ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 191026 2019, № 4 (апрель) УДК 372.857
Отбор содержания и методика изучения темы «Естественный отбор» в средней и высшей школе
Ламехов Юрий Геннадьевич1
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Ламехова Елена Анатольевна2
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск, Россия
Аннотация. Развитие биологии привело на определенном этапе к возникновению эволюционной методологической концепции. Зарождение эволюционных идей и их развитие стало подготовительным этапом формирования учения об эволюции органического мира. Теория естественного отбора, сформулированная Ч. Дарвином, привела к возникновению дарвинизма, ставшего основой синтетической теории эволюции. На этом основании возникает необходимость методически грамотного и научно обоснованного изучения естественного отбора в средней и высшей школе. Целью статьи является анализ отбора содержания и разработка методики изучения темы «Естественный отбор» в курсе средней и высшей школы. Естественный отбор как самостоятельный фактор описывается в учебных пособиях, изданных в нашей стране и за рубежом. Сравнение информации, изложенной в разных изданиях, позволяет прийти к выводу о том, что в работах зарубежных ученых больше внимания уделяется роли генетических процессов и математической обработке данных, полученных при изучении естественного отбора. Актуальным в связи с этим является отбор содержания и разработка методики изучения темы «Естественный отбор» в курсе средней и высшей школы. Методологическая база проведенного исследования включает в себя учет общих тенденций в развитии эволюционной биологии. Признается также, что сформировавшиеся эволюционные идеи получили статус системообразующих регулятивов. С точки зрения авторов, содержание учебной программы, соответствующее изучению естественного отбора, должно опираться на представление об этом факторе, признанном в синтетической теории эволюции. Изучение материала должно сопровождаться примерами, использованием наглядных пособий и проведением лабораторных работ. Роль отбора в эволюции должна описываться по отношению к стабилизирующему, движущему, а также по отношению к частным вариантам проявления действия естественного отбора. Статья включает сведения теоретической и практической значимости. Теоретическая значимость связана с описанием методики изучения темы «Естественный отбор». С практической точки зрения в статье содержатся методические рекомендации, использование которых позволит обеспечить качественное усвоение обучающимися учебного материала.
Ключевые слова: естественный отбор, методика обучения биологии, синтетическая теория эволюции, учебные пособия.
Поступила в редакцию Received 27.02.2019 Получена положительная рецензия Received a positive review 28.03.2019
Принята к публикации Accepted for publication 28.03.2019 Опубликована Published 30.04.2019
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Ламехов Юрий Геннадьевич, доктор биологических наук, профессор кафедры общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия
2 Ламехова Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей биологии и физиологии ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Челябинск, Россия
Введение
Развитие биологии, как и других наук, связано с описанием специфики изучаемых объектов, ориентацией на традиции, доминирующий стиль мышления определенного исторического периода и учет конкретных социокультурных ожиданий. Процесс познания, сопряженный с отражением его достижений в образовательном процессе, осуществляется на основе конкуренции и смены фундаментальных теорий. Принимаемые за объективный вариант объяснения процессов и явлений, эти теории выстраивают различные факты науки, что позволяет подниматься на теоретический уровень обобщения материала [1].
Изучение закономерностей, проявляющихся на уровне биологической формы движения материи, позволяет выявлять новые факты и создавать обобщения, описывающие разные уровни организации жизни. Кроме этого с методологической точки зрения биологическому познанию принадлежит особый вклад в создание системообразующих регулятивов, вносящих ясность и логику в построение других наук. На определенном этапе развития биологии возникла эволюционная методологическая концепция, которая стала стержнем, связавшим мировоззренческие представления в единую стройную систему [2]. Зарождение эволюционных идей как определенный период в развитии биологии произошло в античное время и привело в Новое время к появлению учения об эволюции органического мира. Выдающийся вклад в развитие биологии внесла теория естественного отбора, сформулированная Ч. Дарвином [3]. Признание и распространение дарвинизма, сопровождавшееся его синтезом с генетикой и экологией, привело к формированию синтетической теории эволюции (С. Т. Э.), что, в свою очередь, определило возможность возникновения идей развития и организации, играющих роль методологических конструктов [4]. Эти достижения в области эволюционной биологии вышли за рамки собственно биологии регулятивов культуры в целом [5].
