Научная статья на тему 'ОТЧЕТЫ ОБЕР-ПРОКУРОРОВ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЭПОХИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ'

ОТЧЕТЫ ОБЕР-ПРОКУРОРОВ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЭПОХИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
402
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ РОССИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ / ОБЕР-ПРОКУРОР / СВЯТЕЙШИЙ СИНОД / ВЕДОМСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ИСПОВЕДАНИЯ / РУССКИЙ ЕПИСКОПАТ / ДУХОВЕНСТВО / ИМПЕРАТОР НИКОЛАЙ I / ГРАФ Н. А. ПРОТАСОВ / ORTHODOX RUSSIAN CHURCH / OBER-PROCURATOR / HOLY SYNOD / DEPARTMENT OF THE ORTHODOX CONFESSION / RUSSIAN EPISCOPATE / CLERGY / EMPEROR NICHOLAS I / COUNT N. A. PROTASOV

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Фирсов Сергей Львович

Статья посвящена анализу отчетов руководителей ведомства православного исповедания Православной Российской Церкви - обер-прокуроров Святейшего Синода эпохи императора Николая I. В статье рассматриваются основные статистические данные о состоянии Церкви начиная с того времени, когда отчеты обер-прокуроров стали официально публиковаться духовным ведомством для всеобщего обозрения. Благодаря этим отчетам можно понять, как в организационном плане развивалась Православная Российская Церковь, что представлял собой аппарат её управления и синодальная обер-прокуратура, насколько деятельность обер-прокурора была эффективной и отвечала церковным интересам. Отчеты дают ясное представление о причинах появления новых епархий, о борьбе с расколом, о епископском корпусе, о перемещениях архиереев и их образовательном цензе, а также о многом другом. В целом, анализ отчетов позволяет понять, насколько правомерно говорить о том, что эпоха императора Николая I, называемая историками «апогеем самодержавия», была благоприятна для укрепления Православной Российской Церкви, являвшейся главной конфессией империи. Автор попытался доказать, что «форма» церковного строительства заслоняла в тот период «содержание» церковного делания, а причина этого заключалась в природе самодержавной государственности Николая I, не терпящей двоевластия, в стремлении царя унифицировать политическую жизнь страны, подчинив этому стремлению и Православную Церковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPORTS OF THE OBER-PROCURATOR OF THE MOST HOLY GOVERNING SYNOD DURING THE REIGN OF EMPEROR NIKOLAI PAVLOVICH AS A SOURCE ON THE HISTORY OF THE ORTHODOX RUSSIAN CHURCH

The article is devoted to the analysis of the reports of the heads of the department of the Orthodox confession of the Orthodox Russian Church - Ober-Procurator of the Holy Synod - of the era of Emperor Nicholas I. The article examines the main statistical data on the state of the Church, starting from the time when the reports of the Ober-Procurator began to be officially published by the ecclesiastical department for public viewing. Thanks to these reports, one can understand how (in organizational terms) the Orthodox Russian Church developed, what the apparatus of its administration and the Synodal Ober-Procutrator’s Office represented, how effective the activities of the Ober-Procurator were and met church interests. The reports give a clear idea of the reasons for the emergence of new dioceses, the fight against schism, the episcopal corps, the displacement of bishops and their educational qualifications, and much more. In general, an analysis of the reports allows us to understand how legitimate it is to say that the era of Emperor Nicholas I, called by historians the “apogee of autocracy”, was favorable for strengthening the Orthodox Russian Church, which was the main confession of the empire. The author tried to prove that the “form” of church building at that time overshadowed the “content” of church activity, and the reason for this was the nature of the autocratic state of Nicholas I, which did not tolerate dual power, in the tsar’s desire to unify the political life of the country, subordinating this desire to the Orthodox Church.

Текст научной работы на тему «ОТЧЕТЫ ОБЕР-ПРОКУРОРОВ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЭПОХИ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 5 2020

С.Л. Фирсов

Отчеты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего

Синода эпохи императора Николая Павловича как источник по истории Православной Российской Церкви

DOI 10.47132/1814-5574_2020_5_179

Аннотация: Статья посвящена анализу отчетов руководителей ведомства православного исповедания Православной Российской Церкви — обер-прокуроров Святейшего Синода эпохи императора Николая I. В статье рассматриваются основные статистические данные о состоянии Церкви начиная с того времени, когда отчеты обер-прокуроров стали официально публиковаться духовным ведомством для всеобщего обозрения. Благодаря этим отчетам можно понять, как в организационном плане развивалась Православная Российская Церковь, что представлял собой аппарат её управления и синодальная обер-прокуратура, насколько деятельность обер-прокурора была эффективной и отвечала церковным интересам. Отчеты дают ясное представление о причинах появления новых епархий, о борьбе с расколом, о епископском корпусе, о перемещениях архиереев и их образовательном цензе, а также о многом другом. В целом, анализ отчетов позволяет понять, насколько правомерно говорить о том, что эпоха императора Николая I, называемая историками «апогеем самодержавия», была благоприятна для укрепления Православной Российской Церкви, являвшейся главной конфессией империи. Автор попытался доказать, что «форма» церковного строительства заслоняла в тот период «содержание» церковного делания, а причина этого заключалась в природе самодержавной государственности Николая I, не терпящей двоевластия, в стремлении царя унифицировать политическую жизнь страны, подчинив этому стремлению и Православную Церковь.

Ключевые слова: Православная Российская Церковь, обер-прокурор, Святейший Синод, ведомство православного исповедания, русский епископат, духовенство, император Николай I, граф Н. А. Протасов.

Об авторе: Сергей Львович Фирсов

Доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: sfirsofff@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2542-4489

Ссылка на статью: Фирсов С. Л. Отчеты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода эпохи императора Николая Павловича как источник по истории Православной Российской Церкви // Христианское чтение. 2020. № 5. С. 179-199.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 5 2020

Sergey L. Firsov

Reports of the Ober-Procurator of the Most Holy Governing

Synod during the Reign of Emperor Nikolai Pavlovich as a Source on the History of the Orthodox Russian Church

DOI 10.47132/1814-5574_2020_5_179

Abstract: The article is devoted to the analysis of the reports of the heads of the department of the Orthodox confession of the Orthodox Russian Church — Ober-Procurator of the Holy Synod — of the era of Emperor Nicholas I. The article examines the main statistical data on the state of the Church, starting from the time when the reports of the Ober-Procurator began to be officially published by the ecclesiastical department for public viewing. Thanks to these reports, one can understand how (in organizational terms) the Orthodox Russian Church developed, what the apparatus of its administration and the Synodal Ober-Procutrator's Office represented, how effective the activities of the Ober-Procurator were and met church interests. The reports give a clear idea of the reasons for the emergence of new dioceses, the fight against schism, the episcopal corps, the displacement of bishops and their educational qualifications, and much more. In general, an analysis of the reports allows us to understand how legitimate it is to say that the era of Emperor Nicholas I, called by historians the "apogee of autocracy", was favorable for strengthening the Orthodox Russian Church, which was the main confession of the empire. The author tried to prove that the "form" of church building at that time overshadowed the "content" of church activity, and the reason for this was the nature of the autocratic state of Nicholas I, which did not tolerate dual power, in the tsar's desire to unify the political life of the country, subordinating this desire to the Orthodox Church.

Keywords: Orthodox Russian Church, Ober-Procurator, Holy Synod, department of the Orthodox confession, Russian episcopate, clergy, Emperor Nicholas I, Count N. A. Protasov.

About the author. Sergey L'vovich Firsov

Doctor of Historical Sciences, Professor at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: sfirsofff@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2542-4489

Article link: Firsov S. L. Reports of the Ober-Prosecutors of the Most Holy Governing Synod during the Reign of Emperor Nikolai Pavlovich as a Source on the History of the Orthodox Russian Church. Khristianskoye Chteniye, 2020, no. 5, pp. 179-199.

