Научная статья на тему 'Отдел внутреннего аудита и оценка эффективности его функционирования'

Отдел внутреннего аудита и оценка эффективности его функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1731
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КОНТРОЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / INNER AUDIT / CHECKING PROCEDURES / QUALITY ASSESSMENT SYSTEM / EFFICIENCY ASSESSMENT INDICATORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королькова Наталья Владимировна, Мартемьянова Елена Ивановна

Рассмотрена и обоснована необходимость формирования в системе управления организации отдела внутреннего аудита, предложена его примерная структура, определены функции и специфические обязанности сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNAL AUDIT DEPARTMENT AND ITS EFFECTIVENESS ASSESSMENT

The paper proves the necessity of establishing an independent structure in an organization — an inner audit department. The authors offer its possible structural pattern and determine the functions and specific duties of its employees.

Текст научной работы на тему «Отдел внутреннего аудита и оценка эффективности его функционирования»

ском учете важен в связи с тем, что от этого зависят обязательства по налогу на имущество. Объектом обложения данным налогом признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ).

Актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, признается объектом обложения налогом на имущество в момент приведения его в состояние, пригодное для использования, т. е. независимо от ввода его в эксплуатацию (фактического использования) (письма Минфина России от 09.06.2009 № 03-0505-01/31, от 18.04.2007 № 03-05-06-01/33). Данное правило действует с 2006 г. Ранее, до того как п. 4 ПБУ 6/01 был изменен приказом Минфина России от 12.12.2005 № 147н, к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств принимались фактически используемые активы.

Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты,

перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Имущество, не относящееся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признается движимым имуществом.

Другими словами, в контексте данной статьи критерием для отнесения недвижимого имущества к объекту обложения налогом на имущество является его учет на балансе в качестве основного средства в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Список литературы

1. Гришина, О.П. Об учете объектов недвижимости: позиция Президиума ВАС РФ / О.П. Гришина // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. — 2011. — № 1. — С. 88-98.

2. Никитин, В.В. Концессионер: особенности налогообложения / В.В. Никитин // НДС: проблемы и решения. — 2010. — № 9. — С. 19-28.

3. Зуйкова, Л.П. Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов / Л.П. Зуйкова // Экономико-правовой бюллетень. — 2009. — № 10. — С. 7-159.

УДК 657

Н.В. Королькова, канд. экон. наук Е.И. Мартемьянова

Пензенская государственная сельскохозяйственная академия

ОТДЕЛ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В последнее время отдел внутреннего аудита все чаще рассматривается как важная предпосылка для успешного ведения бизнеса, так как выполняет широкий спектр функций помимо контрольных. Основным фактором создания отдела внутреннего аудита является желание акционеров и высшего руководства повысить эффективность деятельности путем более рационального использования ресурсов и тщательного анализа рисков и управления ими. Зачастую между органами государственного контроля и руководством экономического субъекта также возникают споры по взысканию финансовых санкций за нарушение налогового законодательства. Отсюда следует необходимость повседневного контроля за рациональным расходованием по назначению материально-денежных средств, выполнением обязательств, а также за правильностью организации и ведения бухгалтерского учета.

Для квалифицированной проверки необходима специальная служба, работники которой должны хорошо знать специфику организации,

52

ее организационно-экономическую структуру и структуру управления, объекты контроля, круг вопросов, которые должны быть раскрыты в проверках, владеть техникой и методикой проведения проверок, хорошо знать законодательные и нормативные акты, уметь обобщать материалы проверок и потерь, резервы эффективности всех видов деятельности организации и т. д. Воплотить контроль в реальность и организовать его действенность в системе управления могут быть только специалисты в области аудита, имеющие специальную подготовку, а не формально созданные в организации ревизионная комиссия или наблюдательный совет.

На взгляд авторов статьи, наиболее приемлемым является формирование отдела внутреннего аудита в качестве обособленной и независимой структуры — отдельного структурного звена в системе управления организации. Опыт и исследования показывают необходимость более высокого уровня в системе управления для отдела внутрен-

него аудита, чем для остальных структурных подразделений.

Создание отдела внутреннего аудита можно рассмотреть на примере Открытого акционерного общества птицефабрика «Васильевская» (ОАО ПТФ «Васильевская») Пензенской области. Учетный аппарат птицефабрики сосредоточен в единой центральной бухгалтерии. В ней осуществляется ведение всего синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, которые поступают из подразделений предприятия. Бухгалтерский учет автоматизирован. Это позволяет эффективно распределять обязанности счетного персонала, более полно осуществлять контроль за происходящими в подразделениях предприятия хозяйственными операциями.

