Научная статья на тему 'От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф Митрохине'

От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф Митрохине Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
48
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клио
ВАК
Область наук
Ключевые слова
реставратор / ресторация / живопись / искусство / Андрей Митрохин / Restorer / restoration / painting / art / Andrey Mitrokhin

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Артем Константинович Юренков, Лия Гурамиевна Окрошидзе, Дмитрий Михайлович Данилов

Вопросы реставрации и консервации памятников являются одними из важнейших в музейной сфере. В истории искусства ценность и стоимость многих произведений нередко связана с их состоянием. Сохранение культурного наследия в таком случае просто невозможно без вспомогательных методов, которые позволяют продлить жизнь той или иной работе. В начале XIX в. в русском языке появился термин «ресторацiя», который был заимствован из европейских языков. Он обладал несколькими значениями от знакомого обозначения заведений высокой кухни до восстановления свергнутой династии и восстановления памятников искусства, и причудливым образом прижился и развивался в русском языке. Очевидно, что использование термина «ресторация» в значении знакомого нам понятия «реставрация» неразрывно связано с развитием искусства возрождения и восстановления объектов культурного наследия. В настоящей статье мы проследим судьбу термина «ресторация» в России как на основе историографических данных и уже опубликованных источников, так и на основе ранее не публиковавшихся архивных документов, а также в контексте деятельности первого русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the restaurant to the restoration. From the history of the term and about the first Russian Restorer A.F. Mitrokhin

The issues of restoration and conservation of monuments are among the most important in the museum sphere. In the history of art, the value and cost of many artworks is often related to their condition. In this case, the preservation of cultural heritage is simply impossible without auxiliary methods that make it possible to prolong the life of a particular piece of art. At the beginning of the 19th century, the term “restaurant” appeared in the Russian language, which was borrowed from European languages. It had several meanings — from the familiar designation of institution of haute cuisine to the restoration of the overthrown dynasty and the restoration of art monuments and took root and developed in a bizarre way in the Russian language. It is obvious that the use of the term “restoration” in the meaning of the familiar concept of “recovery” is inextricably linked with the development of the art of renaissance and restoration of cultural heritage sites. In this article we will trace the fate of the term “restoration” in Russia both on the basis of historiographical data and published sources, and on the basis of previously unpublished archival documents, as well as in the context of the activities of the first Russian restorer Andrey Filippovich Mitrokhin.

Текст научной работы на тему «От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф Митрохине»

УДК 7.02+7.071.3+81.373.6

DOI: 10.24412/2070-9773-2024-2-106-116

Дата поступления (Submitted) 12.01.2024

Дата принятия к печати (Accepted) 29.01.2024

От ресторации до реставрации. Об истории термина и о первом русском реставраторе А.Ф Митрохине

АРТЕМ КОНСТАНТИНОВИЧ ЮРЕНКОВ

референт Секретариата Заместителя Председателя Правительства РФ- Руководителя Аппарата Правительства РФ.

103274, Москва, Краснопресненская наб.2.

e-mail: Ak.gov@yandex.ru

ЛИЯ ГУРАМИЕВНА ОКРОШИДЗЕ

старший инспектор, исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова.

119234, Ломоносовский пр-т 27/4. e-mail: vaudetar@gmail.com

ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ДАНИЛОВ

начальник отдела Аппарата Генерального директора ООО «Черногорская ГРК» 119002, Москва, Вн. тер. г. муниципальный округ Хамовники, Переулок Сивцев Вражек, 39 e-mail: info@chgrk.ru

Аннотация. Вопросы реставрации и консервации памятников являются одними из важнейших в музейной сфере. В истории искусства ценность и стоимость многих произведений нередко связана с их состоянием. Сохранение культурного наследия в таком случае просто невозможно без вспомогательных методов, которые позволяют продлить жизнь той или иной работе.

В начале XIX в. в русском языке появился термин «рестора^я», который был заимствован из европейских языков. Он обладал несколькими значениями - от знакомого обозначения заведений высокой кухни до восстановления свергнутой династии и восстановления памятников искусства, и причудливым образом прижился и развивался в русском языке. Очевидно, что использование термина «ресторация» в значении знакомого нам понятия «реставрация» неразрывно связано с развитием искусства возрождения и восстановления объектов культурного наследия.

В настоящей статье мы проследим судьбу термина «ресторация» в России как на основе историографических данных и уже опубликованных источников, так и на основе ранее не публиковавшихся архивных документов, а также в контексте деятельности первого русского реставратора Андрея Филипповича Митрохина.

Ключевые слова: реставратор, ресторация, живопись, искусство, Андрей Митрохин

From the restaurant to the restoration. From the history of the term and about the first Russian Restorer A.F. Mitrokhin

ARTEM KONSTANTINOVICH YURENKOV

Referent of the Secretariat of the Deputy Prime Minister of the Russian Federation - Chief of Staff of the Government Executive Office

103274, Moscow, Krasnopresnenskaya nab.2.

e-mail: Ak.gov@yandex.ru

LIYA GURAMIEVNA OKROSHIDZE

Senior inspector, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University

119234, Lomonosovsky pr-t, 27/4 e-mail: vaudetar@gmail.com

DMITRY MIKHAILOVICH DANILOV

Head of the Department of the General Director's Office,

LLC «Chernogorskaya GRK» 119002, Moscow, Vet., Khamovniki municipal district,

Sivtsev Vrazhek Lane, 39 e-mail: info@chgrk.ru

Abstract. The issues of restoration and conservation of monuments are among the most important in the museum sphere. In the history of art, the value and cost of many artworks is often related to their condition. In this case, the preservation of cultural heritage is simply impossible without auxiliary methods that make it possible to prolong the life of a particular piece of art.

At the beginning of the 19th century, the term "restaurant" appeared in the Russian language, which was borrowed from European languages. It had several meanings - from the familiar designation of institution of haute cuisine to the restoration of the overthrown dynasty and the restoration of art monuments and took root and developed in a bizarre way in the Russian language.

It is obvious that the use of the term "restoration" in the meaning of the familiar concept of "recovery" is inextricably linked with the development of the art of renaissance and restoration of cultural heritage sites.