Отчеты обер-прокуроров Святейшего Правительствующего Синода Верховному ктитору Православной Российской Церкви — императору, безусловно, представляют собой важный и чрезвычайно информативный источник, знакомство с которым позволяет оценить общее состояние главной конфессии империи за конкретный календарный год. В отчете говорилось о том, кто состоял членом Святейшего Синода, о епархиальных (и викарных) архиереях, приводились данные о монастырях и храмах, включая вновь построенные и (по разным причинам) закрытые, приводились материалы о православном духовенстве и пастве. На страницах отчета шла речь о так называемых общих мерах и о постановлениях, принятых обер-прокуратурой для осуществления «закона, суда и благочиния»; о духовной цензуре. Отдельно рассматривались вопросы «обучения» — мероприятия контролирующих учебный процесс церковных структур, состояние учебных округов (Санкт-Петербургского, Киевского, Московского и Казанского), общие распоряжения «по учебной части». Императору сообщались данные о церковном хозяйстве — синодальном и епархиальном; о пособиях, выплачивавшихся заграничным Православным Церквам и о состоянии Комиссии духовных училищ (разумеется, в то время, когда она существовала). Наконец, подробно анализировалось делопроизводство: по Святейшему Синоду, по Комиссии духовных училищ, по обер-прокурорской части. До 1839 г. отдельно говорилось о ведомстве духовных дел греко-униатского исповедания. Отчет завершался информацией о «действиях по управлению» обер-прокурора, о новых постановлениях и состоянии Православной Церкви. Итоги подводились в кратком заключении.

В качестве приложений к отчету добавлялись специально составленные ведомости. В ведомостях содержались материалы:

- о мужских монастырях и монашествующих мужского пола;

- о женских монастырях и монашествующих женского пола;

- о храмах и белом духовенстве;

- о вновь построенных храмах;

- о числе лиц православного исповедания;

- о родившихся, сочетавшихся браком и скончавшихся;

- о числе умерших мужчин с показанием их лет;

- о числе лиц, присоединившихся к Церкви;

- о бракоразводных делах по Святейшему Синоду;

- о духовно-учебных заведениях;

- о начальниках и наставниках в духовно-учебных заведениях;

- об учащихся в духовно-учебных заведениях;

- о пособиях семействам лиц духовного звания, потерпевших разорение от пожаров;

- о свечном доходе;

- о духовно-учебных капиталах;

- о причтах, получивших содержание по сметам расходов духовного ведомства;

- о состоянии сумм попечительств о бедных духовного звания;

- о больницах и богадельнях, состоявших при монастырях и церквях;

- о пожертвованиях, поступивших в церкви.

В отчетах, подававшихся императору до 1839 г., содержались также ведомости:

- о мужских греко-униатских монастырях, их фундутах и заведениях;

- о женских греко-униатских монастырях, их фундутах и заведениях;

- о состоянии греко-униатских церквей и духовенства;

- о родившихся, браком сочетавшихся и умерших лицах греко-униатского исповедания.

Таким образом, можно сказать, что ознакомление с обер-прокурорскими отчетами позволяет получить представление о том, как в организационном плане развивалась Православная Российская Церковь, что представлял собой аппарат ее управления и синодальная обер-прокуратура.

Однако следует отметить, что ознакомиться с указанными материалами можно лишь по печатным «Извлечениям», которые стали публиковаться графом Николаем

Александровичем Протасовым (1798-1855) начиная с 1837 г. До того отчеты не были доступны никому, кроме чиновников ведомства православного исповедания, их составлявших, обер-прокурора и императора. Надежда на то, что эти отчеты можно найти в фондах Российского государственного исторического архива, к сожалению, на сегодняшний день не оправдалась. В РГИА удалось обнаружить лишь два материала, носящие название «Отчет обер-прокурора Синода за 1828 г.» (Отчет за 1828) и «Отчет обер-прокурора Синода за 1829 г.» (Отчет за 1829), составленные для императора Александра II князем Сергеем Николаевичем Урусовым (1816-1883), в 18611862 гг. исполнявшим обязанности товарища обер-прокурора Святейшего Синода и статс-секретаря императора.

Почему отчеты именно за эти годы были составлены для сына Николая I, остается только догадываться. По ходу изучения обер-прокурорских отчетов мы рассмотрим и основные положения, содержащиеся в них, сейчас же следует указать на иное обстоятельство: в РГИА сохранились доклады обер-прокурора Святейшего Синода за интересующее нас время — от середины 1820-х гг. и далее (Доклады за 1822-1826; Доклад за 1827; Доклад за 1828; Доклад за 1829; Доклад за 1830; Доклад за 1831; Доклад за 1832; Доклад за 1833; Доклад за 1834; Доклад за 1835).

Но доклады — не отчеты, в них содержится информация по текущим синодальным и церковным делам; они не представляют собой систематических справок, позволяющих сделать обзор общего состояния Церкви, всех ее учреждений, иерархов, духовенства, паствы за конкретный год. Подобные отчеты в РГИА имеются только начиная с 1836 г. (Отчет за 1836). Впрочем, как уже указывалось, с того времени появляются печатные «Извлечения из отчета обер-прокурора Святейшего Синода», позволяющие не обращаться к архивным материалам.

Говоря об отчетах обер-прокуроров Святейшего Синода эпохи императора Николая Павловича, стоит указать также и на то, что к 25-летию царствования самодержца был подготовлен специальный краткий отчет по ведомству православного исповедания, помеченный 20 ноября 1850 г. Понятно, что составлялся он на основе всех имевшихся на то время материалов, в том числе и затрагивавших 1825-1835 гг., отсутствующие в нашем распоряжении сегодня. Указанный отчет был опубликован в 98-м томе Сборника Императорского русского исторического общества, в 1896 г. Его подписал и преподнес Николаю I обер-прокурор Святейшего Синода граф Н. А. Протасов. На отчете император написал: «Вот Тебе отчет Мой по духовной части» (Отчеты министерств, 1896, 457)1. Учитывая, что подобные надписи стоят и на некоторых других отчетах, подготовленных министрами к 25-летию царствования Николая I, а также то, что среди них есть пояснения, из которых следует, что надпись сделана при посылке отчета наследнику цесаревичу (Отчеты министерств, 1896, 448), следует отметить: и отчет «по духовной части» также был переслан для ознакомления цесаревичу, а не содержал патетического обращения Николая I к Богу. Так как указанный отчет затрагивает 1825 г., в конце которого и началось царствование императора Николая I, полагаю правильным начать разговор о содержащихся в отчете церковных статистических «показателях» именно с него.

Сравнивая основные цифровые показатели состояния Православной Российской Церкви в 1825 и в 1850 гг., граф Н.А. Протасов указывал: если на заре царствования императора Николая I в состав Церкви входило 40 епархий и 5 викариатств, то спустя двадцать пять лет их число существенно выросло: число епархий на 13, а число ви-кариатств — на 7. Появились новые епархии: Олонецкая, Саратовская, Новочеркасская (в дальнейшем переименованная в Донскую), Симбирская, Полоцкая, Томская, Херсонская, Варшавская, Камчатская, Кавказская, Рижская. Была восстановлена Гурийская епархия, а из унии воссоединены Литовская и Белорусская (соединенная с Полоцкой епархией). Викариатства были открыты в Екатеринбурге, Виннице, Остроге,

1 К слову, данный отчет хранится в РГИА, в материалах Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. См.: (Отчет за 1825-1850).

Острогожске, Корвно, Волгске. Брестское викариатство перешло в состав Православной Российской Церкви из унии (Отчеты министерств, 1896, 457).

За двадцать пять лет к православию присоединилось 254866 «раскольников», включая тех из них, кто стал подчиняться православному священноначалию «на правах единоверия». Греко-униатов, католиков, армян, лютеран и реформатов за указанный период в лоно Православной Российской Церкви перешло 1914357 человек, нехристиан — 99151 человек. Таким образом, общее число перешедших составило 2268374 человека (включая униатов, число которых составило 703050) (Отчеты министерств, 1896, 457-458).

Благодаря росту населения существенно увеличилось и число православных подданных империи: если в 1825 г. их было 33906249 человек (не считая православных, служивших в войсках), то к 1849 г. — уже 47066333 (также без учета православных военных). Прирост составил 13160084 человека.

Выросло и число православных обителей, равно как и число храмов. Если в 1825 г. в Православной Российской Церкви было 377 мужских и 99 женских монастырей, то в 1850 г. — уже 408 мужских и 119 женских (включая 32 воссоединенные из унии обители). Более чем на 8000 выросло и число храмов: в 1825 г. их было 27585, в 1850 г. — 35775 (в том числе до 2000 бывших униатских).