Краткая характеристика особенностей развития представлений об эволюции органического мира позволяет признать особую роль этих достижений в прогрессивном развитии сфер общественного сознания. Основным отличием дарвинизма и С. Т. Э. от других учений является признание ведущей роли естественного отбора в адаптивном преобразовании совокупностей организмов. Всё это определяет особый интерес к этому фактору как с точки зрения его дальнейшего изучения, так и с точки зрения методически грамотного и научно обоснованного изучения естественного отбора в средней и высшей школе.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Естественный отбор как самостоятельный фактор эволюции изучается в средней и высшей школе. При изучении биологии в средней школе названному фактору эволюции уделяется внимание при изучении общебиологических закономерностей. Естественный отбор является основным понятием в теории естественного отбора Ч. Дарвина. По мнению Ж. М. Абильдина, основное понятие имеет фундаментальное значение в построении теории [6]. В высшей школе основные характеристики естественного отбора включены в содержание учебной дисциплины «Теория эволюции». С нашей точки зрения, содержательные аспекты характеристики этого фактора должны преподноситься на разном уровне сложности, с учетом подготовки обучающихся и реализации методики обучения биологии. Однако как в высшей, так и в средней школе одним из критериев отбора содержания является современный уровень разработанности теории естественного отбора в эволюционной биологии.
В средней школе при изучении общей биологии длительно использовался, например, учебник «Общая биология», выпускавшийся под редакцией Ю. И. Полянского [7]. В этом учебнике удачно сочеталась информация по истории развития эволюционных идей с описанием современных представлений о микро- и макроэволюции. Несколько позднее коллективом под руководством А. О. Рувинского был издан учебник для школ с углубленным изучением биологии [8]. В содержании учебника недостаточно отражены исторические аспекты развития представлений об эволюции органического мира, но несомненным достоинством учебника является доступное изложение основных положений синтетической теории эволюции. В настоящее время, в связи с переходом на новые образовательные стандарты, появилась необходимость изучения общебиологических закономерностей в 9-м классе. Для этого были выпущены учебники разных авторских коллективов. Так, например, издан учебник для изучения общих закономерностей биологии в 9-м классе под руководством С. Г. Мамонтова [9]. Авторский коллектив предложил удачный вариант изложения общих закономерностей эволюционного процесса. Другой авторский коллектив под руководством В. В. Пасечника для 9-го класса разработал учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» [10]. Следует отметить как очень важную содержательную и методическую находку авторов учебника описание биологических процессов с учетом уровней организации жизни. В содержании учебника отражаются исторические аспекты формирования представлений об эволюции органического мира, а также описание микро- и макроэволюционных процессов. Таким образом, несмотря на ряд преимуществ, можно назвать следующие общие недостатки рассмотренных учебников:
- недостаточно внимания уделено описанию механизма действия естественного отбора;
- при формулировке определения естественного отбора необходимо приводить вариант определения, предложенный Ч. Дарвином, и вариант, сформулированный И. И. Шмальгаузеном;
- для подтверждения положения о ведущей роли естественного отбора в эволюции желательно описать механизм действия нескольких форм естественного отбора;
- роль отбора в эволюции лучше подтверждать на примере нескольких общих результатов, которые в совокупности обеспечивают повышение уровня приспособленности потомков по сравнению с предками.