In this article we will trace the fate of the term "restoration" in Russia both on the basis of historiographical data and published sources, and on the basis of previously unpublished archival documents, as well as in the context of the activities of the first Russian restorer Andrey Filippovich Mitrokhin.

Keywords: Restorer, restoration, painting, art, Andrey Mitrokhin

Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин.

Употребление Термина «реставрация» и «ресторация» в словарях

Начало истории отечественной механической реставрации было положено уроженцем г. Торопца Андреем Филипповичем Митрохиным, который был принят на службу в Эрмитаж в самом начале XIX в.

Публикаций и исследований, в которых бы содержалось достоверное и наиболее полное описание жизни А.Ф. Митрохина, крайне мало [1, с. 176]. Таких работ действительно единицы, одна из них - статья сотрудника Эрмитажа С.А. Гамалова-Чураева, который был сотрудником Эрмитажа, под названием «Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин» [2, с. 51-56]. Этот труд является первым наиболее подробным исследованием, посвященным жизни и деятельности Андрея Митрохина [1, с. 176]. В работе большое внимание уделено биографии самого реставратора, истории его жизни и работы в Эрмитаже, которые ранее не были никем исследованы.

Как мы видим из названия статьи, С.А. Гама-лов-Чураев называет А.Ф. Митрохина «ресторатором 9-го класса». Но почему именно слово «ресторатор» применялось в отношении служащего, в чью ответственность входила реставрация картин собрания Императорского Эрмитажа, а вовсе не обеспечение общественного питания, как мог бы подумать человек, современной нам эпохи?

В начале XIX столетия в русском языке появился термин «рестора^я» - заимствованный термин, обладающий несколькими значениями и причудливым образом прижившийся и развивавшийся в русском языке. И, несмотря на то, что исследователи склоняются к выводу о том, что термин зародился еще в древности, искусствовед В.В. Зверев отмечает, что ни в древнегреческом, ни в древней латыни слова «рестав-

рация» не существовало. Только в XIX в. оно получило распространение в странах Европы и в России, а современный термин «реставрация» - происходит от позднелатинского слова [3, с. 129-130].

В попытках найти первоисточники, обратимся к некоторым словарям, изданным в кон. XVIII - нач. XIX вв. В первом толковом словаре русского языка в «Словаре Академии Российской при Императорской Академии наук» от 1794 г. ни слово «ресторация», ни слово «реставрация» мы не на- ходим [4], в этом же словаре, но уже от 1822 г. мы обнаруживаем такую же ситуацию [5].

Впервые слово «ресторация» встречается в Толковом словаре В.И. Даля 1866 г., где оно употребляется в двух значениях: (1) «ресторан, трактир, чистая харчевня» и имеет французское происхождение и (2) «выправка обветшалого здания, развалин или картины; вычинка, поправка, восстановка» и имеет латинское происхождение [6, с. 83]. Ресторация и реставрация, согласно Толковому словарю В.И. Даля, тождественны.

В начале XX в. в «Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка» под редакцией Ф.Н. Берга от 1901 г. «реставрация» и «ресторация» уже даются отдельными статьями. Причем для слова «реставрация» приводится два значения.

Первое значение имеет отношение к восстановлению памятников архитектуры и искусства: «Приведение к первоначальному виду, подправка; обновление (преимущественно пострадавших от времени картин, статуй и др. произведений искусства)» [7, с. 560-561].

Второе значение трактуется, как имеющее политическое значение, которое обозначает «возвращение к власти династии, свергнутой революцией или вообще насильственно лишенной престола» [7, с. 561]. Так в качестве примера

приводится реставрация династии Стюартов в Англии после смерти Оливера Кромвеля, а также реставрация Бурбонов после падения Наполеона I во Франции. В этом смысле термин «ресторация» полностью отвечает многозначности современного нам слова «реставрация».

Слово «ресторащя» по словарю Ф.Н. Берга уже имеет только одно значение -«малоупотребительное обозначение ресторана» [7, с. 561], а непосредственно сам ресторан - «заведение приличнее обставленное, чем трактир» [7, с. 561]. И фактически слово «ресторащя» признается устаревшим [7, с. 560].

В течение XIX в. слово прочно вошло в широкое употребление, и при этом, как заимствованное из иностранного языка, употреблялось в разных значениях.

«Ресторация» и «ресторатор» в терминологии искусства возрождения объектов культурного наследия. Термин «ресторатор» в служебной корреспонденции Эрмитажа.

Искусствовед В.Ф. Левинсон-Лессинг в книге «История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917)» писал, что А.Ф. Митрохин сначала был назначен стряпчим конюхом, с 1797 г. стал придворным лакеем и только в 1801 г. был назначен придворным камердинером в Эрмитаж в качестве человека, занимавшегося живописью и «для наблюдения за картинами Эрмитажа и дворцов» [8, с. 159]. Мы обратились к архивным документам Эрмитажа, чтобы установить, какими именно словами описывалась работа, возложенная на А.Ф. Митрохина в документах начала XIX в.

В архиве нами был обнаружен ордер обер-гофмаршала К.А. Нарышкина от 26 февраля 1801 г. хранителю живописи императорских собраний Францу Ивановичу Лабенскому [9] о поступлении А.Ф. Митрохина на службу. Но ни термины «ресторация», ни термин «ресторатор» и «реставратор» в этом документе не употреблялись (см. приложение № 1).

Сам А.Ф. Митрохин в рапорте от 26 февраля 1817 г. на имя Ф.И. Лабенского о своих занятиях живописью писал: «Не безызвестно вам, что в 1801-м году февраля 26 дня рекомендован я был ордером Придворной Его Императорского Величества Канторы, по знанию моему живописи вступить в должность исправления картин» [2, с. 55]. Как мы видим, первый русский реставратор даже ретроспективно не называет себя «ресторатором», а свою работу «ресторацией».

