Научная статья на тему 'Отчет о НИР на экономическом факультете МГУ за 2005 год и перспективы развития НИР'

Отчет о НИР на экономическом факультете МГУ за 2005 год и перспективы развития НИР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о НИР на экономическом факультете МГУ за 2005 год и перспективы развития НИР»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2006. № 3

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

ОТЧЕТ О НИР НА ЭКОНОМИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ МГУ ЗА 2005 ГОД И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НИР

Структура и кадровый потенциал факультета. Экономический факультет к настоящему моменту включает 21 кафедру (в том числе 3 академические кафедры), 4 самостоятельные лаборатории и 7 лабораторий при кафедрах, т.е. 32 структурных подразделения, общее количество работающих — 600 человек. Из них:

— 505 штатных сотрудников (бюджет);

— 34 работающих на внебюджетных ставках;

— 57 совместителей.

На факультете трудятся 170 человек научного персонала (в том числе 14 докторов наук и 73 кандидата наук), из них 40 человек — научно-вспомогательный персонал.

Профессорско-преподавательский состав факультета включает 199 человек (в том числе 65 докторов наук и 115 кандидатов наук).

За 2004—2005 гг. сотрудниками факультета защищено 3 докторские диссертации (Р.А. Мусаев, А.В. Кочергин, М.Л. Лучко), 5 кандидатских диссертаций (С.И. Невский, Е.Н. Кудряшова, Е.В. Груздева, О.В. Кай-лова, В.Н. Архангельский). Переведены на должность профессора Е.К. Мазурова, А.Л. Семенов, Н.Л. Фролова.

Тематика исследований в 2005 г. Научные исследования на факультете в отчетном году в соответствии с планом велись по пяти основным приоритетным направлениям и 29 темам:

1. Развитие экономической теории на основе системного анализа и формирование российской модели рыночной экономики (12 тем).

2. Исторические и философские аспекты экономической теории (3 темы).

3. Институциональная организация экономических систем (5 тем).

4. Развитие человеческого потенциала и социальная политика России (5 тем).

5. Глобализация мирового хозяйства и Россия (4 темы).

Публикации. Анализ предварительных отчетов по НИР кафедр и лабораторий факультета показал, что в 2005 г. общий объем публикаций составит около 1500 п.л., т.е. по 4 п.л. на каждого сотрудника и преподавателя факультета, что на 1,5 п.л. больше, чем в предыдущем году. Среди публикаций 42 монографии, 90 учебников и учебных пособий, 22 сборника и 150 статей. Особо следует выделить среди учебников и учебных пособий издания серии «Классический университетский учебник». Шесть таких учебников уже вышли, три находятся в производстве.

В истекшем году мы отмечали 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. К этой славной дате были выпущены книги ветеранов войны: монография «Политэкономия» В.Н. Черковца, книга Папулова П.А.

«Кадры управления в сфере экономики России, их деятельность, формирование и обучение» и сборник «Воспоминания наших ветеранов», который составил В.Д. Петрусь.

Подготовлено издание: Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков: В 5 т. / Сопред. Редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. Руководитель научного проекта Г.Г. Фетисов (М., Мысль, 2005. 4120 с.). Эта работа знакомит читателей с лучшими образцами мировой экономической литературы. Рассматриваются и получают научную интерпретацию труды мыслителей Древнего мира, Средних веков, Нового и новейшего времени, проанализированы концепции выдающихся отечественных экономистов.

Аналитические статьи российских специалистов по истории экономических учений иллюстрируются обширными выдержками из оригинальных работ зарубежных и отечественных авторов.

В заключительных книгах издания впервые представлены лекции всех нобелевских лауреатов по экономике. Лекции содержат новейшие достижения экономической мысли XX и начала XXI в. Они особенно актуальны в условиях современного, полного драматизма этапа развития мировой экономической теории и необходимы российским экономистам и политикам, в том числе для выработки стратегии возрождения страны.

Конференции. За отчетный период подразделения экономического факультета провели 11 научных конференций с общим числом участников, превышающим 1500 человек, и около 15 семинаров и круглых столов с общим числом участников свыше 500 человек.

Прошли традиционные Ломоносовские, Татуровские, Валентеев-ские, Немчиновские чтения. Наиболее активной в этой сфере научной деятельности остается лаборатория философии хозяйства (три международные конференции и девять семинаров). Еще одно мероприятие, ответственным за проведение которого является Ю.М. Осипов, — это Малый университетский форум «Россия — великая держава (вызовы современности и поиски проективного россиеведения)».

Следует, конечно, отметить конференцию «Россия и интернационализация высшего образования», организованную кафедрой экономики социальной сферы под руководством Е.Н. Жильцова, и конференцию «Безопасность: обеспечение, оценка и модернизация».

К итогам Международной научно-практической конференции «Россия и интернационализация высшего образования» (МГУ, 23-24 ноября 2005 г.)

Необходимость модернизации высшего образования России вызвана социальными и экономическими факторами, среди которых прежде всего следует отметить переход нашей экономики на рыночные условия хозяйствования и необходимость интеграции высшей школы в мировое образовательное пространство. Присоединение в 2003 г. России к «Болонскому процессу» ставит задачу дальнейшего развития высшего образования страны с учетом его включения в европейское образовательное пространство.

Главной целью проведения конференции является определение путей и методов модернизации высшей школы России и способов интеграции ее в мировое образовательное пространство.

Организационно-информационный этап конференции включал подготовку и согласование приказа о ее проведении, совещания оргкомитета конференции, а также большую работу по рассылке информации в вузы России, СНГ и зарубежным представителям. Эта работа выполнена при участии Е.Г. Славиной, Т.И. Афанаськовой, Л.А. Ивановой, Е.Н. Ков-рыжко, Н.В. Беляевой.

Редакционной группой в составе В.П. Колесова Е.Н. Жильцова, Л.С. Греб-нева, П.Н. Ломанова, Т.Б. Беляевой, С.И. Голоуховой, А.Ю. Быхов-ской, Р.П. Панкратовой к открытию конференции были отредактированы и изданы тексты шести докладов и 118 тезисов выступлений ученых и специалистов объемом 32,5 п.л. Пленарное заседание прошло под руководством ректора МГУ академика В.А. Садовничего, на нем было сделано шесть научных докладов. На конференции с докладами выступили Ректор МГУ В.А. Садовничий и Президент Ассоциации столичных университетов европейских стран профессор Артур Меттингер. В работе конференции приняли участие: представитель Венского университета — магистр Д. Балдингер, специалисты Русско-финского центра развития высшего образования при Хельсинском государственном университете — профессор Яаана Глушков и Арто Луукканен, а также ученые из Украины, Казахстана и Белоруссии. На Пленарном заседании докладчики выступили с изложением методологических вопросов развития высшего образования в современном мире и путей его дальнейшего реформирования с учетом социальных, экономических и национальных особенностей европейских стран.

С российской стороны в работе конференции приняли участие 163 ученых и специалистов вузов, в том числе 43 доктора наук. От МГУ в работе конференции принимали участие 42 специалиста.

В рамках конференции были образованы три секции.

