Научная статья на тему 'Отчуждение российских граждан от права'

Отчуждение российских граждан от права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
303
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / LEGAL NIHILIZM / POLITICAL SYSTEM / POLITICAL ORIENTATION / MODERN RUSSIAN SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лисюк Юрий Александрович

Автор отмечает, что несовершенство права, если абстрагироваться от его политической направленности, уже несет в себе зерно отчуждения. В статье говорится о том, что правовой нигилизм явление, родственное политической апатии: отчуждение от несоврешенного права компенсируется стремлением обойти закон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An author marks that imperfection of right, if to disengage oneself from his political orientation, already carries in itself grain of alienation. In the article talked that legal nihilizm is the phenomenon, family political apathy: alienation from nesovreshennogo of right is compensated aspiration to go round a law.

Текст научной работы на тему «Отчуждение российских граждан от права»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Лисюк Юрий Александрович

соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России _(тел. 89882465290)

Отчуждение российских граждан от права

Аннотация

Автор отмечает, что несовершенство права, если абстрагироваться от его политической направленности, уже несет в себе зерно отчуждения. В статье говорится о том, что правовой нигилизм - явление, родственное политической апатии: отчуждение от несоврешенного права компенсируется стремлением обойти закон.

Аnnotation

An author marks that imperfection of right, if to disengage oneself from his political orientation, already carries in itself grain of alienation. In the article talked that legal nihilizm is the phenomenon, family political apathy: alienation from nesovreshennogo of right is compensated aspiration to go round a law.

Ключевые слова: правовой нигилизм, политическая система, политическая направленность, современное российское общество, государство.

toy words: legal nihilizm, political system, political orientation, modern Russian society, state.

Сегодняшнее состояние права в ■ России характеризуется как право переходного типа, обладающее своими, специфическими особенностями1.

Нам представляется, что особенностями права сегодняшней России выступают:

Первое. Все правовые системы переходных типов возникают, по общему правилу, не иначе как в результате различных социальных потрясений в виде революций, войн, неудавшихся радикальных реформ.

Второе. Переходное состояние права и самого общества содержит в себе несколько возможных вариантов дальнейшей эволюции социальной и государственно-правовой материи, альтернативу развития государства, права и общества по тому или иному пути.

Третье. Переходное состояние права и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, неизбежно связано с резким изменением характера и масштабов традиционных экономических связей, временным расстройством экономики, ослаблением материальной основы государства и правовой системы, резким падением уровня жизни значительной части населения.

Четвертое. Для переходного типа права свой-

ственно временное ослабление его социальных и политических основ в силу происходящей в стране переоценки социально-политических ценностей среди значительной части населения, неизбежных при этом ее колебаний между старой и новой политической элитой, в силу возникающего нередко при этом социального напряжения, общественного смятения и хаоса.

Пятое. Переходный тип права, помимо названных особенностей, отличается, как правило, доминированием в системе разделения властей исполнительно-распорядительной власти.

Шестое. Важной особенностью переходного типа права является органическое сочетание в их структуре элементов новизны и преемственности, новых признаков права со старыми.

Седьмое. Наряду с отмеченными признаками и чертами право переходного типа отличается и другими особенностями: повышение роли и значения субъективного фактора в развитии права в переходный период; органическое сочетание в правовом механизме переходного периода "модернистских" элементов с консервативными; нарушение упорядоченности и системности в развитии правовой системы, бюрократизация и криминализация как экономики так и госуправления, рост организованной преступности, возрастание влияния групп давления в политике и др.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М. 2006. С. 222-232.

33

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

Размышляя об отчуждении в праве, выделим две функции права: право есть одновременно и форма отчуждения, и форма деалиенации. Именно через право индивид вступает в уравновешенно регулируемые, стабильные отношения с себе подобными индивидами, с группами, с государством и обществом и тем самым избирательно преодолевает отчуждение от них.

В то же время, отступая от права или преступая его, человек лишь как бы преодолевает отчуждение. Значит, следует различать отчуждение:

1) Правовое - является неизбежным качеством права как общецивилизационного института: оно неизбежно и неустранимо; и

2) Антиправовое - отчуждение от права, отлучение от него. Это добровольное (вынужденное) отступление от права. Более того, - это преступа-ние через него. Поэтому, в некотором аспекте отчуждение в праве, т.е. в правовой сфере (включающей отношения, нормы, сознание - их статику и динамику), не всегда равнозначно отчуждению от права. Другое дело - отчуждение как отлучение от права полностью или в решающей степени. Индивид отлученный - отчужденный в сфере права, как правило, отчужден, отстранен, отодвинут от права, т.е. от гарантированной возможности реализовать свои потенции - притязания в социально значимой форме (со значимым для социума результатом) в социально-санкционируемом виде.

Алиенация в праве - это двусторонний процесс: речь идет об отношении к закону (отчуждении от него):

(а) властей, санкционирующих применение законов и окончательно определяющих их содержание, и

(б) граждан, которые соотносят тем или иным образом свое поведение с законами.

В отчуждении от права - выделяются два субъекта: управляемые (индивиды, граждане) и управляющие (это условный термин, потому что законодатели и правоприменители - не вполне совпадающие категории).

«Другим - чужим» в этом случае выступают законодатели, государственные деятели, лица, ответственные за формирование и применение законов, да, строго говоря, и сам закон как нечто враждебное, подавляющее, непонятное, нечто одновременно анонимное и почти одушевленное. Словом - чужое и чуждое. В известном смысле отчуждение в праве - это своего рода правоотношение, поскольку и проблемы алиенации регулируются юридическими нормами.