¡р*-

4 4

4

К"

3

УО^Р^ГУ^О^СА, М, /.ьъ бО^К^^Л, /Ш 'К^е^ьо 'и Клг^аЛ,

(¡Х^ ^г/уох^оуОО-^Ъ вы,у /Ыуу-п^

&ьце> Пйи^^ е/бО ¿т-уг-сссг С~соу Лугую Л/ь ,-иле^л А ¿А еГьи

хр ¿^ суклсо Асуклоо в Ъ лър^о е)

^ Л Об ^уССОУ Ь^ /&*<,у -ЫУ Ъ^соАл. (£)суи> -

ы сруи^'ЬССАХЛ 5 -Л-о^а-ХЛ. . —---—•--—

Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1409. Оп. 2 Д. 5609. Собственная е.и.в. канцелярия. О существующих в Санкт-Петербурге ресторациях.

При этом в официальной корреспонденции Эрмитажа термин «ресторатор» мы встречаем в 1806 и 1807 гг. Существует два распоряжения Придворной конторы, приводящие нас к этому заключению: I. «Сего марта 13-го дня оной Канторою по представлению вашему на имеющуюся при Эрмитаже вакансию определен уволенный из провиантскаго штата, писарь унтер-офицерскаго чина Григорий Андреев ре-стораторским помощником, о чем и имеете вы быть известны, и употреблять его в должность» [2, с. 54], II. «Сего октября 23 дня Придворной Канторою определен по представлению вашему наимеющуюся при Ермитаже ресторатор-скаго помощника вакансию вновь в службу отставной губернский регистратор Савелий Лузин, о чем для сведения и употребления Его в должность сим вам рекомендуется. Октября 24 дня 1807 г.» [2, с. 54].

Упоминание термина также встречается в очередном документе, который связан с эвакуацией Эрмитажной Галереи и ее сокровищ во время войны 1812 года (См. приложение №3). Секретная экспедиция, о которой практически нет никаких свидетельств, длилась с сентября 1812 года по 1 июня 1813 года. Трое служащих Эрмитажа по «рестораторской части»: Андрей Митрохин, Савелий Лузин и Иван Трифонов сопровождали и сохранили «препорученную им кладь от всякого повреждения». А по возвращении из Экспедиции они занимались «расстановкой всего онаго по своим местам» [10].

В 1817 г. в одном из писем Ф.И. Лабенского (непосредственного начальника А.Ф. Митрохина в Эрмитаже), связанным с созданием «особой школы» ресторации при Императорском Эрмитаже упоминалось следующее: «...искусным мастером ресторации картин по сей части, доселе из русских художников известен один только Митрохин» [2, с. 57]. Как мы можем видеть, уже к 1817 г. Ф.И. Лабенский высоко ценил его мастерство, подчеркивая в письме опыт и высокий профессиональный уровень и называл А.Ф. Митрохина «мастером ресторации».

Как видим из архивных документов в первой четверти XIX в. термин «ресторация» и производные от него прочно входили в употребление в служебной переписке. В итоге, несмотря на столь долгую службу в Эрмитаже, 27 февраля 1825 года А.Ф. Митрохин впервые официально был переименован в «Ресторатора живописи». Кроме того, он получил повышение заработной платы от «Кабинета сверх получаемого им содержания по 2490 р. в год» [2, с. 63].

С тех пор термин «ресторатор» закрепился за А.Ф. Митрохиным в служебных документах. В письме от 28 декабря 1825 г., касающееся «отмененного по неизвестным причинам» [11] траура1 некоторым чиновникам, упоминается не только сам ресторатор, но и его рестораторские помощники Лузин и Рыбин» [11] (См. приложе-

ние № 2).

В рапорте от 6 марта 1838 года Ф.И. Лабенский подчеркивал важнейшую роль А.Ф. Митрохина в развитии рестораторского дела: «Ресторатор же 9 класса Митрохин, как основатель или лучше сказать Изобретатель в России ресторации по механической части оказал и по ныне оказывает отличные услуги Галереи Эрмитажа» [2, с. 56].

В 1845 году 29 января Государь Император «Высочайше повелеть соизволил: состоящего при Эрмитаже Ресторатора по Механической части, 9 класса Митрохина» уволить от должности по старости, но при этом ресторатора сохранили при Эрмитаже сверх штата [ 2, с. 65].

В РГИА нами обнаружено еще несколько документов от 1845 г. упоминающих А.Ф. Митрохина, но связаны они уже с его смертью и передачей квартиры, в которой он жил, в здании Эрмитажного театра другому чиновнику - письмоводителю Рыкову. Это одни из последних документов, в которых фигурирует ресторатор.

Первый документ - рапорт инженер-подполковника Кубе от 10 октября 1845 г. «О смерти А.Ф. Митрохина» [12]. Майор от ворот Императорского Зимнего Дворца2 подполковник Кубе писал о том, что проживавший в Театральном здании отставной Ресторатор живописи Императорского Эрмитажа Андрей Митрохин 10-го числа умер. Также он сообщает, что сделал распоряжения по перевозке тела из Театрального здания в так называемый «экстренный покой».

Вторым документом был ответ обер-гофмей-стера Ф. Опочинина на рапорт от 17 октября «О передаче квартиры» [12, л. 1]. Квартиру, оставшуюся после смерти «Ресторатора живописи Митрохина, состоящую в Театральном здании под №7м» [12, л. 2], он распоряжался передать «письмоводителю Канцелярии, титулярному советнику Рыкову» [12, л.3, 3 об.]. В обоих документах подполковник Кубе и обер-Гофмейстер Опочинин уважительно продолжали называть уже покойного А.Ф. Митрохина - «ресторатором».

«Ресторатура» — термин А.Ф. Митрохина»

Отдельного внимания заслуживает тот факт, что сам А.Ф. Митрохин ни разу по крайней мере в дошедших до нас документах не использует применительно к себе и к своей работе терминов «ресторатор и «ресторация», и более того -предлагает свой собственный термин.

В письме, адресованном Ф.И. Лабенскому в 1843 г., реставратор просил Эрмитаж рассмотреть возможность купить у него три картины из личной коллекции. Он упоминал в письме о своей сорокалетней службе в Эрмитаже, писал, что смог «долговременными и многочисленными опытами достигнуть до усовершенствования искусства возобновления картин» [13], а

непосредственно свою работу называл «ресто-ратурой произведений живописи» [13, л.1].

В том же письме А.Ф. Митрохин упоминал своих учеников, которые под его руководством с полным успехом продолжали заниматься «производством ресторатурных операций над картинами из галереи Эрмитажа» [13].

