Научная статья на тему 'От учебно-консультационного пункта к университетскому комплексу'

От учебно-консультационного пункта к университетскому комплексу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От учебно-консультационного пункта к университетскому комплексу»

От учебно-консультационного пункта к университетскому комплексу

Н. ЦХАДАЯ, профессор, ректор

5 апреля 1958 г. в небольшом таежном городке Ухта открылся учебно-консультационный пункт МИНХиГП им. И.М. Губкина. Тем самым была определена его судьба - стать центром нефтегазового образования на всем Европейском Севере России. С тех пор пройден большой путь. В 1965 г. учебно-консультационный пункт был преобразован в общетехнический факультет МИНХа, а в 1966 г. - в вечерне-заочный. В 1967 г. на базе факультета открыт Ухтинский индустриальный институт. На долгие годы он стал одним из символов города. Тысячи высококвалифицированных специалистов с гордостью называют себя его выпускниками. В апреле 1999 г. УИИ был преобразован в Ухтинский государственный технический университет.

Коллектив университета с благодарностью вспоминает ректора МИНХиГП, профессора Владимира Николаевича Виноградова, по инициативе которого в Ухте был открыт учебно-консультационный пункт. Первыми заведующими УКП были А.И. Распутин и Е.В. Бровцына, а деканами общетехнического факультета - Ю.Ф. Рыбаков и В.И. Шептунов. Особые страницы истории вуза связаны с именами ректоров - профессоров Григория Ермолаевича Панова, Владимира Михайловича Матусеви-ча, Геннадия Васильевича Рассохина.

Парадигма университетского комплекса

Безусловным императивом социально-экономической динамики развитых государств, стремящихся к сохранению суверенитета и достижению высокой конкурентоспособности в современном глобализирующемся мире, является инновационная модель экономики. Будучи страной, обладающей всеми атрибутами цивилизацион-

ной самобытности, Россия располагает инновационным потенциалом мирового уровня. Одним из базовых элементов социально-экономической системы, способствующим реализации этого потенциала, является отечественная система образования. Наиболее плодотворной формой ее инсти-туциализации в контексте инновационной экономики является университетский комплекс.

Это естественно, поскольку инновационный процесс (так называемая инновационная цепочка) по своим организационным принципам изоморфен структурно-функциональной модели университетского комплекса. Можно сказать, что сам феномен университетских комплексов возникает как реакция образовательной среды на инновационную трансформацию экономики. Фундаментальным свойством, роднящим и объединяющим эти два феномена в самом общем виде, являются многоуровневость и

связность основных процессов. Особо следует отметить также фундаментальность осуществляемого университетскими комплексами образования, его исключительную предрасположенность к междисциплинарным контактам.

Парадигмальная изоморфность университетского комплекса инновационному процессу, взятому в целом, позволяет организовать обучение на любом уровне (ступени) такимобразом, что обучающийся оказывается, по существу, участником действующей модели инновационной экономики. С этим достоинством теснейшим образом связано и другое: университетский комплекс является именно активным агентом экономики, то есть таким хозяйствующим субъектом, который наряду с подготовкой кадров производит непосредственный инновационный продукт. Только при выполнении этого условия университетская модель будет действенной, а выпускники университетского комплекса, соответственно, будут приобретать компетенции, отвечающие запросам инновационного общества.

Университетским комплексам присущи многоуровневость, непрерывность и полнота уровней и форм профессиональной подготовки, реально востребованных экономикой, обществом и личностью, что делает такую форму образовательного учреждения максимально адекватной принципам доступности и качества образования.

Доступность здесь обеспечивается разнообразием образовательных программ и форм их реализации. Человек с любым уровнем образования сможет найти здесь для себя точку входа в образовательный процесс, а также выбрать точку выхода в соответствии со сложившейся конфигурацией полученных им знаний, умений, навыков, профессиональных и личностных компетенций, запросов рынка труда и его жизненных обстоятельств. В идеале университетский комплекс способен обеспечить спектр индивидуальных образовательных траекторий, равновеликий контингенту обучающихся.

Лучшее качество обеспечивается в этих условиях теми же преимуществами, которые делают университетский комплекс оптимальной формой образовательного учреждения для инновационной экономики в условиях рынка. Краткий их перечень включает в себя научную обоснованность и сориентированность в горизонте фундаментальных наук всех образовательных программ; широкие возможности дополнения базового образования актуальными компетенциями; научно-производственную связь с потенциальными работодателями на протяжении всего периода обучения; опыт практического участия в инновационной цепочке на всех уровнях вплоть до работы во внедренческих центрах инновационного окружения.

