Научная статья на тему 'Отчет о научной конференции "феномен алхимии в истории науки, философии, культуре" (Смоленск, 27-28 ноября 2015 г. )'

Отчет о научной конференции "феномен алхимии в истории науки, философии, культуре" (Смоленск, 27-28 ноября 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
226
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отчет о научной конференции "феномен алхимии в истории науки, философии, культуре" (Смоленск, 27-28 ноября 2015 г. )»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ: КОНФЕРЕНЦИИ Отчет о научной конференции «Феномен алхимии в истории науки, философии, культуре» (Смоленск, 27-28 ноября 2015 г.)

Алхимия представляет интерес для широкого круга исследователей, так как в историческом плане представляет собой уникальный интегральный феномен культуры, является уникальным объектом изучения и интерпретации. Трудно переоценить роль алхимии в процессе становления современных наук, формирования научного знания. Алхимическая философия Запада и Востока, веками разрабатывавшаяся ее последователями, достойна самого пристального внимания. Большой интерес вызывает алхимия со стороны культурологов, религиоведов, специалистов по эзотериологии, искусствоведов, историков и востоковедов. Отдельный интерес представляет алхимия для культурологических исследований таких феноменов современности, как дизайн, реклама, массовое искусство, так как алхимическая символика встроена в семиотику визуальной культуры, а искусство и дизайн постмодерна все чаще обращаются к метафоре великого делания.

В силу актуальности данной темы и большого интереса к ней как в среде специалистов, так и у широкой аудитории, не удивительно, что конференции по этой теме неизменно привлекают к себе внимание слушателей. 27-28 ноября в Смоленске состоялась уже третья по счету международная конференция «Феномен алхимии в истории науки, философии, культуре». Организаторами ее выступили «Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма» (АИЭМ) и кафедра дизайна Смоленского гуманитарного университета. Функцию председателя оргкомитета взял на себя к.ф.н., доцент Вяземского филиала МГУТУ им. К.Г. Разумовсого и член Совета АИЭМ Ю.Ф. Родиченков.

Работа первой секции (модератор В.Н. Морозов) началась с доклада Ю.Ф. Родиченкова на тему «Алхимия и алхимики в личных дневниках Джона Ди». В докладе на основе личных дневников была проанализирована роль и значимость алхимии в жизни и трудах известного математика, философа, астронома и астролога Джона Ди (1527-1609). Алхимия не была единственной

и основной сферой деятельности Джона Ди, хотя, несомненно, занимала определенное место среди его интересов. В центре анализа - описания лабораторных занятий, контакты с другими алхимиками, упоминания о его помощниках и учениках, а также пересказ бесед автора дневников с разными людьми на интересующую тему.

Затем выступил к.ф.н., доцент РХТУ им. Д.И. Менделеева, член Совета АИЭМ С.А. Панин (Москва). Тема его доклада -«Алхимические идеи в "Герметическом ордене Золотой Зари" и их влияние на современные алхимические практики». «Золотая Заря», орден, созданный в Англии в 1888 году, оказался одной из наиболее влиятельных эзотерических организаций в англоязычном мире в ХХ веке. Интерес к алхимии в этом ордене носил весьма разноплановый характер: в то время как ряд авторов, в частности, УБ. Йейтс и А. Уэйт, концентрировались на «духовной» стороне алхимии, понимая ее скорее в психологическом ключе, другие члены ордена, прежде всего, УА. Эйтон, интересовались и практиками лабораторной алхимии. На основе анализа первоисточников автор предпринял попытку проследить, в каких областях влияние «Золотой Зари» на современных авторов, пишущих об алхимии, было наиболее существенным.

Следующим выступил А.С. Леонов, магистрант РХГА (Санкт-Петербург). Доклад был посвящен алхимии в рамках эзотерических теорий и практик Ордена Девяти Углов (ONA). Это орден из числа исповедующих так называемый сатанизм и путь левой руки. Среди современных оккультистов сохраняется интерес к алхимии, сохраняется он и у оккультных групп пути левой руки. На примере ордена была предпринята попытка рельефно проиллюстрировать, какое осмысление находит западный оккультизм и алхимия, в особенности, в рамках современного сатанинского дискурса.

