Научная статья на тему 'Отчуждение подростков от школы как негативный фактор социализации'

Отчуждение подростков от школы как негативный фактор социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1102
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЧУЖДЕНИЕ ОТ ШКОЛЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА / ПОДРОСТКИ / ALIENATION FROM SCHOOL / SOCIALIZATION / SOCIAL COMPETENCE / COMMUNITY SCHOOL / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матросова Юлия Сергеевна

В статье рассматривается проблема отчуждения подростков от школы, обосновано влияние отчуждения на социализацию школьников, представлены актуальные направления деятельности современной школы, ориентированные на позитивную социализацию подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The alienation of teenagers from school as a negative factor of socialization

The article discusses the problem of alienation of teenagers from school, justified the impact of alienation of teenagers on their socialization, presents relevant areas of the modern school activity focused on teenager’ positive socialization.

Текст научной работы на тему «Отчуждение подростков от школы как негативный фактор социализации»

Ю. С. Матросова

отчуждение подростков от школы как негативный фактор социализации

В статье рассматривается проблема отчуждения подростков от школы, обосновано влияние отчуждения на социализацию школьников, представлены актуальные направления деятельности современной школы, ориентированные на позитивную социализацию подростков.

Ключевые слова: отчуждение от школы, социализация, социальная компетентность, общественно-активная школа, подростки.

Y. S. Matrosova

the alienation of teenagers from school as a negative factor of socialization

The article discusses the problem of alienation of teenagers from school, justified the impact of alienation of teenagers on their socialization, presents relevant areas of the modern school activity focused on teenager'positive socialization.

Keywords: alienation from school, socialization, social competence, community school, teenagers.

Современное школьное образование и отечественная школа в целом стремительно меняются. Сегодня очевидно, что направления изменений в школе связаны с достижением нового качества образовательных результатов, поиском новых условий построения взаимодействия с учащимися. Ориентиры этого поиска определяются целями нового этапа модернизации общего образования, к числу которых относятся: создание условий для достижения позитивной социализации и учебной успешности каждого ребенка, обеспечение потребности учащихся в профес-

сиональном и личностном самоопределении: «Специфика общего образования заключается в формировании у учащихся опыта решения проблем, которые являются общими для всех людей, принадлежащих к определенной культуре, независимо от их профессиональной, социальной или национальной принадлежности... Общее образование объединяет людей общим видением проблем и способов их решения. При этом у каждого учащегося складывается индивидуальный опыт освоения социальной практики» [3, с. 21].

Однако анализ современной школьной образовательной практики и результатов социологических и педагогических исследований (Д. Л. Константиновский, Д. С. Вах-штайн, Д. Ю. Куракин, В. С. Собкин, О. Ю. Даутова, Е. С.Заир-Бек, А. Г. Кас-пржака, Г. С. Ковалева, О. Е. Лебедев, Е. В. Пискунова и др.) убеждает в том, что в школе сегодня сохраняется ориентация учителя на достижение учениками предметных знаний в условиях традиционной организации образовательного процесса, именно поэтому в школе продолжают преобладать следующие тенденции:

• излишняя организованность и регламентация школы (неподконтрольность ученику условий, в которых он учится, — все условия определены заранее, в том числе состав классов и состав учителей, последовательность уроков, процедуры оценки и т. д.);

• слабая динамика процесса по мере продвижения по ступеням образования (слабая реализация принципа возрастосообразно-сти);

• несоответствие «скрытого содержания образования» (уклада, атмосферы школы) ценностям и ожиданиям школьников;

• разорванность «пространств самоопределения» — семейного, школьного и внешкольного, социального;

• формально-ролевой характер отношений «учитель — ученик».

