Научная статья на тему 'Отдел культуры ЦК КПСС и художественная интеллигенция: о новом стиле советской номенклатуры в конце 1960-х начале 1980-х гг'

Отдел культуры ЦК КПСС и художественная интеллигенция: о новом стиле советской номенклатуры в конце 1960-х начале 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1246
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ / ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС / ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / НОВЫЙ СТИЛЬ / SOVIET POWER / DEPARTMENT OF CULTURE OF THE CPSU CENTRAL COMMITTEE / OFFICIAL POLICY / ARTISTIC INTELLIGENTSIA / NEW STYLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Раскатова Е. М.

На богатом архивном материале (документы РГАНИ, ГАРФ) показана роль Отдела культуры ЦК КПСС в формировании официальной художественной политики в конце 1960-х-начале 1980-х гг, определены его место и функции в советской политической системе, через исследование практик влияния власти на художественную интеллигенцию раскрыта суть нового стиля в деятельности партийно-государственных чиновников в позднюю советскую эпоху.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Department of culture of the cpsu central committee and artistic intelligentsi

In this paper on the basis of vast materials from the central state archives the part of the CPSU Central Committee Department of Culture in official policy in art in late 1960-s early 1980-s is highlighted. This Department's role and functions in the Soviet political system are defined, the essence of new style in the activities of the party and state officers at the late Soviet epoch is discovered by means of investigating practices of power influence on the artistic intelligentsis.

Текст научной работы на тему «Отдел культуры ЦК КПСС и художественная интеллигенция: о новом стиле советской номенклатуры в конце 1960-х начале 1980-х гг»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 3. С. 44-51.

УДК008 (091) 008: 14 (07)

Е.М. Раскатова

Ивановский государственный химико-технологический университет

ОТДЕЛ КУЛЬТУРЫ ЦК КПСС И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ: О НОВОМ СТИЛЕ СОВЕТСКОЙ НОМЕНКЛАТУРЫ В КОНЦЕ 1960-Х - НАЧАЛЕ 1980-Х ГГ.

На богатом архивном материале (документы РГАНИ, ГАРФ) показана роль Отдела культуры ЦК КПСС в формировании официальной художественной политики в конце 1960-х-начале 1980-х гг, определены его место и функции в советской политической системе, через исследование практик влияния власти на художественную интеллигенцию раскрыта суть нового стиля в деятельности партийногосударственных чиновников в позднюю советскую эпоху.

Ключевые слова: советская власть, отдел культуры ЦК КПСС, официальная политика, художественная интеллигенция, новый стиль.

Поздняя советская история в настоящее время является объектом пристального внимания ученых, публицистов, политиков и вызывает противоречивые, порой диаметрально противоположные суждения и оценки. Эти мнения часто основаны не на объективном историческом анализе, а на субъективном, личном восприятии недавнего прошлого, которое не стало историей в привычном смысле этого слова (свидетельством этому может быть обширный пласт издаваемой сегодня мемуарной литературы, освещающей культурную историю «длинных семидесятых»). Перед историком встает чрезвычайно сложная задача - сводя и сопоставляя данные различных источников (в первую очередь архивных), выявить сушростные характеристики и внутренние закономерности процессов, происходивших в сфере официальной политики и художественной культуры в конце 1960-х - начале 1980-х гг.

Отдел культуры ЦК КПСС, несомненно, являлся важнейшим звеном партийно-государственной машины, принципы работы которого во многом отражали сущность функционирования Системы в целом. Анализ работы этого отдела с художественной интеллигенцией в позднюю советскую эпоху позволяет составить представление об особенностях официальной культурной политики, о стиле взаимоотношений власти и художественной интеллигенции, о влиянии номенклатуры на характер культурных процессов и о реалиях художественной жизни в стране.

Усложнившаяся (послеоттепельная) культурная ситуация в стране требовала от власти изменения отношения к художественной интеллигенции, иных методов и форм влияния на ее творчество, более высокого уровня компетентности чиновников, в целом - более гибкой политики в сфере художественной культуры. Новый руководитель Отдела культу-рыЦК КПСС В.Ф. Шауро 15 апреля 1966 г. подготовил развернутое пись-

© Е.М. Раскатова, 2010

мо-просьбу об изменении (увеличении) штатного расписания и структуры [1]. В документе представлена новая концепция развития Отдела, главная задача которого декларировалась как изучение процессов в среде художественной интеллигенции и формирование стратегии власти в сфере художественной культуры.

