ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 372.882:371.321
ББК Ч426.83-270 ГСНТИ 14.07.07 Код ВАК 13.00.01
М. Э. Ибрагимова
Ижевск, Россия
ОТ ВООБРАЖЕНИЯ К ВОПЛОЩЕНИЮ: МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СВЕТЕ ИДЕЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО
Аннотация. В статье представлена модель организации творческой деятельности, основанная на идеях Л. С. Выготского, согласно которой первым этапом является воспроизводящий (репродуктивный) тип деятельности, вторым — комбинирующий (творческий). Реализация модели представлена на примере цикла уроков по балладе в 6 классе по «Инновационной технологии литературного образования» В. И. Тюпы. Воспроизводящий тип деятельности включает 3 учебно-творческих акта: эмоциональное погружение в жанровый мир, определение «формулы» жанра как смыслового ядра произведения и воспроизведение предложенного сюжета в заданном жанре с опорой на раскрытую «формулу». Комбинирующий тип творческой деятельности предполагает создание текста на основе «формулы» жанра с использованием материала, способствующего творческому импульсу и пробуждению воображения школьника. Такая организация творческой деятельности «от воображения к воплощению» позволяет поэтапно, путем накопления эстетического опыта активизировать процесс словесного творчества учеников среднего школьного возраста и дать им инструментарий для осуществления «свободы самовыражения».
Ключевые слова: творческая деятельность, баллады, методика преподавания литературы, методика литературы в школе, уроки литературы, школьники, творческое воображение.
M. E. Ibragimova
Izhevsk, Russia
FROM THE IMAGE TO ITS IMPLEMENTATION:
THE MODEL OF CREATIVE ACTIVITY ORGANIZATION
IN THE LIGHT OF VYGOTSKY'S IDEAS
Abstract. The article introduces an organizational model of creativity process based on L. S. Vygotskiy's ideas, where the first step is visualizing (reproducing) type of activity and second is combining (creative) type. A series of classes in the 6th grade based on «Innovative technology of literature education» by V. I. Tyupa were chosen as an example for model implementation. Visualizing activity type includes three educational and creative steps: emotional immersing in the world of genres, defying the genre «formula» as a semantic core of literary work and recreating given plot in the specific genre and using the defined «formula». Combining activity type suggests text creation based on genre «formula» using the material that would boost creative impulse and would awaken scholar's imagination. Such organizational model of creativity process «from imagination to creation», step by step, by means of accumulating the aesthetic experience, allows us to activate the verbal creativity process of middle school scholars and give them the proper instruments to implement «freedom of self-expression».
Keywords: creativity, ballad, methods of teaching Literature, methods of teaching Literature at school, Literature lesson, pupils, vivid imagination.
Смена взглядов на учебный процесс повлекла за собой изменение функций его участников: если традиционный урок предполагал преподавание предмета (учитель — субъект, ученик — объект), то сегодняшний день рассматривает процесс обучения как учебную деятельность, строящуюся на том, что при овладении новым знанием и опытом ученик является субъектом, «носителем предметно-практической деятельности и познания» [Философский энциклопедический словарь 1983: 661].
Известно, что учебная деятельность — целенаправленное осознанное совершение совокупности действий. В обучении литературе как эстетическому предмету важна не только учебная, но и учебно -творческая деятельность. Это процесс более слож-
ный, так как предполагает, помимо осознанности субъектом своей деятельности, еще и «свободу самовыражения», и создание продукта творческой деятельности, который всегда неповторим, ценен, потому что является воплощением авторского «Я» и его миропонимания.
В учебно-творческом образовательном процессе его участники — учитель и ученик — сталкиваются с определенными преградами:
- для педагога-словесника представляется сложной сама методика организация деятельности по развитию творческих способностей;
- для ученика как субъекта затруднение состоит в отсутствии инструментария «свободы самовыражения».
УЧИТЕЛЬ: УСЛОВИЯ? УЧЕБНО-ТВОРЧЕСКАЯ УЧЕНИК: ПРОДУКТ? -► ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ <-
ОРГАНИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
(АЛГОРИТМ?) (ИНСТРУМЕНТАРИЙ?)
Так каким же образом организовать на уроке деятельность по созданию эстетического продукта и ожидать его возникновения от обучающегося?
Любое творчество требует от создателя проявления его воображения. Но если при этом воображаемый мир не находит воплощения, а остается фантазией и «воздушным замком», то каков результат этой деятельности? «Всякое построение воображения, исходя из реальности, стремится описать полный круг и воплотиться в реальность» [Выготский 1991: 34].