Организационная структура предприятия с учетом создания отдела внутреннего аудита представлена на рис. 1.

Достоинством такой структуры является возможность управления всей организацией как единым целым, но вместе с высшим руководящим звеном работает административно и финансово обособленная единица со своими целевыми установками.

Для обеспечения подлинной независимости от высшего звена управления целесообразно обеспечить принятие решения о годовом финансировании деятельности службы внутреннего аудита через орган управления собственников, с ним же целесообразно согласовывать штатное расписание, круг задач, полномочия, права и обязанности группы.

Структура отдела внутреннего аудита должна быть максимально приспособлена для решения поставленных перед ней задач. В ходе подбора сотрудников отдела внутреннего аудита необходимо руководствоваться принципом достаточности. В составе отдела может не быть специалиста по каждому узкому направлению. В этой связи руководителя отдела необходимо наделить полномочиями привлечения сторонних специалистов для проведения качественной проверки отдельных редких ситуаций.

Общая численность отдела внутреннего аудита составит 11 человек, в том числе руководитель отдела, специалист по методической работе, специалист по правовому обеспечению, руководители групп — 2 человека, внутренние контролеры — по 3 человека в группе.

Руководитель отдела внутреннего аудита должен быть наиболее квалифицированным опытным специалистом, владеющим методологией, техникой учета, бухгалтерскими и аудиторскими стандартами, приемами анализа и планирования деятельности, должен быть осведомлен о задачах системы управления предприятием, состоянии внешней среды. Руководитель отдела составляет общий план внутреннего аудита, разрабатывает планы аудиторских заданий, осуществляет общий контроль за работой отдела внутреннего аудита, составляет и (или) визирует отчет руководству по тем или иным вопросам, может осуществлять функции, относящиеся к любому сотруднику отдела. Наиболее приемлемым является назначение на данную должность аттестованного аудитора.

Специалист по методической работе формирует стандарты внутреннего аудита, методические рекомендации, несет ответственность за формирование правовой базы, аналитических документов и отчетов, осуществляет обучение персонала, решает вопросы консалтингового обеспечения.

Специалист по правовому обеспечению принимает непосредственное участие в контрольных и консалтинговых процедурах, касающихся юридических вопросов.

Группа проверки учета и отчетности осуществляет контроль за полнотой учетной информации в разрезе финансового, налогового и управленческого учета, ее правомерностью и обоснованностью; за адекватностью системы бухгалтерского учета и состоянием средств контроля.

Высшее звено управления

—► Отдел

внутреннего аудита

т 1

Рис. 1. Организационная структура ОАО ПТФ «Васильевская»

Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6'2011 ---------------------------------------- 53

к

к

о

«

к

о

к

Е-

о

ч

о

к

еп

£

о

а

с

%

ч

о

а

к

3

[3

о

Группа анализа, планирования и прогнозирования выполняет контроль за входящей информацией, используемой экономическим отделом, правомерностью и обоснованностью подготовленных смет, расчетов, производственно-финансовых планов; осуществляет поиск резервов, выработку и адаптацию решений по улучшению работы предприятия.

Предлагаемая структура отдела внутреннего аудита ОАО ПТФ «Васильевская» представлена на рис. 2.

Организационная структура, штат, подчиненность, принципы, цели, задачи и функции отдела в целом и должностные обязанности руководителей, права и обязанности, ответственность закрепляются во внутреннем нормативном акте «Положение об отделе внутреннего аудита». Положения этого документа при необходимости согласовываются со всеми руководителями структурных подразделений и служб, которым придется контактировать с аудиторами. Это позволит руководителям и сотрудникам всех структурных подразделений предприятия однозначно трактовать организационноправовые и методологические функции отдела внутреннего аудита [1].

К набору контрольно-ревизионных процедур, применяемых сотрудниками предлагаемого отдела, относятся: инвентаризация, сплошное наблюдение, выборочные наблюдения, контрольные замеры, технологический контроль, экономический анализ, статистические расчеты, экономико-математическое и информационное моделирование, исследование документов, камеральные проверки, контроль за принятыми решениями, аналитическая группировка.