Преобладание приведенных характеристик современной школы приводит к возрастанию отчуждения учащихся от учебы, школы в целом, от образования и существенно обедняет опыт социализации подростка. При этом стоит подчеркнуть, что феномен отчуждения учащихся от школы является отражением отчуждения, как явления социального, пронизывающего все сферы человеческого общества. В начале XXI века проблема отчуждения, действительно, получает небывалый размах, приобретает новые формы и содержание и становится реальной социальной угрозой. Так, в исследовании, проведенном Л. Л. Тимченко, обосновано, что

дифференциация общественной жизни затрудняет общение между людьми, отдаляет людей друг от друга и приводит к межличностному отчуждению. Из-за ускорения темпов развития мира люди не всегда успевают за социальными событиями, что вызывает ощущение ненужности, бессмысленности собственной жизни и приводит к социальному отчуждению и отчуждению человека от труда. Информационный мир и виртуальная среда не снимают проблему отчуждения, а нередко и вовсе приводят к отрыву от мира реального и к нежеланию возвращаться в мир действительных переживаний. Становясь характеристикой современного общества, отчуждение приобретает особый размах в среде молодого поколения, которое особенно остро реагирует на общественные проблемы [7].

Диагностика психологических проблем подростков позволила определить область проблем, в наибольшей степени волнующих современных подростков. В исследовании Л. А. Регуш [5] установлено, что на первый план для современных школьников подросткового возраста выходят общественные проблемы. Подростки озабочены распространением алкоголизма и наркомании, безразличием людей друг к другу, незащищенностью перед различными угрозами, ухудшением экологической обстановки и т. д. При этом школьников не просто волнует наличие этих проблем — они выражают желание способствовать устранению негативных тенденций в развитии общества. В то же время в числе значимых для подростков остаются проблемы, связанные с будущим, возможностью самоопределения. Их заботят вопросы выбора профессии, получения достойного заработка, создания благополучной семьи. В числе личностно значимых оказываются такие ценности, как «человек, способный обеспечить свое благосостояние», «человек, добивающийся в жизни своего». При этом возможность достижения желаемого подростки не связывают напрямую с успешной учебой в школе, школьная жизнь устойчиво

характеризуется ими как «зона проблемной озабоченности» (Л. А. Регуш).

Анализ данных психологических исследований, а также анализ проявлений отчуждения от школы позволяет утверждать, что в ситуации, когда учеба не становится неотъемлемым достоянием личности, предлагаемые школой формы социальной активности оказываются далекими от реальной жизни подростков, процесс школьного образования не способствует самоопределению, обретению подростками желаемого социального статуса среди сверстников и взрослых. Таким образом, объективно существующее явление отчуждения подростков от школы и образования является важнейшим препятствием, замедляющим процесс самоопределения и социализации школьников и, следовательно, препятствует выполнению школой социальных функций, к которым на современном этапе относятся: формирование нового культурного типа личности, ценностей и норм поведения социально активной личности; содействие формированию социальной мобильности (функция социального лифта); содействие развитию окружающего социального пространства [4, с. 13]. Другими словами, отчуждение учащихся от школы и учебы становится негативным фактором социализации школьников, что требует поиска способов его предупреждения и преодоления.

Известно, что социальную компетентность подростка можно рассматривать как процесс социального развития, в результате которого школьник, взаимодействуя с обществом при выполнении социально и личност-но значимой деятельности, приобретает опыт по решению задач адаптации, индивидуализации и интеграции в реальных условиях взаимодействия, с использованием своих знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [6, с. 74]. Теоретический анализ исследований проблемы позволил выявить основные изменения образовательной деятельности современной школы, ориентированные на позитивную социализацию подростков:

• увеличение воспитывающего влияния обучения за счет нахождения путей согласования предметных и личностных целей школьного образования;

• расширение социальных практик школьника;

• интеграция пространств (семейного, школьного, внешкольного и социального) самоопределения;

• построение демократического уклада школьной жизни.

Охарактеризуем кратко некоторые из указанных изменений.

1. Одной из эффективных форм социальных практик является реализация школьниками проектов социальной направленности. Проектная деятельность позволяет обеспечить взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, помогает научить школьников решать задачи разных типов в соответствии с возрастом, интересами учащихся и особенностями их личностного развития. В то же время при организации проектной деятельности в школе следует избегать ошибок, на которые указывает В. С. Лазарев, обращая внимание на то, что в массовой практике осуществляется псевдопроектная деятельность, когда результатом проекта называют любой продукт детского творчества, но от такого называния сама эта деятельность проектной не станет, поскольку в такой деятельности не будут решаться задачи, на решение которых изначально был ориентирован метод проектов [2, с. 295-296]. В. С. Лазарев подчеркивает необходимость перейти от обезличенных, оторванных от жизни научных знаний, которые являются «ядром» многих учебных предметов, к увеличению контекстов жизненных задач.

