Научная статья на тему 'От ценности образования к цене обучения. Финансовые риски перехода'

От ценности образования к цене обучения. Финансовые риски перехода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
219
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ЦЕНА ОБУЧЕНИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ В ОБУЧЕНИИ / QUALITY OF TEACHING / THE PRICE OF TRAINING / EFFECTIVENESS OF TRAINING / FINANCIAL RISKS IN LEARNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гамукин В. В.

Рассмотрено соотношение результатов и затрат на обучение Выявлены приемлемые для ВПО комбинации соотношения «цена/качество». Отражены группы рисков ценообразования на платные образовательные услуги. Обращено внимание на проблемы организации процесса передачи и генерирования знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF EDUCATION LEARNING TO PRICE FINANCIAL RISK TRANSFER

We consider the relation of the results and the training costs are revealed acceptable combination HPE ratio price / quality. Reflected the group risk pricing for paid educational services. Attention is paid to the problem of organizing the transfer and production of knowledge.

Текст научной работы на тему «От ценности образования к цене обучения. Финансовые риски перехода»

ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КООРДИНАТ

УДК 378.014.543.5

Гамукин В. В. ОТ ЦЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ - К ЦЕНЕ ОБУЧЕНИЯ. ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ ПЕРЕХОДА

Рассмотрено соотношение результатов и затрат на обучение Выявлены приемлемые для ВПО комбинации соотношения «цена/качество». Отражены группы рисков ценообразования на платные образовательные услуги. Обращено внимание на проблемы организации процесса передачи и генерирования знаний.

Ключевые слова: качество обучения, цена обучения, результативность обучения, финансовые риски в обучении.

В современном мире давно пересмотрено отношение к образованию с позиций классической теории товарно-денежных отношений: как к приобретаемому продукту, созданному одним лицом для продажи другому. Однако в России такой подход все еще продолжает приобретать новых сторонников, в т. ч. в лице руководителей образовательного сегмента национальной экономики.

Атрибут цивилизованного человека

Утихли страсти по поводу того, какой страной проще управлять с целью ее развития - с преобладанием образованного или необразованного населения. История рассудила спорщиков, не дав ни одной из сторон достаточных доказательств правоты. Мировая цивилизация имеет примеры, когда страна с необразованным (даже безграмотным в своей массе) населением достигала успехов в экономическом и социальном развитии - и наоборот. Возможно, что уровень образованности является фактором развития, но только в череде других, не менее важных факторов.

С другой стороны, невозможно оспаривать фактор образованности как атрибута цивилизованного человека. Даже если это не дает масштабного эффекта для страны. Homo sapiens имманентно стремится к постижению нового, приобретая одновременно как позитивные, так и негативные для себя и общества знания.

О ценности образования как процесса получения общих и специальных знаний нет смысла говорить особо. Многомиллиардное человеческое сообщество на всех этапах своего развития в каждом единичном случае осознает эту ставшую банальной истину. Однако совсем не банален вопрос: как ценность образования трансформируется в цену обучения1, а также какие финансовые риски сопровождают этот переход?

Цена и ценность

Изменение отношения к предмету приобретения при переходе от определения его ценности непосредственно к его цене объясняется одновременно и просто и сложно.

С одной стороны, после определения ценности приобретатель уже составил представление о потребности в свойствах предмета и готов воспринять информацию о цене как итог раздумий о приобретении. В этом случае переход к цене носит технический характер, коль скоро решение о приобретении уже полностью сформировалось. С другой стороны, в теории ценообразования имеется масса исключений, при которых мнение приобретателя о ценности предмета сильно искажается именно под воздействием уровня цены. Недаром информационная функция цены активно эксплуатируется продавцами как рычаг воздействия на покупателя. Здесь в ход идут все средства: от примитивного обмана (умолчания о дополнительных затратах, не включенных в заявленную цену, но возникающих в момент покупки) до изощренных методов манипулирования сознанием (распродажа с уценкой товаров после предварительной наценки). Все это называется психологией ценовосприятия и является предметом пристального внимания и изучения в экономиках, основанных на свободно образующихся ценах.