1. «Содружество независимых государств: основные проблемы развития интеграции высшего образования». Работой секции руководили проректор МГУ, проф. А.В. Сидорович и профессор экономического факультета, зав кафедрой экономики социальной сферы Е.Н. Жильцов. По теме этой секции с докладами выступили 20 ученых. В выступлениях ученых первой секции рассматривались особенности развития высшей школы в России и в странах СНГ в постсоветский период и предлагались различные пути и методы ее реформирования и интеграции в общеевропейское образовательное пространство.

2. «Европейское пространство высшего образования: проблемы участия России и стран СНГ в региональном интеграционном процессе». Эта секция была посвящена обсуждению вероятных путей и методов развития общеевропейского образовательного пространства и места в нем российской высшей школы. Работой данной секции руководил профессор Л.С. Гребнев. По теме второй секции было опубликовано 38 тезисов выступлений ученых. Было сделано 17 выступлений ученых и специалистов, которые дали глубокий анализ состояния развития высшего образования в европейских странах и предложили пути дальнейшего его реформирования и интеграции в мировое общеобразовательное пространство.

3. «Мировой рынок образовательных услуг: страны, организации, технологии». Работой этой секции руководил декан экономического факультета МГУ, профессор В.П. Колесов. По теме данной секции опубли-

ковано 20 тезисов выступлений. В работе секции приняли участие 42 ученых и специалистов, из них выступили 19 человек. В своих выступлениях участники конференции изложили отечественный опыт сотрудничества с зарубежными университетами в области развития образовательных услуг, а также наметили пути и методы дальнейшего развития международного сотрудничества университетов.

Участники конференции предложили подготовить монографию по наиболее актуальным аспектам реформирования отечественного высшего образования и его интеграции в общеевропейское образовательное пространство.

В ходе дискуссии ученых были высказаны следующие мнения, представляющие интерес. Интернационализация в ее глобальной форме происходит противоречиво. Во-первых, налицо противоречие двух тенденций — тенденции стандартизации, унификации, потребности в создании единых международных норм и правил, и тенденция сохранения культурно-исторических и национальных традиций. Во-вторых, усиливается конфликт двух начал: с одной стороны, возрастает необходимость использования координации образовательной деятельности в связи с усложнением связи рынка образовательных услуг с рынком труда; с другой — увеличивается роль международных и национально-государственных институтов публично-правового регулирования образовательной деятельности.

На конференции было высказано опасение в том, что вступление высшей школы в ВТО и ГСТУ (Генеральное соглашение по торговле и услугам) будет означать нарушение баланса вышеназванных начал в сторону приоритета норм и правил ВТО и ГСТУ перед национальными законами, создаст режим наибольшего благоприятствования иностранным производителям услуг, а также будет способствовать отходу от традиций и стандартов качества национальной системы образования и усилению либерально-рыночного вектора над социальным вектором.

В свете возможных негативных последствий этого вступления присоединение к «Болонскому процессу» представляется как уникальный шанс модернизации и сохранения культурно-исторического значения образования.

Многие участники отмечали рост международного рынка образовательных услуг, а также недостаточный удельный вес в нем России.

«Болонский процесс» заставляет переосмыслить процессы реформирования отечественного высшего образования и выработки такой модели сохранения качества высшего профессионального образования, которая обеспечила бы постепенность в корректировке параметров российского образования, преемственности с точки зрения поддержания отечественных традиций и признание российского высшего образования. При этом важно дать критическую оценку опорным точкам европейской высшей школы, не допуская ее идеализации. Также следует иметь в виду, что «Болонский процесс» не имеет своей целью построение унифицированной общеевропейской модели образования. Как правило, речь идет о сближении позиций по проблемам обеспечения качества, его стандартах, процедурах, о единстве принципов и подходов, о примерной структуре учебных планов. Интернационализация не означает интенсивной вестер-низации российского высшего образования. Это лишь процесс сближения по некоторым основным параметрам, в отношении которых достига-

ется консенсус на европейском уровне. «Болонский процесс» — это не улица с односторонним движением, а процесс двусторонний.

«Болонский процесс» стимулирует европейскую высшую школу к поискам разнообразных форм гармонизации рынка образовательных услуг с рынком труда. Так, например, в Германии, Нидерландах, Австрии, Бельгии, Греции допускается параллельное существование многоуровневой и моноуровневой системы подготовки специалистов, в особенности по медицинским, архитектурным, строительным, некоторым инженерно-техническим, ветеринарным, стоматологическим специальностям: здесь сохраняется длительная 5—6-летняя подготовка кадров с высшим профессиональным образованием. В ряде стран Европы наметилась тенденция профилизации бакалавриата, идут поиски сопряженности между средним профессиональным и высшим профессиональным образованием, а также внутри высшего образования и между высшим и послевузовским образованием, в том числе в части иерархии научных степеней и званий.

Рынок труда, точнее, конкретные работодатели в России, как и в Европе, на первый план выдвигают не чисто профессиональные («объектные») качества, а человеческие («субъектные») качества претендентов на работу. Самым высоким приоритетом пользуются элементарная порядочность, отсутствие склонности к оппортунистическому поведению, надежность («корпоративность»), дисциплинированность, способность точно выполнять порученное дело. На втором месте идет способность к творчеству и только на третьем — собственно профессиональные знания и умения.

Это предъявляет повышенные требования к тому, как происходит процесс образования, к технологиям образовательного процесса, их воспитательному воздействию на обучающихся. (Традиционные университетские технологии, таким образом, оказываются востребованными в большей степени, чем «институтские», ориентированные на конкретное рабочее место, по части формирования творческого подхода, но могут уступать им по выработке дисциплинированности. Накопительная система формирования оценок помогает сглаживанию авральности сессионного формата оценки знаний.)

Только сложившееся гражданское общество, т.е. в данном случае организованные в сети разнообразных сообществ работодатели, профессионалы с высшим образованием и преподаватели высшей школы могут совместными усилиями формировать и корректировать требования к выпускникам вузов. Этого пока в России нет и не предвидится. Причина — отсутствие видения перспектив развития страны хотя бы на одно поколение вперед. Даже «маленькая Литва», представители которой выступали с несколькими докладами на секции, имеет перспективный план до 2015 г., который является ориентиром для всех, кто так или иначе занят высшим образованием. Для России такой стратегический план должен иметься сейчас хотя бы до 2030 г.

Фундаментальность образования не может оставаться неизменной в течение веков или хотя бы десятилетий. Логический и исторический подходы в преподавании основополагающих дисциплин могут комбинироваться в разных сочетаниях, и делать это надо с пониманием сильных и слабых сторон каждого из них.

Высказано мнение, что в интернационализации образования большое значение имеет изучение иностранных языков. Однако оно усиливает внимание к истории и цивилизации стран изучаемого языка в ущерб вниманию к культуре своей страны. Чтобы хорошо владеющие иностранным языком не пополняли потоки эмигрантов, обучение языкам должно сопровождаться улучшением качества обучения профессии и патриотическим воспитанием.

Участниками конференции из азиатских регионов России высказывалось пожелание наряду с европейским образованием лучше изучить системы образования стран Азии, заимствовать передовое и из их опыта.

