Научная статья на тему 'Отчет об участии в VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию (Сингапур)'

Отчет об участии в VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию (Сингапур) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет об участии в VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию (Сингапур)»

Р. С. Досмагамбетова, И. М. Риклефс, В. П. Риклефс,

Ф. А. Миндубаева

ОТЧЕТ ОБ УЧАСТИИ В VIII АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

(СИНГАПУР)

Карагандинский государственный медицинский университет

С 26 по 30 января 2011 г. в Национальном университете Сингапура проходила VIII Азиатско-Тихоокеанская конференция по медицинскому образованию Проведение подобных конференций уже стало доброй традицией, они организуются ежегодно отделом медицинского образования школы медицины Йонг Лу Лина Национального Университета Сингапура. Несмотря на свой официальный статус, на конференцию приглашаются не только участники из стран Азии и Тихоокеанского региона, но также ведущие специалисты в области медицинского образования из Америки и Европы. Конференция проходила под девизом «Континуум медицинского образования: от додипломного образования к профессиональной практике. Тенденции. Проблемы. Приоритеты. Стратегии».

На восьмую по счету конференцию собрались более 600 представителей медицинских школ из 35 стран мира, включая Сингапур, Индонезию, Саудовскую Аравию, Шри-Ланка, Филиппины, Малайзию, Иран, Тайвань, Тайланд, Австралию, Японию, Южную Корею, Индию, Китай, Гонконг и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Из Великобритании, США, Канады, Южной Африки, Нидерландов и Дании на конференции присутствовали около 40 делегатов. К сожалению, страны СНГ были представлены только 5 делегатами из Карагандинского государственного медицинского университета (Казахстан).

Участники конференций подобного масштаба имеют уникальную возможность не только представить данные своих исследований в области медицинского образования и участвовать в семинарах, симпозиумах и лекциях, но и познакомиться со своими коллегами из различных стран мира для обмена идеями о возможных совместных проектах, обратиться за советом к ведущим мировым экспертам в области медицинского образования, узнать, каким образом другие медицинские вузы достигают тех же целей, которые поставлены перед медицинским образованием той страны, которую представляет делегат.

Формат конференции предусматривал курсы по базовым навыкам в области медицинского образования, пленарные заседания, секционные заседания, презентации стендовых докладов, семинары по различным областям медицинского образования, симпозиумы. Конференция продолжалась в течение пяти дней, два из которых были отведены на основную часть конференции и пленарные заседания, а три были предназначены для участия в семинарах и курсах по базовым навыкам в области медицинского образования.

Особое внимание было уделено вопросам интеграции всех уровней системы медицинского образования: додипломного, последипломного и непрерывного профессионального развития. На пленарных заседаниях и симпозиумах обсуждались следующие вопросы:

• современные тенденции в оценке знаний, навыков и умений студентов и врачей;

• перспективы и возможности вертикальной и горизонтальной интеграции образовательных программ на всех уровнях подготовки врачей;

• роль базовых медицинских наук в формировании компетентностей врача;

• роль современных технологий в обучении и подготовке врачей;

• медицинское образование, основанное на доказательствах;

• социальная ответственность медицинских вузов;

• симуляционные технологии в медицинском образовании;

• оценка академических достижений профессорско-преподавательского состава. Участникам конференции был выдан полный комплект документов по программе, включая

презентации по всем модулям обучения, копии статей из медицинских журналов, анонс предстоящих конференций и семинаров по медицинскому образованию, сертификаты участников.

Медицина и экология, 2011, 1

9

На конференции проводилась выставка, на которой ведущие производители в области технологий и программного обеспечения медицинского образования представляли свою продукцию. Особый интерес вызвали представленные на выставке высокотехнологичные симуляторы и тренажеры, электронные и печатные ресурсы по вопросам медицинского образования, в частности, выставки международного издательства медицинской литературы «Elsevier», института аудио-визуального медицинского образования (Япония), компании по производству высокотехнологичных манекенов «Laerdal, Inc.» (Норвегия), компании по производству манекенов по оказанию неотложной и хирургической помощи «United BMEC», международной компании по информационным услугам в области здравоохранения «UpToDate», различных международных ассоциаций медицинского образования.

Президент и генеральный директор Фонда усовершенствования международного медицинского образования и исследований (FAIMER) John J. Norcini (США) стал обладателем престижной премии MILES (наставничество, инновации и лидерство в образовании) за «выдающийся вклад в развитие мирового медицинского образования и академической медицины», вручаемой ежегодно школой медицины Национального университета Сингапура. После вручения премии John J. Norcini выступил с лекцией «Современные и будущие направления оценки», в которой отметил значимость базовых дисциплин и обратной связи в формировании компетентности врача. В частности, было отмечено, что базовые дисциплины в медицинском образовании необходимы для формирования у будущего врача фундамента для освоения клинических и практических навыков. Поэтому при обучении и оценке освоения базовых дисциплин наиболее целесообразно применение различных клинических сценариев и ситуационных задач, для решения которых необходимы знания по базовым медицинским наукам. Лектор особо отметил роль обратной связи, как от преподавателя студенту, так и от студента преподавателю в процессе обучения, которую он сформулировал в виде тезиса: «Нет обратной связи - нет обучения». К сожалению, при предоставлении обратной связи возникают проблемы, связанные как с недостаточностью культуры и традиций предоставления обратной связи, так и с нехваткой времени для этого в ходе обучения.