В области образования есть ряд особенностей, которые не позволяют прямо применять классические способы ценового манипулирования. Так, трудно представить продажу уцененного образования со скидкой или «распродажу образования»2. Такие приемы нанесут колоссальный вред как конкретному продавцу и покупателю, так и всему процессу образования.

Обесценение образования, понимаемое как удешевление процесса предоставления образовательной услуги (что само по себе позитивный фактор, равно как и любая экономия ресурсов), однозначно

6

© Гамукин В. В., 2012

воспринимается как «образование-дешевка», не дающее права его получателю рассчитывать на хорошую оплату или кадровый рост при реализации данного образования в последующей профессиональной деятельности.

Риски учебного заведения

Рассматривая вопрос о модернизации образования в ходе социального переустройства России, отметим, что внутренним двигателем реформы стало «повышение эффективности бюджетного финансирования». Но поиски путей повышения эффективности почему-то в основном начались в области расширения перехода на принципы платности.

Однако в этой области возникают риски, ранее отсутствовавшие в работе учебного заведения. Их необходимо рассмотреть.

Система рисков, связанных с оказанием услуг в профессиональном образовании [2, 3] многомерна. Не преследуя цель обобщения и даже самой краткой характеристики всех этих рисков, сосредоточимся на риске вузовского финансирования в той его части, которая возникает от недооценки (или переоценки) платного обучения. Условно этот риск можно назвать «риском достаточности цены для покрытия затрат на обучение».

Необходимо проанализировать, насколько адекватна цена обучения, во-первых, затратам, неизбежно при этом возникающим, во-вторых, качеству самого образования. Если с первым фактором все ясно из приказа Минобрнауки России №2 1898 от 20.12.2010 г.3, то со вторым фактором встает вполне реальная экономическая задача оптимизации известной по учебникам величины - соотношения «цена/качество» с учетом специфики предоставления услуги образования.

Упростим условия предоставления образовательной услуги [1]. Всю совокупность качества образования мы попробуем свести к трем условным уровням результативности, предполагая, что между ними может быть множество различных вариаций.

Первый уровень результативности предполагает только приобщение обучаемого к набору специальных знаний. Результат этого - в основном запоминание терминов, применение которых в практической работе носит скорее характер фразерства. Обучаемый не впитывает знаний в том виде и объеме, которые позволяют добиться функциональности их применения в практической деятельности. Охарактеризуем такой уровень образования как «бессистемное использование терминологии».

Второй уровень результативности предусматривает более глубокое усвоение материала. В этом случае обучаемый может применять на практике полученные знания и навыки. Его подготовка позволяет выполнять отдельные виды работ, квалифицированно решать конкретные вопросы в своей отрасли знаний. Поскольку такой уровень образования скорее соответствует уровню исполнителя, назовем его «наличие знаний и навыков».

Наконец, третьим уровнем результативности будет обучение, позволяющее специалисту демонстрировать не только багаж накопленного в процессе обучения знания, но и умение оперативно систематизировать и перерабатывать информацию для использования в нестандартных ситуациях. Этот уровень обеспечивает подготовку специалиста с задатками аналитика, умеющего генерировать новые знания, самообучающегося и обучающего других. Обозначим этот уровень как «способность создавать и передавать новые знания».

С другой стороны, нашим условным уровням противопоставим источники покрытия затрат, про-ранжировав их по степени финансовой значимости для потребителя. Традиционно это три варианта: безвозмездное образование; образование, финансируемое за счет средств общественных финансовых фондов (включая бюджетные фонды); образование, финансируемое за счет личных средств получателя (включая семейные бюджеты).

В итоге сформулируем матрицу «цена/качество». Поскольку по причинам, обозначенным

Таблица 1

Матрица «затратно/результативно» применительно к профессиональному образованию

Результативнее і

Результат Вульгаризация Консервация Генерирование

Затраты Краткая характеристика Бессистемное использование терминологии Наличие знаний и навыков Способность создавать и передавать новые знания

За- трат- нее V «Личное время» Самообразование 1.1. Бесплатно и Безрезультатно 1.2. Бесплатно и Результативно 1.3. Бесплатно и Сверхрезультативно

«Обезличенные деньги» Оплата из общественного бюджета 2.1. Дешево и Безрезультатно 2.2. Дешево и результативно 2.3. Дешево и Сверхрезультативно

«Личные деньги» Оплата из семейного бюджета 3.1. Дорого и Безрезультатно 3.2. Дорого и Результативно 3.3. Дорого и Сверхрезультативно

выше, нельзя четко сформулировать понятие «качество образования», используем понятие результативности образования. Следовательно, анализируемым критерием будет «цена/результативность».