Учитывая многозначность слова «ресторация», зафиксированную двадцатью годами позднее в словаре В.И. Даля, можно предположить, что А.Ф. Митрохин сознательно не использовал неоднозначный термин, и предлагал более высоко звучащий «ресторатура» произведений живописи. Однако в каких-либо других документах этот примечательный термин нам более не встречается.

Возникновение термина «реставрация»

Казалось бы, к середине XIX века термин «ресторация» прочно вошел в употребление. Однако уже в заметке-некрологе главного-редактора журнала «Иллюстрация. Еженедельное издание всего полезного и изящного» Нестора Васильевича Кукольника о А.Ф. Митрохине, вышедшей в 1846 г., т.е. практически сразу после смерти ресторатора, автором впервые использовался термин «реставрация» [14], а сам редактор журнала был лично знаком с Митрохиным. Статью «Андрей Филиппович Митрохин» автор начал с определения понятия «реставрация», называя ее полу-искусством, или художественным ремеслом [14, с. 219].

Нестор Васильевич отмечал важность такого ремесла как реставрация, однако, по его мнению, именно ею «так пренебрегает теория изящного» [14, с. 219]. Реставрация, по его определению, есть восстановление художественных предметов «в первобытный их вид» [14, с. 219]. Анализируя статью, мы видим, что в 1846 г. термин «реставрация» имел привычное для нас значение и современное написание. Слова «ресторатор» и «ресторация» трансформировались в «реставратора» и «реставрацию» [14, с. 219].

Н.В. Кукольник один из первых, кто обратился к этому термину, дал определение и выделил три вида реставрации. Первый вид - это художественная реставрация. Он разделял художественную часть на многие смежные отрасли и отмечал, что «почти каждая требует предварительных сведений и механической ловкости» [14, с. 219].

Второй вид, согласно Н.В. Кукольнику, - реставрация архитектурная, которая должна основываться «на глубоком познании древностей» [14, с. 219]. Автор считал, что нет подтверждений и доказательств тому, что художник, производящий реставрацию, во время своей работы опирался на исторический материал, а не на своё собственное воображение

СМ-'

ЛЧ/чг.

6-Пг«»1 сА ^_0/1

Шн«. ¿то,«-. ^еим^«, п^уКъР,

Ъто кг-

1 егу/1 -¿И^ЪитС

мо.14 и- не

{¡'ип, , по <мертг<

вть*

Дйтл- пня

Тш«, гпьможмн,*? опеЪ 0

упЛгЪ'т-, Л» -

вомл-Ъ прМос^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пс \гуь ем* ьлА

% СЛЫНЛ* Ы С> СЛл>£КГГ1-е*л.С ЬГУЛ*

(Л когтил^'* и

■^Ы-СшгК) ^Тиа-гутС п* -цу&Ьтлсан'*«-, , к По ъп^Зм-н^'1

Нси>

5 ¿(¡А в

Сснтьч^ ■ Ь & — 7 г

с---Оуаим»7 {¡луик^У

го,

«-¿¿у .

Письмо генерал-прокурора князя А.Б. Куракина курскому гражданскому губернатору С.Д. Бурнашеву по делу о просьбе жены секретаря Евреинова. 1797. Источник: https://auction-rusenamel.ru/items/5394600

[14, с. 219]. Он также отмечал, что мы можем заметить в архитектурной реставрации «поэтический произвол» [14, с. 219], который возводит на архитектурных остатках свое собственное здание.

Третий вид реставрации - восстановление изваяний. Нестор Васильевич называл такую реставрацию «делом удачной догадки» [14, с. 219], которая должна удовлетворять требованиям вкуса. И отмечал, что зрителю необходимо поверить, что статуя именно «в таком виде вышла из рук художника, в каком вы ее видите» [14, с. 219].

Важно также, что автор статьи обращался к истории европейской реставрации и акцентировал внимание на том, что реставрация картин относилась к новейшему времени [14, с. 219].

Н.В. Кукольник предполагал, что этим ремеслом изначально стали заниматься в Венеции ввиду ее месторасположения в прибрежной зоне. Неблагоприятные природные условия негативно влияли на сохранность картин. Именно поэтому возникла необходимость в поиске средства по их «очищению и восстановлению» [14, с. 219]. В 1778 г. Венецианское правительство постановило иметь в городе особых реставраторов, для которых были выделены мастерские. Кукольник упоминал Петра Эдвар-тса, которому было поручено руководить всеми мастерскими в Венеции.

Удивительный факт, что он жил в те же годы, что и русский реставратор из Эрмитажа А.Ф. Митрохин, и оба мастера работали в городах, окру-

женных водными просторами - Эдвардс в Венеции, а Митрохин в Санкт-Петербурге.

«Лингвистический курьез: «ресторация» и «ресторатор» в терминологии истории общественного питания

Слово реставрация изменяло свое значение в течение всего XIX века в контексте его употребления [3, с. 130]. Но как получилось, что термин «воссоздавать» употреблялось не в значении реставрирования, а в качестве заведения высокой кухни?

Термин «ресторация» и производное от него «ресторатор» пришли в русский язык на рубеже XVIII-XIX вв. одновременно двумя путями - от позднелатинского restauratio (восстановление, возобновление); а также - от французского restaurant (ресторан)3.-

История4 появления термина «ресторация» в смысле заведения общественного питания восходит к Франции середины XVIII в. [15].

Ресторан отличался хорошим обслуживанием и подачей блюд по меню. Это термин стал нарицательным для заведений высокой кухни и довольно быстро появился в России. Тогда же сформировался термин «restaurateur» - ресторатор, т.е. владелец, хозяин ресторана. Первое подобное заведение, назвавшееся «ресто-расьон», отмечено в 1805 г. в Петербурге [16, с. 103].-Ресторасьоны, то есть заведения высокой кухни на иностранный манер, постепенно вытеснили традиционные для России того времени трактиры, а в «народном» изложении начали именоваться «ресторациями» [17, с. 74].