2. Особой значимостью при реализации школьниками социальных проектов обладает возможность проявления разнообразных добровольческих инициатив в рамках школьного волонтерства. Как известно, волонтер-ство — это особый вид деятельности, направленной на созидательную помощь, поддержку, заботу о ком-либо или о чем-

либо. Значимыми характеристиками этого вида деятельности выступают бескорыстность и добровольность. Волонтерство связано как с удовлетворением потребности в самореализации через помощь значимым близким, так и с мотивами социального присоединения, творческой самореализации, признания. Для подросткового волонтерства характерно более выраженное стремление к совместности и эмоциональной событийной насыщенности [4, с. 93].

3. Несомненный интерес в контексте рассматриваемой проблемы вызывают особенности построения уклада современной школы. И. Д. Фрумин раскрывает уклад как «скрытое учебное содержание», институциональный контекст образования, существующий параллельно с явным, официальным. «Скрытый» уклад выражается в дифференциации школьников по способностям, структуре управления школой, своеобразном языке школы, ориентации ученика на ожидания учителя, умении детей действовать в ситуации контроля, фактическом распределении учебного времени (А. Н. Тубельский); «языке» школы, стиле отношений между учителем и учеником, структуре реальной власти (И. Д. Фрумин); в таких явлениях, как «фон», «среда», «подтекст», «контекст», «школа как со-бытие», «школа — «дом», «ритуалы» и «символы», «традиции» и «обряды» (Д. Г. Левитес) [8].

Педагогическая сущность уклада школьной жизни заключается в том, что уклад, благодаря сочетанию явных и неявных признаков, обеспечивает школьникам включенность в сложный мир ценностей, традиций, социально-культурных практик; создает условия, необходимые для осмысления школьником сложного мира человеческих отношений.

4. Целостный опыт социализации подростков представляют общественно активные школы, которые открывают школьникам разнообразные возможности включения в позитивные социальные практики. Одной из основных целей общественно активных (со-

циально активных) школ является привлечение родителей и жителей к решению социальных и других проблем, стоящих как перед школой, так и перед местным сообществом. Такая школа стремится стать не только образовательным учреждением, но и гражданским, культурным, общественным центром, в ней учащиеся приобретают возможность научиться решать социально и личностно значимые проблемы, находить баланс между общественными и личными целями, ощущают большую свободу в выборе форм социальных практик и в то же время учатся брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Охарактеризованные направления преодоления отчуждения подростков от школы как негативного фактора социализации позволяют выдвинуть гипотезу, согласно которой основными условиями преодоления отчуждения как негативного фактора социализации подростка являются следующие:

• принятие учителем смысла педагогической деятельности как средства содействия процессам становления личности, развития личностного ресурса школьника;

• придание образовательному процессу событийного характера.

Ценностно-смысловые ориентиры профессиональной деятельности учителя как деятельности, направленной на поддержку процессов становления личности, самоопределения школьника, позволяют избежать конфликта между прагматической ориентацией учителей на передачу предметных знаний и потребностью современного подростка в «значимом взрослом», с которым можно обсудить личностно значимые проблемы. Событийность процесса позволяет преодолеть отчуждение, поскольку событие проявляется в практике как способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности (А. Б. Воронцов) [4].

В заключение отметим, что поиск педагогических стратегий преодоления отчуждения учащихся от школы как негативного фактора социализации подростков позволил по-новому проанализировать педагогическое наследие И. П. Иванова. В концепции «педагогики общей заботы» И. П. Иванова обоснованы педагогические закономерности содружества взрослых и детей, выявлены условия, активизирующие социальное творчество подростков в процессе организации и проведения коллективных творческих дел. Л. Г. Борисова отмечает: «Любая педагогическая система делает объектом своей заботы учащихся и воспитанников. Такую педагогику называют

гуманистической. Но ни одна педагогическая система не обратилась к ребенку как субъекту заботы. Это сделано в педагогике И. П. Иванова, где теоретический и методический фундамент — включение воспитанников в отношения заботы об окружающей жизни и людях — не только о младших, но и старших, о сверстниках и о себе как товарище других людей» [1]. В современной ситуации драматического развития отечественного образования педагогическая концепция И. П. Иванова остается важнейшей теоретической основой решения проблемы преодоления отчуждения подростков от школы как негативного фактора их социализации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борисова Л. Г. Педагогика общей заботы: попытка осмыслить ключевое понятие. Режим доступа: http://www.sibvido.ru/old/0302/laboratory.htm

2. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3.

