ОТЧЕТНОСТЬ ОБ УСТОЙЧИВОМ РАЗВИТИИ КОМПАНИИ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
О.В. Ефимова
Финансовый университет при Правительстве РФ Ленинградский проспект, 49, Москва, Россия, 125993
Вопросы устойчивого развития становятся все более важными для бизнес-сообщества. Компания, которая поддерживает прозрачность в этом отношении, несомненно, вызывает большее доверие заинтересованных сторон и возможных партнеров. Кроме того, компания получает возможность контролировать репутационные риски. Решением проблемы информационного диалога может стать составление отчета об устойчивом развитии как новой формы корпоративной отчетности. В статье рассмотрены аспекты составления такого отчета и связанные с этим проблемы.
Ключевые слова: устойчивое развитие, корпоративная отчетность, отчетность об устойчивом развитии, информационные потребности стейкхолдеров.
Необходимость разработки стратегии устойчивого развития
В последнее время вопросы устойчивого развития становятся все более важными для бизнес-сообщества. Значимость общественного мнения, законодательство, выдвигающее определенные экологические ограничения, ограниченность и растущая стоимость ресурсной базы, конкуренты, которые уже начали работать в соответствии с принципами устойчивости, благодаря чему получили преимущества на рынке, приводят к необходимости разработки стратегии устойчивого развития.
Суть этой проблемы заключается в том, что любые инвестиционные и финансовые решения принимаются с учетом их социальных и экологических последствий для компании и общества в целом. При таком подходе концепция долгосрочной устойчивости бизнеса превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компании.
Стратегия устойчивого развития влияет на инвестиционную привлекательность компании: портфельный инвестор, принимая решения по покупке пакета акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков, включая нефинансовые. Поэтому для инвестора стоимость компании напрямую связана с ее экологическими и иными репутационными рисками.
Проблема обеспечения устойчивого развития важна не только для так называемых публичных компаний. Социальная ответственность компании и то, насколько она заботится об окружающей среде, становится в настоящее время одним из важнейших критериев для оценки ее репутационных рисков. Компания, которая поддерживает прозрачность в этом отношении, несомненно, вызывает большее доверие заинтересованных сторон и возможных партнеров.
Необходимость выделения устойчивого развития в комплексную долгосрочную стратегию продиктована тем, что решения, связанные с обеспечением устойчивого развития, влияют на всю цепочку создания стоимости компании, начиная с разработки и производства продукта и заканчивая развитием клиентской базы; носят сложный комплексный, зачастую противоречивый характер, включая конфликты интересов отдельных групп и финансовых и нефинансовых целей компании, затрагивают взаимодействие с широким кругом заинтересованных лиц, влияние которых на долгосрочную устойчивость компании может быть существенным; принимаются в условиях неопределенности, которую формируют такие факторы, как изменение климата, геополитические события, меняющееся законодательство, интересы работников и потребителей.
Основные проблемы разработки концепции устойчивого развития компании
Понимая необходимость комплексного подхода к обеспечению устойчивого развития, важно учитывать наличие весьма существенных проблем, затрудняющих широкое внедрение концепции на практике.
К таким проблемам относятся сложности разработки методологии: отсутствие разработанной концептуальной базы, включая понятийный аппарат, информационную базу, общепринятую отчетность, аналитический инструментарий, включая показатели и корректную методику их анализа.
Еще одна группа проблем связана с трудностями реализации концепции в силу объективных экономических причин. По объективным финансовым причинам довольно сложно поставить принципы устойчивости в качестве основных вопросов на повестке дня компании и, конечно, сложнее всего отследить и определить успешность действий, связанных с участием в устойчивом развитии.
Наряду с этим следует отметить проблемы, в большей степени специфичные для России, среди которых прежде всего выделим непрозрачность российского бизнеса (если это не касается публичных компаний).
Понятие и ключевые составляющие стратегии устойчивого развития
Устойчивый бизнес — это бизнес, способный выжить в долгосрочной перспективе.
Принято выделять три ключевых направления, на которых должна сконцентрироваться компания для обеспечения своей долгосрочной устойчивости: экономика, экология (окружающая среда), социальная ответственность.
В экономическом смысле долгосрочная устойчивость предполагает создание условий для реализации ключевой экономической цели бизнеса — создания стоимости.
Социальные аспекты устойчивости — развитие собственного коллектива (деловая практика в отношении персонала, а именно: безопасность труда; стабильная выплата заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы, подготовка и повышение квалификации; помощь в критических ситуациях; под-
держание имиджа социально ответственного работодателя), а также участие в социальных инвестициях через свои внутренние и внешние социальные программы на территориях своего присутствия, ориентированные на поддержание их социального благополучия, безопасности и устойчивости.