Предложения В.Ф. Шауро были приняты, утверждены новая структура и штаты Отдела культуры. На протяжении изучаемого периода внутри Отдела менялось количество секторов, заметна профессионализация чиновников аппарата ЦК КПСС

[2]. Кроме того, компетентность Отдела нередко определялась составом группы консультантов, среди которых было немало искусствоведов, литературоведов, высокообразованных специалистов из числа докторов и кандидатов наук и т.п. [3].

Особое внимание сотрудники Отдела уделяли вопросам теории художественной культуры развитого социалистического общества. В связи с этим одно из ведущих направлений работы - приведение теоретического обоснования основных принципов социалистического искусства в соответствие с требованиями времени. При этом, создавая более современный теоретический дискурс, чиновники действовали достаточно традиционно, используя сложившиеся стереотипы, обращаясь практически к одним и тем же высказываниям

В.И. Ленина и т.п. По свидетельствам самих чиновников, официальные тексты, если не составлялись, то редактировались сотрудниками аппарата ЦК КПСС. Анализ материалов XXIII - XXVI съездов КПСС показал, что подобные тексты отличались друг от друга не столько содержанием, сколько стилем, тоном, отражавшими некоторые перепады в отношениях власти и художественной интеллигенции.

Другое направление работы по созданию теоретико-методологической базы советского искусства «развитого социализма»

- работа советских искусствоведов, связанная с критикой буржуазной эстетики -также требовало все большего внимания со стороны чиновников Отдела культуры ЦК КПСС. Составить представление о содержании этой работы и реакции на нее аппарата помог направленный для согласования в Отдел культуры ЦК КПСС 19 декабря 1975 г. вице-президентом Академии художеств СССР В.С. Кеменовым

текст доклада на тему «Партийность искусства как научное понятие марксистско-ленинской эстетики» для XXXII сессии АХ СССР. Анализ данного текста позволил выявить логику обоснования официальным искусствоведением основных идейно-

художественных критериев официального советского искусства, границ допустимого вмешательства власти в творческий процесс и др. Так, при сравнении дореволюционных статей В.И. Ленина и Н.А. Бердяева, работа выдающегося русского философа осуждалась за защиту принципа свободы творчества художника: «Бердяев поднял визг, который предвидел В. Ленин» [4]. Авторы, считая требование свободы творчества проявлением буржуазного индивидуализма, утверждали: «Индивидуализм разъедает психику художника, формирует язык элитарного высокомерия» [5]. Особенно показательным представляется нам методический прием, рекомендованный авторами: «Значит ли, что они (будущие советские искусствоведы и художники. - Е.Р.) не должны знать о современных художественных течениях, школах и др.». - «Нет, знать могут, но необходимо воспитать отвращение к такому искусству» [6]. Никаких запретительных резолюций, вычеркиваний и т.п. в тексте нами не обнаружено. Отдел культуры ЦК КПСС одобрил и разрешил прочтение данного доклада с трибуны XXXII сессии АХ СССР, а значит согласился с указанным как принципами развития советского искусства.

Важнейшим направлением в работе Отдела культуры являлась подготовка Постановлений ЦК КПСС по основным вопросам культурной политики: сбор и анализ материалов по готовящимся вопросам (тематических справок по запросам, например, записка Института научного атеизма «Об ошибочных оценках религии и атеизма в некоторых произведениях литературы и искусства» [7]; проведение консультаций со специалистами, заинтересованными лицами [8]; аналитическая работа с отчетными материалами о выполнении постановлений ЦК КПСС, решений партийных съездов [9], поступавшими в Отдел от региональных партийных организаций [10], творческих союзов и организаций, министерств культуры СССР и РСФСР и др. [11]; было много и других вопросов, находящихся на контроле Отдела культуры ЦК КПСС [12].

