Научная статья на тему 'ОТДЕЛ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РСФСР: ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

ОТДЕЛ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РСФСР: ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Народный комиссариат по делам национальностей / Наркомнац / отдел национальных меньшинств / национальная политика РСФСР / People’s Commissariat for Nationalities / People’s Commissariat for Nationalities / Department of National Minorities / national policy of the RSFSR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Минеев Алексей Игоревич, Зыкина Алевтина Петровна

Национальная политика России входит в число наиболее «острых» и дискуссионных научных проблем современности. Ее корни уходят в давнюю историю, однако именно в XX в. она была оформлена как государственная со своими законодательством, системой управления и штатом чиновников, целенаправленностью и реализацией конкретных задач. Приход к власти большевиков привел к радикальному пересмотру вопросов государственного строительства, в частности впервые созданная в России федерация была основана на национально-территориальном принципе. С этого времени национальный вопрос в полиэтнической стране находит важное место во внутренней политике и внешнеполитическом курсе Советского государства. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР стал первым в истории России учреждением, который активно начал привлекать внимание управленческих институтов к развитию национальных культур и межэтнических отношений, к формированию автономий. Работа Наркомнаца реализовывалась на основе функционального, отраслевого и территориального принципов. Каждый отдел в своей деятельности был подотчетен коллегии, впоследствии и Совнацу НКН. Среди подразделений комиссариата важное тактическое и практическое значение имел отдел национальных меньшинств, претворявший в жизнь одно из главных направлений политики наркомата и в целом советской власти, РСФСР. Ключевым направлением работы образованного ОНМ стало создание гибкого и централизованного аппарата, посредством которого можно было в короткие сроки направлять на места постановления центральной власти, касавшиеся национальных меньшинств, и доводить до центра проблемы региональных окраин. Оценивая работу ОНМ в целом, следует констатировать, что ему во многом успешно удавалось решать проблемы тех или иных нерусских народов страны. Его деятельность становилась заметной и эффективной, что достаточно подробно освещалось в печатном органе Наркомнаца «Жизнь национальностей». Однако начиная с мая 1922 г. широко развернутая в начале деятельности ОНМ на местах работа начинает снижать свою эффективность и результативность, а к сентябрю 1923 г. полностью прекращается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPARTMENT OF NATIONAL MINORITIES UNDER THE PEOPLE’S COMMISSARIAT FOR NATIONALITIES OF THE RSFSR: FORMATION AND ACTIVITIES

The national policy of Russia is one of the most acute and controversial scientific problems of our time. Its roots go back to a long history, but it was in the XX century that it was formalized as a state one with its own legislation, management system and staff of officials, purposefulness and implementation of specific tasks. The coming to power of the Bolsheviks led to a radical revision of the issues of state building, in particular, the federation first created in Russia was based on the national-territorial principle. Since that time, the national question in a multiethnic country has found an important place in the domestic policy and foreign policy of the Soviet state. The People’s Commissariat for Nationalities of the RSFSR became the first institution in the history of Russia that actively began to draw the attention of administrative institutions to the development of national cultures and interethnic relations, to the formation of autonomies. The work of the People’s Commissariat for Nationalities was implemented on the basis of functional, sectoral and territorial principles. Each department in its activities was accountable to the Collegium, and subsequently to the Council of National People’s Commissars. Among the subdivisions of the commissariat, the Department of National Minorities was of great tactical and practical importance, implementing one of the main directions of the policy of the People’s Commissariat and the Soviet government in general, the RSFSR. The key direction of the work of the formed DNM was the creation of a flexible and centralized apparatus, through which it was possible in a short time to send decisions of the central government concerning national minorities to the places and bring the problems of regional outskirts to the center. Evaluating the work of the DNM as a whole, it should be stated that in many ways it successfully managed to solve the problems of certain non-Russian peoples of the country. Its activities became noticeable and effective, which was covered in sufficient detail in the press organ of the People’s Commissariat for Nationalities “The Life of Nationalities”. However, beginning in May 1922, the work, which was widely deployed at the beginning of the activities of the DNM in the field, began to decrease its effectiveness and efficiency, and by September 1923 it had completely stopped.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ ПРИ НАРОДНОМ КОМИССАРИАТЕ ПО ДЕЛАМ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ РСФСР: ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 93/94