На внутреннего аудитора рекомендуется возложить следующие функции:

• представление руководителю организации в сроки, установленные руководителем организации, но не реже одного раза в год письменного отчета о результатах реализации правил и программ внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;

• принятие решения по переданным ему сотрудниками организации сообщениям о целесообразности его представления руководителю организации;

• обеспечение конфиденциальности информации, полученной при осуществлении возложенных на него функций;

• обеспечение соответствующего режима защиты и хранения фиксируемой информации;

• иные функции в соответствии с рекомендациями и документами организации о внутреннем контроле.

Внутренние аудиторы наделяются специфическими обязанностями, в числе которых разработка рекомендации и указаний по устранению выявленных нарушений; осуществлению контроля за исполнением рекомендаций и указаний по устранению нарушений; консультирование работников по вопросам, возникающим при реализации внутреннего контроля; а также информирование руководства:

• обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;

• обо всех выявленных нарушениях, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;

• о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

Работа отдела внутреннего аудита на предприятии организуется в соответствии с индивидуальными и календарными планами работ, которые утверждает руководитель предприятия. По окончании любого вида работ внутренний аудитор представляет руководителю предприятия отчет, позволяющий привлечь внимание руководителя к выявленным или возможным нарушениям. Работа считается выполненной, когда вопросы, поставленные в отчетах внутренних аудиторов, рассмотрены руководителем предприятия и когда издано

Рис. 2. Предлагаемая структура отдела внутреннего аудита ОАО ПТФ «Васильевская»

официальное распоряжение о принятии (непринятии) рекомендаций аудиторов [2].

От внутреннего контроля собственники и руководство организации могут ожидать только обоснованного уровня обеспечения достижения поставленных целей, но никак не абсолютной гарантии безошибочной работы [3]. Деятельность отдела внутреннего аудита независимо от степени ее самостоятельности и объективности не может достичь той степени независимости, которая требуется от внешнего аудитора.

Оценка эффективности функционирования отдела внутреннего аудита — сложная проблема. Качество работы отдела внутреннего аудита и конечная результативность и эффективность контроля зависят от обоснованности поставленных целей, от правильного соизмерения целей и средств их достижения. Неточно выдвинутые цели не дадут значительного производственного эффекта.

Система оценки качества внутреннего аудита должна содержать следующие блоки: оценка организационного соответствия; оценка методологического соответствия; оценка документирования; оценка эффективности.

Процедуры контроля качества по первым трем блокам могут быть основаны на разработанных внутренних тестах, в то время как оценка эффективности может быть осуществлена с помощью абсолютных и относительных показателей, позволяющих оценить результативность труда отдела внутреннего аудита, экономичность и эффективность аппарата отдела.

Показатели, позволяющие оценить эффективность данного отдела, предлагаемые Р.А. Алборовым [4] и Д.Н. Хорохординым [5], представлены на рис. 3.

Несмотря на некоторые различия в количестве и трактовке показателей, все они позволяют оценить эффективность функционирования созданного отдела. Как считают авторы статьи, показатели, предлагаемые Р.А. Алборовым, наиболее приемлемы для практического применения.

К их достоинствам следует отнести доступность сбора базовых показателей для расчета, простоту расчета и трактовки полученных результатов. Использование в большинстве относительных показателей дает более объективную оценку эффективности деятельности отдела внутреннего аудита. Недостатком является односторонняя оценка, так как не учиты-

вается эффект, вызванный работой других отделов и служб предприятия.

Показатели эффективности, предлагаемые Д.Н. Хорохординым, позволяют учитывать эффект, вызванный работой других отделов и служб предприятия (уточненный коэффициент эффективности), которые в ходе своего функционирования также выполняют контрольные функции.

Качественный внутренний аудит позволит упорядочить организацию и структуру бизнес-процессов, что будет способствовать существенной экономии средств предприятия.

Кроме того, в условиях несовершенства законодательства и нестабильности рынка он поможет обеспечить правильный выбор оптимальной гибкой стратегии по отношению к внешним и внутренним условиям, сформировать современные подходы к повышению конкурентоспособности предприятия [6].

Практика аудита свидетельствует, что на тех предприятиях, на которых созданы и эффективно функционируют службы внутреннего аудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов, организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.

