Научная статья на тему 'От школы при храме к храму при школе'

От школы при храме к храму при школе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
321
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От школы при храме к храму при школе»

Е. И. Жерихина

От школы при храме к храму при школе

В допетровскую эпоху и в Европе, и на Северо-Западе России дети получали образование либо дома, либо при монастыре или храме. Первые школы в Санкт-Петербурге создавались при храмах: в 1708 году -училище для детей иностранцев в школе при церкви св. Петра в усадьбе адмирала Крюйса, в 1721 - семинария при Александро-Невском монастыре. В 1721 году архиепископ Феофан Прокопович подал Петру I проект основания «Училищного отроческого дома». В этом же году при церкви на его даче на Черной Речке была основана первая русская школа, которая просуществовала вплоть до его смерти в 1736 году. Лучших учеников Прокопович посылал продолжать образование в гимназию Академии наук, среди них были два будущих академика - А.П. Протасов и С.К. Котельников, первый историк Петербурга А.И. Богданов. После смерти Феофана Прокоповича оставшиеся ученики были переведены в семинарию Александро-Невского монастыря, существовавшую с 1721 года и называемую «славянская школа». Семинария первоначально находилась в зданиях за пределами лавры, а с 1789 - в Федоровском корпусе. Семинаристы молились в лаврских храмах, а всенощная служилась в актовом зале.

Еще с начала 1750-х годов при приходских церквях Санкт-Петербурга стали устраивать начальные школы. В 1783 году они получили название «уездных училищ». До начала ХХ века при приходских городских церквях и соборах всегда были организованы (по уставу 1872 года) высшие начальные училища. Всего в Санкт-Петербурге подобных 1-8-классных школ к 1914 году насчитывалось 24. Но уже основанные Петром I в 1725 году гимназия и университет при Российской Академии наук к определенному храму привязаны не были, и учащиеся, пока Академия находилась на Городовом острове, ходили в церковь Рождества Христова (Николо-Труниловскую), а на Васильевском острове - в Благовещенскую церковь, ближайшую к «академической слободе».

Впервые специальная домовая церковь в закрытом учебном была основана в 1-м кадетском корпусе. При перестройке Меншиковского дворца (1732) под это заведение в Большом зале была устроена домовая церковь Рождества Иоанна Предтечи (переосвященная в 1765 году). В дальнейшем, в XVIII веке, во всех государственных казенных закрытых учебных заведениях для мальчиков (в кадетских и других корпусах), в Академии художеств и в женских институтах устраивались домовые храмы.

© Е.И.Жерихина, 2006

В конце XVIII века ощущался острый недостаток как в школах, работавших по централизованным программам для подготовки молодых людей в высшие учебные заведения, так и в педагогах для этих школ. Недостаток в учителях, даже не в профессорах-специалистах, ощущался в младших классах кадетских корпусов, Академии художеств, Воспитательном обществе благородных девиц и т. д. В 1783 году была создана комиссия для ревизии учебных заведений под председательством гр. П.В. Завадовского. Выводы Комиссии были неутешительны - образование поставлено слабо, учителей, особенно русского языка, повсеместно не хватает. Комиссия приняла решение об организации начальных -уездных училищ (при соборных храмах), и средних - губернских, т. е. предполагалось организовать всего-навсего по 1(!) средней школе в каждой губернии Российской империи! Но даже такой возможности не было, и, несмотря на поддержку императрицы Екатерины II, первая губернская гимназия была основана в столице только через 22 года! П.В. Зава-довский спустя почти 20 лет, в 1802 году был назначен первым в истории России министром народного просвещения. Благодаря ему было открыто много средних учебных заведений, «губернских училищ» по программе гимназий, Харьковский, Казанский, Дерптский университеты, а также Главный педагогический институт в Петербурге. Спустя столетие Россия не только смогла сократить разрыв в области образования по сравнению с просвещенной Европой, но здесь, особенно в Санкт-Петербурге к началу ХХ века были устроены лучшие школы. Они отличались совершенными с гигиенической и педагогической точек зрения архитектурой и техническими свойствами и лучшей педагогической системой. Во многих из них были собственные храмы. Выпускной экзамен по Закону Божьему в лучших учебных заведениях столицы до середины XIX века, проходил особенно торжественно: кроме священника-законоучителя на нем присутствовал митрополит, епископ или настоятель собора Всех учебных заведений.