Еще одним чрезвычайно важным направлением в деятельности Отдела было выполнение поручений секретарей ЦК КПСС, руководителей советского правительства. Например, поручение Секретаря ЦК КПСС тов. Зимянина М. В. по записке Главлита об идейно-художественных недостатках поэмы Евг. Евтушенко «Северная надбавка» [13], или поручение того же тов. Зимянина М.В. по письмам Н.В. Емельянова о проникновении враждебной символики в архитектуру (проявления сионизма автору чудились везде, даже на Новом Арбате) [14] и др. Как правило, поручение было связано с решением проблем, поставленных в письмах трудящихся на имя руководителей партии и правительства. Вопросы, поставленные в письмах, руководители считали правомерными, и процедура реагирования на них Отдела - это процедура их решения, принятия соответствующих мер: от организационных до воспитательных.

Нередко обращение чиновников Отдела культуры к специалистам за профессиональным мнением предопределяло содержание отзыва, влияло на оценки художественного произведения. Так, после критики, прозвучавшей на Пленуме ЦК Компартии Украины в адрес фильмов «Зеркало» (режиссер - А. Тарковский) и «Осень» (автор сценария и режиссер - А. Смирнов), Отдел культуры запросил отзыв Госкино. В свою очередь, заместитель Председателя Госкино СССР Б.В. Павленок сообщил, что фильмы были обсуждены на совместном заседании коллегии Госкино СССР и Секретариата Союза кинематографистов СССР 12 ноября 1974 г., в ходе которого специалисты пришли к выводу о справедливости высказанных на партийном пленуме замечаний в адрес авторов «за отход от реалистических традиций, за создание произведения, не ясного по мысли, усложненного по кинематографическому языку, во многом непонятного зрителю». В результате в итоговой справке Ю. Афанасьев подчеркивал, что все выступавшие отмечали творческую неудачу, постигшую режиссера А. Тарковского при постановке фильма «Зеркало» [15].

Документы подтверждают обращение сотрудников Отдела культуры и к отраслевым специалистам из других отделов для получения квалифицированной консультации: отдела науки и учебных заведений

[16]; отдела тяжелого машиностроения, отдела сельского хозяйства [17] и т. д. Од-

нако мнение специалистов, ставших чиновниками, нередко имело идеологический подтекст и заранее заданный отрицательный пафос: они требовали запретить публикацию книг (например, романа А. Бека «Новое назначение»), выпуск спектаклей («Живой» Б. Можаева в театре на Таганке) и др., считая себя вправе указывать художнику от имени, якобы, рабочего класса (например, металлургов) и колхозного крестьянства.

Организация власти в политической системе позднего социализма предполагала перекрестное информирование и сотрудничество трех структур: ЦК КПСС, Комитета по охране государственных тайн в печати и Комитета государственной безопасности при Совете министров СССР [18]. Это предопределило еще одно направление в работе Отдела культуры ЦК КПСС - реагирование на информацию, поступившую от руководителей данных государственных комитетов. Чаще всего подобная информация требовала срочного принятия мер, незамедлительных действий сотрудников Отдела, заинтересованных ведомств и лиц.

Так, 14 февраля 1976 г. председатель КГБ Ю.В. Андропов просил ЦК КПСС о согласии опубликовать в журнале «Крокодил» фельетон «Без царя в голове» об А.И. Солженицыне и объяснял: «по имеющимся

данным Солженицын намерен публикации III части пасквиля «Архипелаг ГУЛАГ» приурочить к периоду работы XXV съезда КПСС. В связи с этим считаем целесообразным опубликовать фельетон, в котором на основе подлинных фактов раскрыть монархические взгляды Солженицына и их социальные корни». Любопытно, что в левом углу ведомственного бланка была резолюция от руки: «лучше было бы опубликовать в “Литературной газете”»; указание, видимо, принадлежало вышестоящему чиновнику и было выполнено [19].