3. Лебедев О. Е. Размышления о целях и результатах // Вопросы образования. 2013. Вып. 1. С. 7-24.

4. Педагогические аспекты модернизации общего образования: пути преодоления отчуждения подростков от школы: Коллективная монография. СПб.: Свое издательство, 2015.

5. Регуш Л. А. Самоопределение школьников и их психологические проблемы // Модернизация общего образования: проблемы самоопределения ученика в современном образовательном процессе: Сборник научных статей. СПб.: Свое издательство, 2016. С. 71.

6. Социальная компетентность современных школьников: Монография. СПб.: Свое издательство, 2012.

7. Тимченко Л. Л. Отчуждение в современном обществе. Режим доступа: http://cheloveknauka. com/otchuzhdenie-v-sovremennom-obschestve

8. Уклад школы в теории и практике отечественного образования. Коллективная монография: Под ред. И. Э.Кондраковой. СПб.: Свое издательство, 2013.

REFERENCES

1. Borisova L. G. Pedagogika obshhej zaboty: popytka osmyslit' kljuchevoe ponjatie. Rezhim dostupa: http://www.sibvido.ru/old/0302/laboratory.htm

2. Lazarev V. S. Proektnaja dejatel'nost' v shkole: neispol'zuemye vozmozhnosti // Voprosy obrazo-vanija. 2015. № 3.

3. Lebedev O. E. Razmyshlenija o celjah i rezul'tatah // Voprosy obrazovanija. 2013. Vyp. 1. S. 7-24.

4. Pedagogicheskie aspekty modernizacii obshhego obrazovanija: puti preodolenija otchuzhdenija podrostkov ot shkoly: Kollektivnaja monografija. SPb: Svoe izdatel'stvo, 2015.

5. Regush L. A. Samoopredelenie shkol'nikov i ih psihologicheskie problemy // Modernizacija obsh-hego obrazovanija: problemy samoopredelenija uchenika v sovremennom obrazovatel'nom processe. Sbornik nauchnyh statej. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2016. S. 71.

6. Social'naja kompetentnost' sovremennyh shkol'nikov: Monografija. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2012.

7. Timchenko L. L. Otchuzhdenie v sovremennom obshhestve. Rezhim dostupa: http://cheloveknauka. com/otchuzhdenie-v-sovremennom-obschestve.

8. Uklad shkoly v teorii i praktike otechestvennogo obrazovanija: Kollektivnaja monografija / Pod red. I. Je. Kondrakovoj. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2013.

А. М. Четырина

сетевые ресурсы по этимологии русского языка: специфика представления лексикографической информации

В статье рассматриваются сетевые ресурсы по этимологии русского языка. Предметом внимания автора являются сайты, представляющие электронные версии известных этимологических словарей русского языка. Определяется состав сайтов, анализируются их достоинства и недостатки с целью выявления их лингвистических и технических особенностей.

Ключевые слова: этимологический словарь, старославянский язык, сетевые ресурсы, лексикография, русский язык

A. M. Chetyrina

network resources on etymology of the russian language: the specificity of presentation of lexicographical information

The article deals with the electronic resources on etymology of the Russian language. The author considers the computer versions of Etymology dictionaries of the Russian language. The websites are in the focus of attention. The advantages and disadvantages of the websites are revealed for demonstration of their linguistic and technical characteristics.

Keywords: Etymology dictionary, Old Slavonic, network resources, lexicography, Russian language.

Интернет как гипертекст и супердискурс в последнее десятилетие привлекает пристальное внимание лингвистов ([1; 3] и др.). Однако следует отметить, что многие сетевые ресурсы могут рассматриваться и как источник лингвистических сведений. Среди таких ресурсов можно назвать сайты, кото-

рые представляют электронные версии различных словарей русского языка, а также демонстрируют способы работы с ними. Очевидные преимущества обращения к подобным источникам информации обеспечивают их популярность и среди студентов, изучающих филологические науки, в числе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.