К числу доступных источников информации по теории естественного отбора можно отнести учебную литературу для изучения теории эволюции, а также научные издания разных лет выхода в свет. Учебное пособие «Дарвинизм», автор которого А. А. Парамонов, было издано в 1978 г. [11] Его содержание вполне актуально и по сей день и включает достаточно подробную историческую справку об истории развития представлений о естественном отборе. Вполне закономерно, что автор учебного пособия доступно и в достаточной степени подробно описывает вклад Ч. Дарвина в развитие учения о естественном отборе. В учебном пособии А. Б. Георгиевского меньше внимания уделено историческим аспектам формирования учения о естественном отборе, но приведена более подробная характеристика механизма и форм естественного отбора с позиций синтетической теории эволюции [12]. Авторы учебного пособия «Эволюционное учение», определяя естественный отбор в качестве движущей и направляющей силы эволюции, описывают его механизм и результаты, опираясь на полевые и лабораторные исследования, а также приводят математические доказательства эффективности действия естественного отбора [13]. Подробное описание ме-
ханизма действия естественного отбора, подтверждаемое схемами и многочисленными примерами, излагается в учебном пособии А. С. Северцова [14]. Вместе с тем в учебнике того же автора, вышедшем несколько позднее, обсуждается идея о контрбалансе векторов, приводящих к проявлению действия стабилизирующего отбора [15]. Изучение экологических причин морфологической пластичности организмов позволило А. А. Махрову и И. Н. Болотову прийти к выводу, что этот результат связан с действием как движущего, так и стабилизирующего отбора [16].
Современные представления о естественном отборе и его роли в адаптивных преобразованиях, происходящих на разных уровнях организации жизни, излагаются в зарубежных изданиях. Особое внимание С. Райт уделял роли естественного отбора в эволюции популяций и его взаимодействию с другими факторами эволюции [17]. Т. Доб-жанский описывал роль мутационного процесса в механизме действия естественного отбора [18]. Р. Фишер описывал механизм действия естественного отбора с учетом протекания процессов генетического характера [19]. В. Винн-Эдвардс учитывал роль среды, в которой обитают организмы и их совокупности, и предлагал варианты выделения форм естественного отбора [20]. Д. Игует рассматривал значение форм естественного отбора в эволюционном процессе [21]. Роль группового отбора в эволюции популяций описал П. Хедрик [22]. В свою очередь, И. Секстон и А. Харгривз продолжают изучать норму реакции как одну из проблем современной эволюционной биологии в связи с ее зависимостью от интенсивности действия естественного отбора [23, 24].
В литературе обсуждаются методические аспекты, связанные с организацией изучения темы «Естественный отбор» при изучении биологии в средней и высшей школе. Е. А. Ламехова и Ю. Г. Ламехов подчеркивают, например, значение экологических знаний при изучении представлений об эволюции органического мира [25]. Ю. Г. Ламехов рекомендует реализацию междисциплинарного подхода [26]. Также ученый использует эволюционный подход, основанный на описании роли естественного отбора в эволюции. На протяжении длительного периода Ю. Г. Ламехов реализует межпредметную связь при изучении дисциплины «Зоология» в высшей школе или при изучении биологии некоторых групп животных [27, 28]. З. И. Тюмасева и Ю. Г. Ламехов в своей совместной работе дают характеристику стадий антропогенеза [29].
Сравнение содержания научных работ и учебных пособий отечественных и зарубежных ученых по теории естественного отбора позволяет прийти к выводу о том, что в работах зарубежных ученых при описании и изучении естественного отбора больше внимания уделяется роли генетических процессов и математическому обоснованию результатов полевых и лабораторных исследований.
Методологическая база исследования
Методологическая база проведенного исследования включает в себя учет общих тенденций в развитии как биологии в целом, так и учет особенностей формирования эволюционной биологии, сформировавшейся на определенном этапе развития представлений об эволюции органического мира.
Методологический анализ процесса биологического познания позволил прийти к выводу о том, что это достижение играет существенную роль в формировании идей, которые получают статус системообразующих регулятивов. Основополагающие идеи, возникнув в пределах, например, эволюционной биологии, оказывают влияние на построение других наук [30]. С нашей точки зрения, описанный выше аспект развития эволюционной биологии приобретает особое значение при изучении теории
эволюции в целом и естественного отбора как ведущего фактора эволюции. В данном случае речь идет не только о выяснении причин эволюции - затрагиваются мировоззренческие аспекты. Признание реальности действия естественного отбора самостоятельным фактором эволюции выступает в качестве обоснования материалистического подхода в описании и изучении эволюционного процесса.