DOI: 10.30914/2411-3522-2021-7-3-246-252

Отдел национальных меньшинств при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР: формирование и деятельность

Е. К. Минеева1, А. И. Минеев2, А. П. Зыкина1

1Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Российская Федерация 2ООО «Лидер софт - внедренческий центр», г. Чебоксары, Российская Федерация

Аннотация. Национальная политика России входит в число наиболее «острых» и дискуссионных научных проблем современности. Ее корни уходят в давнюю историю, однако именно в XX в. она была оформлена как государственная со своими законодательством, системой управления и штатом чиновников, целенаправленностью и реализацией конкретных задач. Приход к власти большевиков привел к радикальному пересмотру вопросов государственного строительства, в частности впервые созданная в России федерация была основана на национально-территориальном принципе. С этого времени национальный вопрос в полиэтнической стране находит важное место во внутренней политике и внешнеполитическом курсе Советского государства. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР стал первым в истории России учреждением, который активно начал привлекать внимание управленческих институтов к развитию национальных культур и межэтнических отношений, к формированию автономий. Работа Наркомнаца реализовывалась на основе функционального, отраслевого и территориального принципов. Каждый отдел в своей деятельности был подотчетен коллегии, впоследствии и Совнацу НКН. Среди подразделений комиссариата важное тактическое и практическое значение имел отдел национальных меньшинств, претворявший в жизнь одно из главных направлений политики наркомата и в целом советской власти, РСФСР. Ключевым направлением работы образованного ОНМ стало создание гибкого и централизованного аппарата, посредством которого можно было в короткие сроки направлять на места постановления центральной власти, касавшиеся национальных меньшинств, и доводить до центра проблемы региональных окраин. Оценивая работу ОНМ в целом, следует констатировать, что ему во многом успешно удавалось решать проблемы тех или иных нерусских народов страны. Его деятельность становилась заметной и эффективной, что достаточно подробно освещалось в печатном органе Наркомнаца - «Жизнь национальностей». Однако начиная с мая 1922 г. широко развернутая в начале деятельности ОНМ на местах работа начинает снижать свою эффективность и результативность, а к сентябрю 1923 г. полностью прекращается.

Ключевые слова: Народный комиссариат по делам национальностей, Наркомнац, отдел национальных меньшинств, национальная политика РСФСР

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 21-09-43051.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Минеева Е. К., Минеев А. И., Зыкина А. П. Отдел национальных меньшинств при Народном комиссариате по делам национальностей РСФСР: формирование и деятельность // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 3. С. 246-252. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-246-252

Department of National Minorities under the People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR: formation and activities

E. K. Mineeva1, A. I. Mineev2, A. P. Zykina1

V. N. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russian Federation 2Leader Soft - Implementation Center LLC, Cheboksary, Russian Federation

Abstract. The national policy of Russia is one of the most acute and controversial scientific problems of our time. Its roots go back to a long history, but it was in the XX century that it was formalized as a state one with its own legislation, management system and staff of officials, purposefulness and implementation of specific tasks.

The coming to power of the Bolsheviks led to a radical revision of the issues of state building, in particular, the federation first created in Russia was based on the national-territorial principle. Since that time, the national question in a multiethnic country has found an important place in the domestic policy and foreign policy of the Soviet state. The People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR became the first institution in the history of Russia that actively began to draw the attention of administrative institutions to the development of national cultures and interethnic relations, to the formation of autonomies. The work of the People's Commissariat for Nationalities was implemented on the basis of functional, sectoral and territorial principles. Each department in its activities was accountable to the Collegium, and subsequently to the Council of National People's Commissars. Among the subdivisions of the commissariat, the Department of National Minorities was of great tactical and practical importance, implementing one of the main directions of the policy of the People's Commissariat and the Soviet government in general, the RSFSR. The key direction of the work of the formed DNM was the creation of a flexible and centralized apparatus, through which it was possible in a short time to send decisions of the central government concerning national minorities to the places and bring the problems of regional outskirts to the center. Evaluating the work of the DNM as a whole, it should be stated that in many ways it successfully managed to solve the problems of certain non-Russian peoples of the country. Its activities became noticeable and effective, which was covered in sufficient detail in the press organ of the People's Commissariat for Nationalities - "The Life of Nationalities". However, beginning in May 1922, the work, which was widely deployed at the beginning of the activities of the DNM in the field, began to decrease its effectiveness and efficiency, and by September 1923 it had completely stopped.