Затрагивались вопросы необходимости более интенсивного использования в образовании информационных технологий и защиты прав интеллектуальной собственности.

Высказывались мнения, что подобные встречи в МГУ целесообразно проводить регулярно, так как именно здесь получаются наиболее содержательные обсуждения проблем совершенствования высшего образования в традиционно демократическом академическом духе.

Отчет о работе и итогах второго Малого университетского форума «Россия — великая держава (вызовы современности и поиски проективного россиеведения)», прошедшего в МГУ им. М.В. Ломоносова 7—9 декабря 2005 г. по инициативе Центра общественных наук и при участии экономического факультета МГУ

В форуме приняли участие около 225 человек. Выступили с докладами и научными сообщениями около 120 человек. Среди докладчиков были ведущие ученые МГУ, РАН, других научных и учебных учреждений России, Белоруссии и Украины.

Тема форума была в целом благоприятно встречена участниками, всесторонне и конструктивно обсуждена. Основную задачу форум видел в выработке концептуального взгляда на проблему российской великодержавности, в особенности на нынешней стадии ее реализации, исходя из органичности феномена великодержавия России. Форум признал, что великодержавие способно решать крупные исторические задачи, которые не решаются обычными государственными образованиями. Форум высказался за укрепление российского великодержавия, однако с непременным исполнением великодержавной властью необходимого в настоящее кризисное время перевода страны, ее социума в нормальное состояние бытия и развития. Власть, совершившая глобальную системную революцию в России, не может не понимать сегодня потребности в преодолении многих отрицательных следствий данной революции, а сделать это можно, если власть при этом заинтересована в социальном мире, как раз через деятельное участие великодержавной власти. Безопасность, справедливость, уверенность в будущем — абсолютно необходимые, но явно подорванные революцией начала нормального человеческого бытия. Высказавшиеся за великодержавие, его возможную выдающуюся уже послереволюционную роль участники форума не отрицали созидательных возможностей гражданских общественных институтов, но при условии их действия в одном с государственной властью направле-

нии. Уповать только на рынок и частный бизнес, ослабляя при этом государство и его важнейшую социально-экономическую функцию, глубоко ошибочно, а потому форум выступил за укрепление национального хозяйственного центра, за придание ему действенного конструктивного характера.

Аспирантура, докторантура. В настоящее время в аспирантуре факультета обучаются 406 человек. Из них 306 человек обучаются в очной аспирантуре и 100 — в заочной. Интересно сравнить эти цифры с данными по университету.

Всего в аспирантуру МГУ в 2005 г. было зачислено 4305 человек, из них 3559 — в очную аспирантуру, а 746 — в заочную. При этом в аспирантуру экономического факультета было зачислено 97 человек (78 — в очную и 19 — в заочную аспирантуру). Это на 12% меньше, чем пять лет назад. Снижение плана приема в аспирантуру на бюджетной базе сохранится, к сожалению, и в дальнейшем.

На факультете в настоящее время работают девять советов по защите кандидатских и докторских диссертаций. В 2005 г. открыт новый совет под председательством Ю.М. Осипова. За отчетный год в указанных советах было защищено 109 диссертаций, из которых 94 — кандидатские и 15 — докторские. Наиболее интенсивно работают советы под председательством: Е.Н. Жильцова (24 защиты); А.А. Пороховского (19 защит); М.В. Кулакова (19 защит); А.Д. Шеремета (17 защит).

Научная новизна результатов, полученных в диссертации А.О. Вере-никина на тему: «Человеческий потенциал экономического развития», представленной на соискание ученой степени доктора экономических наук по специальности 08.00.01 Экономическая теория, состоит в следующем:

1. В качестве альтернативы устоявшейся неоклассической трактовке активов человека как его капитала предложена концепция человеческого потенциала отдельной личности, коллектива и общества в целом как генератора социально-экономического развития за счет создаваемого им прибавочного синергетического эффекта возрастающей отдачи от масштаба общественного воспроизводства.

2. Раскрыта природа противоречий метакапиталистических отношений, когда с развитием системы всеобщего образования и социального обеспечения капитализм встает на путь собственного отрицания, связанного со становлением социума самовоспроизводящихся индивидуумов — носителей человеческого потенциала.

3. Показано, что важнейшим проявлением исключительной специфичности человеческого потенциала служит неотчуждаемость кластера его фундаментальных правомочий и неполная спецификация прав собственности на внутренние активы личности, которые сопряжены с принципиальным отсутствием его меновой стоимости, невозможностью ее даже потенциальной реализации.

4. На основе анализа процессов воспроизводственного кругооборота активов человеческого потенциала предложена отличная от неоклассической интерпретация функции полезности как целевого функционала предпочтений индивидуума относительно направлений своей жизнедеятельности.

5. Проведена классификация оптимизационных моделей, характеризующих деятельность коллективного человеческого потенциала хозяйственных организаций. Показана принципиальная неразрешимость задач статической максимизации прибыли, валовой выручки, удельных доходов работников и капиталистов (и, наоборот, существование решения задач максимизации объема производства, а при определенной постановке и валовой выручки, при безубыточной работе и минимизации затрат при выходе на запланированные мощности) в условиях возрастающей отдачи от масштаба хозяйственных операций.

6. В противоположность микроэкономическому подходу к оценке стоимости человеческого капитала как дисконтированного потока чистых доходов, основывающемуся на постулате убывающей отдачи от масштаба производства, разработана концепция анализа индивидуального и общественного потенциала в контексте равновесных пропорций при положительном эффекте масштаба системы воспроизводства народного хозяйства в целом.

7. Для рассмотренных задач условной оптимизации доказана возможность сбалансированного функционирования экономики в целом при возрастающей отдаче от масштаба воспроизводственной функции, характеризующей технологический уклад народного хозяйства с господствующими отношениями по поводу создания и использования человеческого потенциала. Проведенный анализ общего экономического равновесия позволил ослабить традиционные достаточные условия его существования.

8. В качестве следствия результатов, полученных при анализе системы общего экономического равновесия, обобщена теорема Коуза с учетом нечеткой спецификации прав собственности на человеческий потенциал и индуцируемой им возрастающей отдачи от масштабов общественного воспроизводства.

Работа Совета молодых ученых. За второе полугодие 2005 г. Совет молодых ученых принимал участие в следующих мероприятиях.

1. Сдан в печать очередной номер альманаха «Экономические исследования молодых ученых» и материалы конференции «Ломоносов-2004».

2. Подготовлены к изданию и материалы конференции «Ломоносов-2005», материалы апрельской конференции «Понятийный аппарат современной экономической и правовой науки» общим объемом 50 п.л.

3. Проведен ряд мероприятий совместно с кафедрой экономики предприятия и основ предпринимательства и представителями Научного парка МГУ в рамках программ «Старт» и «Формула успеха», рассчитанных на молодых ученых, квалифицированных специалистов и студентов.

4. Выдвинуты на конкурс стипендий Потанина работы молодых ученых.

5. 1—2 декабря 2005 г. состоялась поездка студентов магистратуры в г. Санкт-Петербург на конференцию «Предпринимательство и реформы в России».

6. В декабре 2005 г. состоялось выдвижение на конкурс МГУ работ молодых ученых.