Важную роль в процессе отбора учебного материала и методически грамотной организации изучения темы «Естественный отбор» играет опора на фундаментальные проблемы современной биологии. В своей статье Р. С. Карпинская приводит вариант перечня этих проблем, который включает признание единства и разнообразия, сходства и различия, проявляющихся на разных уровнях организации живой материи [31]. Опираясь на предложенный вариант фундаментальных проблем современной биологии, можно прийти к методически грамотному и научно обоснованному изучению аспектов, описывающих естественный отбор.
Материалы для написания статьи собраны в период с 1986 по 2018 г. благодаря работе со студентами Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск) при чтении лекций и проведении лабораторных занятий по теории эволюции.
При обработке собранного материала использованы методы научного исследования. Из группы общенаучных методов эмпирического познания применялись наблюдение и эксперимент. Обобщение собранного материала стало возможным благодаря использованию общенаучных методов теоретического познания: абстрагированию, идеализации, индукции и дедукции. Кроме названных методов на разных этапах работы проводились анализ и синтез, а также установление аналогии.
Результаты исследования
При изучении естественного отбора, выступающего в качестве фактора эволюции, необходимо учитывать историю развития представлений об эволюции органического мира, а также современный уровень развития эволюционной биологии. Признание реальности эволюционного процесса не привело к формированию единого представления о причинах эволюции и роли естественного отбора в возникновении новых форм живых организмов. А. Марков пишет, что в настоящее время признается выделение четырех основных направлений эволюционной мысли, что определяет значимость методически грамотного и научно обоснованного изучения основных положений С. Т. Э. [32] К их числу относятся: ламаркизм, жоффруизм, дарвинизм и номогенез. Из приведенных направлений эволюционной мысли лишь дарвинизм опирается на признание роли естественного отбора. В итоге можно признавать реальность эволюционного процесса, но не относиться к эволюционистам-дарвинистам. Перспективность дарвинизма как направления, основанного на признании роли естественного отбора в эволюции, подтверждается тем, что на основе дарвинизма сформировалась С. Т. Э., развитие которой может быть реализовано, по мнению Н. Н. Воронцова, в качестве нового варианта синтеза. Неоднозначное отношение к статусу естественного отбора является одной из причин, определяющих высокий уровень требований к отбору содержания при изучении темы «Естественный отбор» [33].
С нашей точки зрения, часть учебной программы, соответствующая изучению естественного отбора, должна включать следующее содержание.
«Появление идеи естественного отбора в биологии. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Определение и механизм действия естественного отбора. Сравнение естественного и искусственного отбора. Результаты естественного отбора: дивергенция, видообразование и возникновение приспособленности организмов к среде обитания.
Определение и механизм действия естественного отбора с позиций синтетической теории эволюции. Основные положения, описывающие механизм действия естественного отбора. Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий отбор. Механизм действия и определения стабилизирующего и движущего отбора. Неосновные формы естественного отбора: дизруптивный отбор, частотно-зависимый, половой, К- и г-отбор, индивидуальный и групповой отбор.
Значение естественного отбора в эволюции: творческая, накапливающая, распределяющая и поддерживающая роли естественного отбора в эволюционном процессе».
При изучении естественного отбора особое внимание следует уделить определению этого фактора эволюции. Первый вариант определения, сформулированный Ч. Дарвином, гласит: «Естественный отбор - выживание организмов, приспособленных к среде обитания, и гибель неприспособленных» [34]. И. И. Шмальгаузен с позиций С. Т. Э. предлагает следующий вариант определения: «Естественный отбор - выживание и размножение наиболее приспособленных организмов». Определенный интерес представляет сравнение двух вариантов определения естественного отбора как фактора эволюции [35].
Общими положениями, включенными в формулировки определения, являются:
- выживание организмов;
- уровень приспособленности к среде обитания.