РЕАЛЬНОСТЬ — ВООБРАЖЕНИЕ — ? —
ВОПЛОЩЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ, КВАЗИ-РЕАЛЬНОСТЬ)
Традиционно при планировании учебно-творческой деятельности на уроке этап перехода от воображаемого в воплощенное упускается, несмотря на то, что является одним из наиболее важных, так как «стремление воображения к воплощению, это и есть подлинная основа и движущее начало творчества» [Выготский 1991: 34].
РЕАЛЬНОСТЬ — ВООБРАЖЕНИЕ — ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ВОПЛОЩЕНИЕ (ПРОДУКТ)
Творческая, как и другая деятельность, осуществляется по определенным психологическим закономерностям последовательного прохождения этапов творения. Поэтому учитель, ищущий способы организации творческой деятельности, стоит перед необходимостью создать алгоритм организации творческой деятельности и научения школьника тому, как воображаемое воплотить в творческий продукт.
Л. С. Выготский в своем труде «Воображение и творчество в детском возрасте» писал: «Психологический анализ этой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» [Выготский 1991: 8]. Если для детей младшего школьного возраста, по мысли Л. С. Выготского, наиболее органична творческая деятельность рисования, то в переходный возраст господствующей формой творчества становится литературная. В этот период есть достаточное количество опыта жизненных впечатлений, что тяготеет к его словесному выражению. Именно в период активизации процесса словесного творчества в 6-7 классе необходимо методическое сопровождение процесса «от воображения к воплощению».
Говоря о психологических закономерностях процесса, Л. С. Выготский определяет 2 этапа творческой деятельности:
первый — воспроизводящий или репродуктивный, второй — комбинирующий или творческий вид деятельности.
На дидактическом соединении этих двух этапов строится предлагаемая нами модель организа-
ции словесного творчества в 6-7 классах. Эту модель мы рассмотрим на примере цикла уроков по балладе в 6 классе на основе «Инновационной технологии литературного образования» В. И. Тюпы.
1. Первый этап — воспроизводящий или репродуктивный вид деятельности, «основой ее является более или менее точное повторение того, что было» [Выготский 1991: 3]. Такая деятельность предполагает копирование ранее созданного литературного текста, то есть произведение какого-либо автора выступает в роли материала и опоры для будущей работы школьника. С точки зрения получения творческого продукта, подражание и творчество — нечто прямо противоположное друг другу, но с точки зрения процесса деятельность опирается на накопленные ресурсы, которые формируются на основе копирования с целью интериоризации.
Воспроизводящий тип деятельности строится путем повторения заданного образца как идеала, что необходимо для накопления эстетического опыта, который впоследствии станет основой «свободы самовыражения».
На данном этапе текст, взятый за основу, является «могучим субъектом эстетического воздействия» [Тюпа 2001: 31], который мотивирует процесс создания детьми собственного текста на основе образца и вместе с тем становится своего рода «учителем» для ученика. Не учитель формирует культуру художественного восприятия при помощи искусства, а само искусство слова ее формирует с посильной помощью учителя, то есть
Т е к с т = Б.
Повторяющийся путь воспроизведения образца и создания по этому образцу подражательного текста сопровождается «муками творчества», поиском нужного слова, преодолением «сопротивления материала», что является огромным практическим, творческим опытом, хотя говорить о художественном значении созданного обучающимися продукта подражания преждевременно. «Это преходящее творчество, не создающее никаких объективных ценностей и нужное скорее для самого ребенка, чем для окружающих. Как детская игра, оно целебно и питательно <...> внутри детского организма» [Выготский 1991: 290].
Чему подражать? Что является «срисованным» предметом? Понимая, что шестикласснику неподвластен широкий спектр литературных возможностей, сознательно отходим от общих категорий, таких как «художественный стиль», который при детальном рассмотрении имеет «общие литературные закономерности», но выражает неповторимую «духовную индивидуальность» писателя [Гиршман 1982: 83]. Также сложно понятие «литературный род», хотя и являющийся «устойчивой формой литературно-художественного сознания», но имеющей необъятный для передачи школьником комплекс особенностей [Гиршман 1982: 83].
Целесообразно организовать деятельность подражания, опирающуюся на категорию жанра как литературную форму, обладающую устойчивым комплексом свойств, являющуюся «категорией пограничной: внешней, видимой читателем извне тек-
ста и одновременно принадлежащей миру, обрамленному границей текста» [Сергеева 2013: 8]. «Неповторимый эстетический организм может родиться лишь на устойчивой основе, и в этом смысле жанр предстает как типическая художественная целостность, в которой структурные элементы и уровни объединены как пронизывающей их все доминантой единым жанрообразующим принципом» [Гиршман 1982: 83]. «Жанровая структура — это своего рода код к эстетическому эффекту (катарсису), система мотивировок и сигналов, управляющих эстетическим восприятием читателя» [Лейдерман 2010: 109].