Углубляясь в определение понятия цены обучения, также следует его скорректировать. Необходимо абстрагироваться от конкретной величины цены, поскольку она будет отвлекать от экономического содержания при сопоставлении ценности образования с ее результативностью4. Поэтому вместо цены используем понятие затратности, коль скоро применительно к рассматриваемой области плата за обучение традиционно трактуется как «полное возмещение затрат».

В итоге критерий «цена/качество» для анализа в области образования трансформируется в критерий «затратно/результативно» (табл. 1).

Конструктивные комбинации процесса образования

Подобное распределение позволяет определить целевые комбинации для основных участников процесса образования.

Целевой комбинацией для государства с его бюджетным финансированием будет 2.2 как усредненная по результативности и относительно малозатратная. Обучающийся (его родители) будут заинтересованы в комбинации 2.3 и в меньшей степени в комбинции 3,3. Работодатели по некоторым дефицитным специальностям могут согласиться участвовать в комбинации 3.2 и в меньшей степени в комбинации 3.3. Учебные заведения, объединяя интересы всех участников, сосредоточены на всех этих четырех конструктивных комбинациях.

Что касаемся остальных пяти комбинаций, то они по своей природе деструктивны и в них мало кто заинтересован. Одни комбинации имеют низкую результативность по качеству образования (1.1,2.1,3.1); другие статусно не оформлены, фрагментарны и даже фантастичны (1.3).

Кратко охарактеризуем предлагаемые комбинации.

Комбинация 1.1 «Бесплатно и Безрезультатно»

Эта комбинация самая безобидная с точки зрения персональных затрат. В этом случае индивидуум потратил только свое время и в итоге не получил знаний.

Однако расход времени - тоже затраты, пусть не такие ощутимые, как затраты денежные. Анализ процесса превращения времени в деньги позволил сформулировать простой для понимания принцип сообщающихся сосудов5. Получается, что, используя свое время на какие- либо цели, наш индивидуум не смог его использовать для зарабатывания денег, на которые он мог бы купить более эффективные средства достижения этих целей.

Простота подхода скрывает очень серьезный пласт проблемы оценки эффективности при выборе между этим и альтернативами. Наш индивиду-

ум, принимая то или иное решение, решает задачу колоссальной сложности, поскольку в процессе принятия конкретного решения учитывается масса факторов. Он решает интуитивно, но почти всегда правильно, т.е. с максимизацией соотношения «затратно/результативно».

Говоря об этом выборе в масштабах человеческой эволюции, можно согласиться, что процесс развития общества - во многом процесс все большего отказа от самостоятельного достижения целей в пользу зарабатывания денег. Современное, так называемое развитое общество - это общество профессионально подготовленных индивидуумов, которые выбирают продажу результатов своего труда для приобретения результатов чужого труда. Чем активнее происходит процесс принятия решений в пользу зарабатывания денег для покупки благ, тем сильнее становится общество с точки зрения современного постиндустриального мышления. В то же время остается спорным утверждение, что такое общество является сильным с точки зрения элементарной биологической выживаемости в критичен и их ситуациях6.

Продолжая характеристику комбинации 1.1 отметим, что в масштабах сообщества такая ситуация чревата, во-первых, возникновением и развитием отвращения к обучению вообще и негативного отношения к образованным людям в частности, во-вторых, вульгаризацией знаний, если такая тенденция начинает носить массовый характер. Постепенно стремление к экономии затрат на собственную образованность приводит к массовому оглуплению населения. Опасность такой тенденции состоит в том, что сегодня беззатратные технологии обучения присутствуют повсеместно - от телевикторин до сети Интернет. Страшно представить себе страну, где медики начинают использовать в своей профессии знания, бесплатно полученные из телепередачи «Без рецепта», или юристы, подготовленные на знаниях из криминальной хроники.