Наиболее типичная информация, на основании которой составлялось представление власти о настроениях художественной интеллигенции - справки о неправильном поведении известных деятелей литературы и искусства. Информация КГБ при СМ СССР от 26 июля 1968 года о поведении Е. Евтушенко в гостях у Р. Рождественского [20], или информация КГБ при СМ СССР от 16 августа 1968 г. о поведении за рубежом М. Шатрова и О. Ефремова, которые «допустили идеологически вредные

высказывания» [21], или информация КГБ при СМ СССР об антипартийной и антисоветской деятельности группы советских граждан и литераторов [22], информация КГБ от 7 сентября 1970 г. о настроениях поэта А. Твардовского, который заявил в частной беседе об особой «ответственности за реабилитацию Сталина знающих людей»

[23] и т. д., и т.п. Следствием становилось внеплановое, но, тем не менее, регулярное проведение информационных встреч, разъяснительных бесед с руководителями творческих союзов, издательств, редакций, отдельными деятелями культуры и др.

Аналитический характер многих поступавших из КГБ при СМ СССР материалов предполагал их активное использование в работе ЦК КПСС и его отделов. Об этом свидетельствуют и принятые постановления ЦК КПСС, в первую очередь «О работе с творческой молодежью» (1976 г.), и резолюции, подобные данной В.Ф. Шауро по поводу информационного письма «Положение в советском изобразительном искусстве», предоставленного в ЦК КПСС Ю.В. Андроповым: «содержание письма принято к сведению и будет учитываться в работе Отдела» [24]. Однако анализ реального положения показал, что многие тревожные для власти прогнозы не были вовремя замечены, а предложения сотрудников органов госбезопасности по изменению положения не были вовремя использованы в работе с художественной интеллигенцией (например, в ситуации вокруг продажи за границу картин художников-авангардистов).

КПСС, а следовательно, и аппарат ЦК КПСС, помимо идеологических функций, выполняли в обществе функции организации производства, распределения материальных и др. благ и т. д. Анализ документов подтвердил приоритетное право КПСС распоряжаться материальной базой художественной культуры в стране. В частности, обращение к итоговым справкам руководителей Отдела культуры о результатах проверки деятельности Художественного фонда Союза художников СССР [25], Литературного фонда Союза писателей СССР и др. помогло выяснить, как через контроль состояния материальной базы творческих союзов, через определение размеров их финансирования, проверки состояния их производственных подразделений и др., ЦК КПСС влиял на кадровую политику, в целом - на работу творческих союзов и ор-

ганизаций, при этом умело спасая своих чиновников от ответственности за «использование служебного положения в личных целях» [26].

В то же время практика художественной жизни социалистического общества в СССР показывала, что решать многие жизненно важные вопросы художественной интеллигенции с помощью руководителей Отдела культуры ЦК КПСС, в случае их поддержки, было проще, быстрее и эффективнее. Действовал механизм советской административно-командной системы.

Так, например, в 1974-1975 гг. был решен вопрос о повышении зарплаты творческим работникам театральных, музыкальных и танцевальных коллективов [27].

Более полное представление о повседневной работе сотрудников Отдела культуры ЦК КПСС в этом направлении позволили составить письма художественной интеллигенции и сопутствующие им документы. Жанр «писем во власть», апелляция к высшей в стране власти - показатель доверия к ней, а в случаях резкой критики власти и ее действий - жанр «открытых писем»

- критерий гражданской смелости - отрицания власти. На все насущные вопросы советский человек стремился получить ответ у секретарей ЦК КПСС, часто у Генерального секретаря Л.И. Брежнева или Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина. Анализ документов такого рода позволил говорить о технологии в «работе с письмами» в Отделе культуры ЦК КПСС и об особых отношениях власти и художественной интеллигенции, представленных через переписку.

Анализ писем только с частными просьбами позволил определить круг вопросов, решение которых художественная интеллигенция связывала с ЦК КПСС, хорошо понимая или интуитивно догадываясь, кто представляет в стране высшую власть со всеми вытекающими последствиями: деятели культуры обращались с просьбами разрешить зарубежные командировки (Е. Евтушенко, Н. Кончаловская и др.), предоставить государственные заказы (Э. Неизвестный, др.), разместить в нужном месте созданные художественные произведения (памятник К. Марксу Л.Е. Кербеля), ускорить сооружение посмертных памятных знаков (вдова В. Кочетова и др.), решить вопрос о премиях (С. Михалков о выдвижении работ художника И. Глазунова

на соискание Государственной премии) и пенсиях, квартирах (Н. Пономарев, Д. Шостакович и др.) и дачах (родственники К. Чуковского, Б. Пастернака), прикреплении к специальным больницам и т. д. Содержание подобных писем объективно, хотя и опосредованно, отражает тоталитарный характер власти.