Неуклонно, хотя и достаточно медленно, росла численность православных клириков: в 1825 г. в составе русского духовенства значилось 32672 иерея, 14047 диаконов и 54321 причётник, а в 1850 г. — уже 36243 иерея, 14302 диакона и 63416 причётников. Существенно улучшался и их образовательный ценз: в 1825 г. учение в церковных учебных заведениях закончили 12756 человек, а в 1850 г. — 29405. Неудивительно, что за четверть века увеличилось (хотя и не кардинально) число духовно-учебных заведений Православной Российской Церкви: в 1825 г. было 3 духовные академии, 39 духовных семинарий, 128 уездных и 170 приходских училищ, в которых постигали богословские премудрости 45551 человек (из них 12249 на «казенном коште», или получая пособие от казны). В 1850 г. было 4 духовных академии, 47 духовных училищ, 182 уездных и 188 приходских, в которых обучались 61355 человек (из них 19210 на «казенном коште», или получая пособие от казны). Так, к 1850 г. появились: Казанская духовная академия, 8 духовных семинарий (Олонецкая, Новочеркасская, Херсонская, Симбирская, Кавказская, Новоархангельская и (из бывших униатских) Литовская и Полоцкая), 54 уездных и 18 приходских училищ. Если в 1825 г. в Православной Российской Церкви функционировало 340 духовно-учебных заведений, то к 1850 г. их было уже 421.

Существенно возросли и капиталы, обращенные на учебные цели: в 1824 г. они составляли 10462947 рублей 81 К копейки серебром, а в 1849 г. — 15789264 рубля 1 копейка серебром (приращение капиталов составило 5326316 рублей 19 % копейки серебром). Разумеется, возрос и общий расход из духовно-учебных сумм: с 870951 рубля 92 К копейки серебром в 1824 г. до 1655983 рублей 82 % копейки серебром в 1849 г. (Отчеты министерств, 1896, 458-459).

Свечной сбор за четверть века почти удвоился, составив в 1849 г. 826044 рубля 99 копеек (в 1824 г. он составлял 431361 рубль 33 копейки серебром). Реально выросли суммы попечительств о бедных духовного звания, что свидетельствовало о понимании ведомством православного исповедания нужд рядового, прежде всего сельского, духовенства. Так, в 1825 г. сумма попечительств составляла 169255 рублей 20 У2 копеек серебром, а в 1850 г. — 968303 93 К копейки серебром (приращение составило 799048 рублей 72 % копейки). Государство, не забывавшее о своей конфессиональной пристрастности, год от года увеличивало общие ассигнования на нужды духовного ведомства: если по росписи 1826 г. было выделено 671237 рублей 29 копеек серебром (включая 97108 рублей 45 % копейки на строительные нужды и 85357 рубля 60 копеек на содержание городского и сельского духовенства), то на 1850 г. — уже 3804299 рублей 64 К копейки серебром (включая 161788 рублей 81 копейку на строительные нужды и 2647332 рубля 65 копеек на содержание городского и сельского

духовенства). Разница составила 133062 рубля 35 К копейки серебром (Отчеты министерств, 1896, 460). Исключительно выросшие расходы на содержание духовенства говорили сами за себя и не нуждались в дополнительных объяснениях, свидетельствуя, что власть полностью осознала насущность вопроса об улучшении материального положения рядовых православных клириков.

К сожалению, имеющиеся в нашем распоряжении отчеты обер-прокуроров Святейшего Синода за 1828 и 1829 гг. не дают нам возможности так же подробно проследить рост числа церквей и монастырей Православной Российской Церкви, изменения в положении ее духовенства, в полной мере оценить мероприятия, связанные с улучшением положения духовных школ. Однако эти отчеты позволяют, хотя и кратко, но все-таки отметить наиболее важные события в жизни духовного ведомства. Так, из отчета за 1828 г. мы узнаём не только об образовании двух новых епархий (Олонецкой и Саратовской), но и о том, что главным поводом к их учреждению послужило «усиление раскола и необходимость принять меры к его ограничению». Мы узнаём и то, что «неудовлетворительное состояние епархий Пермской и Казанской потребовало не только назначения в них преосвященных „с большею твердостию", но и введения в действие в виде опыта мер, с одной стороны, обращения пермских раскольников в лоно Православной Церкви, а с другой — для возвращения отпавших от православия в магометантство татар» (Отчет за 1828, 1-1 об.).

Интерес представляет и указание на императорское повеление о предоставлении ему списков всех состоявших на службе священников, находившихся под судом или следствием (Отчет за 1828, 3 об.). То, что Николай I решил лично знакомиться с делами клириков, обвинявшихся в совершении преступлений, думается, свидетельствовало не только и не столько об увеличении совершаемых пастырями правонарушений, сколько о стремлении императора разобраться в причинах, вызвавших их отдачу под суд и (или) под следствие.

Содействуя укреплению морально-нравственного состояния духовенства, император не забывал и о необходимости развития миссионерского делания среди «инородцев» и «иноверцев», некогда перешедших в православие, но затем вновь отошедших в прежнюю веру. Поэтому в 1828 г., по докладу Святейшего Синода, он «изъявил согласие на учреждение миссионеров в тех епархиях, в которых находятся в довольно большом числе жители, частию в православие из других религий, но колеблемые лжеучителями, частию еще остающиеся в неверии, и на образование, для прочного развития этого дела, особого учреждения при семинариях Казанской и Тобольской» (Отчет за 1828, 5-5 об.).

Собственно, в этого времени и началась регулярная работа по подготовке церковных кадров для служения делу «внешней» миссии. С тех пор дело миссии было поставлено на прочную основу: миссионер должен был получить соответствующую профессиональную подготовку в стенах духовного учебного заведения, стать «дипломированным специалистом».

В 1828 г., в связи с началом очередной русско-турецкой войны, серьезное значение придавалось обеспечению религиозно-нравственного окормления православных воинов. Этот вопрос обсуждался в докладах обер-прокурора и предложениях столичного митрополита Серафима (Глаголевского; 1763-1943), о чем также сообщалось в отчете за 1828 г. (Отчет за 1828, 6-9).

Сообщалось в отчете и об окончательном решении вопроса о правилах, касавшихся построения, перестройки и починки храмов (за счет казны и за счет самих прихожан). Правила были утверждены императором еще 9 марта 1826 г. и вызвали определенную критику со стороны епархиальных архиереев. Дело в том, что, согласно правилам, даже самая незначительная починка храма требовала получения разрешения от Строительного комитета МВД. Понятно, что при подобном ведении дел невозможно было надеяться на быстрое проведение строительных и реставрационных работ. Исходя из этого Святейший Синод ввел в правила некоторые «облегчительные меры», и император утвердил почти все предложенные «облегчения», в 1828 г.

повелев только «проекты на сооружение новых церквей в губернских и уездных городах представлять в Министерство Внутренних Дел» (Отчет за 1828, 13 об.).

Тогда же Николай I получил от митрополита Московского Филарета (Дроздова; 1782-1867) экземпляры пространного и краткого катехизиса, а также краткой Священной истории и кратких наставлений для воинов, выразив святителю благодарность и предписав разослать их по всем военным заведениям (Отчет за 1828, 15).

В 1828 г., очевидно вспомнив об осужденных декабристах, император повелел «назначить достойного священника для исправления духовных треб государственным преступникам, находящимся на работах в Нерчинских рудниках» (Отчет за 1828, 16).

В отчете за 1828 г. содержалось и примеры частных решений — о назначении клириков, о возможности расторжения брака тех или иных лиц и т. п. Говорилось также о приеме Святейшим Синодом имущества Русского Библейского общества, состоявшего из билетов, ассигнаций, звонкой монеты, печатных книг, стереотипных досок, бумаги и двух каменных домов в столице, — всего на сумму 1598544 рубля 85 У2 копейки (Отчет за 1828, 17). По тому времени это была очень значительная сумма. Святейший Синод, получив ее, становился наследником и распорядителем всего достояния РБО, к деятельности которого большинство православных архипастырей относилось не только с подозрением, но и враждебно: показательно, что назначенный в мае 1824 г. председателем РБО митрополит Серафим (Глаголевский) уже в декабре 1824 г. представил императору Александру I доклад о связи общества с «мистическими лжеучениями» и заявил о необходимости его закрытия.

Отчет обер-прокурора за 1829 г., по объему превышавший составленный для императора Александра II отчет за предыдущий год, включал в себя информацию о двух важнейших законоположениях, касавшихся духовенства и утвержденных Николаем I. Согласно первому, воспитанников духовных училищ, переводимых в семинарии, повелевалось содержать за счет казны. Заявлялось и о том, чтобы духовное начальство строго наблюдало за наделением церковных причтов землей «и чтобы постепенно были устраиваемы для их жительства дома». Император требовал увеличения в казенных имениях участков земли, принадлежавших приходам, присоединения малолюдных и бедных приходов к другим (ближайшим), «а тем из них, которые по каким-либо причинам нельзя будет соединить, назначить в пособие постоянные оклады, и для этого отпускать из Государственного Казначейства ежегодно в распоряжение Св. Синода по 500000 рублей» [Отчет за 1829, 1-2].