В главе «О распоряжении училищ по учебной части»466 говорилось: «Как весьма бы полезно было, если б приходские священники исполняли роль учителей, толь соответствующую их званию: то Святейший Синод и должен пещись, чтобы в непродолжительном времени сие произведено было в действие без малейшего отягощения как священников, так и прихожан».

Священник церкви учебного заведения был не только настоятелем храма, но и учителем Закона Божьего. Должность преподавателя Закона

466 О распоряжении училищ по учебной части // Полное Собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. [в 55 т.]. Т. 21. Отд-ние 2-е. 1846. От № 20187-20767. СПб., 1847. Ст. 20597. [разд. паг.].

Божьего учила священника, в свою очередь, понятно объяснять туманные места Священного писания, искать подход к душе ребенка. Он был необходим как воспитатель, поскольку все ученики два раза в год, а иногда и чаще постились и исповедовались, при этом священник мог их лично наставлять. Именно священник мог погасить конфликт между учащимися и администрацией; только с ним, сговорившиеся умолчать о проказах молодые люди были вполне откровенны. По случаю крупных исторических событий в школьных храмах, как и в соборе Всех учебных заведений, законоучитель читал проповедь. Некоторые законоучители, например, отец Бажанов, педагог и прекрасный катехизатор, духовный писатель, автор многих духовно-назидательных трудов, переводчик, стали известны именно благодаря своей преподавательской деятельности. О. В.Б. Бажанов (1800—1883) - сначала законоучитель Губернской гимназии, 2-го кадетского корпуса (при нем еще со времен инженерной школы существовала церковь, с 1743 года - Воскресенская, с 1810 года -св. Александра Невского), стал позже - преподавателем Университета и «Благородного пансиона», а с 1829 года - профессором богословия в Главном педагогическом институте. В середине 1830-х годов отец Василий Бажанов был приглашен ко двору давать уроки детям Николая I и оказал на них большое влияние. Отец Бажанов надолго остался при дворе на должности настоятеля придворного Спасского собора Зимнего дворца и протопресвитера придворного духовенства. В дальнейшем он крестил императоров Александра III и Николая II, наставлял великих княжон и княгинь, стал духовным пастырем императриц Александры Федоровны и Марии Александровны, воспитал их детей. Вел. кн. Ольга Николаевна вспоминала: «До него изучение Евангелия сводилось к заучиванию молитв и страху перед наказаниями. Наш первый преподаватель Закона Божия и духовник о. Павский читал нам Евангелие, не давая ничего нашему детскому представлению, и только позднее о. Бажанов стал объяснять нам Богослужение, чтобы мы могли следить за ним... в нас, детях, развилось сильное влечение к нашей православной вере. Как мы благословляли судьбу за эту нашу веру отцов, как мы любили нашего духовника о. Бажанова!»467. Законоучитель влиял на нравственное становление молодых великих князей и вел с ними воспитательные беседы, под его влиянием младшие дети императора обрели сильную и устойчивую веру. Бажанов сочинил для цесаревича курс Закона Божия «О вере и жизни христианской» (1837) и впервые в православии написал курс христианского поведения - «Об обязанностях христианина» (1839).

467 Ольга Николаевна, вел. кн. Сон юности // Николай I. Муж. Отец. Император. М., 2001. - С. 202-203.