К числу различий относятся следующие положения:
- в определение Ч. Дарвина включен такой результат взаимодействия со средой обитания, как гибель организмов;
- в определение, принятое в С. Т. Э., включено положение о том, что естественный отбор приводит к размножению организмов.
Выделенные сходства в определениях естественного отбора подтверждают ведущую роль названного фактора в эволюционном процессе. Различия вызваны тем, что с позиций С. Т. Э. выделяется такой процесс, как элиминация, который занимает положение, противоположное естественному отбору.
Определение естественного отбора раскрывается при описании механизма действия этого фактора эволюции. Ч. Дарвин при описании механизма действия естественного отбора учитывал роль материальных факторов: наследственной изменчивости и борьбы за существование, которые приводят к проявлению естественного отбора. Классическим примером, иллюстрирующим механизм отбора, является возникновение взаимного приспособления между насекомыми-опылителями цветковых растений и насекомоопыляемыми растениями. Приведенный в работе Ч. Дарвина пример играет особую роль в изучении механизма отбора по следующим причинам:
- в названной ситуации учитывается роль случайного возникновения полезных признаков;
- при анализе процессов, приводящих к взаимному приспособлению, описывается взаимодействие организмов с условиями среды обитания, что связано с проявлением борьбы за существование и определяет направление действия естественного отбора;
- возникновение взаимного приспособления характеризуется как результат действия факторов эволюции, среди которых естественный отбор играет особую роль.
При описании механизма естественного отбора с позиций С. Т. Э. рекомендуется рассмотрение следующих положений:
- естественный отбор следствие борьбы за существование;
- естественный отбор действует по фенотипу, но отбираются генотипы;
- материалом для действия естественного отбора являются мутации и рекомбинации;
- в ходе действия естественного отбора сохраняется онтогенез, адаптивный на каждой стадии развития;
- естественный отбор проявляется в определенном направлении, которое зависит от условий окружающей среды.
Анализ содержания сформулированных положений позволяет прийти к выводу о том, что они носят синтетический характер, проявляющийся в использовании данных дарвинизма, экологии и генетики для описания механизма действия естественного отбора. Для повышения качества усвоения учебного материала на этом этапе изучения темы рекомендуется заполнение таблицы, включающей информацию об адаптивном характере стадий онтогенеза, например, озерной лягушки как типичного представителя класса амфибии (табл. 1).
Таблица 1
Адаптивный характер некоторых стадий онтогенеза озерной лягушки
№ Название стадии онтогенеза Примеры адаптаций, проявляющихся на стадиях онтогенеза
1 Зигота - Запас питательных веществ; - покровительственная окраска; - набор хромосом
2 Бластула - Оптимальная скорость протекания митоза; - взаимодействие между бластомерами; - реализация биологического окисления
3 Нейрула - Интенсивное деление клеток и развитие тканей; - формирование органов и систем органов зародыша
4 Личинка (головастик) - Покровительственная окраска; - жабры; - хвост; - двухкамерное сердце
5 Половозрелый организм - Трехкамерное сердце; - два круга кровообращения; - легочное дыхание; - покровительственная окраска; - конечности наземного типа
В табл. 1 приведены примеры адаптаций, проявление которых на разных стадиях онтогенеза обеспечивает выживание организма. При нарушении фенотипиче-ского проявления адаптивных признаков возможна элиминация как результат, противоположный естественному отбору.
Будучи векторным фактором эволюции, естественный отбор проявляется как в постоянных, так и в изменяющихся условиях среды обитания. И. И. Шмальгаузен описал две основные формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий [36].
При изучении названных форм естественного отбора рекомендуется изложение учебного материала в следующей последовательности: 1. Определение формы естественного отбора.
2. Описание механизма действия.
3. Примеры результатов описываемой формы из мира растений, животных и по отношению к виду человек разумный.
4. Реликтовые виды как один из результатов действия стабилизирующей формы отбора.
5. Появление новых адаптаций и процесс видообразования как результаты движущей формы отбора
6. Значение стабилизирующего и движущего отборов в эволюционном процессе.