Одновременно тогда же увеличили оклады жалования военным священникам, причем Николай I выразил надежду на то, что «за сею Монаршею милостию будут избираемы в военное духовенство священники, во всех отношениях достойные важного своего назначения» (Отчет за 1829, 2-2 об.).

Из отчета следовало, что государство всерьез решило заняться улучшением материального обеспечения православных клириков, разрешив внести в Государственный Совет штаты, составленные для духовного ведомства, и вновь назначив жалованье причтам некоторых церквей или увеличив ранее ими получавшееся. Было составлено и обнародовано на русском и польском языках положение о ведомстве духовных дел и о порядке сношений по этим делам в Царстве Польском (Отчет за 1929, 2 об.-3).

Обер-прокурор Святейшего Синода сообщал в отчете и о том, что именно в 1829 г. император Николай I повелел праздновать день рождения цесаревича не 21 апреля, как было ранее, а 17-го — в день его рождения (Отчет за 1829, 3 об.). Почему день рождения наследника престола до 1829 г. отмечался 21 апреля, точно сказать нельзя. Он был назван в честь святого Александра Невского, дни празднования памяти которого приходились на 23 и 30 мая, 30 августа и 14 и 23 ноября (по юлианскому календарю). Никак не совпадал день 21 апреля и с Пасхой, которая в 1818 г. (когда будущий император Александр II появился на свет) отмечалась 26 апреля. К сожалению, никаких объяснений в отчете за 1829 г. по данному поводу не приводилось.

Зато подробно рассказывалось об учреждении новой епархии в Новочеркасске, в состав которой по высочайшему повелению отошли войско Черноморское

и Кавказская область. Император предложил избрать епископом новой кафедры опытного и надежного человека и наименовать его епископом Донским и Кавказским. Члены Св. Синода указали императору, что титуловать епископа следует по городу, в который он назначается, попросив заменить наименование на «Ново-черскасский и Кавказский». Николай I согласился на изменения, но внес собственные коррективы: епископа с тех пор титуловали «Новочеркасским и Георгиевским» (Отчет за 1829, 4 об.-5 об.).

В отчете сообщалось также об основании духовной семинарии в Олонецкой епархии; о разрешении построить несколько церквей в Архангельской губернии («для но-вокрещаемых самоедов»), учредив для них причты; об отправке в Вятскую губернию для проповеди черемисам православного миссионера; о постоянной Осетинской комиссии, организованной еще при Александре I для распространения веры на Кавказе; и т. п. (Отчет за 1829, 5 об.-7 об., др.).

Упоминалось и о том, что на основании высочайшего повеления, данного в 1828 г., была составлена перечневая ведомость (по каждой епархии) о числе священников, находившихся под судом или следствием. Данные поражали воображение, представляя собой неутешительную картину нравственного состояния духовенства Православной Российской Церкви. В 1829 г. в империи насчитывалось 33937 причтов, а число служивших клириков, одновременно с этим состоявших под судом или следствием, составило 10259. «Правда, из этого огромного числа штрафованных священников, — указывалось в отчете, — следует исключить тех, которые попали под суд за маловажные упущения по должности и по неважным проступкам, но и за тем число находившихся под судом за поведение или за деяния, несвойственные духовному сану, было довольно значительно» (Отчет за 1829, 11-11 об.). С чем это было связано, в отчете не говорилось, но то, что фактически треть священников Православной Российской Церкви обвинялась в разного рода правонарушениях, свидетельствовало о нездоровой ситуации, сложившейся в среде пастырей, призванных своим поведением демонстрировать нормы «веры и благочестия» в «простом народе».

Впрочем, отмечались и более поразительные факты. В Могилевской и Витебской епархиях в 1829 г. оставалось 45 служивших священников, бывших под судом за принесение присяги императору Наполеону I! А в Минской епархии многие штрафованные священники оставались на своих местах только потому, что приходы были слишком бедными и удаление «штрафованных» привело бы к временному лишению прихожан священнослужителя, способного исполнять христианские требы (найти благонадежных преемников наказанным клирикам в тех областях было трудно) (Отчет за 1829, 11 об.-12).

Разумеется, не все в жизни главной конфессии империи обстояло печально. Многие полковые священники, участвовавшие в русско-турецкой войне 1828-1829гг., за самоотверженное служение и «подвиги мужества» получили разные знаки отличия, а один из них — священник Тобольского пехотного полка Иов Каминский (1796-1830(?)) получил даже орден св. Георгия 4-й степени (Отчет за 1829, 16)2.

Сообщалось в отчете и о восстановлении, открытии, преобразовании монастырей: в Саратове восстановили Крестовоздвиженскую женскую обитель, в Туринском девичьем монастыре учредили игуменство; Иргизский старообрядческий Нижне-воскресенский мужской монастырь преобразовали в третьеклассный Воскресенский, уничтожили Максаковский Преображенский единоверческий монастырь, переведя

2 Во время штурма города Рахова в 1829 г., при переправе через Дунай, благословив воинов, отец Иов в полном облачении переправился с ними. Затем принял участие во взятии неприятельской батареи, был тяжело ранен в голову. Император Николай I не только наградил священника орденом, но и пожаловал ему ежегодную пожизненную пенсию в 500 рублей, повелев Святейшему Синоду определить героя к Петергофской Дворцовой церкви. Вскоре отец Иов от полученных ран скончался [Максимов, Капков]. Священник Иов Каминский был вторым в истории русского военного духовенства клириком, удостоенным этой высокой награды.

в него женский Троицкий. Тогда же император Николай I повелел ссылать в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь только духовных лиц и ознакомился с материалами о возведении нового здания Синода (в том числе и с финансовыми вопросами, связанными с приобретением дома на Сенатской площади и его перестройкой) [Отчет за 1829, 16 об.-17, 18об.-20]. Отдельно, на нескольких страницах, в отчете за 1829 г. разбиралось скандальное «дело» генерала П.А. Клейнмихеля (1793-1869), желавшего жениться на двоюродной сестре своей бывшей супруги, с которой незадолго до того он оформил развод (Отчет за 1828, 25 об.-28 об.)3.

Как видим, в отчете содержались совершенно различные материалы, структурно не связанные (или связанные незначительно) друг с другом. Никаких отдельных статистических выкладок в отчете за 1829 г., равно как и в отчете за 1828 г., также не было. Причины их составления на сегодняшний день не прояснены. Однако и те материалы, которые счел нужным поместить князь С. Н. Урусов, дают возможность лучше понять «механику» отношений императора Николая I и синодального обер-прокурора, которым тогда был князь П. С. Мещерский (1778-1856).

Ситуация кардинально изменилась после того, как обер-прокурор Святейшего Синода граф Н.А. Протасов инициировал издание «Извлечений...», первый том которых вышел из печати в 1838 г. (издание осуществляла Синодальная типография). Отчеты подавались императору весной, до Вербного воскресенья и приблизительно за две недели до Пасхи: первый из них — «Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1837 год» — датировался 31 марта 1838 г. В дальнейшем ситуация не менялась: отчет за 1838 г. был подан Николаю I 24 марта 1839 г., отчет за 1839 г. — 8 апреля 1840 г., отчет за 1840 г. — 26 марта 1841 г., отчет за 1841 г. — 14 апреля 1842 г., отчет за 1842 г. — 6 апреля 1843 г., отчет за 1843 г. — 22 марта 1844 г., отчет за 1844 г. — 11 апреля 1845 г., отчет за 1845 г. — 3 апреля 1846 г., отчет за 1846 г. — 19 апреля 1847 г., отчет за 1847 г. — 7 апреля 1849 г., отчет за 1849 г. — 19 апреля 1850 г., отчет за 1850 г. — 4 апреля 1851 г., отчет за 1851 г. — 25 марта 1852 г., отчет за 1852 г. — 15 апреля 1853 г., отчет за 1853 — 6 апреля 1854 г.

В январе 1855 г. граф Н. А. Протасов скончался, а месяц спустя не стало и императора Николая I. Поэтому отчеты за 1854 и 1855 гг. подписывал и представлял новому самодержцу «исправлявший дела» обер-прокурора А. И. Карасевский (17961856). Видимо, по этой причине произошло и некоторое изменение в названии обер-прокурорских отчетов за 1854 и 1855 гг. Они назывались «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1854 год» и «Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1855 год». Оба были представлены вне сложившихся при графе Н. А. Протасове традиций: за 1854 г. — 1 мая 1855 г. (после Пасхи, пришедшейся тогда на 8 апреля), и за 1855 г. — 14 июля 1856 г., почти за полтора месяца до состоявшейся в Москве коронации императора Александра II.