Специальный предпринятый нами лингво-культурологический анализ текстов писем [28] позволил говорить об особом стиле обращений художников к власти и об изменении этого стиля на протяжении 1970-х гг. (от искренне-довери-тельного до формального, опирающегося на принятые речевые штампы (В. Аксенов, И. Козловский), откровенно-театрального (Ю. Любимов)); при этом на протяжении всего периода стиль писем -своеобразный показатель внутренней дифференцированности интеллигенции (достаточно сравнить письма Н. Кончаловской и вдовы В. Кочетова).

Выявленные особенности процедуры обращения к власти и реагирования власти на письма, чаще всего известных в стране и за рубежом деятелей литературы и искусства, подтвердили предположение о достаточно субъективном характере решения поставленных в письмах вопросов.

Интересны противоречивые оценки, которые дают сегодня отдельным сотрудникам этого органа власти бывшие чиновники - участники происходивших в стране процессов. Так, принципиально важно замечание Г.А. Арбатова как «человека Системы» о человеческом факторе в работе аппарата, о роли людей, непосредственно занимавшихся в ЦК КПСС конкретными проблемами, делами и т.п.; резки и бескомпромиссны современные характеристики, данные основным действующим лицам в художественной политике позднего социализма [28]. При этом, если его мнение о М.А. Суслове принципиально не отличается от общепринятого (смотри Н. Молева, М. Плисецкая и др.), то относительно роли П.Н. Демичева и М.В. Зимянина в решении ряда принципиальных вопросов существуют и другие точки зрения [29] Г.А. Арбатову же принадлежит и нелицеприятная характеристика заведующего Отделом культуры ЦК КПСС - В.Ф. Шауро и его сотрудников.

В то же время заместитель В.Ф. Шауро

- А.А. Беляев, работавший в Отделе культуры инструктором, заведующим сектором

художественной литературы, заместителем заведующего Отделом, вспоминает, что «в Отделе культуры в разное время работали такие профессионально хорошо подготовленные, любящие литературу и искусство, независимо и либерально мыслящие сотрудники, как Игорь Черноуцан, Александр Михайлов (Ал. Михайлов), Юрий Кузьменко, Александр Галанов, Алла Михайлова, чей опыт, знания, пытливая мысль и личные качества помогали нередко находить приемлемые выходы из затруднительных ситуаций» [30].

Сложно оценивать действия каждого конкретного сотрудника Отдела культуры ЦК КПСС. С одной стороны, этого не позволяют сделать документы - даже в итоговых справках не всегда указывались фамилии конкретных исполнителей. Кроме того, за пределами многих документов остались телефонные звонки, устно высказанное мнение и т.п. Если мнение региональных партийных чиновников заставляло рассыпать набранные книги, останавливать прокат фильмов и др., то только намек на неудовольствие сотрудника всевластного аппарата ЦК КПСС решал судьбу художественного произведения и заодно его автора. При этом, как справедливо заметил М. Ростропович: «Где и у кого есть мнение, установить нельзя» [31].

Чиновничий беспредел 1970-х - начала 1980-х гг. был связан во многом с уверенностью многих из них в безымянности распоряжений - личной безответственности за настоящее и будущее отечественной культуры. Свои действия они объясняли принадлежностью Системе и ее жесткими правилами. Да и сами деятели искусства склонны видеть причину многих поступков партийно-государственных чиновников в их номенкллтурности [32].