Только в 1821 г. слово «ресторация», подразумевавшее ресторан, впервые упоминалось в официальном документе - император Александр I утвердил «Положение о гостиницах, ресторациях, кофейных домах, трактирах и харчевнях в Санкт-Петербурге и Москве» [18]. Главное же отличие ресторации, например, от трактира в том, что в трактирах было разрешено иметь бильярд, а также туда был запрещен вход женщинам [18, л. 4].

Еще один вариант написания термина приводила Е.В. Долгих - «ресторациор»: «По-видимому, исключительно петербургским явлением начала XIX в. были кухмистерские столы, в число которых включались «ресторациоры» [19, с. 39].-

Отдельного внимания заслуживает дело, хранящееся в фондах РГИА [20], где находится записка князя Алексея Куракина, председателя Государственного совета департамента государственной экономии, подготовленная на обращение «О Ресторациях» управляющего министерством внутренних дел (илл. 1).

В той записке князь обращал внимание, что под одним названием «ресторации» существует два вида заведений: один вид следует европей-

ской традиции, представляя более роскошный вид заведения; другой также называемый «ресторацией», сохранял традиции кухмистерских столов (столовые). Это негласное разделение предполагало различные особенности надзора за ними со стороны ведомств (См. приложение № 4).

Примечательной особенностью этого документа является его датировка, и 1831 г. указан явно ошибочно, так как князь Алексей Куракин умер 30 декабря 1829 г. Возникающие сомнения касательно авторства этой записки развеиваются при сравнении автографов князя Куракина из других документов, например, из письма курскому гражданскому губернатору С.Д. Бурнашеву от 6 сентября 1797 г (илл. 2). Таким образом, настоящее сравнение подписей и подтверждение их авторства позволяет говорить об ошибочной датировке настоящего дела.

В 1840 г. городские вывески были полны орфографических ошибок5. Содержание и художественное оформление ресторанных вывесок нередко могли вызвать усмешку современников [16, с. 103].-

Упоминание в заметке также и немецких трактирщиков позволяет предположить, что термин «ресторация» в значении заведения общественного питания пришел к нам из Франции через германские княжества, где получил характерное для немецкого языка окончание -«tion», что традиционно транскрибировалось в русский язык как «ция».

При этом к середине XIX в. написание термина стало изменяться. В Санкт-Петербурге возникли новые форматы заведений: «Петербургским новшеством стало создание на особых условиях в 1841 г. элитарного заведения Доме-ника Риц-а-Порта под названием «кафе-ресто-рант» [19, с. 39].-

В словаре слово «ресторация» в значении ресторана впервые встречается в словаре в 1866 г. В.И. Даля - причем значение «ресторации» как съестного заведения дается именно как первое (второе значение тождественно реставрации, то есть «выправке обветшалого здания или картины) [6, с. 83]. В той же работе В.И. Даль впервые дал определение «ресторатору» как «хозяину съестного заведения» [6, с. 83].

Ближе к середине XIX в. уличные вывески начали изменять названия «ресторации» («ре-сторасьон») на ресторан [21, с. 108], а вскоре и вовсе стали выходить из употребления.

В словаре 1901 г. Ф.Н. Берга термин «ресторация», обозначающая «ресторан низшаго разряда», давался только третьим пунктом и указывалось, что термин имеет уже «малоупотребительное обозначение» [7, с. 561].

Несмотря на вхождение термина в законодательство Российской империи, его употребление в значении заведения общественного питания можно считать лингвистическим курьезом.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на всю курьезность термина, от «ресторации» до «реставрации» прошло немало лет, за которые многое стало историей. Особенности написания слова, его произношение, значение изменялись в зависимости от смыслов, времени и сферы применения.

В настоящей статье хотелось подчеркнуть, что слова «ресторация» и «ресторатор» имели несколько значений, которые проникли в русский язык одновременно и развивались в нем каждый своим путем.

Упоминание этого термина во всех значениях (и в значении восстановления живописи и в

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

значении заведений общественного питания) в переписке высших чинов и в законодательных актах Империи в достаточной мере иллюстрируют этот курьезный путь. В художественной сфере развитие этого термина во многом связано с всплеском интереса к реставрации и активным ее развитием в России в начале XIX в. Большую роль в этом процессе сыграл первый русский реставратор Андрей Филиппович Митрохин, который был не просто служащим Эрмитажа, но и сам активно разрабатывал новые методики механического восстановления живописи, и, как справедливо отмечал Ф.А. Ла-бенский, о том, что А.Ф. Митрохин «подлинный энтузиаст» [22, с. 44] и «изобретатель в России ресторации» [2, с. 56].

Ордер.

Находящемуся при Эрмитаже усмотрения за Картинами 7-го класса г-ну Лабенскому.

Усматривая из обширности вверенной вашему усмотрению части картин, размещенных здесь в зимнем Его Императорского Величества Дворце, в Михайловском замке, и в иногородних дворцах, и за необходимостью дать вам для сего в помощь вновь определенного Камердинера Митрохина по практике его в живописи, предписал я ему Ордером сего же числа быть по сей части в помощь у вас; почему и рекомендую вам употреблять его по оной части на таком же положении, как находится при вас Камердинер Андреев. Февраля 26 дня 1801 года.

Нарышкин [Подпись]

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

Ваше Превосходительство

Милостивый Государь!

В поданных прежде сего списках о трауре для служащих при Эрмитаже по 2му Отделению, помещены были Ресторатор живописи Митрохин и Рестораторские помощники Лузин и Рыбин, которым неизвестно по каким причинам траур отменен. А так как вышеозначенные чиновники употребляются в работах, не только при Эрмитаже весьма часто и во дворце; то и прошу всепо-корнейшне Ваше Превосходительство, приказать вышеупомянутым чиновникам сшить траурное платье.

Впрочем имею честь быть с истинным почтением и совершенною преданностию.

Вашего Превосходительства Милостивого Государя Декабря 28го дня 1825 года

Его П-ва С.И. Комаров

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Ф 1 Оп 2 дело 16 (1814 го) 35

Его Императорского Величества в Придворную Кантору д.№16

Статского Советника

Франца Лабинского

Рапорт.