324

Для учащихся и преподавателей закрытых учебных заведений домовые храмы имели значение приходских, т. к. молодые люди годами посещали их, зачастую и в дальнейшем сохраняя связь со священником и храмом. Поэтому вполне естественно их желание украсить храм, и вот, бывшие выпускники Горного института инженеры из Екатеринбурга, в 1821 году дарят церкви прп. Макария два больших золотых самородка в окружении уральских самоцветов. Первый директор Училища правоведения С. А. Пошман подарил училищной церкви св. Екатерины картины «Страсти Христовы» Рубенса и Франка и «Распятие с предстоящими» и «Христос в терновом венце», приписываемые Корреджо. В домовых храмах при женских институтах появляются ковры и покровы, расшитые выпускницами, которые в последний год обучения тратят на это рукоделье все свое свободное время. «И даже самым неумелым необходимо вышить хотя бы по небольшой веточке», - как вспоминала выпускница Мариинского института А. Чернова. Во всех женских институтах были домовые храмы, которые освящались при открытии, как и другие закрытые учебные заведения, находившиеся в ведении Ведомства императрицы Марии. Собор Воскресения Христова в Смольном был кафедральным для всех учебных заведений Ведомства. Его настоятели читали проповеди и пользовались в обществе огромным уважением. Особой известностью и уважением столичной аристократии в 1840—1850-х годах пользовался отец Недешев, преподававший Закон Божий в Смольном институте. «Он был духовным отцом поголовно всей петербургской аристократии», - писала А. Соколова468. Отец Недешев был бессребреником, и отдавал все свое жалование и значительные суммы пожертвований на благотворительность. Среди его прихожанок были такие знаменитые благотворительницы, как основательница Дамского тюремного комитета Т.Б. Потемкина.

Школьный учитель Закона Божия нередко сохранял свой авторитет и среди выпускников. Школьный храм оставался для них родным и после окончания учебного заведения, как это было с церковью Преображения Господня при 1-й гимназии. Многие бывшие ученики и ученицы играли в церквях своих учебных заведений свадьбы, как, например, химик Лебедев с художницей Остроумовой в церкви 1-й гимназии. Об одном из преподавателей этой гимназии вспоминал литератор П. Гнедич: «Священник С. задавал нам письменные работы по богословию... и разбирал догматические положения нашей церкви прекрасно. Он был превосходный проповедник и всегда говорил на злобу дня». При встрече с бывшими учениками он спрашивал: «Что вас не видно в церкви? В другую хо-

468 Соколова А. Из воспоминаний смолянки // Вестник всемирной истории, 1901, № 6. С. 82.

дите?»469. Это был отец Михаил Ильич Соколов, один из основателей Общества религиозно-нравственного просвещения. Если в первой половине XIX века во многих мемуарах упоминается о недостаточно образованных, а то и просто не пригодных к педагогической деятельности преподавателях Закона Божия, то к концу XIX века в петербургских гимназиях, по воспоминаниям бывших учащихся, сложились коллективы вполне профессиональных преподавателей, «свято исполнявших свой долг». Гимназия, по их словам, «прививала основные положительные человеческие качества. юноши были честны, справедливы, не трусливы, хорошие товарищи», учащиеся нетерпимо относились к фискальству, жадности, зазнайству.

Мужские гимназии были учреждены во всех губерниях по Уставу учебных заведений 1804 года и подчинялись Министерству народного просвещения. Первая Санкт-Петербургская губернская гимназия открылась в 1805 году. Она была всесословной и имела четырехлетний «энциклопедический» курс обучения (без курса Закона Божия). Все учащиеся делились на полных пансионеров (живших постоянно в интернате), полупансионеров (получавших только пищу) и приходящих учеников. В октябре 1811 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа С.С. Уваров представил план реорганизации Губернской гимназии470. Главной ее задачей он поставил подготовку учащихся к поступлению в университет и увеличил курс обучения до семи лет, сократив число предметов и сделав приоритетным изучение Закона Божия, русского, латинского и древнегреческого языков. В 1819 году план был принят для всех российских гимназий и лег в основу Устава 1828 года, учредившего семиклассную гимназию, в которой изучали Закон Божий, русскую словесность, латинский и новые языки, математику, географию, историю, физику, черчение и рисование. Согласно Уставу, гимназия стала преимущественно дворянским учебным заведением. «Главнейшая цель учреждения гимназий, - говорилось в одной из его статей, - есть доставление средств приличного воспитания детям дворян и чиновников». С целью привлечения дворянства к гимназическому образованию аттестат Санкт-Петербургской губернской гимназии при производстве в чин был приравнен в 1817 году к университетскому диплому. В 1830 году произошли преобразования, в результате которых число гимназий в Санкт-Петербурге увеличилось до трех. Сохраняя статус Благородного пансио-

469 Гнедич П. П. Книга жизни. М., 2000. С. 39.

