Научная статья на тему 'Отчуждение и вовлечение: специфика и взаимосвязь'

Отчуждение и вовлечение: специфика и взаимосвязь Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
278
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Отчуждение / вовлечение / Персонализм / экзистенциальное отчуждение / экономическое отчуждение / политическое отчуждение / технологическое отчуждение / estrangement / Engagement / Personalism / existential estrangement / economic estrangement / political estrangement / technological estrangement

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Прокофьева Д. В.

Ключевым вопросом нашей статьи является вовлечение человека, которое мы рассматриваем как способ преодоления различных видов его отчуждения. Познание самого себя, непокорность обстоятельствам, активная жизненная позиция, самореализация в творчестве вовлечение человека, которое может смягчить непреодолимое экзистенциальное отчуждение. Рассматривая проблемы экономического и политического отчуждения сквозь призму личности, мы видим вовлечение в активной гражданской позиции, в действиях на благо других людей; вовлечение человека в политическую и экономическую жизнь страны необходимо для гармоничной личности, которой стремится стать каждый вовлекающийся человек. Очень актуальная на сегодняшний день проблема технологического отчуждения должна решаться вовлечением человека в жизнь реальную, а не замена ее виртуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The key question of the article is a consideration of a man's engagement as a means of solution of various types of Estrangement. Self-perception, circumstance resistance, pro-active attitude, self-fulfillment in creativity are considered to be the man's engagement, which could lighten irresistible existential estrangement. Reviewing the problems of economic and political estrangement through the lens of individuality we can stress human engagement in active citizenship, actions for people's benefit. Human engagement into political and economic life of the country is necessary for the all-round and harmonious development of the individual. The problem of technological estrangement is very important nowadays and should be solved by human engagement into real life but not be replaced it by virtual life.

Текст научной работы на тему «Отчуждение и вовлечение: специфика и взаимосвязь»

УДК 165+11/12

ОТЧУЖДЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ: СПЕЦИФИКА И ВЗАИМОСВЯЗЬ

© Д. В. Прокофьева

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел.: +7 (347) 272 61 05.

Е-шаИ: ]атз-шауепск@уа^гх. ги.

Ключевым вопросом нашей статьи является вовлечение человека, которое мы рассматриваем как способ преодоления различных видов его отчуждения. Познание самого себя, непокорность обстоятельствам, активная жизненная позиция, самореализация в творчестве — вовлечение человека, которое может смягчить непреодолимое экзистенциальное отчуждение. Рассматривая проблемы экономического и политического отчуждения сквозь призму личности, мы видим вовлечение в активной гражданской позиции, в действиях на благо других людей; вовлечение человека в политическую и экономическую жизнь страны необходимо для гармоничной личности, которой стремится стать каждый вовлекающийся человек. Очень актуальная на сегодняшний день проблема технологического отчуждения должна решаться вовлечением человека в жизнь реальную, а не замена ее виртуальной.

Ключевые слова: отчуждение, вовлечение, персонализм, экзистенциальное отчуждение, экономическое отчуждение, политическое отчуждение, технологическое отчуждение.

Проблема преодоления разных форм отчуждения человека и общества не теряет своей актуальности в современном мире. Альтернативой отчуждения может выступать процесс вовлечения, во многом остающийся «за бортом» отечественной философской мысли.

Напомним, что идею вовлеченности человека в бытие выдвинули французские персоналисты в XX веке, для которых вопрос вовлечения человека в материальный и духовный процесс являлся одним из ключевых. В начале 30-х годов прошлого века группа социально ориентированных мыслителей во главе с Э. Мунье объединилась вокруг журнала «Эспри», призывая граждан к ярко выраженной политической и гражданской позиции, экономической активности, духовному пробуждению. Персоналисты исходили из того, что «кризис человека» является следствием кризиса цивилизации. Тем не менее поскольку именно человек является творцом истории, его действия и развитие в определенном «русле» привели к разным формам отчуждения, а цивилизацию - к кризису. Осознавая это, персоналисты обратились к философии личности, так как выйти из кризиса могут только духовно здоровые и должным образом ориентированные личности. Иными словами, вовлечение может стать способом «снятия» отчуждения. Для того чтобы проиллюстрировать это, попытаемся применить принцип вовлечения к различным формам отчуждения человека.