С экологической точки зрения долгосрочная устойчивость — это усилия компании по защите и восстановлению окружающей среды, включая снижение вредных выбросов и других нагрузок на окружающую среду.
Очевидно, что проблема устойчивого развития в настоящее время не может рассматриваться изолированно в виде раздельной оценки экономической (финансовой), социальной или экологической устойчивости, но непременно в их органической взаимосвязи.
Информационно-аналитическое обеспечение стратегии устойчивого развития компании
Проблема устойчивого развития не может быть решена без соответствующего информационного обеспечения, которое позволяет, с одной стороны, самой компании оценивать степень достижения поставленных финансовых и нефинансовых целей долгосрочного развития, с другой — всем заинтересованным пользователям (стейкхолдерам) оценить намерения и успешность усилий компании по обеспечению ее долгосрочной устойчивости.
Стейкхолдеры (партнеры, клиенты, акционеры, местные и федеральные власти, СМИ) заинтересованы в том, чтобы триединые принципы долгосрочной устойчивости были интегрированы в стратегию и бизнес-планы. Для того, чтобы соответствовать ожиданиям стейкхолдеров, компаниям необходимо поддерживать с ними диалог, что является наиболее эффективным способом снизить репутаци-онные риски и найти новые возможности для бизнеса.
Это, в свою очередь, создает проблему выбора формы информационного взаимодействия компании со стейкхолдерами. Составление отчетности по МСФО не решает данную проблему, поскольку такая отчетность затрагивает вопросы раскрытия информации исключительно финансового характера.
Возникает информационная брешь, которая существенно затрудняет процесс обоснования инвестиционных и финансовых решений. Решением данной проблемы является разработка такой системы корпоративной отчетности (или интегрированного отчета об устойчивом развитии), которая позволила бы в максимальной степени учитывать информационные потребности наиболее значимых пользователей.
Проблема изучения информационных запросов пользователей и разработка на этой основе новой модели корпоративной отчетности приобретает самое активное обсуждение в международных и отечественных исследованиях [8—11].
Учитывая различные интересы пользователей, необходимо прежде всего сформулировать задачи составления отчета об устойчивом развитии для внешних и внутренних пользователей.
Основная задача разработки отчета для внутренних пользователей состоит в построении системы драйверов стоимости (финансовых и нефинансовых) с выделением важнейших операционных и стратегических рисков, включая репутаци-
онные. Составление отчета на постоянной основе будет способствовать постоянной координации и согласованию действий как внутри компании, так и при обеспечении взаимодействия с окружающей средой (инвесторы, кредиторы, конкуренты, правительственные органы, общественность), что дает важный опыт, связи и преимущества в сфере координации и коммуникации.
Основная задача построения отчета для внешних пользователей связана с осуществлением эффективного информационного диалога с ключевыми стейкхолде-рами по поводу стратегии в области устойчивого развития, результатах предпринимаемых действий, сравнении полученных результатов с результатами других компаний.
Стандарты GRI — Международные стандарты отчетности в области устойчивого развития
С целью решения проблемы разработки единого подхода к составлению отчета об устойчивом развитии на международном уровне выполняются исследования, результатами которых становятся рекомендации по составлению интегрированного отчета — отчета об устойчивом развитии. Среди таких разработок наибольшей завершенностью отличаются стандарты GRI (Global Reporting Initiative), ориентированные на принцип триединого итога (Triple Bottom Line): экономика компании, экология производства и социальная политика. В то же время стоит указать на альтернативные подходы к формированию такой отчетности [13—15].
Отчетность в области устойчивого развития GRI разрабатывалась как инструмент, который позволил бы стратегически связать разрозненные и изолированные функции компании — финансы, маркетинг, исследования и разработки, управление человеческим капиталом.
Исходя из основных информационных потребностей пользователей, отчет об устойчивом развитии включает следующие разделы:
— видение и стратегия, где дается описание стратегии организации в области устойчивого развития, включая заявление о намерениях высшего руководства;
— характеристика организации — обзор структуры и деятельности организации;
— структура управления и системы менеджмента — описание структуры организации и политики менеджмента;
— показатели результативности — характеристики, отражающие эффективность усилий компании в области обеспечения экономической, экологической и социальной устойчивости.
Остановимся более подробно на подходах к обоснованию выбора показателей результативности. Показатели результативности сгруппированы в три подраздела, соответствующих экономической, экологической и социальной составляющим устойчивого развития компании. Вместе с тем по ряду причин ограничение показателей результативности этими тремя группами может не позволить отразить полную картину долгосрочной устойчивости организации.