470 Докладная записка С.С. Уварова. // Начальное и среднее образование. СПб., 2000. С. 41. Выписка из журнала Главного правления училищ о введении в гимназиях преподавания Закона Божиего. РГИА. Ф. 733. Оп. 87. Д. 46. Л. 1. «Законоучители могут взяты быть из духовного звания по сношениям с епархиальным начальством.» 23.07.1819.

на, Первая гимназия до 1858 года оставалась закрытым сугубо дворянским учебным заведением. На деньги купца П.Д. Ларина в 1836 году открылась 4-я гимназия, Ларинской, (Васильевский остров, 6-я линия, дом 15), в которой преобладали представители купечества и других городских сословий. К 1862 году число гимназий возросло до шести. При всех гимназиях существовали пансионы, порядок открытия и деятельность которых регламентировались Уставом.

Начиная с 1840-х годов, при большинстве казенных мужских гимназий были устроены домовые церкви, где служили учителя Закона Божия, но ни в женских, ни в частных гимназиях они не предусматривались. Церкви основывались на вклады благотворителей и использовались для торжественных молебнов в праздничные и тезоименитые дни и для отправления ежедневных треб и исповедей, особенно для пансионеров. Прихожанами были учащиеся и служащие гимназий, которые сохраняли духовную связь со своим храмом даже после окончания учебного заведения. Некоторые церкви имели престольный праздник, связанный каким-либо с событием в жизни императорской фамилии. В день начала учебного года (20 августа), в день раздачи наград и тезоименитств членов императорской фамилии в гимназических церквях или в актовых залах проводились общие молебны. В особых случаях - торжественные панихиды. Пел гимназический хор, играл оркестр гимназии.

Чаще всего храмы устраивались на пожертвования частных благотворителей или на средства, собранные родителями учащихся. Средства на постройку церковного флигеля при пансионе 1-й гимназии пожертвовал купец В. Ф. Куницын. Домовый храм во имя Преображения Господня, созданный Н.Л. Бенуа, был освящен в 1841 году, пять икон были написаны К.П. Брюлловым. Церковь была перестроена в 1893 году В. А. Косяковым. Настоятелями были священники, известные своим религиозно-нравственным влиянием на учащихся, такие как протоиерей А.И. Малов. Во 2-й гимназии церковь была освящена уже после закрытия пансиона, в 1883 году. Ранее пансионеры молились в Казанском соборе или в церкви училища глухонемых. Средства на устройство храма собрали к 75-летию гимназии кн. В.В. Вяземский и потомственный почетный гражданин К.Н. Целибеев. Храм был освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября, в этот день, близкий к 5 сентября, дню основания заведения, поминали также старшего сына императора Александра II. Церковь Воздвижения Креста Господня 3-й гимназии была освящена 12 мая 1832 года в дворовом флигеле. Учащиеся 4-й Ларинской гимназии, расположенном в старинном доме Педагогического института, перестроенном А.Ф. Щедриным, сначала молились в Трехсяти-тельской церкви. Церковь во имя св. Татианы, покровительницы старшей дочери императора Николая II на втором этаже флигеля, возведен-

ного выпускником гимназии А.Н. Иосса на средства А.А. Хомзе, была освящена в 1898 году. Здание 7-й (Рождественской) гимназии в 1886 году построил также А.Н. Иосса, архитектор учебного округа, а церковь в память коронования императора Николая II спроектировал епархиальный архитектор Н.Н. Никонов. Он установил алтарь в актовом зале за раздвижной перегородкой. Иконы были посвящены святым, тезоименитым членам семьи императора. Средства на устройство храма были собраны прихожанами Андреевской церкви находившейся неподалеку Афонского подворья.