Экзистенциальное отчуждение/вовлечение

Говоря об экзистенциальном отчуждении, мы имеем в виду, прежде всего, идеи А. Камю. По его мнению, экзистенциальное отчуждение (которое сам автор называет «абсурдом» - несостыковкой реального мира и человеческого его видения) напоминает закручивающуюся спираль. Первый виток - зависимость человека от времени, его «принадлежность времени». Люди привыкли жить будущим, завтрашним днем, однако мало кто заду-

мывается, что будущего может и не быть; либо, когда оно настает, человек понимает, что «время -его злейший враг. Он мечтал о завтрашнем дне, а теперь знает, что от него следовало бы отречься» [1, с.230]. Второй виток - отчужденность человека от окружающего мира, превращение последнего лишь в меняющиеся декорации. Разъединенность человека и природы также ведет к ощущению абсурда. Третий виток спирали, самый напряженный - отвращение человека к обществу, к другому человеку, к самому себе. Это происходит, когда отчуждение человека и природы перерастает в неприязнь к себе подобным.

Альтернатива отчуждению, согласно А. Камю, -это принятие факта абсурдности бытия и попытка противостоять ему, это бунт, борьба, которая и является формой вовлечения человека в социальную действительность. Говоря о том, что мир в принципе неразумен, что радикально изменить его невозможно, и что человек, противостоящий миру, подобен Сизифу, катящему свой камень в гору, философ утверждает, что делать это необходимо, чтобы хотя бы на миг стать победителем своей судьбы.

Самоубийство - это тоже один из вариантов борьбы, разрыва череды безликих, сменяющих друг друга событий идей. Философ полагает, что самоубийство оправданно только тогда, когда оно полностью осмысленно и в основе его лежит самопожертвование, а не просто попытка к бегству от проблем, обстоятельств и усталости. Очевидно, что оно не может быть формой вовлечения человека.

Экономическое отчуждение/вовлечение

Проблемы экономического отчуждения в капиталистическом обществе были вскрыты в марксизме. К. Маркс отмечал, что в капиталистическом обществе рабочий класс является одним из наиболее подавленных, что человек отчужден от продукта своего труда, своей жизнедеятельности, и здесь видно отчуждение человека от человека, опредмечивание

отношений. «Отчуждение проявляется как в том, что мое средство существования принадлежит другому, что предмет моего желания находится в недоступном мне обладании другого, так и в том, что каждая вещь сама оказывается иной, чем она сама, что моя деятельность оказывается чем-то иным и что, наконец, - а это относится и к капиталисту, - надо всем вообще господствует нечеловеческая сила» [2, с. 137]. Отчужденный человек не только чужд другим людям, он лишен человечности как в естественном, природном, так и духовном смысле. По Марксу, человек тем больше отчужден от другого и от своей сущности, чем выше уровень эксплуатации труда в данном обществе. Капитализм подавляет способности человека, калечит его духовную сущность, не позволяет развиться ему как творческому существу, капитализм является чуждым человеческой сущности, и преодолеть все это может, по мнению Маркса, только социальная революция. Однако с переходом общества на новый, постиндустриальный уровень мы видим, что на первое место выходят не капитал, а технологии, знания человека и его квалификация, потому как для успеха производства необходима инновация. Кроме того, рост потребления позволяет удовлетворить насущные потребности человека, в результате чего у людей появляется время на личностный рост. Возрастание автоматизации и широкий спектр предоставляемых услуг, а также появление большого количества предприятий малого и среднего бизнеса позволяют человеку в полной мере реализоваться в той сфере деятельности, которая ему больше по душе.

По Марксу, жизнь человека не должна стать средством даже его индивидуального бытия, не говоря о средстве для достижения богатства нации, социального класса. Таким образом, в социалистическом обществе не человек должен быть рабом вещи, и, следовательно, денег, а вещь должна служить человеку, удовлетворять все его потребности - и материальные, и духовные, человек будет самореализовываться посредством труда и результатов своего труда.

По мнению персоналистов, вовлеченность в процесс труда состоит в том, что труд должен осуществляться не ради самого труда, а искренне, ради другого человека. Согласно Мунье, труд - творческий процесс, именно в нем человек сможет обрести себя. Персоналисты пропагандируют близкие к утопическим идеи о том, что движущей силой труда должна выступать подлинная братская любовь людей друг к другу. Таким образом, человек будет не только самореализовываться в труде, но и преодолеет отчуждение от результатов своей деятельности, поскольку трудиться он будет ради другого человека. По мнению персоналистов, именно труд должен помогать воспитывать истинную любовь людей друг к другу. «Основное, что отличает пер-соналистскую концепцию деятельности от марксистской, - это попытка связать труд с целостным самопроявлением личности, осуществляющей себя

в качестве субъекта не только производственной деятельности, но и деятельности нравственной, эстетической, религиозной, в терминологии персоналистов - духовной» [3, с. 6].