Сотрудничество экономического факультета с государственными и общественными организациями в 2005 г. 1. Экспертиза работы коллектива

авторов под руководством Н.В. Шмелева, выдвинутой на Государственную премию РФ.

2. Подготовка подробной заявки для участия в конкурсе на выполнение научно-исследовательских работ по заказу Администрации Президента РФ по теме: «Анализ структуры, функций, источников и механизмов финансирования Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств. Возможные пути их модернизации, в том числе механизмы интеграции. Создание интегрированных научно-образовательных структур. Разработка предложений по совершенствованию системы подготовки и аттестации кадров высшей научной квалификации, мер по повышению эффективности системы контроля качества образовательных услуг, предоставляемых организациями высшего и среднего профессионального образования, предусмотрев при этом создание механизмов общественного контроля».

3. Участие в экспертном анализе системы целей и ожидаемых результатов деятельности субъектов бюджетного планирования (федеральных ведомств и региональных властей) по заказу МЭРТ и Минобрнауки РФ (С.В. Киселев, С.Н. Бобылев, С.В. Соловьева, В.А. Богомолов, А.А. Никифоров, В.В. Елизаров).

4. Подготовка проекта «Концепция социально-экономического подъема России» (основные тезисы) (Г.Г. Фетисов).

5. Подготовка научно-методической документации к концепции Правительства РФ по внедрению системы среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результаты деятельности отраслей социальной сферы (кафедра экономики социальной сферы).

6. Участие в экспертной группе и научно-консультационном совете Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального собрания РФ (Е.Н. Жильцов, Г.А. Ахинов, Е.В. Егоров).

7. Участие в работе комитетов ГД РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму, по образованию и науке (сотрудники кафедры экономики социальной сферы).

8. Членство в Экономическом совете Минобразования РФ (Е.Н. Жильцов).

9. Членство в Рабочей группе Минпромнауки РФ по подготовке проекта основ государственной политики РФ по обеспечению национальной безопасности в области оборота прав интеллектуальной собственности в сфере научно-технической деятельности (Е.В. Егоров).

10. Экспертиза в Московском городском фонде обязательного медицинского страхования (Б.И. Бояринцев).

11. Консультирование, экспертиза и участие в подготовке аналитических записок и замечаний на проект закона для Российского союза ректоров (кафедра экономики социальной сферы).

12. Председательство в экспертных комиссиях МЧС РФ, консультирование комитета Госдумы (А.Л. Бобров).

13. Экспертиза сводного доклада Правительства РФ о среднесрочном развитии субъектов бюджетного планирования (С.В. Соловьева).

14. Экспертиза нормативных документов Министерства финансов по запросу Министра финансов РФ (кафедра учета, анализа и аудита).

15. Участие в работе УМО (три подразделения).

16. Членство в Экспертном совете по социальной политике Совета Федерации России, в научно-экспертном совете межпарламентской Ассамблеи ЕВРАЗЭС, научное консультирование Всеобщей конфедерации профсоюзов, Министерства труда и соцразвития РФ (Р.П. Колосова).

17. Экспертиза проектов законов, законодательных актов, нормативных документов; экспертиза и разработка Концепции социального государства для Правительства РФ и других государственных документов (кафедра экономики труда и персонала).

18. Участие в мероприятиях Комитета и Аппарата Комитета ГД по делам женщин, семьи и молодежи, отдела статистики населения Госкомстата, управлений Федеральной миграционной службы, Координационного совета по проекту Яи8/03/Р09, администрации Новгородской области, Администрации Президента РФ и др. (лаборатория экономики народонаселения и демографии).

Центр по изучению проблем народонаселения (руководитель Центра — В.В. Елизаров) и входящая в его состав Лаборатория экономики народонаселения и демографии, отметившая в 2005 г. свое 40-летие, ведут актуальные и практически значимые комплексные исследования проблем народонаселения. Основные направления исследований последних лет: воспроизводство населения (анализ и прогноз); демографическое поведение; экономика семьи; демографическая и семейная политика; оценка расходов на экономическую поддержку семей с детьми; причины миграции и миграционное поведение населения России; статистика миграции и информационное обеспечение миграционной политики; миграционные установки выпускников российских ВУЗов; этнические аспекты демографических процессов; историческая демография; планирование семьи.

Проекты выполнялись как на основе грантов (РГНФ, Фонд Форда, ШТА8), так и договоров и выигранных тендеров. Заказчиками проектов выступали федеральные министерства и ведомства (Аналитическое управление Администрации Президента РФ, Министерство труда и социального развития РФ, Госкомстат РФ,), региональные органы исполнительной власти (Комитет по делам миграции Правительства Москвы, Комитет по делам женщин, семьи и демографии Администрации Липецкой области, Администрации Новгородской и Пермской областей), представительства в России международных организаций (ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Всемирный банк), другие организации и исследовательские центры (Российский фонд социальных реформ, НБФ «Экспертный институт», Институт экономики переходного периода, Российско-Европейский центр экономической политики, Демографический институт Макса Планка (Германия), Национальный статистический комитет Кыргызстана) и т.д.

Все реализованные в последние годы проекты имели не только теоретический, но и прикладной характер, результаты завершенных исследований содержали адресные рекомендации.

Сотрудники лаборатории принимали участие в подготовке концептуальных и аналитических материалов, связанных с реализаций Концепции демографического развития России, оказывали методическую помощь регионам, участвовали в подготовке законодательных предложений по

6 ВМУ, экономика, № 3

81

совершенствованию социально-демографической политики. Были подготовлены методические рекомендации по проведению мониторинга демографической ситуации в регионе и проведению демографической экспертизы нормативных документов, демографических и социально-экономических программ и проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкретные аналитические материалы и рекомендации были подготовлены для Пермской области. Работа была выполнена совместно с Экспертным институтом при РСПП, в ней участвовали как сотрудники лаборатории (В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский, Н.В. Зверева, Н.Г. Джанаева), так и сотрудники кафедры (В.А. Ионцев, И.Е. Калабихина). Результаты опубликованы в книге «Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона (на примере Пермской области)» (М., 2004; 16 п.л.; под ред. В.А. Ионцева).

По заказу Комитета социальной защиты Новгородской области в 2003—2004 гг. было проведено социолого-демографическое исследование «Демографическое поведение и его детерминация», результаты которого опубликованы в одноименной монографии (М., 2005; 22 п.л.; авторы: В.Н. Архангельский, В.В. Елизаров, Н.В. Зверева, Л.Ю. Иванова).

Сотрудники лаборатории (М.Б. Денисенко и др.) участвовали в исследовательском проекте Института экономики переходного периода. Результаты проекта частично вошли в среднесрочную программу развития РФ на 2005—2008 гг.

В 2001—2002 гг. сотрудниками лаборатории было проведено исследование миграционных намерений более чем двух тысяч студентов в пяти российских городах.

Выводы исследования использованы при подготовке аналитической записки «Меры по сохранению кадрового потенциала научно-технического комплекса России» (О.С. Чудиновских являлась членом рабочей группы по подготовке данного материала). Краткая версия отчета была распространена на заседании Комиссии по социальной политике в науке Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. На основе материалов исследования была подготовлена и опубликована монография «Миграционные намерения выпускников высших учебных заведений» (М., 2003; 7 п.л.; авторы: О.С. Чудиновских, М.Б. Денисенко и Е.В. Донец).