9-я (Введенская) гимназия на Большом проспекте Петроградской стороны, дом 37, была открыта на основе уездного училища при Введенской церкви в здании, перестроенном Е.И. Мартыновым. Сначала, в 1862—1882 годах это была прогимназия, затем - классическая гимназия, здание которой переоборудовал и расширил А.И. Аккерман. В 1896 году Е.К. Елкашев возвел во дворе корпус с гимнастическим залом и церковью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, покровителей просвещения.

Учащиеся гимназии имени цесаревича Алексея Николаевича при Министерстве народного просвещения (6-я гимназия) посещали церковь св. Николая при министерстве, оформленную А.Ф. Щедриным; гимназисты, обучавшиеся в гимназии при Историко-Филологическом институте (Университетская набережная, дом 11) университетскую церковь во имя святых Петра и Павла.

Учащиеся некоторых учебных заведений пользовались храмами при учреждениях, их основавших: учащиеся Театральной школы (Театральная улица, дом 2) посещали церковь Пресв. Троицы в дирекции Императорских театров; учащиеся образцовой церковно-приходской школы (Кабинетская улица, дом. 13) - церковь св. Александра Невского при Училищном совете Синода; церковь св. Николая при министерстве народного просвещения была домовой для учащихся 6-й гимназии, размещавшейся в том же здании.

В 1849 году произошла реорганизация гимназического образования, связанная с необходимостью подготовки кадров образованных чиновников. Курс обучения в гимназиях был разделен на общий с полной гимназической программой, для подготовки к поступлению в университет и специальный практический, для подготовки к государственной службе, где вместо древних языков изучалось русское законоведение. В царствование Александра II все сословные и конфессиональные ограничения в большинстве школ были отменены. В уставе средних учебных заведений, утвержденном 30 июня 1871 года, подчеркивалось, что «в гимназии и прогимназии обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания. для поступления в 1 класс гимназии требуется.

знание главнейших утренних и вечерних молитв и важнейших событий Священной истории Ветхого и Нового завета.»471.

В дальнейшем, с конца XIX — начала XX века, начиная с 7-й гимназии, когда эти учебные заведения стали полностью открытыми, а в провинциальных городах появились не только гимназии, но и высшие учебные заведения, надобность в большом количестве столичных пансионов отпала, в Санкт-Петербурге гимназии строятся либо без храмов, либо, как 10-я гимназия, даже занимают доходные дома. Тем не менее, в праздничные и тезоименитые дни совершался молебен для всех учащихся в актовом зале и ежедневно перед первым уроком дежурный читал молитву. Контроль за школьными храмами и программами Закона Бо-жия, как и контроль за содержанием учебников и учебных пособий, осуществлял Училищный совет Святейшего Синода.

Помимо казенных гимназий, в Санкт-Петербурге существовало две мужских гимназии при благотворительных обществах. Классическая гимназия Императорского человеколюбивого общества (набережная Крюкова канала, дом. 15) была организована в 1872 на основе Дома воспитания бедных детей открытого в 1820 году по воле императора Александра I. Выстроенная при воспитательном доме церковь на 1500 человек по проекту Н.В. Трусова была освящена в 1858 году во имя святых Константина и Елены. В гимназии Русского собрания (Кузнечный переулок, дом. 20, М.А. Макаров, 1872, А.И. Носалевич, 1902—1909) церковь Благовещения пресв. Богородицы была устроена в рекреационном зале. Бронзовый иконостас был подарен действительным статским советником И. А. Колесниковым.

Директора гимназии (а нередко инспекторы, служащие и преподаватели) жили в казенных квартирах при подведомственных им учреждениях. Особую роль играл инспектор классов, на это место часто брали учителя русского языка, историка или правоведа. Именно они составляли костяк прихода училищного храма. Настоятель училищного храма также обычно жил если не в здании школы (присутствие семьи священника в закрытых учебных заведениях не приветствовалось), то поблизости.