Keywords: People's Commissariat for Nationalities, People's Commissariat for Nationalities, Department of National Minorities, national policy of the RSFSR

Acknowledgments. Funding: The research was funded by RFBR, project number 21-09-43051. The authors declare no conflict of interests.

For citation: Mineeva E. K., Mineev A. I., Zykina A. P. Department of National Minorities under the People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR: formation and activities. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2021, vol. 7, no. 3, pp. 246-252. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-3522-2021-7-3-246-252

Национальная политика России входит в число наиболее «острых» и дискуссионных научных проблем современности. Ее корни уходят в давнюю историю, однако именно в XX в. она была оформлена как государственная со своими законодательством, системой управления и штатом чиновников, целенаправленностью и реализацией конкретных задач. Приход к власти большевиков привел к радикальному пересмотру вопросов государственного строительства, в частности впервые созданная в России федерация была основана на национально-территориальном принципе. С этого времени национальный вопрос в полиэтнической стране находит важное место во внутренней политике и внешнеполитическом курсе Советского государства. Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР (Наркомнац, НКН) стал первым в истории России учреждением, которое активно начало привлекать внимание управленческих институтов к развитию национальных культур и межэтниче-

HlSTORY •

ских отношений, к формированию автономий. Через свои комиссариаты и отделы НКН доводил советскую идеологию до национальных регионов страны. Наркомат национальностей подготовил все необходимые предпосылки для образования национально-территориальных автономных единиц титульных этносов Советской Республики. Отстаивая интересы нерусских народов, Наркомнац приобрел среди них немалую популярность. Опираясь на многочисленные народы, национальное развитие которых он активно поощрял, на автономии и их представительства, привлекая к ним особенное внимание, Нарком-нац постепенно приобретал широкие властные полномочия и разветвленную структуру.

Необходимо отметить, что в историографии проблемы Наркомнацу посвящено небольшое количество трудов. В 2000-е годы появилось всего несколько работ, раскрывающих деятельность НКН - публикации Д. А. Аманжоловой [1], А. М. Бакировой [2], Т. Ю. Красовицкой [4],

Е. К. Mineevа et а1.

Е. К. Минеевой [6; 7; 8], В. Г. Чеботарёвой и некоторых других [3; 5]. Среди трудов исследователей выделяется книга В. Г. Чеботарёвой [9], отражающая структуру и функционирование центрального наркомата национальностей. Несмотря на имеющиеся монографии и научные статьи, проблема остается актуальной. Изучение архивных документов показывает, что многие из них еще не введены в научный оборот.

В своей непосредственной работе комиссариат руководствовался положением, состоявшим из нескольких глав. Глава первая содержала не только задачи деятельности НКН, но и конкретные меры (всего тринадцать) для их осуществления1. Положение явно подтверждало, что видение национальной политики советской власти вырабатывалось постепенно. Содержание перечисляемых в положении пунктов удивляет множественностью вопросов, охватываемых наркоматом. Фактически все направления деятельности государства и жизни общества реализовывались либо при непосредственном, либо при косвенном участии комиссариата национальностей.

Соответственно, объяснима и разраставшаяся структура данного органа власти. Уже меры по выполнению задач Наркомнаца частично указывали на новые его структурные звенья. Так, в тексте документа говорится о том, что НКН учреждал свои представительства при ЦИК и СНК автономных республик и соответствующих исполкомах автономных областей2. Вторая глава положения полностью посвящена структуре комиссариата, которая включала в себя: представительства автономных республик, областей и коммун в центре; национальные отделы; функциональные структурные единицы (информационный, редакционно-издательский отделы, отдел учебных заведений и учебных обществ, управление делами); отдел национальных меньшинств (нацмен), а также Совет национальностей3. Работа Наркомнаца реализовывалась на основе функционального, отраслевого и территориального принципов. Каждый отдел в своей деятельности был подотчетен коллегии, впоследствии и Совнацу НКН. Среди подразделений комиссариата важное тактическое и практическое значение имел отдел национальных меньшинств, претворявший в жизнь

1 ГА РФ. Ф. Р-1318. Оп. 1. Д. 110. Л. 1-2.