Поэтому в развитие экономической, экологической и социальной составляющих необходима четвертая составляющая — комплексная результативность. Примером таких показателей может стать показатель экоэффективности.
Ключевые показатели эффективности (результативности)
Рассмотрим показатели для оценки долгосрочной устойчивости более подробно.
Показатели экономической результативности исторически являются более разработанными. В состав основных финансово-экономических показателей целесообразно включить следующие:
— динамика объема продаж и прибыли, например динамика показателя EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации);
— рентабельность продаж, рассчитываемая, как правило, на основе величины прибыли от основной деятельности или показателя EBITDA;
— соотношение заемного и собственного капитала;
— рентабельность используемого капитала (ROCE) или инвестиций (ROI);
— чистый денежный поток от текущей деятельности;
— объем продаж и прибыль на одного работающего и некоторые др.
Данные показатели традиционно рассчитываются в процессе анализа финансовой отчетности. В то же время следует отметить, что область, охватываемая экономическими показателями, рассчитываемыми для целей анализа долгосрочного развития, а также их цели выходят за рамки традиционных финансовых показателей. Экономические показатели в контексте отчетности в области устойчивого развития в большей степени сконцентрированы на том, каким образом деятельность организации воздействует на те заинтересованные стороны, с которыми организация вступает в прямое или косвенное экономическое взаимодействие (например, объемы средств, перечисленных в бюджет, направленных на социальные программы, экологические мероприятия).
Особенности подхода к раскрытию информации и доходах и расходах в отчетности об устойчивом развитии покажем на примере одной из компаний (табл.).
Таблица 1
Выгоды стейкхолдеров от взаимодействия с компанией
Показатель Сумма, млн руб. % от созданной добавленной стоимости
Выручка 15 284 —
Себестоимость* 9 765 —
Созданная добавленная стоимость 5 519 100,0
Выплаты персоналу 2 452 44,4
Выплаты займодавцам в виде процентов по кредитам и займам 999 18,2
Платежи в бюджет 484 8,8
Социальные и экологические инвестиции 491 8,9
Выплаты акционерам и инвесторам 487 8,8
Реинвестированная прибыль 606 10,9
* без учета расходов на оплату труда
Как видим, в отличие от традиционно принятого в финансовой отчетности подхода представленный отчет непосредственно раскрывает выгоды основных стейкхолдеров компании.
Показатели экологической результативности отражают характеристику воздействия организации на живую и неживую природу, включая экосистемы, землю, воздух и воду.
Для полноценной и объективной оценки важно представлять информацию об экологической результативности как в абсолютных, так и относительных величинах (например, использование ресурсов на единицу выпущенной продукции). Абсолютные значения отражают масштаб или величину воздействия или использования ресурсов, что позволяет рассматривать результативность организации в контексте тех больших систем, в которых она функционирует. Относительные измерители эффективности делают возможным проведение сравнительного анализа организаций различных масштабов.
К числу важнейших показателей экологической устойчивости можно отнести, например:
— общее количество использованного сырья (с разбивкой по видам);
— доля сырья, являющегося;
— использование энергии (с разбивкой по первичным источникам);
— расход энергии;
— источники воды и экосистемы (местообитания), на которые использование воды оказывает значимое влияние.
Среди группы показателей экологической результативности выделим:
— общие экологические издержки на 1 млн руб. выручки от продажи продукции;
— общие экологические издержки на одного сотрудника предприятия;
— динамику значений экологических издержек, включая сумму штрафов уплаченных за нарушение экологического законодательства;
— объем инвестиций в охрану среды, тыс. руб.;
— «прозрачность» экологической отчетности (рейтинг Интерфакс-Эра).
Показатели социальной результативности важны для характеристики
воздействия организации на социальные системы, в рамках которых она функционирует. Для оценки социальной результативности необходим анализ воздействия организации на заинтересованные стороны на местном, национальном и глобальном уровнях.
Для оценки социальной устойчивости можно рекомендовать группы показателей, отражающих такие важнейшие цели социального развития организации, как формирование и сохранение кадровой базы, обеспечение необходимого уровня оплаты труда, обеспечение безопасности труда и социальная защита, развитие профессиональных навыков и компетенций, эффективное использование трудовых ресурсов, качество менеджмента.
Для проведения мониторинга социальной эффективности используется информация об уровне оплаты труда и его волатильности; о наличии рабочих мест для женщин, молодежи, работающих инвалидов и пенсионеров; санитарно-гигиенических условиях труда, травматизме и спонсорской поддержке экологических и социальных проектов.
Подведем некоторые итоги.