В настоящее время в печати появляются тексты личного происхождения тех самых «людей Системы», решающие задачу оправдания собственных действий, решений и т. д. характером политического режима. Так, регулярные публикации А.А. Беляева не только помогают восстановить событийную канву некоторых конфликтов, но и расставить нужные автору акценты. Так, подводя итог одного из них, А.А. Беляев пишет: «...В случае с романом А. Бека все заинтересованные в развитии литературы инстанции и организации выступали за публикацию романа: журнал

“Новый мир”, секретариат Союза писателей СССР, секция прозы Московской писательской организации, Отдел культуры

ЦК КПСС, кандидат в члены Политбюро, секретарь ЦК КПСС по идеологии

П. Демичев... Но начальник повыше, который и романа-то не читал, определил, что не следует беспокоить людей, которые “дают нам сто миллионов тонн стали в год” <...> Принцип административной системы

- начальник всегда прав - оказался сильнее здравого смысла» [33]. Без сомнения, подобные воспоминания помогают почувствовать атмосферу ЦК КПСС, особенности поведения чиновников партаппарата, отчасти понять внутреннюю логику власти, но как любой текст личного происхождения отражают субъективную точку зрения автора [34].

И все-таки Система - это люди, пусть и чиновники. Многие «ответственные работники» были хорошо знакомы с деятелями литературы и искусства, руководителями творческих союзов, учреждений искусств: М. Шолохов и А. Беляев, О. Ефремов и Е. Фурцева, Ю. Любимов и Ю. Андропов, Ю. Мелентьев, В. Аксенов и М. Зимянин и др. Часто человеческие, субъективные, симпатии или антипатии сказывались на содержании справок, даваемых в них оценках, влияли на характер принимаемых ЦК КПСС решений, особенно по таким частным вопросам, как выпуск спектакля, издание книги, открытие выставки и др. Отдельные чиновники с их личными вкусами, пристрастиями, симпатиями и антипатиями, по сути, формировали художественную политику государства.

У каждого представителя художественной интеллигенции 1970-х гг. найдется свой пример, иллюстрирующий личное участие высокого чиновника в судьбе того или иного непростого художественного произведения. При этом очевиден субъективный характер оценок идейно-художественной ценности, откровенный волюнтаризм запретов и разрешений; часто за политическими решениями просматривались аппаратные интриги, конкуренция ведомств и др. Так, М. Плисецкая, рассказывая о сложных историях «своих балетов», сравнивала отношения к самой идее нового танца, к работе творческой группы ГАБТ СССР, в частности над «Анной Карениной», Министра культуры СССР Е.А. Фурцевой, запретившей плановую подготовку спек-

такля, и Секретаря ЦК КПСС, курировавшего вопросы культуры, П.Н. Деми-чева, «распорядившегося довести дело до конца» [35].

Однако некоторые деятели литературы и искусства подчеркивают и более глубокую, сущностную неоднородность партийного аппарата и важность роли в их судьбе некоторых чиновников. Так, Л. Лосев в монографии-биографии И. Бродского, анализируя ситуацию вокруг суда над поэтом, говорит о скрытой поддержке зав. сектором литературы Отдела культуры ЦК КПСС И.С. Черноуцана [36]. А. Кончаловский

вспоминает: «В моем отношении к власти очень много изменил Коля Шишлин, который работал в ЦК, в отделе Андропова, еще до того, как тот стал председателем КГБ. Коля, я считаю, исключительно много сделал для страны, для того, чтобы процесс десталинизации продолжался. <...> Я чувствовал, что система не монолитна. Внутри нее существуют достаточно позитивные и разумные элементы» [37]. Именно такие сотрудники останавливали самое бесцеремонное вмешательство в художественное творчество, именно эта часть чиновничества не дала начаться некоторым политическим кампаниям.

Итак, можно с уверенностью сказать, что в изучаемый период Отдел культуры ЦК КПСС представлял собой наиболее реальную власть в пространстве советской культуры, так как управлял конкретными механизмами воздействия на культурные процессы.

Отличительной чертой деятельности чиновников Отдела на новом историческом этапе становится стремление создать цивилизованный имидж государства (в соответствии с требованиями международной политики), гармоническую, бесконфликтную картину взаимоотношений художника и власти.

В изучаемый период происходит заметное изменение структуры и увеличение штатов Отдела культуры ЦК КПСС, что связано с декларируемой его сотрудниками установкой на решение масштабной стратегической задачи - изучение, анализ и влияние на современный художественный процесс в контексте общих политических событий в стране и за рубежом. Анализ документов показывает, что многим чиновникам Отдела было свойственно ощущение собственной (обеспеченной включенностью

в структуру) государственной и исторической значимости, представление себя в качестве некоего «мозга» государственной машины, способного вершить судьбы отечественной культуры.

