Научная статья на тему 'Отбор документов на государственное хранение в 1918-1928 гг. (на материалах Самарской губернии)'

Отбор документов на государственное хранение в 1918-1928 гг. (на материалах Самарской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
295
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Черкасова Мария Владимировна

В статье анализируется процесс формирование теории и практики отбора архивных документов на государственное хранение. Также рассматриваются макулатурные кампании и их влияние на комплектование архивных фондов в 20-е годы ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отбор документов на государственное хранение в 1918-1928 гг. (на материалах Самарской губернии)»

М.В. Черкасова*

ОТБОР ДОКУМЕНТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЕ ХРАНЕНИЕ В 1918-1928 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ САМАРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

В статье анализируется процесс формирование теории и практики отбора архивных документов на государственное хранение. Также рассматриваются макулатурные кампании и их влияние на комплектование архивных фондов в 20-е годы ХХ века.

Основной задачей архивов является накопление документальной ретроспективной информации. Но сохранение всего объема производимой обществом документации никогда не являлось задачей архивной отрасли. В связи с этим одной из главных проблем архивоведения с момента его теоретического оформления стала альтернатива «хранить - уничтожить».

В 1925г., разрабатывая проблему отбора документов на государственное хранение, С.К. Богоявленский сформулировал суть заложенного в ней противоречия: «С одной стороны, архивист должен препарировать архивный материал, сократив его количество и тем улучшив качество, а с другой стороны, рискует, уничтожая тот или другой документ, навлечь на себя справедливые нарекания в уничтожении полезного для справок или научных исследований материала» [1. С. 69]. С.К. Богоявленский видел возможность решения этой проблемы в определении критериев оценок научного значения документов и разработке системы перечней документов, предусмотренных для уничтожения. Последняя идея интенсивно разрабатывалась Б.И. Анфиловым, видевшим в «методе перечней» эффективную возможность справиться с «необозримой массой материалов» [2].

В историографии второй половины ХХ в. становление теории отбора документов на государственное хранение косвенно рассматривалось в работах

Н.А. Орловой[3], В.Н. Автократова [4]. В последнее десятилетие актуальным становится изучение региональной истории архивного дела. В рамках этих исследований уделяется внимание и вопросам истории комплектования советских архивов, в частности, Е.В. Булюлина рассматривает становление критериев ценности документов [5], В.С. Боброва анализирует влияние политиче-

*© Черкасова, М.В., 2006

Черкасова Мария Владимировна - Государственный архив Самарской области

ской конъюнктуры на отбор документов в государственные архивы Сибири [6]. Таким образом, в отечественной историографии анализировались лишь отдельные аспекты отбора документации на постоянное хранение, а история комплектования Самарского архива остается практически не освещенной. В связи с этим целью статьи является комплексное рассмотрение теории и практики архивного отбора 1920-х гг. на материалах Самарской губернии.

С первых декретов Советской власти по архивному делу перед архивистами была поставлена проблема отбора документов на государственное хранение. В 1919 г. ВЦИК своим декретом «О хранении и уничтожении архивных дел» определил процедуру утилизации архивных документов [7. С. 9-11]. В соответствии с этим декретом, в архивы поступали документы всех государственных учреждений и предприятий, из которых уже самими архивистами при участии представителя учреждения, сдающего фонд выделялись дела подлежащие и не подлежащие хранению. Описи дел, предназначенных к уничтожению направлялись на утверждение Центрального архивного управления. Уничтожению подлежали дела «не имеющие значения для изучения истории, дипломатических отношений, политической, общественной, экономической, вообще каждой жизни, в разных ее проявлениях» [7. С. 10]. Такая общая формулировка не ограничивала возможности уничтожения ценных материалов, поскольку четко не фиксировала критерии ценности документов.

Впервые критерии ценности документов были определены еще в январе 1919 г. в «Общей инструкции комиссиям для разбора архивных фондов, поступающих в Главное управление архивным делом», и были явно не достаточны для проведения отбора [8. С. 103-107]. В соответствии с «Общей инструкцией» в определении ценности документов должны были учитываться следующие аспекты: время создания документа (устанавливались так называемые «заповедные годы» - периоды, за которые дела не подлежали уничтожению), дублетность, то есть при наличии копий и оригинала документов на хранение в архиве оставался только оригинал, а также тематика документа. Были определены темы, требующие «особенно осторожного отношения»: политические перевороты, народные восстания, крупные реформы, народные бедствия и т.д.

Отсутствие более подробных рекомендаций по отбору документов имело неоднозначные последствия. Во-первых, существенное значение приобретало субъективное представление архивиста о том, что считать ценным или не представляющим ценности материалом. Архивный работник мог подойти к проблеме отбора формально, например, принять на хранение дела, только хронологические рамки которых совпадают с каким-либо важным историческим событием. При этом все остальные архивные документы автоматически признавались малоценными и без тщательного просмотра списывались к уничтожению. Так, в 1926 г. Самарским губенским архивным бюро были списаны к утилизации документы Самарского судебного ведомства, кроме ти-

повых дел и дел, иллюстрирующих крепостнический уклад жизни до 1861 г. При этом все дела окружного суда по гражданскому и уголовному отделениям утилизировались, за исключением дел за 1891-1893 гг. (время пребывания В.И. Ленина в Самаре в должности помощника присяжного поверенного), 19051907 гг. (период аграрных беспорядков) и за 1917-1918 гг. [9. Л. 113. 113об.]