На основе анализа ситуации в области статистики миграции, особенно после принятия Федерального закона о правовом положении иностранных граждан, были подготовлены доклады о критическом состоянии учета мигрантов в РФ, которые были представлены на Московско-Берлинском семинаре, проведенном Правительством Москвы в июне 2004 г., и на международном семинаре «Политика в области трудовой миграции и управление данными», проведенном ОБСЕ и МОМ в сентябре 2004 г. (г. Кишинев).

В основу проекта «Факторы доступности завершенного высшего образования в элитном вузе (на примере МГУ им. М.В. Ломоносова)» были положены оригинальные эмпирические материалы, в частности база данных «Студент — МГУ» и материалы специально проведенного обследования студентов на шести факультетах МГУ. В работе были определены вероятности прерывания обучения на каждом курсе и для разных категорий студентов — местных и иногородних, юношей, девушек, обучаю-

щихся на контрактной и бюджетной основе. Результаты работы представлены в монографии «Возможности и ограничения завершения высшего образования в элитном вузе» (М., 2004; 13 п.л.; авторы: О. Чудиновских, И. Телешова, Е. Донец)

Сотрудники лаборатории участвовали в реализации проекта Национального статистического комитета Кыргызстана, Федерального статистического комитета Швейцарии, Университета Мэдисон (США) «Население Кыргызстана» (М.Б. Денисенко при участии О.А. Хараевой и Е.В. Фурсы), в «Баренцевом проекте» Норвежского института международных отношений (М.Б. Денисенко), в подготовке доклада для ЮНФПА «Демографические последствия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации» (Б.П. Денисов).

В 2000—2003 гг. ряд сотрудников лаборатории был привлечен к работе в качестве консультантов проекта Всемирного банка и Российского фонда социальных реформ (РФСР) «Содействие во внедрении новой модели назначения и выплаты детских пособий». Одним из важных практических результатов работы была методика оценки численности детей-получателей пособий в регионах, позволяющая делать более точные, чем ранее, расчеты средств на выплату пособий из государственного бюджета. Результаты работы опубликованы в книге «Новая модель назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Материалы, разработанные экспертами пилотного проекта по детским пособиям» (М., 2003; 13,5 п.л.; среди авторов: В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский, Н.В. Зверева, Н.Г. Джанаева).

В 2002 г. сотрудники лаборатории совместно с коллегами из Академии гендерной и семейной политики и Института социально-экономических проблем народонаселения РАН выиграли тендер на крупный исследовательский проект «Государственная социальная поддержка (социальная помощь и услуги) различным типам семей с детьми» (в рамках проекта SPIL, РФСР и Всемирного банка). Заказчик проекта — Мин-трудсоцразвития РФ. Руководитель исследования — В.В. Елизаров. Работа была выполнена в 2002—2003 гг. и включала в себя анализ законодательства, программ и отдельных мер социальной поддержки различных семей с детьми. В исследовании были использованы как количественные, так и качественные методы (анкетный опрос в пяти регионах, углубленные интервью и т.п.). Был дан комплексный анализ государственной социальной поддержки различных типов семей с детьми в России и разработана система рекомендаций по ее совершенствованию. Результаты исследования опубликованы в книге «Вопросы организации государственной социальной поддержки различным типам семей с детьми: Результаты исследовательского проекта» (М., 2003; 34,6 п.л.; среди авторов: В.В. Елизаров, В.Н. Архангельский, Н.В. Зверева, Н.Г. Джанаева).

Работы сотрудников Центра, как правило, получают высокую оценку. Так, за большой вклад в разработку демографической политики руководитель Центра В.В .Елизаров был награжден Почетной грамотой Министерства труда и социального развития РФ. Три сотрудника (В.Н. Архангельский, В.В. Елизаров и В.М. Моисеенко) были в 2003 г. награждены медалями «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения».

Ведущие сотрудники лаборатории часто привлекаются для экспертизы проектов законодательных предложений, концепций и программ: они

участвовали в экспертизе Федеральной миграционной программы на 2002—2003 гг., экспертизе законопроектов по линии Экспертного Совета при Комитете по социальной политике Совета Федерации и Экспертно-консультативного Совета при Комитете ГД по делам женщин, семьи и детей, членом которого является В.В. Елизаров.

Два сотрудника лаборатории — О.С. Чудиновских и В.Н. Архангельский являются членами Комиссии по анализу демографической ситуации при Правительстве Москвы.

В 2004 г. заключен договор о сотрудничестве между Центром по изучению проблем народонаселения и Комитетом по делам женщин, семьи и демографии Липецкой области. В соответствии с ним оказывается помощь региональным специалистам в анализе демографической ситуации, экспертизе концепций и программ и подготовке предложений по активизации демографической политики.

В 2004 г. по заказу Аналитического управления Администрации Президента была подготовлена аналитическая записка о возможном влиянии реализации Федерального закона № 122 на положение семей с детьми.

В 2005 г. сотрудники лаборатории совместно с экспертами ООО «Деловая Россия» приняли активное участие в подготовке аналитического доклада «Социально-экономические последствия демографического кризиса в России: пути преодоления» (10 п.л.) для Рабочей группы по демографии и трудовым ресурсам Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.

Сотрудники лаборатории В.В. Елизаров и В.Н. Архангельский вошли в состав рабочей группы при Минздравсоцразвития РФ по реализации основных положений Послания Президента РФ Федеральному собранию 2005 г. и подготовили соответствующие аналитические материалы и рекомендации по созданию условий, благоприятных для рождения и воспитания детей.

Для семинара «Стратегия развития», проводимого Группой стратегических исследований совместно с Высшей школой бизнеса МГУ, в ноябре 2005 г. был подготовлен доклад «Демографическая ситуация и демографическая политика» (В.В. Елизаров).

Поддерживаются активные связи с коллегами из институтов РАН (участие в совместных исследованиях, публикациях, конференциях и семинарах). Так с октября 2005 г. стал проводиться совместный с Центром демографии и экологии человека ИНП РАН дискуссионный семинар по теме: «Демографический кризис и пути его преодоления».

Сотрудники лаборатории принимали активное участие в международных и российских конференциях, в том числе в Байкальском экономическом форуме (2003, Чита), Втором социологическом конгрессе (2003, Москва), в Национальном форуме «Настоящее и будущее народонаселения России» (2004, Москва), Конгрессе «Мир семьи» (2004 г., Москва), Международной конференции «Гендер и экономика» (2005 г., Москва) и др.

В 2005 г. были успешно проведены Четвертые Валентеевские чтения — Международная конференция «Политика народонаселения: настоящее и будущее». Материалы (в двух книгах) опубликованы.

На регулярной основе выпускаются сборники «Население и кризисы» (11 выпусков) и информационно-библиографический бюллетень «Демо-

графия и социально-экономические проблемы народонаселения» (шесть выпусков).