На отчете обер-прокурора за 1854 г., представленном А. И. Карасевским, Александр II поставил резолюцию: «Читал с удовольствием». Что вызвало особое благоволение самодержца, можно только догадываться, поскольку никаких особых событий в жизни Православной Российской Церкви в тот год не произошло. Быть может, причиной тому послужило краткое пояснение А. И. Карасевского, специально указавшего на то, что он представляет изложение церковных дел за последний — девятнадцатый год управления духовным ведомством графа Н. А. Протасова «под державою веч-ноблагословенные памяти в Бозе почившего Августейшего Родителя Вашего, Великого Государя Императора Николая Первого» (Извлечение за 1854, 1855, 1). В любом случае, следующий отчет, за 1855 г., подобной резолюции не содержал.

Сам Николай I довольно редко оставлял соответствующие пометки на представляемых ему всеподданнейших мемориях. Лишь дважды — на отчетах за 1837

3 О «деле» генерала П. А. Клейнмихеля мне приходилось писать ранее, в работе «Око Государево» [Фирсов, 2019, 150-153].

и за 1851 гг. — он написал о том, что читал их «с удовольствием», и на отчете за 1839 г. — что «Читал с большим удовольствием». В первом случае понять причину резолюции легко: то был первый отчет, опубликованный в виде книги, в котором содержались впервые представленные в систематическом порядке материалы о деятельности Православной Российской Церкви. Во втором случае, наоборот, понять причину нелегко: ничего «сверх обычного» в 1851 г. в церковной жизни России не случилось. Достаточно просто объяснить и резолюцию на отчете за 1839 г.: то был год воссоединения Церкви с униатами западных губерний империи. Не случайно отчету предшествовало пространное слово обер-прокурора, весьма показательное с социально-психологической точки зрения.

«Всеподданнейше представленные Вашему Императорскому Величеству за прежнее время Отчеты, — утверждал граф Н. А. Протасов, — изображали всегда утешительный, но тем не менее постепенный ход Православия в Империи; Отчет же, подносимый ныне, выходит из обыкновенной чреды: ибо в истекшем году Всемогущий Покровитель Церкви и Державы Всероссийской обильно излил на них милость Свою необычайно радостным событием, редким и во все времена, а в наше — беспримерным. Целая ветвь Православной Церкви, некогда чуждым превозможением отторженная, снова соединилась с нею, носив более двух столетий вне союза Вселенского тщетное имя Унии; единокровные братья, давно оплаканные нами, с любовью возвратились в объятия наши, и на местах обитаемых ими решена вековая задача, должна ли Русь, должна ли Церковь ее терять что-либо от своего древнего, законного достояния.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так увенчалась неусыпная забота Ваша, Всемилостивейший Государь, о судьбе сил Русских, коренных жителей Западного края Империи. Благодать Неба внушила Вам священную мысль содействовать их свободному возвращению в лоно истинной Церкви и Отечества, и сильная Десница Вышнего — самым счастливым стечением обстоятельств — очевидно доказала, что Она сама вела сие великое дело к вожделенному его окончанию» (Извлечение за 1839, 1840, 1-2).

В «Общем заключении» того же отчета граф Н.А.Протасов вновь вернулся к этому вопросу, в восторженных тонах описывая произошедшее воссоединение и указывая, что «древнее Христианское Православие, можно сказать, чудодейственным манием Всевышнего, осенило весь Западный край Отечества. Две Епархии на протяжении 9-ти Западных Губерний, 32 иноческие Обители, 1200 приходов, более 2000 церквей, свыше 4000 лиц духовного звания, с их огромной паствой, составили сие приобретение Российской Церкви, которое, вместе с обращением других иноверцев и с чистою прибылью от размножения народного, доставило ей более 2200000 новых чад» (Извлечение за 1839, 1840, 124).

В честь воссоединения была выбита специальная медаль, на одной стороне которой помещалось изображение Лика Христа в окаймлении слов: «Такова имамы Первосвященника». Под Ликом были слова: «Отторгнутые насилием (1596) воссоединены любовию (1839)». На другой стороне медали помещался шестиконечный православный крест с надписью по кругу: «Торжество православия. 25 марта 1839». Изображение этой медали и предваряло текст «Извлечения из отчета... за 1840 год». Действительно, событие 1839 г. воспринимались императором Николаем I как выдающееся в истории Православной Российской Церкви, он искренне считал, что уния преодолена «любовью». В том его уверял и обер-прокурор Святейшего Синода, и православные иерархи, прежде всего бывший униатский епископ Иосиф (Семашко; 1798-1868). О том, что преодоление унии не всегда шло по стезям «любви», в отчете, по понятным причинам, не говорилось.

Впрочем, для нас важнее не то, как в отчетах отражались «политические коллизии», связанные с бытием Православной Российской Церкви в эпоху императора Николая Павловича, а статистические материалы, позволяющие лучше понять, что она представляла собой в организационном плане. Ряд цифр уже приведен мной выше, когда речь шла о «юбилейном» докладе 1850 г., представленном графом

Н. А. Протасовым по случаю 25-летия царствования императора Николая I. Однако некоторые данные, касающиеся Православной Российской Церкви и доведенные до 1855 г., привести, думается, необходимо. Для удобства разговора, касающегося статистических данных, мною была составлена таблица, помещаемая в конце данного очерка. В дальнейшем все данные будут браться из нее.

Таблица состоит из 11 столбцов, в которых содержатся материалы, расположенные следующим образом: годы (от 1837 до 1855 включительно), общее число православных империи, общая численность белого духовенства (протоиереев, священников, диаконов, причётников), общая численность православного духовенства (включая клириков-монахов и общее число архиереев), численность монашествующих (включая монахов, монахинь, послушников и послушниц), число ежегодных венчаний и число новорожденных, число епархий, число храмов и монастырей, число вновь построенных за год храмов и часовен, число снесенных храмов и часовен, наконец, число присоединившихся к Православной Российской Церкви инославных, иноверных и староверов. Отдельные статистические материалы будут изложены отдельно — вне их «включенности» в таблицу.

С самого начала следует сказать, что общее число православных подданных российской короны в то время постоянно росло: если в 1837 г., по официальным данным, в империи было 40901299 православных, то в 1855 г. — уже 49079810. Как видим, прирост составил 8178511 человек, причем женщин было всегда больше, чем мужчин (на 1855 г., например, их было 25284501, в то время как мужчин на полтора миллиона меньше — 23795309). Указанная тенденция прослеживается и в дальнейшем, в царствование императора Александра II.

Ежегодно увеличивалось и число венчавшихся в Православной Церкви пар, хотя рост венчаний напрямую не зависел от роста численности населения: так, в 1837 г. обвенчались 429473 пар, а в 1855 г. — только 434225 (всего на 4752 больше). Считать причиной этого шедшую в то время Крымскую войну было бы некорректно — ведь в предшествовавшем, тоже «военном» 1854 г. церковный брак заключили 523593 православные пары.

Точно так же, несмотря на общий рост населения, нельзя говорить о прямой зависимости числа заключенных браков и числа родившихся от них детей (хотя, конечно, в целом за двадцать лет тенденция была явно положительной: в 1837 г. родилось 2046608 младенцев, а в 1855 г. — 2557890).

Впрочем, для нас важнее отметить иное обстоятельство: численность православного духовенства росла гораздо менее интенсивно, чем число православных империи. Для сравнения: в 1837 г. в Православной Российской Церкви насчитывалось 320064 священнослужителя (протоиереев и священников), 15395 диаконов и 58836 причётников; а в 1855 г., когда православное население существенно увеличилось, их было, соответственно, 36995 священнослужителей (протоиереев и священников), 13048 диаконов и 63796 причётников. Добавим к указанному числу еще священнослужителей-монахов. В 1837 г. общая численность белого и чёрного духовенства составляла 124958 человека, а в 1855 г. — 147061 человек. Вроде бы наблюдался существенный прирост, хотя и осуществлявшийся за счет «чёрных» клириков.

Что же получалось в итоге?