В качестве результата по варианту 1.1. можно получить некий свод представлений, которые мы характеризуем как элемент масштабного процесса вульгаризации знаний. Специалист такого рода склонен к фразерству, в общении активно использует специальную терминологию, часто не понимая смысла терминов. Практическое применение такого специалиста затруднено из-за поверхностности знаний (или, правильнее сказать, глубины незнания).

Комбинация 2.1. «Дешево и Безрезультатно»

Такой вариант возможен и в случае обучения в специализированном учебном заведении на условиях опосредованной возмездности, т.е. при финансировании затрат за счет общественных бюджетов. Нив коем случае мы не можем говорить о бесплатности этой формы, поскольку расход денежных средств, так или иначе, имеет место.

Возможным результатом такой комбинации может стать «познание без знания». Это явление возникает, когда обучающийся не тратит время на изучение уже открытого и известного до него знания, а предпринимает попытки дойти до него собственным умом.

В этом случае мы имеем дело отчасти с физиологическими причинами. Предположим, ч го процесс обучения путем получения уже созданных ранее знаний и обучение путем «самопостижения» тяжелы в равной мере в смысле физической и психологической усталости. В результате усвоение готовых знаний не приносит удовлетворения настолько, насколько приносит процесс решения задачи с получением своего собственного результата. Возможно, эти причины приводят к тому, что все большее число соучающихся заменяют обучение по «катехизису» различными формами самообразования.

Этот процесс нужно рассматривать с разных позиций. С одной стороны, в итоге самопостижения полученные результаты гораздо прочнее войдут в память обучающегося, нежели выученные по источникам. Но с другой стороны, продуктивное начало оборачивается огромной опасностью формирования неверных представлений о предмете знания, переноса их в область профессиональной деятельности, а в конечном итоге - нанесением вреда обществу.

Комбинация 3.1. «Дорого и Безрезультатно»

Это часто встречающаяся ситуация. В данном случае обучающийся за счет личных (или семейных, что не принципиально, поскольку важен сам факт прямой возмездности) средств проходит процедуру обучения, образования же в итоге не получая. Факт оплаты становится не стимулирующим фактором, а фактором отрешенности от обучения. Девизом становится: «Я оплатил - вы обучайте».

Таков наглядный пример плоского восприятия специфики акта купли-продажи образования. Потребитель услуги не понимает и часто не хочет понимать, что его оплата не является в данном случае основанием для автоматического перехода права владения результатом, как в случае с обычными товарами или услугами. Необходимо раз и навсегда определиться, что оплата за обучение дает обучаемому лицу лишь право приобщиться к знаниям при условии его личного активного участия, а не гарантию заполнения его памяти этими знаниями. Обучаемый за деньги при желании может остаться в своем развитии и на уровне профана - «Профессионального МитроФАНА» по аналогии с Митрофанушкой, рассказ об учителях которого приведен в комедии Фонвизина «Недоросль».

Комбинация 1.2. «Бесплатно и Результативно»

Сегодня главным приоритетом при найме работодатель определяет уже не столько наличие доку-

мента об образовании, сколько, например, стаж практической работы. Поэтому обучающийся вынужден идти на пренебрежение требованиями обучения, выискивая себе хоть временную подсобную работу по специальности - вместо того чтобы получать собственно образовательную услугу.

Чем масштабнее становится этот процесс, тем больше происходит обесценивание значения систематизированного образования у потребителей. Помимо прочего, такая модель, назовем ее «латентной практикой», приводит к консервации имеющихся и применяемых на настоящий момент знаний, в т.ч. и ошибочных.

Комбинация 2.2. «Дешево и Результативно»

Это наиболее часто встречающаяся комбинация, поскольку исторически возникновение бюджетного финансирования предопределено задачами обеспечения общества специалистами.

В данном плане важно подчеркнуть специфику советского периода, в который Российская империя вступила с подавляющей долей безграмотного населения. Основным требованием, предъявляемым к подготовке специалистов, стала массовость и неизбежно вытекающая из нее усредненность подготовки. Учебные заведения стали опираться на принцип конвейерного производства.