В реальной же деятельности Отдела культуры ЦК КПСС существовало противоречие между этим представлением, а также связанными с ним стратегическими задачами и повседневной работой чиновников аппарата, в ходе которой они занимались рассмотрением множества частных вопросов. При видимости того, что Отдел культуры ЦК КПСС управлял творческими союзами, Министерствами культуры СССР и РСФСР, учреждениями искусства, в первую очередь, столичными, корректировал и направлял, по возможности, деятельность художественной интеллигенции и др., - он решал не столько стратегические, сколько тактические задачи (стратегические

функции на протяжении изучаемого периода постепенно переходили к другим звеньям системы «властного треугольника»

- КГБ и Главлиту), чаще традиционными методами, демонстрируя нежелание/неготовность власти менять практики влияния на художественную интеллигенцию.

При всем этом нельзя однозначно говорить о полном отсутствии внутри высшего звена руководства культурой попыток выстроить определенную стратегическую линию ее развития. Но приходится признать, что это были, скорее, исключения из общего правила, в основе которых лежало личное отношение к конкретному делу конкретного чиновника, связанное с характеристиками его личности.

В границах исследуемого периода проявились новые черты партийного руководства культурой, свойственные не всему аппарату в целом, а отдельным сотрудникам сотрудников (культурный и интеллектуальный уровень которых был выше, чем в предшествующий период), способствующих формированию иного/нового/ стиля взаимоотношений власти с художником, внешне отличающегося некоторым либерализмом. Видимо, этот либерализм был не только внешним, ряд чиновников был готов к реформированию власти в связи с пониманием ими реальных процессов, происходящих в стране1.

Документы личного происхождения подтвердили, что именно позиция, поведение отдельных чиновников в конфликтных

ситуациях во многом определяли политические настроения, отношение к советской власти художественной интеллигенции, столичной, прежде всего; в то же время личные симпатии, художественные вкусы, уровень общей культуры чиновников отражались в официальной художественной политике, - личный фактор становился важнейшим рычагом в каждодневной практике власти 1970-х гг.

Таким образом, на протяжении всей поздней советской эпохи Отдел культуры ЦК КПСС оставался важнейшим звеном в системе партийного руководства сферой отечественной культуры. Однако менялось его положение в границах властного треугольника - стратегическая инициатива все чаще переходила к другим ведомствам. Специфика выполняемых сотрудниками функций способствовала уменьшению влияния Отдела культуры на актуальные художественные процессы, провоцировала многообразные конфликтные ситуации в отношениях власти и художника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Источники личного происхождения демонстрируют весьма противоречивые оценки художественной интеллигенцией этого нового стиля власти. А. Кончаловский, Л. Лосев и др., считая, что этот либерализм был не только внешним, говорят о Галилеях во власти, их скрытой готовности к реформированию системы. Напротив, в работах Л. Зорина, Л. Копелева, Г. Свирского и др. этот стиль характеризуется как иезуитский.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Российский государственный архив новейшей истории (далее - РгАНИ). Ф. 5. Оп. 36. Д. 155 (ролик 5855). Л. 205-206.

[2] Там же. Оп. 73 (1977 г.) Д. 429. Д. 430.

[3] Об этом см.: Молева Н.М. Манеж. Год 1962. Хроника-размышление. М., 1989. С. 80.

[4] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 68. Д. 626. Л. 81.

[5] Там же. Л. 91.

[6] Там же. Л. 118.

[7] Там же. Оп. 63. Д. 143. Л. 3-15.

[8] Государственный архив Российской Федерации

(далее - ГАРФ). Ф. А-501 (фонд Министерства культуры РСФСР). Оп. 1. Д. 7417. Л. 3-26.

[9] Там же. Д. 9131. Л. 55-60.

[10] Например, информация Обкома КПСС Коми АССР от 2 июня 1981 года о выполнении постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» (1976 г.) // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 84. Д. 146. Л. 38-45; Информация крайкомов и обкомов КПСС о ходе выполнения Постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему повышению политической бдительности советских

людей» (1977 г.) // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 75. Д. 221; Информация Владимирского обкома КПСС об итогах подписки на газеты и журналы на 1978 год // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 75. Д. 303. Л. 11. и т.д.