При изучении естественного отбора как фактора эволюции особое внимание
необходимо уделять использованию натуральных объектов и проведению лабораторных работ [37]. Используемая нами методика проведения лабораторных работ также описывается [38]. При проведении демонстрации натуральных объектов или лабораторных работ следует учитывать следующие особенности:
- примеры видов живых организмов, используемые для демонстрации эволюционных процессов, должны быть убедительными и знакомыми с точки зрения особенностей их биологии;
- при выборе объектов предпочтение отдается массовым и доступным видам;
- виды растений или животных должны иметь ярко выраженные сходства и отличия, что позволит устанавливать степень родства и степень различий, возникших в процессе эволюции.
Для подтверждения роли естественного отбора в эволюции необходима характеристика форм, выделяемых кроме стабилизирующего и движущего. В учебной литературе описаны некоторые формы естественного отбора и охарактеризована их роль в адаптивных преобразованиях, происходящих на уровне популяции [39]. При описании этих форм отбора следует учитывать информацию, представленную в табл. 2.
Таблица 2
Формы естественного отбора и их значение в эволюции
№ Название формы естественного отбора Значение формы естественного отбора
1 Дизруптивный (разрывающий) отбор - Разделение исходной популяции на несколько новых группировок; - возникновение полиморфизма
2 Половой отбор Формирование полиморфизма
3 Частотно-зависимый отбор Сохранение в популяциях редких генотипов
4 К-отбор - Увеличение продолжительности жизни; - позднее наступление половой зрелости у организмов; - низкая плодовитость
5 г-отбор - Сокращение продолжительности жизни; - раннее половое созревание; - высокая плодовитость
6 Групповой отбор Выживание и размножение совокупностей организмов
7 Индивидуальный отбор Выживание и размножение отдельных особей
Описание нескольких форм естественного отбора и их роли в эволюционном процессе является убедительным доказательством роли этого фактора в адаптивном преобразовании популяций.
Каждая форма естественного отбора приводит к определенным эволюционно значимым результатам. Кроме этого с позиций С. Т. Э. выделяют общие результаты,
к которым относятся творческая, распределяющая, накапливающая и поддерживающая роли естественного отбора. В табл. 3 приведены примеры результатов, возникающих при проявлении этих вариантов значений естественного отбора.
Таблица 3
Значение естественного отбора в эволюции
№ Значение естественного отбора Примеры, подтверждающие значение естественного отбора
1 Накапливающая роль Накопление адаптаций к среде обитания, приводящее к развитию признака в филогенезе
2 Распределяющая роль Формирование популяций, подвидов и видовых ареалов
3 Поддерживающая роль Сохранение возникших адаптаций биологических систем к условиям обитания
4 Творческая роль Возникновение адаптаций к среде обитания на основе наследственных отклонений
В итоге естественный отбор, проявляющийся в нескольких формах, приводит к результатам, обеспечивающим возникновение и сохранение уровня приспособленности биологических систем к условиям среды обитания.
Заключение
Учение о естественном отборе как факторе эволюции является одним из выдающихся достижений в развитии биологической науки. Признание роли и описание механизма действия естественного отбора позволяет материалистически объяснить процессы эволюционного характера, происходящие в условиях биосферы. Также это позволило сформулировать ответы на такие вопросы, как механизм появления адаптаций, видообразование, и описать многие процессы эволюционного характера, происходящие на микро- и макроэволюционном уровнях. Особое значение отбора в протекании эволюции определило особый интерес к названному фактору эволюции и оказало воздействие на развитие как общественного, так и индивидуального сознания. В итоге особый статус естественного отбора определяет высокий уровень требований, предъявляемых к методике изучения темы «Естественный отбор».
Перспективными направлениями совершенствования отбора содержания и методики изучения темы «Естественный отбор» являются:
- совершенствование доказательности роли естественного отбора в протекании эволюционного процесса;
- сравнение разных вариантов объяснения эволюционного процесса с учетом вариантов, отрицающих роль отбора в эволюции;
- использование математического описания механизма действия естественного отбора;
- разработка методики проведения лабораторных работ и полевых наблюдений по изучению механизма и результатов действия естественного отбора.