В рамках статьи мы не будем задаваться вопросом, насколько сложившаяся парадигма актуальна сегодня. Отметим только, что сегодня общественная потребность в образовании утрачивается. На смену ей пришла индивидуальная потребность в образовании, для удовлетворения которой государство не желает (да и не должно желать) использовать бюджетные средства.

Важно отметить, что бюджетное финансирование не призвано обеспечить сверхрезультативность образования специалиста.

Комбинация 3.3. «Дорого и Результативно»

Эта комбинация получила широкое распространение в сфере подготовки по ряду специальностей гуманитарного профиля, ставших актуальными в период перехода к рыночной экономике. Речь идет в первую очередь об экономистах и юристах.

Отнесение их в эту комбинацию обусловлено не только возросшими потребностями со стороны обучающихся. По данным категориям специалистов понятие «дорого» нужно рассматривать в плоскости «относительно дорого». Дело в том, что цена их обучения не может быть объяснена только уровнем затрат, поскольку подготовка не требует значительной материально-технической базы. Получается, что при прочих равных условиях обучающийся платит дороже.

В части результативности до недавнего времени эти специальности не имели проблем с трудоустройством. Специфика экономических и правовых

знаний такова, что их усвоение не так сложно, как усвоение знаний нейрохирурга или физика-ядерщика. Понимая в этом случае под результативностью (относительной результативностью) получение очень сложных знаний, обучающиеся экономисты и юристы платят вдвое дороже7.

Эти рассуждения не принимаются во внимание, когда мы переходим в третью плоскость, а именно плоскость реализации полученных знаний на рынке труда.

Потребность трансформирующейся экономики в квалифицированных экономистах и юристах до недавнего времени делала продажу их рабочей силы рентабельной, что прямо влияло на рост цены приобретения квалификации. Но сегодня ситуация динамично меняется. Оплачивая высокую цену за обучение даже при условии получения образования высокого качества, потребитель не имеет уверенности в высокой оплате по месту будущей работы (да и мест работы уже все меньше и меньше).

В этой связи согласимся с Я. Кузьминовым и С. Филоновичем, что «бизнес-образование рассматривается как средство текущего пополнения бюджета вуза, которое может позволить «переждать» падение спро-сз на традиционные программы» [5]. Это означает, что учебное заведение увеличивает затраты по данному направлению подготовки, не увеличивая его результативность.

Комбинация 1.3. «Бесплатно и Сверхрезульта-тивно»

Данная комбинация гипотетическая и введена в анализ скорее из соображений завершенности концепции, поскольку в практическом плане она не имеет почвы для существования.

При современном развитии знаний во всех без исключения областях процесс самообразования в принципе не может принести каких-либо высоких результатов по качеству подготовки. Сверхрезультативность уже не может обеспечиваться самостоятельными усилиями - усердием и старанием обучающегося. Требуются затратные формы - обязательное наличие материальной учебно-практической базы, контакт со специалистами и преподавателями, доступ к технологиям, информации и др.

Комбинация 2.3. «Дешево и Сверхрезультативно»

Бюджетная форма финансирования позволяет обеспечить необходимый уровень затратности, который, в свою очередь, может стать основанием для получения сверхрезультативности по итогам обучения.

Рост социально-экономического и научного потенциала в развитых странах корреспондирует с объемами общественного финансирования образования. Это соответствует мировой социально-гу-

манистической концепции, которая в части бюджетных расходов уже более 40 лет предусматривает «прогрессивное увеличение необходимых бюджетных и иных ресурсов, требующихся для финансирования социальных аспектов развития»8.

Комбинация 3.3. «Дорого и Сверхрезультативно»

Это наиболее спорная комбинация в нашем анализе.

Дело в том, что эволюция сознания масс сформировала представление о платном образовании как о некоей форме «элитного» образования. Мотивы тут вполне понятны - денежный ценз отсекает от знаний основную массу обучающихся и позволяет надеяться, что дети владельцев «кошельков», прошедших испытание, приобщатся к неким сакральным суперзнаниям.