Следствие отчуждения от права выступает не-

способность как к критической оценке действующего права, так и к выполнению конструктивной, законотворческой функции.

Но наиболее очевидное проявление правового отчуждения - невозможность осуществления законных прав, в строгом смысле слова - невозможность адекватного исполнения законов в силу несовершенства и самих законов, и механизма их применения и исполнения.

Несовершенство права, если абстрагироваться от его политической направленности, уже несет в себе зерно отчуждения. Недостаточно отработанная юридическая техника, пробельность, противоречивость, паллиативность законодательства - все это порождает отчуждение от права граждан, которые, не обладая еще при этом социально необходимым минимумом правовых знаний, обделенные правовой культурой, чувствуя себя бессильными перед лицом государственных учреждений, применяющих и даже принимающих законы (тем более административные акты) не вполне правовыми способами, заражаются правовым нигилизмом.

А правовой нигилизм - явление, родственное политической апатии: отчуждение от несовершенного права компенсируется стремлением (и умением) обойти закон, равно как несовершенство, а еще более - извращенность политической системы влекут за собой стремление к политической мимикрии и конформизму.

Сегодня мы сталкиваемся с феноменом правовой аномии и юридической дезорганизации при переходе от старой системы права к новой. Официальная политическая и правовая доктрина полностью видоизменилась, во многом она сориентирована на способность гражданского общества и самих индивидов к самостоятельным действиям и саморегуляции. Однако к этому - ни объективно, ни субъективно граждане, общество, государство не были готовы: саморегуляционные способности и возможности наращиваются в основном практическим и психологическим опытом. И эмпирическое приспособление в правовой сфере выступает как правонарушение для индивида, а правонарушаемость становится характеристикой общественного состояния в целом. При соответствующей отягощенной наследственности нации - устойчивом правовом нигилизме неизбежна широкая криминализация общественно-государственной и частной жизни, усугубляемая явным дефицитом как политико-правовой воли властей к минимизации криминального образа жизни, так и самого социального контроля.

Переходные ситуации характеризуются и тем, что на практике действуют старые юридические

_34

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №2(24)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА стереотипы в применении нормативных актов. Переориентированное же на новые правовые положения сознание приходит в конфликт с этим обстоятельством правовой жизни, что усугубляет правовую апатию, подрывает только-только сформировавшееся доверие к новой правовой системе, претендующей на демократичность и цивилизованность, и в целом девальвирует восприятие права как ценности.

Главный деалиенационный фактор в этой ситуации - конституционное установление границ государственной власти. На практике же мы сталкиваемся не с укреплением таким правовым образом всех трех ветвей власти, не с увеличением эффективности властных механизмов, а с усилением властно-репрессивных, квазиправовых рычагов, с тенденцией намеренного (пусть вынужденного) нарушения фундаментальных норм конституционного права.

В истории России государство всегда играло преувеличенно большую роль, так что и право было по преимуществу государственническим, авторитарным, репрессивным, подавляющим, регламентирующим все стороны человеческой жизни, в том числе и те, в которые государство по определению, казалось бы, не может вторгаться. Человек в этом праве занимал второстепенное место, и именно поэтому он был отчужден в правовом смысле. Поскольку право выражало политику государства, то и это отчуждение в праве одновременно носило политический характер.

Когда право превращается в сугубо государственное дело, когда в его формировании не принимают участия граждане - индивид неизбежно становится апатичным и отчужденным. Ему не до права: ни государство не дает ему возможности участвовать в законодательном процессе, ни у самого индивида нет желания влиять на него. Навязывая свою волю, государство навязывает свой корпоративный, групповой, кастовый интерес. Потому и право носит корпоративный характер, выражает групповые интересы. Причем о

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА плюрализме интересов и речи быть не может, ведь право несет на себе печать социальной корысти «управляющих». Деалиенационное же право должно основываться не на интересе класса, группы и т.п., а на интересе индивида. Тогда право будет не государственно-корпоративным, а либеральным. Опасность предельной индивидуализации, атомизации и персоналистского произвола должна быть сведена к минимуму позитивным правом, т.е. законодательством и механизмами его реализации, прежде всего, судом.

В подлинно демократическом, т.е. правовом, государстве должны существовать такие механизмы формирования и формулирования законодательной властной воли, которые учитывали бы весь разнообразный спектр мнений и интересов, существующих в обществе, и главное - интерес индивида, над которым не может преобладать интерес «массы».

Если законы не соответствуют социальной справедливости и потребностям общества - это приводит к их неисполнению. В современной России законы, исходящие от государственной власти, воспринимаются в обществе неоднозначно. А зачастую и как несправедливые.

В этой связи нам представляется, что основополагающий принцип права: принцип справедливости - должен подкрепляться высоким уровнем правовой культуры и правосознания общества и их законодателей. А что мы видим?

Сегодняшнее либеральное российское законодательство активно пропагандирует в основном западные нормы жизни противоречащие в корне сложившимся архетипам народного правового менталитета, воспринимающего право как нравственный регулятор общественных отношений, соответствующий традиционным представлениям граждан о добре и зле, правде и справедливости, что приводит в конечном итоге к построению общественных отношений вразрез и несоответствующих действующим правовым нормам.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.