Первые женские гимназии в Санкт-Петербурге (до 1862 года они назывались «училищами для приходящих учениц») были основаны в конце 1850-х годов Ведомством учреждений императрицы Марии по инициативе императрицы Марии Александровны. Ранее Ведомство управляло только женскими закрытыми учебными заведениями, благотворительными и медицинскими учреждениями. Первая из гимна-

471 Устав средних учебных заведений / утв. 30.06.1871 // Полное Собрание законов Российской Империи. Собрание 2-е. [в 55 т.]. Т. 46. Отд-ние 2-е. 1871. От № 49763-50382 и Дополнения. СПб., 1874. Ст. 49860. [разд. паг.].

зий, Мариинская, открылась в 1856 году в Чернышевем переулке у Загородного проспекта в доходном доме Ведомства. Церкви при женских гимназиях не устраивались. При организации женских гимназий руководствовались планом, представленным инспектором Павловского женского института Н.А. Вышнеградским472. В 1858 году открылись четыре женские гимназии Мариинского ведомства: Мариинская, Василеостровская, Коломенская, Петровская; в 1860 году - Александровская, в 1864 году - Литейная, в 1868 году - Рождественская, впоследствии принцессы Е.М. Ольденбургской, в 1873 году - Екатерининская. Единственная государственная женская гимназия, находившаяся в ведомстве Министерства народного просвещения, - Покровская была преобразована в 1878 году из училища при Покровской общине сестер милосердия (основанного в 1876 году). Учащиеся этой гимназии молились в храме общины.

С 60-х годов XIX века на основе классических училищ в Санкт-Петербурге начали открываться частные гимназии. К 1917 году количество государственных мужских гимназий осталось прежним (15), а число частных достигло 20. С конца 1870-х годов в Санкт-Петербурге на основе училищ 1-го разряда открываются частные женские гимназии. С 1906 года, после облегчения правил предоставления частным учебным заведениям прав государственных, начался их бурный рост: к 1917 году в Петрограде имелось 56 частных женских гимназий и девять прогимназий. Роль частных учебных заведений в общей системе среднего образования Санкт-Петербурга была очень значительна. Некоторыми руководили талантливые педагоги, сумевшие добиться больших успехов в организации школьной жизни. В них не только обеспечивался высокий уровень образования, использовались современные, разнообразные и эффективные методы преподавания, но и царил дух благожелательности и доверительности в отношениях учителей с учащимися, резко отличавший их от казенных учебных заведений. В начале ХХ века, с развитием частного образования, когда были основаны 22 высших учебных частных заведения, в том числе такие известные, как Высшие женские курсы Лохвитской-Скалон, и множество гимназий, в них преподавался Закон Божий, устраивалась общая молитва, но домовых храмов они не имели.

С отмиранием системы закрытых учебных заведений в школах постепенно переходят к упразднению церковных помещений: либо алтарь ставится в актовом зале и огораживается ширмой, либо церковь вообще не устраивается. Священник в государственных и частных гимназиях становится только законоучителем, его функции, настоятеля храма исче-

472 Из записки Н.А. Вышнеградского Ученому комитету... // Начальное и среднее образование. СПб., 2000. С. 175. 330

зают. Правда, многие священники совмещали службу в приходской церкви и преподавательскую деятельность.

Пожертвования частных лиц и деятельность благотворительных обществ и комитетов, которые были организованы при всех казенных и частных гимназиях, имели для них большое значение. На счет этих комитетов устраивались и содержались школьные храмы. После реформы образования 1880-х годов, когда было запрещено принимать в гимназии «кухаркиных детей», способные неимущие учащиеся принимались на средства, предоставлявшиеся благотворительными обществами. Они собирали средства, устраивали школьные балы, лотереи и т. д. Учащиеся почитали для себя честью принимать участие в благотворительных акциях в помощь бедным и больным детям, раненым на фронтах и т. д.