Но эта комбинация ведет не только к стратификации общества по «денежному» фактору. Опасность состоит в том, что знания получают лишь те, кто имеет возможность их оплачивать.

В этой связи отметим как позитивный факт, Чтоб современной России обилие элитного по стоимости образования не создает элитной по качеству подготовки специалистов. Пока мы можем быть спокойны по поводу соблюдения «справедливости распределения» знаний в обществе.

Характерным примером такого образования может служить магистратура. В ее случае дополнительная оплачиваемая образовательная нагрузка на обучающегося является важным преимуществом при формировании квалифицированного специалиста. Однако зададимся вопросом, настолько ли прочно стоит магистр на плечах программы обучения бакалавра, насколько прочно стоит первокурсник на плечах школьной программы?

Факты

Проиллюстрируем предложенные комбинации небольшим эмпирическим материалом. Поскольку сегодня в высшей школе отсутствуют инструменты, позволяющие анализировать результативность, как паллиатив используем результаты сессий в одном из вузов страны. В массив отобраны результаты последних по времени 22 сессий (11 зимних и 11 летних, начиная с 2000/2001 уч. г.) подневному обучению специалистов и бакалавров. Для того чтобы анализ темы, а именно зависимость ценности образования и цены обучения, не превратить в анализ успеваемости по видам тециапьностей9, автор провел обезличенное сопоставление по направлениям и специальностям, представительным по большинству сессий за период сравнения. В итоге выборка составила 999 эпизодов, т.е. результатов сессий для направлений и специальностей с бюджетными и договорными местами.

Три кластера качества

Сопоставление эпизодов проведено отдельно по показателям абсолютной и качественной успеваемости.

С определенной долей риска автор предполагает, что результаты абсолютной успеваемости10 могут характеризовать введенный выше условный уровень результативности, названный «Консервация». Каче-стветая успеваемость позволяет говорив об успехах вучебеи, следовательно, яадешъся, что студенты приближаются к уровню «Генерирование».

Для ранжирования используем деление процентов успеваемости на три кластера (табл. 2).

При распределении результатов по критерию «предельный процент успеваемости» картина соотношения «затратно/результативно» выглядит следующим образом (табл. 3, 4). Результаты сессии студенты, обучающихся на бюджетных местах, преодолели: 66,7% барьер абсолютной успеваемости в 97,9% случаев. При обучении на платных местах этот результат только 80,88%.

Можно считать, что при бюджетном обучении выявлены комбинации 2.2. «Дешево и Результативно» по результатам абсолютной успеваемости и 2.3.

«Дешево и Сверхрезультативно» по результатам качественной успеваемости.

В части платного обучения наблюдается только комбинация 3.2. «Дорого и Результативно».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако динамика за анализируемый период (табл. 5) по качественной успеваемости показывает тенденцию к переходу в категорию «Дорого и безрезультатно». За 11 лет доля первого кластера выросла практически в 2 раза при сокращении второго и при стабильно низком уровне третьего кластеров. Последнее говорит о консервации потенциала платного образования в части высококачественной подготовки.

Заключение

Поскольку бюджетная и платная подготовка на всем протяжении анализа были равны (обе представлены только дневной формой обучения, на обоих происходил переход от специальностей на направления подготовки, одинаково внедряется рейтинговая система и др.), можно сформулировать некоторые выводы о ценности и цене.

Во-первых, цена обучения не стала превалирующим фактором в достижении студентами существенной результативности даже при условии, что за этот период усредненная цена обучения

Таблица 2

Сопоставление кластеров по абсолютной и качественной успеваемости для определения уровня результативности

Абсолютная успеваемость Качественная успеваемость

0-33,3 % 33,4-66,6 % 66,7-100 %

0-33,3 % «Вульгаризация» Х Х

33,4-66,6 % «Вульгаризация» «Консервация» Х

66,7-100 % «Консервация» «Консервация» «Ген ери рован ие »

Табл ица 3

Распределение показателей бюджетной подготовки по кластерам (%)

Кластер Абсолютная успеваемость Качественная успеваемость

0-33,3 % 0 2,4

33,4-66,6 % 2,1 37,54

66,7-100 % 97,9 60,06

Табл ица 4

Распределение показателей платной подготовки по кластерам (%)