Во-вторых, недостаток методического обеспечения сказывался на темпах отбора документов. Например, к середине 1920-х гг. Самарскому губернскому архивному бюро удалось полностью разобрать только 5 фондов из 102, хранящихся в губернском центральном архивохранилище [10. Л. 37].

На низких темпах отбора документов сказывались и специфические условия работы архивистов в начале 1920-х гг., а именно: отсутствие помещения, в которое можно было бы сконцентрировать все поступающие в ведение государственного архива документы, нехватка средств и сотрудников. Часто архивисты указывали на «невозможность условий для нормальной работы». При этом иногда на хранение в архив попадали фонды в таком беспорядочном состоянии, что сотрудники архива склонялись к варианту уничтожения документации даже без предварительного отбора ценных документов. В Самаре такая участь постигла архивы Казначейства и Службы контроля Самаро-златоустовской железной дороги, полностью списанные в 1927 г. на утилизацию бумажной фабрике [11. Л. 52, 53].

В целом медленный отбор и установленный порядок выделения малоценной документации к уничтожению, при котором этот процесс находился только в ведении архивов, способствовали накоплению в архивохранилищах огромной массы неразобранных дел.

На отбор дел на государственное хранение оказали непосредственное влияние так называемые «макулатурные кампании» - мероприятия по утилизации документов, утративших научное и практическое значение. Постепенно приобретая плановый характер, уничтожение документов стало одной из главных задач деятельности архивов. Форсированные темпы проведения макулатурных кампаний привели к утверждению практики «предварительного» отбора документов, при которой дела отбираются не тщательным просмотром каждого дела, а по заголовкам дел, указанным в описях. Широкое распространение получил метод составления перечней документов для государственных архивов. Эти перечни содержали наименование видов документов, которые можно было уничтожать без санкции Центрального архивного управления. Таким образом, главной проблемой для архивистов стало определение не того, что нужно сохранить, а того, что можно уничтожить. Рост темпов выделения макулатуры наглядно показывают следующие цифры: в 1925 г. из фондов Самарского губернского архивного бюро было выделено на уничтожение 21 860 кг, в 1928 г. - 140 702 кг [12. Л. 60]. При такой спешности и упрощении техники отбора документов не редко уничтожались и ценные материалы.

Таким образом, несколько опережающее развитие практики отбора документов на государственное хранение по сравнению с формированием теории этого отбора обусловило недостаток нормативно-методического обеспечения для соответствующей работы архивистов. Отсутствие более разработанных рекомендаций по отбору документов на хранение и уничтожение создавало возможность потери архивами ценных материалов. Развернувшиеся макулатурные кампании оказали непосредственное влияние на технику отбора документов и в значительной мере определили характер комплектования в 1920-х гг.

Библиографический список

1. Богоявленский, С.К. Работа Поверочной и разборочных комиссий / С.К. Богоявленский // Архивное дело. - 1926. - Вып. 5-6. - С. 68-82.

2. Анфилов, Б.И. Пересмотр состава государственных архивов / Б.И. Анфилов // Архивное дело. - 1935. - Вып. 2(35). - С. 26-35.

3. Орлова, Н.А. Вопросы экспертизы ценности в советском архивоведении / Н.А. Орлова // Труды МГИАИ. М., 1972. - Т. 29. - С. 48-76.

4. Автократов, В.Н. Теоретические проблемы отечественного архивоведения / В.Н. Автократов. - М.: РГГУ, 2001. - 396 с.

5. Булюлина, Е.В. История формирования регионального архивоведения России: дис. ... канд. ист. наук: 05.25.02 / Е.В. Булюлина. - М., 1998. - 210 с.

6. Боброва, В.С. Государственные архивы Сибири (1920-1930 гг.): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / В.С. Боброва.- Новосибирск, 2001. - 201 с.

7. Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О хранении и уничтожении архивных дел», 22 апреля 1919 г. // Основные декреты и постановления Советского правительства по архивному делу. 1918-1982. - М.: ГАУ, 1985. - 76 с.

8. Сборник декретов, циркуляров, инструкций и распоряжений по архивному делу за время с 15.VI.1918 - 15.VI.1920 гг. - М.: Госиздат, 1921. - Вып. 1. - 124 с.

9. Государственный архив Самарской области (ГАСО). - Ф.Р-780. - Оп.2. - Д.63.

10. ГАСО. - Ф.Р-780. - Оп.2. - Д.56.

11. ГАСО. - Ф.Р-780. - Оп.2. - Д.10.

12. ГАСО. - Ф.Р-779. - Оп.2. - Д.767.

M.V. Cherkasova

SELECTION OF THE DOCUMENTS FOR STATE STORAGE IN 1918-1928 (BASED ON SAMARA REGION MATERIALS)

In the paper the process of formation and development the theory and practice of appraisal of records and acquisition ones for archives is studied. The effect of spoilage campaign drives on document integration at archival funds in 1918-1928 years is considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.