Диспозиция формирования комплекса

Инновационные ориентиры в развитии современного российского вуза явственно отображаются в деятельности УГТУ, где уже достаточно давно сформирован структурно-функциональный прообраз университетского комплекса. За свою полувековую историю вуз превратился в один из крупнейших многопрофильных технических университетов на европейском севере России, обеспечивающий профессиональную подготовку по более чем 200 образовательным программам всех уровней: от рабочих профессий и программ довузовской подготовки до аспирантских и программ дополнительного профессионального образования.

Собственно вузовскую основу становящегося комплекса составляет симбиоз традиционной для отечественной высшей школы подготовки специалиста с двухуровневой формой (бакалавриат, магистратура). Институт повышения квалификации в составе университета осуществляет все виды дополнительного профессионального образования. Аспирантура готовит специалистов высшей научной квалификации, а кандидатский и докторский советы венчают

этот процесс. В составе формирующегося комплекса функционируют семь факультетов, ведущих подготовку по очной форме обучения: нефтегазопромысловый, архитектурно-строительный, информационных технологий, геологоразведочный, лесотехнический, экономики и управления, гуманитарного образования, а также институт физической культуры, спорта и туризма. Кроме того, успешно работают факультет безотрывного обучения, центр дистанционного обучения, центр обучения рабочим профессиям, технический колледж, факультет довузовской подготовки. Открыты три филиала УГТУ: Воркутинский, Сыктывкарский и Усинский. Под эгидой университета действуют технический лицей им. Г.В. Рассохина, начальная школа «Росток». В соответствии с соглашением о сотрудничестве с университетом тесно взаимодействуют ухтинская школа-интернат № 1 и Центр детского и юношеского творчества.

Вуз располагает учебно-опытными нефтяным промыслом и лесхозом. Научно-техническая библиотека УГТУ - одна из крупнейших в Республике Коми. В составе университета действует крупный информационно-вычислительный центр. Студенческий санаторий-профилакторий оснащен современным медицинским оборудованием, расположен на живописном берегу реки Ухты и является одним из лучших подобных подразделений в российской системе высшего профессионального образования. Гордостью университета является его спортивный комплекс, который после реконструкции, завершенной в 2007 г., превратился в один из крупнейших и современных в регионе центров массовой физической культуры и спорта высших достижений.

В 2003 г. университет стал дипломантом конкурса внутривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов, проводимого Министерством образования и науки России.

УГТУ активно развивает научные, учебно-методические связи с различными обра-

зовательными, научными и научно-производственными организациями: с вузами в рамках Содружества нефтегазовых вузов России и Совета ректоров вузов Республики Коми, с Коми научным центром Уральского отделения РАН, Коми республиканским отделением РАЕН, Западным Венгерским университетом, Международной ассоциацией строительных вузов, ОАО «Се-вернипигаз», ОАО «Печорнипинефть », ОАО «Севергеофизика», ОАО «Ухта-нефтегазгеология».

Образовательная, научная и инновационная деятельность университета органично вписана в отраслевые структуры Европейского Севера России и отвечает перспективам социально-экономического развития расположенных здесь регионов. Трансрегиональное значение УГТУ обусловлено спектром трудоустройства его выпускников, корпус которых к настоящему времени приблизился к 25 тысячам и составляет значительную часть кадров высшей квалификации дочерних компаний таких гигантов отечественной экономики, как «Газпром», «Транснефть», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Бургаз», «СУАЛ». Дочерние предприятия этих компаний ведут свою производственную деятельность на территории Республики Коми и еще пяти регионов Севера России. Это обстоятельство задает системообразующее положение университета в сфере подготовки кадров для экономики России.

Международная деятельность осуществляется по двум основным направлениям: реализация образовательных программ с углубленным изучением иностранного языка и сотрудничество с зарубежными вузами. Университет имеет партнерские отношения с учебными заведениями Канады (Технологические институты в Эдмонтоне и в Калгари), Германии (Фрайбургская горная академия), Нидерландов (Высшая школа в Гронин-гене), Франции (Высшая экономическая школа в Реймсе), Великобритании, Ирландии, Венгрии, США.