Служащия в Эрмитаже по 2му Отделению: камердинеры Андрей Митрохин и Алексей Андреев, Губернский регистратор Савелий Лузин, Письмоводитель Густав Планат и Лакей Иван Трифонов продолжая службу свою: первые два по рестораторской части достойны отличия - второй рестораторским помощником с 1807го года с жалованием по 300. рублей на год, исполняет оную с отличным усердием и рачением, находясь в сказанном чине с 1792 года. Третий будучи при производстве иностранного письмоводства с 1808го с жалованием по 600 рублей, прилежанием к исправляемой им должности заслуживает мою признательность. Чтоже касается допоследнего, то он находясь в службе при ВЫСОЧАЙШЕМ Дворе с 1798го года, командирован был в 1806м году Ордером придворной канторы в мое ведомство для исправления возлагаемых на него должностей как то: смотрением за кладовыми, ранжировкою картин, продолжением каталога и прочих российских письменных дел; что при отличном его поведении и хорошем знании исправляет с отличным усердием и рачительностью. В бывшую же 1812го года Сентября 19го дня секретное Экспедицию водяным трактом, продолжавшуюся по 1е Июня 1813го. Отправлен был с упомянутыми Митрохиным и Лузиным при картинах и прочих редких вещах Эрмитажа, и вовсе показанное время

(Оборотная сторона) имея тщательное за оными наблюдение сохранили препорученную им кладь от всякого повреждения. Столь отличная служба его Трифонова сопровождаемая всегдашним усердием и верностию, так как и вышеписанных. «А притом и заоказанную ими ревностнейшую деятельность во время укладки Галлереи и прочих драгоценностей, так же и повозвращении из упомянутой Экспедиции, розстановки всего онаго по своим местам. Равно имея ито на замечании: что в прошлом в 1808м году, все чиновники, состоящие по 1му и 3му Отделениям, награждены прибавкою жалованья; а вверенная мне часть осталось без всякого уважения.» Побуждает меня по долгу моему донесть о сем Придворной Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА канторе и покорнейше Просить: Камердинеров: Митрохина и Андреева предоставляю наградить чем заблаугодно будет оной канторе. Лузина выслужившаго в настоящем звании узаконенное время, предоставить к награждению чином и прибавить жалованья. Планата удостоить также прибавкою к жалованья. С вознагражденияже отличной 16ти летней службы и трудов лакея Трифонова, а равно и понеобхо-димости иметь особеннаго по части мне вверенной чиновника в роде коммисара, переименовать его в класные чиновники по канторе с жалованьем против получаемых им ныне всех окладов. Статский Советник Ф.Лабенский

Октября 17 дня

1814го года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4.

О существующих в С. Петербурге ресторациях.

Записка ко внесению в Журнал Комитета ГГ. Министров о существующих в С.Петербурге Ресторациях.

Председатель Государственного Совета Департамента Государственной Экономии из сего мнения Управляющего Министерством внутренних дел: на щетъ статьи о Ресторациях и назначении столь большого уменьшения оных вдруг, имеет представить.

1.) Существующие ныне у нас заведения под наименованием Ресторации должно иметь в двух видах: по одному почитать те, кои во всем соответствуют прямой цели сих учреждений и уподобляются существующим в иностранных государствах, как-то ресторации Талона, Луи, и другие подобные - по другому: те которые единственно заменяют бывшие пред сим Кухмистерские столы - и о которых идет теперь речь.

2.) Сие два разные заведения под одно название Ресторации подведенные, как видно и были поводом не ограниченные в количестве учреждения оных и открытых

(Оборотная сторона) их, в столь большом числе; но съ оным вместе быв в разных положениях, сами собой требовали от Местного Начальства разного внимания и разного попечения - О ресторациях первого вида, должно было стараться различать оные как можно больше; а о тех которые, занимают кухмистерские столы, соображение и надзором за оными, следовало обратится к правилам, которые наблюдались за Кухмистерскими столами во время их существования; от чего и самое количество оных ограничилось бы действительною в них надобностью обывателей

3.) Таковую обязанность за Ресторациями второго вида, нетрудно было исполнить имея изданные правила в 1809 году; в числе которых как мне помнится особенною обязанностию было между прочим.

а) Кухмистерские столы от воинских Казарм и Корпусов заводить не ближе 300 саженей.

б) Учредить оные точно в местах для общей удобности, руководствуясь

(Л. 2.) не единым произволом хозяев и тех кто желает их заводить, но по действительной местной надобности полицейским Начальством усмотренной.

с) Наблюдать особенно чтоб открытие сих заведений имело нарочитое расстояние от существующего уже такого рода заведения и от учрежденных трактиров, дабы один другому подрыва делать не могли.

д) На сих началах бывший тогда военный Губернатор сам и определил, сколько точно в которой части города быть Кухмистерских столов, и подобных заведений.

4.) В следствие сего я и считаю, что есть ли бы правила сии для Кухмистерсих столов изданные, обращены были к надзору за ресторациями второго вида, которые ничто иное /как то выше сказанное/ как столы Кухмистерские, не было бы столь большое оных размножение и описываемого Министром финансов подрыва питейному збору,

(Оборотная сторона) и для того я и представляю, чтоб Ресторации сии во всем обращены были на то положение, которое в 1809 году существовало для Кухмистерских столов, чем самым и Количество их ограничится соразмерно действительной надобности; - Оставить же оных только 30; то есть уничтожить четыре пятых их ныне существующих, или оставить одну третью часть из числа бывших Кухмистерских столов, по мнению моему столь мало для удовлетворения надобности жителей, что может возродить справедливое отъ пользующих оными негодование, не говоря уже

0 раззорении хозяев, которые для учреждения оных основываясь на позволении правительства употребили весь свой Капитал.

5.) В Заключение сего, осмеливаюсь здесь присовокупить еще что в точное ограничение от подрыва питейного дохода /за принятием мер вышеизложенных/ действительную бы пользу принесло запрещение употреблять в Ресторациях второго вида иностранные водки и вины. Необходимость обратиться тогда, к водкам и настойкам, делаемым из хлебного вина, всеконечно бы усугубила доход питейной; да и ту еще пользу бы принесло, что приходящие в оные, избавились бы тех вин каковы обыкновенно в сих местах продают за весьма дорогую цену и человеческому здоровью вредные; в торговлю же на значительную сумму уменьшился бы привоз французской и других иностранных водок.