Доклад к.ф.н., доцента, доцента кафедры философии Черкасского национального университета им. Богдана Хмельницкого П.В. Кретова получил название «Онтологизирующий потенциал алхимического описания мира: символика, метафорика, трансцензус». По мнению автора, алхимическое описание мира интерпретируется как универсальный семиотический код, коррелирующий

одновременно с теологической картиной мира позднего средневековья и эмпирико-спекулятивным антропологизмом и антропоцентризмом раннего и высокого ренессанса. На уровне средств языка и денотативных единиц это описание соединяет психосоматическое переживание человеком («чувствование») мира в потоке повседневного опыта (феноменологический аспект) и рациональное его структурирование в процессе интерпретации (герменевтический аспект), то есть, изначально предполагает «чувствующий разум» (Х. Субири). Символика и метафорика в алхимическом описании несут потенциал трансцендирования человека, достижения трансцензуса. При этом опора производится на игровой и ритуальный, мистериальный контекст единения человека и мира. Символика онтологизируется и приобретает черты техники антропопрактики, практики себя.

Работу второй секции (модератор С.А. Панин) открыл аспирант Российского государственного гуманитарного университета, член АИЭМ С.О. Зотов (Москва) с докладом «Античная традиция двойственности VS "алхимическая троица" Парацельса». Исследование было посвящено компаративному анализу алхимической философии Зосимы Панополита и Парацельса. Одно из главных достижений Зосимы — это выражение идеи о двух принципах первоматерии на различных уровнях, проговаривание одного и того же разными «логосами». Парацельс под влиянием христианской теологии создает третий принцип, неразрывно связанный с первыми двумя — соль. Парацельс же, по мнению автора, соотносит дух, душу и тело с ртутью серой и солью: сера, в его системе представляющая душу, соединяет тело (соль) и дух (ртуть), несоединяемые противоположности.

С докладом «Алхимия Новой Эры: «Великий Переход 2012 года» выступила к.филол.н., редактор издательства «Академический проект», член АИЭМ Ю.В. Крайко (Балашиха). В докладе была проанализирована одна из самых известных мифологем современного движения Нью-Эйдж с точки зрения наличия в ней алхимических рецепций. Речь шла, прежде всего, об идее всеобщей трансформации, которая является главным признаком «Великого Перехода», или наступления Новой Эры эволюции человечества.

Согласно верованиям адептов, «Великий Переход» 2012 года станет началом глобальных перемен, которые произойдут как на физическом уровне (имеется в виду, прежде всего, «квантовый переход», который принесет трансформацию всего живого на Земле, вплоть до структуры ДНК), так и на духовно-ментальном.

К.ф.н., приглашённый исследователь Заарландского университета В.Н. Морозов (Заарбрюкен, Германия) представил доклад «"Сон в летнюю ночь": осенние размышления о грёзах и сновидениях в памятниках европейской алхимии». Автор отметил, что в истории алхимии сновидения занимают особенное место, они как бы выбиваются из общего ряда распространённых метафор, аллегорий, символов и условных наименований, ставших традиционными для алхимических текстов. Причиной тому служит следующее обстоятельство: описание снов и видений в памятниках герметической мысли не просто раскрывает богатство символического, но и затрагивает проблемное поле самой природы алхимического опыта, и, стало быть, играет ключевую роль в историографии алхимии для понимания существа герметического искусства. В этой связи особый интерес представляют сочинения таких герметических философов как Зосима Панополитанский, Жан де Роктайад, Джон Дастин, Генрих Корнелий Агриппа, Джон Бэниэн и др. Предложенные в начале двадцатого столетия психоаналитические проекты, прежде всего, Х. Зильберера и К.Г. Юнга, привлекавших алхимические тексты для изучения «душевной жизни» своих «современников-пациентов», привели к тому, что сновидения в истории алхимии перестали рассматриваться только как «цель» и стали рассматриваться как «средство», в частности, для подтверждения собственных теорий, не имеющих к проблемам изучения алхимии прямого отношения. Автор подчеркнул, что целью данного доклада было раскрыть функции сновидений в памятниках алхимической мысли, а также представить обзор подходов и проблем, связанных с феноменом сновидений и грёз в истории герметической мысли.