2 Там же. Л. 1.

3 Там же. Л. 1-1 (об.).

одно из главных направлений политики наркомата и в целом советской власти, РСФСР.

Постановлением коллегии Наркомнаца 5 мая 1921 г. существовавший ранее организационно-инструкторский отдел НКН был упразднен, и вместо него был создан отдел национальных меньшинств (ОНМ). Согласно положению о наркомате, задачи, поставленные перед органом управления, сводились к объединению и направлению деятельности губернских и уездных национальных отделов, работа которых была связана с национальными меньшинствами (нацмен) в РСФСР, не имевших своих центральных национальных отделов при НКН и не входивших в соответствующие национально-территориальные объединения4

Одним из главных направлений работы образованного ОНМ стало создание гибкого и централизованного аппарата, посредством которого можно было в короткие сроки направлять на места постановления центральной власти, касавшиеся национальных меньшинств, и доводить до центра проблемы региональных окраин. К моменту формирования отдела нацмен НКН на территории советской России существовало 34 губернских и 20 уездных национальных отделов, проводивших определенную работу, но связи и контакты которых с Народным комиссариатом по делам национальностей в то время являлись чрезвычайно слабыми. Такое положение в целом отрицательно сказывалось на реализации деятельности Наркомнаца, кроме того, население национальной периферии страны выражало пассивное отношение к курсу советской власти, что потребовало от наркомата серьезной оптимизации структуры и деятельности национальных отделов. В результате к 1922 г. их насчитывалось 12, принадлежность которых была связана со следующими губерниями: Алтайская, Астраханская, Витебская, Гомельская, Пензенская, Петроградская, Самарская, Саратовская, Симбирская, Томская, Уфимская, Челябинская. Кроме того, в Енисейской, Иркутской, Ново-Николаевской и Омской губерниях имелись уполномоченные по делам национальных меньшинств5.

Организация самого отдела нацмен полностью завершается лишь к концу 1921 г., что, в первую

4 Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг.: вместо отчета. М.: Отдел печати и информации, 1924. С. 143.

5 Там же.

очередь, было связано с финансовыми проблемами, с которыми вынужденно сталкивался Наркомнац. Тем не менее при всех имевшихся трудностях за более чем полугодовалый срок отел национальных меньшинств в составе марийского, мордовского, немецкого, татаро-башкирского, чувашского и якутского национальных подотделов, а также подотдела по охране и управлению первобытных племен Севера России, располагал штатом квалифицированных кадров и организационно-инструкторским аппаратом, подготовленным к решению поставленных перед ними задач1.

Основными функциями ОНМ стали следующие: обследование ряда губерний с населением национальных меньшинств в короткие сроки посредством командирования на места инструкторов-организаторов, а также изучение деятельности губернских и уездных национальных отделов; реализация на местах поддержки нацотделов с обязательным включением заведующих губернскими отделами национальных меньшинств в губисполкомы в качестве равноправных членов; установление деловых связей и координации губернских отделов нацменьшинств, что позволяло требовать от них отчеты о работе на местах; обеспечение губотнацев литературой, связанной с национальной тематикой2.

Необходимо подчеркнуть, что это лишь небольшая часть задач, которые вводились в прерогативу деятельности ОНМ на местах. На практике в его ведении находился широкий круг вопросов, касавшихся образования населения и подготовки на национальных языках необходимой для учебного процесса литературы; осуществления культурно-просветительской работы в виде организации народных домов и других культпросветучреждений; формирования печатных органов национальных меньшинств и другое. Решение многочисленных вопросов делало необходимым установление тесных контактов между центральным аппаратом НКН и местными органами власти. От слаженности их взаимодействия зависело выполнение ставившихся перед ОНМ задач. Неслучайно за период работы отдела национальных меньшинств им были разработаны

1 Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг.: вместо отчета. М.: Отдел печати и информации, 1924. С. 144.

2 Там же. С. 144.

History •

73 руководящих циркуляра и инструкций, которые по своему содержанию были посвящены изданию литературы на национальных языках; вопросам помощи голодающим; восстановлению сельского хозяйства; оптимизации губернских и уездных национальных отделов; культурно-просветительской работе среди нацменьшинств; урегулированию взаимоотношений губисполко-мов с губотднацмен3 и так далее.