Профессор Ronald M. Harden (Великобритания), генеральный секретарь Ассоциации медицинского образования в Европе, в своей лекции на тему «Расширенная образовательная программа: целое больше, чем сумма частей», подчеркнул насущную необходимость создания единой системы медицинского образования, предусматривающую интеграцию программ додиплом-ного, последипломного образования и непрерывного профессионального развития. В лекции были выделены 5 ступеней реформы медицинского образования: изолированность, осведомленность, гармонизация, координация и интеграция. Участники конференции высказали единогласное мнение, что в настоящий момент программы медицинского образования на всех трех уровнях реализуются изолированно друг от друга, и выразили свое желание к 2020 г. достичь хотя бы фазы координации образовательных программ между уровнями подготовки. Одним из возможных путей интеграции образовательных программ является переориентация медицинского образования с процесса на продукт: достижения конечного результата подготовки высококвалифицированного эксперта.

Профессор Brian David Hodges, директор Центра научных исследований в образовании им. Дональда Вильсона университета Торонто (Канада) в своей лекции «От колыбели до могилы: возможно ли непрерывное медицинское образование, основанное на доказательствах?» представил аудитории свой взгляд на проблему непрерывного профессионального развития медицинских работников. По мнению лектора, вся система усовершенствования врачей держится на 5 основных принципах: навыки работы с литературными источниками, самооценка собственных достижений, самоуправление процессом собственного образования, наличие времени и сил для самосовершенствования и внедрение изученного материала в практику. К сожалению, данные принципы практически недостижимы в реальности, что ставит под сомнение эффективность всей системы непрерывного усовершенствования. Люди не склонны и не способны самостоятельно искать свои недостатки, а соответственно и планировать процесс самообучения. Кроме того, современный врач постоянно ощущает нехватку времени и сил, а для внедрения в практику недостаточно только вновь полученных знаний, но многое зависит от местных требований, условий и возможностей. В связи с этим лектор считает неизбежным реформу системы профессионального усовершенствования врачей и предлагает построить ее на принципах, основанных на доказательствах, а не на «идеальном» видении ситуации.

Главный медицинский специалист и старший вице-президент Американского совета по внутренним болезням, профессор Eric S. Holmboe представил лекцию на тему «Непрерывная система оценки от студента до практикующего врача для самоусовершенствования и улучшения качества медицинского обслуживания». В лекции было отмечено, что задачей системы медицинского образования является подготовка эксперта в области медицины из новичка. Одним из гарантов достижения этой цели может стать создание непрерывной системы оценки знаний, навыков и умений, основанной на достижении конечных результатов. Одной из подобных систем может стать схема оценки RIME (reporter, interpreter, manager, educator), оценивающей достижение обучающимся последовательных уровней компетентности: докладчик (способен ответить на вопрос «что?»), интерпретатор (способен ответить на вопрос «почему?»), менеджер (способен ответить на вопрос «как?») и воспитатель (способен брать ответственность за свое собственное образование и обучение других).

Достаточно интересными были лекции профессоров из США, Израиля и Сингапура, посвященные роли юмора в медицинском образовании, современным тенденциям медицинского образования в США и Сингапуре, построению симуляционных учебных программ, предполагающих использование высокотехнологичных манекенов, стандартизированных и виртуальных пациентов, а также оценке академических достижений преподавателей наравне с научными.

Значительный интерес вызвали организованные в рамках конференции представления стендовых и секционных докладов, а также симпозиумы по актуальным направлениям медицинского образования: «Роль базовых наук в медицинском образовании», «Роль технологий в современном медицинском образовании», «Социальная ответственность медицинских вузов», «Совмещение учебных программ додипломной и последипломной подготовки врачей». Из выступлений на симпозиумах особо выделялись доклады Dean Parmelee, заместителя декана по учебной работе школы медицины государственного университета им. братьев Райт (США), «Практика достижения совершенства: начинайте, имея конечную цель в уме», Jan-Joost Rethans, координатора программы подготовки стандартизованных пациентов школы медицины университета Маастрихта (Нидерланды), «Применение Интернет-технологий для записи собеседований со стадартизированными пациентами при обучении коммуникативным навыкам: опыт медицинской школы университета Маастрихта», профессора Alastair V. Campbell, директора центра биомедицинской этики школы медицины Национального университета Сингапура, «Приносят ли медицинские школы больше вреда, чем пользы?», профессора Paul A Hemmer, заместителя председателя по образовательным программам военно-медицинского университета Вифезды (США), «Медицинское образование в США: все ли заключается только в компетентно-стях?», профессора Khalid A. Bin Abdulrahman, декана медицинского колледжа университета аль-Имама (Саудовская Аравия), «Пути интеграции додипломного и последипломного медицинского образования: идеи из Саудовской Аравии».