В целях информирования всех заинтересованных пользователей и понимания собственных успехов в достижении поставленных целевых задач обеспечения долгосрочной устойчивости компании могут составлять отчет об устойчивом развитии. В условиях, когда нефинансовые риски компании играют все возрастающую роль, отчетность об устойчивом развитии закрывает создавшуюся информационную брешь для инвестора, показывая, что данная компания уделяет постоянное внимание экологическим и социальным аспектам в своей деятельности, снижая тем самым риски социальных внутренних и внешних конфликтов, а также экологических санкций.
Такая отчетность становится элементом корпоративной культуры для компаний. Важным стимулом, побуждающим компании публиковать такие отчеты, является возможность публично сообщить о своей общественно полезной деятельности, улучшить репутацию, а также продемонстрировать четко выстроенную систему управления и прозрачность. Правильно организованный процесс составления отчета о долгосрочном развитии, построенный на диалоге с заинтересованными сторонами, делает компанию более привлекательной для инвесторов и деловых партнеров.
Принципы, заложенные в отчете об устойчивом развитии, могут быть использованы компаниями малого и среднего бизнеса в целях налаживания диалога с деловыми партнерами, представителями органов законодательной власти. Составляемый в удобном для компании виде отчет о долгосрочном развитии может стать инструментом корпоративного управления, формирования бренда, минимизации бизнес-рисков, предвидения новых тенденций, что в конечном итоге способствует повышению эффективности бизнеса в целом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Брундтланд Г.Х. Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию. — М.: Прогресс, 1989.
[2] Ефимова О.В. Развитие взглядов на формирование корпоративной отчетности в условиях инновационной парадигмы развития экономики // О.В. Ефимова. Методология анализа результатов операционной и финансово-инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов: Монография. — М.: Финансовая академия, 2010.
[3] Карагод В. С. Теория и методология международной системы корпоративной социальной отчетности: Дисс. ... д-ра экон. наук. — М.: Изд-во РУДН, 2006.
[4] Boston Consulting Group The Business of Sustainability, 2011.
[5] Friedman A.L., Miles S. Stakeholders: Theory and Practice. — New York: Oxford University Press, 2006.
[6] Gibson R.B., Hassan S., Holtz S., Tansey J., Whitelaw G. (2005). Sustainability Assessment: Criteria and Processes London: Earthscan.
[7] GRI — Sustainability Reporting Guidelines, 2011.
[8] European Accountants (FEA) Environmental, Social and Governance (ESG) indicators in annual reports. An introduction to current framework, 2011.
[9] Hitting the notes, but what's the tune? A report from ACCA in partnership with Deloitte, 2010.
[10] ICAEW. Developments in new reporting models, 2009.
[11] International Federation of Accountants. Sustainability Framework 2.0. Professional Accountants as Integrators, 2011.
[12] Searching for Sustainability. Value creation in an Era of Diminished Expectations. BCG (Boston Consulting Group). The 2009 Value creator report.
[13] The World Business Council for Sustainable Development (WBCSD) Sustainable development reporting. Striking the balance. 2005.
[14] European Academy of Business in Society (EABIS) "Sustainable Value — EABIS Research Project — Corporate Responsibility, Market Valuation and Measuring the Financial and Non-Financial Performance of the Firm", 2009.
[15] DVFA (the Society of Investment Professionals in Germany) "KPIs for ESG — Key Performance Indicators for Environmental, Social and Governance Issues — A Guideline for the integration of ESG into Financial Analysis and Corporate Valuation" (version 3.0), 2010.
[16] UNCTAD «Guidance on Corporate Responsibility Indicators in Annual Reports", 2008.
[17] URL: http://www.globalreporting.org
[18] URL: http://www.csreurope.org
[19] URL: http://www.sustainability-indexes.com
[20] URL: http://www.interfax-era.ru
SUSTAINABLE DEVELOPMENT REPORTING: TRENDS, DRIVERS, AND CHALLENGES
O.V. Efimova
Finance University under the Government of Russian Federation
Leningradsky Prospect, 49, Moscow, Russia, 125993
This article analyses methodology and best practice of Sustainable Development Reporting (SDR). The research is based on the examination of existing approaches and international experience of SDR. Best practice of international companies was taken into consideration. It is concluded that it is necessary to distinguish the objectives of SDR for both internal and external users. Taking into account the information needs of key users groups the most important performance indicators are offered. The analysis has shown that sustainability reporting in Russia is mainly used by public companies and corporations. To spread the SDR further it is necessary to involve small and medium businesses into the process. The study examines new requirements for Sustainability Development Reporting.
Key words: Sustainability, Sustainable Development Reporting, Corporate responsibility, Indicators of Sustainability.