Ссылки на источники
1. Лисеев И. К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии // Методология биологии: новые идеи. Синергетика. Семиотика. Коэволюция. - М.: УРСС, 2001. - С. 21-32.
2. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Предисловие // Методология биологии: новые идеи. Синергетика. Семиотика. Коэволюция. - М.: УРСС, 2001. - С. 3-4.
3. История биологии с древнейших времен до начала XX века / под ред. С. Р. Микулинского. - М.: Наука, 1972. - 563 с.
4. История биологии с начала XX века до наших дней / под ред. Л. Я. Бляхера. - М.: Наука, 1975. - 659 с.
5. Лисеев И. К. Указ. соч.
6. Абильдин Ж. М. Логика современного научно-теоретического познания // Вопросы философии. - 2013. -№ 5. - С. 3-10.
7. Общая биология: учеб. для 9-10 кл. сред. шк. / Ю. И. Полянский, А. Д. Бран, Н. М. Верзилин и др. - М.: Просвещение, 1987. - 287 с.
8. Общая биология: учеб. для 10-11 кл. шк. с углубл. изуч. биологии / А. О. Рувинский, Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев и др. - М.: Просвещение,1993. - 544 с.
9. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2013. - 288 с.
10. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2012. - 304 с.
11. Парамонов А. А. Дарвинизм. - М.: Просвещение, 1985. - 335 с.
12. Георгиевский А. Б. Дарвинизм. - М.: Просвещение, 1985. - 271 с.
13. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение - М.: Высш. шк., 1998. - 336 с.
14. Северцов А. С. Основы теории эволюции. - М.: МГУ, 1987. - 320 с.
15. Северцов А. С. Теория эволюции. - М.: Владос, 2005. - 380 с.
16. Махров А. А., Болотов А. А. Экологические причины высокой морфологической пластичности представителей таксона, обитающих в центре его происхождения (на примере благородных лососей Salmo) // Известия РАН. Серия Биологическая. - 2019. - № 1. - С. 43-51.
17. Wright S. Evolution in the Mendelian populations // Genetics. - 1931. - Vol. 16. - P. 97-159.
18. Dobzhansky Th. Genetics of the evolutionary process. - Colum. Univ. Press. N. J., 1970. - 505 р.
19. Fisher R. A. The genetical theory of natural selection. - Oxford: Clarendon Press, 1930. - 272 р.
20. Wynne-Edwards V. E. Animal dispersion in social Behavior. - Edinburgh; L., 1962. - 630 p.
21. Higuet D. Disruptive selection on body weight in Drosophila melanogaster // Evolution. - 1986. - V. 40. - № 2. -P. 272-278.
22. Hedrick P. Population genetics and ecology / еd. S. Levis. - Princeton: Princeton Univ. Press, 2009. - P. 109-116.
23. Evolution and Ecology of Species Range Limits / J. P. Sexton, P. O. Mclntyre, A. L. Angert, K. J. Rice // Ann. Rev. Ecol. Evol. Systematics. - 2009. - V. 40. - P. 415-436.
24. Hargreaves A. L., Samis K. E, Eckert C. G. Are species' range limits writ large? A review of transplant experiments beyond the range // Аm. Nat. - 2014. - V. 183. - № 2. - P. 157-173.
25. Ламехова Е. А., Ламехов Ю. Г. Значение экологических знаний при изучении истории формирования представлений об эволюции в высшей школе // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. - Самара: СГСПУ, 2018. - С. 271-278.
26. Ламехов Ю. Г. Междисциплинарный подход при изучении теории эволюции в средней и высшей школе // Междисциплинарность науки как фактор инновационного развития: сб. ст. междунар. конф. - Уфа, 2017. -С. 146-149.
27. Ламехов Ю. Г. Эволюционный подход при изучении дисциплины «Зоология» в высшей школе //Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. материалов Всерос. конф. с междунар. участием. - М.: МГОУ, 2017. - С. 81-82.