Научные приоритеты

Ядром университетского комплекса в Ухте являются его научно-педагогические школы, которые через сеть инновационных центров осуществляют трансферт своей наукоемкой продукции в производство. Среди них: «Бурение скважин на Европейском Севере России » (руководитель - профессор, доктор технических наук В.Ф. Буслаев); «Теория и практика решения обратных задач геофизики» (профессор, доктор физико-математических наук А.И. Кобру-нов); «Экспериментальные исследования и компьютерное моделирование физико-механических систем в рамках механики сплошных сред» (профессор, доктор технических наук И.Н. Андронов); «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений» (академик,доктор технических наук А.Х. Мирзаджанзаде); «Машины, оборудование и процессы при нефтегазодобыче и транспорте в условиях Крайнего Севера» (профессор, доктор технических наук И.Ю. Быков); «Автоматизация, управление и идентификация в сложных технологических системах» (профессор, доктор техническихнаук З.Х. Ягубов); «Актуальные проблемы формирования, прогноза, разведки и разработки месторождений углеводородов Тимано-Печорской провинции» (профессор, доктор геолого-минералогических наук А.И. Дьяконов); «Экономика переходного периода: экономические, социальные и институциональные изменения » (профессор, доктор экономических наук В.В. Каюков); «Повышение безопасности жизнедеятельности в условиях Европейского Севера» (профессор, доктор технических наук Н.Д. Цхадая); «Химия неорганических комплексных гидридов бора» (профессор, доктор химических наук В.Н. Хаин); «Региональная мине-рагения и геохимия » (профессор, доктор геолого-минералогических наук О.С. Кочетков); «Радиометрические и электромагнитные методы обследования объектов добычи и транспортировки нефти и газа» (про-

фессор, доктор физико-математических наук В.О. Некучаев и профессор, доктор геолого-минералогических наук Е.И. Кра-пивский).

С одной стороны, научно-педагогическая школа - это важнейшая наряду с подготовкой кадров линия взаимодействия университета с хозяйствующими субъектами в регионе. С другой стороны, она является высшей формой реализации классического университетского принципа интеграции учебного процесса и научных исследований. Более 600 студентов УГТУ (десятая часть очного контингента) вовлечены в исследования и разработки разного уровня в рамках проектов, осуществляемых научно-педагогическими школами. И это работы помимо так называемой НИРС, органично встроенной в учебный процесс. Результаты своей научной деятельности студенты представляют на различных научных форумах; в среднем каждый второй студент УГТУ хотя бы раз за время учебы выезжает за пределы Ухты для участия в конференциях. А в молодежных научных форумах, проводимых на базе Ухтинского университета, участвуют практически все студенты.

Динамично развивается инновационное окружение вуза, которое включает в себя множество учебно- и научно-производственных центров: учебно-методический центр охраны труда, региональный центр энергосбережения, учебно-методический центр по архитектурно-строительной деятельности и инжиниринговым услугам, комплексное учебное и научно-производственное лесохозяйственное предприятие, научно-технический центр «Техника и технология бурения скважин», региональный центр экспертизы безопасности производств и объектов нефтяной и газовой промышленности, центр научно-технического и научно-производственного предпринимательства, центр интеллектуальной и патентно-лицензионной деятельности. В активе УГТУ - диплом и большая серебряная медаль 53-го Всемирного салона инноваций и

изобретений «Брюссель-Эврика 2004 », две золотые медали и пять дипломов V Московского международного салона инноваций и инвестиций.

Сознавая себя полноправным участником национального проекта «Образование», коллектив университета исследовал свой образовательный и научный потенциал с целью определения конкретных инновационных приоритетов развития. Анализ показал, что сегодня в Ухте накоплен производственный и интеллектуальный потенциал, обладающий рядом мировых приоритетов в разработке месторождений нефтей с аномальными свойствами, в частности высоковязких нефтей. В УГТУ по этому направлению созданы научно-педагогические школы в области бурения и разработки залежей аномальных углеводородов, а также безопасности связанных с ними технологических процессов. Исходя из этого родился инновационный образовательный проект «Программа подготовки кадров для освоения высоковязких нефтей и битумов ».

Инновационное образование

Освоение огромных ресурсов высоковязких нефтей (ВВН) можно с уверенностью отнести к ряду наиболее актуальных задач современной экономики. Суммарные ресурсы ВВН и битумов в России, по некоторым оценкам, могут достигать 30 млрд. тонн, а мировые запасы таких углеводородов оцениваются в 1 трлн тонн и значительно превышают запасы легких нефтей.

Приоритетность УГТУ в реализации разработанной здесь программы обусловлена тем, что Ярегское месторождение аномально вязкой нефти, расположенное в 20 км от Ухты, разрабатывается с применением уникального термошахтного метода. Это единственное месторождение в мире, где непосредственно в нефтяном пласте сооружены десятки километров горных выработок и пробурены тысячи скважин, различным образом ориентированных в пласте: от вертикальных до горизонтальных и пологовосходящих. Ярегские нефтя-

ные шахты могут стать уникальной учебно-производственной лабораторией, где можно в естественных условиях исследовать особенности геологического строения нефтяных пластов, изучать механизм неф-теизвлечения, отрабатывать с минимальными затратами различные технологии бурения и крепления скважин, а также методы добычи высоковязких нефтей.