В этих докладах получили развитие идеи и принципы интеграции медицинского образования, представленные на пленарных заседаниях. Так, было подчеркнуто, что основными принципами медицинского образования являются частое повторение с постепенно возрастающей сложностью материала (образовательная программа, построенная «по спирали») и тесная интеграция всех преподаваемых дисциплин с клиническим контекстом и научными данными. Была обоснована безусловная роль коммуникативных навыков в подготовке врача и продемонстрирована система обучения коммуникативным навыкам, основанная на записи контактов студентов со стандартизированными пациентами на основе Интернет-технологий. Автор доклада особенно отметил, что для адекватного воспроизведения различных клинических ситуаций в качестве стандартизированных пациентов целесообразно привлекать специально обученных актеров, а не просто студентов старших курсов и сотрудников кафедр. В ходе симпозиумов была высказана озабоченность утратой современными студентами моральных принципов в ходе обучения, уделением слишком большого внимания неотложной помощи, изолированности медицинского образования от потребностей общества. Возможными путями решения этих проблем может быть обязательное обучение профессионализму и принципам медицинской этики, поддержка большей инициативы в обучении со стороны студентов, расширение горизонтов обучения.

Благодаря активному участию в работе конференции, представлению стендового доклада и обсуждению проблем медицинского образования с ведущими специалистами в этой области, делегация из Карагандинского государственного медицинского университета сделала для себя

Медицина и экология, 20ll, l

ll

выводы по своей дальнейшей работе, которые могут быть представлены в виде следующих предложений и рекомендаций:

1. Внедрять симуляционные технологии и обучение, основанное на клинических случаях, в учебный процесс не только на старших курсах, но и на базовых медицинских дисциплинах. Обучение проводить с преимущественным использованием клинических сценариев. Оценку обучения на основе клинических сценариев осуществлять в виде устной обратной связи или письменной характеристики. Разработать программу факультативных занятий для студентов с применением симуляционных технологий.

2. Внедрить конструктивный подход к обучению коммуникативным навыкам. Обеспечить преемственность преподавания коммуникативных навыков на всех курсах обучения и дисциплинах. Разработать программу обучения стандартизированных пациентов.

3. Разработать программу обучения студентов профессионализму и его оценки. Включить обсуждение этических вопросов в программы клинических дисциплин, а также в итоговые экзамены по дисциплинам.

4. Разработать программу проведения научных исследований в области медицинского образования с последующей публикацией результатов исследований в известных международных журналах по медицинскому образованию.

5. Организовать фокус-группы среди студентов и преподавателей по изучению вопросов обеспечения качества медицинского образования. Составить инструкцию для преподавателей по проведению фокус-групп для изучения мнения студентов.

6. Внедрить видеозаписи лекций, практических занятий, собеседований со стандартизированными пациентами, симулированных клинических сценариев и объективного структурированного клинического экзамена с целью последующего разбора со студентами и предоставления конструктивной обратной связи.

7. Определить компетентности врача-интерна. Продолжить внедрение компетентностного подхода, ориентированного на конечный результат при обучении всем дисциплинам. Разработать критерии оценки и мониторинга достижения обучающимися требуемого уровня компетентности. Интегрировать программы обучения на 4-5 курсах и в интернатуре.

8. Продолжить совершенствование методов оценки с использованием подхода, ориентированного на клинические случаи и задачи. Обеспечить проведение тестирования, основанного только на клинических ситуациях. Внедрить методику прогрессивного тестирования.

9. Создать центр образовательных ресурсов и развития преподавателей. Составить программу обучения профессорско-преподавательского состава на год. Привлекать к участию в программе обучения не только преподавателей университета, но и преподавателей из других вузов Казахстана и Центральной Азии.

10. Разработать политику университета в области человеческих ресурсов, предусматривающую поощрения за академические достижения преподавателей, участие в различных конференциях по медицинскому образованию, постоянное повышение профессиональной и педагогической квалификации.

11. Внедрить формат проведения учебно-методических конференций, аналогичный VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию, предусматривающий курсы по базовым навыкам в области медицинского образования, пленарные заседания, секционные заседания, презентации стендовых докладов, семинары по различным областям медицинского образования, симпозиумы. Организовать Центрально-Азиатскую конференцию по медицинскому образованию. Активно привлекать студентов к участию в подобных конференциях.

12. Продолжить сотрудничество с Национальным Университетом Сингапура и Ассоциацией медицинского образования в Европе в области медицинского образования, приглашать профессоров ведущих мировых вузов для участия в учебно-методических конференциях в Казахстане, вебинарах для студентов и преподавателей, научном и творческом сотрудничестве.

Таким образом, благодаря участию в VIII Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию приобретен опыт в области использования медицинских образовательных технологий, который может быть успешно применен в учебно-образовательной деятельности. Искренне надеемся увидеть коллег из России и других стран Содружества Независимых Государств на IX Азиатско-Тихоокеанской конференции по медицинскому образованию, которая пройдет в Сингапуре 11-15 января 2012 г. и будет посвящена проблемам непрерывного профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.