Персоналисты критиковали современное им капиталистическое общество, которое должно было стать обществом потребления, где материальные блага ставились выше духовного развития индивида. Идеальным общественным строем для них являлся социализм, но в отличие от марксизма основным должно было быть развитие личности, ведь действительное освобождение человека от отчуждения в труде невозможно без его стремления преодолеть отчуждение в отношениях с другими людьми.

Персоналисты подчеркивали, что для осуществления социальной революции необходима, прежде всего, революция личностная, в душе и взглядах человека, и труд здесь должен выступить инструментом вовлечения - то есть самосовершенствования, самореализации человека.

Политическое отчуждение/вовлечение

Анализируя имеющиеся политические доктрины, Мунье выделяет несколько видов политического строя, анализирует их положительные и отрицательные стороны. Персоналисты жестко критиковали политические режимы фашизма и марксизма. Основное неприятие вызывало то, что обе эти доктрины стремились к созданию «общества массы», где интересы общества ставились выше интересов личности, и состояние отчуждения людей друг от друга было естественным. Мунье говорит, что в таком обществе создается искусственная сплоченность людей, что это «мы» является не актом доброй воли личностей и не их собственным желанием, а доктриной, навязанной сверху. В таком обществе человеку намного проще, апеллируя к коллективу, избежать ответственности, «он приписывает себе победы этого «мы» и списывает на них собственные ошибки» [3, с. 313]. Этот тип сообщества Мунье называет «обществом нашего особенного брата». Однако же здесь возможен, по словам философа, более мягкий вариант в виде товарищества, основанного на увлечениях и общности интересов.

Второй тип - «жизненное общество» - это сплочение людей с целью получения большего комфорта, в нем материальные ценности главенствуют над духовными, и люди являются взаимозаменяемыми, обезличенными.

«Разумное сообщество» основывается на подчинении строгой логике, пытается упорядочить жизнь посредством «искусственно организованного опыта», живые человеческие отношения и устремления подменяются правилами, которым необходимо беспрекословно следовать, что также выливается в тиранию. Примеры таких сообществ, построенных на главенстве разума и закона, очень хорошо представлены в различного рода романах-антиутопиях.

«Договорные юридические сообщества» являются, по сути, узаконенной формой тирании, для которой существует только закон, а личность и ее потребности остаются в стороне.

Недостатком этих обществ Мунье считает слабую степень вовлеченности граждан в политическую жизнь, которая могла бы стать следствием гармоничного сочетания свободы и ответственности. «Итак, совершенно определенным образом выявляется невозможность основать сообщество, игнорируя личность, даже на базе так называемых человеческих ценностей, дегуманизированных уже потому, что они обезличены», - пишет он [3, с. 315]. При этом они понимали, насколько утопична сама идея общества, состоящего из одинаково вовлеченных, свободных и гармонично развитых личностей. Тем не менее они считали необходимым действовать безотлагательно: «Нельзя ждать, пока все люди согласятся стать личностями, и только после этого строить сообщество» [4, с. 35].

Технологическое отчуждение/вовлечение

Технологическое отчуждение - это проблема второй половины XX и начинающегося XXI века. Она связана с тем, что ускоряющийся темп жизни стимулирует спрос и предложение на все, что сможет сэкономить наше время - самый ценный ресурс на сегодняшний день. Объединяющий людей по всему миру Интернет великолепно справляется с этой задачей - нам не нужно ждать посыльного с депешей, почтальона, переживать о недоставленных письмах. Несколько минут - и написанное письмо уже читает человек на другом конце Земли. Интернет определенно сближает людей. Вы можете найти в социальных сетях друга, которого потеряли много лет назад, познакомиться с новыми людьми со схожими интересами или просто в целях усовершенствования иностранного языка. Главное свойство современных гаджетов - многофункциональность. Успеть максимум за минимальное время - это можно было бы сделать девизом современного человека.