28. Ламехова Е. А., Ламехов Ю. Г. Эволюционный подход при изучении биологии птиц в высшей школе // Инновации в естественнонаучном образовании: материалы IX Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод. конф. - Красноярск: КГПУ, 2017. - С. 89-94.
29. Тюмасева З. И., Ламехов Ю. Г. Вопросы антропологии в биологическом образовании школьников. - Челябинск: ИУУ, 1988. - 49 с.
30. Баксанский О. Е., Лисеев И. К. Указ. соч.
31. Карпинская Р. С. Зачем методолог биологу? // Методология биологии: новые идеи. Синергетика. Семиотика. Коэволюция. - М.: УРСС, 2001. - С. 14-20.
32. Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. - М.: АСТ, 2006. - 526 с.
33. Воронцов Н. Н. Развитие эволюционных идей в биологии. - М.: Прогресс Традиция, 1999. - С. 639.
34. Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. - М.: Просвещение, 1987. - 383 с.
35. Шмальгаузен И. И. Проблемы дарвинизма. - Л.: Наука, 1969. - 492 с.
36. Там же.
37. Ламехов Ю. Г. Значение лабораторных занятий по теории эволюции для профессиональной подготовки будущих учителей биологии // Проблемы и перспективы развития методики обучении биологии в период перехода педагогического образования на многоуровневую подготовку: материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ», 2008. - С. 46-48.
38. Ламехова Е. А., Ламехов Ю. Г. Методика проведения лабораторных занятий по теории эволюции при изучении общей биологии в средней школе // Актуальные проблемы методики преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: сб. материалов Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. - М.: МГОУ, 2017. - С. 85-87.
39. Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Указ. соч.
Yury G. Lamekhov,
Doctor of Biological Sciences, Professor, General Biology and Physiology Chair, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia [email protected] Elena A.Lamekhova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, General Biology and Physiology Chair, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia [email protected]
Selection of content and methods of studying the topic "Natural Selection" in secondary and higher school Аbstract. The development of biology led to the emergence of an evolutionary methodological concept at a certain stage. The origin of evolutionary ideas and their development became the preparatory stage for the formation of the organic world evolution theory. The theory of natural selection, formulated by Charles Darwin, led to the emergence of Darwinism, which became the basis of the synthetic theory of evolution. On this basis, there is a need for methodologically competent and scientifically grounded study of natural selection in secondary and higher school. The purpose of the article is to analyze the selection of content and the development of methods for studying the topic "Natural selection" in the course of secondary and higher education. Natural selection as an independent factor is described in textbooks published in our country and abroad. Comparison of the information presented in various publications suggests that the works of foreign scientists pay more attention to the role of genetic processes and the mathematical processing of data obtained from the study of natural selection. In this context, the selection of content and the development of methods for studying the topic "Natural selection" in the course of secondary and higher education seem rather relevant. The methodological basis of the study includes taking into account general trends in the development of evolutionary biology. It is also recognized that the developed evolutionary ideas have got the status of system-forming regulators. From the point of view of the authors, the content of the course, regarding the study of natural selection, should be based on the idea of this factor, which is recognized in the synthetic theory of evolution. The study of the material should be accompanied by examples, the use of visual aids and laboratory work. The role of selection in evolution should be described in relation to the stabilizing, driving, as well as in relation to particular variants of the manifestation of the natural selection action. The article includes information of theoretical and practical significance. The theoretical significance is related to the description of the methodology for studying the topic "Natural Selection". From a practical point of view, the article contains methodological recommendations, the use of which will allow the students to ensure high-quality learning of the material.
Key words: natural selection, methods of teaching biology, synthetic theory of evolution, textbooks.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
www.e-koncept.ru
Библиографическое описание статьи:
Ламехов Ю. Г., Ламехова Е. А. Отбор содержания и методика изучения темы «Естественный отбор» в средней и высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № 4 (апрель). - С. 12-22. - URL: http://e-koncept.ru/2019/191026.htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2019-11026
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Ламехов Ю. Г., Ламехова Е. А., 2019
9772304120197