Получалась совершенно неутешительная картина. Если в 1837 г. на одного священно- и церковнослужителя приходилось чуть более 327 человек, то в 1855 г. — чуть более 333. Если же провести подсчеты иначе, учитывая только «белых» священнослужителей и отказавшись от «присовокупления» диаконов и причётников, то цифры будут выглядеть совсем удручающими. Итак, в 1837 г. на одного священнослужителя (протоиерея и священника) приходилось более 1275 человек, а в 1855 г. — уже более 1326 человек. Цифры говорят сами за себя, не нуждаясь в дополнительных комментариях. Кроме того, не следует забывать и о том, что ежегодно несколько десятков тысяч человек присоединялись к Православной Церкви — от 46554 в 1837 г. до 18585 в 1855 г. Бывали годы, когда число обращенных в православие превышало 70 тысяч (1847 г.),

а однажды — в 1839 г. — численность православных, как мы знаем, выросла почти на 2 млн (благодаря присоединившимся к Православной Российской Церкви униатам). Как бы то ни было, но официальные отчеты постоянно говорят о том, что численность православных подданных год от года только увеличивалась.

Однако следует признать: статистические данные свидетельствуют и о том, что Православная Российская Церковь развивалась недостаточно динамично, что даже рост храмов и монастырей не мог покрыть насущных в них потребностей. Приведем пример: в 1837 г. число храмов составляло 29048, монастырей было 464; в 1855 г. были следующие показатели: 36633 храма (включая как церкви, так и соборы) и 593 монастыря. На первый взгляд — очевидный успех: было возведено 7585 новых храмов (в год их строилось от 232 до 356), а число монастырей увеличилось с 1837 по 1855 гг. на 129! Но на самом деле цифры выглядели не слишком оптимистически. Если учесть, что 7585 новых храмов должны были обеспечивать нужды православных империи, численность которых возросла более чем на 8 млн человек, то нехитрые расчеты покажут: в среднем один новый храм приходился на 1078 «новых православных». Разумеется, подобные расчеты условны, но игнорировать «цифровые показатели» было бы не менее ошибочно.

Теперь о монастырях и монашествующих. В данном случае следует признать, что общее число монашествующих (включая послушников и послушниц) было совсем невелико, скорее можно говорить о «кризисе» официального монашества в эпоху Николая I при активном росте обителей. Вспомним, что в 1837 г. на почти 41 млн православных империи приходилось 12240 монахов и монахинь, послушников и послушниц. Если же убрать последнюю категорию, то получится совсем «смешное» число: 4432 монаха и 2535 монахинь, проживавших в упомянутых 464 лаврах, монастырях и скитах. В 1855 г. в 593 обителях проживало 19562 монахов и монахинь, послушников и послушниц. Всего же в постриге пребывали 5174 монаха и 2508 монахини. В целом, за девятнадцать лет (с 1837 по 1855 гг.) общее число принявших и желавших принять ангельский образ увеличилось лишь на 7322 человека, причем число монахов, принявших постриг, выросло на 742 человека, а число монахинь даже уменьшилось — на 27 человек (правда, увеличилась почти вдвое численность послушниц: с 3727 в 1837 г. до 6606 в 1855 г.).

Несмотря на явные проблемы, связанные с нехваткой священнослужителей, которые могли бы в полной мере обеспечивать духовные нужды многомиллионной паствы, вопрос о церковных реформах даже не ставился. Более того, рост православного населения не заставлял священноначалие всерьез поставить вопрос об увеличении числа епископских кафедр и о приближении архиерея к пастве. Как и раньше, архиерей оставался недосягаемым, почти легендарным лицом для абсолютного большинства православных. За девятнадцать лет число архиереев (и архиерейских кафедр) выросло совершенно незначительно: так, в 1837 г. в состав Православной Российской Церкви входили четыре первоклассные кафедры («митрополичьи» Новгородская, Санкт-Петербургская, Московская и Киевская), 16 относившихся ко второму классу (занимавшие их иерархи были архиепископами или могли претендовать на этот сан) и 24 относившиеся к третьему классу. Три кафедры входили в состав Грузинского экзархата.

Всего было 47 епархий, епископский корпус состоял из 68 архиереев (56 епархиальных и викарных, 10 находившихся на покое и 2 греческих, проживавших в монастырях России). В течение девятнадцати лет число епархий и архиереев менялось крайне редко и незначительно, в 1855 г. епископский корпус состоял из 70 архиереев (52 епархиальных, 12 викарных, 6, включая одного греческого, — находящихся на покое). Если под стабильностью понимать некую «неизменность» форм церковной жизни и церковного управления, а также стремление любыми способами избежать приведения их в соответствие с потребностями времени церковной жизни, то следует признать: именно такая стабильность и была свойственна Православной Российской Церкви эпохи императора Николая Павловича.

Конечно, определенные перемены, иногда весьма существенные, в строе синодального управления происходили, время от времени, как уже указывалось, учреждались новые епархии и викариатства: в 1851-1853 гг., например, появилась новая епархия в Абхазии; Якутская область отделена от Иркутской епархии и присоединена к Камчатской епархии; было учреждено — одновременно с упразднением викари-атства в Воронежской епархии — Чебоксарское викариатство в Казанской епархии; а также Одесское викариатство — в Херсонской (Извлечение за 1851, 1852, 5; Извлечение за 1852, 1853, 5; Извлечение за 1853, 1854, 5)4.

Однако быстрее всего рос бумажный вал. Если общее число поступивших в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода в 1837 г. бумаг составляло 3665 единиц (исшедших было 3058), то в 1855 г. их было уже 10969 (исшедших — 7420). Выросло, хотя и незначительно, число бумаг «неисполненных» — с трех до 23 (Извлечение за 1837, 1838, 102; Извлечение за 1855, 1856, 96). Бюрократизация затронула, не могла не затронуть, и ведомство православного исповедания. Жизнь Церкви во многом определялась регламентирующими документами, создаваемыми в недрах обер-прокуратуры, документов, которыми должны были руководствоваться 49 духовных консисторий, 199 духовных правлений и 2264 благочиний, существовавших к 1855 г. в Православной Российской Церкви (Извлечение за 1855, 1856, 7)5. В то же самое время при монастырях функционировала только 51 больница и 24 богадельни; в больницах призревалось 519 человек, в богадельнях — 431 (Извлечение за 1855, 1856, 9). Указанные данные будут поняты еще лучше, если отметить, что в 1837 г. при храмах существовало только восемь больниц, хотя тогда же Церковью содержалось 352 богадельни (Извлечение за 1837, 1838, 17) (данные о числе содержавшихся монастырями больниц и богаделен в материалах отчета за 1837 г. отсутствовали). Понятно, что благотворительность в государстве, где регламентация жизни — магистральное направление развития, часто занятие не только непростое, но и бесперспективное. Приводимые в отчетах обер-прокурора Святейшего Синода данные показывают это со всей «статистической беспристрастностью».

.Подводя общие итоги, следует отметить: есть цифры — и цифры. Всё зависит от того, как их понимать, на что обращать внимание, а на что — нет. Очень часто исследователь оказывается заворожен «магией цифр» и не задумывается о том, что не всегда следует восторгаться «абсолютным ростом» тех или иных показателей. Статистические данные, представленные на страницах отчетов синодальных обер-прокуроров, с одной стороны, свидетельствуют о неуклонном организационном укреплении Православной Российской Церкви, о росте числа ее чад, об усилении влияния на разного рода «иноверцев» и последователей раскола старообрядчества, о постоянном увеличении численности духовенства, о строительстве новых храмов и часовен, монастырей и скитов. Однако, с другой стороны, эти же статистические данные, сопоставленные между собой, позволяют увидеть, что «внешнему величию» явно недоставало «внутренней основательности», что «форма» церковного строительства заслоняла «содержание» церковного делания. Причиной тому, думается, никак нельзя признать «злую волю» светских менторов Церкви — обер-прокуроров Святейшего Синода, или «недальновидность» верховного ее ктитора — императора Всероссийского. Проблема заключалась в природе самодержавной государственности Николая I, не терпящей двоевластия, в стремлении царя унифицировать политическую жизнь страны, подчинив этому стремлению и Православную Церковь, верным сыном которой он себя искренне считал.

4 О ранее учрежденных епархиях и викариатствах речь шла выше, когда анализировался отчет графа Н. А. Протасова, поданный императору Николаю I в 1850 г.

5 В 1837 г. в Православной Российской Церкви числилось 44 духовные консистории, 291 духовное правление и 2284 благочиний (Извлечение за 1837, 10).

Источники и литература

Источники

РГИА — Российский государственный исторический архив.

1. Доклады за 1822-1826 — Доклады обер-прокурора Синода императорам за 18221826 гг. // РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 376.