Университет «обрастает» инновационным окружением. Мы стремимся найти экономически эффективное воплощение любого своего интеллектуального продукта. Однако наш главный продукт - это знания, умения и навыки выпускника. Мы даем образование в широком смысле, которое помимо профессиональной компетентности подразумевает развитие всех базовых способностей человека: интеллектуальных, творческих, нравственных, физических.

Рассматривая инновационную цепочку, нетрудно увидеть, как много сложных содержательных ступеней должна пройти идея, прежде чем возникнет конкурентоспособный продукт. Но означает ли это, что выпускник вуза должен быть профессионалом во всех областях знания, задействованных в инновационной цепочке? Предполагается ли, что помимо владения основной специальностью, иностранным языком и современными информационными технологиями от него требуется также быть неплохим патентоведом, экономистом, юристом, психологом, управленцем; быть, с одной стороны, ученым-изобретателем, а с другой - инженером, организатором производства? Образ выпускника-энциклопедиста выглядит заманчиво. Однако подобная подготовка - удел очень немногих. Что же реально требуется? Ответ представляется очевидным. Выпускник должен стать эффективным участником инновационной цепочки в экономическом пространстве России в соответствии со своей специальностью. Базис этого заложен традициями отечественного образования. Значит, во-первых, нужно делать акцент на фундаментальной подготовке, что однозначно спо-

собствует активизации творческого потенциала. Во-вторых - отдать предпочтение изучению передовых технологий по избранной специальности, что в настоящее время вузы могут делать только при тесном сотрудничестве с наиболее развитыми промышленными предприятиями. Наконец, третье - приобщить копыту коммуникации, профессионального сотрудничества со специалистами - партнерами по инновационной цепочке.

Выпускник-нефтяник вряд ли может быть одновременно хорошим юристом, экономистом или социологом. Но он должен понимать, что продвижение его идей, разработок без этих специалистов невозможно. Он должен отдавать себе отчет в том, что инновационной ценностью может обладать любая идея, которая окажется экономически эффективной. Значит, требуется установка на творческое отношение к своему производственному процессу, узлу и т.п. Выпускнику необходимо умение правильно поставить задачу перед своими сотрудниками по инновационной цепочке. Если он входит в контакт с независимыми

экспертами или консультантами, то должен уметь оценить, хотя бы по укрупненным критериям, меру их компетентности, отследить движение своей идеи по инновационной цепочке и оценить, также по-крупному, вклад всех основных звеньев. Таким образом, инновационная парадигма настраивает и вузы, и общество в целом на культивирование ценности сотрудничества, социальной интеграции.

Город и университет

Полагая инновационный вектор квинтэссенцией экономики, основанной на знании, следует признать, что эта модель экономики требует не только построения системы непрерывного образования - образования через всю жизнь, но и сохранения традиционной для университетов фундаментальности и междисциплинарности образовательных программ. А это означает, что экономика, основанная на знании, - это экономика, основанная на университетском образовании. К этому следует добавить, что ставшее особенно актуальным в современных условиях университетское триедин-

ство науки, образования и производства должно быть восполнено четвертым принципом - просвещением, или воспитанием. Это классическое для университетов направление деятельности не должно упускаться из виду при построении любых университетских проектов. В его пользу говорит и неизбежная в наше время интенсификация связи вузов с учреждениями начального и среднего образования. Движение к созданию университетского комплекса коллектив УГТУ давно уже выражает в культурно-просветительской в формуле «Ухта - университетский город».

В этой установке акцент делается не столько на удельном весе университета в городе, сколько на возможности особого - университетского - характера ухтинской жизни. Университет предлагает всему го-

роду стать участником непрерывного образования, горизонт которого занимают высшие достижения науки, техники, культуры. А основную ткань такого процесса составляет множество форм и уровней образовательных программ. Мы стремимся к тому, чтобы любой ухтинец мог включиться в образовательный процесс, выбрав подходящую для себя учебную программу. Эта идея конструктивно сочетается со стратегией инновационного социально-экономического развития Ухты. Ведь быть университетским - это и значит быть промышленным, социальным, культурным и информационным центром. Быть университетским - значит быть духовно вместительным настолько, чтобы в нем нашли возможность для свободного и гармоничного развития все начала и силы общественного бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.