Результаты научных исследований активно включаются в учебный процесс. Сотрудники лаборатории читают авторские спецкурсы, руководят студенческими работами, а также подготовкой кандидатских диссертаций.

Для магистров экономического факультета читаются курсы «Демографическая политика» (В.В. Елизаров) и «Семья и домохозяйство» (Н.В. Зверева совместно с И.Е. Калабихиной). В преподавании курсов для магистров участвуют также М.Б. Денисенко, В.М. Моисеенко, О.С. Чудиновских.

Сотрудниками лаборатории — Н.В. Зверевой и В.В. Елизаровым (в соавторстве с доцентом РАГС И.Н. Веселковой подготовлено учебное пособие «Основы демографии« (М., Высшая школа, 2004; 23,8 п.л.). Пособие допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия по направлениям 521600 «Экономика», 060100 «Экономическая теория» и 061800 «Математические методы в экономике».

Взаимосвязь Экономического факультета с РАН

Кафедра проблем современного капитализма экономического факультета МГУ. Кафедра политэкономических проблем современного капитализма экономического факультета МГУ образована в 1987 г. с целью интеграции академической науки и университетского образования и использования пионерных академических научных исследований в учебном процессе. Ее первым заведующим стал директор ИМЭМО, академик РАН Е.М. Примаков. В 1989 г. кафедру возглавил директор ИМЭМО, академик РАН В.А. Мартынов. С момента ее образования заместителем заведующего кафедрой был канд. экон. наук, доцент экономического факультета А.В. Сорокин. За этот период ведущими специалистами Института мировой экономики и международных отношений РАН, Института Европы РАН, Института США и Канады РАН, Института Народно-хозяйственного прогнозирования РАН на ней было прочитано свыше 100 спецкурсов, которые прослушали более двух тысяч студентов, подготовлено 200 дипломников и 40 аспирантов.

В разное время на кафедре преподавали академики В.С. Автономов, В.А. Мартынов, Е.М. Примаков, Р.М. Энтов, докт. экон. наук, проф.

A.В. Аникин, докт. экон. наук, проф. С.М. Никитин, докт. экон. наук, проф. В.М. Кудров, докт. экон. наук, проф. А.З. Астапович, докт. экон. наук, проф. А.В. Полетаев, докт. экон. наук, проф. М.М. Максимова, докт. экон. наук, проф. А.А. Пороховский, докт. экон. наук, проф. М.А. Портной, докт. экон. наук, проф. А.В. Дынкин, канд. экон. наук, доцент С.П. Аукуционек, канд. экон. наук, доцент Е.В. Бе-лянова, канд. экон. наук, доцет Л.М. Григорьев, канд. экон. наук Н.М. Андреева, канд. экон. наук А.Н. Клепач, канд. экон. наук

B.Б. Студенцов, канд. экон. наук В.Б. Стрежнева, канд. экон. наук А.В. Белянин, канд. экон. наук С.А. Афонцев, канд. экон. наук М.В. Бойко, канд. экон. наук Л.М. Григорьев.

Сотрудниками кафедры впервые на факультете были подготовлены и прочитаны курсы лекций по макроэкономике (С.П. Аукуционек), микро-

экономике (М.В. Бойко), исторической экономике (А.В. Полетаев), теории финансовых рынков (Р.М. Энтов).

Материалы прочитанных спецкурсов были опубликованы в специальном учебном пособии (гриф учебного пособия для экономических специальностей был присвоен Министерством образования ).

Большая часть курсовых и дипломных работ студентов была интегрирована в работу соответствующих подразделений ИМЭМО РАН. Начиная с 1993 г. ежегодно в работе Института принимали активное участие 10—15 студентов в качестве стажеров-исследователей (неполный рабочий день) или дипломников. После окончания МГУ в Институт пришли на работу в 1991—1995 гг. 7 выпускников МГУ и в аспирантуру Института — 33 выпускника МГУ.

Студенты, а впоследствие выпускники МГУ, внесли особый вклад в работу Центра по изучению переходной экономики (зав. Центром — С.П. Аукуционек): участие в долгосрочной исследовательской программе «Российский экономический барометр», в рамках которой осуществляется мониторинг и теоретический анализ переходных процессов в экономике России — обработка и анализ информации, подготовка библиографии и реферирование новейших западных работ по переходной экономике, участие в подготовке к публикации периодических и разовых изданий Центра (А. Батяева, А. Соколов, Е. Гаевая, Е. Малофеева, П. Бухтий-чук, С. Богодух, О. Положенко, Т. Кременчуцская и др.).

Под руководством преподавателей Кафедры в рамках исследовательских программ Института студентами было подготовлено и опубликовано более 50 работ в изданиях Института, других научных изданиях и в центральной прессе.

Большая часть курсовых и дипломных работ студентов была интегрирована в работу соответствующих подразделений Института мировой экономики и международных отношений: отдел общих проблем политэкономии современного капитализма (зав. секторами этого отдела академик Р.М. Энтов — преподаватель кафедры, А.В. Полетаев — преподаватель кафедры до 1995 г.), Центр по изучению переходной экономики (зав. Центром С.П. Аукуционек — зам. зав. кафедрой; зав. сектором Центра Е.В. Белянова — преподаватель кафедры до 1998 г.), отдел агропромышленного комплекса, отдел эффективности экономического развития главных капиталистических стран (зав. отделом С.М. Никитин — преподаватель кафедры), сектор экономической конъюнктуры (зав. сектором В.Б. Студенцов — преподаватель кафедры до 1997 г.), отдел международных экономических отношений (ведущий научный сотрудник отдела М.М. Максимова — преподаватель кафедры).

В настоящее время на кафедре работают академик РАН Р.М. Энтов, канд. экон. наук С.П. Аукуционек и канд. экон. наук Л.М. Григорьев. Зам зав. кафедрой — канд. экон. наук, доцент А.В. Сорокин, старший научный сотрудник ИМЭМО.

Основные публикации:

Григорьев Л.М.

1. Циклическое накопление капитала (на примере нефинансовых корпораций США). М., Наука. 1988.

2. Переход к рыночной экономике (Программа «500 дней», в соавторстве). М., 1990.

3. Распределение собственности и контроля в процессе приватизации: последствия для иностранных инвесторов // Иностранные инвестиции в России: тенденции и перспективы. М., ИНФОРМАТ. 1995.

4. Трансформация экономики и иностранные инвестиции // Политика привлечения прямых иностранных инвестиций БЭА. М., ТЕИС. 2001. Гл. 1.

5. «Состояние и прогноз развития финансовых рынков до 2010 года» (ТАСИС) (в соавторстве). 2003.

Энтов P.M.

1. Путеводитель по современной экономической теории // МЭиМО. 1994. № 2.

2. Вступительная статья к публикации Н.Г. Мэнкью: Осветим наши познания микроэкономики. 1995.

3. Перевод и комментарий к статье М. Хаусмана «Экономическая методология в двух словах». МЭиМО. 1994. № 2, 3.

4. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг (соавт. А.Д. Радыгин, Р.М. Энтов). 1999.

5. Трансформация отношений собственности и сравнительный анализ российских регионов. Авторский коллектив: докт. экон. наук А.Д. Рады-гин (ИЭПП), докт. экон. наук, проф., академик РАН Р.М. Энтов (ИМЭМО РАН). М., 2001.