2. Доклады за 1827 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 377. обер-прокурора Синода императорам за 1827 г. //

3. Доклады за 1828 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 378. обер-прокурора Синода императорам за 1828 г. //

4. Доклады за 1829 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 379. обер-прокурора Синода императорам за 1829 г. //

5. Доклады за 1830 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 380. обер-прокурора Синода императорам за 1830 г. //

6. Доклады за 1831 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 381, 382. обер-прокурора Синода императорам за 1831 г. //

7. Доклады за 1832 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 383, 384. обер-прокурора Синода императорам за 1832 г. //

8. Доклады за 1833 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 385, 386. обер-прокурора Синода императорам за 1833 г. //

9. Доклады за 1834 — Доклады РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 387, 388. обер-прокурора Синода императорам за 1834 г. //

10. Доклады за 1835 — Доклады обер-прокурора Синода императорам за 1835 г. //

РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 389, 390.

11. Отчет за 1828 — Отчет обер-прокурора Синода за 1828 г. // РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 552.

12. Отчет за 1829 — Отчет обер-прокурора Синода за 1829 г. // РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 553.

13. Отчет за 1836 — Отчет обер-прокурора Синода за 1836 г. // РГИА. Ф. 797. Оп. 97. Д. 554.

14. Отчет за 1825-1850 — Отчет обер-прокурора Святейшего Синода 1825-1850 // РГИА. 1409. Оп. 4. Д. 14908.

15. Извлечение за 1837 (1838) — Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1837 год. СПб., 1838.

16. Извлечение за 1839 (1840) — Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1839 год. СПб., 1840.

17. Извлечение за 1851 (1852) — Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1851 год. СПб., 1852.

18. Извлечение за 1852 (1853) — Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1852 год. СПб., 1853.

19. Извлечение за 1853 (1854) — Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1853 год. СПб., 1854.

20. Извлечение за 1854 (1855) — Извлечение из отчета по ведомству духовных дел православного исповедания за 1854 год. СПб., 1855.

21. Извлечение за 1855 (1856) — Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1855 год. СПб., 1856.

22. Отчеты министерств (1896) — Отчеты министерств за двадцатипятилетие царствования императора Николая I. Отчет обер-прокурора Святейшего Синода 1825-1850 // Сборник Императорского Русского исторического общества. СПб., 1896. Т. 98: Материалы и черты к биографии императора Николая I и к истории его царствования / Изданы под ред. Н. Ф. Дубровина.

Литература

23. Максимов, Капков — Максимов В., Капков К. За службу и храбрость. Священники — кавалеры ордена Святого Георгия. Неизвестные страницы // ЛИТМИР. Электронная библиотека. URL: https://www.litmir.me/br/?b=654297&p=18 (дата обращения: 21.09.2020).

24. Фирсов (2019) — Фирсов С.Л. «Око Государево»: обер-прокуроры Святейшего Синода в эпоху императора Николая Павловича. Штрихи к портрету // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал. 2019. № 2 (87).

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О СОСТОЯНИИ ПРАВОСЛАВНОЙ РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ОТЧЁТАМ ОБЕР-ПРОКУРОРА СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА ЗА 1837-1855 гг.*

ГОДЫ ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПРАВОСЛАВНЫХ ИМПЕРИИ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЛОГО ДУХОВЕНСТВА (протоиереев, священников, диаконов, причётников) ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНТСВА, ВКЛЮЧАЯ КЛИРИКОВ-МОНАХОВ. ЧИСЛО АРХИЕРЕЕВ ЧИСЛЕННОСТЬ МОНАШЕСТВУЮЩИХ (монахов, монахинь, послушников, послушниц)

1837 40901299 (данные о соотношении мужчин и женщин отсутствуют) Протоиереев и священников: 32064 Диаконов: 15202 Причётников: 58836 Всего 106102 124958 56 епархиальных и викарных; 10 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 68 4432 монаха и 1546 послушников; 2535 монахини и 3727 послушницы Всего: 12240

1838 41304379 Мужчин: 20064379 Женщин: 21240000 Протоиереев и священников: 32655 Диаконов: 15395 Причётников: 58158 Всего 106208 126122 56 епархиальных и викарных; 10 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 68 5703 монаха и 1466 послушников; 2655 монахинь и 3434 послушницы Всего: 13258

1839 43340072 Мужчин: 21083111 Женщин: 22256961 Протоиереев и священников: 33591 (и 1358 униатских) Диаконов: 15423 Причётников: 59472 (и 2498 униатских) Всего: 108486 (и униатских: 3856) 130017 (с бывшим униатским духовенством: 134306) 48 епархиальных; 10 викарных; 10 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 70 6457 монахов и 1592 послушника; 2297 монахини и 4030 послушниц Всего: 14376

1840 44117000 (данные о соотношении мужчин и женщин отсутствуют) Протоиереев и священников: 35617 Диаконов: 15770 Причётников: 63108 Всего: 114495 136713 49 епархиальных; 8 викарных; 11 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 70 6689 монахов И 1557 послушников; 2807 монахинь и 4096 послушниц Всего: 15149

1841 44005833 Мужчин: 21392856 Женщин: 22612977 Протоиереев и священников: 36563 Диаконов: 16024 Причётников: 64141 Всего: 116728 139038 47 епархиальных; 11 викарных; 13 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 73 5122 монаха и 3259 послушников; 2287 монахинь и 4583 послушницы Всего: 15251

* Таблица составлена на основании следующих материалов: Извлечение из отчета обер-прокурора Святейшего Синода за 1837-1853гг. (СПб.: Синодальная типография, 1839-1854); Извлечение из отчеёта по ведомству духовных дел православного исповедания за 1854-1855 гг. (СПб.: Синодальная типография, 1855-1856).

ГОДЫ ЧИСЛО ВЕНЧАНИЙ, ЧИСЛО НОВОРОЖДЁННЫХ ЧИСЛО ЕПАРХИЙ РПЦ (включая Грузинский Экзархат) ЧИСЛО ХРАМОВ И МО-НАСТЫ-РЕЙ РПЦ ЧИСЛО ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫХ В ИМПЕРИИ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН ЧИСЛО СНЕСЁННЫХ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН ЧИСЛО ВНОВЬ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К РПЦ ЛИЦ ИНОСЛАВНОГО, ИНОВЕРНОГО ИСПОВЕДАНИЙ И СТАРОВЕРОВ

1837 429473; 2046608 47 29048 храмов и 464 монастыря 234 храма (данные о строительстве часовен отсутствуют) Данные отсутствуют 46554

1838 440072; 2091911 47 29917 храмов и 486 монастырей 221 храм (данные о строительстве часовен отсутствуют) Данные отсутствуют 35384

1839 440877; 2163704 49 31066 храмов и 515 монастырей 356 храмов (данные о строительстве часовен отсутствуют) Данные отсутствуют 25768 (без учёта присоединенных к Церкви униатов)

1840 435008; 2317744 50 33271 храм и 552 монастыря 242 храма (данные о строительстве часовен отсутствуют) 83 27565

1841 415116; 2000482 50 34607 храмов и 547 монастырей 301 храм (данные о строительстве часовен отсутствуют) 90 31742

ГОДЫ ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПРАВОСЛАВНЫХ ИМПЕРИИ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЛОГО ДУХОВЕНСТВА (протоиереев, священников, диаконов, причётников) ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНТСВА, ВКЛЮЧАЯ КЛИРИКОВ-МОНАХОВ. ЧИСЛО АРХИЕРЕЕВ ЧИСЛЕННОСТЬ МОНАШЕСТВУЮЩИХ (монахов, монахинь, послушников, послушниц)

1842 44102195 Мужчин: 21424882 Женщин: 22677313 Протоиереев и священников: 36514 Диаконов: 16263 Причётников: 64668 Всего: 117445 140577 48 епархиальных; 11 викарных; 12 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего 73 4825 монахов и 3651 послушник; 2198 монахинь и 4806 послушниц Всего: 15480

1843 44323161 Мужчин: 21546384 Женщин: 22776777 Протоиереев: 475 Священников: 36093 Диаконов: 16448 Причётников: 64571 Всего: 117587 141648 49 епархиальных; 12 викарных; 11 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 74 4945 монахов и 3583 послушника; 2088 монахинь и 4908 послушниц Всего: 15524

1844 44662411 Мужчин: 21724774 Женщин: 22937637 Протоиереев: 1442 Священников: 35734 Диаконов: 16633 Причётников: 65800 Всего: 119609 145153 50 епархиальных; 11 викарных; 9 — «на покое»; 1 греческий архиерей в монастыре Всего: 71 5216 монахов и 4104 послушника; 2239 монахинь и 4973 послушницы Всего: 16532