Второй день работы конференции начался с работы студенческой секции (модераторы А.В. Панкратова и Ю.Ф. Родиченков). Эксперимент по организации студенческой

секции прошел успешно. Студенты подготовили доклады, связанные с темой конференции, и с интересом участвовали в обсуждении. Затем прошло объединенное заседание третьей и четвертой секций (модераторы А.В. Панкратова и Ю.Ф. Родиченков). Открыл работу доклад независимого исследователя Д.А. Ратникова (Смоленск) «Небесный монохорд Роберта Фладда как алхимическая модель мироздания». В докладе была рассмотрена теория музыкальной гармонии небесных сфер на примере работ английского медика, астролога, философа, и алхимика Роберта Фладда (1574-1637), также известного под именем Робертус де Флуктибус (ЯпЬвГш de Fluctibus). Философская концепция - безусловно, одна из самых красивых и сложных в позднем ренессансе и раннем барокко -уникальным образом объединила в себе различные мистическо-эзотерические учения, идеи музыкальной эстетики и теологии того времени.

К.ф.н., доцент, доцент Национального исследовательского университета Высшая школа экономики и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член АИЭМ П.Г. Носачев (Москва) выступил с докладом «Алхимические мотивы в современной музыке». Алхимические темы в той или иной форме проникли в различные аспекты современной жизни, что неплохо показывают исследования литературы. В докладе П.Г. Носачев сосредоточил внимание на современной музыке, взяв для примера творчество известной группы «Оргия праведников» и ее лидера Сергея Калугина. Сам Калугин был лично знаком с Евгением Головиным и подвергся значительному влиянию его круга и творчески преобразовал это влияние в своей музыке. Этапы своей поэтической и музыкальной деятельности Калугин делит алхимическим образом: первый период начальный - нигредо, второй, длящийся до сих пор, - альбедо. Алхимические мотивы богато представлены во множестве песен группы как косвенно (например, «Дорога ворона»), так и прямо (например, «Королевская свадьба», являющаяся музыкальной вариацией «Химической свадьбы...» И. Андреа). В докладе был представлен анализ текстов песен и идейного фона, на котором они построены.

С докладом «Дизайн как Великое Делание. Взаимодействие

феномена алхимии с культурой постмодерна» выступила к.ф.н., зав. кафедрой дизайна Смоленского гуманитарного университета А.В. Панкратова. Она отметила, что взаимодействие феномена алхимии с современной визуальной культурой может быть рассмотрено в двух аспектах. Во-первых, символика алхимии постоянно воспроизводится в современном искусстве. Во-вторых, обнаруживаются точки соприкосновения дизайна и алхимии на уровне философского осмысления данных феноменов. Понимание генезиса дизайна как социальной практики связано с процессами индивидуации и поисками архетипических форм вещей, что имеет отношение к алхимии как культурному феномену.

Доклад старшего лаборанта кафедры философии Донецкого национального университета, членаАИЭМ К.М. Родыгина (Винница, Украина) и к.х.н., научного сотрудника Института органической химии Национальной академии наук Украины М.Ю. Родыгина (Киев, Украина) «On the Eastern Frontier of the Western Alchemy» («На восточном рубеже западной алхимии») был представлен на английском языке. Работа украинских участников была посвящена анализу специфики социокультурного бытия феномена европейской алхимии в Московском царстве в XVI-XVII вв. Авторы сделали вывод, что препятствия социокультурному укоренению алхимии в Московском государстве не сводились к религиозной мотивации, а имели комплексный характер, обусловленный совокупным действием ряда сонаправленных факторов.

В рамках конференции прошел круглый стол «Алхимия и искусство» (модераторы Д.А. Ратников и Ю.Ф. Родиченков), для студентов и всех желающих была прочитана открытая лекция «Алхимия от поздней античности до наших дней», а также состоялась презентация книги: Халтурин Ю.Л., Кучурин В.В., Родиченков Ю.Ф. «"Небесная наука": западная алхимия и российское розенкрейцерство в XVII-XIX вв.» / Серия «Ариадна» (Научные исследования эзотеризма и мистицизма. Вып. 1). - Санкт-Петербург: Издательство РХГА, 2015.

Ю.Ф. Родиченков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.