На этапе организации учителем воспроизводящей деятельности, целью которой является накопление инструментария для последующей творческой деятельности предполагается 3 учебно-творческих акта.
А) Эмоциональное погружение в балладный мир посредством обращения к литературным текстам, видеоряду, другим источникам, позволяющим
воздействовать на эмоциональную сторону восприятия школьников. Эта деятельность является не менее важной, так как «эмоции, которыми заражают нас со страниц книги или со сцены театра художественные фантастические образы, совершенно реальны и переживаются нами по-настоящему серьезно и глубоко. Часто простая комбинация внешних впечатлений <...> вызывает в человеке <...> целый сложный мир переживаний и чувств. Это расширение и углубление чувства, творческая его перестройка и составляет психологическую основу искусства» [Выготский 1991: 15].
Б) Баллада — целостный мир, и оцельнение осуществляется по жанровому канону. Следующим шагом будет являться раскрытие его «устройства»: ученик шаг за шагом экспериментально открывает те или иные черты, составляющие канон этого жанра, а именно:
Жанровые черты Способ открытия жанровых черт Пример
Непредсказуемость, странные таинственные события Чтение, эмоциональное погружение для напряженного сопереживания героям баллад. Баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», В. А. Жуковского «Кубок», «Баллада, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди», активизирующие воображение тех миров, где напряженное драматическое повествование — на стыке реального и инфернального.
Наличие героя-личности, способного на неординарные поступки Прогнозирование иных сюжетных поворотов в балладе Ф. Шиллера «Перчатка» в переводе М. Ю. Лермонтова. ...И к рыцарю вдруг своему обратясь, Кунигунда сказала, лукаво смеясь; «Рыцарь, пытать я сердца люблю. Если сильна так любовь у вас, Как вы твердите мне каждый час, То подымите перчатку мою!» И рыцарь с балкона в минуту бежит, И дерзко в круг он вступает, На перчатку меж диких зверей он глядит И смелой рукой подымает... 4 сюжетные точки для возможного прогнозирования событий.
Драматичность и динамичность событий Текстовые экспериментальные достраивания в балладе И. В. Гете в переводе В. А. Жуковского «Лесной царь», комментирующие события и миры. Баллада И. В. Гете в переводе В. А. Жуковского «Лесной царь» Эксперимент на уроке по текстовому достраиванию баллады, комментирующего события и миры
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» — «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой». — «О нет, то белеет туман над водой». «Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» — Младенцу старик, испугавшись, шепнул. «Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой», — Ответил отцу его сын молодой. Дитя успокоил ездок верховой: «О нет, то белеет туман над водой».
Черты, составляющие канон жанра, позволяют выявить, создать на уроке «формулу» баллады, кото-
рая является каркасом будущей баллады школьника. «Формула» лиро-эпического жанра баллады:
БАЛЛАДА
Таинственные драматичные события + сопереживание
Непредсказуемые поступки личности
В) «Формула» жанра становится основой для выполнения задания школьниками по воспроизведению содержания предания «Месть княгини Ольги» из «Повести временных лет», но в жанре баллады.
Результат первого этапа: в процессе воспроизводящей деятельности, где литературный текст является «могучим субъектом эстетического воздействия», обучающиеся формируют немалый эстетический опыт, который в свою очередь является основой последующей «свободы самовыражения».
2. При накоплении эстетического опыта у ученика развивается образное мышление, порождаемое воображением. Это формирует основание к «запуску» следующего, второго этапа творческой деятельности — комбинирующего, творческого.
Данный тип работы будет являться не абсолютно новым для школьников, а усложнением предыдущей воспроизводящей деятельности на основе «формулы» жанра, потому что на этом этапе ученик полноправно берет на себя все функции субъекта, владеющего инструментарием для последующего творческого акта. Освоенный литературный текст теперь выступает как базовый объект, на котором выстраивается субъективная творческая деятельность.
Т е к с т = б а з о в ы й О,
у ч е н и к = 8.
Что же мотивирует ученика сочинить свою балладу? Ведь совсем «не значит, что детское творчество должно возникать только самопроизвольно, из внутренних побуждений самих детей» [Выготский 1991: 57]. Для активизации творческого импульса необходимо дать материал, способный побудить воображение, стать «своеобразной почкой», из которой прорастает собственный текст. Мы даем первую строку баллады Франсуа Вийона «От жажды умираю над ручьём...», которая содержит антитезу, являющуюся затруднением, побуждающим к мысли, к рождению образа. Противоречие, содержащееся в этой строке — залог непредсказуемости и драматичности творимого учеником сюжета. Инструментарием в данном случае является открытая «формула» жанра.