Кластер Абсолютная успеваемость Качественная успеваемость

0-33,3 % 3,5 45,55

33,4-66,6 % 15,62 50,65

66,7-100 % 80,88 3,8

Таблица 5

Динамика долей кластеров по качественной успеваемости студентов, обучающихся по договору (%)

Учебные годы Кластер

0-33,3 % 33,4-66,6 % 66,7-100 %

2000/2001 35,71 58,93 5,36

2001/2002 37,5 56,25 6,25

2002/2003 46,15 50 3,85

2003/2004 41,77 53,16 5,06

2004/2005 36,96 63,04 0

2005/2006 36,17 61,7 2,13

2006/2007 32,98 63,83 3,19

2007/2008 50,93 48,15 0,93

2008/2009 48,25 47,37 4,39

2009/2010 58,93 34,82 6,25

2010/2011 62,04 32,41 5,56

ми, материально-технической базой, распределения ставок, налогообложения, финансирования и т. д.

2 О различных рисках при приеме студентов и аспирантов - см.: Гилбоа И., Постлуэйт Э., Шмайдлер Д. Вероятность и неопределенность в экономическом моделировании // Вопросы экономики. - 2009. - № 10. - С. 46-61.

3 См.: ГамукинВ.В. Образование: от ценности к цене. С. 21-30.

4 Так, сравнивая цены по договорам оказания образовательных услуг за одинаковые специальности в вузах различных городов страны, мы обнаружим кратную дифференциацию. Однако будет очень опрометчиво утверждать, что уровень полученного в итоге образования имеет такую же кратную разницу. Сам по себе уровень цены не играет принципиальной роли при определении ценности получаемого в итоге образования. Он может говорить об общей затратоемкости процесса обучения, обязательств по содержанию помещений и имущества образовательного учреждения, его стратегии по обновлению материально-технической базы, проектах развития технологии обучения (которые, кстати, могут спровоцировать не улучшение, а ухудшение качества образования) и т.д. В конце концов, уровень стоимости жизни в том или ином городе окажет значительно большее влияние на стоимость обучения, чем качество этого самого обучения.

5 Приведем характерную точку зрения. «По-хорошему следовало бы время, уделяемое человеком специально своему обучению, трактовать как вычет из времени, которое он мог бы потратить на иные цели, например, на производство внешних благ, на заработок, и рассматривать его как альтернативные издержки образования» [4, с. 23].

6 Если читателя не покоробит сравнение, такой процесс - своего рода пищевая цепь в природе, где каждый вид растительного и животного мира является лишь желудком в промежутке между двумя другими желудками. Так и человек, будучи общественным животным, встраивается в цепь общественного производства товаров и услуг. Обрыв цепи автоматически приводит к

увеличилась на порядок. Во-вторых, оплата обучения продолжает оставаться преимущественно пропуском в вуз при слабой школьной подготовке. В-третьих, иррациональные диспропорции в соотношении «цена/качество» стабильно возрастают, делая классический ценовой анализ при определении цен в будущем невозможным.

Поэтому сегодня в учебных заведениях должны быть продолжены исследования по всем аспектам заявленной проблематики. При этом, на наш взгляд, важно заострить внимание на следующих моментах:

- необходимо учесть профессиональные тенденции рынка труда с целью дальнейшей сегментации образования по цене и качеству;

- полезно определить и использовать фактора стабильности цен на обучение с учетом качественных параметров подготовки студентов;

- переход на нормативное бюджетное финансирование потребует реальной корреляции с не нами платного обучения;

- каждое учебное заведение должно искать свои «ниши» в образовательной сфере, оптимальные по соотношению «результативно/затратно».

Примечания

1 Если ценность образования скорее высокая эмоциональная категория (хорошо иллюстрируемая преимущественно положительным ответом родителей на вопрос о готовности оплачивать обучение своих детей-аби-туриентов), то цена обучения - это уже низкая меркантильная категория, не менее хорошо иллюстрируемая отзывов молодого специалист со «свежим» дипломом о проведенном времени в стенах образовательного учреждения, «за что платили?». Переход от ценности к цене представляет собой переход от прекрасного интеллектуального удовольствия, получаемого в процессе образования, к скучным вопросам обеспеченности помещения-

вымиранию зависимых звеньев или к их существенной трансформации, наглядным примером которой может служить маргинализация.