Аукуционек С.П.

1. Теория перехода к рынку (пособие для изучающих микроэкономику). М., ИМЭМО РАНю 1993.

2. Aukutsionek S. Surveys of Industrial Enterprises in 1994 // The Russian Economic Barometer. Moscow. 1995—2005.

Сорокин A.B.

В октябре 2005 г. прошла защита докторской диссертации «Рыночная экономика: сопоставление теоретических подходов».

1. Экономическая структура общества. М.: ТЕИС. 2004.

2. Верификация ценовых эффектов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2005. № 4.

3. Загадка кривой спроса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. № 6.

4. Равновесие по Вальрасу. Случай обмена двумя товарами // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2004. № 1.

5. Несепарабельность экономической структуры // Философия хозяйства. М., 2005. № 3.

Мероприятия, подготовленные к 250-летию МГУ. Факультет провел все намеченные к юбилею университета мероприятия. Многие из них относятся к сфере издательской деятельности. Мы провели юбилейные Ломоносовские чтения, на которых были представлены доклады по основным направлениям исследований на факультете. Высокий научный уровень этих докладов отмечался единодушно. Был издан юбилейный выпуск журнала «Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика». Сотрудники факультета внесли большой вклад в реализацию программы юбилейных энциклопедических изданий (4 издания), классических учебников, о которых шла речь выше.

60-летний юбилей ВОВ. Давно отгремела Великая Отечественная война. Сегодня, спустя десятилетия, мы можем в полной мере оценить сложность задач, решенных нашим народом в предвоенные годы, героизм советских людей на фронте и в тылу во время войны, подвиг послевоенного восстановления страны. Свой вклад в достижение Победы наряду с воинами вносили рабочие, колхозники, инженеры, научные работники и другие труженики тыла.

В настоящее время на экономическом факультете усиленно трудятся многие ветераны войны и труда. В их числе В.А. Протопопов, В.Н. Чер-ковец, П.А. Папулов, В.Д. Петрусь и др. В наше непростое время они внесли большой вклад в сохранение традиций Московского университета и в развитие экономической науки.

Гранты, договоры, международное сотрудничество. За период 2004— 2005 гг. на факультете велись работы по шести грантам Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), одному гранту Российского фонда фундаментальных исследований, по 25 договорам с российскими организациями и 25 международным договорам. Эти договора связывают экономический факультет с учебными заведениями Германии, Австрии, Великобритании, Франции, Испании, Швеции, Польши, Украины, Казахстана, Азербайджана. Таким образом, общее число грантов и договоров, заключенных нашим факультетом, приближается к 60-ти. В денежном выражении это составляет примерно 25 млн руб.

К этой теме имеют прямое отношение и научно-исследовательские гранты нашего факультета, выделяемые начиная с 1993 г. В 1993 г., в период, когда мы активно приступили к переходу на двухступенчатую систему образования в высшей школе, страна встала на путь активного перехода от плановой концепции развития экономики к рыночной. Возникла необходимость подготовки кадров высшей квалификации, которые могли бы работать в рыночных условиях. Параллельно появилась потребность в учебной и научной литературе для обучения преподавателей и студентов. Наметились два пути решения проблемы: переподготовка кадров факультета на месте и за рубежом. Факультет использовал оба направления. Работа по совершенствованию системы образования на месте легла на плечи научного и профессорско-преподавательского состава факультета. Чтобы активизировать эту работу, и была введена процедура объявления грантов на факультете.

Было разработано положение о грантах и процедура его выполнения:

— объявлялся конкурс на получение гранта;

— создавалась комиссия по анализу материалов, поданных на участие в конкурсе;

— комиссия определяла (по средним баллам) выигравших конкурс;

— список выигравших гранты утверждался на Совете факультета;

— отчеты о выполнении гратов заслушивались на Совете по НИР и решение Совета по НИР утверждалось на Совете факультета;

— после этого выделялись финансовые средства за выполненную в срок работу.

За период с 1993 по 2005 г. (в течение 13 лет) в среднем за год подавалось 12 заявок на участие в конкурсе (всего за 13 лет — 159) на получение грантов факультета, а среднее количество выделенных грантов в год составляло 7 грантов (всего за 13 лет — 89). Объем выделенных

средств начиная с 1998 г. вырос с 58 тыс. руб. до 260 тыс. руб. в 2005 г., т.е. объем выделенных средств на один грант вырос за указанные 8 лет с 8,4 тыс. руб. до 37,1 тыс. руб.

Практически все научно-учебные подразделения в разные годы участвовали в конкурсе и выигрывали гранты (за исключением кафедр статистики, экономической информатики; учета, анализа и аудита; финансов и кредита). Наиболее активно, как и полагается, принимали участие подразделения:

— кафедра политической экономии;

— лаборатория философии хозяйства;

— кафедра математических методов анализа экономики;

— кафедра агроэкономики;

— лаборатория по изучению рыночной экономики;

— Центр по изучению проблем народонаселения;

— кафедра экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей;

— кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства.

За период с 1993 по 2005 г. при поддержке грантов

— подготовлено 9 докторских (А.С. Первушин, Н.В. Зверев, А.Е. Шас-титко, В.В. Герасименко, Р.Т. Зяблюк, Е.В. Красникова, А.И. Ламыкин, А.В. Сорокин, В.А. Бирюков) и 2 кандидатские (Ю.В. Потехин, В.Г. Тихонова) диссертации;

— к участию в научно-исследовательской работе привлечены студенты по трем подразделениям — кафедра ММАЭ, Центр по изучению проблем народонаселения, кафедра политической экономии;

— опубликованы монографии, статьи, сборники, учебная литература общим объемом около 1000 п.л.;

— кафедрой политической экономии и лабораторией философии хозяйства проводились научные конференции.

Анализ результатов грантов именно в рассмотренном выше аспекте (публикации и защиты) позволяет говорить о значительной эффективности этой формы стимулирования научной деятельности сотрудников нашего факультета (табл.).

В то же время следует отметить и недостатки. Так, легко видеть, что есть «фавориты» и «аутсайдеры» среди подразделений факультета в отношении как выделения грантов, так и просто участия в конкурсах. А это говорит об определенном снижении интереса к грантам. Исправить ситуацию можно уменьшением количества грантов с повышением их финансового веса, совершенствованием экспертизы при конкурсном отборе. Соответствующие предложения представила, например, кафедра народонаселения.

Совет по НИР рассмотрел дальнейшую судьбу грантов факультета и считает необходимым их сохранить, поскольку они дают дополнительную возможность финансирования научных исследований и, таким образом, играют стимулирующую роль. Однако механизм предоставления грантов следует усовершенствовать:

1) приоритетным правом получения грантов должны пользоваться те исследования, которые представляют собой прорыв в экономической науке, теоретической или прикладной;

2) гранты должны поощрять межкафедральные исследования, т.е. первоочередное внимание следует уделять исследовательским группам, в

Таблица

Динамика участия научных сотрудников и преподавателей в НИР по грантам экономического факультета

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Итого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего заявок 19 21 10 12 15 13 12 7 8 10 12 9 14 159

Число выделенных грантов 7 8 5 5 7 6 7 7 7 8 9 6 7 89

Защищено диссертаций 1 докт. 2 докт. 2 докт. 1 докт. 1 докт. 2 докт. 1 докт. 2 канд. 11

состав которых входят сотрудники разных кафедр факультета (подобно тому, как университет делает ставку на межфакультетские гранты);

3) необходимо, сократив количество предоставляемых грантов, увеличить их «финансовое наполнение», чтобы избежать распыления средств и повысить ответственность исполнителей за качество проведенных исследований.