Но здесь происходит подмена - там, где человек старается максимально сэкономить время, «взять от жизни все», успеть одновременно многое - он упускает и теряет что-то важное, особенное. Погрузившись в атмосферу города с его бесконечными спешками и суетой, он утрачивает умение ценить каждый момент жизни, у него совершенно не остается времени на рассуждения и созерцание, а подчас и на неподдельные чувства и эмоции. Существует реальная опасность отчуждения - потери самого себя и своего лица среди десятков социальных масок, которые мы примеряем на себя ежедневно, пытаясь соответствовать выдуманными другими людьми и обществом стандартам, подстраиваясь под них, избавляясь от собственного «я» как от ненужного рудимента. Интернет и СМИ навязывают нам модели поведения, эталоны красоты, мораль и ценности. Кто-то стремится соответствовать тем «этало-

нам», что видят на телевизионных «ярмарках тщеславия», подгоняя себя под эти рамки, кто-то же, никуда особенно не стремясь, просто заменяет свою реальную жизнь, эмоции и переживания бесконечными сериалами, реалити- и ток-шоу, криминальными передачами и прочим.

В то же время среди «публичных людей», людей искусства немало и тех, которые не просто зарабатывает на технологиях и средствах коммуникации деньги, но пытается донести до человека определенную идею, заставить его задуматься и даже действовать - то есть вовлечь человека в социальную реальность. Такие передачи и фильмы имеют социальную направленность, указывают на острые проблемы, стоящие перед обществом в целом и перед человеком в частности. Для того чтобы пробудить в человеке желание перемен и реальной жизни, побудить его к активным действиям, они чаще всего используют жесткую форму, которая призвана шокировать человека, вырвать его из липкой паутины повседневности, в которой он увяз. Видящий окружающие нас проблемы, негатив, социальную оторванность и отчужденность человека, автор пытается донести ее и до тех, кто уже принимает все это как норму. Чаще всего эти книги, фильмы, передачи ставят человека перед фактом, зачастую гиперболизируя и утрируя, но подчас только с помощью гротеска можно достичь желаемого эффекта - пробудить ото сна, заставить задуматься и призывать изменить. Авторы сознательно не дают ответов, на поставленные вопросы, либо намеренно изображают все в негативном ключе, как бы намекая на развитие событий, которое ожидает человечество при отсутствии реакции на эти явные сигналы о духовном кризисе.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что мы попытались сопоставить основные модификации отчуждения и вовлечения. Наиболее сложно, на наш взгляд, преодолеть экзистенциальное отчуждение. Вовлечение здесь предполагает сопричастность человека жизни, происходящему вокруг, непокорность обстоятельствам, постоянное созидание самого себя и самовыражение в акте творчества. Попытка найти и познать себя, взять на себя ответственность не только за происходящее лично с тобой, но и за со-творение истории - такое стремление может стать реальной альтернативой отчуждению.

О вовлечении человека в процесс труда как преодолении экономического отчуждения говорили и марксисты, и персоналисты. И те, и другие выступали против капитализации общества и культа вещей, говорили о самореализации человека посредством процесса труда. Однако персоналисты подчеркивали, что труд должен осуществляться ради другого человека, и основой его должна быть бескорыстная братская любовь людей друг к другу, чтобы основным стремлением было не собственное обогащение, а желание сделать лучше своему ближнему.

Говоря о вовлечении в политику, персоналисты пропагандировали активную гражданскую и жизненную позицию, полагая, что главной ценностью и основой государства является, прежде всего, личность, и что невозможно построить счастливое общество, игнорируя ее.

Когда же речь идет о технологическом отчуждении, то вовлечением здесь является, прежде всего, разумное использование современных технологий. Вовлечение в реальную жизнь - это и будет ответом технологическому отчуждению, ставшему настоящей

болезнью человека конца XX - начала XXI века, болезнью потерянности и одиночества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990. 260 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 42: Государственное издательство политической литературы, М.:

1955. 785 с.

3. Мунье Э. Манифест персонализма М.: Республика, 1999. 559 с.

4. Нейсбит Д. Высокая технология, глубокая гуманность: Технологии и наши поиски смысла / Джон Нейсбит при участии Наны Нейсбит и Дугласа Филипса; Пер. с англ.

А. Н. Анваера. М: ACT: Транзиткнига, 2005. 381 с.

Поступила в редакцию 26.12.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.