7 Опираясь не теорию потребительского поведения, можно рассмотреть альтернативную точку зрения. Если получение каких-либо знаний сопряжено с меньшими личными психофизиологическими усилиями, обучающийся будет готов заплатить больше.

8 Пункт Ь статьи XVI «Декларации социального прогресса и развитая», принятой на Генассамблее ООН 11.12.1969 г.

9 Это - предмет отдельного научного интереса для методологов образования. Любопытно проведение аналогичного сопоставления в разрезе курсов обучения, что позволяет определить, насколько изменяются зависимости между результативностью договорного и бюджетного образования по мере отдаления студента от средней школы. Качество школьной подготовки, а не факт платности, оказывает превалирующее воздействие на результаты сессий. Еще одним срезом может стать анализ по отдельным сессиям с целью выявления закономерностей между успеваемостью в зимние (фактор прошедших новогодних праздников) и летние (фактор наступающих летних каникул)

сессии. Автор не чувствует себя специалистом в такого рода статистических исследованиях, особенно принимая во внимание, что за похожие выводы в 2000 г. была присуждена курьезная Шнобелевская премия.

10 Абсолютная успеваемость больше говорит об уровне учебной дисциплины, в то время как качественная -непосредственно об уровне подготовки.

Библиографический список

1. Гамукин В. В. Образование: от ценности к цене// Вестник Тюменского государственного университета. -2005. - № 3. - С. 21-30.

2. Гамукин В. В. Бюджетные риски вуза //Университетские управление: практика и анализ. - 2009. - № 4. -С. 23-27.

3. Гамукин В. В. Текущие и прогнозные риски финансирования высшей школы // Юрист ВУЗа. - 2010. -№ 1 . - С. 38-43.

4. Гребнев Л. Образование: услуга или жизнь? // Вопросы экономики. - 2005. - № 3. - С. 20-40.

5. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы // Вопросы экономики. - 2004. - № 1. - С. 19-37.

Gamukin V. V.

THE VALUE OF EDUCATION - LEARNING TO PRICE FINANCIAL RISK TRANSFER

We consider the relation of the results and the training costs are revealed acceptable combination HPE ratio "price / quality. " Reflected the group risk pricingfor paid educational services. Attention is paid to the problem of organizing the transfer and production of knowledge.

Keywords: quality of teaching, the price of training, effectiveness of training, financial risks in learning.

УДК 338.46

Чекмарёв В. В. ВЫСШАЯ ШКОЛА: ЭКОНОМИКО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ (КГУ в контексте эволюции сферы высшего образования в России)

В статье на примере развития Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова обоснованы экономико-философские основания трендов сферы высшего образования в России

Ключевые слова: высшее образование, эволюция ВПО в России, экономики-философские основания трендов высшей школы России.

Важнейшим направлением модернизации сферы образования в России в начале XXI века является ее реструктуризация. Можно предположить, что в ближайшие годы главным фактором повышения общественной (социальной) эффективности сферы образования будет ускоренное формирование новых и реформирование старых организационных форм.

Очевидно, что этот процесс будет сложным из-за институциональной недостаточности/избыточности в вопросах территориального размещения (перераспределения) образовательных учреждений в вопросах отношений собственности и т. п. Тривиальными являются сетования на чрезмерную концентрацию

вузов в Москве и Санкт-Петербурге. Существуют серьезные перекосы в распределении заказа вузам по объемам (размерам).

Ситуация в сфере образования в России является зеркальным отражением ситуации в промышленности. Если в среднем российские предприятия крупнее, чем в западных странах, то вузы - значительно меньше. Ныне многие из них характеризуются со стороны работодателей низким имиджем. При этом, в той или иной степени, провинциальные вузы реализуют социальную функцию, т .е. де факто реализуют миссию, к которой столичные вузы даже и не стремятся, заботясь лишь о своем брэнде. Отсюда ес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.