1845 45348082 Мужчин: 22092819 Женщин: 23251263 Протоиереев: 1465 Священников: 35687 Диаконов: 15957 Причётников: 65527 Всего: 118636 144298 50 епархиальных; 11 викарных; 9 — «на покое»; 1 греческий архиерей в монастыре Всего: 71 5240 монахов и 3627 послушников; 2271 монахиня и 5088 послушниц Всего: 16226

1846 45949758 Мужчин: 22367303 Женщин: 23582455 Протоиереев: 1541 Священников: 35592 Диаконов: 15817 Причётников: 65094 Всего: 118044 145858 49 епархиальных; 12 викарных; 7 — «на покое»; 1 греческий архиерей в монастыре Всего: 69 5149 монахов И 3963 послушника; 2250 монахинь и 5169 послушниц Всего: 16531

1847 46474342 Мужчин: 22630773 Женщин: 23843569 Протоиереев: 1511 Священников: 35474 Диаконов: 15430 Причётников: 65172 Всего: 117587 145097 50 епархиальных; 12 викарных; 6 — «на покое»; 1 греческий архиерей в монастыре Всего: 69 5146 монахов и 4184 послушника; 2293 монахини и 5408 послушниц Всего: 17031

1848 46965780 Мужчин: 22900666 Женщин: 24065114 Протоиереев: 1438 Священников: 35400 Диаконов: 14744 Причётников: 65090 Всего: 116672 144201 50 епархиальных; 12 викарных; 8 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 72 5003 монаха и 4385 послушников; 2204 монахини и 5489 послушниц Всего: 17081

ГОДЫ ЧИСЛО ВЕНЧАНИЙ, ЧИСЛО НОВОРОЖДЁННЫХ ЧИСЛО ЕПАРХИЙ РПЦ (включая Грузинский Экзархат) ЧИСЛО ХРАМОВ И МО-НАСТЫ-РЕЙ РПЦ ЧИСЛО ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫХ В ИМПЕРИИ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН ЧИСЛО СНЕСЁННЫХ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН ЧИСЛО ВНОВЬ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К РПЦ ЛИЦ ИНОСЛАВНОГО, ИНОВЕРНОГО ИСПОВЕДАНИЙ И СТАРОВЕРОВ

1842 476731; 2186430 51 34415 храмов и 576 монастырей 248 храмов (данные о строительстве часовен отсутствуют) 89 (подсчитано мной — С. Ф.) 28997

1843 497123; 2138478 51 34510 храмов и 573 монастыря 232 храма (данные о строительстве часовен отсутствуют) 97 подсчитано мной — С. Ф.) 27125

1844 517092; 2304761 52 34880 храмов и 575 монастырей 298 храмов (данные о строительстве часовен отсутствуют) 98 подсчитано мной — С. Ф.) 23694

1845 502166; 2397030 52 35067 храмов и 578 монастырей 250 храмов (данные о строительстве часовен отсутствуют) 45 подсчитано мной — С. Ф.) 33406

1846 528962; 2381235 52 35280 храмов и 581 монастырь 202 храма и 35 часовен 46 подсчитано мной — С. Ф.) 50087

1847 486434; 2305431 52 34723 хра-ма+573 собора и 578 монастырей 258 храмов и 48 часовен 30 храмов и 30 часовен 70134

1848 501006; 2392028 52 35686 храмов и 578 монастырей 270 храмов и 23 часовни 204 25141

ГОДЫ ОБЩЕЕ ЧИСЛО ПРАВОСЛАВНЫХ ИМПЕРИИ ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЛОГО ДУХОВЕНСТВА (протоиереев, священников, диаконов, причётников) ОБЩАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ДУХОВЕНТСВА, ВКЛЮЧАЯ КЛИРИКОВ-МОНАХОВ. ЧИСЛО АРХИЕРЕЕВ ЧИСЛЕННОСТЬ МОНАШЕСТВУЮЩИХ (монахов, монахинь, послушников, послушниц)

1849 47077717 Мужчин: 22929261 Женщин: 24148456 Протоиереев: 1496 Священников: 34747 Диаконов: 14032 Причётников: 63416 Всего: 113961 140421 49 епархиальных; 12 викарных; 7 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 70 4876 монахов и 4477 послушников; 2246 монахинь и 5278 послушниц Всего: 16877

1850 46933657 Мужчин: 22822531 Женщин: 24111126 Протоиереев: 1487 Священников: 34472 Диаконов: 14025 Причётников: 63558 Всега 113812 144308 50 епархиальных; 10 викарных; 7 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего: 69 5105 монахов и 4679 послушников; 2595 монахинь и 5825 послушниц Всего 18204

1851 47579944 Мужчин: 23122355 Женщин: 244557589 Протоиереев: 1558 Священников: 34935 Диаконов: 13704 Причётников: 63655 Всего 113852 144977 52 епархиальных; 10 викарных; 6 — «на покое»; 2 греческих архиерея в монастырях Всего 70 4978 монахов и 5019 послушников; 2303 монахини и 6230 послушниц Всего: 18530

1852 47979744 Мужчин: 23334393 Женщин: 24645351 Протоиереев: 1490 Священников: 35160 Диаконов: 13520 Причётников: 63822 Всего: 113992 145423 51 епархиальных; 11 викарных; 8 — «на покое» Всего: 70 4962 монаха и 4952 послушника; 2288 монахинь и 6200 послушниц Всего: 18402

1853 48539510 Мужчин: 23620033 Женщин: 24919477 Протоиереев: 1487 Священников: 35250 Диаконов: 13323 Причётников: 64263 Всего 114323 147361 51 епархиальных; 11 викарных; 10 55 — «на покое» Всего: 72 5084 монаха и 5049 послушников; 2346 монахинь и 6837 послушниц Всего: 19316

1854 49023287 Мужчин: 23870264 Женщин: 25153023 Протоиереев: 1419 Священников: 35398 Диаконов: 13238 Причётников: 63760 Всего: 113815 146740 52 епархиальных; 12 викарных; 9 — «на покое» (включая 2 греческих архиерея в монастырях) Всего: 73 5057 монахов и 5190 послушников; 2276 монахинь и 6743 послушниц Всего: 19266

1855 49079810 Мужчин: 23795309 Женщин: 25284501 Протоиереев: 1388 Священников: 35607 Диаконов: 13048 Причётников: 63796 Всего: 113839 147061 52 епархиальных; 12 викарных; 6 — «на покое» (включая 1 греческого архиерея в монастыре) Всего 70 5174 монаха и 5274 послушника; 2508 монахинь и 6606 послушниц Всего: 19562

ГОДЫ ЧИСЛО ВЕНЧАНИЙ, ЧИСЛО НОВОРОЖДЁННЫХ ЧИСЛО ЕПАРХИЙ РПЦ (включая Грузинский Экзархат) ЧИСЛО ХРАМОВ И МО-НАСТЫ-РЕЙ РПЦ ЧИСЛО ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫХ В ИМПЕРИИ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН ЧИСЛО СНЕСЁННЫХ ХРАМОВ И ЧАСОВЕН ЧИСЛО ВНОВЬ ПРИСОЕДИНИВШИХСЯ К РПЦ ЛИЦ ИНОСЛАВНОГО, ИНОВЕРНОГО ИСПОВЕДАНИЙ И СТАРОВЕРОВ

1849 595426; 2508078 52 35197 храмов + 578 соборов и 581 монастырь 262 храма и 31 часовня 71 подсчитано мной — С.Ф.) 17018

1850 540634; 2337666 53 35312 храмов + 578 соборов и 585 монастырей 285 храмов и 47 часовен Данные отсутствуют 13832

1851 577564; 2517601 55 35534 храма + 570 соборов и 587 монастырей 335 храмов и 43 часовни 64 храма и 12 часовен 16815

1852 489916; 2399558 55 35805 храмов + 574 собора и 588 монастырей 292 храма и 72 часовни Данные отсутствуют 23960

1853 508770; 2491400 55 35838 храмов + 576 соборов и 591 монастырь 333 храма и 61 часовня и молитвенный дом Данные отсутствуют 13363

1854 523593; 2672154 55 36006 храмов + 578 соборов и 592 монастыря 314 храмов и 42 часовни Данные отсутствуют 20191

1855 434225; 2557890 55 36059 храмов + 574 собора и 593 монастыря 264 храма и 42 часовни Данные отсутствуют 18585

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.