К. Алексей Куракин [Подпись] Примечания:

1 Имеется ввиду траур в связи с кончиной императора Александра. Письмо было составлено спустя две недели после восстания декабристов.

2 Так называлась должность, которую занимал подполковник Кубе. (Прим.авторов).

3 Restauration «ресторасьон» по-французски и «ресторацйон» по-немецки. (Прим. авторов).

4 В 1765 году в районе нынешней улицы Лувр в Париже было открыто заведение, на фасаде была выгравирована латинская фраза из Библии: "Venite ad me omnes qui stomacho laboratis, et ego vos restaurabo". Фраза была шутливой игрой слов и переводилась как "Приходите ко мне, те, у кого болит живот, и я восстановлю вас". Владельцем в публикациях упоминается обычно некий мистер Буланже. В том заведении можно было попробовать «фирменный бульон, который «восстанавливает силы (bouillon restaurant)». Набиравшие популярность подобные заведения связаны, возможно, с Французской революцией. Подобные рестораны имели большой успех в том числе потому, что предлагали своим клиентам отведать те же блюда, что подавались в Версале. Во французском языке слова «restaurateur» до сих пор двузначно и определяет как ресторатора, так и реставратора.

5 Примечательна следующая заметка из газеты Северная пчела за 1840 г.: «Один новоприбывший француз был крайне удивлен, читая на вывесках здешней столицы: Restauration (ресторация). Это в полном смысле язык, который Грибоедов назвал в шутку смесью французского с нижегородским. Restauration значит восстановление. Но трактир есть Restaurant. Господа русские и немецкие трактирщики! Исправьте ошибку и когда пишите не выдумывайте небывальщины». (По материалам статьи: Травер П.В.. История и образ кабака и трактира в русской культуре. Ч.1. Об истории кабака на Руси и трактира в России // История и современность. 2013 №1(17). С. 103.)

Литература и источники

1. Окрошидзе Л.Г. Новые факты о жизни и деятельности первого русского реставратора А.Ф. Митрохина // Вестник Московского университета. Серия 8: История. 2023. Т.64. №4. С.174-187.

2. Гамалов-Чураев С.А. Ресторатор 9-го класса Андрей Митрохин // Старые годы. 1916. Апрель-июнь. С. 5166.

3. Зверев В.В. О понятии «Научная реставрация» // Исторические исследования. 2019.№13 С. 128-142.

4. Словарь Академии Российской. Санктпетербург: При Имп. Акад. Наук: В 6 Т. 1789-1794.

5. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный. Санктпетербург: Пр и Имп. Акад. наук, 1806-1822. Т. 5, 1822.

6. Толковый словарь живого великорусскаго языка / [соч.] В.И. Даля. Ч. 1-4. - Москва: Издание Общества любителей российской словесности, учрежденного при Императорском Московском университете, 1863-1866.

Ч. 4: P-V, 1866. 625 с.

7. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / сост. под ред. Ф. Н. Берга. Москва: А. А. Петрович, 1901. 752 с.

8. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). Л: Искусство, 1985. 407 с.

9. Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ СПб) Ф 1. Оп 2. Д 3. 1801 г. Ордер обер-гофмаршала Нарышкина от 26 февр. 1801.

10. Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ СПб). Ф.1. Оп. 2. Д. 16. 1814 г. О награждении служащих: камердинеров Митрохина, Андреева, губернского регистратора Лузина, письмоводителя Планата и лакея Трифонова.

11. Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ СПб). Ф.1. Оп. 2. Д. 34. 1825 г. Об изготовлении траурного платья реставратору Митрохину и его помощнику Лузину.

12. Российский государственный исторический архив (РГИА СПб) Ф. 472. Оп.14. Д.652. Дело о смерти реставратора живописи Эрмитажа Митрохина и о назначении его квартиры письмоводителю чиновнику Рыкову.

13. Архив Государственного Эрмитажа (АГЭ СПб). Ф.1 Оп. 2 Д. 5. (1842 год). О предложении реставратора Митрохина приобрести у него для Эрмитажа три картины Н. Пуссена, П. Кортона и Тициана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Кукольник Н.В. Андрей Филипповичъ Митрохинъ // Иллюстрация: Еженедельное издание всего полезного и изящного. 1846. Т.2. № 14. С. 219-220.

15. La vie au quotidien au 18eme. La gastronomie nouvel art de vivre! [Электронный ресурс] // Stanislas Leszczynski. URL: http://www.stanislasurbietorbi.com/stanislas/stanislas_gastronomie.htm (дата обращения: 05.09.2023).

16. Травер П.В. История и образ кабака и трактира в русской культуре. Ч.1. Об истории кабака на Руси и трактира в России // История и современность. 2013 №1(17). С. 90 - 109.

17. Малышкина Е.А. Эволюционный путь развития индустрии общественного питания в дореволюционной России. // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 2(060). С.72 -78.

18. Российский государственный исторический архив (РГИА СПб) Ф. 1152 Оп. 1 Д. 63 (1820 г.). Дело об учреждении положения о гостиницах, ресторациях, кофейных домах, трактирах и харчевнях в губернских, портовых и уездных городах.

19. Долгих Е.В. К истории повседневности: развитие общественного питания в России в XVI-XX вв. // Вестник Московского Университета. Серия 8. История. 2019. № 2. С. 17-63

20. Российский государственный исторический архив (РГИА СПб). Ф. 1409. Оп. 2 Д. 5609. Собственная е.и.в. канцелярия. О существующих в Санкт-Петербурге ресторациях.

21. Лаврентьева Е.В. Культура застолья XIX века. Пушкинская пора. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. 317 с.

22. Алешин А.Б. История реставрации станковой масляной живописи в России, Ленинград: «Художник РСФСР», 1989. 158 с.

References

1. Okroshidze L.G. Novye fakty o zhizni i deyatel'nosti pervogo russkogo restavratora A.F. Mitrohina (1765 -1845) [New Facts about the Life and Work of the First Russian Restorer A.F. Mitrokhin (1765-1845)]. Vestnik Moskovskogo universiteta. [Bulletin of the Moscow University]. Ser. 8: History, 2023. vol.64. no 4. pp.174 - 187.