В результате получаются весьма своеобразные, оригинальные, а значит поистине творческие работы в этом жанре. Дети придумывают непредсказуемые события, неординарных героев, создают динамичность повествования. Загадку «смерть от жажды над ручьём» ученики решают различными способами: От жажды умираю на ручьём, Я не могу испить, прикован я Вдали виднеется зловещий дом, Живёт в нем тот, кто приковал меня...
Владислав Ч. От жажды умираю над ручьём... Лежу на поле диком после битвы, Врагом жестоким ранен в грудь мечом, Шепчу беззвучно я слова молитвы...
Александр П. ... Три дня назад гуляла я в саду.
И вдруг передо мной колдун седой и страшный! Хочу бежать, но силы не найду! И звуков нет, кричу напрасно! «Женой моею будь! — сказал колдун. Закрыла я глаза, качаю головою. «Ах так! Тогда прими заклятье! Не будешь ты ни с кем, коль не со мною! Лишь выпьешь ты воды глоток,
Пусть грянет гром и облаком ты станешь! Подует ветер на восток, И плакать ты не перестанешь, Пока не выльешься ты вся На землю каплями дождя!».
Екатерина Г.
Критерием успешности творческого продукта является соответствие его жанровому канону баллады (воспроизводящий тип деятельности) и вымышленные воображением школьника с ориентацией на канон оригинальные решения (творческий тип деятельности).
Опыт творческой деятельности позволяет не только овладеть способностью созидания художественного текста, но и создать собственный литературный текст, через который ученик имеет возможность выразить индивидуальность и взаимодействовать с внешним миром.
Таким образом, предложенная модель организации творческой деятельности (на основе идей Л. С. Выготского и в логике «Инновационной технологии литературного образования») предусматривает ее поэтапное движение от воображения к воплоще-
нию, в процессе которого формируется личность, развитая эмоционально и творчески, получившая эстетический опыт и способная к «свободе самовыражения». «Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произве-
дения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев» [Выготский 1991: 6].
ЛИТЕРАТУРА
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. — М.: Советский писатель, 1982. — 366 с.
Лейдерман Н. Л. Теория жанра: научное издание / Институт филологических исследований и образовательных стратегий «Словесник» УрО РАО; Урал. гос. пед. унт. — Екатеринбург, 2010. — 904 с.
Сергеева (Носкова) В. Б. Не убивая бабочку... (к проблеме методологии школьного анализа текста) // Филологический класс. — 2013. — № 4 (34). — С. 7-11.
Тюпа В. И. Культура художественного восприятия и литературное образование // Слово и образ в современном информационном обществе. — М.: РГГУ, 2001. — С. 28-43.
Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
REFERENCES
Vygotskiy L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste: Psikhol. ocherk: Kn. dlya uchitelya. — 3-e izd. — M.: Prosveshchenie, 1991. — 93 s.
Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya / pod red. V. V. Davydova. — M.: Pedagogika, 1991. — 480 s.
Girshman M. M. Ritm khudozhestvennoy prozy. — M.: Sovetskiy pisatel', 1982. — 366 s.
Leyderman N. L. Teoriya zhanra: nauchnoe izdanie / Institut filologicheskikh issledovaniy i obrazovatel'nykh strate-giy «Slovesnik» UrO RAO; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg, 2010. — 904 s.
Sergeeva (Noskova) V. B. Ne ubivaya babochku... (k probleme metodologii shkol'nogo analiza teksta) // Fi-lologicheskiy klass. — 2013. — № 4 (34). — S. 7-11.
Tyupa V. I. Kul'tura khudozhestvennogo vospriyatiya i lit-eraturnoe obrazovanie // Slovo i obraz v sovremennom infor-matsionnom obshchestve. — M.: RGGU, 2001. — S. 28-43.
Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' / gl. redaktsiya: L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev, S. M. Kovalev, V. G. Panov. — M.: Sov. Entsiklopediya, 1983. — 840 s.
Данные об авторе
Мария Эдуардовна Ибрагимова — учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 52 (Ижевск). Адрес: 426060, Россия, г. Ижевск, ул. 9 января, 249. E-mail: maria_nekrasova@mail.ru.
About the author
Maria Eduardovna Ibragimova, Russian Language and Literature Teacher, Municipal Educational Institution «Secondary School № 52» (Izhevsk).