваться в своей национальной политике для достижения общего нераспространения.

Такие государства, как Россия, США, Великобритания и Франция, составляющие вместе с Китаем ядерный клуб, заявили о том, что они не будут проводить ядерных испытаний для того, чтобы показать свою приверженность международным договорам и соглашениям в области ядерного разоружения и нераспространения, а также с целью укрепления мер доверия внутри Организации.

В отношении химического и биологического оружия были подтверждены следующие положения:

• поддержание Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне химического и биологического оружия;

• содействие Конвенции о биологическом и токсинном оружии (КБТО);

• присоединение к Конвенции о химическом оружии (КХО) 1992 г. всех государств-участников [12].

Эти положения впоследствии повторялись на Лиссабонском и Стамбульском саммитах, проводимых в рамках ОБСЕ в 90-е годы XX в. Это связано с тем, что оружие массового поражения, в данном случае биологическое и химическое, создает новые угрозы к концу XX в. для всей стабильности от Ванкувера до Владивостока. Поэтому приверженность основным документам, регулирующим международные отношения между государствами в этих сферах, помогут установить стабильность в Европе, подвергшейся большому количеству конфликтных ситуаций на протяжении последнего десятилетия XX в.

Важным шагом на пути контроля над вооружением и нераспространением ядерного вида

оружия является создание безъядерных зон в мире. Как известно, такие зоны есть в Латинской Америке, южной части Тихого океана, юго-восточной Азии и Африке. В конце XX в. стали проводиться совещания по поводу создания безъядерной зоны на Балканском полуострове. Эти вопросы обсуждались и на Советах Министров иностранных дел государств - участников Организации, но никаких конкретных мер не было принято.

Необходимо отметить факт возложения на себя дополнительных функций миссиями на Балканах, состоящих в контроле над вооружением этих стран, для достижения более устойчивых результатов своей деятельности и деятельности ОБСЕ в целом.

Другим важным событием в сфере ядерного разоружения и нераспространения стали выполненные Казахстаном, Украиной и Беларусью «обязательства удалить со своей территории все ядерные боеголовки» [13]. На территории бывшего Советского Союза теперь ядерное оружие осталось только в Российской Федерации, считавшей себя наследницей СССР. Этот исторический шаг явился важным моментом в деле уменьшения ядерной угрозы, все больше отражающейся в скрытых мотивах наращивания ядерной мощи среди некоторых государств, не являющихся участниками Организации.

Подписание документов по разоружению и нераспространению оружия массового поражения, рекомендованных для подписания Организацией Объединенных Наций, предопределили снижение противоречий между государствами -участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также укрепили доверие среди государств европейского пространства.

Таким образом, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, обеспокоенная вопросом разоружения и нераспространения оружия массового поражения, начала предпринимать в конце XX в. некоторые меры по урегулированию конфликтов в данной области. Самым значимым событием в вопросе ОМУ был отказ стран - обладательниц ядерным оружием, появившимся после распада Советского Союза (Украина, Беларусь, Казахстан), от его использования и дальнейших разработок в этой сфере. Более весомые решения в вопросах разоружения и нераспространения оружия массового поражения принимаются в рамках Организации Объединенных Наций, а ОБСЕ, к сожалению, может, лишь призывать к подписанию такого рода документов.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

Список литературы:

[1] Гетьман-Павлова И.В. Международное право как регулятор современных международных отношений. - М.: Изд-во МГОУ. 2004. -497 с.

[2] К председательству Казахстана в ОБСЕ: сб. документов и материалов / под общ. ред. Б.К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2009. - 338 с.

[3] Хельсинский заключительный акт. Хельсинки. 1975 год, 1 августа [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.osce. org/ru/mc/39505?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[4] Хельсинский документ 1992 года «Вызов Времени Перемен» (9 - 10 июля 1992 года) [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/osce/ basics/Roscebasc.html (дата обращения: 12.04.2019).

[5] К председательству Казахстана в ОБСЕ: сб. документов и материалов / под общ. ред. Б.К. Султанова. - Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2009. - 338 с.

[6] Стамбульский документ. Стамбул. 1999 год, 19 ноября [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39573?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[7] Парижская хартия для Новой Европы. Париж, 1990 год, 21 ноября [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.osce. org/ru/mc/39520?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[8] Вызов времени перемен. Хельсинки. 1992 год, 10 июля [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39534?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[9] Вызов времени перемен. Хельсинки. 1992 год, 10 июля [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39534?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[10] Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Будапешт, 3 декабря 1994 года [Электронный ресурс]

- Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ cca/111599?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[11] Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности. Будапешт, 3 декабря 1994 года [Электронный ресурс]

- Режим доступа: URL: http://www.osce.org/

cca/111599?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[12] На пути к подлинному партнерству в новую эпоху. Будапешт. 1994 год, 6 декабря [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/

mc/39558?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

[13] Лиссабонский документ. Лиссабон. 1996 год, 3 декабря [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39543?download=true (дата обращения: 12.04.2019).

Spisok literatury:

[1] Get'man-Pavlova I.V. Mezhdunarodnoe pravo kak regulyator sovremennyh mezhdunarodnyh otnoshenij. - M.: Izd-vo MGOU. 2004. - 497 s.

[2] K predsedatel'stvu Kazahstana v OBSE: sb. dokumentov i materialov / pod obshch. red. B.K. Sultanova. - Almaty: KISI pri Prezidente Respubliki Kazahstan, 2009. - 338 s.

[3] Hel'sinskij zaklyuchitel'nyj akt. Hel'sinki. 1975 god, 1 avgusta [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce. org/ru/mc/39505?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[4] Hel'sinskij dokument 1992 goda «Vyzov Vremeni Peremen» (9 - 10 iyulya 1992 goda) [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http ://hrlibrary .umn.edu/russian / osce/basics/ Roscebasc.html (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[5] K predsedatel'stvu Kazahstana v OBSE: sb. dokumentov i materialov / pod obshch. red. B.K. Sultanova. - Almaty: KISI pri Prezidente Respubliki Kazahstan, 2009. - 338 s.

[6] Stambul'skij dokument. Stambul. 1999 god, 19 noyabrya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39573?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[7] Parizhskaya hartiya dlya Novoj Evropy. Parizh, 1990 god, 21 noyabrya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce. org/ru/mc/39520?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[8] Vyzov vremeni peremen. Hel'sinki. 1992 god, 10 iyulya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39534?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[9] Vyzov vremeni peremen. Hel'sinki. 1992 god, 10 iyulya [Elektronnyj resurs] - Rezhim

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

dostupa: иБ^ http://www.osce.org/ru/ mc/39534?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[10] Kodeks povedeniya, kasayushchijsya voenno-politicheskih aspektov bezopasnosti. Budapesht, 3 dekabrya 1994 goda [Elektronnyj resurs] - Б^Ыт dostupa: URL: http://www.osce. о^/сса/111599?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[11] Kodeks povedeniya, kasayushchijsya voenno-politicheskih aspektov bezopasnosti. Budapesht, 3 dekabrya 1994 goda [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce.

org/cca/111599?download=true (data

obrashcheniya: 12.04.2019).

[12] ^ puti к podlinnomu partnerstvu V novuyu epohu. Budapesht. 1994 god, 6 dekabrya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce.org/ru/

mc/39558?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

[13] Lissabonskij dokument. Lissabon. 1996 god, 3 dekabrya [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://www.osce.org/ru/ mc/39543?download=true (data obrashcheniya: 12.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.