2. Gamalov-Churaev S.A. Restorator 9-go klassa Andrej Mitrohin [9th grade restorer Andrey Mitrokhin]. Starye gody [The Old Years], 1916, Aprel'-iyun'. pp. 51-66.

3. Zverev V.V. Oponyatii«Nauchnaya restavraciya» [ On the concept of "Scientific restoration"]. Istoricheskieissledovaniya [Historical research], 2019, no.13, pp.128 - 142.

4. Slovar' Akademii Rossijskoj [Dictionary of the Russian Academy of Sciences]. St. Petersburg, 1789-1794, in 6 vols.

5. Slovar' Akademii Rossijskoj, po azbuchnomu poryadku raspolozhennyj [Dictionary of the Russian Academy of Sciences, arranged in alphabetical order] St. Petersburg: At the Imp. Academy of Sciences, vol.5, 1822.

6. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskago yazyka [Explanatory dictionary o f the l iving Great Russian language], V.I. Dal' (ed.). Moscow, Publication of the Society of Lovers of Russian Literature, established at the Imperial Moscow University, 1863-1866, Vol.4(1866), 625 p.

7. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo yazyka [Dictionary of foreign words included in the Russian language], F.N. Berg (ed.). Moscow, A.A. Petrovich, 1901, 752 p.

8. Levinson-Lessing V.F. Istoriya kartinnojgalerei Ermitazha (1764-1917) [The history of the Hermitage Art Gallery (17641917)]. Leningrad: Iskusstvo Publ., 1985. 407 pp.

9. AGE [Archive of the State Hermitage Museum] f 1, inv. 2, d. 3 (1801): Order ober-gofmarshala Naryshkina ot 26 fevr. 1801 [Order of Chief Marshal Naryshkin dated February 26, 1801].

10. aGe [Archive of the State Hermitage Museum] f.1, inv. 2, d. 16 (1814): O nagrazhdenii sluzhashchih: kamerdinerov Mitrohina, Andreeva, gubernskogo registratora Luzina, pis'movoditelya Planata i lakeya Trifonova [About awarding employees: valets Mitrokhin, Andreev, provincial registrar Luzin, clerk Planeta and footman Trifonov].

11. AGE [Archive of the State Hermitage Museum] f.1, inv. 2, d. 34. (1825): Ob izgotovlenii traurnogo plat'ya restavratoru Mitrohinu i ego pomoshchniku Luzinu [About the manufacture of a mourning dress to restorer Mitrokhin and his assistant Luzin].

12. RGIA [Russian State Historical Archive] f. 472, inv.14, d.652: Delo o smerti restavratora zhivopisi Ermitazha Mitrohina i o naznachenii ego kvartiry pis'movoditelyu chinovniku Rykovu [The case of the death of the restorer of Hermitage paintings Mitrokhin and the appointment of his apartment to the clerk official Rykov].

13. AGE [Archive of the State Hermitage Museum] f.1, inv. 2, d. 5. (1842): Opredlozheniirestavratora Mitrohina priobresti u nego dlya Ermitazha tri kartiny N. Pussena, P. Kortona i Ticiana [On the proposal of the restorer Mitrokhin to purchase three paintings by N. Poussin, P. Cardboard and Titian from him for the Hermitage].

14. Kukol'nik N.V. Andrej Filippovich"Mitrohin" [Andrey Filippovich Mitrokhin]. Illyustraciya: Ezhenedel'noe izdanie vsego poleznogo i izyashchnogo [Illustration: A weekly edition of everything useful and elegant], 1846, Vol.2. no.14. pp. 219220.

15. La vie au quotidien au 18eme. La gastronomie nouvel art de vivre! Avaliable at: http://www.stanislasurbietorbi.com/ stanislas/stanislas_gastronomie.htm (Accessed: 5 September 2023).

16. Traver P.V. Istoriya i obraz kabaka i traktira v russkoj kul'ture. CH.1. Ob istorii kabaka na Rusi i traktira v Rossii [The history and image of a tavern and a tavern in Russian culture. Part 1. About the history of a tavern in Russia and a tavern in Russia]. Istoriya i sovremennost' [History and modernity], 2013, vol.1, no.17, pp. 90 - 109.

17. Malyshkina E.A. Evolyucionnyj put' razvitiya industrii obshchestvennogo pitaniya v dorevolyucionnoj Rossii [The evolutionary path of the development of the catering industry in pre-revolutionary Russia]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya iprocess [Socio-economic phenomena and processes], 2014, vol.2, no. 60, pp.72 -78.

18. RGIA [Russian State Historical Archive] f.1152, inv. 1, d.63 (1820): Delo ob uchrezhdenii polozheniya o gostinicah, restoraciyah, kofejnyh domah, traktirah i harchevnyah v gubernskih, portovyh i uezdnyh gorodah [The case of the

establishment of regulations on hotels, restaurants, coffee houses, inns and inns in provincial, port and county towns].

19. Dolgih E.V. K istoriipovsednevnosti: razvitie obshchestvennogo pitaniya v Rossii vXVI-XX vv [Towards the history of everyday life: the development of public catering in Russia in the XVI-XX centuries.]. VestnikMoskovskogo Universiteta. Seriya 8. Istoriya [Bulletin of the Moscow University. Episode 8. History], 2019, no. 2, рр.17-63.

20. RGIA [Russian State Historical Archive] f. 1409, inv.2, d. 5609: Sobstvennaya e.i.v. kancelyariya. Osushchestvuyushchih v Sankt-Peterburge restoraciyah [Own E.I.V. office. About the restaurants that exist in St. Petersburg].

21. Lavrent'eva E.V. Kul'tura zastol'ya XIX veka. Pushkinskaya pora [The culture of the feast of the XIX century. Pushkin's time]. Moscow: TERRA-Book Club] 1999. 317 р.

22. Aleshin A.B. Istoriya restavracii stankovojmaslyanojzhivopisi vRossii [The history of restoration of easel oil painting in Russia]. Leningrad: "The Artist of the RSFSR Publ., 1989. 158 р.

© «Клио», 2024

© Юренков А.К., Окрошидзе Л.Г., Данилов Д.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.