Храмы часто освящались в закрытых средних специальных учебных заведениях: св. мч. цар. Александры в Демидовском учебно-воспитательном заведении (набережная реки Мойки, дом 108); Покрова Пресв. Богородицы в школе прикладных искусств (Екатерининский канал, дом 1), святых апостолов Петра и Павла в Коммерческом училище (Чернышев переулок, дом 9), т. е. там, где жили интернатом. В частных и торговых школах храмов не было. В ремесленных школах храмы устраивали, если здание для него строилось специально: церкви равноапостольной Марии Магдалины в женском ремесленном училище императрицы Марии Александровны (10-я рота, дом 22) и при Ивановском женском училище (Торговая улица, дом 16), св. Николая Чудотворца при ремесленном училище цесаревича Николая Александровича (1-я рота, дом 1), св. Екатерины при школе Императорского Патриотического общества (Шпалерная улица, дом 4) и т. д. В закрытых учебных заведениях с лечебными функциями - святых апостолов Петра и Павла в училище глухонемых (Гороховая улица, дом 18), равноапостольной Марии Магдалины при Александро-Мариинском училище слепых (Песочная набережная, дом. 37) - и в приютских школах храмы освящались всегда.

С 1890-х годов наряду с попечительствами о «Народной трезвости», правительство стало создавать Училищные дома для детей из неимущих слоев населения. Первым из них было училище в память Екатерины II на 7-й линии Васильевского острова с домовой церковью Рождества Пресвятой Богородицы и училище в память императора Александра II на Прудковском переулке, дом 1 с церковью св. кн. Александра Невского. Училище имени Пушкина на Петроградской стороне имело церковь Введения во храм Пресв. Богородицы. Позднейшие из Училищных домов - имени Петра Великого и имени Гоголя - были построены без храмов, хотя и были рассчитаны на несколько

сотен учащихся. К весне 1914 года был принят закон о всеобщем среднем образовании. Полный охват средним образованием всех слоев петербургского населения стал возможен благодаря распространению Училищных домов.

При высших мужских учебных заведениях, основанных до начала ХХ века, храмы были именно потому, что первоначально при них имелись пансионы. Иногда (как студенты корпуса инженеров путей сообщения или слушатели Академии Генерального штаба) они посещали храм в своем министерстве или ведомстве. При Академии Генерального Штаба церкви не было с 1832 по 1901 год, пока в Петербург не перевезли мемориальную церковь св. Александра Невского из села Кон-чанского, построенную лично А.В. Суворовым. При Политехническом институте, в конце 1890-х годов образовавшем небольшой поселок, была освящена церковь Покрова Пресв. Богородицы. Все эти храмы имели характер приходских. В высших военных учебных заведениях, как правило, храмы имелись, за исключением Николаевской Морской академии (слушатели которой посещали храм Морского кадетского корпуса), Александровской Военно-Юридической академии и Интендантской академии. В высших женских учебных заведениях храмы устраивались далеко не всегда. Так при Высших Женских курсах (Бестужевских) - (Васильевский остров, 10-я линия, дом 33), Педагогических Фребелевских курсах, Высших курсах Лесгафта - храмов не было; слушательницы Женского Медицинского института (Архиерейская улица, дом 6) пользовались церковью Петропавловской больницы. При Императорском Женском Педагогическом институте (Малая Посадская, дом 26), была освящена церковь Божией Матери Иверской.

Источники

РГИА. Ф. 740. Оп. 43. Министерство народного просвещения. 1890—1912.

Литература

1. Алешинцев И. История гимназического образования / И. Алешинцев. - СПб. : Изд-во О. Богданова, 1912. - X, 346, VI с.

2. Антонов В . В . Святыни Санкт-Петербурга : ист.-церков. энцикл. : в 3 т. Т. 2 / В.В. Антонов, А.В. Кобак. - СПб. : Изд-во Чернышева, 1996. - 328 с.

3. Берташ А . В . Храмы Петербурга / А.В. Берташ, Е.И. Жери-хина, М.Г. Талалай. - СПб. : Лик, 1992. - 240 с.

4. Желобовский А . А . 50-летний юбилей протопресвитера

B.Б. Бажанова / А.А. Желобовский // Духовная беседа. - 1873. -№ 34-35. - С. 17-27.

5. Курганович А. В. Историческая записка 75-летия

C.-Петербургской второй гимназии : в 3 ч. Ч. 1 / А. В. Курганович. -СПб. : Б. и., 1880. - 87 с.

6. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге : XIX — начало XX века : сб. документов. - СПб. : Лики России, 2000. - 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.