Вопросу просвещения нерусских народов Наркомнац посредством своих структурных подразделений уделял особое внимание. Важным направлением деятельности НКН стало открытие новых начальных учебных заведений. И если их рост в 1913-1917 гг. составлял 38, то в 1918-1920 гг. - уже 55 процентов. Через территориальные комиссариаты и отделы наркомат оказывал местным органам советской власти самую непосредственную помощь в деле образования школ. Отдел национальных меньшинств объединял и направлял деятельность губернских и уездных национальных отделов, обслуживавших все этнические группы и меньшинства. При помощи инструкторов и отдельных работников, направлявшихся на места, отдел проводил обследования губерний, организовывал экспедиции в целях изучения социально-экономического и культурного развития местного населения. Например, даже после образования в 1920 г. Марийской и Чувашской автономных областей национальные секции мари и чувашей на местах продолжали свое функционирование под руководством ОНМ вплоть до упразднения центрального комиссариата. Так, совещание ответственных работников центральных учреждений чувашского народа, состоявшегося 16 марта 1922 г., заслушав доклад об организации Чувашского подотдела отдела нацмен НКН, постановило: «Утвердить план его работы»4. Следовательно, в задачи Нарком-наца входило осуществление общего контроля всех процессов, происходивших в национальных районах страны.

Следующим значимым направлением деятельности ОНМ стала помощь в многонациональных регионах страны при организации кустарного и кооперативного строительства среди

3 Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг.: вместо отчета. М. : Отдел печати и информации, 1924. С. 144.

4 РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 61. Д. 190. Л. 5.

Е. К. Mineeva et а1.

национальных меньшинств. В этом направлении отдел не только производил рассылку на места соответствующих инструкций и указаний о необходимости проведения определенных мероприятий по усилению кооперативной деятельности среди различных нетитульных этносов, но и контролировал их выполнение за счет работы своих подразделений, действовавших в массах этнического населения. Наряду с этим НКН зачастую инициировал на местах проведение конкретных мер в области улучшения санитарного положения и оказания медицинской помощи в тех районах, где проживали нацменьшинства. Несмотря на то, что данная инициатива не имела значимых результатов, тем не менее губернские отделы нацменьшинств в своей повседневной деятельности и названному вопросу уделяли определенное внимание1.

Говоря в целом о результативности работы ОНМ, нельзя не отметить и негативные стороны его деятельности. Так, например, в ряде случаев отдел национальных меньшинств, становясь связующим звеном в управленческих вопросах, зачастую непреднамеренно затягивал принятие решений в центре. Справедливости ради отметим, что данная особенность касалась не столько ОНМ, сколько существования и работы всего Наркомнаца как органа управления. Наркомат национальностей ввиду специфики своей деятельности вынужден был затрагивать практически все вопросы жизни общества в многонациональной стране, что сталкивало его при их решении с другими органами власти. В конечном итоге такое существо дел в системе государственного управления стало приводить к увеличению властных полномочий Наркомнаца и к усилению бюрократизации при принятии управленческих решений, что явилось одной из причин упразднения наркомата в 1924 году.

1 Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг.: вместо отчета. М. : Отдел печати и информации, 1924. С. 146.

В ряду трудностей деятельности Наркомнаца следует отметить отсутствие в его ведении финансовых средств для решения тех или иных вопросов, касавшихся нерусских народов. Наркомат вынужден был обращаться с ходатайствами к тем наркоматам, в рамках которых мог быть решен конкретный вопрос. Например, документы подтверждают неоднократные обращения НКН к Наркомпросу для выделения финансов на открытие в регионах национальных театров, библиотек, институтов и тому подобное. Среди проблемных аспектов работы наркомата следует выделить процесс коренизации. В Москве к данной проблеме далеко не всегда в течение 19201930-х гг., на протяжении которых шел процесс коренизации, было адекватное отношение, что вынуждало НКН лоббировать интересы национальных меньшинств через представительства и ОНМ. Данный путь был более длинным и менее эффективным2.

Оценивая работу отдела нацменьшинств на всем протяжении его временного существования, следует констатировать, что ему во многом успешно удавалось решать проблемы тех или иных нерусских народов страны. Его деятельность становилась заметной и эффективной, что достаточно подробно освещалось в печатном органе Наркомнаца - «Жизнь национальностей»3. Однако начиная с мая 1922 г. после значительного сокращения штатов в губернских отделах нацмен и резкого уменьшения кредитов на организационные и издательские расходы, широко развернутая в начале деятельности ОНМ на местах работа начинает снижать свою эффективность и результативность, а к сентябрю 1923 г. она полностью прекращается.