[11] Например: о выполнении Постановления ЦК КПСС «О литературно-художественной критике» см.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 67. Д. 202; о выполнении Постановления ЦК КПСС «О работе с творческой молодежью» см. РГАНИ. Ф. 5. Оп. 84. Д. 146. Л. 3-9; справки по этому же вопросу, в частности справку ЦК профсоюза работников культуры о работе с молодыми художниками, см.: рГаНИ. Ф. 5. Оп. 69. Д. 629. Л. 22-25.

[12] Предложения и отчеты о работе по идейнохудожественному воспитанию детей и подростков см.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 69. Д. 607, в том числе: Министерства культуры СССР - Л. 725, творческих союзов - Л. 2-5.

[13] См.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 73 (1977 г.). Д. 290.

[14] Там же. Д. 392. Л. 4-13.

[15] Более того, стенограмму обсуждения было решено опубликовать в журнале «Искусство кино», 1975, № 3. См.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 68. Д. 630. Л. 4-6.

[16] См.: РГАНИ. Ф. 5. Оп. 73 (1977 г.). Д. 392. Л. 413; Ф. 89. Оп. 37. Д. 50. Л. 1-18 и др.

[17] Там же. Оп. 68. Д. 619. Л. 89-105.

[18] Например: Записки Главлита о недостаточной требовательности редакции журнала «Новый мир» и др. // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 73 (1977 г). Д. 287; Информация КГБ при СМ СССР о пребывании в СССР секретаря польского Союза кинематографистов А. Вайды и его враждебных взглядах (январь 1981 г.) // РГАНИ. Ф. 5. Оп. 84. Д. 1016 Л. 1-10 и др.

[19] РГАНИ. Ф. 89. Оп. 37. Д. 49. Л. 2. Фельетон был опубликован в «Литературной газете» 17 марта 1976 г., о чем сообщили заведующий

Отделом пропаганды М. Громов и заведующий сектором Отдела И. Зубков. См.: Там же.

[20] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 60. Д. 61. Л. 115.

[21] Там же. Л. 130-131.

[22] Там же. Оп. 68. Д. 2232. Л. 1-6.

[23] Там же. Ф. 89. Оп. 37. Д. 25. Л. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[24] Там же. Ф. 5. Оп. 69. Д. 2899. Л. 6-16.

[25] Например, Там же. Оп. 68. Д. 626. Л. 1-7.

[26] ГаРф. Ф. А-259 (фонд Совета Министров РСФСР). Оп. 46. Д. 6756. Л. 1-4; РГАНИ. Ф. 5. Оп. 75. Д. 408. Л. 31-39 и др.

[27] РГАНИ. Ф. 5. Оп. 61. Д. 131. Л. 13-29.

[28] См.: Иванова Н., Раскатова Е. Об особенностях языка политических документов // Проблемы межкультурной коммуникации. Иваново, 2000. С. 191-210.

[29] Арбатов Г.А. Человек Системы. М., 2002. С. 225-226.

[30] Например, Молева Н.М. Манеж. Год 1962.

Хроника-размышление. М., 1989. С. 259; Плисецкая М. Я, Майя Плисецкая... М., 1994.

С. 296.

[31] С началом перестройки в январе 1986 г. был назначен главным редактором газеты ЦК КПСС «Советская культура» (с августа 1991 г. - просто «Культура»); с февраля 1996 г. - на пенсии.

[32] Л.И. Брежнев: Материалы к биографии. М., 1991. С. 330.

[33] См. М.М. Плисецкая о Е.А. Фурцевой в кн.: Плисецкая М. Указ. соч. С. 352.

[34] Беляев А. Картинки литературной жизни // Вопросы литературы. 2002. № 3.

[35] Например: В. Прибытков о К.У. Черненко. См.: Прибытков В. Аппарат. СПб., 1995. С. 211.

[36] Плисецкая М. Указ. соч. С. 389.

[37] Лосев Л.В. Иосиф Бродский: Опыт литературной биографии. М., 2008. С. 96.

[38] Кончаловский А.С. Низкие истины. М., 1999.

С. 161.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.