Только при таких условиях практика факультетских грантов обеспечит увеличение удельного веса серьезных исследований, которые достойно представят «лицо» экономического факультета МГУ как в российском, так и в международном научном сообществе.

Содержание гранта «Экономическая безопасность РФ» (исполнитель канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник В.А. Богомолов). В процессе исследования данной проблемы автор пришел к выводу, что традиционные макроэкономические показатели не совсем адекватно отражают реальную экономическую ситуацию. Необходимо традиционные показатели дополнить нетрадиционными.

В 1980 г. японскими учеными был разработан «агрегированный индекс национальной силы государства». Этот индекс включает в себя многие факторы, например возможность страны влиять на мировую ситуацию и т.п. По этому индексу были проанализированы несколько стран, в том числе СССР, за 100% были взяты США. СССР составил 77%. В 2004 г., по оценкам автора, индекс России составил чуть больше 20%.

Традиционный показатель — прирост ВВП — можно дополнить показателем, разработанным специалистами ООН, — индексом истинных сбережений (ИИС), включающим в себя экологический фактор. В 2002 г. был проведен анализ ряда стран по этому показателю. Если прирост ВВП РФ составил более 7%, то по этому показателю он составил 11%, в 2004 г. — уже 12%.

В каждом крупном секторе экономики необходимо разработать предельные экономические показатели, и если фактические показатели ниже предельных, необходимо использовать все рычаги государства для исправления ситуации. Тем самым рост или снижение значения роли государства в экономике определяется не теми или иными теориями, а

конкретной экономической ситуацией, для оценки которой необходимо определить: 1) необходимую предельную долю обрабатывающей промышленности во всей промышленности; 2) предельный индикатор (М2); долю импорта продуктов потребления в общем потреблении, и т.д. по всем секторам.

Повышение эффективности научной работы. Эффективность научной работы, особенно в сфере гуманитарных наук, к которым относятся и экономические науки, оценить трудно. Один из реальных способов — оценка по количеству публикаций, по защищенным диссертациям, а также по внедрению результатов исследований в учебный процесс в виде новых учебников и обновленных учебных курсов. В данном отношении эффективность имеет место, но резервы ее повышения, конечно, есть. Мы можем лучше использовать имеющийся научный потенциал. Есть и соответствующие предложения. Их представили, например, В.Н. Черко-вец и Ю.М. Осипов.

Наиболее соответствовало бы задачам экономического факультета в области науки широкое использование практики образования временных творческих коллективов (ВТК). Это позволило бы в наиболее гибкой форме перенацеливать средства и силы на решение наиболее перспективных научных проблем.

На предшествующем этапе, который длился более 15 лет, факультету удалось улучшить организацию выполнения кафедрами и научными лабораториями перспективных научных исследований, расширить использование достижений в рыночных условиях, опираясь на опыт зарубежных вузов и собственный опыт.

Созданы заделы перехода к новой структуре функционирования научно-образовательной работы и инновационной активности.

Активизировалась информатизация исследовательской деятельности, обеспечивающая дальнейшее становление и развитие инновационных работ по важнейшим направлениям образовательной деятельности.

По инициативе кафедры экономики предприятия и основ предпринимательства экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова принял участие и был признан победителем конкурса Федерального агентства по науке и инновациям по лоту № 2005-РИ-27.0/012 «Разработка и создание модели международного учебно-научного и консультационного центра инновационного предпринимательства на базе государственного университета» с общим объемом финансирования 15 млн руб.

Цель проекта: развитие современных форм образовательной и консультационной деятельности в сфере инновационного предпринимательства, активизация международной академической мобильности и повышение квалификации специалистов инновационной сферы, а также создание объекта инновационной инфраструктуры в виде типовой модели учебно-научного и консультационного центра инновационного предпринимательства с международным участием на базе государственного университета для обеспечения современной комплексной многоуровневой подготовкой специалистов инновационной сферы и профессионального консультирования инновационного бизнеса.

Теперь необходимо научно-исследовательскую и инновационную деятельность превратить в движущий фактор дальнейшего совершенствования учебного процесса, обеспечивающий его саморазвитие и качественный рост. Для этого в перспективе необходимо привести научные направ-

ления и тематику исследований в соответствие с перспективными направлениями, обозначенными в стратегии развития факультета. Главное внимание следует уделить созданию научной продукции, кон- курентоспо-собной на российском рынке. Необходимо укрепить связь исследований, инноваций и учебного процесса, обеспечить развитие научных работ, направленных на решение актуальных и перспективных проблем образования. Ведущую роль в решении данных задач призваны сыграть учебно-научные центры.

18 ноября 2005 г. ректор МГУ В.А. Садоничий отметил, что общая стратегическая линия в области научной и научно-инновационной деятельности должна предусматривать сосредоточение усилий на решении наиболее крупных, определяющих развитие науки задач. Каковы могли бы быть наши действия по реализации этой линии? Представляется, что мы должны шире использовать имеющиеся в университете возможности междисциплинарных исследований. А в этом плане для экономического факультета представляется интересной тема, предложенная кафедрой политической экономии: «Экономический строй в России в условиях глобализации: теоретические и практические вопросы развития». Для реализации этого практического направления можно создать временный творческий коллектив (междисциплинарный научный проект).

Другим новым научным направлением на ближайшие 2-3 года может стать практическая задача «Развитие современных форм образовательной и консультационной деятельности в сфере инновационного бизнеса» (предложена кафедрой экономики предприятия и основ предпринимательства).

В рамках второго направления (не исключено, что и первого) необходима реструктуризация всей научно-исследовательской работы на факультете: расширение взаимодействия с университетами, российскими и зарубежными научными и научно-образовательными структурами.

Базой для создания ВТК по первому направлению могли бы стать такие подразделения, как кафедра политической экономии; кафедра истории народного хозяйства и экономических учений; лаборатория философии хозяйства; лаборатория рыночной экономики (возможно привлечение и других подразделений).

Базой для создания временного творческого коллектива по инновационному направлению могла бы стать кафедра экономики предприятия и основ предпринимательства, которая уже в рамках стратегии факультета собирается создать учебно-научный и консультативный центр инновационного предпринимательства с международным участием для обеспечения современной комплексной подготовки специалистов инновационной сферы и профессионального консультирования инновационного бизнеса.

Развивая НИР на факультете по названным двум направлениям, мы тем самым не сводим функцию научной работы в вузе только к обслуживанию учебного процесса, но расширяем значимость экономической науки в теоретическом плане, так как она востребована более широкой общественной практикой, потребностями развития знания, политикой государства и влияет на формирование общественного мнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.