2 Минеева Е.К. Становление Марийской, Мордовской и Чувашской автономий в 20 - 30-е годы XX века: дис. ... д-ра ист. наук. Чебоксары: Чувашский государственный университет, 2008. С. 478. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19191968 (дата обращения: 16.08.2021).

3 Например, Дело просвещения национальных меньшинств // Жизнь национальностей. 1918. № 6. 15 декабря.

1. Аманжолова Д. А. Центр и регионы в условиях советского нациестроительства в 1920-е гг. // Вестник Российской нации. 2019. № 2 (бб). С. 34-43. URL: https://eHbrary.ru/item.asp?id=38594385 (дата обращения: 19.08.2021).

2. Бакирова А. М. Становление советской школы в контексте конфликта Наркомпроса и Наркомнаца (1918-1923) // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2017. № 2 (115). С. 187-192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28888583 (дата обращения: 22.08.2021).

3. Деннингхаус В. Как Наркомнац из инструмента революции превратился в «лавочку», которая «только тем и занимается, что разные народы на северном полюсе и в тундрах выдумывает»: трансформация Наркомнаца РСФСР

в 1917-1924 гг. // Великая российская революция, 1917: сто лет изучения: матер. Международ. науч. конф. М. : ИРИ РАН, 2017. С. 197-208. URL: https://www.eHbrary.ra/item.asp?id=35043667 (дата обращения: 17.08.2021).

4. Красовицкая Т. Ю. Сталин и проблемы федерализма (1917-1922 гг.) // История сталинизма: итоги и проблемы изучения: матер. Международ. науч. конф. (г. Москва, 05-07 декабря 2008 года). М. : Российская политическая энциклопедия, 2011. С. 640-670. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20379700 (дата обращения: 13.08.2021).

5. Максимов К. Н. Исторический опыт нациестроительства в РСФСР в 1920-е годы // Вестник Калмыцкого университета. 2018. № 1 (37). С. 14-23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728456 (дата обращения: 24.08.2021).

6. Минеева Е. К. Деятельность Наркомнаца РСФСР в оценках исследователей XX - начала XXI века // Вестник Екатерининского института. 2016. № 2 (34). С. 36-45. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27215345 (дата обращения: 15.08.2021).

7. Минеева Е. К. Наркомнац РСФСР и становление автономии чувашского народа (1918-1925 годы): монография. Чебоксары: Изд-во Л. А. Наумова, 2007. 182 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19712662 (дата обращения: 10.08.2021).

8. Минеева Е. К. Наркомнац РСФСР: цели, задачи, структура // Вестник Чувашского университета. 2006. № 7. С. 23-33. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11934352 (дата обращения: 14.08.2021).

9. Чеботарева В. Г. Наркомнац РСФСР: свет и тени национальной политики 1917-1924 гг. М. : Общественная академия наук российских немцев, 2003. 851 с.

Статья поступила в редакцию 30.08.2021; одобрена после рецензирования 27.09.2021; принята к публикации 11.10.2021. Об авторах

Минеева Елена Константиновна

доктор исторических наук, профессор, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, ул. Университетская, д. 38), [email protected]

Минеев Алексей Игоревич

кандидат исторических наук, руководитель центра исследований и подготовки кадров 1С, ООО «Лидер софт - внедренческий центр» (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, Московский пр-т, д. 17/1), [email protected]

Зыкина Алевтина Петровна

кандидат педагогических наук, доцент, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова (428000, Российская Федерация, г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 17/1), [email protected]

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Amanzholova D. A. Tsentr i regiony v usloviyakh sovetskogo natsiestroitel'stva v 1920-e gg. [Center and regions in the context of Soviet national building in the 1920s]. VestnikRossiiskoi natsii = Bulletin of the Russian nation, 2019, no. 2 (66), pp. 34-43. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38594385 (accessed 19.08.2021). (In Russ.).