Показатели оценки эффективности отдела внутреннего аудита

Методика Методика

Д.Н. Хорохордина [5] Р.А. Алборова [4]

Потенциальный абсолютный эффект

Реальный абсолютный эффект

Коэффициент освоения Коэффициент общей (или потенциальной) эффективности Уточненный коэффициент эффективности

Рис. 3. Показатели оценки эффективности отдела внутреннего аудита

Экономичность системы внутреннего аудита (в динамике -индекс экономичности) Рентабельность работы отдела внутреннего аудита Коэффициент возможных (потенциальных) упущенных выгод

Коэффициент приобретенной (потенциальной) выгоды Коэффициент использования выявленных внутренних резервов Коэффициент выявленных недостач, потерь от порчи и хищений по вине работников организации

Коэффициент возможных (потенциальных) потерь из-за ошибок по налогообложению Коэффициент комплексной оценки эффективности работы отдела внутреннего аудита Абсолютная сумма эффекта работы отдела внутреннего аудита

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Макальская, А.К. Внутренний аудит: учеб.-практ. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. / А.К. Макальская. — М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2001. — 112 с.

2. Полисюк, Г.Б. Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля / Г.Б. Полисюк, С.С. Чистопашина // Все для бухгалтера. — 2010. — № 7. — С. 40-46.

3. Бровкина, Н.Д. Основы финансового контроля: учеб. пособие / Н.Д. Бровкина; под ред. М.В. Мельник. — М.: Магистр, 2007. — 380 с.

4. Алборов, Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: учеб. пособие / Р.А. Алборов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело и Сервис, 2004. — 464 с.

5. Хорохордин, Д.Н. Формирование и развитие системы внутреннего аудита на предприятиях молочной переработки: автореф. ... канд. экон. наук / Д.Н. Хорохордин. — Воронеж, 2002. — 32 с.

6. Щепетова, Д.Е. Внутренний аудит и конкурентоспособность предприятия / Д.Е. Щепетова // Аудиторские ведомости. — 2010. — № 7. — С. 20-27.

УДК 338.436.33

В.В. Ухоботов, канд. экон. наук

Пензенская государственная сельскохозяйственная академии

ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРУДОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ АПК РЕГИОНА

Переход регионального АПК на инновационный тип развития неизбежно вызывает изменения всех компонентов хозяйственной системы, гарантирующих закономерное преобразование экономики. В целом, как правило, принципиально меняется стратегия развития АПК, приоритеты рынков модифицируются пропорционально зависимости между накоплением и потреблением, между предпроизводственной и производственной фазами воспроизводственных процессов, процесс производства распространяется, а точнее, продолжается в других стадиях (в распределении, производственном потреблении), что позволяет существенно повышать цену потребления инновационного продукта при неизменной или даже сокращающейся цене производства [1].

В процессе перехода на инновационный путь развития АПК региона происходит усложнение и рост согласованного комплексного ресурсного обеспечения экономики АПК. Эта тенденция вынуждает властные органы придавать первостепенное значение: концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному использованию на приоритетных направлениях научно-технологического и инновационного развития экономики АПК; формированию рабочей силы мирового уровня; стимулированию систематического повышения образования и квалификации работников; совершенствованию системы финансирования научно-технической и инновационной деятельности во всех сферах АПК; полноценному информационному обеспечению всех ее составляющих, данными о новых технологиях, конъюнктуре рынка, наукоемкой продукции, новых потребностях, профессиях и пр.; созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе

56

для привлечения наукоемких зарубежных и отечественных капиталов.

Для определения направления инновационного управления количеством и качеством трудовых ресурсов необходимо развить научную теорию прогнозирования и оценки трудового потенциала региона. При этом следует ответить на вопрос о степени приоритетности количества и качества доступных трудовых ресурсов. Для того чтобы на него ответить, необходимо проследить иерархию целей.

Здесь можно выделить следующие целевые ориентиры:

• «сохранить село», такая формулировка цели ведет к застою и фактически выпадению ресурсов из экономики по причине их неэффективного использования;

• обеспечить продовольственную безопасность, ведет к экстенсивному развитию в условиях закачки ресурсов, что уже напрямую приводит к оттоку ресурсов от остальной части экономики;

• создать конкурентоспособное производство сельскохозяйственной продукции. Это наиболее оптимальный вариант цели развития АПК. Однако и здесь есть недостатки. Например, производство некоторых видов продукции, в соответствии с теорией сравнительных преимуществ, может быть неконкурентоспособно из-за особенностей природно-климатических условий и других факторов (отсутствие развитой транспортной системы, портов, дорог, неразвитость рынка), что приводит к необходимости специализации, которая может входить в противоречие с существующей во многих странах политикой обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.