2. Bakirova A. M. Stanovlenie sovetskoi shkoly v kontekste konflikta Narkomprosa i Narkomnatsa (1918-1923) [Establishment of Soviet school in the context of the conflict between People's Commissariats for Nationalities and Education (1918-1923)]. Izvesti-ya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Izvestia of the Volgograd State Pedagogical University, 2017, no. 2 (115), pp. 187-192. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28888583 (accessed 22.08.2021). (In Russ.).

3. Denningkhaus V. Kak Narkomnats iz instrumenta revolyutsii prevratilsya v "lavochku", kotoraya "tol'ko tem i zanimaetsya, chto raznye narody na severnom polyuse i v tundrakh vydumyvaet": transformatsiya Narkomnatsa RSFSR v 1917-1924 gg. [How the People's Commissariat for Nationalities turned from an instrument of revolution into a "shop" that "does nothing but what different peoples at the North Pole and in the tundra invents": the transformation of the People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR in 1917-1924]. Velikaya rossiiskaya revolyutsiya 1917: sto let izucheniya: mater. Mezhdunarod. nauch. konf. = The Great Russian Revolution, 1917: one hundred years of study: materials of the International scientific conf., M., IRI RAN Publ., 2017, pp. 197-208. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35043667 (accessed 17.08.2021). (In Russ.).

4. Krasovitskaya T. Yu. Stalin i problemy federalizma (1917-1922 gg.) [Stalin and the problems of federalism (1917-1922)]. Is-toriya stalinizma: itogi iproblemy izucheniya: mater. Mezhdunarod. nauch. konf. (Moskva, 05-07 dekabrya 2008 goda) = History of Stalinism: results and problems of study: materials of the International scientific conf. (Moscow, 05-07 December 2008), M., Russian Politic Encyclopedia Publ., 2011, pp. 640-670. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20379700 (accessed 13.08.2021). (In Russ.).

5. Maksimov K. N. Istoricheskii opyt natsiestroitel'stva v RSFSR v 1920-e gody [The historical experience of national development in Soviet Russia in the 1920s]. VestnikKalmytskogo universiteta = Vestnik of Kalmyk University, 2018, no. 1 (37), pp. 14-23. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=32728456 (accessed 24.08.2021). (In Russ.).

6. Mineeva E.K. Deyatel'nost' Narkomnatsa RSFSR v otsenkakh issledovatelei XX - nachala XXI veka [The activities of the People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR in the assessments of researchers of the XX - early XXI century]. Vestnik Ekaterininskogo instituta = Vestnik of Catherine the Great National Institute, 2016, no. 2 (34), pp. 36-45. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27215345 (accessed 15.08.2021). (In Russ.).

7. Mineeva E. K. Narkomnats RSFSR i stanovlenie avtonomii chuvashskogo naroda (1918-1925 gody): monografiya [People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR and the formation of the autonomy of the Chuvash people (1918-1925): monograph]. Cheboksary, L.A. Naumov Publishing, 2007, 182 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19712662 (accessed 10.08.2021). (In Russ.).

8. Mineeva E. K. Narkomnats RSFSR: tseli, zadachi, struktura [People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR: goals, objectives, structure]. Vestnik Chuvashskogo universiteta = Vestnik of the Chuvash University, 2006, no. 7, pp. 23-33. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=11934352 (accessed 14.08.2021). (In Russ.).

9. Chebotareva V. G. Narkomnats RSFSR: svet I teni natsional'noi politiki 1917-1924 gg. [People's Commissariat for Nationalities of the RSFSR: the light and shadow of the national policy of 1917-1924]. M., Public Academy of Sciences of Russian Germans Publ., 2003, 851 p. (In Russ.).

The article was submitted 30.08.2021; approved after reviewing 27.09.2021; accepted for publication 11.10.2021.

About the authors

Elena K. Mineeva

Dr. Sci. (History), Professor, I. N. Ulyanov Chuvash State University (38 Universitetskaya St., Cheboksary 428000, Russian Federation), [email protected]

Alexey I. Mineev

Ph. D. (History), Head of the 1C Research and Training Center, Leader Soft - Implementation Center

LLC (17/1 Moskovsky Avenue, Cheboksary 428000, Russian Federation), [email protected]

Alevtina P. Zykina

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, I. N. Ulyanov Chuvash State University (38 Universitetskaya St.,

Cheboksary 428000, Russian Federation), [email protected]

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.